Международный аэропорт Сайпана
Международный аэропорт Сайпана Аэропорт Франсиско К. Ада | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||||||
Тип аэропорта | Общественный | ||||||||||||||
Владелец | Управление портов Содружества | ||||||||||||||
Расположение | Сайпан , Северные Марианские острова | ||||||||||||||
Высота AMSL | 215 футов / 66 м | ||||||||||||||
Координаты | 15 ° 07'08 "N 145 ° 43'46" E / 15,11889 ° N 145,72944 ° E | ||||||||||||||
Веб-сайт | цена за конверсию | ||||||||||||||
Карта | |||||||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Статистика (2022 г.) | |||||||||||||||
| |||||||||||||||

Международный аэропорт Сайпана ( IATA : SPN , ICAO : PGSN , FAA LID : GSN ), также известный как Международный аэропорт Франсиско К. Ада/Сайпана , — общественный аэропорт, расположенный на острове Сайпан в США Содружестве Северных Марианских островов . Аэропорт принадлежит Управлению портов Содружества. [1] Его аэродром ранее был известен как Аслито (во время японского мандата в Южных морях ) и Исели-Филд (во время Второй мировой войны в США и в более поздний период).
присвоило этому аэропорту трехбуквенный идентификатор местоположения GSN GSN Федеральное управление гражданской авиации , но код аэропорта Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) — SPN (IATA присвоила аэропорту Маунт-Гансон в Австралии). [1] [2] [3] [4]
История
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]Международный аэропорт Сайпана представлял собой поле сахарного тростника до того, как в 1933 году Воздушная служба Императорского флота Японии (IJNAS) построила на этом месте временную посадочную площадку. Взлетно-посадочная площадка использовалась в учебных целях и имела две взлетно-посадочные полосы, расположенные в форме буквы «L». В 1937 году ВМФ начал модернизацию аэродрома для полноценного военного использования, несмотря на запрет международного права на строительство военных объектов в пределах мандата Южных морей . После нападения на Соединенные Штаты в 1941 году поле было названо Аслито-Филд (アスリート飛行場), на основе местного названия чамору района, где оно находится, Ас Лито.
В середине июня 1944 года IJNAS направил на аэродром две эскадрильи Mitsubishi A6M5a-52 Zeros. Эти эскадрильи приняли участие в оккупации Марианских островов во время битвы в Филиппинском море позже в том же месяце, будучи почти полностью уничтоженными американскими войсками. во время боя. [ нужна ссылка ]
Аэродром был захвачен армии США 27-й пехотной дивизией 18 июня 1944 года во время битвы за Сайпан . Во время боя «Зеро» с Гуама фактически приземлился на аэродроме Аслито, причем пилот не знал, что это поле находится под контролем американцев. При приземлении самолет был обстрелян, поврежден и разбился в конце взлетно-посадочной полосы. Пилот выжил, самолет был захвачен. Поле было переименовано в Исели-Филд в честь командующего ВМС США Роберта Х. Исели, который был убит 13 июня 1944 года во время обстрела базы. [5]
Попав в руки американцев, Исели-Филд был быстро отремонтирован и расширен Сиби из 3-го батальона 20-го полка морской пехоты и стал передовой военно-морской базой Сайпан . [6] при этом первые P 47 19-й истребительной эскадрильи приземлились 20-го числа. Аэродром был передан для Двадцатых ВВС операций B-29 Superfortress . XXI бомбардировочное командование несло полную ответственность за операции B-29 с баз Марианских островов, а Исели-Филд должен был использоваться 73-м бомбардировочным авиакрылом (которое состояло из 497-й , 498-й , 499-й и 500-й бомбардировочных групп ). [7]
12 октября 1944 года первый B-29 Joltin Josie The Pacific Pioneer, пилотируемый бригадным генералом Хейвудом С. Ханселлом, командующим XXI бомбардировочным командованием , и вторым пилотом майора Джека Дж. Кэттона из 873-й бомбардировочной эскадрильи, прибыл на Исели-Филд. К 22 ноября в Исели находилось более 100 B-29. XXI бомбардировочному командованию была поставлена задача уничтожить авиационную промышленность Японии серией высотных высокоточных атак при дневном свете. [ нужна ссылка ]
После нескольких месяцев разочаровывающих бомбардировок с высоты из Исели (и других аэродромов Двадцатых ВВС на Гуаме и Тиниане ) генерал Кертис Лемэй , командующий Двадцатыми ВВС, издал новую директиву о постепенном прекращении высотных дневных атак и на смену пришли зажигательные налеты высокой интенсивности на малых высотах в ночное время, за которыми следовали фугасные бомбы после поджога целей. Эти ночные атаки на Японию оказались разрушительно эффективными, а миссии «Суперфортресс» с Исели-Филд привели к массовому разрушению промышленных объектов в Японии, при этом крупные промышленные районы Токио , Нагои и Осаки неоднократно подвергались атакам волн американских бомбардировщиков, летевших с Марианских островов, пока конец войны. [ нужна ссылка ] В ответ на эти атаки большая часть японских воздушных атак на Марианские острова в период с ноября 1944 по январь 1945 года была направлена на Исели-Филд.
Аэродром и уцелевшие объекты времен Второй мировой войны были внесены в Национальный реестр исторических мест в 1981 году как «Исторический район Исели-Филд» и являются важным элементом Национального исторического района посадочных пляжей ; Аслито/Исели Филд; и мыс Марпи, остров Сайпан , получивший статус объекта в 1985 году.
Послевоенный
[ редактировать ]После окончания войны все четыре бомбардировочные группы крыла были возвращены в Соединенные Штаты, а их B-29 были либо отправлены на авиабазу Кларк на Филиппинах для утилизации, либо отправлены на склады в Техасе или Аризоне . 73-е бомбардировочное крыло было передано Соединенным Штатам в декабре 1945 года. Аэродром был возвращен под гражданский контроль и снова стал называться Аслито-Филд. [ нужна ссылка ]

Международный аэропорт Сайпана начал работу 25 июля 1976 года, заменив близлежащий Коблер Филд . [8] Континентальная Микронезия (первоначально Воздушная Микронезия) [9] Первоначально главный хаб находился в Коблер-Филд, а затем в аэропорту Сайпана. Со временем общий трафик авиакомпании на Сайпан и обратно уменьшился из-за распада подопечной территории Тихоокеанских островов ; поскольку территория была разделена на более мелкие политические единицы, меньшему количеству людей нужно было ехать на Сайпан, бывшую столицу подопечной территории. [10] 15 июля 2008 г. завершился рейс авиакомпании Манила-Сайпан, последний оставшийся рейс, выполняемый напрямую из Континентальной Микронезии. [11]
Японские туристы начали массово посещать Сайпан в 1970-х годах. В 1975 году аэродром и терминал были значительно модернизированы для приема широкофюзеляжных самолетов.
Исторически Northwest Airlines обслуживала Сайпан из Токио-Нарита, используя самолеты McDonnell Douglas DC-10 и Boeing 747 . [12] в то время как Japan Airlines (JAL) обслуживала Сайпан из Нариты и Осаки-Кансай на самолетах DC-10 и Boeing 767 соответственно. [13] В 2005 году JAL приостановила свои рейсы из Японии в SPN; маршруты в Осаку и Нагою взяла на себя компания Northwest. [14] В том же году аэропорт был переименован в честь бывшего вице-губернатора Франсиско К. Ады . [15]
Delta Air Lines унаследовала маршруты Northwest на Сайпане после приобретения Northwest в 2008 году. В 2018 году Delta решила уйти с рынка Сайпана одновременно с прекращением обслуживания Палау и через месяц после прекращения обслуживания на Гуаме . компания Delta назвала снижение спроса, а также потребность в дополнительных самолетах Boeing 757 В качестве причин отказа на внутренних рейсах в США. Northwest и Delta служили Сайпану в общей сложности 29 лет. [16]
Skymark Airlines начала полеты на Сайпан в 2019 году на самолетах Boeing 737 из Нариты. [17]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- Самолет Star Marianas разбился при взлете 17 ноября 2012 года, возвращаясь с Тиниана. Подтверждена смерть одного человека. [18] [19]
Объекты и самолеты
[ редактировать ]Международный аэропорт Сайпана занимает площадь 734 акра (297 га ) с двумя взлетно -посадочными полосами с твердым покрытием : (7/25) размером 8699 х 200 футов (2651 х 61 м); (6/24) имеет размеры 7001 х 100 футов (2134 х 30 м). [1] [20]
За 12-месячный период, закончившийся 31 января 2022 года, в аэропорту выполнялось 27 875 рейсов самолетов, в среднем 76 в день: 28% авиации общего назначения , 69% воздушного такси , 3% регулярных коммерческих рейсов и <1% военных. [1]
Авиакомпании и направления
[ редактировать ]Авиакомпании | Направления |
---|---|
Азиана Эйрлайнз | Чартер: Сеул – Инчхон [21] |
Гонконгские авиалинии | Чартер: Гонконг [22] |
Вода Чеджу | Сезонно: Пусан , [23] Сеул – Инчхон [24] |
Стар Марианские острова Эйр | Рота , Тиниан |
Т'вей Эйр | Сеул – Инчхон [25] |
Юнайтед Эйрлайнз | Гуам , [26] Токио – Нарита [27] |
Статистика
[ редактировать ]Популярные направления
[ редактировать ]Классифицировать | Город | Пассажиры | Лучшие операторы связи |
---|---|---|---|
1 | Гуам | 41,520 | Юнайтед |
2 | Тиниан, Северные Марианские острова | 26,890 | Звездные Марианские острова |
3 | Рота, Северные Марианские острова | 7,720 | Звездные Марианские острова |
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- Дорр, Роберт Ф. Части B-29 времен Второй мировой войны. Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2002. ISBN 1-84176-285-7
- Маурер, Маурер (1983). Боевые части ВВС Второй мировой войны. Авиабаза Максвелл, Алабама: Управление истории ВВС. ISBN 0-89201-092-4 .
- Пикок, Линдси. «Боинг Б-29...Первый из супербомбардировщиков». Часть первая. Air International , август 1989 г., том 37, № 2. ISSN 0306-5634. стр. 68–76, 87.
- Раст, Кенн К. Двадцатая история ВВС... во Второй мировой войне. Темпл-Сити, Калифорния: Исторический авиационный альбом, 1979. ISBN 0-911852-85-9 .
- www.pacificwrecks.com
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Форма аэропорта FAA 5010 для GSN PDF , получено 9 июня 2021 г.
- ^ «Поиск кодов авиакомпаний и аэропортов» . Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ «Сайпан Интернэшнл (ИАТА: SPN, ИКАО: PGSN, ФАУ: GSN)» . Великий картограф кругов . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ «Аэропорт Маунт-Гансон (IATA: GSN, ИКАО: YMGN)» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ Хаммел, Эрик (22 января 2010 г.). Воздушная война в Тихом океане: Хронология: Воздушная война Америки против Японии в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, 1941–1945 гг . Пасифика, Калифорния: Военная история Тихоокеанского региона. п. 383. ИСБН 978-1890988104 .
- ^ Сайпан, Строительство баз военно-морского флота во Второй мировой войне, История Бюро верфей и доков и Корпуса инженеров-строителей, 1940-1946, Том II, ТИПОГРАФИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ, ВАШИНГТОН, 1947, стр.340 [1]
- ^ Peacock Air International , август 1989 г., с. 87.
- ^ «История» . Управление портов Содружества . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ « Проблемы GAO-10-778T, возникшие в связи с предлагаемым слиянием United и Continental Airlines ». Счетная палата правительства . Страница 4. Проверено 7 октября 2010 г.
- ^ Вергара, Хайме Р. « Празднование закрытия CO 895 ». (Страница мнений) Saipan Tribune . Понедельник, 21 июля 2008 г. Проверено 13 октября 2010 г.
- ↑ Депоса, Moneth G. Continental закрывает офис на Сайпане ». Марианские острова, Variety News & Views . 17 июля 2008 г. Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ «Боинг B747 компании Northwest летит на Сайпан» . Сайпан Трибьюн . 4 октября 1999 года . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Japan Airlines закроет офис на Северных Марианских островах в конце месяца» . Радио Новой Зеландии . 25 октября 2005 года . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Сайпан Трибьюн» . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 25 июня 2010 г.
- ^ «Сайпан Трибьюн» . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Кабрера, Беа (8 февраля 2018 г.). «Delta прекратит полеты на Сайпан, Палау» . Сайпан Трибьюн . Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ «Skymark предложит рейсы из Токио на Сайпан и Палау» . Азиатский обзор Nikkei . 20 июня 2018 г. Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Администратор. «ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ: Авиакатастрофа в международном аэропорту Сайпана» . Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- ↑ Гейнор Думат-ол Далено, «Один человек погиб в авиакатастрофе на Сайпане», Pacific Daily News, 20 ноября 2012 г., http://www.guampdn.com/article/20121120/NEWS01/211200301/1-killed-Saipan-plane -crash?odyssey=tab%7Ctopnews%7Ctext%7CFrontpage
- ^ «Данные аэропорта GSN на skyvector.com» . skyvector.com . Проверено 28 сентября 2022 г.
- ^ «Asiana Airlines прекращает регулярные рейсы на Сайпан» . РНЗ. 6 марта 2024 г.
- ^ «Hong Kong Airlines возобновляет рейсы на Сайпан во втором квартале 2024 года» . Аэротрассы . Проверено 5 марта 2024 г.
- ^ «Обслуживание Jeju Air W18 на Сайпане меняется с 27 НОЯБРЯ 2018 г.» .
- ^ «Услуги Jeju Air Saipan меняются с конца ноября 2018 года» .
- ^ «T'Way планирует запуск на Сайпане в декабре 2016 года» . маршрутыонлайн . Проверено 26 октября 2016 г.
- ^ «United изменит рейсы между Гуамом и Сайпаном 1 июня» . 16 апреля 2018 г.
- ^ «UNITED ВОЗОБНОВЛЯЕТ ОБСЛУЖИВАНИЕ САЙПАН – ТОКИО С СЕНТЯБРЯ 2022 ГОДА» . Аэротрассы . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ «РИТА | БТС | Трансстат» . Transtats.bts.gov. 10 мая 2017 г. Проверено 10 мая 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Управление портов Содружества: Международный аэропорт Сайпана
- Фотографии авиации: Обьян – Сайпан Интернэшнл (SPN/GSN/PGSN) с сайта Airliners.net
- Схема аэропорта ФАУ для международного аэропорта Франсиско К. Ады/Сайпана (GSN) (PGSN) ( PDF ) , действует с 11 июля 2024 г.
- Ресурсы для этого аэропорта:
- Информация об аэропорте FAA для SPN
- Информация об аэропорте AirNav для PGSN
- АСН для СпН История аварий
- FlightAware Информация об аэропорте и отслеживание рейсов в реальном времени
- NOAA/NWS для PGSN Последние метеорологические наблюдения
- Аэронавигационная карта SkyVector для СпН
- Аэродромы ВВС США на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны.
- Аэропорты Северных Марианских островов
- Аэропорты, основанные в 1934 году.
- Сайпан, Северные Марианские острова
- Здания и сооружения в Национальном реестре исторических мест Северных Марианских островов
- Вторая мировая война в Национальном реестре исторических мест Северных Марианских островов
- 1934 заведения на Северных Марианских островах.
- Аэропорты в Национальном реестре исторических мест