Jump to content

Пасхальный воскресный рейд

Пасхальный воскресный рейд на Цейлон
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны.
Дата 5 апреля 1942 г.
Расположение
Результат Победа Японии
Воюющие стороны
Японская империя Япония
Жертвы и потери
7 самолетов [1]

26 самолетов

Еще больше убитых на земле. [2]

Рейд в Пасхальное воскресенье — воздушная атака на Коломбо , Цейлон , во время в Индийском океане рейда палубной 5 апреля 1942 года . авиации Императорского флота Японии Целью Японии было уничтожить базировавшийся на Цейлоне британский Восточный флот в гавани. Британцы превентивно рассредоточили суда из гаваней перед атакой благодаря предварительному предупреждению разведки в марте 1942 года и воздушной разведке во время рейда.

Атакующие японские самолеты были встречены истребителями Королевских ВВС (RAF) 222-й группы под командованием вице-маршала авиации Джона Д'Альбиака , а также Королевского флота ( авиацией флота FAA) и зенитной артиллерией. . Портовые сооружения были повреждены, а корабли как в гавани, так и – рассредоточившись – в океане, были затоплены или повреждены. Основная часть британского Восточного флота не была обнаружена и уцелела.

Рейд продемонстрировал уязвимость Цейлона; Британские войска не были готовы к дальнейшим набегам японских авианосцев. Восточный флот переместил свою главную базу в Восточную Африку , откуда регулярно перебрасывал авианосные группы в центральную и восточную части Индийского океана.

Британские приготовления

[ редактировать ]

После вступления Японии во Вторую мировую войну противовоздушная оборона Цейлона состояла всего из четырех устаревших трехдюймовых зенитных орудий в Тринкомали. Единственной эскадрильей Королевских ВВС была 273-я эскадрилья, базировавшаяся в Чайна-Бэй недалеко от Тринкомали; на нем летали четыре Vickers Vildebeest и четыре торпедоносца Fairey Seals торпедоносца . [1] После потери Сингапура в феврале 1942 года британские специалисты по планированию определили, что остров имеет важное значение для защиты Индии и путей сообщения союзников через Индийский океан . [3] Угроза нападения японской палубной авиации была осознана на примерах Перл-Харбора в декабре 1941 года и Дарвина в феврале 1942 года. [1]

В начале 1942 года противовоздушная оборона Цейлона была усилена. Hawker Hurricane 23 февраля прибыли восемь истребителей ; они прилетели из Карачи , где были собраны из ящиков, доставленных Сефн-И-Брином . 60 ураганов прибыли 6 и 7 марта; их переправил HMS Indomitable [4] с Ближнего Востока для 30 и 261 эскадрилий Королевских ВВС; [5] «Харрикейн» из 30-й эскадрильи погиб в результате крушения на море 4 апреля. 5 апреля возле Коломбо было 37 или 38 исправных «Харрикейнов». [4] насчитывалось 803 и 806 военно-морские авиационные эскадрильи (NAS). К 4 апреля в составе ФАУ [6] и 44 Фейри Фулмарс . К 4 апреля количество зенитных орудий увеличилось до 144. [7]

222 Group также получила летающие лодки Consolidated PBY Catalina , которые обнаруживали и сопровождали японский флот во время рейда. Единственное воздушное подкрепление на Цейлоне за два месяца после 7 декабря 1941 года состояло из первой «Каталины». [1] К 4 апреля в эксплуатации находилось семь самолетов; [7] четыре RAF, два Королевских ВВС Канады (RCAF) и один голландский. Два британских ВВС и три голландских были неисправны, по крайней мере некоторые из них прошли капитальный ремонт в Бангалоре . Еще два самолета RCAF прибыли 6 и 7 апреля после начала рейда. [4] В состав эскадрилий, эксплуатирующих Catalinas, входили 205-я эскадрилья RAF и 413-я эскадрилья RCAF . [8]

Другие воздушные подкрепления включали морскую и военно-морскую ударную авиацию. [7]

Были расширены авиабазы ​​в Ратмалане , недалеко от Коломбо и Чайна-Бэй. Другой был установлен на ипподроме Коломбо, чтобы уменьшить заторы в Ратмалане. [5] «Каталины» действовали из Коггала и прилегающей лагуны , недалеко от южной оконечности острова. [9] Японцы не знали о базах на ипподроме Коломбо. [6] и Коггала. [9]

Коломбо и Тринкомали получили по радиолокационной станции. [7]

Радиолокационная станция Коломбо называлась AMES 254. Ее персонал прибыл 18 марта, а оборудование - 22 марта. Станция начала работу в гольф-клубе Royal Colombo - примерно в 6 милях (9,7 км) к северу от Ратмаланы - 25 марта, а 28 марта была подключена по телефону к оперативному центру № 20. [10]

Станция в Тринкомали была основана AMES 272. [10]

Японские препараты

[ редактировать ]

Первоначальный приказ IJN, санкционирующий рейд («Операция C»), был отдан 9 марта 1942 года. К 16 марта планировалось выйти из Старинг-Бей на острове Целебес 26 марта для нападения на Коломбо («день C») 26 марта. 5 апреля; [11] эти даты были соблюдены при фактическом исполнении. [12]

Ядро японских сил под командованием адмирала Тюити Нагумо составляли пять авианосцев; Акаги , Сёкаку и Дзуйкаку в авианосном дивизионе 5, а также Сорю и Хирю во втором авианосном дивизионе. [13]

Первые шаги

[ редактировать ]

Японские приготовления были обнаружены разведкой союзников. Британский план обороны был основан на оценках Объединенного бюро Дальнего Востока (FECB), которое ожидало «день C» 1 апреля. [11] В результате британские войска на Цейлоне подняли тревогу на несколько дней раньше. Восточный флот под командованием вице-адмирала сэра Джеймса Сомервилля 30 марта совершил боевой вылет и разместился в районе патрулирования в 100 милях (160 км) к югу от острова. Наземная воздушная разведка сосредоточилась на юго-востоке. Развертывание точно отражало направление подхода японцев. [14]

Не видя японцев, Восточный флот поздно вечером 2 апреля отошел к атоллу Адду для дозаправки в порту Т , примерно в 600 милях (970 км) к юго-западу от Цейлона. [14] Корабли были отправлены, чтобы возобновить прежние обязательства; тяжелые крейсеры HMS Cornwall и HMS Dorsetshire были отправлены в Коломбо, а HMS Hermes — в Тринкомали. [15] ПВО Цейлона прекратила работу, но патрулирование Каталины продолжалось. [16]

Нападение на Коломбо

[ редактировать ]

Прибытие японского флота

[ редактировать ]
Леонард Бирчалл пилотировал «Каталину», которая первоначально заметила японский флот.

Японцы отменили запланированную на 4 апреля разведку гавани Коломбо с помощью крейсерских гидросамолетов. [17]

Перед рассветом 4 апреля Catalina QL-A из 413-й эскадрильи RCAF, пилотируемая командиром эскадрильи Леонардом Бирчаллом , вылетела из Коггала для патрулирования самого южного сектора патрулирования. Позже в тот же день экипаж решил повторить назначенный этап, который привел их к самой южной точке патруля; повторение проводилось в навигационных целях. [18] В 16:00, в самой южной точке повторного этапа, QL-A заметил японский флот на южном горизонте примерно в 360 милях (310 морских миль ; 580 км ) к юго-востоку от Цейлона. [19] [8] [14] Летающая лодка была атакована как минимум 12 истребителями Mitsubishi A6M Zero, когда она приближалась для точного наблюдения. Радио было уничтожено во время передачи. [19] так что сообщалось о наблюдениях, а не о численности флота. [14] В течение семи минут QL-A был вынужден совершить вынужденную посадку в океане. Strafing Zeroes потопил летающую лодку и убил в воде двух членов экипажа. Лишь шестеро из девяти членов экипажа, включая Бирчалла, выжили и были захвачены японским эсминцем « Исокадзэ » . [19] Заключенные утверждали, что вылетели из Коломбо, а не из Коггала. [9] и об этом было доложено флагману флота «Акаги» поздно вечером 4 апреля; [20] Коггала не пострадал во время рейда. [9] Заключенные также отрицали, что давали какие-либо показания; это было подорвано, когда японцы перехватили сигнал из Коломбо с просьбой к QL-A повторить свой отчет, что указывало на то, что внезапность была потеряна. [19]

Catalina FV-R из 205-й эскадрильи RAF, пилотируемая лейтенантом «Джоком» Грэмом, взлетела в 17:45 и взяла на себя наблюдение за японским флотом. ФВ-Р сообщила в 22:37, а 5 апреля в 00:45 и 06:15. Последнее сообщение о том, что японские корабли находились в 110 милях (180 км) и 195 градусах от мыса Дондра , южной оконечности Цейлона. «Каталина» была сбита японскими истребителями примерно через 90 минут после окончательного отчета, при этом погиб весь экипаж. [8]

Через час после доклада QL-A Д'Альбиак встретился со своими подчиненными, чтобы обсудить ожидаемый японский удар после рассвета. Группа 222 издала оперативный приказ № 43 до полуночи, чтобы предупредить подчиненные подразделения, и подразделения были подняты по тревоге в 04:00 5 апреля. [8] [21] Согласно оперативному приказу № 43, 803 NAS запустили шесть самолетов Fulmars из Ратмаланы рано утром 5 апреля для проведения линейного патрулирования от Бентоты , в 35 милях (56 км) к югу от Коломбо на западном побережье, до Поттуври на восточном побережье. [22] Кораблям было приказано покинуть гавани Коломбо и Тринкомали. Корнуолл и Дорсетшир покинули Коломбо поздно вечером 4 апреля, чтобы воссоединиться с Восточным флотом. [23] часть из которых отправилась обратно на Цейлон из порта Т после отчета QL-A. [15]

5 апреля в 05:45 «Каталина BN-L» из 240-й эскадрильи Королевских ВВС, пилотируемая лейтенантом Брэдшоу, взлетела, чтобы следить за японским флотом. [21]

Провал британского раннего предупреждения

[ редактировать ]
Истребители Mitsubishi A6M Zero сопровождали атакующие бомбардировщики.

Японские авианосцы начали вылет 91 бомбардировщика и 36 истребителей для удара по Коломбо. [24] вскоре после 06:00 5 апреля. [25]

Вскоре после 06:40 Catalina BN-L заметила четыре японских самолета, летевших на север, но ошибочно опознала их как «Харрикейны» и не сообщила об этом. Летающую лодку видели японцы; Хирю получил отчет о встрече в 06:45. [21] Ударная группа подошла к Коломбо с моря на юго-восток; [7] [21] этот курс предотвратил обнаружение береговыми наблюдателями и линейным патрулем 803 NAS. [22] AMES 254 и его радар также не смогли обнаружить или сообщить о приближающемся ударе. [26]

Британские летчики-истребители ждали приказа о взлете , который из-за отсутствия раннего предупреждения так и не поступил. Вместо этого им пришлось взлететь под обстрелом, вместо того, чтобы начать бой заранее в воздухе. [27]

RAF Hawker Hurricanes составляли основную часть обороняющихся истребителей.

В 07:30 передовой отряд из девяти истребителей «Зеро» из Хирю пролетел над авиабазой «Ипподром Коломбо» и был замечен с земли. К 07:35 14 «Харрикейнов» 258-й эскадрильи Королевских ВВС взлетели в хорошем состоянии и направились к гавани. Авиабаза уклонилась от нападения. [6]

В 07:40 с Ратмаланы были замечены 38 Aichi D3A бомбардировщиков «Вал» из Сёкаку и Дзуйкаку . 14 из Дзуйкаку атаковали авиабазу в 07:45, когда «Харрикейны» 30-й эскадрильи Королевских ВВС взлетали по одному и по двое. Взлетел 21 «Харрикейн» (четыре из них все еще находились на земле, когда упали первые бомбы), а еще один – командирский – был выведен из строя при попытке взлета. Шесть «Фулмаров» из 803 и 806 НАС также взлетели с «Ратмаланы». Эти британские истребители были полностью заняты защитой авиабазы, чему способствовала сильная облачность. Первые «Харрикейны» атаковали бомбардировщики еще до того, как были сброшены бомбы. Пять «Валов» и «Зеро» были уничтожены, еще до шести «Валов» получили повреждения. Взамен были сбиты восемь «Харрикейнов» и три «Фулмара». Авиабаза пострадала незначительно. [6]

19 Вальсов из Сёкаку атаковали гавань около 07:50; в конечном итоге они потопили вооруженный торговый крейсер HMS Hector и повредили корабль-базу подводных лодок «Люсия» . Вскоре после этого на них напала 258-я эскадрилья Королевских ВВС. [9] который решил сконцентрироваться на бомбардировщиках, а не на прикрытии Зеро. [6] Один «Вал» был сбит, а другой поврежден, в обмен на восемь уничтоженных «Харрикейнов» и два серьезно поврежденных. [9]

« Сёкаку Вальс» полностью оккупировали 258-ю эскадрилью Королевских ВВС, позволив оставшимся бомбардировщикам атаковать гавань и порт беспрепятственно со стороны британских истребителей. [9] Пять «Валов» из Дзуйкаку повредили британский танкер «Сан-Сирило» . 53 Nakajima B5N торпедоносца «Kate», действуя как горизонтальные бомбардировщики, потопили старый эсминец HMS Tenedos , повредили торговое судно «Бенледи » и нанесли удары по портовым объектам. [9]

Кроме того, был потоплен норвежский танкер «Соли» британское грузовое судно «Клан Мердок» . и повреждено [20]

Удар японцев был отбит их авианосцами с 09:45 до 10:30. [13]

Вторая забастовка отменена

[ редактировать ]

Резервная ударная группа авианосной дивизии 5 была вооружена фугасными бомбами для второго удара по Коломбо. Это было отменено, когда японские самолеты-разведчики обнаружили Дорсетшир и Корнуолл в 10:00 5 апреля. Резервному ударному отряду 5-й авианосной дивизии было приказано атаковать британские крейсеры, но перевооружение торпедами произошло с задержками, и вместо этого крейсеры были потоплены 2-й авианосной дивизией. [28]

Последствия

[ редактировать ]

Потери британской авиации

[ редактировать ]

К вечеру в 30-й эскадрилье RAF было семь исправных самолетов. Восемь «Харрикейнов» были сбиты, несколько повреждены. Пять пилотов были убиты и двое ранены. [6]

В 258-й эскадрилье RAF восемь сбитых «Харрикейнов» и два серьезно поврежденных, а также пять пилотов убиты и двое ранены. [9]

На самолетах 803 и 806 NAS четыре сбитых «Фулмара» и трое пилотов погибли. [6]

шесть Fairey Swordfish из 788-й военно-морской авиационной эскадрильи Также были сбиты ; они перебрасывались из Чайна-Бей в Коломбо для удара по японскому флоту и прибыли во время атаки. [6]

Согласно журналам AMES 254, его радар во время боя работал и не обнаружил приближающегося удара. [10] Официальные послевоенные технические истории объясняют отказ техническими ограничениями радара. [10] и ошибка оператора, вызванная усталостью из-за «неравномерного разделения вахтенного состава». [29]

Короткого времени, которое AMES 254 находился в Коломбо, возможно, было недостаточно для обучения операторов распознаванию ложных радиолокационных эхосигналов, создаваемых местными условиями; настоящее эхо могло быть ошибочно принято за ложное эхо [10] Кроме того, антенна радара проецировала « лепестки », в которых можно было обнаружить объекты, с промежутками между лепестками или перекрывающимися лепестками. Высота объекта сильно влияет на дальность обнаружения. Траектория приближающегося японского самолета могла случайно воспользоваться промежутками между лепестками. [29]

У AMES 254 могло просто не хватить времени на обработку радиолокационных данных, особенно если фактором была усталость оператора. [29] Местность вокруг радара ограничивала максимальную дальность действия до 60 миль (97 км). Расстояние, пройденное японским самолетом между краем этого радиуса и Ратмаланой, составляло 54 мили (87 км), и «Зеро» мог преодолеть на крейсерской скорости примерно за 17 минут. Во время боя «Харрикейнам» потребовалось пять минут на взлет и еще шесть — на то, чтобы подняться на высоту перехвата. В результате у AMES 254 оставалось всего шесть минут на то, чтобы доложиться в оперативный зал № 20 и отдать приказы пилотам. [10]

Бирчалл был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги за наблюдение, сделанное Каталиной QL-A 4 апреля. [30] и был назван канадскими СМИ «Спасителем Цейлона». Он был военнопленным до конца войны. [31]

Подразделения Британского Содружества на Цейлоне во время нападения

[ редактировать ]

Цейлонские подразделения

[ редактировать ]

Единицы Содружества

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2014, с. 33
  2. ^ «Атака Цейлона на Перл-Харбор» . www.sundaytimes.lk . Проверено 19 мая 2017 г.
  3. ^ Бойд, стр. 364–359.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стюарт 2014, с. 44
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричардс, Денис; Сондерс, Хилари Сент-Джордж (1954). Бой удался . Официальная история Королевских ВВС 1935–1945 гг. Том. 2. Лондон: Канцелярия Ее Величества . Глава IV – Бирманский водопад. (перепечатано Pickle Partners Publishing, 2013 г.; электронная книга)
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Стюарт 2014, с. 42
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стюарт 2014, с. 35
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2014, с. 37
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стюарт 2014, с. 43
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Стюарт 2014, с. 40
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойд, с. 366
  12. ^ Бойд, с. 367
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойд, с. 373
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бойд, с. 368
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойд, с. 370
  16. ^ Стюарт 2014, с. 36
  17. ^ Бойд, с. 369
  18. ^ Стюарт 2006, с. 68
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2006, с. 69
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт 2014, с. 47
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2014, с. 38
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт 2014, с. 39
  23. ^ Роскилл, с. 27
  24. ^ Роскилл, с. 26
  25. ^ Бойд, с. 371
  26. ^ Стюарт 2014, стр. 39–41.
  27. ^ Стюарт 2014, стр. 42–44.
  28. ^ Бойд, с. 372
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стюарт 2014, с. 41
  30. ^ Стюарт 2014, с. 45
  31. ^ Стюарт 2006, с. 73

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 976bc5683ead8b4fc7f88abf5091ab5e__1714877700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/5e/976bc5683ead8b4fc7f88abf5091ab5e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Easter Sunday Raid - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)