Битва при Кота-Бару
Битва при Кота-Бару началась сразу после полуночи 8 декабря 1941 года (по местному времени) перед нападением на Перл-Харбор . Это было первое крупное сражение Тихоокеанской войны . [ 11 ] и велась между сухопутными войсками Британской индийской армии и Японской империи .
Кота-Бару , столица штата Келантан на северо-восточном побережье Малайзии, в 1941 году была Королевских ВВС (RAF) и Королевских ВВС Австралии оперативной базой (RAAF) в Северной Малайе. Была взлетно-посадочная полоса в Кота-Бару и еще две в Гонг-Кедаке и Мачанге. Потери японцев были значительными из-за спорадических воздушных атак Австралии. [ 12 ] Индии Береговая оборона и артиллерийский огонь. [ 13 ]
Препараты
[ редактировать ]План японского вторжения предусматривал высадку войск 5-й дивизии в Паттани и Сонгкхле на восточном побережье Таиланда и войск 18-й дивизии в Кота-Бару на северо-восточном побережье Малайи. Войска, высадившиеся в Таиланде, должны были прорваться к западному побережью и вторгнуться в Малайю через северо-западный , в штат Кедах то время как восточный десант должен был атаковать восточное побережье от Кота-Бару и во внутренние районы Малайи.
Британский план защиты от нападения из Таиланда на северо-запад Малайи представлял собой упреждающий удар по южному Таиланду, известный как операция «Крокол» , с целью занять стратегически важные позиции и задержать атаку противника. Британский план защиты восточного побережья Малайи состоял из фиксированных береговых укреплений 9-й индийской пехотной дивизии вдоль северного участка береговой линии и двух третей 8-й австралийской дивизии, защищающей южный участок побережья (остальная треть была развернута на Амбон , [ 14 ] Западный Тимор , [ 15 ] и Рабаул [ 16 ] )
Японские ударные силы были сформированы из -лейтенанта Томоюки Ямаситы генерал 25-й армии . Он отплыл из гавани Сама на острове Хайнань 4 декабря 1941 года. Дополнительные корабли с дополнительными войсками присоединились к конвою из Сайгона на юге Вьетнама , Французский Индокитай . Разведывательный самолет RAAF Lockheed Hudson обнаружил японский конвой. Адмирал сэр Томас Филлипс , командующий британским военно-морским флотом на Дальнем Востоке, приказал линейному крейсеру HMS Repulse отменить рейс в Дарвин , Австралия , и как можно быстрее вернуться в Сингапур. [ 17 ] Силы вторжения были снова замечены 7 декабря «Каталина» летающей лодкой 205-й эскадрильи Королевских ВВС , но «Каталина» была сбита пятью истребителями Накадзима Ки-27, прежде чем она успела передать свое сообщение в штаб авиации в Сингапуре. [ 18 ] Летный офицер Патрик Беделл, командующий «Каталиной», и семь членов его экипажа стали первыми жертвами союзников в войне с Японией. [ 17 ]
Перед вторжением японцы завербовали небольшое количество недовольных малайцев в организацию пятой колонны под названием «Общество черепах». Малайская полиция знала о существовании этого общества и арестовала ряд его лидеров незадолго до высадки японцев. В Кота-Бару члены общества оказывали помощь армии вторжения и выступали в роли проводников. [ 19 ]
Посадка в Кота-Бару
[ редактировать ]
Маршал авиации сэр Роберт Брук-Пофэм , командующий британскими войсками на Дальнем Востоке, опасаясь, что японский флот пытается спровоцировать британское нападение и тем самым дать повод для начала войны , [ 20 ] не решался начать операцию «Матадор» 7 декабря. «Матадор» — британский план по уничтожению сил вторжения до или во время высадки. Он решил отложить операцию хотя бы на ночь. Вскоре после полуночи 7/8 декабря индийские солдаты, патрулирующие пляжи Кота-Бару , заметили три большие тени: транспортные корабли «Авазисан Мару» , «Аятосан Мару» и «Сакура Мару» , бросившие якорь примерно в 3 км (1,6 морских миль ; 1,9 миль ) от побережья. . Корабли перевозили примерно 5200 военнослужащих отряда Такуми (генерал-майор Хироши Такуми , на борту «Авазисан Мару »). Большинство этих солдат были ветеранами войны в Китае . [ 17 ]
Японские силы вторжения состояли из частей 18-й дивизии. Штурмовые отряды прибыли из 56-го пехотного полка (полковник Ёсио Насу, на борту «Сакура Мару ») при поддержке одной батареи горной артиллерии 18-го горно-артиллерийского полка (подполковник Кацутоши Такасу), 12-го инженерного полка (подполковник Ичи Фудзи), Отряд связи 18-й дивизии, одна рота 12-го транспортного полка, одна рота медицинской части 18-й дивизии и полевой госпиталь № 2 медицинской части 18-й дивизии. Их сопровождал флот (Kota Bharu Invasion Force) под командованием контр-адмирала Синтаро Хашимото в составе легкого крейсера «Сэндай» , эсминцев «Аянами » , «Исонами» , «Сикинами» и «Уранами» , тральщиков №2 и №3 , а также подводной лодки. преследователь № 9 . [ 17 ]
Вторжение началось с бомбардировки около 00:30 по местному времени 8 декабря (2:00 по местному времени в Токио 8 декабря, 17:00 по Гринвичу 7 декабря). Японские авианосцы, летевшие в сторону Перл-Харбора, находились примерно в 50 минутах от места назначения. Нападение на Перл-Харбор началось в 01:48 по местному времени Келантана (3:18 по японскому времени 8 декабря, 18:18 по Гринвичу, 7:48 по гавайскому времени 7 декабря). В результате его обычно называют терактом 7 декабря в США. Погрузка десантных средств началась практически сразу после того, как транспорты бросили якорь. Бурное море и сильный ветер затруднили операцию, и несколько небольших судов перевернулись. [ 12 ] Несколько японских солдат утонули. Несмотря на эти трудности, к 00:45 первая волна десантных средств в четыре шеренги направилась к пляжу. [ 17 ]

Обороняющейся силой была 8-я индийская пехотная бригада (бригадный генерал Б. В. Ки ) 9-й индийской пехотной дивизии (генерал-майор А. Э. Барстоу ) при поддержке четырёх 3,7-дюймовых горных гаубиц 21-й горной батареи ( IA ) (майор Дж. Б. Сопер). 3/17-й батальон Догра полка под командованием подполковника Г. А. Престона, [ 21 ] нес ответственность за участок побережья длиной 10 миль (16 км), который был выбранным местом высадки. Британцы укрепили узкие пляжи и острова минами , колючей проволокой и дотами . Их поддерживала 73-я полевая батарея 5-го полевого полка Королевской артиллерии , дислоцированная рядом с близлежащим аэродромом. [ 22 ] Территория, защищаемая 3/17-м полком «Догра», состояла из узких пляжей Баданг и Сабак в Кота-Бару. Пляжи были разделены двумя лиманами, которые через лабиринт ручьев, лагун и болотистых островов вели к устью реки Пенгкалан Чепа, за которой находился аэродром Кота-Бару и главная дорога вглубь страны. [ 23 ]
Догра немедленно открыли интенсивный огонь по силам вторжения из артиллерии и пулеметов. К полуночи первые волны японских войск на десантных кораблях направились к пляжу. Полковник Масанобу Цудзи писал в своей книге о Малайской кампании:
Хорошо подготовленные доты противника отреагировали яростно и с такой силой, что наши люди, лежавшие на берегу наполовину в воде, наполовину в воде, не могли поднять головы. [ 24 ]
Первая и вторая волны японских солдат были скованы интенсивным огнем дотов и траншей Догры, но после ожесточенных рукопашных боев в обороне на южном берегу устья была пробита брешь. [ 23 ] На северном берегу японцы были прижаты к острову, где рассвет застал их в ловушке на открытом воздухе. Авиация союзников с близлежащих аэродромов начала атаковать флот вторжения и солдат, оказавшихся на острове. Потери японцев в первой и второй волнах были тяжелыми. [ 25 ] [ нужна страница ] Японцам удалось уйти с пляжа только после того, как были уничтожены две позиции дотов и опорные траншеи. Несмотря на сильное сопротивление, догра были вынуждены отступить к обороне перед аэродромом. [ 21 ] Бригадный генерал Ки выдвинул вперед свои резервы; 2 /12-й полк пограничных войск и 1/13-й стрелковый полк пограничных войск для поддержки догра. В 10:30 Ки приказал попытаться вернуть утраченные пляжи с помощью 2/12-го полка пограничных войск, атакующего с юга, и 1/13-го стрелкового полка пограничных войск, атакующего с севера. Бои на пляжах были тяжелыми, обе стороны понесли большие потери. Британские войска добились некоторого прогресса, но не смогли закрыть брешь. Во второй половине дня была предпринята вторая атака, но закрыть брешь снова не удалось. [ 23 ]
Аэродром в Кота-Бару был эвакуирован, и к сумеркам 8 декабря, при очень плохой видимости, японские войска теперь могли проникнуть между британскими частями и с возможной угрозой высадки десанта дальше на юг, бригадный генерал Ки попросил разрешения у генерал-майора. Барстоу (командир 9-й дивизии) и генерал-лейтенанту Хит (командир 3-го корпуса) отступить, если это станет необходимым. [ 23 ]
Воздушные атаки
[ редактировать ]
1-я эскадрилья RAAF, базирующаяся в RAF Кота-Бару, запустила 10 бомбардировщиков Lockheed Hudson для атаки японских транспортов, каждый из которых был загружен четырьмя 250-фунтовыми (113 кг) бомбами. За 17 боевых вылетов они потеряли два «Хадсона» сбитыми и три сильно поврежденными. Один «Хадсон», пилотируемый лейтенантом авиации Джоном Грэмом Лейтоном Джонсом, врезался в полностью нагруженный десантный корабль после удара при обстреле плацдарма, в результате чего находившиеся на борту около 60 японских солдат погибли. К концу боя в летной готовности остались только пять бомбардировщиков «Хадсон». [ 27 ]
Все три японских военных корабля были значительно повреждены, но, хотя « Аятосан Мару» и «Сакура Мару» все еще могли плавать, « Авазисан Мару» остался горящим и заброшенным. [ 28 ] В результате атак 1-й эскадрильи RAAF погибло или было ранено не менее 110 членов ее экипажа. [ 28 ] Позже обломок затонул сам по себе или был торпедирован голландской подводной лодкой K XII 12 декабря. [ 29 ]
Несмотря на сильную оборону, к середине утра 8 декабря Такуми высадил на берег три полных пехотных батальона. Контратаки бригадного генерала Ки провалились, и 9-го числа японцы взяли город Кота-Бару. После ожесточенных ночных боев, угрожавших аэродрому, 2/12-й полк пограничных войск подполковника Артура Камминга попытался удержать аэродром и провел блестящий арьергардный бой. [ 30 ] [ нужна страница ] Позже Камминг получил Крест Виктории во время боев при Куантане . Ки попросил и получил разрешение уйти из Кота-Бару. [ 22 ]
Японцы утверждают, что высадка в Кота-Бару была одной из самых жестоких за всю малайскую кампанию. [ нужна ссылка ] По оценкам, они потеряли около 300 человек убитыми и 500 ранеными. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Японский боевой порядок, Малайская кампания
- Малайская кампания
- Малайское командование - Боевой порядок
- Операция Крокол
- Операция Матадор (1941)
- Патрик Стэнли Вон Хинан
Примечания
[ редактировать ]- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Генерал-лейтенант Артур Эрнест Персиваль» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 года.
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Контр-адмирал Синтаро Хашимото» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ Перейти обратно: а б с Нихорстер 2020 .
- ^ 1-я эскадрилья RAAF , Австралийский военный мемориал
- ^ 8-я эскадрилья RAAF , Австралийский военный мемориал
- ^ 21-я эскадрилья RAAF , Австралийский военный мемориал
- ^ 453-я эскадрилья RAAF , Австралийский военный мемориал
- ^ Перейти обратно: а б Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер, «IJN SENDAI: табличный отчет о движении» , страница Императорского флота Японии , получено 4 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уоррен 2002 , с. 64.
- ^ Рахилл, Сити, ( Kyodo News ) « Вспоминая первую битву войны », Japan Times , 10 декабря 2009 г., стр. 3.
- ^ Бертон 2006 , с. 91: «Первое крупное сражение Тихоокеанской войны развернулось более чем за два часа до того, как японские авианосные самолеты приземлились на Гавайях».
- ^ Перейти обратно: а б Тупой 2007 , с. 37.
- ^ «Битва за Сингапур» . Генералы на войне . Эпизод 6. Фильмы «Неожиданная удача». 21 сентября 2009 г. 50 минут. Канал National Geographic .
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Японское вторжение на остров Амбон, январь 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Проверено 4 октября 2020 г.
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Японское вторжение на голландский остров Западный Тимор, февраль 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ Л, Клемен (1999–2000). «Взятие Рабаула и Кавиенга, январь 1942 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Л, Клемен; и др. (1999–2000). «Семьдесят минут до Перл-Харбора — высадка в Кота-Бару, Малайя, 7 декабря 1941 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
- ^ Уоррен 2002 , с. 86.
- ↑ Пятая японская колонна в Малайе была небольшой, Аллингтон Кеннард, The Straits Times, 24 августа 1947 г., стр. 6
- ^ Ричардс и Сондерс 1954 , стр. 16–17.
- ^ Перейти обратно: а б «Догра полк» . Globalsecurity.com . Проверено 23 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джеффрис и Андерсон 2005 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б с д Персиваль 1946 год .
- ^ Цудзи 1997 , стр. 75.
- ^ Цудзи 1997 .
- ^ Бертон 2006 , с. 92.
- ^ Бертон 2006 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Бертон 2006 , с. 95.
- ^ Голландские подводные лодки: Подводная лодка KXII , Dutch Submarines , извлечена 4 января 2011 г.
- ^ Смит 2006 .
Ссылки
[ редактировать ]- «Австралийцы на войне» . Австралийский военный мемориал.
- Бертон, Джон (2006). Две недели позора: крах авиации союзников к западу от Перл-Харбора . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-096-Х . OCLC 255121507 .
- Тупой, Пол С (2007). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. п. 37. ИСБН 978-1-59114-219-5 . Проверено 4 октября 2020 г.
- Хакетт, Боб; Кингсепп, Сандер. «Страница Императорского флота Японии» .
- Джеффрис, Алан; Андерсон, Дункан (2005). Британская армия на Дальнем Востоке 1941–45 . Боевые приказы. Том. 13. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-790-5 . OCLC 907132823 .
- Л, Клемен (1999–2000). «Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942» . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года.
- Нихорстер, Лео (21 февраля 2020 г.). «Боевой порядок, Королевские ВВС, Дальневосточное командование, Норгруппа, 8 декабря 1941 года» . Вооруженные силы Второй мировой войны – Боевые порядки и организации . Проверено 4 октября 2020 г.
- Персиваль, Артур (1946). «Глава IX – Битва за Кедах» . Официальный отчет Персиваля британскому правительству . Сообщество FEPOW . Проверено 23 мая 2009 г.
- Пайк, Джон. "Военный" . Globalsecurity.com . Проверено 23 мая 2009 г.
- Рахилл, Сити (10 декабря 2009 г.). «Вспоминая первый бой войны» . Новости Киодо. Джапан Таймс . п. 3.
- Ричардс, Денис; Сондерс, Хилари Ст.Г. (1954). Бой удался . Королевские ВВС 1939–1945 гг. Том. II. Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-772114-2 . Проверено 4 октября 2020 г.
- Смит, Колин (2006). Сингапур в огне . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-101036-6 .
- Цудзи, Масанобу (1997). Хау, Х.В. (ред.). Величайшая победа Японии и худшее поражение Британии . Перевод Лейка, Маргарет Э. Стейплхерст, Кент: Spellmount. ISBN 1-873376-75-8 . OCLC 38337840 .
- Уоррен, Алан (2002). Величайшее поражение Британии, Сингапур, 1942 год . Лондон: Хэмблдон и Лондон. ISBN 1-85285-328-Х . OCLC 1036868327 . ОЛ 18479046М .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Новый город
- Британская Малайя во Второй мировой войне
- Малайзия во Второй мировой войне
- Вторжения Японии
- Вторжения Второй мировой войны
- 1941 год в Британской Малайе.
- Конфликты 1941 года
- Военная история Малайи во время Второй мировой войны
- Военная история Сингапура во время Второй мировой войны
- Операции и сражения Второй мировой войны на театре военных действий Юго-Восточной Азии.
- Сражения Второй мировой войны с участием Австралии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Индии
- Сражения и операции Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Вьетнам во Второй мировой войне
- Британская Малайя
- Стрейтс-Сетлментс
- События декабря 1941 года