Пасхальный воскресный рейд
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2015 г. ) |
Пасхальный воскресный рейд на Цейлон | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Тихоокеанского театра Второй мировой войны. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Япония | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
7 самолетов [1] | 26 самолетов |
Рейд в Пасхальное воскресенье — воздушная атака на Коломбо , Цейлон , во время в Индийском океане рейда палубной 5 апреля 1942 года . авиации Императорского флота Японии Целью Японии было уничтожить базировавшийся на Цейлоне британский Восточный флот в гавани. Британцы превентивно рассредоточили суда из гаваней перед атакой благодаря предварительному предупреждению разведки в марте 1942 года и воздушной разведке во время рейда.
Атакующие японские самолеты были встречены истребителями Королевских ВВС (RAF) 222-й группы под командованием вице-маршала авиации Джона Д'Альбиака , а также Королевского флота ( авиацией флота FAA) и зенитной артиллерией. . Портовые сооружения были повреждены, а корабли как в гавани, так и – рассредоточившись – в океане, были затоплены или повреждены. Основная часть британского Восточного флота не была обнаружена и уцелела.
Рейд продемонстрировал уязвимость Цейлона; Британские войска не были готовы к дальнейшим набегам японских авианосцев. Восточный флот переместил свою главную базу в Восточную Африку , откуда регулярно перебрасывал авианосные группы в центральную и восточную части Индийского океана.
Фон
[ редактировать ]Британские приготовления
[ редактировать ]После вступления Японии во Вторую мировую войну противовоздушная оборона Цейлона состояла всего из четырех устаревших трехдюймовых зенитных орудий в Тринкомали. Единственной эскадрильей Королевских ВВС была 273-я эскадрилья, базировавшаяся в Чайна-Бэй недалеко от Тринкомали; на нем летали четыре Vickers Vildebeest и четыре торпедоносца Fairey Seals торпедоносца . [1] После потери Сингапура в феврале 1942 года британские специалисты по планированию определили, что остров имеет важное значение для защиты Индии и путей сообщения союзников через Индийский океан . [3] Угроза нападения японской палубной авиации была осознана на примерах Перл-Харбора в декабре 1941 года и Дарвина в феврале 1942 года. [1]
В начале 1942 года противовоздушная оборона Цейлона была усилена. Hawker Hurricane 23 февраля прибыли восемь истребителей ; они прилетели из Карачи , где были собраны из ящиков, доставленных Сефн-И-Брином . 60 ураганов прибыли 6 и 7 марта; их переправил HMS Indomitable [4] с Ближнего Востока для 30 и 261 эскадрилий Королевских ВВС; [5] «Харрикейн» из 30-й эскадрильи погиб в результате крушения на море 4 апреля. 5 апреля возле Коломбо было 37 или 38 исправных «Харрикейнов». [4] насчитывалось 803 и 806 военно-морские авиационные эскадрильи (NAS). К 4 апреля в составе ФАУ [6] и 44 Фейри Фулмарс . К 4 апреля количество зенитных орудий увеличилось до 144. [7]
222 Group также получила летающие лодки Consolidated PBY Catalina , которые обнаруживали и сопровождали японский флот во время рейда. Единственное воздушное подкрепление на Цейлоне за два месяца после 7 декабря 1941 года состояло из первой «Каталины». [1] К 4 апреля в эксплуатации находилось семь самолетов; [7] четыре RAF, два Королевских ВВС Канады (RCAF) и один голландский. Два британских ВВС и три голландских были неисправны, по крайней мере некоторые из них прошли капитальный ремонт в Бангалоре . Еще два самолета RCAF прибыли 6 и 7 апреля после начала рейда. [4] В состав эскадрилий, эксплуатирующих Catalinas, входили 205-я эскадрилья RAF и 413-я эскадрилья RCAF . [8]
Другие воздушные подкрепления включали морскую и военно-морскую ударную авиацию. [7]
Были расширены авиабазы в Ратмалане , недалеко от Коломбо и Чайна-Бэй. Другой был установлен на ипподроме Коломбо, чтобы уменьшить заторы в Ратмалане. [5] «Каталины» действовали из Коггала и прилегающей лагуны , недалеко от южной оконечности острова. [9] Японцы не знали о базах на ипподроме Коломбо. [6] и Коггала. [9]
Коломбо и Тринкомали получили по радиолокационной станции. [7]
Радиолокационная станция Коломбо называлась AMES 254. Ее персонал прибыл 18 марта, а оборудование - 22 марта. Станция начала работу в гольф-клубе Royal Colombo - примерно в 6 милях (9,7 км) к северу от Ратмаланы - 25 марта, а 28 марта была подключена по телефону к оперативному центру № 20. [10]
Станция в Тринкомали была основана AMES 272. [10]
Японские препараты
[ редактировать ]Первоначальный приказ IJN, санкционирующий рейд («Операция C»), был отдан 9 марта 1942 года. К 16 марта планировалось выйти из Старинг-Бей на острове Целебес 26 марта для нападения на Коломбо («день C») 26 марта. 5 апреля; [11] эти даты были соблюдены при фактическом исполнении. [12]
Ядро японских сил под командованием адмирала Тюити Нагумо составляли пять авианосцев; Акаги , Сёкаку и Дзуйкаку в авианосном дивизионе 5, а также Сорю и Хирю во втором авианосном дивизионе. [13]
Первые шаги
[ редактировать ]Японские приготовления были обнаружены разведкой союзников. Британский план обороны был основан на оценках Объединенного бюро Дальнего Востока (FECB), которое ожидало «день C» 1 апреля. [11] В результате британские войска на Цейлоне подняли тревогу на несколько дней раньше. Восточный флот под командованием вице-адмирала сэра Джеймса Сомервилля 30 марта совершил боевой вылет и разместился в районе патрулирования в 100 милях (160 км) к югу от острова. Наземная воздушная разведка сосредоточилась на юго-востоке. Развертывание точно отражало направление подхода японцев. [14]
Не видя японцев, Восточный флот поздно вечером 2 апреля отошел к атоллу Адду для дозаправки в порту Т , примерно в 600 милях (970 км) к юго-западу от Цейлона. [14] Корабли были отправлены, чтобы возобновить прежние обязательства; тяжелые крейсеры HMS Cornwall и HMS Dorsetshire были отправлены в Коломбо, а HMS Hermes — в Тринкомали. [15] ПВО Цейлона прекратила работу, но патрулирование Каталины продолжалось. [16]
Нападение на Коломбо
[ редактировать ]Прибытие японского флота
[ редактировать ]Японцы отменили запланированную на 4 апреля разведку гавани Коломбо с помощью крейсерских гидросамолетов. [17]
Перед рассветом 4 апреля Catalina QL-A из 413-й эскадрильи RCAF, пилотируемая командиром эскадрильи Леонардом Бирчаллом , вылетела из Коггала для патрулирования самого южного сектора патрулирования. Позже в тот же день экипаж решил повторить назначенный этап, который привел их к самой южной точке патруля; повторение проводилось в навигационных целях. [18] В 16:00, в самой южной точке повторного этапа, QL-A заметил японский флот на южном горизонте примерно в 360 милях (310 морских миль ; 580 км ) к юго-востоку от Цейлона. [19] [8] [14] Летающая лодка была атакована как минимум 12 истребителями Mitsubishi A6M Zero, когда она приближалась для точного наблюдения. Радио было уничтожено во время передачи. [19] так что сообщалось о наблюдениях, а не о численности флота. [14] В течение семи минут QL-A был вынужден совершить вынужденную посадку в океане. Strafing Zeroes потопил летающую лодку и убил в воде двух членов экипажа. Лишь шестеро из девяти членов экипажа, включая Бирчалла, выжили и были захвачены японским эсминцем « Исокадзэ » . [19] Заключенные утверждали, что вылетели из Коломбо, а не из Коггала. [9] и об этом было доложено флагману флота «Акаги» поздно вечером 4 апреля; [20] Коггала не пострадал во время рейда. [9] Заключенные также отрицали, что давали какие-либо показания; это было подорвано, когда японцы перехватили сигнал из Коломбо с просьбой к QL-A повторить свой отчет, что указывало на то, что внезапность была потеряна. [19]
Catalina FV-R из 205-й эскадрильи RAF, пилотируемая лейтенантом «Джоком» Грэмом, взлетела в 17:45 и взяла на себя наблюдение за японским флотом. ФВ-Р сообщила в 22:37, а 5 апреля в 00:45 и 06:15. Последнее сообщение о том, что японские корабли находились в 110 милях (180 км) и 195 градусах от мыса Дондра , южной оконечности Цейлона. «Каталина» была сбита японскими истребителями примерно через 90 минут после окончательного отчета, при этом погиб весь экипаж. [8]
Через час после доклада QL-A Д'Альбиак встретился со своими подчиненными, чтобы обсудить ожидаемый японский удар после рассвета. Группа 222 издала оперативный приказ № 43 до полуночи, чтобы предупредить подчиненные подразделения, и подразделения были подняты по тревоге в 04:00 5 апреля. [8] [21] Согласно оперативному приказу № 43, 803 NAS запустили шесть самолетов Fulmars из Ратмаланы рано утром 5 апреля для проведения линейного патрулирования от Бентоты , в 35 милях (56 км) к югу от Коломбо на западном побережье, до Поттуври на восточном побережье. [22] Кораблям было приказано покинуть гавани Коломбо и Тринкомали. Корнуолл и Дорсетшир покинули Коломбо поздно вечером 4 апреля, чтобы воссоединиться с Восточным флотом. [23] часть из которых отправилась обратно на Цейлон из порта Т после отчета QL-A. [15]
5 апреля в 05:45 «Каталина BN-L» из 240-й эскадрильи Королевских ВВС, пилотируемая лейтенантом Брэдшоу, взлетела, чтобы следить за японским флотом. [21]
Провал британского раннего предупреждения
[ редактировать ]Японские авианосцы начали вылет 91 бомбардировщика и 36 истребителей для удара по Коломбо. [24] вскоре после 06:00 5 апреля. [25]
Вскоре после 06:40 Catalina BN-L заметила четыре японских самолета, летевших на север, но ошибочно опознала их как «Харрикейны» и не сообщила об этом. Летающую лодку видели японцы; Хирю получил отчет о встрече в 06:45. [21] Ударная группа подошла к Коломбо с моря на юго-восток; [7] [21] этот курс предотвратил обнаружение береговыми наблюдателями и линейным патрулем 803 NAS. [22] AMES 254 и его радар также не смогли обнаружить или сообщить о приближающемся ударе. [26]
Британские летчики-истребители ждали приказа о взлете , который из-за отсутствия раннего предупреждения так и не поступил. Вместо этого им пришлось взлететь под обстрелом, вместо того, чтобы начать бой заранее в воздухе. [27]
Атака
[ редактировать ]В 07:30 передовой отряд из девяти истребителей «Зеро» из Хирю пролетел над авиабазой «Ипподром Коломбо» и был замечен с земли. К 07:35 14 «Харрикейнов» 258-й эскадрильи Королевских ВВС взлетели в хорошем состоянии и направились к гавани. Авиабаза уклонилась от нападения. [6]
В 07:40 с Ратмаланы были замечены 38 Aichi D3A бомбардировщиков «Вал» из Сёкаку и Дзуйкаку . 14 из Дзуйкаку атаковали авиабазу в 07:45, когда «Харрикейны» 30-й эскадрильи Королевских ВВС взлетали по одному и по двое. Взлетел 21 «Харрикейн» (четыре из них все еще находились на земле, когда упали первые бомбы), а еще один – командирский – был выведен из строя при попытке взлета. Шесть «Фулмаров» из 803 и 806 НАС также взлетели с «Ратмаланы». Эти британские истребители были полностью заняты защитой авиабазы, чему способствовала сильная облачность. Первые «Харрикейны» атаковали бомбардировщики еще до того, как были сброшены бомбы. Пять «Валов» и «Зеро» были уничтожены, еще до шести «Валов» получили повреждения. Взамен были сбиты восемь «Харрикейнов» и три «Фулмара». Авиабаза пострадала незначительно. [6]
19 Вальсов из Сёкаку атаковали гавань около 07:50; в конечном итоге они потопили вооруженный торговый крейсер HMS Hector и повредили корабль-базу подводных лодок «Люсия» . Вскоре после этого на них напала 258-я эскадрилья Королевских ВВС. [9] который решил сконцентрироваться на бомбардировщиках, а не на прикрытии Зеро. [6] Один «Вал» был сбит, а другой поврежден, в обмен на восемь уничтоженных «Харрикейнов» и два серьезно поврежденных. [9]
« Сёкаку Вальс» полностью оккупировали 258-ю эскадрилью Королевских ВВС, позволив оставшимся бомбардировщикам атаковать гавань и порт беспрепятственно со стороны британских истребителей. [9] Пять «Валов» из Дзуйкаку повредили британский танкер «Сан-Сирило» . 53 Nakajima B5N торпедоносца «Kate», действуя как горизонтальные бомбардировщики, потопили старый эсминец HMS Tenedos , повредили торговое судно «Бенледи » и нанесли удары по портовым объектам. [9]
Кроме того, был потоплен норвежский танкер «Соли» британское грузовое судно «Клан Мердок» . и повреждено [20]
Удар японцев был отбит их авианосцами с 09:45 до 10:30. [13]
Вторая забастовка отменена
[ редактировать ]Резервная ударная группа авианосной дивизии 5 была вооружена фугасными бомбами для второго удара по Коломбо. Это было отменено, когда японские самолеты-разведчики обнаружили Дорсетшир и Корнуолл в 10:00 5 апреля. Резервному ударному отряду 5-й авианосной дивизии было приказано атаковать британские крейсеры, но перевооружение торпедами произошло с задержками, и вместо этого крейсеры были потоплены 2-й авианосной дивизией. [28]
Последствия
[ редактировать ]Потери британской авиации
[ редактировать ]К вечеру в 30-й эскадрилье RAF было семь исправных самолетов. Восемь «Харрикейнов» были сбиты, несколько повреждены. Пять пилотов были убиты и двое ранены. [6]
В 258-й эскадрилье RAF восемь сбитых «Харрикейнов» и два серьезно поврежденных, а также пять пилотов убиты и двое ранены. [9]
На самолетах 803 и 806 NAS четыре сбитых «Фулмара» и трое пилотов погибли. [6]
шесть Fairey Swordfish из 788-й военно-морской авиационной эскадрильи Также были сбиты ; они перебрасывались из Чайна-Бей в Коломбо для удара по японскому флоту и прибыли во время атаки. [6]
Радар
[ редактировать ]Согласно журналам AMES 254, его радар во время боя работал и не обнаружил приближающегося удара. [10] Официальные послевоенные технические истории объясняют отказ техническими ограничениями радара. [10] и ошибка оператора, вызванная усталостью из-за «неравномерного разделения вахтенного состава». [29]
Короткого времени, которое AMES 254 находился в Коломбо, возможно, было недостаточно для обучения операторов распознаванию ложных радиолокационных эхосигналов, создаваемых местными условиями; настоящее эхо могло быть ошибочно принято за ложное эхо [10] Кроме того, антенна радара проецировала « лепестки », в которых можно было обнаружить объекты, с промежутками между лепестками или перекрывающимися лепестками. Высота объекта сильно влияет на дальность обнаружения. Траектория приближающегося японского самолета могла случайно воспользоваться промежутками между лепестками. [29]
У AMES 254 могло просто не хватить времени на обработку радиолокационных данных, особенно если фактором была усталость оператора. [29] Местность вокруг радара ограничивала максимальную дальность действия до 60 миль (97 км). Расстояние, пройденное японским самолетом между краем этого радиуса и Ратмаланой, составляло 54 мили (87 км), и «Зеро» мог преодолеть на крейсерской скорости примерно за 17 минут. Во время боя «Харрикейнам» потребовалось пять минут на взлет и еще шесть — на то, чтобы подняться на высоту перехвата. В результате у AMES 254 оставалось всего шесть минут на то, чтобы доложиться в оперативный зал № 20 и отдать приказы пилотам. [10]
Награды
[ редактировать ]Бирчалл был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги за наблюдение, сделанное Каталиной QL-A 4 апреля. [30] и был назван канадскими СМИ «Спасителем Цейлона». Он был военнопленным до конца войны. [31]
Подразделения Британского Содружества на Цейлоне во время нападения
[ редактировать ]Земля
[ редактировать ]Цейлонские подразделения
[ редактировать ]- Силы обороны Цейлона
- Цейлонская гарнизонная артиллерия (CGA) (оснащена орудиями калибра 6 дюймов (150 мм) и 9,2 дюйма (230 мм)
- Цейлонская легкая пехота (CLI)
- Стрелковый корпус Цейлонских плантаторов (CPRC)
- Городская стража Коломбо
Единицы Содружества
[ редактировать ]- 65-й тяжелый зенитный полк Королевской артиллерии.
- 34-я индийская дивизия .
- 16-я австралийская бригада ( 6-й австралийской дивизии ).
- 17-я австралийская бригада (6-й австралийской дивизии).
- 24-я Восточноафриканская бригада .
Воздух
[ редактировать ]- № 222 Группа РАФ
- 11-я эскадрилья RAF ( Бристоль Бленхеймс ) (Ипподром Коломбо)
- 30-я эскадрилья RAF ( Hawker Hurricanes ) (RAF Ratmalana, Коломбо)
- 258-я эскадрилья RAF (Hawker Hurricanes) (Ипподром Коломбо)
- 261-я эскадрилья RAF (Hawker Hurricanes) (Чайна-Бэй, Тринкомали)
- 273-я эскадрилья RAF ( Fairey Fulmars ) (Чайна-Бэй)
- 202-я эскадрилья RAF ( один самолет PBY Catalina )
- 204-я эскадрилья RAF (PBY Catalinas)
- 205-я эскадрилья RAF (один самолет PBY Catalina)
- 321-я эскадрилья RAF (PBY Catalinas) ( голландское подразделение формируется в Чайна-Бэй)
- 413-я эскадрилья RCAF (PBY Catalinas)
- 788-я военно-морская авиационная эскадрилья ( Фейри-меч-рыба )
- 803-я военно-морская авиационная эскадрилья ( Фейри Фулмарс )
- 806-я военно-морская авиационная эскадрилья (Фейри Фулмарс)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2014, с. 33
- ^ «Атака Цейлона на Перл-Харбор» . www.sundaytimes.lk . Проверено 19 мая 2017 г.
- ^ Бойд, стр. 364–359.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стюарт 2014, с. 44
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричардс, Денис; Сондерс, Хилари Сент-Джордж (1954). Бой удался . Официальная история Королевских ВВС 1935–1945 гг. Том. 2. Лондон: Канцелярия Ее Величества . Глава IV – Бирманский водопад. (перепечатано Pickle Partners Publishing, 2013 г.; электронная книга)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Стюарт 2014, с. 42
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Стюарт 2014, с. 35
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2014, с. 37
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Стюарт 2014, с. 43
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Стюарт 2014, с. 40
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойд, с. 366
- ^ Бойд, с. 367
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойд, с. 373
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бойд, с. 368
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойд, с. 370
- ^ Стюарт 2014, с. 36
- ^ Бойд, с. 369
- ^ Стюарт 2006, с. 68
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2006, с. 69
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт 2014, с. 47
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Стюарт 2014, с. 38
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стюарт 2014, с. 39
- ^ Роскилл, с. 27
- ^ Роскилл, с. 26
- ^ Бойд, с. 371
- ^ Стюарт 2014, стр. 39–41.
- ^ Стюарт 2014, стр. 42–44.
- ^ Бойд, с. 372
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стюарт 2014, с. 41
- ^ Стюарт 2014, с. 45
- ^ Стюарт 2006, с. 73
Источники
[ редактировать ]- Бойд, Эндрю (2017). Королевский флот в восточных водах . Издательство Сифорт. ISBN 978-1-4738-9248-4 .
- Стюарт, Роберт (2014). «Воздушный налет на Коломбо, 5 апреля 1942 года: вполне ожидаемое внезапное нападение» . Журнал Королевских ВВС Канады . 3 (4). Министерство национальной обороны Канады . Проверено 4 января 2021 г.
- Стюарт, Роб (2006). «Леонард Бирчалл и японский набег на Коломбо» . Канадский военный журнал . 7 (4). Министерство национальной обороны Канады . Проверено 4 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1941–1945 Путешествие по Востоку, часть 4, автор: cjcallis
- Рейды на Цейлон, апрель 1942 г.
- Битва за Цейлон – 1942 г.
- Короткометражный фильм на YouTube о рейде в пасхальное воскресенье: прелюдия к битве за Цейлон.
- Клип из фильма на YouTube «Спаситель Цейлона» – история Леонарда Бирчалла
- Фильм на YouTube о битве при Цейлоне, основанный на реальных событиях.
- Битва за Цейлон 1942 г.
- Авианосец флота HMS Hermes I
- Нападение на Перл-Харбор на Цейлоне
- Воздушный налет 1942 года: никого не просили уйти в отставку
- Остров в состоянии войны – цель Цейлон, 1942 г.
- Фотографии Цейлона во время Второй мировой войны из 413-й эскадрильи Таскер Леонарда Бирчалла в 1942 году.
- 1942 год на Цейлоне.
- Воздушная бомбардировка Шри-Ланки
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Канады
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Японии
- 20 век в Коломбо
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- События апреля 1942 года
- Битвы Второй мировой войны с участием Канады
- Сражения Второй мировой войны с участием Японии
- Конфликты 1942 года
- Военная история Японии во время Второй мировой войны.
- Военная история Цейлона во Второй мировой войне
- Военные Британского Цейлона
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Юго-Восточноазиатский театр Второй мировой войны
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны на Тихоокеанском театре военных действий.