Предыстория Аляски
Часть серии о |
История Аляски |
---|
![]() |
|
Доисторическая Аляска начинается с перемещения людей эпохи палеолита на северо-запад Северной Америки где-то между 40 000 и 15 000 лет назад через Берингов мост на западе Аляски ; наиболее вероятна дата менее 20 000 лет назад. [ 1 ] Они обнаружили, что их проход заблокирован огромным слоем льда , пока временный спад оледенения Висконсина (последний ледниковый период ) не открыл свободный ото льда коридор через северо-западную Канаду , что, возможно, позволило группам распространиться по остальной части континента. В конце концов, Аляска стала заселена инуитами и различными группами коренных американцев . Торговля как с Азией, так и с южными племенами велась активно еще до прихода европейцев. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Сегодня ранние жители Аляски делятся на несколько основных групп: коренные американцы юго-восточного побережья ( тлинкиты , хайда и цимшианцы ), атабаски , алеуты , две группы эскимосов , а также инупиаты и юпики . [1]
Прибрежные коренные американцы
[ редактировать ]Прибрежные коренные американцы, вероятно, были первой волной иммигрантов, пересекших Берингов мост на западе Аляски, хотя многие из них первоначально поселились во внутренних районах Канады. Хотя, возможно, и были миграции через этот сухопутный мост, недавние исследования также свидетельствуют о том, что они пришли по морю к юго-восточному побережью Аляски 17 000 лет назад. [ 5 ] Тлинкиты . были самой многочисленной из этой группы, населявшей большую часть прибрежного Панхандла ко времени контактов с европейцами Южная часть острова Принца Уэльского была заселена хайдами, эмигрировавшими из Хайда-Гвайи в Канаде. Цимшианцы . эмигрировали в территориальный период из города недалеко от Принса Руперта в Британской Колумбии Известно, что тлинкиты путешествовали более чем на 1000 миль (1600 км) на юг, чтобы торговать с коренными народами на северо-западе Тихого океана . Не было стандартной валюты для торговли, но были рабы, самородная медь и одеяла из коры красного кедра , собачьей и козьей шерсти. [2] были высоко оценены.
Прибрежные коренные американцы верили, что рыбы и животные охотно отдавали себя людям, и стремились почтить жертвоприношение животных. Они также считали, что кости съеденного лосося следует вернуть в реку, в которой он был пойман, чтобы обеспечить реинкарнацию , иначе рыба перевоплотится с уродствами и откажется вернуться в эту реку. В прибрежном обществе коренных американцев существовала сложная система собственности, сочетающая частную и групповую собственность. Каждому дому принадлежали инструменты, предметы и еда, которые они производили сами, в то время как клану принадлежали имена, земля, истории, здания и большая часть другой собственности.
В социальной организации тлинкитов и хайда статус и престиж определялись богатством. Чтобы сохранить свое положение, человек высокого ранга демонстрировал богатство, проводя церемонию потлача, во время которой он раздавал, уничтожал или приглашал гостей съесть всю его еду и имущество. Это называлось «расплатой» с гостями, которые в прошлом оказывали ритуальные услуги или оказывали поддержку. Те, кто получал товары в одном потлаче, обычно отвечали взаимностью, приглашая своих бывших хозяев на свой собственный потлач позже; такие приглашения подтвердят их относительный уровень престижа и статуса. Другими важными особенностями потлача были декламация семейных историй и родословных, передача церемониальных титулов и имущества, а также подношения предкам.
Мягкий климат и обильные ресурсы Панхандла позволили прибрежным индейцам посвятить свободное время общественным развлечениям, путешествиям и торговле. Они наслаждались сложным искусством, музыкой и рассказыванием историй, а их традиции хранили точный отчет о генеалогии и истории клана. На рисунках, разработанных прибрежными племенами, были изображены рыбы, животные и легендарные существа в формализованных узорах черного, красного и других ярких цветов. Они украшали свои ремесленные изделия, домашнюю утварь, одежду, маски, каноэ и ритуальные предметы, чтобы обозначить принадлежность. Всемирно известные тотемные столбы были вырезаны за большие деньги, чтобы проиллюстрировать мифы, почтить память умерших и подчеркнуть огромное богатство владельцев.
Атабаски, коренные американцы
[ редактировать ]были Коренные американцы-атабаски, жившие во внутренних районах Аляски, охотниками и рыбаками во внутренних водах. Большинство из них жили небольшими кочевническими группами вдоль многочисленных рек региона. Ценились выносливость и физическая сила, и дичь часто перегоняли пешком. Атабаски ловили лосося и охотились на кроликов, карибу и медведей с помощью силков, дубинок, копий , луков и стрел . Периоды голода были обычным явлением. Поскольку они вели полукочевой образ жизни и охотились пешком, обувь имела очень важное значение, и атабаски разработали легкие и гибкие снегоступы из березы и сыромятной кожи. Атабаски использовали бересту из внутренних лесов для изготовления каноэ, контейнеров, саней и колыбелей. Одежда шилась из шкур животных, украшалась иглами дикобраза, окрашенными натуральными красками.
Некоторые группы атабасков населяли постоянные зимние деревни и летние рыболовные лагеря. Большинство банд состояло из нескольких нуклеарных семей и имело ограниченную внутреннюю организацию. Лидерство приобретали воины или охотники. Атабаски также устраивали потлачи, чтобы отметить смерть и отпраздновать первую успешную охоту ребенка, как прелюдию к браку. Стремившиеся к лидерству должны были устроить памятные потлачи, на которых будущий лидер раздавал все свое имущество, а затем доказывал свое мастерство, обеспечив себя и свою семью на целый год без посторонней помощи.
Алеуты
[ редактировать ]Алеуты заселили острова Алеутской цепи примерно 10 000 лет назад. Хотя их расположение позволяло им легко заниматься рыбной ловлей , им также приходилось сталкиваться с непредсказуемой суровой погодой, сильными землетрясениями и вулканами . Технология лова алеутов включала в себя копья, плотины , сети, крючки и лески. различные дротики , сети и гарпуны использовались Для добычи сивучей и каланов . Китов обычно убивали отравленным копьем с каменным лезвием . Работа женщин и детей заключалась в сборе моллюсков на пляжах во время отлива, а также ягод и других растений на холмах. Алеутские женщины до сих пор славятся своими навыками плетения корзин и шитья , способными плести из трав водонепроницаемые корзины и сшивать из кишок тюленя водонепроницаемые плащи, подходящие для открытого океана.
Алеутское общество делилось на три категории: почетные, включавшие уважаемых китобоев и старейшин; простые люди; и рабы . После смерти тело почетного человека мумифицировали , а в честь умершего иногда убивали рабов.
Одно- и двухместные шкурные байдарки, называли « байдарками которыми пользовались алеуты , русские » или «бидарками». Это были модели современных каяков из стекловолокна, используемых сегодня, и самые маленькие океанские суда, созданные людьми, способные совершать длительные путешествия в самых опасных морях. Трехместные байдарки были разработаны по просьбе россиян, желающих кататься в качестве пассажиров в центре; эти «трехдырочные» байдарки были затем приспособлены для использования алеутами в дальних путешествиях и торговле.
Эскимосы
[ редактировать ]
Эскимосы , коренная группа, наиболее знакомая неаляскинцам, первоначально были разделены на две подгруппы: эскимосы -инупиаты регионе Аляски поселились в арктическом , а юпики поселились на западе. Для борьбы с холодом сезонные продукты запасались на случай будущей нехватки, особенно на случай лишений каждой зимы. Охотник всегда делил свежую добычу поровну между сообществом , а статус в деревне определялся охотничьими способностями. Места для поселений эскимосов были выбраны отчасти из-за наличия источников пищи. Население арктического побережья питалось тюленями, моржами и китами, в то время как эскимосы внутри страны питались карибу, птицами и другими мелкими животными. Эти люди собирали яйца , ягоды , коренья; они ели дикую зелень свежей или сохраняли ее в кожаных контейнерах.
Эскимосы использовали открытые лодки, называемые умиаками поменьше , и каяки для охоты на крупных морских млекопитающих. Оба судна представляли собой каркас из коряг , обтянутых плотно сшитыми тюленьими шкурами. использовались упряжки и собачьи упряжки Для зимних путешествий , а летом в качестве вьючных животных использовались собаки. Женщины умели плести и шить. Они шили и подгоняли водонепроницаемую одежду из кишок животных и рыбьих шкур. Повседневная одежда эскимосов — штаны , сапоги , пальто — шилась из шкур и меха, иногда со сложным геометрическим орнаментом. Пальто, которые назывались парками , имели прикреплённый капюшон и воротник из волчьего или медвежьего меха.
Эскимосы были известны своей резьбой, особенно небольшими изделиями из слоновой кости . В древние времена домашнюю утварь и оружие орнаментом украшали . Используя дерево, кость, китовый ус , моржовую кость и ископаемые бивни мамонта, эскимосы изготавливали посуду , ножи , масляные лампы , небольшие скульптуры, предметы для игры. Снежные очки , имевшие лишь небольшие прорези для просмотра и защиты глаз от яркого света снега и льда, были вырезаны из дерева или слоновой кости. Реплики улу ( женских ножей) сегодня можно найти в большинстве туристических магазинов Аляски.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «National Geographic, «Генографический проект: Мост в новый мир». По состоянию на 10 мая 2014 г.» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2015 г. Проверено 10 мая 2014 г.
- ^ Купер, Х. Кори; Мейсон, Оуэн К.; Майр, Виктор; Хоффекер, Джон Ф.; Спикмен, Роберт Дж. (2016). «Свидетельства существования евразийских металлических сплавов на побережье Аляски в доисторические времена» . Журнал археологической науки . 74 : 176–183. дои : 10.1016/j.jas.2016.04.021 .
- ^ «Найденные артефакты указывают на доисторическую торговлю через Берингов пролив» . ARCUS (Консорциум арктических исследований США). 2013. Архивировано из оригинала 13 апреля 2013 года.
- ^ Шааф, Жанна (1996). «До времени наших отцов». В Шаафе, Жанна; Смит, Тетус Х. (ред.). Убласаун - Первый свет: охотники и пастухи-инупиаки в начале двадцатого века, северный полуостров Сьюард, Аляска . Анкоридж, Аляска: Государственная типография для офиса поддержки системы Аляски, Министерство внутренних дел США, Служба национальных парков. стр. 43–62, стр. 47 . ISBN 978-0-941555-02-9 .
- ^ Уэйд, Лиззи (30 мая 2018 г.). «Новая карта древнего побережья Аляски подтверждает теорию о том, что первые люди Америки прибыли на лодке» . Наука | АААС . Проверено 3 февраля 2019 г.