HMS Петерель (1927)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2019 г. ) |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | HMS Петерель |
Строитель | Судостроители Тысячелистника |
Запущен | 18 июля 1927 г. |
Судьба | Потоплен в бою 8 декабря 1941 г., Шанхай. |
Общие характеристики | |
Тип | Речная канонерская лодка |
Смещение | 310 тонн |
Длина | 177 футов (53,9 м) |
Луч | 29 футов (8,8 м) |
Черновик | 3,2 фута (1,0 м) |
Движение | Котлы Тысячелистника, паровая турбина 2250 л.с. |
Скорость | 16 узлов |
Дополнить | 55 |
Вооружение | 2×3-дюймовые (76-мм) орудия, 8×пулемётов |
HMS Peterel — речная канонерская лодка, построенная компанией Yarrow Shipbuilders в Скотстоуне , шестой корабль Королевского флота, носивший это имя, и ведущий корабль своего класса . В ее названии использовалось архаичное написание для соответствия предыдущим одноименным кораблям Королевского флота , в отличие от современного принятого написания «буревестник» (как в слове «птица »).
После завершения его разобрали и отправили в Гонконг для повторной сборки, а затем направили для обслуживания на Китайскую станцию на реке Ян Цзе для обеспечения защиты британской торговли и граждан. HMS Peterel был спроектирован и оборудован для патрулирования верховьев реки (он имел мелкую осадку и основное вооружение — пару 3-дюймовых орудий).
Межвоенные годы
[ редактировать ]Служба HMS Peterel на китайской станции в основном прошла без происшествий. Она потеряла членов экипажа в отдельных несчастных случаях (например, Стокер первого класса Уильям Дж. Лэнсделл умер от утопления 25 ноября 1928 года, а Стокер первого класса Уилфред О'Брайен умер от утопления 13 августа 1930 года). Самым примечательным событием было то, что в 1930 году ей понадобилась помощь французской канонерской лодки «Дудар де Лагре » ( Ernest Doudart de Lagrée ) после того, как она села на мель в Янцзы .
Вторая мировая война
[ редактировать ]Начало войны
[ редактировать ]С началом войны в Европе в 1939 году многие корабли и личный состав Китайской эскадры Королевского флота были отозваны в свои воды или отправлены в Средиземное море. Ряд речных канонерских лодок считались имеющими ограниченную ценность, и они были поставлены на прикол на месте. Одна речная канонерская лодка, HMS Peterel , была оставлена в Шанхае, чтобы обеспечить символическое британское военное присутствие, которое, как надеялись, отговорит японцев (которые уже оккупировали большую часть города) от действий против Международного поселения там. Ее экипаж сократился до 21 человека и 19 набранных на месте китайцев; она была пришвартована в бассейне Шанхая (у Французской концессии ). Из-за уменьшенного состава он был способен двигаться только в течение ограниченного периода времени, а его основное вооружение было отключено, чтобы снизить его ценность для японцев в случае захвата. Ее капитан, 62-летний временный лейтенант Стивен Полкингхорн из Новой Зеландии, получил приказ затопить судно в случае нападения японцев.
Тонущий
[ редактировать ]К декабрю 1941 года Шанхай (не считая Международного урегулирования и Французской концессии ) был оккупирован сухопутными войсками Японии, и в этом районе происходило большое наращивание японских военно-морских сил. Около 4:20 утра по местному времени 8 декабря 1941 года новости о нападении на Перл-Харбор , произошедшем несколькими часами ранее, начали доходить до Шанхая. HMS Peterel был уведомлен о нападении командующим Кеннеди из британского консульства, и корабль был вызван на боевые посты.
Вскоре после того, как известие о нападении на Перл-Харбор дошло до Шанхая, японские морские пехотинцы поднялись на борт речного канонерского катера ВМС США USS Wake . Он сдался без единого выстрела (единственный корабль ВМС США, сдавшийся во время Второй мировой войны). Позже японцы ввели его в состав своего флота как « Татара» , а затем передали своему марионеточному реорганизованному национальному правительству Китая, базирующемуся в Нанкине .
Хотя Япония не объявляла войну Великобритании, японские морские пехотинцы также поднялись на борт « Петереля», чтобы потребовать от него капитуляции. Полкингхорн попытался тянуть время, чтобы зажечь взрыватели и передать кодовые книги по специальному желобу для сжигания в котельной. Когда его попытки не увенчались успехом, Полкингхорн сказал им: «Покиньте мой чертов корабль!» Японцы высадились, и почти сразу же японский крейсер «Идзумо» , сопровождающая канонерская лодка «Тоба» и японские береговые батареи во Французской концессии открыли огонь почти в упор. Несмотря на численное превосходство и безнадежное превосходство в вооружении, экипаж Королевского военно-морского флота HMS Peterel открыл ответный огонь, используя стрелковое оружие и палубные пулеметы Льюиса ( затворы ее 3-дюймовых орудий были сняты и доставлены на верфь Королевского флота в Гонконге). ). Экипаж Королевского флота нанес несколько ранений японцам, прежде чем «Петерел» перевернулся и отошел от швартовки под шквальным огнем. Японский пулемет расстрелял в воде как уцелевших членов Королевского флота, так и набранных на месте китайских членов экипажа.
Из 22 британских экипажей на борту «Петерела» во время атаки находилось 18 человек. Шестеро из них были убиты японцами; у них нет известных могил, и неясно, были ли извлечены их тела из воды. 12 членов экипажа Королевского флота выжили: некоторые нашли убежище на нейтральном , зарегистрированном в Панаме торговом судне SS Marizion . В нарушение международного права японцы захватили корабль и взяли выживших в плен. Число потерь, понесенных местным небоевым китайским экипажем, и судьба всех выживших от рук японцев неизвестны (в соответствии с директивой, ратифицированной 5 августа 1937 года императором Хирохито , японцы сняли ограничения международного права на обращение с китайскими военнопленными).
Выжившие члены Королевского флота с HMS Peterel (включая Полкингхорна) были перемещены в лагеря для интернированных Хунчью, Кианг Ван и Усунг в Китае. Постоянные поставки, получаемые от Британской ассоциации резидентов (Шанхай) и Международного Красного Креста, имели решающее значение для выживания интернированных. 9 мая 1945 года заключенные Кианг Ванга были переведены в лагеря в самой Японии.
Трое членов экипажа HMS Peterel находились на берегу во время атаки японцев; двое были схвачены, но третий, телеграфист Джеймс Каминг, оставался на свободе в Шанхае на время войны, работая на китайско-американскую шпионскую сеть. «Одинокая битва» , рассказ по рассказу Каминга, была написана Десмондом Веттерном в 1960 году.
Последствия
[ редактировать ]Полкингхорн пережил три года и девять месяцев в плену. За свои действия в Шанхае он был награжден медалью за доблесть — Крестом за выдающиеся заслуги (DSC). В цитате (опубликованной в The London Gazette 23 октября 1945 года) говорится: «За огромную смелость, решимость и упорство в борьбе со своим кораблем HMS Peterel , когда он подвергся нападению превосходящих японских сил в Шанхае 8 декабря 1941 года». [ 1 ]
Небольшая коллекция фотографий, выставленная в Историческом музее Бунда в Шанхае, фиксирует сцену в бассейне Шанхая как до, так и после 8 декабря 1941 года. В коллекцию включены изображения сильно поврежденного, перевернувшегося корпуса HMS Peterel .
В декабре 2013 года HMS Daring (эсминец Королевского флота Тип 45) посетил Шанхай, и его экипаж принял участие в поминальной службе по HMS Peterel .
Художественный рассказ о затоплении «Петереля» появляется в Дж. Балларда романе «Империя Солнца» , по которому был снят фильм, выпущенный в 1987 году.
Цитаты
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Констам, Ангус. Канонерские лодки на реке Янцзы, 1900-49 гг . Издательство Оспри (2011) ISBN 1849084084 .
- Веттен, Десмонд. Одинокая битва . WH Аллен (1960) ASIN: B0000CKH0A
31 ° 14'16,9 "N 121 ° 29'10,1" E / 31,238028 ° N 121,486139 ° E