Jump to content

Японские рейдеры в Индийском океане

Хококу Мару у берегов Пенанга в мае 1942 года.

Японские рейдеры в Индийском океане — это корабли, которые Императорский флот Японии (IJN) использовал во время Второй мировой войны для ведения войны с торговлей союзников на этом театре военных действий. Обладая мощным флотом военных кораблей, перед началом Второй мировой войны IJN стратегически планировал вести войну действиями флота и, как следствие, выделил мало ресурсов на набеги на торговые суда. Тем не менее, в 1940 году два грузопассажирских судна — «Айкоку Мару» и «Хококу Мару» — судоходной линии Осаки были реквизированы для переоборудования в вооруженные торговые крейсеры (AMC) в ожидании вероятного наступления японцев на юг. Эти суда впоследствии использовались в качестве торговых рейдеров, атакуя торговые суда союзников на жизненно важных морских путях сообщения между Австралией и Ближним Востоком. Используя свое комплексное вооружение и скорость в своих целях, рейдеры добились короткого периода успеха. Японские рейды в Индийском океане практически прекратились к концу 1942 года после боя с голландским судном «Ондина» и Королевских ВМС Индии корвет , HMIS Bengal в котором « Хококу Мару» затонул .

Нации, сражавшиеся с Британией во время обеих мировых войн в 20-м веке, приложили значительные усилия к нарушению океанской торговли как средству ослабления Британской империи . В конце 1942 года деятельность Оси в Индийском океане практически подошла к концу. Немецкие торговые рейдеры , первоначально нарушившие судоходные пути в этих водах, за немногими исключениями были уничтожены Королевским флотом или отправились в долгий путь домой. [ нужна ссылка ]

Благодаря своему мощному боевому флоту Императорский флот Японии (IJN) стратегически планировал вести войну флота (« Guerre d'escadre ») и, как следствие, делегировал мало ресурсов на набеги на торговые суда (« Guerre de Course»). "). Тем не менее, помимо успешного вылета на Цейлон мощи союзников в апреле 1942 года, японский флот решил продолжать оказывать давление на морские пути, в первую очередь из-за постоянно растущей материально-технической в войне. Большие и ценные танкеры обеспечивали непрерывный поток нефти и других продуктов с Ближнего Востока в Австралию и близлежащие острова. Постоянные просьбы немцев, возможно, [1] оказал большое влияние на это решение, поскольку Индийский океан был основным районом операций, в котором две державы Оси имели наибольшую физическую координацию друг с другом в отношении пополнения запасов и обмена военной (военно-морской) разведкой. [ нужна ссылка ]

Японские торговые рейдеры

[ редактировать ]
Японский вспомогательный крейсер Айкоку Мару , 1942 год.

В 1940 году два грузопассажирских судна Осакской пароходной линии были реквизированы для переоборудования в вооруженные торговые крейсеры (AMC) в ожидании вероятного наступления японцев на юг. « Хококу Мару» ( название корабля этого класса ) и «Айкоку Мару» , оба строившиеся для маршрута между Японской империей и Южной Америкой, начали реконструкцию в 1941 году, и к моменту их ввода в строй 10 470-тонные суда были тяжело вооружен. [1] Основное вооружение состояло из восьми орудий калибра 140 мм/50 мм , которые были дополнены двумя пушками калибра 80 мм и четырьмя пушками калибра 25 мм. В спаренных установках имелось четыре 533-мм торпедных аппарата, а на каждом судне имелось по два наблюдательных гидросамолета Mitsubishi F1M 2 «Пит» Type 0, [2] Каждый вооружен двумя стационарными пулеметами Тип 97, стреляющим назад, стреляющими вперед, одним гибко установленным пулеметом Тип 92, и 120 кг бомб. [3]

Первоначальное развертывание

[ редактировать ]

Благодаря своему тяжелому вооружению два японских торговых рейдера могли одолеть любое меньшее боевое или торговое судно, а их скорость позволяла им (в сочетании с гидросамолетами) обыскивать большие территории океана. На вооружении они были организованы в 24-ю специальную крейсерскую эскадру под командованием контр-адмирала Морихару Такэда . Хококу Мару был модифицирован, чтобы служить флагманом адмирала Такэда с местом для его штаба из четырех офицеров и восемнадцати человек. [2]

24-я эскадрилья специальных крейсеров покинула залив Хиросима 15 ноября 1941 года в условиях радиомолчания и отключилась ночью, чтобы прибыть на резервную позицию на атолле Джалуит на Маршалловых островах . Они покинули Джалуит 26 ноября 1941 года для патрулирования морских путей между Австралией, Самоа , Фиджи , США и Панамским каналом . Операционный план заключался в том, что один корабль должен был лежать и дрейфовать во время выполнения технического обслуживания, в то время как другой корабль осуществлял патрулирование по периметру в поисках кораблей противника. Два корабля проведут часы темноты в пределах видимости; На следующий день корабли поменялись ролями. После нападения на Перл-Харбор цель поиска изменилась с предотвращения обнаружения на обнаружение вражеской торговли. [2]

После захода солнца 12 декабря 1941 года Хококу Мару остановил 6210-тонное грузовое судно США «Винсент», направлявшееся в Панамский канал из Сиднея, Австралия, на 23 ю.ш. и 118 град. западной долготы. Старый грузовой корабль затонул после того, как экипаж из 38 человек оказался на борту двух рейдеров. Затем японские корабли покинули этот район, чтобы избежать ответа на сигнал Винсента SOS радио по . [2]

Обычные поиски возобновились 23 декабря 1941 года. 31 декабря гидросамолет из Айкоку Мару обнаружил и облетел 3275-тонное грузовое судно США «Малама», направлявшееся в Новую Зеландию из Гонолулу с грузом грузовиков и авиационных двигателей ВВС США . Гидросамолет был замечен Маламой , но, очевидно, был потерян из-за эксплуатационных проблем перед возвращением на Айкоку Мару . Эскадрилья начала поиски пропавшего гидросамолета в 18.10 и вела поиски всю лунную ночь. Самолеты были запущены в 07:00 1 января 1942 года для расширения поисков. Один из гидросамолетов обнаружил Маламу в 09:10, облетел на малой высоте и приказал кораблю остановиться очередью из пулемета. Малама начал передавать сообщения о бедствии, которые продолжались до 1415 года. Адмирал Такеда находился на расстоянии 130 миль (210 км), но перехватил сигналы бедствия и приказал самолету вернуться для перевооружения бомбами. Малама была затоплена своим экипажем на позиции 25 южнее и 155 западнее, когда самолет вернулся. Эскадра покинула этот район, взяв на борт команду грузового судна из 38 человек в качестве пленных. [2]

8 января 1942 года рейдеры возобновили поисковые операции, а с 16 по 20 января эскадрилья перехватила чрезвычайно громкие радиосигналы, заставившие их поверить в то, что военные корабли союзников находятся поблизости. Они успешно уклонились от обнаружения адмирала Уильяма Хэлси оперативной группой 8 . Они пополнились в Труке 4 февраля 1942 года и 13 февраля передали пленных военно-морскому авиационному командованию в заливе Оита. [2]

Затем эскадрилья вошла на военно-морскую верфь Куре , где каждый корабль получил восемь современных 14-см (5,5-дюймовых) орудий взамен четырех 15-см (5,9-дюймовых) орудий образца русско-японской войны , установленных прошлой осенью. Более современные гидросамолеты были задействованы, когда эскадрилья была отправлена ​​в Индийский океан с дополнительной обязанностью по пополнению запасов японских подводных лодок, действующих в Мозамбикском проливе . С 5 июня по 13 июля 1942 года подводные лодки потопили 21 корабль общим водоизмещением 92 498 тонн. [2] « Хококу Мару» и «Айкоку Мару» добавили к этому счету дополнительные корабли. Благодаря этим успехам за год они потопили или захватили пять торговых судов общим водоизмещением 31 303 тонны. Они покинули Сингапур 5 ноября во время своего четвертого вылета под общим командованием капитана Имадато Хироши. [ нужна ссылка ]

Среди жертв японских рейдеров были « Генота» , голландское судно водоизмещением 7987 тонн, захваченное 9 мая 1942 года; Elysia судно водоизмещением 6757 тонн , британское ), затонувшее 5 июня 1942 года; и «Хаураки» , новозеландское судно водоизмещением 7112 тонн, захваченное 12 июля 1942 года. [ нужна ссылка ]

Действия против Ондины

[ редактировать ]

Ondina построенным был современным танкером, для La Corona , одной из Shell судоходных компаний . Он был новым, относительно быстрым и по современным меркам нелегким вооружением, с пушкой калибра 4 дюйма/50 на корме и несколькими пулеметами для зенитных целей. Под командованием капитана У. Хорсмана он дислоцировался между Фримантлом в Австралии и Абаданом на у богатых нефтью берегов Персидского залива . На пути к Абадану его защищал единственный корвет HMIS австралийского типа Bathurst Bengal под командованием капитан-лейтенанта У. Дж. Уилсона, RNR. Один из . корветов -тральщиков «Бенгал» был одним из четырех кораблей своего класса, переданных в состав Королевского военно-морского флота Индии . У него была только одна 3-дюймовая пушка (4-дюймовая пушка отсутствовала), что делало ее огневую мощь едва достаточной для защиты « Ондины» от подводных лодок. , не говоря уже о вражеских надводных рейдерах. Два корабля покинули Фримантл 5 ноября 1942 года, ожидая долгого, но без происшествий путешествия. [1]

Наблюдения

[ редактировать ]

11 ноября 1942 года в 11:45 утра военно-морские власти во Фримантле получили сигнал SOS, отправленный «Бенгалией» , в котором сообщалось, что она и « Ондина» подверглись атаке двух рейдеров , идентифицированных как японские, на позиции 19,38 ° южной широты 93,5. ° Восток. Битва началась, когда наблюдатель на борту «Ондины» заметил неизвестное судно на высоте около 12 000 метров (13 000 ярдов) под углом 270 градусов, за которым следовал корабль такого же размера. [1]

Поскольку в окрестностях не было сообщений о кораблях союзников, моряки союзников могли только предположить, что приближающиеся к ним корабли были враждебными, и какое-то время эти корабли даже идентифицировались как японские авианосцы. Через несколько минут на Бенгалии наблюдатели увидели два АМЦ. Оба корабля развернулись на 90 градусов вправо от противника в направлении северо-северо-запад. Затем Бенгал развернулся и направился прямо к нападавшим, надеясь выиграть достаточно времени, чтобы « Ондина» могла уйти. Она открыла огонь в 12:00 с высоты 3200 м (3500 ярдов), за ней последовала « Ондина» в 12:05 с высоты 8000 м (8700 ярдов). Разумным поступком для « Ондины» было подчиниться приказу о бегстве, но капитан решил остаться, так как его корабль, вооруженный 4-дюймовой пушкой, все же был более мощным из двух. Кроме того, « Ондина» могла развивать скорость только 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час), в то время как японские корабли могли развивать скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час). [1]

« Айкоку Мару» под командованием капитана Тамоцу Оиси и «Хококу Мару» под командованием капитана Хироси Имазато начали огонь в 12:00 и вскоре оседлали « Ондину» со своим крейсерским вооружением. Первое попадание в «Ондину» оторвало часть главной мачты, оставив лишь пень. У самой « Ондины » был готов ответ: третий выпущенный снаряд попал в надстройку « Хококу Мару» , но, видимо, без особого эффекта. [1]

Удовлетворенный попаданием, капитан артиллерии приказал артиллеристам сосредоточить огонь на корме. Несколько мгновений спустя попадание в торпедную установку правого борта превратило « Хококу Мару» в шар красного и желтого пламени, а когда корабль вышел из дыма, он сильно накренился на правый борт и одновременно начал оседать на корме. Взрыв оторвал корму и выбросил за борт два ее гидросамолета, а в надстройке бушевали сильные пожары. [1]

«Хококу Мару» не строился как военный корабль и поэтому не имел достаточного количества водонепроницаемых переборок. В результате увеличивающегося крена снаряды выпали из рундуков и выбросили моряков за борт. Мужчины, залитые кровью и страдающие от ожогов, пытались бороться с пламенем. Поступили сообщения о крупных пожарах в машинном отделении и потере всего электричества. было мало Надежды на спасение « Хококу Мару» , капитан Имазато ничего не мог сделать, кроме как приказать «покинуть корабль». [1]

« Айкоку Мару» подобрал в общей сложности 278 выживших из экипажа из 354 человек. Капитан Имазато был одним из 76 погибших во время боя. , не поступало Сообщений о повреждениях или жертвах на борту «Айкоку Мару» , который вскоре отомстил за свой однотипный корабль, нанеся несколько ударов по «Ондине» . Тем не менее ее снаряды и торпеды мало подействовали на пустой танкер, так как большое количество водонепроницаемых цистерн могло удержать его на плаву в самых сложных обстоятельствах. Айкоку Мару также открыл огонь по « Бенгалии» , в результате чего дальность стрельбы сократилась примерно до 2200 м (2400 ярдов). Один снаряд японского корабля попал ей в бак, но не причинил большого ущерба. Ее артиллеристы непрерывно вели огонь по японцам, заявив о нескольких попаданиях, но вскоре их боеприпасы были исчерпаны. В 12:45 ее последний снаряд был выпущен, и ее капитан решил, что мало что может сделать для « Ондины» . Он помчался на полной скорости, преследуемый брызгами оружия. Поставив дымовую завесу, он получил попадание в корму, что никак не повлияло на ее побег. Последние мужчины на борту Бенгальский видел, как « Ундина» пыталась уклониться от снарядов, постоянно оседланная «Айкоку Мару» . Было замечено, что снаряд попал в нее за мостом. был замечен второй взрыв Некоторое время спустя на борту «Хококу Мару» , все еще горящего и тонущего, . Покинув место происшествия, «Бенгалия» взяла курс на Диего-Гарсию , где капитан сообщил, что « Ондина» и один вражеский AMC затонули. [1]

Выживание

[ редактировать ]

Капитан «Бенгалии » был прав в одном: « Хококу Мару» действительно затонул, но после того, как «Бенгалия» скрылась за горизонтом, «Ондина» все еще плыла вокруг на полной скорости. Как танкист, она имела лишь ограниченный запас боеприпасов. Айкоку Мару сократил дальность до 3500 м (3800 ярдов) и в течение следующих нескольких минут нанес несколько попаданий, одно из которых было замечено «Бенгалом » . У самой Ондины осталось всего двенадцать снарядов, четыре из которых она выпустила по Хококу Мару , остальные — по Айкоку Мару , видимо, не добившись ни одного попадания. Последняя попытка спастись, сбросив за борт дымовые буи, не увенчалась успехом, и капитан приказал команде покинуть корабль, чтобы избежать дальнейшего кровопролития. Двигатели были остановлены, спасательные шлюпки спущены и поднят белый флаг, и все это под непрерывным огнем с « Айкоку Мару» . Несколько мгновений спустя капитан Хорсман был убит осколком снаряда, попавшего в мостик. Две спасательные шлюпки и два плота были спущены на воду, а позже еще одна спасательная шлюпка оказалась в воде вместе с остальным экипажем. Большую часть экипажа (за исключением офицеров и артиллерийского расчета) составляли китайцы, и они доставляли хлопоты на протяжении всего боя, отказываясь оказать какую-либо помощь для спасения корабля. [1]

Айкоку Мару подошел к Ондине , приблизившись примерно на 400 м (440 ярдов), и выпустил две торпеды, чтобы прикончить корабль. Оба оставили большие дыры в правом борту, но мало что сделали для потопления самого корабля. Его баки были пусты, и корабль остался на плаву за счет остальных, неповрежденных баков, несмотря на крен в 30 или 35 градусов. Затем Айкоку Мару изменил курс, и японские артиллеристы открыли огонь по дрейфующим спасательным шлюпкам. Один матрос погиб, трое тяжело ранены. Одним из них был молодой британский моряк по имени Генри, первоначально назначенный на « Бенгалию» . Удовлетворенная результатами, Айкоку Мару отправилась забирать выживших из Хококу Мару . « Айкоку Мару» снова вернулся, выпустив торпеду, которая не попала в танкер. Она почти не обращала внимания на выживших, будучи убеждена, что « Ондина» обречена. [1]

Тем временем люди в спасательных шлюпках похоронили погибшего как моряка, а затем обменялись мыслями о том, что делать дальше. Первый офицер Ревинкель хотел вернуться на танкер, но только один человек из артиллерийского расчета согласился пойти с ним. Большинство остальных были убеждены, что « Ондина» вот-вот затонет. Не без проблем Ревинкелю удалось собрать небольшое количество людей и вернуться на корабль, где встречное затопление сократило их список. Осмотр показал, что ее двигатели также остались целы. Небольшие пожары были потушены, и последние члены экипажа спасательных шлюпок были взяты на борт после того, как убедились, что опасности затонуть нет. Начался долгий путь обратно во Фримантл. Спасательные шлюпки были залатаны как можно лучше на случай « Айкоку Мару» . возвращения [1]

Возвращаться

[ редактировать ]

Британский матрос Генри находился в очень плохом состоянии. У него была сломана нога, и через два дня первый офицер был вынужден послать сигнал о помощи. Сигнал был отправлен в незакодированном виде, поскольку все кодовые книги были выброшены за борт, когда был отдан приказ «покинуть корабль». Этот неожиданный сигнал вызвал шок в Коломбо , поскольку «Ондина» сообщалось, что затонула, и, логично, британцы заподозрили уловку японцев. Из Фримантла поступил запрос о сообщении ее позиции. [1]

Опасаясь ловушки, Ондина не ответила. Не получив медицинской помощи своим раненым, «Ондина» направилась к Фримантлу. 17 числа австралийская PBY Catalina летающая лодка была замечена примерно в 200 милях (320 км) к северо-западу от Фримантла. Некоторое время назад наблюдатели сообщили о корабле, и «Каталину» спросили, может ли этот корабль оказать столь необходимую помощь. Неизвестное судно оказалось госпитальным кораблем, где врачи немедленно начали серию переливаний крови, которые помогли спасти жизнь Генри. [1]

18 ноября «Ондина» вошла во Фримантл после путешествия, которое пережили лишь несколько кораблей и еще меньше выжило. корвет «Бенгалия» Накануне вошел в Диего-Гарсию. «Ондина» оставалась в Австралии в качестве плавучего депо до 1943 года, когда ее наконец отремонтировали. И Бенгалия , и Ондина пережили войну. [1]

Последствия

[ редактировать ]

Оглядываясь назад, можно сказать, что это сражение было не только тактическим успехом союзников, но и имело стратегические последствия. Потеря « Хококу Мару» вынудила японцев отказаться от рейдерской войны, и впоследствии Императорский флот Японии не пытался снова разорвать линию жизни до начала 1944 года, когда отряд из трех тяжелых крейсеров совершил набег на корабли союзников в Индийском океане. [1]

Остается неясным, какое судно произвело смертельный выстрел, приведший к гибели « Хококу Мару» . И « Ондина» , и «Бенгалия» утверждали, что нанесли жизненно важный удар, хотя сами японцы думали, что это была « Ондина» . По их словам, ее снаряд попал в торпедный аппарат правого борта, в результате чего торпеда взорвалась. В то время бенгальцы отдали должное, что было использовано британцами в качестве пропаганды в Индии, где они изо всех сил пытались сохранить контроль над местным населением. [1] Тем не менее, за свои действия во время боя « Ондина» была удостоена редкой голландской награды — Koninklijke Vermelding от Дагордера , выданной 9 июля 1948 года. Капитан В. Хорсман стал Риддером в de Militaire Willemsorde der 4de Klasse посмертно и был упомянут в депешах. а наводчик Хаммонд получил медаль «За выдающиеся заслуги» и «Бронзовый крест» . Капитан «Бенгалии » лейтенант-коммандер Уилсон был награжден орденом «За выдающиеся заслуги» , а другие члены его экипажа также были награждены. [1]

«Айкоку Мару» был переоборудован в высокоскоростной транспорт и затоплен в феврале 1944 года во время операции «Хэйлстоун» — бомбардировки американской авиацией японской базы Трук в Мандате Южных морей . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Виссер, Ян (1999–2000). «История Ондины» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг . Архивировано из оригинала 21 марта 2011 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лейтон, Эдвин Т. (июнь 1976 г.). «24 сентай - торговые рейдеры Японии». Труды Военно-морского института США : 53–61.
  3. ^ Кольер, Бэзил (1979). Японские самолеты времен Второй мировой войны . Книги Мэйфлауэр. п. 101 . ISBN  0-8317-5137-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df406c1fc45f521e243d2bdf38524a3a__1705268040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/3a/df406c1fc45f521e243d2bdf38524a3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese raiders in the Indian Ocean - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)