Jump to content

Проект Хула

Проект Хула
Часть Тихоокеанской войны . Второй мировой войны
Форт Рэндалл в Колд-Бэй , территория Аляски , в 1942 году. Проект Хула проходил здесь в 1945 году. Голова самого залива находится в центре справа.
Объем деятельности Передача ВМС США кораблей Советскому Союзу в ожидании вторжения в Японию.
Расположение
Дата 20 марта 1945 г. ( 1945-03-20 ) -
30 сентября 1945 г. ( 30 сентября 1945 г. )
Исход Япония капитулировала до завершения операции.

Проект «Хула» был программой во время Второй мировой войны , в рамках которой Соединенные Штаты передавали военные корабли Советскому Союзу в ожидании, что Советы в конечном итоге присоединятся к войне против Японии , в частности, в рамках подготовки к запланированному советскому вторжению на южный Сахалин и Курильские острова . Проект, базирующийся в Колд-Бэй на территории Аляски , действовал весной и летом 1945 года. Это была самая крупная и амбициозная программа передачи войск во время Второй мировой войны.

проекта Истоки Хула

Российская империя и Япония ранее участвовали в русско-японской войне в 1904–1905 годах, после чего Япония отправила войска в Сибирь во время Гражданской войны в России в ходе Сибирской интервенции 1918–1920 годов. Вражда продолжалась, поскольку обе страны оставались соперниками в Северо-Восточной Азии после создания Советского Союза . Японии Все более агрессивное политическое и военное поведение в Восточной Азии в 1930-е годы привело к пограничным столкновениям между советскими войсками и японскими войсками в японском марионеточном государстве Маньчжоу- Го в Маньчжурии в 1937 году, на острове Канчатцу на реке Амур и в 1939 году в Халхин-Гол/Номонганский инцидент . Но после 1939 года обе страны переключили свое внимание на другое – Япония сосредоточилась на Второй китайско-японской войне в Китае , а Советский Союз – на подписание пакта Молотова-Риббентропа . В конце концов, советско-японский Пакт о нейтралитете . 13 апреля 1941 года был подписан [1]

Советский Союз вступил во Вторую мировую войну, когда Германия вторглась в июне 1941 года, а в декабре 1941 года Япония вступила в войну, атаковав силы и территории союзников в западной части Тихого океана и Юго-Восточной Азии . Хотя эти события поставили страны по разные стороны в войне, ни одна из них не была заинтересована в военных действиях против другой, поскольку обе были полностью заняты войнами, в которых они уже участвовали. Таким образом, страны сохраняли строгий нейтралитет по отношению друг к другу почти до самого конца Второй мировой войны; кроме проверки грузов на предмет отсутствия в них военных материалов и протеста против смены флага американских кораблей на советские, [2] Япония не вмешивалась преднамеренно в военном отношении в работу по ленд-лизу конвоев , перевозивших военную технику из Соединенных Штатов в Советский Союз в северной части Тихого океана, а Советский Союз отклонил просьбы Америки о базировании американских самолетов на советской территории для операций против Японии и проигнорировал запросы союзников. за любые другие действия, которые могут спровоцировать Японию. Лидер Советского Союза Иосиф Сталин занял позицию, согласно которой вступление Советского Союза в войну против Японии будет невозможным до тех пор, пока не будет разгромлена Германия. [3]

Во время встречи с послом США в Советском Союзе Авереллом Гарриманом в октябре 1944 года Сталин наконец предложил вступить в войну против Японии, но не раньше, чем через три месяца после капитуляции Германии, когда бы это ни произошло. Советский Союз понес огромные военные, гражданские и экономические потери во время войны, поэтому он также поставил такое вступление в зависимость от того, что союзники окажут существенную помощь Советскому Союзу в наращивании его вооруженных сил и военных поставок в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. в преддверии любых советских операций против Японии. После того, как Советский Союз предоставил список необходимого ему оборудования, который американцы назвали MILEPOST, Соединенные Штаты начали работу по удовлетворению советских требований помимо и в дополнение к ежегодным выделениям помощи Советам по ленд-лизу. [4]

В рамках MILEPOST начальник Главного штаба ВМФ СССР адмирал Владимир Алафузов и заместитель командующего военной миссией США в контр Москве -адмирал Кларенс Э. Олсен согласовали 20 декабря 1944 года список из десятка типов корабли и самолеты Соединенные Штаты передадут Советам. Среди кораблей были корабли сопровождения различных типов, десантные катера и тральщики . Олсен также рекомендовал «разработать программу подготовки личного состава и поставки некоторых кораблей каждого типа сразу», чтобы советские экипажи могли получать инструкции от американского персонала по эксплуатации переданных им кораблей и плавсредств. [4]

Выбор места [ править ]

Колд Бэй
Колд-Бэй расположен на Аляске.
Колд Бэй
Колд Бэй
Колд-Бэй расположен на полуострове Аляска на Аляске .
Координаты: 55 ° 12'33 "N 162 ° 42'51" W  /  55,20917 ° N 162,71417 ° W  / 55,20917; -162,71417

В начале января 1945 года главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов предложил Соединенным Штатам Америки создать место для переброски кораблей и обучения экипажей на территории Аляски Алеутских островов , где присутствие лишь очень небольшого гражданского населения помогло бы обеспечить безопасность программы, которая должна была проводиться в строгой секретности, чтобы не насторожить японцев и, возможно, не спровоцировать Японию на нападение на Советский Союз. Он предложил Датч-Харбор на острове Уналаска как хороший выбор; И советский флот, и торговый флот часто заходили сюда и в близлежащий Акутан , поэтому советский персонал был лучше всего знаком с этими водами. [5]

18 января 1945 года начальник военно-морских операций США и главнокомандующий ВМС США флота Эрнест Дж. Кинг связался с командующим Северо-Тихоокеанскими силами адмирал адмиралом Фрэнком Джеком Флетчером , чтобы предупредить его о том, что Соединенные Штаты планировалось передать Советскому Союзу около 250 кораблей и судов в период с апреля по декабрь 1945 года, и что около 2500 человек личного состава будут присутствовать в любой момент времени на месте передачи с двухнедельным циклом ротации персонала; он также поинтересовался, сможет ли Датч-Харбор реализовать такую ​​программу. Флетчер ответил 29 января 1945 года, отклонив Датч-Харбор из-за отсутствия там жилья и тренировочных площадей, а также потому, что его гавань была слишком маленькой, чтобы вместить ожидаемое количество кораблей, и слишком подвержена сильному волнению на море для безопасного обучения. Он рекомендовал Колд-Бэй на полуострове Аляска как гораздо лучший выбор из-за его защищенной гавани, береговых сооружений и полного отсутствия гражданского населения, что делает безопасность программы намного проще, чем в Датч-Харборе. Кадьяк на острове Кадьяк , который имел адекватные береговые сооружения, но гавань, недостаточно защищенную от бурного моря, был вторым выбором Флетчера , а Датч-Харбор - только третьим. Кинг должным образом проинформировал военную миссию США в Москве о выборе Колд-Бэй. [6]

Во время встречи с Кингом на Ялтинской конференции 8 февраля 1945 года Кузнецов заявил, что Датч-Харбор был первым выбором Советского Союза , а Кадьяк — вторым. Кинг сообщил ему, что Соединенные Штаты выбрали Колд-Бей. Кузнецов не был знаком с Колд-Бей, но, обнаружив его на карте, сразу согласился использовать его в качестве места тренировок. [7]

Планирование [ править ]

Патрульный Tacoma класса фрегат USS Hoquiam (PF-5) на военно-морской верфи Мэр-Айленд , Вальехо , Калифорния , 14 июня 1944 года. Переведенный в Колд-Бэй 16 августа 1945 года, он стал EK-13 в советском ВМФ и был вернулся в Соединенные Штаты в 1949 году. Патрульные фрегаты были самыми большими, наиболее тяжеловооруженными и самыми дорогими кораблями, переданными в рамках проекта «Хула». [8]
Тральщик Т USS Admirable (AM-136) был переведен в Колд-Бэй 19 июля 1945 года и стал -331 в составе ВМФ СССР. [9]
Контр-адмирал Борис Дмитриевич Попов , командир 5-й отдельной бригады кораблей ВМФ СССР в Колд-Бэй, разрезает торт, в то время как его коллега, капитан Уильям С. Максвелл (справа), командир отряда 3294 ВМС США, в Колд-Бэй, и в целом Командир проекта «Хула» и члены его штаба наблюдают за вечеринкой в День ​​честь Попова в памяти 30 мая 1945 года, вероятно, в Датч-Харборе . [10]
Контр-адмирал Попов выступает на борту «Адмиралд» тральщика класса во время церемонии передачи корабля , вероятно, 21 или 22 мая 1945 года. [11]
ВМФ СССР Связист (слева) проходит обучение у связиста ВМС США в Колд-Бэй, 1945 год. [12]
ВМС США Вспомогательный моторный тральщик USS YMS-143 , новый, в феврале 1943 года. Переведенный в Колд-Бэй 17 мая 1945 года, он стал Т-522 и принял участие в советском завоевании японской провинции Карафуто на юге острова Сахалин между 11 и 25 августа 1945 г. Т-522 служил в ВМФ СССР до тех пор, пока не был поврежден в июле 1956 г. и разобран на запчасти. [13]
Большой пехотный десантный корабль USS LCI(L)-551 в мае 1945 года приспустил знамя в честь недавно скончавшегося президента Франклина Д. Рузвельта . Переведенный в состав ВМФ СССР в Колд-Бей 29 июля 1945 года, он стал DS-48 и принял участие в советском вторжении на Курильские острова . Советский Союз вернул ее Соединенным Штатам в 1955 году. [14]
Большие пехотные десантные корабли USS LCI(L)-585 и USS LCI(L)-591 в Колд-Бэй, весной 1945 года, ожидающие передачи ВМФ СССР , в которой они стали DS-45 и DS-35 соответственно. . Советы вернули LCI (L)-585 в Соединенные Штаты в 1955 году; ДС-35 был продан на металлолом в Советском Союзе. [10]
Охотник за подводными лодками USS SC-1011 у острова Терминал , Калифорния, в июле 1943 года. Переведенный в Колд-Бэй 17 августа 1945 года, он служил под позывным БО-327 до тех пор, пока не погиб в 1955 году. в ВМФ СССР [15]
Плавучей мастерской USS YR-74 не входила в число кораблей проекта «Хула», но летом 1945 года США передали четыре идентичных ей YR в Колд-Бэй. [16]
Флаг США спущен на борту LCI(L), когда ВМС США списывают их для немедленной передачи Советскому Союзу в Колд-Бэй, 9 июня 1945 года. [17]
Советский военно-морской флаг поднят на борту кораблей LCI(L) в Колд-Бэй, когда они были приняты в состав ВМФ СССР, сразу после их передачи 9 июня 1945 года. Эти корабли были переименованы в desantiye suda (DS) или «десантный корабль». действия против японских войск во время советской кампании в Северной Корее в августе – сентябре 1945 года. [17]

Кинг официально учредил программу перевода и обучения под названием «Проект Хула» в середине февраля 1945 года и приказал Флетчеру начать восстановление объектов армии Соединенных Штатов в Колд- Бэй в форте Рэндалл , который был закрыт в ноябре 1944 года. Он посоветовал Флетчеру что офицер, назначенный руководить обучением, и его штаб прибудут в Колд-Бэй к 24 марта 1945 года и что первые 2500 советских стажеров прибудут к 1 апреля 1945 года, еще 550 прибудут к 1 мая и еще 2000 к 1 мая. Июнь. [7]

Первым вопросом, который нужно было решить, был вопрос о том, как переправить личный состав советского ВМФ в Колд-Бей. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Кузнецов первоначально предложил, чтобы торговые суда союзников , возвращающиеся в Северную Америку после доставки грузов в Европе, перевезли советский персонал на восточное побережье Соединенных Штатов , откуда Советы могли бы путешествовать через континентальную часть Соединенных Штатов на запад Соединенных Штатов. По побережью , а затем на корабле до Колд-Бэй; однако нехватка кораблей союзников в Тихом океане сделала этот план весьма проблематичным. На следующий день после конференции заместитель председателя советской госзакупочной комиссии адмирал А. А. Якимов предложил Соединенным Штатам передать в советский регистр три корабля «Либерти» или аналогичные суда и чтобы эти корабли доставили советский персонал в Колд-Бей, предположительно из портов. на советском Дальнем Востоке , но нехватка кораблей у союзников заблокировала и эту идею. 24 февраля 1945 года заместитель главнокомандующего ВМС США вице-адмирал. Ричард С. Эдвардс сообщил Якимову, что переданные торпедные катера и две разобранные самоходные понтонные баржи будут отправлены на борту советских торговых судов с западного побережья США непосредственно на советский Дальний Восток без захода в Колд-Бей, что снизит спрос на морские перевозки на Советский персонал нуждается в транспортировке в Колд-Бэй. В конце концов Советы решили перевезти свой персонал в Колд-Бэй на своих собственных торговых судах, пока корабли совершали регулярные рейсы для перевозки материалов по ленд-лизу с западного побережья США на советский Дальний Восток, при этом на каждом судне перевозилось около 600 человек одновременно. время. [18]

Когда план был окончательно доработан, Соединенные Штаты должны были передать 180 кораблей - 30 Tacoma класса патрульных фрегатов ВМС США ( классификационный символ корпуса PF), 24 Admirable тральщика класса (AM), 36 вспомогательных моторных тральщиков (YMS), 30 крупных пехотных тральщиков. десантные корабли (LCI(L)), 56 охотников за подводными лодками (SC) и четыре плавмастерские (YR) - в Советский Союз к 1 ноября 1945 года, для обучения работе с ними около 15 000 военнослужащих ВМФ СССР. После их ввода в состав ВМФ СССР, который должен был состояться в Колд-Бэй одновременно с их передачей, корабли должны были следовать серией конвоев из Колд-Бэй в сопровождении ВМС США, проходя через перевал Унимак , считающийся самым безопасным проходом в Алеутские острова, а затем двинулись на запад вдоль северной стороны Алеутских островов , при этом более мелкие суда, которые не могли совершать плавание без остановок – вспомогательные моторные тральщики и охотники за подводными лодками – останавливались в Адаке для дозаправки и пополнения запасов. К северо-западу от Атту эскорт ВМС США должен был передать конвой эскорту ВМФ СССР, и каждый конвой затем направился к северу от Атту. Командорских островов в Петропавловск-Камчатский , откуда переброшенные корабли разойдутся по назначенным портам приписки. [19]

Советы планировали, что первый советский персонал прибудет в Колд-Бэй на пяти торговых судах в конце марта или начале апреля 1945 года, в зависимости от ледовых условий на советском Дальнем Востоке. На первом корабле будет штаб из 23 человек во главе с контр-адмиралом , три субштаба (из запланированных пяти) по 11–17 человек каждый и от 45 до 50 переводчиков. После высадки в Колд-Бей советский персонал должен был перейти под общее командование американского офицера, руководившего программой обучения и переброски, и ему было приказано беспрекословно подчиняться американским приказам, пока он находился в Колд-Бэй. [20]

Хула Начало проекта

Специально для проекта «Хула» ВМС США создали военно-морской отряд № 3294; он должен был отвечать за всю деятельность по обучению и переводу в Колд-Бэй. 7 марта 1945 года было поручено командиру Уильяму С. Максвеллу , находившемуся тогда в Вашингтоне, округ Колумбия командовать отрядом . Перед отъездом из Вашингтона Максвелл рекомендовал увеличить количество переводчиков с русского языка , которые будут направлены в Колд-Бей, и призвал Судовое бюро ВМС США обеспечить, чтобы на каждом передаваемом корабле было загружено и установлено все разрешенное оборудование, а не было никакого оборудования. не имеет разрешения на трансфер на борт до прибытия в Колд Бэй. Затем он уехал в Колд-Бэй. [21]

Прибыв в Колд-Бэй 19 марта 1945 года и получив звание капитана , Максвелл на следующий день принял командование тамошней военно-морской базой. Под его командованием находились 694 военнослужащих ВМС США и береговой охраны США , 47 морских пехотинцев США и 605 военнослужащих армии США; его личный состав вскоре стабилизировался на уровне около 1500 человек, поскольку военнослужащие были переведены, а их заменили военно-морские силы. Он обнаружил, что передовой отряд под командованием его заместителя, лейтенанта-командующего береговой охраны США Джона Дж. Хатсона , уже создал 3294 отряда противолодочной борьбы отдел . Он также обнаружил, что военно-морские объекты требуют большего восстановления, чем он предполагал, поэтому он перевел свое командование в форт Рэндалл, который был закрыт с ноября 1944 года, и приступил к подготовке его объектов для поддержки проекта Хула, включая создание жилье, классы, кинотеатры, радиостанция и поле для софтбола ; подбор преподавателей на курсы радио и радара работа , инженерное дело, артиллерийское дело , траление мин , борьба с повреждениями и десантных кораблей эксплуатация ; а также закупка радиоприемников, радаров, тральщиков, гирокомпасов , двигателей, кинопроекторов , учебных фильмов и других образовательных инструментов. [22]

Первыми советскими солдатами, прибывшими в Колд-Бэй, были члены советской закупочной комиссии, которые высадились на базе 23 марта 1945 года. Максвелл полагал, что перед тем, как советский персонал приступит к обучению в море, потребуется провести серьезную аудиторную подготовку, но Советские офицеры не согласились, предпочитая уделять больше внимания подготовке на море. В течение недели они работали над программой обучения, которую могли согласовать обе стороны, и достигли успешного компромисса еще до прибытия первых стажеров. [23]

Первые советские курсанты достигли Колд-Бей на борту пяти советских торговых судов, на каждом из которых находилось около 500 советских стажеров, которые прибывали по одному в день с 10 по 14 апреля 1945 года. К этому времени 2358 советских военнослужащих из числа будущих военно-морских сил СССР 16-я дивизия тральщиков и 2-я дивизия охотников за подводными лодками высадились, присоединившись к 1350 американским военнослужащим. Контр-адмирал Борис Димитриевич Попов прибыл 11 апреля на пароходе «Севастополь» и принял командование советским личным составом в Холодной бухте, которую ВМФ СССР обозначил как 5-й отдельный отряд кораблей ВМФ СССР. [23]

Обучение и переводы [ править ]

Первые 220 советских офицеров и 1895 военнослужащих начали обучение в Колд-Бэй 16 апреля 1945 года, их распределили по типам кораблей, а затем распределили по отдельным кораблям. Хотя советский персонал очень серьезно относился к своей подготовке, непосредственной проблемой для американских инструкторов было гидролокаторов полное незнание Советами радаров, и силовых установок кораблей , а также отсутствие учебных пособий на русском языке. Персонал Советской закупочной комиссии и 5-го отдельного отряда исправил это, выпустив руководства на русском языке для использования в проекте «Хула». [24]

Материальные вопросы возникли и в отношении самих кораблей. Судовое бюро не прислушалось к просьбе Максвелла обеспечить , чтобы все корабли, подлежащие передаче, прибыли должным образом оборудованными, и в начале программы каждое судно прибывало в Колд-Бей без всего разрешенного оборудования или с еще установленным неразрешенным оборудованием. приходилось доставлять большое количество необходимого оборудования Ежедневно на армейский аэродром Форт-Рэндалл , а на некоторых кораблях приходилось прямо на месте вносить изменения в списки разрешенного оборудования. Еще одной трудностью стало повреждение кораблей с деревянным корпусом – вспомогательных моторных тральщиков (YMS) и охотников за подводными лодками – в бурном море в районе учений. Ближайшая ремонтная база для этих кораблей находилась на расстоянии почти 200 морских миль (370 км ; 230 миль ) в Датч-Харборе , а вспомогательный моторный тральщик и девять охотников за подводными лодками должны были посетить Датч-Харбор для капитального ремонта, что задержало программу преследования подводных лодок на восемь дней. . [25]

Несмотря на эти трудности, первый конвой переданных кораблей - три тральщика и пять вспомогательных моторных тральщиков - отправился из Колд-Бей в Советский Союз 28 мая 1945 года; второй - из трех тральщиков и шести охотников за подводными лодками - ушел 30 мая, при этом один из его преследователей подводных лодок вышел в Адаке на ремонт, а третий, состоящий из трех тральщиков и семи охотников за подводными лодками, ушел 7 июня 1945 года. [10] Однако плохой ремонт и проблемы со снабжением в Сиэтле препятствовали программе преследователей подводных лодок, и Максвелл был вынужден организовать поиск охотников за подводными лодками, назначенных для службы в США ВМС 13-м военно-морском округе , для замены некоторых из первоначально запланированных к переводу, чтобы уложиться в срок по передаче всех кораблей к 1 октября 1945 года. [16]

Подготовка 100 советских офицеров и 800 рядовых для переброски 30 больших пехотных десантных кораблей (LCI(L)) в двух циклах обучения началась 7 мая 1945 года и оказалась самой успешной из программ обучения проекта «Хула». Первый цикл длился 15 дней, а полученный в нем опыт позволил сократить второй цикл до девяти дней. Четвертый конвой, вышедший из Колд-Бей, в составе четырех LCI (L), двух тральщиков и шести охотников за подводными лодками, вышедший 11 июня 1945 года, был первым, в состав которого входили LCI (L) и все советские LCI (L). экипажи отправились в Советский Союз на своих кораблях до конца июля 1945 года. [26]

30 патрульных фрегатов класса «Такома» были самыми крупными, наиболее тяжеловооруженными и самыми дорогими кораблями, которые планировалось передать в рамках проекта «Хула». Первые 572 офицера и солдата 10-й дивизии фрегатов Советского ВМФ прибыли в Колд-Бей 12 июня 1945 года на борту советского парохода « Феликс Дзержинский» и приступили к подготовке к принятию на себя патрульных фрегатов 14 июня, в тот же день, когда первые девять патрульных фрегатов фрегаты – USS Charlottesville (PF-25) , USS Long Beach (PF-34) , USS Belfast (PF-35) , USS Glendale (PF-36) , USS San Pedro (PF-37) , USS Coronado (PF-38) ) , USS Allentown (PF-52) , USS Machias (PF-53) и USS Sandusky (PF-54) - прибыли в Колд-Бей. Еще 570 человек личного состава 10-й дивизии фрегатов прибыли 15 июня 1945 года на советском пароходе «Чайковский» . Прибудут первые девять патрульных фрегатов, а также военный корабль США « Огден» (PF-39) , который прибыл в Колд-Бэй 27 июня 1945 года. [27] составил первую группу из 10 фрегатов, переданных Советскому Союзу 12 июля 1945 г.; они покинули Колд-Бэй в составе конвоя 15 июля 1945 года. [28]

Все четыре плавмастерские (YR), намеченные к передаче, были взяты на буксир советскими торговыми судами, заходившими в Колд-Бэй, направлявшимися с западного побережья США на советский Дальний Восток летом 1945 года. [16]

Отношения между советским и американским персоналом в Колд-Бэй оставались дружескими и основанными на сотрудничестве на протяжении всего проекта. Лучшие советские стажеры были оставлены в Колд-Бэй, чтобы вместе с американскими инструкторами обучать другой советский персонал, прибывший позже. К 31 июля 1945 года в рамках проекта «Хула» Советскому Союзу было передано 100 из запланированных 180 судов. [29]

Советский Союз объявляет войну [ править ]

Как и обещал Сталин, Советский Союз объявил войну Японии 8 августа 1945 года, ровно через три месяца после капитуляции Германии, и начал наступление на следующий день на японские войска в Северо-Восточной Азии. Хотя перемирие остановило боевые действия между другими союзниками и Японией 15 августа 1945 года (14 августа по другую сторону международной линии перемены дат в Колд-Бэй), и Япония официально сдалась союзникам на борту линкора USS Missouri (BB-63) в Токио. 2 сентября 1945 года советские наступательные операции продолжались до 5 сентября 1945 года, к этому времени советские войска захватили японское марионеточное государство Маньчжоу- Го в Маньчжурии , северную половину Кореи , японскую провинцию Карафуто на южной половине острова Сахалин , и Курильские острова . Несмотря на теперь уже открытое участие Советского Союза в войне, проект «Хула» оставался секретным и подвергался строгой цензуре. [30]

Вступление Советского Союза в войну, казалось, сделало советско-американское сотрудничество в Колд-Бэй еще лучше, чем раньше, и Максвелл и Попов работали над ускорением обучения и переброски, чтобы как можно быстрее передать корабли в советские руки для поддержки советского наступления. . Ранее обученный советский персонал вернулся в Колд-Бей, чтобы служить в качестве основного экипажа для вновь переведенных кораблей, а подготовка их коллег-членов экипажа была сокращена до минимума, необходимого для того, чтобы советские экипажи могли вернуть свои суда домой. 25 августа 1945 года в отряде № 3294 ВМФ завершился заключительный цикл аудиторной подготовки советских военнослужащих. [29]

В Колд-Бей в день капитуляции Японии , 2 сентября 1945 года, советский ВМФ взял под свой контроль патрульные фрегаты USS Bayonne (PF-21) и USS Poughkeepsie (PF-26) . 4 сентября 1945 года последние четыре корабля были переданы в проект «Хула» — патрульные фрегаты USS Gloucester (PF-22) , USS Newport (PF-27) , USS Bath (PF-55) и USS Evansville (PF-70) . ) – были приняты на вооружение ВМФ СССР в Колд Бэй. [31]

Хула завершается Проект

5 сентября 1945 года, через несколько часов после того, как советские войска завершили оккупацию Курильских островов , Максвелл получил приказ прекратить передачу кораблей, кроме тех, для которых советские экипажи уже проходили подготовку; это отменило передачу двух патрульных фрегатов, пяти вспомогательных моторных тральщиков и 24 охотников за подводными лодками. Приказ об остановке-переброске затронул некоторые корабли, запланированные к передаче, в том числе патрульные фрегаты USS Annapolis (PF-15) и USS Bangor (PF-16) , когда они находились в море, направляясь от западного побережья США в Колд-Бэй. Остальные корабли повернули назад, но Аннаполис и Бангор продвинулись в Колд-Бэй, взяли на борт американский персонал, нуждавшийся в транспортировке в континентальную часть Соединенных Штатов, и направились обратно в Сиэтл. [32]

В Колд-Бей советский и американский персонал приступили к закрытию проекта «Хула». Последние четыре переданных патрульных фрегата остались в Колд-Бей для дополнительной подготовки и обкатки, прежде чем отправиться в Советский Союз в составе последнего конвоя проекта «Хула» 17 сентября 1945 года. Оставшийся личный состав 5-го отдельного отряда ВМФ СССР Попов, его штаб, а частично обученные экипажи 31 корабля, которые больше не планировались к переброске, отправились из Колд-Бэй в Советский Союз на борту советского парохода «Карл Шурц» 27 сентября 1945 года. Максвелл вывел базу из эксплуатации в Колд-Бэй 30 сентября 1945 года. [33]

Результаты обучения и перевода [ править ]

Проект Хула был «самой крупной и амбициозной трансферной программой Второй мировой войны». [34] В течение 142 дней с начала учебных мероприятий в Колд-Бей 16 апреля 1945 года и переброски туда последних четырех кораблей 4 сентября 1945 года 3294-й отряд ВМС США подготовил около 12 000 военнослужащих ВМФ СССР – около 750 офицеров и 11 250 рядовых – передано 149 кораблей и средств – 28 патрульных фрегатов (ПФ), 24 тральщика (АМ), 30 больших пехотно-десантных кораблей (ЛКИ(Л)), 31 вспомогательный моторный тральщик (ЯМС), 32 противолодочных тральщика (СК) и четыре плавучих мастерские (YR) – в Колд Бэй. [35]

На советской службе патрульные фрегаты были переименованы в «Сторожевой корабль» («судно сопровождения») и получили обозначение «ЭК»; тральщики и вспомогательные моторные тральщики были переименованы в тральщик («тральщик») и получили обозначение «Т»; большие пехотно-десантные корабли были переименованы в десантие суда («десантный корабль») и получили обозначение «ДС»; и охотники за подводными лодками были переименованы в «Большие охотники за подводными лодками » («большие охотники за подводными лодками») и получили обозначение «БО». Ни один из кораблей не получил наименований на советской службе. [16]

Попов сообщил Максвеллу в Колд-Бэй в конце августа 1945 года, что корабли LCI(L), переданные в рамках проекта «Хула», сыграли важную роль в советском нападении на Курильские острова всего через десять дней после прибытия в Петропавловск-Камчатский, и что другие корабли проекта «Хула» принимал участие в советских операциях против японцев в Северной Корее и на юге Сахалина. О потерях он не упомянул. [31] Пять кораблей переданы в проект «Хула», все бывшие LCI(L) — DS-1 (бывший USS LCI(L)-672 ), DS-5 (бывший USS LCI(L)-525 ), DS-9 (бывший USS LCI(L)-672) - USS LCI(L)-554 ), DS-43 (бывший USS LCI(L)-943 ) и DS-47 (бывший USS LCI(L)-671 ) – потеряны в боях в ходе боевых действий, [36] все они потоплены японской береговой артиллерией 18 августа 1945 года во время высадки советских войск на Шумшу . [37]

Ниже приведены даты передачи кораблей проекта «Хула». ВМС США выводили из эксплуатации каждый корабль в день передачи и одновременно вводили его в строй ВМФ СССР. Каждый корабль идентифицируется по названию и обозначению ВМС США, за которыми следует обозначение ВМФ СССР. [примечание 1] Не включены четыре плавмастерские (ЯР), переданные Советскому Союзу летом 1945 года. [16]

17 мая 1945 г.
21 мая 1945 г.
22 мая 1945 г.
26 мая 1945 г.
5 июня 1945 г.
6 июня 1945 г.
  • Вспомогательный моторный тральщик (YMS): USS YMS-59 ( Т-521 )
10 июня 1945 г.
14 июня 1945 г.
12 июля 1945 г.
19 июля 1945 г.
29 июля 1945 г.
2 августа
  • Вспомогательный моторный тральщик (YMS): USS YMS-260 ( Т-527 )
16 августа 1945 г.
17 августа 1945 г.
26 августа 1945 г.
27 августа 1945 г.
2 сентября 1945 г.
3 сентября 1945 г.
  • Вспомогательный моторный тральщик (YMS): USS YMS-287 ( Т-611 )
4 сентября 1945 г.

Последствия [ править ]

По законам США, все корабли, переданные зарубежным странам по ленд-лизу, должны были быть возвращены под опеку США после завершения Второй мировой войны, а в феврале 1946 года США начали переговоры с Советским Союзом о возврате переданных кораблей. . Однако отношения между Советским Союзом и западными союзниками резко ухудшились после окончания Второй мировой войны, когда началась холодная война , что затруднило возвращение кораблей. [38]

За вычетом пяти бывших кораблей LCI(L), потерянных в бою, и вспомогательного моторного тральщика, затонувшего в 1945 году, 143 корабля проекта «Хула» подлежали возвращению в Соединенные Штаты. 7 марта 1947 года министр военно-морских сил США Джеймс В. Форрестол представил Государственному департаменту США список из 480 военных кораблей, которые Министерство военно-морского флота США хотело вернуть Советскому Союзу, включая все 28 переданных патрульных фрегатов. в рамках проекта Хула. В 1948 году Советский Союз наконец согласился вернуть патрульные фрегаты и передал 27 из них в октябре и ноябре 1949 года; 28-й, EK-3 , бывший военный корабль США « Белфаст» (PF-35), сел на мель и чуть не затонул во время шторма у Петропавловска-Камчатского 17 ноября 1948 года, не подлежал экономическому ремонту и так и не был возвращен, а был сдан на слом. в Советском Союзе в 1960 году. Переговоры по другому важному объекту деятельности Военно-морского ведомства 25 уцелевшим бывшим LCI(L) — затянулись дольше, но в конце концов Советы вернули 15 из них Соединённым Штатам. в 1955 году. [39] США К 1957 году Управление военно-морской разведки сообщило, что из 149 кораблей проекта «Хула» только 18 из тех, что все еще находились в советском владении — девять тральщиков (AM), пять охотников за подводными лодками (SC) и четыре плавучие мастерские (YR) — остались. исправен. [40]

По иронии судьбы, ВМС США на самом деле не хотели принимать многие корабли по ленд-лизу, потому что они больше не были полезны, и их хранение и утилизация были бы дорогостоящими; в результате некоторые корабли были просто административно переданы под опеку США в соответствии с буквой закона, а затем были проданы на металлолом в Советском Союзе или уничтожены в советских водах под непосредственным наблюдением американских военно-морских властей. Советский Союз передал Китайской Народной Республике два вспомогательных моторных тральщика , но все остальные 97 кораблей проекта «Хула», оставшиеся в советских руках после возвращения 15 LCI(L) в 1955 году, были либо проданы на металлолом в СССР. «Юнион» (81 корабль) или (в случае остальных 16 кораблей) уничтожен у своего побережья, предположительно у Находки . [41]

Ссылки [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Вся информация взята из Russell 1997 , стр. 34, 35, 39–40. В таблице Рассела на странице 39 указана окончательная дата передачи патрульных фрегатов 9 сентября 1945 года, но это противоречит тексту на страницах 34–35, в котором она указана на 4 сентября 1945 года и в котором говорится, что передачу было приказано прекратить с 5 сентября 1945 года.

Цитаты [ править ]

  1. ^ Рассел 1997 , стр. 3–4.
  2. ^ Джейкобс 2008 , с. 15.
  3. ^ Рассел 1997 , стр. 4–8.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рассел 1997 , с. 8.
  5. ^ Рассел 1997 , с. 9.
  6. ^ Рассел 1997 , стр. 9–10.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рассел 1997 , с. 10.
  8. ^ Рассел 1997 , стр. 21, 38, 39.
  9. ^ Рассел 1997 , с. 39.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Рассел 1997 , с. 20.
  11. ^ Рассел 1997 , стр. 21, 39.
  12. ^ Рассел 1997 , с. 26.
  13. ^ Рассел 1997 , с. 29.
  14. ^ Рассел 1997 , с. 19.
  15. ^ Рассел 1997 , стр. 28, 40.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Рассел 1997 , с. 28.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рассел 1997 , с. 24.
  18. ^ Рассел 1997 , стр. 10–11.
  19. ^ Рассел 1997 , стр. 12, 20–21.
  20. ^ Рассел 1997 , с. 12.
  21. ^ Рассел 1997 , стр. 12–13.
  22. ^ Рассел 1997 , стр. 13, 16.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рассел 1997 , с. 16.
  24. ^ Рассел 1997 , с. 17.
  25. ^ Рассел 1997 , с. 18.
  26. ^ Рассел 1997 , стр. 19–21.
  27. ^ DANFS Огден .
  28. ^ Рассел 1997 , стр. 21, 24, 28, 39.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рассел 1997 , стр. 18, 28.
  30. ^ Рассел 1997 , стр. 29, 32–33.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рассел 1997 , с. 34.
  32. ^ Рассел 1997 , стр. 34–35.
  33. ^ Рассел 1997 , с. 35.
  34. ^ Рассел 1997 , с. 1.
  35. ^ Рассел 1997 , стр. 1, 33, 35, 39–40.
  36. ^ Рассел 1997 , стр. 39–40.
  37. ^ Рассел 1997 , стр. 30–31, 39–40.
  38. ^ Рассел 1997 , с. 37.
  39. ^ Рассел 1997 , стр. 38–40.
  40. ^ Рассел 1997 , с. 38.
  41. ^ Рассел 1997 , стр. 38, 40.

Библиография [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 885f7f4cdb6a2391f23167cf44ffed02__1717903680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/02/885f7f4cdb6a2391f23167cf44ffed02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Project Hula - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)