Налеты японской авиации на Марианские острова
Налеты японской авиации на Марианские острова | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанской войны , Второй мировой войны. | |||||||
![]() Горящий американский самолет после атаки японцев на Айсли-Филд, 27 ноября 1944 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Более 80 самолетов | Истребительная авиация Зенитные орудия | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
37 самолетов уничтожено | 45 убитых 200 раненых 11 самолетов уничтожено 43 самолета повреждены |
серия японских воздушных атак на Марианские острова. Во время Второй мировой войны в период с ноября 1944 по январь 1945 года произошла Эти налеты были нацелены на базы ВВС США (USAAF) и были направлены на то, чтобы сорвать бомбардировку Японии самолетом Boeing B-29 Superfortress. тяжелые бомбардировщики, действующие с островов. В ходе этой операции японцы потеряли 37 самолетов, но уничтожили 11 B-29 и повредили еще 43. Также велась подготовка к рейдам коммандос на базы в начале и середине 1945 года, но она не состоялась.
Хотя атаки на Марианские острова не нанесли серьезного ущерба воздушной кампании USAAF, они оказали влияние на другие американские операции. Определив, что японские рейдеры проходят через Иводзиму , американские войска усилили атаки на этот остров. Хотя решение о вторжении в Иводзиму было принято до начала рейдов, прекращение атак было частью оправдания высадки. Кроме того, на Марианские острова были переброшены дополнительные подразделения ПВО для защиты баз B-29.
Фон
[ редактировать ]Войска Соединенных Штатов отбили Гуам и захватили Сайпан и Тиниан на Марианских островах в период с июня по август 1944 года в рамках кампании Марианских островов и Палау . [1] Эти острова были необходимы для предоставления баз тяжелым бомбардировщикам B-29 Superfortress Двадцатой воздушной армии США для атак на родные японские острова . [2] Строительство крупных авиабаз, необходимых для поддержки B-29, началось на Сайпане в июне 1944 года, еще до окончания битвы за Сайпан , а работы на аэродромах на Тиниане и Гуаме начались в июле и августе соответственно. [3] B-29 XXI бомбардировочного командования начали прибывать на Сайпан начиная с 12 октября, а 73-е бомбардировочное авиаполк 27 октября начал выполнять разминочные вылеты против удерживаемых японцами островов в Тихом океане в рамках подготовки к операциям против самой Японии. [4]

Базы ВВС США на Марианских островах находились в пределах досягаемости ряда японских авиабаз в Тихом океане. В их число входили остров Уэйк на востоке, Трук , а также острова Гилберта и Маршалловы острова на юго-востоке, Волеай на юге и Яп на юго-западе. На севере у японцев были авиабазы в Нампо Сёто цепи островов и островах Бонин , которые включали три взлетно-посадочные полосы на Иводзиме . Несколько мелких островов Марианской цепи также остались в руках японцев, а на Роте и Пагане имелись аэродромы . [5] Однако японцы не смогли использовать большую часть этих баз, поскольку они были изолированы и сильно повреждены воздушными атаками Соединенных Штатов, а ВВС Императорской армии Японии (IJAAF) и Императорский флот Японии (IJN) имели относительно мало самолетов и пилотов. доступный. [6]
Несмотря на ограниченную угрозу нападения, военные США предприняли шаги по защите баз B-29 на Марианских островах. ВВС США Седьмые воздушные силы сыграли наиболее важную роль и непрерывно атаковали острова, удерживаемые японцами, вплоть до самого конца войны. В этих атаках также время от времени участвовали самолеты ВМС США (USN) и Корпуса морской пехоты США (USMC), а также самолеты B-29 XXI бомбардировочного командования. Седьмая воздушная армия также обеспечивала противовоздушную оборону Марианских островов; эта задача была возложена на 318-ю истребительную группу , которая была оснащена истребителями Republic P-47 Thunderbolt , и 6-ю эскадрилью ночных истребителей , летавшую на Northrop P-61 Black Widows . «Тандерболты» также отвечали за подавление Марианских островов, удерживаемых японцами, хотя оказалось трудно помешать гарнизону численностью 3600 человек отремонтировать аэродром на Пэгане. [7] Кроме того, в период с июля 1944 года по февраль 1945 года армия США разместила на Сайпане элементы восьми зенитно-артиллерийских дивизионов и двух прожекторных дивизионов. [8] [9] Глава ВВС США генерал «Хэп» Арнольд , который также непосредственно командовал Двадцатой воздушной армией, был обеспокоен тем, достаточна ли эта защита, особенно с учетом высокой стоимости бомбардировщиков «Суперфортресс». Соответственно, он выделил радар микроволнового раннего предупреждения (MEW) для защиты баз на Сайпане. Однако этот усовершенствованный радар не был сразу установлен, поскольку местное командование считало, что противовоздушная оборона острова достаточна. [10]
Японские атаки
[ редактировать ]
Первые японские воздушные атаки на базы B-29 произошли еще во время их строительства. Небольшое количество японских самолетов, летевших с Гуама, Пелелиу , Иводзимы и Трука, время от времени совершали налеты на американские войска на Сайпане во время боевых действий там, но причинили небольшой ущерб. [11] С 24 июня по 21 июля 6-я эскадрилья ночных истребителей перехватила 37 налетов на Сайпан и совершила три «убийства». В этих налетах обычно участвовали двенадцать IJN Mitsubishi G4M бомбардировщиков ( под кодовым названием «Бетти» союзников). [12] или бомбардировщики IJAAF Mitsubishi Ki-67 («Пегги»), действующие с баз на материковой части Японии и проходящие через Иводзиму. [13] [14] Атаки на несколько дней прервали строительство авиабазы и способствовали задержкам завершения строительства базы B-29 на Сайпане, Айсли-Филд . [15] Небольшое количество японских солдат, избежавших плена в конце боев на островах, также время от времени совершали набеги на базы B-29, главным образом в поисках еды. [16]
Основное воздушное наступление японцев на Марианские острова началось в начале ноября 1944 года. 1 ноября B-29, летевший с Марианских островов, совершил облет района Токио впервые . На следующий день девять или десять самолетов IJN G4M, принадлежащих IJN Attack Hikōtai 703, нанесли удар по Айсли-Филд и прилегающему к нему Коблер-Филд на Сайпане. Рейдеры прибыли над Сайпаном вскоре после 1:30 ночи и сбросили бомбы с малой высоты. Всего пять бомб упали на Айсли-Филд, и они не причинили большого ущерба. «Черная вдова» из 6-й эскадрильи ночных истребителей сбила один из G4M, а еще два были потеряны по другим причинам. [17] [18] 3 ноября Имперский генеральный штаб опубликовал заявление, в котором ложно утверждалось, что японская авиация разбомбила и разрушила пятнадцать объектов на Сайпане и Тиниане. [19] Следующая атака пяти или десяти G4M в сопровождении истребителей произошла в 1:30 ночи 7 ноября, но также не причинила большого ущерба. USAAF В официальной истории говорится, что в ходе этого рейда были сбиты три G4M, тогда как другой источник утверждает, что японских потерь не было. [17] [20] [а] Имперский генеральный штаб заявил, что 20 B-29 из 40 обнаруженных были уничтожены в ходе рейда 7 ноября. [23] Эти и все последующие японские воздушные атаки на Марианские острова осуществлялись под контролем Воздушной учебной армии . [24]
В конце ноября были проведены дальнейшие нападения на Сайпан в попытке сорвать американское наступление. [25] 24 ноября базирующиеся на Марианских островах B-29 совершили свой первый налет на Японию, бомбя цели в Токио и его окрестностях. [26] Три дня спустя японцы совершили два рейда на свои базы. Рано утром 27 ноября два G4M, летевшие с Иводзимы, нанесли удар по Айли-Филд с малой высоты и скрылись, уничтожив один B-29 и повредив одиннадцать других. [27] Эта атака стала неожиданностью для американцев, и в начале рейда на Айсли все еще горело строительное освещение. [10]
«Zero» с бомбами Позже в тот же день двенадцать истребителей Mitsubishi A6M IJN из 252 Kōkūtai (252 авиагруппа ) в сопровождении двух разведывательных самолетов Nakajima C6N «Myrt» для навигационных целей вылетели из Иводзимы на Сайпан. Нападавшие пролетели чуть выше уровня моря, чтобы избежать радаров США, а один из A6M был вынужден отклониться в сторону Пэгана после того, как его винт столкнулся с волной; этот самолет был сбит самолетом USAAF Thunderbolt при попытке приземлиться. Остальные одиннадцать A6M прибыли над Сайпаном в полдень, вскоре после завершения второго налета XXI бомбардировочного командования на Токио. Эти самолеты обстреляли Айли-Филд, уничтожив три или четыре B-29 и повредив еще два. Один из японских пилотов посадил свой истребитель на Айсли-Филд и стрелял по персоналу аэродрома из пистолета, пока не был убит винтовочным огнем; Свидетелем этого инцидента стал бригадный генерал Хейвуд С. Ханселл , командир XXI бомбардировочного командования. [17] [27] [28] [29] [б] Ни один из десяти других A6M не выжил; четыре были сбиты истребителями USAAF и шесть - зенитками. Американские артиллеристы также сбили Thunderbolt USAAF при обстоятельствах, которые, по официальной оценке, позже были названы «непростительными». [17] В ночь с 28 на 29 ноября шесть или восемь G4M из Attack Hikōtai 704 бомбили Айсли-Филд с большой высоты, но причинили небольшой ущерб. [17] [33]

Военные США предприняли шаги по улучшению обороны Сайпана после рейдов 27 ноября. Два эсминца ВМС США были размещены в 100 милях (160 км) к северо-западу от острова для обеспечения радиолокационного предупреждения о дальнейших атаках. Эти корабли обнаружили некоторые из более поздних японских рейдеров, но другим удалось прибыть незамеченными. Радар AN /TPS-3 также был доставлен на Сайпан с Гавайев . Арнольд был разочарован тем, что MEW все еще не использовался, и 3 декабря адмирал флота Честер В. Нимиц , командующий Тихоокеанским районом , приказал отдать высший приоритет установке радара. Несмотря на это, он был готов только после завершения японской воздушной кампании. [34] На Сайпан также были отправлены два бомбардировщика Consolidated B-24 Liberator, оснащенные радарами класса «воздух-воздух». Это было первое применение дальнего радиолокационного обнаружения и управления , однако в боевых действиях они не применялись. Соединенными Штатами самолетов [35]
Дальнейшие нападения были предприняты в декабре. 7 декабря японские самолеты, в том числе Attack Hikōtai 704 G4M и 110th Sentai (Wing) Ki-67, провели одновременную атаку с больших и малых высот, в результате чего были уничтожены три B-29 и повреждены еще 23. [17] [33] [36] Однако потери японцев были тяжелыми: шесть из восьми Ки-67 110-го сентая были потеряны во время этой атаки, первой проведенной этим подразделением. [36] Самая крупная атака на Сайпан произошла в ночь с 25 на 26 декабря, когда 25 японских самолетов снова атаковали с больших и малых высот и уничтожили один B-29, повредили три и не подлежали ремонту, а еще одиннадцати нанесли незначительный ущерб. [37] Также 26 декабря Учебная воздушная армия была переименована в 6-ю воздушную армию, но сохранила за собой задачу нанесения ударов по Марианским островам. [38]
Рейд в рождественскую ночь стал последним крупным нападением японцев на Марианские острова. 2 января единственный японский самолет уничтожил один B-29 и повредил еще три. Еще два небольших рейда были предприняты в январе и один 2 февраля, но ни один из пяти отправленных самолетов не достиг островов, а четыре были сбиты. [39] В начале февраля главный штаб 6-й воздушной армии, Главное командование обороны (GDC), пришел к выводу, что рейдовые силы, направленные против баз американских бомбардировщиков, слишком малы, чтобы быть эффективными. Поскольку выделить дополнительные самолеты для поддержки этих миссий было невозможно, GDC распорядился прекратить наступление и оставить 6-ю воздушную армию в резерве для использования против любых сил союзников, которые высадятся на родных японских островах . [40]
Всего с ноября 1944 года по конец наступления в феврале 1945 года против Сайпана и Тиниана было направлено более 80 японских самолетов. Японцы уничтожили 11 B-29, нанесли серьезные повреждения восьми и незначительные повреждения еще 35. Потери американцев составили 45 человек. погибших и более 200 раненых. В ходе этих налетов истребители и зенитные орудия USAAF сбили около 37 японских самолетов. [10]
Контратаки США
[ редактировать ]
После того, как Марианские острова начали подвергаться атакам, военные США активизировали свои рейды на удерживаемые японцами острова, которые можно было использовать для налетов на базы B-29. Особое внимание было уделено Иводзиме, поскольку правильно предполагалось, что японские самолеты, атаковавшие Марианские острова, вылетали из Японии и проходили через остров по пути к своим целям. После первого налета на Сайпан в ноябре 5 и 8 ноября XXI бомбардировочное командование B-29 было направлено против аэродромов Иводзимы. [41] Эти атаки носили в основном тренировочный характер и причинили небольшой ущерб. Первый налет японцев не встретил сопротивления, но второй был встречен восемью истребителями, которые нанесли легкие повреждения B-29; это было первое боевое повреждение, полученное самолетом XXI бомбардировочного командования. [42] Седьмая воздушная армия также увеличила количество атак B-24 Liberator на Иводзиму, и в течение ноября они атаковали остров 30 раз. [43]
Нимиц приказал нанести крупный удар по Иводзиме после налетов 27 ноября и направил с Гавайев на Сайпан генерал-лейтенанта Милларда Хармона , командующего армейскими военно-воздушными силами в Тихоокеанском регионе , с Гавайев на Сайпан для наблюдения за этой операцией. Хармон прибыл туда 5 декабря и встретился с адмиралом Джоном Х. Гувером и Ханселлом, чтобы обсудить свои планы дневной атаки с использованием всех имеющихся истребителей Lockheed P-38 Lightning и бомбардировщиков B-24 и B-29 в сочетании с морской бомбардировкой со стороны тяжелые крейсеры USS Chester , USS Pensacola и USS Salt Lake City из 5-й крейсерской дивизии. Эта операция была запланирована на 7 декабря, но была отложена на день из-за плохой погоды. Атака началась в 9:45 утра 8 декабря, когда 24 P-38 атаковали остров. Налет B-29 произошел в 11:00, а B-24 атаковали в полдень. Из-за облачности над Иводзимой тяжелые бомбардировщики были вынуждены использовать радар, а не визуальную бомбардировку, что ограничивало эффективность этих атак. Операция завершилась 70-минутной бомбардировкой трех крейсеров, которая началась в 13:47. Всего ВВС США сбросили 814 тонн бомб, а крейсеры выпустили 1500 выстрелов 8-дюймовыми и 5334 выстрела 5-дюймовыми снарядами. Ущерб, причиненный этим нападением, способствовал прекращению японских набегов на Марианские острова до 25 декабря. [44] [45]
Бомбардировка Иводзимы продолжалась до битвы при Иводзиме 19 февраля 1945 года. эти самолеты были сбиты. 5-я крейсерская дивизия также проводила морские бомбардировки 24 и 27 декабря, а также 5 и 24 января. В последней из этих атак к тяжелым крейсерам присоединился линкор USS Indiana . Американская авиация также совершала небольшие ночные атаки, чтобы сорвать ремонтные работы Японии. Кроме того, ВВС США продолжали атаковать другие тихоокеанские острова в пределах досягаемости Марианских островов до июля 1945 года. Хотя атаки на Иводзиму повредили аэродромы острова, японцам удалось постоянно поддерживать по крайней мере один из них в рабочем состоянии, и ни один из них не был поврежден. закрыто более одного дня. [46] [47] [48] Однако необходимость устранения повреждений на аэродромах вынудила японский гарнизон на Иводзиме отвлечь рабочую силу от строительства оборонительных позиций. [49] Сочетание тяжелых потерь над Сайпаном и повреждений аэродромов на Иводзиме заставило японцев 2 января прекратить атаки на Марианские острова. [50] Начиная с января, несколько японских самолетов посетили Иводзиму, и из-за потерь в Филиппинской кампании у IJAAF и IJN не было самолетов дальнего действия, необходимых для возобновления атак на Марианские острова в начале 1945 года. [51]
Операция Цуруги
[ редактировать ]японской армии В декабре 1944 года 1-й рейдовый полк , элитное подразделение коммандос , получил приказ атаковать базы B-29 на Сайпане. Для этой самоубийственной миссии было сформировано подразделение в составе 136 человек, получившее название воздушно-десантного подразделения Гирецу, которое предусматривало уничтожение с помощью взрывных устройств B-29 войсками, перевозимыми бомбардировщиками Mitsubishi Ki-21 «Sally». Этим самолетам не хватало дальности полета, чтобы добраться до Сайпана напрямую из Японии, и планировалось, что они будут дозаправляться на Иводзиме. Коммандос прошли интенсивную подготовку в Сайтама-Канто, и рейд должен был состояться 17 января 1945 года, но был отменен из-за повреждения аэродромов в Иводзиме. Вместо этого 24 мая воздушно-десантное подразделение Гирецу атаковало авиабазу США на Окинаве , уничтожив девять самолетов и повредив еще 29. [52]
После предполагаемого успеха рейда на Окинаву IJN разработал план создания отряда военно-морских коммандос для атаки аэродромов на Марианских островах. 24 июня он отдал приказ о проведении рейда с участием 30 бомбардировщиков Yokosuka P1Y «Фрэнсис» и 20 самолетов G4M с военно-морскими коммандос. План «Операция Цуруги» предусматривал, что P1Y обстреляют аэродромы до того, как на них совершат аварийную посадку G4M. Затем коммандос должны были уничтожить как можно больше B-29, прежде чем сражаться насмерть. Коммандос и G4M, выбранные для высадки на Марианских островах, провели интенсивную подготовку на базах на севере Хонсю , и операция была запланирована на конец июля. Однако в результате налетов авианосцев ВМС США на этот район 14 и 15 июля было уничтожено множество самолетов сил, и операция была отложена до августа. [53]
После ее отсрочки масштаб операции «Цуруги» был расширен и теперь включает 60 G4M с 300 военно-морскими коммандос из 101-го специального военно-морского десанта Куре и 300 армейскими коммандос из 1-го рейдового полка. Планировалось, что 20 G4M доставят военно-морские коммандос на Гуам, еще 20 — на Сайпан, а оставшиеся 20 — перевезут объединенные силы армии и флота на Тиниан. Пересмотренный план также предусматривал захват B-29 и его отправку обратно в Японию. Эта атака должна была состояться с 19 по 23 августа. Однако разведке союзников стало известно об операции «Цуруги», и 9 августа еще одна авианосная атака на Хонсю уничтожила 29 G4M и 20 P1Y. Хотя после этого рейда операция не была отменена, после капитуляции Японии 15 августа он не состоялся. [54] Японские военные также разработали план нападения на Сайпан с использованием самолетов-смертников Mitsubishi Ki-167 в течение августа, но из этого ничего не вышло. [55]
Последствия
[ редактировать ]
Нападения Японии на Марианские острова в 1944 и 1945 годах не нанесли серьезного ущерба стратегической воздушной кампании ВВС США против Японии. Однако они вынудили Соединенные Штаты выделить силы для защиты островов, чтобы предотвратить дальнейшие потери дорогих B-29. Причем из-за дороговизны тяжелых бомбардировщиков соотношение потерь было в пользу японцев. [10]
Когда американские военные обдумывали будущие операции на Бонинских островах в августе 1944 года, специалисты по планированию пришли к выводу, что оккупация Иводзимы может быть необходима для защиты Марианских островов от нападения, и после войны это было приведено в качестве одного из оправданий дорогостоящего вторжения. острова. [56] Однако в этом не было необходимости из-за успеха Седьмой воздушной армии и кампании ВМС США против аэродромов Иводзимы, а также нехватки у японских военных самолетов дальнего действия. [51] В любом случае решение о вторжении на Иводзиму было принято за месяц до начала крупных атак на базы B-29, а налетов на Марианские острова за семь недель до начала высадки 19 февраля не было. [57]
Примечания
[ редактировать ]- Сноски
- ↑ В официальной истории говорится, что атака 7 ноября состояла из двух налетов, каждый из которых был совершен пятью бомбардировщиками, и что три из этих десяти бомбардировщиков были сбиты. [21] Сакаида и Такаки пишут, что было отправлено семь бомбардировщиков, пять из которых достигли Сайпана и скрылись после бомбардировки там американских объектов. [22] Они не утверждают, что два других бомбардировщика были сбиты.
- ↑ В официальной истории указаны потери USAAF во время второй атаки 24 ноября: три B-29 были уничтожены и два повреждены. [30] Тиллман утверждает, что три B-29 были уничтожены. [31] а Сакаида и Такаки приводят цифру в четыре уничтоженных Б-29 [32]
- Цитаты
- ^ Тиллман (2010), с. 68
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 578
- ^ Тиллман (2010), стр. 70–73.
- ^ Тиллман (2010), стр. 77–79.
- ^ Кейт и Олсон (1953), стр. 578–579.
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 579
- ^ Кейт и Олсон (1953), стр. 580–581.
- ^ Стэнтон (1984), стр. 490–509.
- ^ «Зенитная артиллерия на Сайпане» . www.antiaircraft.org . Проверено 22 января 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кейт и Олсон (1953), с. 582
- ^ Денфельд (1997), с. 59
- ^ МакФарланд (1998), стр. 38–39.
- ^ Франсильон (1970), с. 190.
- ^ Бюшель (1997), стр. 5–6.
- ^ Фагг (1983), с. 305
- ^ Уэррелл (1996), с. 127
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кейт и Олсон (1953), с. 581
- ^ Сакаида и Такаки (2001), стр. 27.
- ^ Хойт (1987), с. 376
- ^ Сакаида и Такаки (2001), стр. 28.
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 581
- ^ Сакаида и Такаки (2001), стр. 28.
- ^ Хойт (1987), с. 377
- ^ Отдел зарубежной истории, штаб-квартира армии США в Японии (1980), стр. 28–29.
- ^ Брэдли (1999), с. 10
- ^ Тиллман (2010), стр. 84–86.
- ^ Перейти обратно: а б Тиллман (2010), с. 86
- ^ Сакаида и Такаки (2001), стр. 33.
- ^ Хата, с. 117. Руководителем рейда был младший лейтенант Кенджи Омура. Рейд был задуман и запланирован как односторонняя миссия. 252-я авиагруппа базировалась на аэродроме Татеяма и передислоцировалась на Иводзиму.
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 581
- ^ Тиллман (2010), с. 86
- ^ Сакаида и Такаки (2001), стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Тагайя (2001), с. 91
- ^ Кейт и Олсон (1953), стр. 582–583.
- ^ МакФарланд (1998), с. 39
- ^ Перейти обратно: а б Бюшель (1997), с. 7.
- ^ Кейт и Олсон (1953), стр. 581–582.
- ↑ Отдел зарубежной истории, штаб-квартира армии США в Японии (1980), с. 26
- ^ Уэррелл (1996), с. 128
- ↑ Отдел зарубежной истории, штаб-квартира армии США в Японии (1980), с. 27
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 583
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 550
- ^ Кейт и Олсон (1953), стр. 583–584.
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 584
- ^ Морисон (2002), с. 11
- ^ Кейт и Олсон (1953), стр. 584–585.
- ^ Морисон (2002), стр. 11–13.
- ^ Тиллман (2010), с. 87
- ^ Гаранд и Стробридж (1971), с. 456
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 585
- ^ Перейти обратно: а б Баррелл (2004), стр. 1167–1168.
- ^ Роттман и Такидзава (2005), стр. 53–57.
- ^ Тагая (2001), стр. 95–97
- ^ Тагая (2001), стр. 97–100
- ^ Zaloga (2011), p. 16
- ^ Баррелл (2004), с. 1164
- ^ Кейт и Олсон (1953), с. 586
Ссылки
[ редактировать ]- Брэдли, Ф.Дж. (1999). Стратегических целей не осталось . Нью-Йорк: Издательская компания Turner. ISBN 1-56311-483-6 .
- Бюшель, Ричард М. (1997). Ki-67/Ki-109 Hiryu в ВВС японской армии . Альтген, Пенсильвания, США: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-0350-3 .
- Баррелл, Роберт С. (2004). «Разрыв цикла мифологии Иводзимы: стратегическое исследование оперативного отряда». Журнал военной истории . 68 (4). Общество военной истории: 1143–1186. дои : 10.1353/jmh.2004.0175 . S2CID 159781449 .
- Кейт, Джеймс Ли; Олсон, Джеймс К. (1953). «Иводзима». В Крейвене, Уэсли Франк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Тихий океан: от Маттерхорна до Нагасаки, июнь 1944 года — август 1945 года . Армейские ВВС во Второй мировой войне. Том V. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. OCLC 459415984 .
- Денфельд, Д. Кольт (1997). Удержание Марианских островов: японская оборона Марианских островов . Шиппенсбург, Пенсильвания: Издательская компания White Mane. ISBN 1572490144 .
- Фагг, Джон Э. (1983). «Авиационные инженеры». В Крейвене, Уэсли Франк; Кейт, Джеймс Ли (ред.). Услуги по всему миру . Армейские ВВС во Второй мировой войне. Том VII. Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. OCLC 222565066 .
- Отдел иностранной истории, штаб армии США в Японии (1980). Японская монография № 157: Отчет об операциях ПВО страны . Война в Азии и Тихом океане. Том 12: Защита Родины и окончание войны. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing. ISBN 0-8240-3296-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Франсильон, Р.Дж. (1970). Японская авиация Тихоокеанской войны . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-00033-1 .
- Гаранд, Джордж В.; Стробридж, Трумэн Р. (1971). Западно-Тихоокеанские операции . Том IV истории операций морской пехоты США во Второй мировой войне. Историческое отделение Корпуса морской пехоты США. ОСЛК 8040844 .
- Хата, Икухико ; Ясухо, Идзава (1989). Японские военно-морские асы и истребительные подразделения во Второй мировой войне . Горэм, Дон Сирил (переводчик). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-315-6 .
- Хойт, Эдвин П. (1987). Японская война: Великий Тихоокеанский конфликт . Лондон: Книги Стрелы. ISBN 0-09-963500-3 .
- МакФарланд, Стивен Л. (1998). Покорение Ночи. Ночные истребители армейских ВВС на войне . Военно-воздушные силы США во Второй мировой войне. Программа истории и музеев ВВС. ISBN 0-16-049672-1 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2002) [1960]. Победа на Тихом океане . История военно-морских операций США во Второй мировой войне. Том четырнадцатый. Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-07065-8 .
- Роттман, Гордон; Такидзава, Акира (2005). Японские парашютно-десантные силы Второй мировой войны . Элита. Оксфорд: Оспри. ISBN 1-84176-903-7 .
- Сакаида, Генри; Такаки, Кодзи (2001). B-29 «Охотники» JAAF . Авиационные элитные подразделения. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-161-3 .
- Стэнтон, Шелби Л. (1984). Боевой порядок, армия США, Вторая мировая война . Новато: Президио. ISBN 0-89141-195-Х .
- Тагая, Осаму (2001). Mitsubishi Type 1 Rikko «Betty» Части Второй мировой войны . Боевой самолет Оспри. Ботли: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-082-7 .
- Тиллман, Барретт (2010). Вихрь: Воздушная война против Японии 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4165-8440-7 .
- Уэррелл, Кеннет П. (1996). Огненные покровы: американские бомбардировщики над Японией во время Второй мировой войны . Вашингтон, округ Колумбия, и Лондон: Издательство Смитсоновского института. ISBN 1-56098-665-4 .
- Залога, Стивен Дж (21 июня 2011 г.). Камикадзе: японское специальное боевое оружие, 1944–45 . Новый Авангард. Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 9781849083539 .