Нападение на Кларк Филд
Нападение на Кларк Филд | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Азиатско -Тихоокеанского театра Второй мировой войны. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Япония | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Дуглас Макартур Льюис Х. Бреретон Мануэль Л. Кесон Базилио Х. Вальдес | Нисидзо Цукахара | ||||||
Сила | |||||||
35 бомбардировщиков 117 бойцов ~155 старых самолетов 15 000 американских и филиппинских солдат |
108 бомбардировщиков 84 бойца | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
12 Б-17 40 П-40 ~50 старых самолетов 80 убитых 150 раненых | 7 самолетов сбито |
Нападение на Кларк Филд ( филиппинский : Paglusob sa Kampo ng Clark ; Kapampangan : Atake king Kampo ning Clark ) было частью серии утренних авиаударов по военным базам островов Тихого океана США, открывших участие Японии во Второй мировой войне . Атака была призвана свести к минимуму вмешательство Дальневосточных ВВС (FEAF) во время последующего вторжения на Филиппины Империи Японской . Захват Филиппин был необходим для контроля над судоходными путями между Японией и сферой совместного процветания Большой Восточной Азии . Военные действия начались с нападения на Перл-Харбор в 07:48 по гавайскому времени (UTC-10:30) 7 декабря 1941 года. [ 1 ]
Одновременно с атакой на Кларк-Филд небольшая истребительная база в Ибе на Лусоне. подверглась бомбардировке [ 2 ]
Когда рассвет двинулся на запад через Тихий океан (и международную линию перемены дат ), в полдень (UTC+12) на острове Уэйк , в 09:27 (UTC+10) на Гуаме , в 06:00 (UTC+) последовали дневные авиаудары. 8) на Давао , в 09:30 (UTC+8) на Багио и в 12:35 (UTC+8) на Кларк Филд . [ 1 ] Потери самолетов ВВС США на земле на Филиппинах были аналогичны потерям, понесенным на острове Оаху, несмотря на девять часов, отведенных на подготовку после нападения на Перл-Харбор; но командующий генерал Дуглас Макартур и другие старшие командиры избежали позора, которому подверглись гавайские командиры, которые были освобождены от командования и отправлены в отставку после официального расследования. [ 3 ]
Напротив, официального расследования событий на Филиппинах не проводилось. [ 3 ]
Манила
[ редактировать ]Манила была передовой военной базой США в Тихом океане, имеющая стратегическое значение, сравнимое с Сингапуром для Британской империи . Генерал-лейтенант Дуглас Макартур командовал Силами армии США на Дальнем Востоке (USAFFE) из штаб-квартиры в Маниле. В состав команды Макартура входили сухопутные войска и FEAF. Кларк-Филд был основной авиабазой для бомбардировщиков, которые , как предполагалось, могли нанести наступательные авиаудары в соответствии с военным планом «Радуга 5» . Истребительная авиация, которая, как ожидается, будет обеспечивать оборонительное прикрытие, может использовать Кларк-Филд или аэродромы-спутники, включая Николс-Филд и Нильсон-Филд на юго-востоке, аэродром Иба на западе и аэродром Дель-Кармен на юге. [ 4 ]
FEAF также защищал военно-морскую базу Кавите, служащую портом приписки для крейсеров , эсминцев , подводных лодок и летающих лодок Азиатского флота . [ 5 ]
Дальневосточные ВВС
[ редактировать ]FEAF со штаб-квартирой в Нилсон-Филд находился под командованием генерал-майора Льюиса Х. Бреретона , который должен был подчиняться Макартуру через начальника штаба Макартура бригадного генерала Ричарда К. Сазерленда . На момент нападения у FEAF было больше самолетов, чем у Гавайского департамента, защищающего Перл-Харбор. Парк из 35 бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress был самым большим количеством, закрепленным за армейскими ВВС. Кларк-Филд был основной базой B-17, где эти тяжелые самолеты хранились без камуфляжа на пандусах, чтобы не завязнуть в недренированной мягкой почве, окружающей эти планировочные поверхности. B-17 также могли использовать аэродром Дель-Монте на юге Минданао , где военнослужащие жили и работали в палатках на ананасовой плантации. [ 4 ]
Самолеты в Дель-Монте находились за пределами досягаемости японских бомбардировщиков наземного базирования, но также не могли достичь японских целей. Помимо B-17, парк самолетов FEAF на 8 декабря включал 107 Curtiss P-40 Warhawk , истребителей [ 4 ] 26 истребителей «Северский» P-35 , 18 бомбардировщиков Douglas B-18 Bolo , 12 Boeing P-26 Peashooter истребителей Curtiss O-52 Owl , 11 самолетов наблюдения Douglas O-46 , 2 самолета наблюдения North American A-27 , 8 штурмовиков , и 3 бомбардировщика Martin B-10 . [ 6 ]
События 8 декабря 1941 г.
[ редактировать ]Хронология местного времени (UTC+8): [ 4 ]
- 02:40 - Штаб Азиатского флота получил уведомление о нападении на Перл-Харбор, но не проинформировал Макартура. [ 4 ]
- 03:40 - Сазерленд услышал коммерческую радиопередачу с новостями о нападении на Перл-Харбор и уведомил Макартура. [ 4 ]
- 04:00 — Сазерленд уведомил штаб-квартиру FEAF о нападении на Перл-Харбор. [ 4 ]
- 05:00 - Сазерленд отклонил просьбу Бреретона начать налет B-17 на Формозу со стороны Кларка вскоре после рассвета. Они согласились подготовиться к миссии, которой предшествует миссия по фоторазведке, но дождаться разрешения Макартура на наступательные операции. [ 4 ]
- 05:30 - В штаб-квартиру Макартура поступило сообщение военного министерства, подтверждающее статус войны с Японией, требующее от Rainbow 5 планировать воздушные налеты на японские цели в пределах досягаемости Филиппин. [ 7 ]
- 06:15 - Штаб Макартура получил уведомление об атаке японской авиации на поле Давао, Минданао. [ 6 ]
- 07:15 — Сазерленд отказался позволить Бреретону поговорить с Макартуром и приказал ему ждать приказа. [ 4 ]
- 08:00 - Генерал Генри Х. Арнольд позвонил из Вашингтона, округ Колумбия, и предупредил Бреретона не позволять атаковать его самолеты на земле. [ 8 ]
- 08:30 — Бреретон запустил три истребительных патруля размером с эскадрилью, и все исправные B-17 с Кларк-Филд поднялись в воздух в режиме ожидания . [ 8 ]
- 08:50 - Бреретон позвонил Сазерленду и попросил разрешения начать рейд на Формозу, и ему сказали подождать. [ 9 ]
- 09:25 - Бомбардировщики 5-й японской авиагруппы с Формозы бомбили поле Тугегарао и летнюю штаб-квартиру USAFFE в Багио. [ 9 ] Бреретон позвонил Сазерленду, но ему было отказано в разрешении нанести наступательный авиаудар. [ 4 ]
- 09:30 - 11-й воздушный флот в составе 26 бомбардировщиков Mitsubishi G3M , 82 бомбардировщиков Mitsubishi G4M и 84 истребителей Mitsubishi A6M Zero вылетел с Формозы. [ 10 ]
- 09:40 — Сазерленд дал Бреретону разрешение на запуск фоторазведывательной миссии. [ 4 ]
- 10:14 – Макартур дал Бреретону разрешение на воздушный удар. [ 9 ]
- 10:30 – Самолеты, запущенные в 08:30, приземлились на дозаправку. [ 8 ]
- 10:45 - Бреретон приказывает B-17, приземлившимся на Кларк-Филд, вооружить 100-фунтовые (45 кг) и 300-фунтовые (140 кг) бомбы, ожидая запуска в 14:00 для атаки на аэродромы южной Формозы в сумерках. [ 9 ]
- 11:30 — Полевой радар Иба обнаружил приближающийся 11-й воздушный флот на расстоянии 130 миль (210 км). [ 4 ]
- 11:45 - Иба Филд и Кларк Филд начинают запуск истребителей для перехвата рейда. [ 4 ]
- 12:00 — Кларк Филд получил предупреждение о приближающемся авиаударе. [ 4 ]
- 12:10 - Камеры для фоторазведывательной миссии прибыли в Кларк для загрузки на борт B-17. [ 4 ]
- 12:35 - Кларк Филд запускал резервные истребители, когда 11-й воздушный флот начал часовую бомбардировку и обстрел Кларк Филд и Иба Филд. [ 9 ]
Воздушный налет
[ редактировать ]В 12:35 в ходе горизонтальной бомбардировки на высоте 20 000 футов (6 100 м) 26 бомбардировщиков Mitsubishi G3M и 27 бомбардировщиков Mitsubishi G4M сбросили 636 60-килограммовых (130 фунтов) бомб над Кларк-Филд. Эти самолеты находились выше досягаемости зенитных орудий Кларк Филд. [ 9 ] Когда бомбардировщики улетели, 34 истребителя Mitsubishi A6M Zero обстреляли неповрежденные самолеты на земле в Кларк-Филд. Семь минут спустя 53 бомбардировщика Mitsubishi G4M сбросили 486 60-килограммовых (130 фунтов) бомб и 26 250-килограммовых (550 фунтов) бомб на поле Иба, за ними последовал 51 истребитель Mitsubishi A6M Zero. Разрушения на поле Иба были настолько полными, что Зеро вылетели на Кларк-Филд, чтобы найти цели для оставшихся боеприпасов. [ 6 ]
Результаты
[ редактировать ]Из семнадцати B-17, находившихся на аэродроме Кларк Филд, двенадцать были уничтожены, четыре повреждены и один уцелел. Двое избежали повреждений во время разведывательных операций и вернулись после рейда. Перед налетом на Минданао было переброшено одиннадцать B-17, а еще пять прибыли туда в день нападения. Находившиеся в воздухе истребители P-40 не смогли достичь высоты японских бомбардировщиков и имели плохую скорость обмена в бою на малых высотах с обстрелами истребителей «Зеро». Тридцать четыре Р-40 были уничтожены на земле или в воздушном бою. [ 9 ]
Старые истребители P-35 и P-26 устарели для боя воздух-воздух, но использовались для обучения и могли бы быть полезны для наблюдения и наземных атак, если бы они дожили до вторжения. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]В тот же день командующий ВВС США генерал Генри Х. Арнольд позвонил Бреретону и спросил, «как, черт возьми», он был застигнут врасплох через девять часов после получения известия о нападении на Перл-Харбор. [ 4 ] Уолтер Шорт был освобожден от командования Гавайским департаментом 17 декабря начальником штаба армии генералом Джорджем К. Маршаллом . [ 11 ] который не предпринял подобных действий против Макартура, несмотря на то, что несколько дней спустя заметил репортеру: «Я просто не знаю, как Макартур позволил своим самолетам застрять на земле». [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии (1941-1945) . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 22–30.
- ^ «Катастрофа на Филиппинах» . Журнал Воздушно-космических войск . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Катастрофа на Филиппинах» . Журнал ВВС . 1 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Джеймс, Д. Клейтон (1995). «Другой Перл-Харбор». штаб-квартира . 7 (2). Историческая группа Коулза: 23–29.
- ^ Поттер, Э.Б.; Нимиц, Честер В. (1960). Морская Сила . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice_Hall. стр. 647–653.
- ^ Jump up to: а б с Барч, Уильям Х. (1992). Обреченные на старте: американские пилоты-преследователи на Филиппинах, 1941–1942 гг . Издательство Техасского университета A&M. п. 56,57 и 427. ISBN 0-89096-679-6 .
- ^ Коннотон, Ричард (2001). Макартур и поражение на Филиппинах . Нью-Йорк: Оверлук Пресс. стр. 173 . ISBN 1-58567-118-5 .
- ^ Jump up to: а б с Эдмундс, Уолтер Д. (1951). Они сражались тем, что имели: история армейских ВВС в юго-западной части Тихого океана, 1941–1942 гг . Колледж-Стейшн, Техас, США: Литтл, Браун и компания (переиздание 1992 г.: Центр истории ВВС). стр. 77 и 83–5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Барч, Уильям Х. (2003). 8 декабря 1941 года . Издательство Техасского университета A&M. стр. 283–324, 409, 427 и 442. ISBN 1-58544-246-1 .
- ^ Коллиер, Бэзил (1979). Японские самолеты времен Второй мировой войны . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 24 и 104 . ISBN 0-8317-5137-1 .
- ^ Горальски, Роберт (1981). Альманах Второй мировой войны: 1931-1945 гг . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. п. 191. ИСБН 0-399-12548-5 .