Jump to content

Группа муссонов

U-848 направлялась на присоединение к группе Монсун, когда ее сфотографировал атакующий американский самолет. После того, как повреждение бомбы помешало ей нырнуть, подводная лодка IXD была затоплена всеми руками в Атлантике.

Gruppe Monsun или Группа Муссонов соединение немецких лодок подводных , действовавших в Тихом и Индийском океанах во время Второй мировой войны . Хотя аналогичные соглашения об именах использовались для временных группировок подводных лодок в Атлантике, более длительная продолжительность патрулирования в Индийском океане привела к тому, что это название навсегда ассоциировалось с относительно небольшим количеством подводных лодок, действующих на территории Пенанга (в первую очередь, его столицы Джорджтауна ). . [1] После 1944 года подводные лодки группы Монсун были оперативно переданы в ведение Региона подводных лодок Юго-Восточной Азии .

Индийский океан был единственным местом, где немецкие и японские войска сражались на одном театре военных действий . Во избежание инцидентов между немцами и японцами нападения на другие подводные лодки были строго запрещены. [2] Всего будет отправлена ​​41 подводная лодка всех типов, включая транспортные; Однако большое их количество было потеряно, и лишь небольшая часть вернулась в Европу. [3] [4]

Торговые пути Индийского океана

[ редактировать ]

Индийский океан считался стратегически важным, поскольку содержал Индию , а также морские пути и стратегическое сырье , необходимое британцам для военных действий. В первые годы войны немецкие торговые рейдеры и карманные линкоры потопили несколько торговых судов в Индийском океане; однако по мере развития войны им становилось все труднее действовать в этом районе, и к 1942 году большинство из них были либо потоплены, либо рассеяны. С 1941 года рассматривалась возможность размещения подводных лодок в этом районе, но из-за успешных периодов, известных как « Первые и Вторые счастливые времена» , было решено, что отправка подводных лодок в Индийский океан будет ненужной диверсией. Также не было иностранных баз , на которых подразделения могли бы действовать и получать пополнение запасов, поэтому они должны были действовать в пределах своего радиуса действия. В результате немцы сконцентрировались в первую очередь на своей подводной кампании в Северной Атлантике .

Вступление Японии в войну в 1941 году привело к захвату европейских колоний в Юго-Восточной Азии, таких как Британская Малайя и Голландская Ост-Индия . В мае и июне 1942 года японские подводные лодки начали действовать в Индийском океане и вступили в бой с британскими войсками на Мадагаскаре . Британцы вторглись на остров, контролируемый Виши , чтобы предотвратить его попадание в руки Японии – однако, поскольку никогда не было известно (по послевоенным оценкам), что Япония имела планы поместить Мадагаскар в свою сферу влияния , Можно было также предположить, что часть острова была надежной защитой от любой возможности того, что Мадагаскар попадет под влияние собственных амбиций Германии .

Стратегическое сырье Оси

[ редактировать ]
УИТ-24 (бывший итальянский команданте Каппеллини в Японии в 1944 году.

Немецкое вторжение в Советский Союз в 1941 году положило конец использованию сухопутных маршрутов для доставки стратегических материалов из Юго-Восточной Азии, и немногим кораблям Оси удалось избежать патрулирования союзников в Северной Атлантике. Япония была заинтересована в обмене военной технологией с Германией, японская подводная лодка И-30 в середине 1942 года инициировала подводную транспортировку стратегических материалов, доставив 1500 кг слюды и 660 кг шеллака . [5] [6] Японские подводные лодки, предназначенные для работы на огромных расстояниях в Тихом океане, были более эффективными транспортными средствами, чем компактные немецкие подводные лодки, предназначенные для действий в прибрежной Европе; но большие итальянские подводные лодки оказались неэффективными для атак конвоев. Итальянский королевский флот ( Regia Marina ) переоборудовал семь итальянских подводных лодок, работавших на базе БЕТАСОМ, в « транспортные подводные лодки » с целью обмена редкими или незаменимыми товарами для торговли с Японией. Это были: Баньолин , Барбариго , Каппеллини (переименованный в Акиллу III в мае 1943 года), Финци , Джулиани , Таццоли и Торелли . [7]

Совместные операции в Индийском океане

[ редактировать ]
Бывший U-511 , представленный Японии как IJN RO-500 .

Идея размещения подводных лодок в Малайе и Ост-Индии для операций в Индийском океане была впервые предложена японцами в декабре 1942 года. курсировали вокруг мыса Доброй Надежды . лодки в то время [8] Через несколько дней после того, как Каппеллини достиг Ост-Индии, U-511 стала первой подводной лодкой, совершившей это путешествие. На этой лодке находился японский военно-морской атташе адмирал Наокуни Номура. [9] от Берлина до Куре . Лодка была передана Японии как РО-500 ; его немецкий экипаж вернулся на Пенанг, чтобы обеспечить замену персонала для основной базы подводных лодок, создаваемой на бывшей британской станции гидросамолетов на западном побережье Малайского полуострова. [10] Вторая база была создана в Кобе ; небольшие ремонтные базы располагались в Сингапуре , Джакарте и Сурабае . В рамках рассредоточения операций подводных лодок после тяжелых потерь в Северной Атлантике в начале 1943 года Вильгельму Доммесу было приказано вывести свою U-178 из района боевых действий у берегов Южной Африки и принять командование на Пенанге. [11]

Первые патрули подводных лодок на Пенанг

[ редактировать ]

Первая волна Monsun Gruppe подводных лодок

[ редактировать ]

После создания базы двенадцать подводных лодок были приписаны к «Группе Монсун» и направлены на Пенанг, патрулируя торговые пути союзников на время своего плавания. Название группы отражало намерение; что начало кампании подводных лодок в Индийском океане должно совпасть с сезоном дождей . [3] [4] Итальянское перемирие с союзниками вступило в силу по ходу операции. Итальянская подводная лодка «Аммираглио Каньи» сдалась в Дурбане , Южная Африка, вместо того, чтобы продолжить путь на Пенанг. Переоборудованные итальянские грузовые подводные лодки были переданы нацистской Германии и Кригсмарине им были присвоены префиксы UIT.

  • U-200 отплыла 11 июня 1943 года и была потоплена у берегов Исландии кораблем PBY Catalina 24 июня. [12]
  • U-514 вышла в море 3 июля 1943 года и была потоплена B-24 Liberator из 224-й эскадрильи Королевских ВВС в Бискайском заливе 8 июля. [14]
  • U-506 вышла в море 6 июля 1943 года и была потоплена 1-й американской авиационной эскадрильей B-24 Liberator в Бискайском заливе 12 июля. [15]
  • U-509 отплыла 3 июля 1943 года и была потоплена самолетами авианосца 15 Санти июля. [16]
  • U-516 отплыла 8 июля 1943 года, но вернулась во Францию ​​23 августа, передав топливо другим лодкам, что позволило им продолжить путь, когда их танкер был потоплен. [13]
  • U-847 отплыла 29 июля 1943 года, но была повреждена льдом в Датском проливе была потоплена самолетом с авианосца Кард . и была направлена ​​на заправку других лодок в Северной Атлантике, а 27 августа [17]
  • Ammiraglio Cagni отплыл в боевой конфигурации в начале июля 1943 года, но сдался после того, как 8 сентября 1943 года вступило в силу итальянское перемирие. [12]
  • U-533 отплыла 6 июля 1943 года и была потоплена кораблем «Бристоль Бленхейм» 244-й эскадрильи Королевских ВВС в 29 милях (46 км) от Хор-Факкана в Оманском заливе 16 октября. [16]
  • U-183 отплыла 3 июля и достигла Пенанга 27 октября 1943 года и была потоплена в апреле 1945 года в Яванском море авианосцем USS Besugo (SS-321) . [13]
  • U-188 отплыла 30 июня 1943 года и потопила 7200-тонный американский корабль «Либерти» Корнелия П. Спенсер, прежде чем достичь Пенанга 31 октября. [13]
  • U-532 отплыла 3 июля 1943 года и потопила один норвежский, один индийский и два британских грузовых судна, а 31 октября достигла Пенанга. [13]
  • U-168 отплыла 3 июля 1943 года и потопила британское грузовое судно «Хайчинг» водоизмещением 2200 тонн , а 11 ноября достигла Пенанга. [13]

Вторая волна подводных лодок Monsun Gruppe была отправлена ​​из Европы, чтобы компенсировать потери в пути.

  • U-219 отправилась на минную постановку 22 октября 1943 года, но вернулась во Францию ​​1 января 1944 года после того, как была направлена ​​на заправку других лодок в Северной Атлантике. [18]
  • U-848 отплыла 18 сентября 1943 года и потопила британское грузовое судно водоизмещением 4600 тонн Baron Semple , а 5 ноября была потоплена PB4Y Liberators ВМС США в Южной Атлантике. [19]
  • U-849 отплыла 2 октября 1943 года и была потоплена авианосцем USN PB4Y Liberator в Южной Атлантике 25 ноября. [19]
  • U-850 отплыла 18 ноября 1943 года и была потоплена самолетами авианосца Bogue 20 декабря. [19]
  • U-510 отплыла 3 ноября 1943 года и потопила британский танкер водоизмещением 7385 тонн San Alvaro , норвежский Erling Brøvig водоизмещением 9970 тонн , американское грузовое судно EGSeubert водоизмещением 9181 тонну , норвежское судно Tarifa водоизмещением 7229 тонн , американское судно John A. Poor водоизмещением 7176 тонн и британский тральщик Maaløy водоизмещением 249 тонн. Пенанг, 5 мая 1944 года. [13]

Более поздние отплытия из Европы

[ редактировать ]

Подводные лодки, пытавшиеся достичь Пенанга из Европы, терпели серьезные потери, сначала от бомбардировщиков в Бискайском заливе , затем от воздушного патрулирования в среднеатлантических узких местах и ​​вокруг мыса Доброй Надежды и, наконец, от подводных лодок союзников, скрывающихся вокруг Пенанга с помощью расшифрованная информация о прибытии и отбытии.

  • Японская подводная лодка И-8 отплыла 5 сентября 1943 года с грузом зенитных орудий, торпед и авиационных двигателей, а также десятью немецкими техническими специалистами; и достиг Сингапура 5 декабря 1943 года. [12]
  • U-177 отплыла 2 января 1944 года и была потоплена авианосцем USN PB4Y Liberator в Южной Атлантике 6 февраля 1944 года. [20]
  • Alpino Bagnolini отплыл в грузовой конфигурации как UIT-22 26 января 1944 года и был потоплен у мыса Доброй Надежды 262-й эскадрильей RAF Catalinas 11 марта. [21]
  • U-801 отплыла 26 февраля 1944 года и была потоплена самолетом с авианосца Блок-Айленд 16 марта. [19]
  • U-1059 отплыла 12 февраля 1944 года с грузом торпед и была потоплена самолетом с авианосца Блок-Айленд 19 марта. [22]
  • U-851 отплыла 26 февраля 1944 года с грузом ртути и 500 подводными батареями и исчезла в марте 1944 года. [19]
  • U-852 отплыла 18 января 1944 года и потопила греческий грузовой корабль Peleus водоизмещением 4700 тонн и британский грузовой корабль Dahomian она была потоплена в Аравийском море авиацией ВВС Великобритании Vickers Wellingtons . водоизмещением 5300 тонн, а 3 апреля [21]
  • U-1062 отплыла 3 января 1944 года с грузом торпед и достигла Пенанга 19 апреля. [21]
  • U-1224 плавала как японский RO-501 в апреле 1944 года и была потоплена в Атлантике военным кораблем «Фрэнсис М. Робинсон» 13 мая 1944 года. [23]
  • U-843 отплыла 18 февраля 1944 года и потопила британское грузовое судно «Небраска» водоизмещением 8300 тонн , а 11 июня достигла Джакарты. [13]
  • U-490 отплыла в конфигурации масленки 6 мая 1944 года с грузом припасов, запасных частей и электроники; она была потоплена самолетом военного корабля США Кроатан 12 июня 1944 года. [24]
  • U-860 отплыла 11 апреля 1944 года и была потоплена в Южной Атлантике самолетом военного корабля США « Соломонс» 15 июня. [19]
  • Японская подводная лодка И-29 отплыла 16 апреля 1944 года с 10 машинами «Энигма» и новейшими немецкими радиолокационными технологиями; она была торпедирована военным кораблем USS Sawfish 26 июля 1944 года. [21]
  • U-537 отплыла 25 марта 1944 года и достигла Джакарты 2 августа. [21]
  • U-181 водоизмещением 7100 тонн отплыла 16 марта 1944 года и потопила британское грузовое судно «Танда» 7100 тонн , голландское грузовое судно «Гароет» водоизмещением водоизмещением 5300 тонн и британские грузовые суда «Джанета» и «Кинг Фредерик» , прежде чем 8 августа достигла Пенанга. [13]
  • U-196 отплыла 16 марта 1944 года и потопила британское грузовое судно «Шахзада» водоизмещением 5500 тонн , а 10 августа достигла Пенанга. [21]
  • U-198 водоизмещением 3300 тонн отплыла 20 апреля 1944 года и потопила южноафриканское грузовое судно «Колумбайна» » водоизмещением 5100 тонн , британское грузовое судно «Директор водоизмещением 7300 тонн , британское грузовое судно «Эмпайр Сити» » водоизмещением 7200 тонн, и британское грузовое судно «Эмпайр Дей прежде чем быть потопленной в Индийском океане. 12 августа 1944 года группой охотников-убийц Королевского флота, построенной вокруг Шаха и Бегума . [20]
  • U-180 отплыла в конфигурации масленки 20 августа 1944 года и была потоплена на минах при выходе из порта. [21]
  • U-862 отплыла 3 июня 1944 года и потопила пять кораблей, прежде чем достичь Пенанга 9 сентября. [13]
  • U-861 отплыла 20 апреля 1944 года и потопила бразильский военный корабль водоизмещением 1700 тонн « Витал де Оливейра» , американский корабль «Либерти» водоизмещением 7200 тонн «Уильям Гастон» , британское грузовое судно водоизмещением 7500 тонн «Бервикшир» и греческое грузовое судно водоизмещением 5700 тонн «Иоаннис Фафалиос», прежде чем достичь Пенанга. 22 сентября. [13]
  • U-859 отплыла 4 апреля 1944 года с грузом ртути и потопила панамское грузовое судно « Колин» водоизмещением 6300 тонн , американский корабль «Либерти» водоизмещением 7200 тонн «Джон Берри» водоизмещением 7400 тонн, и британское грузовое судно «Троилус» была торпедирована у Пенанга кораблем HMS Trenchant после чего 23 числа . Сентябрь. [21]
  • U-871 отплыла 31 августа 1944 года и была потоплена B-17 британских ВВС 26 сентября 1944 года. [21]
  • U-863 отплыла 26 июля 1944 года и была потоплена авианосцами USN PB4Y 29 сентября. [19]
  • U-219 отплыла в грузовом исполнении 23 августа 1944 года и достигла Джакарты 11 декабря. [13]
  • U-195 отплыла в конфигурации масленки 20 августа 1944 года и достигла Джакарты 28 декабря. [13]
  • U-864 отплыла с грузом ртути, чертежами и деталями для истребителей Messerschmitt Me 163 и Me 262 5 февраля 1945 года и была торпедирована HMS Venturer 9 февраля. [21]
  • U-234 плыла в грузовой конфигурации с 74 тоннами свинца , 26 тоннами ртути, 12 тоннами стали, семью тоннами оптического стекла, 43 тоннами чертежей и деталей самолетов, 560 кг оксида урана и разобранным Me 262 на 1 Апрель 1945 года и сдался на верфи Портсмута после окончания войны. [25]

Подводные патрули с Пенанга

[ редактировать ]

Хотя операции с Пенанга изначально задумывались как патрулирование торговых путей при транспортировке стратегических материалов в Европу, многие из них были остановлены после того, как союзные патрули потопили дозаправочные станции в Южной Атлантике.

  • Японская подводная лодка I-30 вышла в море 22 апреля 1942 года и 2 августа достигла Франции.
  • Японская подводная лодка I-8 отплыла 27 июня 1943 года с вольфрамом и дополнительным экипажем для U-1224 и достигла Франции в конце августа 1943 года. [12]
  • Японская подводная лодка I-34 была торпедирована HMS Taurus . отплыла 12 ноября 1943 года и на следующий день [26]
  • U-178 отплыла 27 ноября 1943 года с грузом в 121 тонну олова , 30 тонн каучука и две тонны вольфрама. Она потопила американское судно «Либерти» водоизмещением 7200 тонн «Хосе Наварро» и 25 мая достигла Франции. [21]
  • Японская подводная лодка И-29 отплыла 16 декабря 1943 года с грузом каучука, вольфрама и двумя тоннами золота ; она достигла Франции 11 марта 1944 года. [27]
  • U-532 отплыла 4 января 1944 года с грузом олова, каучука, вольфрама, хинина и опиума ; водоизмещением 7200 тонн и потопил два корабля американского корабля «Либерти» «Уолтер Кэмп» нефтяная заправочная машина « Брэйк» . , прежде чем вернуться на Пенанг после того, как затонула [21]
  • U-188 отплыла 9 января 1944 года с грузом олова, каучука, вольфрама, хинина и опиума; и потопил семь британских грузовых судов, прежде чем 19 июня достиг Франции. [21]
  • U-168 отплыла 28 января 1944 года со 100 тоннами олова, вольфрама, хинина и опиума; и потопил греческое грузовое судно водоизмещением 4400 тонн и британское ремонтное судно «Салвикинг» водоизмещением 1400 тонн , прежде чем вернуться в Джакарту после Брейка . потопления [21]
  • Команданте Каппеллини отплыл во Францию ​​в грузовой конфигурации UIT-24 с примерно 130 тоннами каучука, 60 тоннами цинка , пятью тоннами вольфрама, 2 тоннами хинина и 2 тоннами опиума 9 февраля 1944 года; но вернулся на Пенанг после того, как Брейк был потоплен. [21]
  • U-183 отплыла 10 февраля 1944 года с грузом олова, каучука, вольфрама, хинина и опиума; водоизмещением 5400 тонн и потопил британское грузовое судно «Пальма» водоизмещением 7000 тонн , британский танкер «British Loyalty» водоизмещением 5300 тонн, и британское грузовое судно «Хелен Моллер» прежде чем вернуться на Пенанг после Брейка . потопления [21]
  • Джулиани отплыл во Францию ​​в грузовом составе под позывным UIT-23 15 февраля 1944 года и через три дня был торпедирован HMS Tally-Ho . [21]
  • Японская подводная лодка I-52 отплыла во Францию ​​в грузовом исполнении 23 апреля 1944 года с грузом, включающим две тонны золота, и была потоплена компанией Grumman TBF Avengers с авианосца Bogue 23 июня 1944 года. [21]
  • U-183 отплыла 17 мая 1944 года и потопила один корабль, а 7 июля вернулась на Пенанг. [13]
  • U-1062 отплыла во Францию ​​в грузовом исполнении 6 июля 1944 года и затонула в Атлантике 5 октября. [13]
  • U-168 отплыла 4 октября 1944 года и через два дня была торпедирована HNLMS Zwaardvisch . [20]
  • U-181 отплыла 19 октября 1944 года и потопила один корабль, а затем вернулась в Джакарту 5 января 1945 года. [21]
  • U-537 отплыла 8 ноября 1944 года и на следующий день была торпедирована военным кораблем USS Flounder . [21]
  • U-196 отплыла 11 ноября 1944 года и исчезла, возможно, при пересечении минного поля союзников в Зондском проливе к югу от Явы. [21] [28]
  • U-862 отплыла 18 ноября 1944 года и потопила два корабля, а затем вернулась в Джакарту 15 февраля 1945 года. [13] Затонувшими кораблями были « Роберт Дж. Уокер» 25 декабря 1944 года и « Питер Сильвестр» 5 февраля 1945 года недалеко от Фримантла. [29]
  • U-843 отплыла в Норвегию 10 декабря 1944 года и была потоплена в Каттегате авиацией RAF Mosquitoes 2 апреля 1945 года. [21]
  • U-510 отплыла в Норвегию со 150 тоннами вольфрама, олова, каучука, молибдена и кофеина 6 января 1945 года; и потопил канадское грузовое судно водоизмещением 7100 тонн SS Point Pleasant Park перед тем, как сдаться во Франции. [21]
  • U-532 отплыла в Норвегию 13 января 1945 года с грузом в 110 тонн олова, восьми тонн вольфрама, восьми тонн каучука, четырех тонн молибдена и небольшого количества селена , хинина и кристаллов. Лодка типа IXC40 потопила британское грузовое судно «Барон Джедбург» водоизмещением 3400 тонн и американский танкер «Оклахома» водоизмещением 9300 тонн ; и сдался в Ливерпуле, когда война закончилась. [21]
  • U-861 отплыла 14 января 1945 года со 144 тоннами вольфрама, йода , олова и каучука; и прибыл в Норвегию 18 апреля. [21]
  • U-195 отплыла в Норвегию в масленке 17 января 1945 года, но вернулась в Джакарту 3 марта из-за неисправности двигателя. [21]
  • U-183 отплыла 24 апреля 1945 года и через два дня была торпедирована авианосцем USS Besugo . [21]

Японский сервис

[ редактировать ]

Шесть лодок, оставшихся на территории Японии, были захвачены Императорским флотом Японии после капитуляции Германии в 1945 году. [30]

  • U-181 (крейсер типа IXD2), ставшая I-501, была захвачена в Сингапуре и потоплена Королевским флотом в Малаккском проливе в 1946 году.
  • U-862 (крейсер типа IXD2), ставшая I-502, была захвачена в Сингапуре и потоплена Королевским флотом в Малаккском проливе в 1946 году.
  • UIT-24 (первоначально Comandante Cappellini , затем Aquilla III ) стал I-503 и был обнаружен в Кобе, когда Япония капитулировала и затоплен ВМС США в Кии Суйдо .
  • UIT-25 (первоначально Torelli ) стал I-504 и был найден в Кобе, когда Япония капитулировала и был затоплен ВМС США в Кии Суидо.
  • U-219 типа XB ( минный заградитель ) стала I-505 , была захвачена в Сурабае и потоплена ВМС Нидерландов в Зондском проливе в 1946 году.
  • U-195 (масленка типа IXD1) стала I-506 и была списана в Джакарте после капитуляции Японии.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Патерсон, Лоуренс (2004), Серые волки Гитлера: подводные лодки в Индийском океане, с. 29
  2. ^ Патерсон Лоуренс (2006), Серые волки Гитлера: подводные лодки в Индийском океане
  3. ^ Jump up to: а б Судьба дальневосточных лодок
  4. ^ Jump up to: а б Лодки Монсун Эвакуация
  5. ^ Jump up to: а б Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN   0-679-45742-9 стр.231
  6. ^ Патерсон (2004), стр.33
  7. ^ Клемен, Л. (1999–2000). «Подводная война в Индийском океане» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 годов . Архивировано из оригинала 21 марта 2011 года.
  8. ^ Лодки перед муссоном
  9. ^ Иронами-кай (2006) Визит подводной лодки I в Европу: Трудное путешествие в Европу Кодзинша. ISBN  4-7698-2484-Х .
  10. ^ Jump up to: а б Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN   0-679-45742-9 стр.239
  11. ^ Муссонные лодки
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Брайс, Мартин Бегуны, преследующие блокаду стран Оси во время Второй мировой войны (1981) Издательство военно-морского института ISBN   0-87021-908-1 стр. 131-133.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN   0-679-45742-9 стр. 772-775.
  14. ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN   0-668-04037-8 стр.192
  15. ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN   0-668-04037-8 стр.191
  16. ^ Jump up to: а б Тейлор, Дж. К. Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 129-130
  17. ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN   0-668-04037-8 стр.222
  18. ^ Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN   0-679-45742-9 стр.747
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г Тейлор, Дж. К. Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 138-141
  20. ^ Jump up to: а б с Тейлор, Дж. К. Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 117-118
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Брайс, Мартин Бегуны, преследующие блокаду стран Оси во время Второй мировой войны (1981) Издательство военно-морского института ISBN   0-87021-908-1 стр. 145-149.
  22. ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company стр.145
  23. ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company стр.147
  24. ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN   0-668-04037-8 стр.190
  25. ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company стр.121
  26. ^ Брайс, Мартин , участники блокады Оси во время Второй мировой войны (1981) Naval Institute Press ISBN   0-87021-908-1 стр.136
  27. ^ Брайс, Мартин , участники блокады Оси во время Второй мировой войны (1981) Naval Institute Press ISBN   0-87021-908-1, стр. 136 и 145.
  28. ^ Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны: подробности разрушений . Издательство Военно-морского института. п. 239. ИСБН  1-55750-641-8 .
  29. ^ «Немецкая подводная лодка у острова Грейт-Барьер, 1945 год — Дон Армитидж» .
  30. ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 118-119,140 и 163
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec3d5ab0a6d1a56578811ea46ad5c223__1715559300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/23/ec3d5ab0a6d1a56578811ea46ad5c223.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monsun Gruppe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)