Группа муссонов

Gruppe Monsun или Группа Муссонов соединение немецких лодок подводных — , действовавших в Тихом и Индийском океанах во время Второй мировой войны . Хотя аналогичные соглашения об именах использовались для временных группировок подводных лодок в Атлантике, более длительная продолжительность патрулирования в Индийском океане привела к тому, что это название навсегда ассоциировалось с относительно небольшим количеством подводных лодок, действующих на территории Пенанга (в первую очередь, его столицы Джорджтауна ). . [1] После 1944 года подводные лодки группы Монсун были оперативно переданы в ведение Региона подводных лодок Юго-Восточной Азии .
Индийский океан был единственным местом, где немецкие и японские войска сражались на одном театре военных действий . Во избежание инцидентов между немцами и японцами нападения на другие подводные лодки были строго запрещены. [2] Всего будет отправлена 41 подводная лодка всех типов, включая транспортные; Однако большое их количество было потеряно, и лишь небольшая часть вернулась в Европу. [3] [4]
Торговые пути Индийского океана
[ редактировать ]Индийский океан считался стратегически важным, поскольку содержал Индию , а также морские пути и стратегическое сырье , необходимое британцам для военных действий. В первые годы войны немецкие торговые рейдеры и карманные линкоры потопили несколько торговых судов в Индийском океане; однако по мере развития войны им становилось все труднее действовать в этом районе, и к 1942 году большинство из них были либо потоплены, либо рассеяны. С 1941 года рассматривалась возможность размещения подводных лодок в этом районе, но из-за успешных периодов, известных как « Первые и Вторые счастливые времена» , было решено, что отправка подводных лодок в Индийский океан будет ненужной диверсией. Также не было иностранных баз , на которых подразделения могли бы действовать и получать пополнение запасов, поэтому они должны были действовать в пределах своего радиуса действия. В результате немцы сконцентрировались в первую очередь на своей подводной кампании в Северной Атлантике .
Вступление Японии в войну в 1941 году привело к захвату европейских колоний в Юго-Восточной Азии, таких как Британская Малайя и Голландская Ост-Индия . В мае и июне 1942 года японские подводные лодки начали действовать в Индийском океане и вступили в бой с британскими войсками на Мадагаскаре . Британцы вторглись на остров, контролируемый Виши , чтобы предотвратить его попадание в руки Японии – однако, поскольку никогда не было известно (по послевоенным оценкам), что Япония имела планы поместить Мадагаскар в свою сферу влияния , Можно было также предположить, что часть острова была надежной защитой от любой возможности того, что Мадагаскар попадет под влияние собственных амбиций Германии .
Стратегическое сырье Оси
[ редактировать ]
Немецкое вторжение в Советский Союз в 1941 году положило конец использованию сухопутных маршрутов для доставки стратегических материалов из Юго-Восточной Азии, и немногим кораблям Оси удалось избежать патрулирования союзников в Северной Атлантике. Япония была заинтересована в обмене военной технологией с Германией, японская подводная лодка И-30 в середине 1942 года инициировала подводную транспортировку стратегических материалов, доставив 1500 кг слюды и 660 кг шеллака . [5] [6] Японские подводные лодки, предназначенные для работы на огромных расстояниях в Тихом океане, были более эффективными транспортными средствами, чем компактные немецкие подводные лодки, предназначенные для действий в прибрежной Европе; но большие итальянские подводные лодки оказались неэффективными для атак конвоев. Итальянский королевский флот ( Regia Marina ) переоборудовал семь итальянских подводных лодок, работавших на базе БЕТАСОМ, в « транспортные подводные лодки » с целью обмена редкими или незаменимыми товарами для торговли с Японией. Это были: Баньолин , Барбариго , Каппеллини (переименованный в Акиллу III в мае 1943 года), Финци , Джулиани , Таццоли и Торелли . [7]
Совместные операции в Индийском океане
[ редактировать ]
Идея размещения подводных лодок в Малайе и Ост-Индии для операций в Индийском океане была впервые предложена японцами в декабре 1942 года. курсировали вокруг мыса Доброй Надежды . лодки в то время [8] Через несколько дней после того, как Каппеллини достиг Ост-Индии, U-511 стала первой подводной лодкой, совершившей это путешествие. На этой лодке находился японский военно-морской атташе адмирал Наокуни Номура. [9] от Берлина до Куре . Лодка была передана Японии как РО-500 ; его немецкий экипаж вернулся на Пенанг, чтобы обеспечить замену персонала для основной базы подводных лодок, создаваемой на бывшей британской станции гидросамолетов на западном побережье Малайского полуострова. [10] Вторая база была создана в Кобе ; небольшие ремонтные базы располагались в Сингапуре , Джакарте и Сурабае . В рамках рассредоточения операций подводных лодок после тяжелых потерь в Северной Атлантике в начале 1943 года Вильгельму Доммесу было приказано вывести свою U-178 из района боевых действий у берегов Южной Африки и принять командование на Пенанге. [11]
Первые патрули подводных лодок на Пенанг
[ редактировать ]- Японская подводная лодка I-30 отплыла 22 августа 1942 года с немецкими торпедами , компьютером данных торпед , поисковым радаром , Metox , гидрофонов группой , 50 машинами Enigma и 240 Bold зарядами гидроакустического противодействия . Он подорвался на мине и затонул у берегов Сингапура 13 октября 1942 года. [5]
- Таццоли отплыл в грузовом варианте 21 мая 1943 года и был потоплен самолетом в Бискайском заливе. [12]
- Барбариго отплыл в грузовом варианте 17 июня 1943 года и был потоплен самолетом в Бискайском заливе. [12]
- Команданте Каппеллини отплыл в грузовом состоянии 11 мая 1943 года со 160 тоннами ртути , алюминия , сварочной стали , 20-мм пушек , боеприпасов , бомб прототипов , бомбовых прицелов и танков чертежей ; она достигла Сингапура 13 июля 1943 года. [12]
- U-511 отплыла 10 мая 1943 года и потопила 7200-тонный американский корабль «Либерти Сэмюэл Хайнцельман» и достигла Пенанга 17 июля 1943 года. [10]
- Джулиани отплыл в грузовом исполнении 16 мая 1943 года и достиг Сингапура 1 августа 1943 года. [12]
- U-178 отплыла 28 марта 1943 года и потопила голландское грузовое судно Salabangka водоизмещением 6600 тонн , норвежское грузовое судно Breiviken водоизмещением 6700 тонн водоизмещением 2700 тонн, британское грузовое судно City of Canton , американское судно Liberty водоизмещением 7200 тонн и судно Robert Bacon водоизмещением 4800 тонн. Греческие грузовые суда «Майкл Ливанос» и «Мэри Ливанос» перед прибытием на Пенанг 27 августа 1943 года. [13]
- Торелли отплыл в грузовом исполнении 18 июня 1943 года и достиг Пенанга 27 августа 1943 года. [12]
Первая волна Monsun Gruppe подводных лодок
[ редактировать ]После создания базы двенадцать подводных лодок были приписаны к «Группе Монсун» и направлены на Пенанг, патрулируя торговые пути союзников на время своего плавания. Название группы отражало намерение; что начало кампании подводных лодок в Индийском океане должно совпасть с сезоном дождей . [3] [4] Итальянское перемирие с союзниками вступило в силу по ходу операции. Итальянская подводная лодка «Аммираглио Каньи» сдалась в Дурбане , Южная Африка, вместо того, чтобы продолжить путь на Пенанг. Переоборудованные итальянские грузовые подводные лодки были переданы нацистской Германии и Кригсмарине им были присвоены префиксы UIT.
- U-200 отплыла 11 июня 1943 года и была потоплена у берегов Исландии кораблем PBY Catalina 24 июня. [12]
- U-514 вышла в море 3 июля 1943 года и была потоплена B-24 Liberator из 224-й эскадрильи Королевских ВВС в Бискайском заливе 8 июля. [14]
- U-506 вышла в море 6 июля 1943 года и была потоплена 1-й американской авиационной эскадрильей B-24 Liberator в Бискайском заливе 12 июля. [15]
- U-509 отплыла 3 июля 1943 года и была потоплена самолетами авианосца 15 Санти июля. [16]
- U-516 отплыла 8 июля 1943 года, но вернулась во Францию 23 августа, передав топливо другим лодкам, что позволило им продолжить путь, когда их танкер был потоплен. [13]
- U-847 отплыла 29 июля 1943 года, но была повреждена льдом в Датском проливе была потоплена самолетом с авианосца Кард . и была направлена на заправку других лодок в Северной Атлантике, а 27 августа [17]
- Ammiraglio Cagni отплыл в боевой конфигурации в начале июля 1943 года, но сдался после того, как 8 сентября 1943 года вступило в силу итальянское перемирие. [12]
- U-533 отплыла 6 июля 1943 года и была потоплена кораблем «Бристоль Бленхейм» 244-й эскадрильи Королевских ВВС в 29 милях (46 км) от Хор-Факкана в Оманском заливе 16 октября. [16]
- U-183 отплыла 3 июля и достигла Пенанга 27 октября 1943 года и была потоплена в апреле 1945 года в Яванском море авианосцем USS Besugo (SS-321) . [13]
- U-188 отплыла 30 июня 1943 года и потопила 7200-тонный американский корабль «Либерти» Корнелия П. Спенсер, прежде чем достичь Пенанга 31 октября. [13]
- U-532 отплыла 3 июля 1943 года и потопила один норвежский, один индийский и два британских грузовых судна, а 31 октября достигла Пенанга. [13]
- U-168 отплыла 3 июля 1943 года и потопила британское грузовое судно «Хайчинг» водоизмещением 2200 тонн , а 11 ноября достигла Пенанга. [13]
Вторая волна подводных лодок Monsun Gruppe была отправлена из Европы, чтобы компенсировать потери в пути.
- U-219 отправилась на минную постановку 22 октября 1943 года, но вернулась во Францию 1 января 1944 года после того, как была направлена на заправку других лодок в Северной Атлантике. [18]
- U-848 отплыла 18 сентября 1943 года и потопила британское грузовое судно водоизмещением 4600 тонн Baron Semple , а 5 ноября была потоплена PB4Y Liberators ВМС США в Южной Атлантике. [19]
- U-849 отплыла 2 октября 1943 года и была потоплена авианосцем USN PB4Y Liberator в Южной Атлантике 25 ноября. [19]
- U-850 отплыла 18 ноября 1943 года и была потоплена самолетами авианосца Bogue 20 декабря. [19]
- U-510 отплыла 3 ноября 1943 года и потопила британский танкер водоизмещением 7385 тонн San Alvaro , норвежский Erling Brøvig водоизмещением 9970 тонн , американское грузовое судно EGSeubert водоизмещением 9181 тонну , норвежское судно Tarifa водоизмещением 7229 тонн , американское судно John A. Poor водоизмещением 7176 тонн и британский тральщик Maaløy водоизмещением 249 тонн. Пенанг, 5 мая 1944 года. [13]
Более поздние отплытия из Европы
[ редактировать ]Подводные лодки, пытавшиеся достичь Пенанга из Европы, терпели серьезные потери, сначала от бомбардировщиков в Бискайском заливе , затем от воздушного патрулирования в среднеатлантических узких местах и вокруг мыса Доброй Надежды и, наконец, от подводных лодок союзников, скрывающихся вокруг Пенанга с помощью расшифрованная информация о прибытии и отбытии.
- Японская подводная лодка И-8 отплыла 5 сентября 1943 года с грузом зенитных орудий, торпед и авиационных двигателей, а также десятью немецкими техническими специалистами; и достиг Сингапура 5 декабря 1943 года. [12]
- U-177 отплыла 2 января 1944 года и была потоплена авианосцем USN PB4Y Liberator в Южной Атлантике 6 февраля 1944 года. [20]
- Alpino Bagnolini отплыл в грузовой конфигурации как UIT-22 26 января 1944 года и был потоплен у мыса Доброй Надежды 262-й эскадрильей RAF Catalinas 11 марта. [21]
- U-801 отплыла 26 февраля 1944 года и была потоплена самолетом с авианосца Блок-Айленд 16 марта. [19]
- U-1059 отплыла 12 февраля 1944 года с грузом торпед и была потоплена самолетом с авианосца Блок-Айленд 19 марта. [22]
- U-851 отплыла 26 февраля 1944 года с грузом ртути и 500 подводными батареями и исчезла в марте 1944 года. [19]
- U-852 отплыла 18 января 1944 года и потопила греческий грузовой корабль Peleus водоизмещением 4700 тонн и британский грузовой корабль Dahomian она была потоплена в Аравийском море авиацией ВВС Великобритании Vickers Wellingtons . водоизмещением 5300 тонн, а 3 апреля [21]
- U-1062 отплыла 3 января 1944 года с грузом торпед и достигла Пенанга 19 апреля. [21]
- U-1224 плавала как японский RO-501 в апреле 1944 года и была потоплена в Атлантике военным кораблем «Фрэнсис М. Робинсон» 13 мая 1944 года. [23]
- U-843 отплыла 18 февраля 1944 года и потопила британское грузовое судно «Небраска» водоизмещением 8300 тонн , а 11 июня достигла Джакарты. [13]
- U-490 отплыла в конфигурации масленки 6 мая 1944 года с грузом припасов, запасных частей и электроники; она была потоплена самолетом военного корабля США Кроатан 12 июня 1944 года. [24]
- U-860 отплыла 11 апреля 1944 года и была потоплена в Южной Атлантике самолетом военного корабля США « Соломонс» 15 июня. [19]
- Японская подводная лодка И-29 отплыла 16 апреля 1944 года с 10 машинами «Энигма» и новейшими немецкими радиолокационными технологиями; она была торпедирована военным кораблем USS Sawfish 26 июля 1944 года. [21]
- U-537 отплыла 25 марта 1944 года и достигла Джакарты 2 августа. [21]
- U-181 водоизмещением 7100 тонн отплыла 16 марта 1944 года и потопила британское грузовое судно «Танда» 7100 тонн , голландское грузовое судно «Гароет» водоизмещением водоизмещением 5300 тонн и британские грузовые суда «Джанета» и «Кинг Фредерик» , прежде чем 8 августа достигла Пенанга. [13]
- U-196 отплыла 16 марта 1944 года и потопила британское грузовое судно «Шахзада» водоизмещением 5500 тонн , а 10 августа достигла Пенанга. [21]
- U-198 водоизмещением 3300 тонн отплыла 20 апреля 1944 года и потопила южноафриканское грузовое судно «Колумбайна» » водоизмещением 5100 тонн , британское грузовое судно «Директор водоизмещением 7300 тонн , британское грузовое судно «Эмпайр Сити» » водоизмещением 7200 тонн, и британское грузовое судно «Эмпайр Дей прежде чем быть потопленной в Индийском океане. 12 августа 1944 года группой охотников-убийц Королевского флота, построенной вокруг Шаха и Бегума . [20]
- U-180 отплыла в конфигурации масленки 20 августа 1944 года и была потоплена на минах при выходе из порта. [21]
- U-862 отплыла 3 июня 1944 года и потопила пять кораблей, прежде чем достичь Пенанга 9 сентября. [13]
- U-861 отплыла 20 апреля 1944 года и потопила бразильский военный корабль водоизмещением 1700 тонн « Витал де Оливейра» , американский корабль «Либерти» водоизмещением 7200 тонн «Уильям Гастон» , британское грузовое судно водоизмещением 7500 тонн «Бервикшир» и греческое грузовое судно водоизмещением 5700 тонн «Иоаннис Фафалиос», прежде чем достичь Пенанга. 22 сентября. [13]
- U-859 отплыла 4 апреля 1944 года с грузом ртути и потопила панамское грузовое судно « Колин» водоизмещением 6300 тонн , американский корабль «Либерти» водоизмещением 7200 тонн «Джон Берри» водоизмещением 7400 тонн, и британское грузовое судно «Троилус» была торпедирована у Пенанга кораблем HMS Trenchant после чего 23 числа . Сентябрь. [21]
- U-871 отплыла 31 августа 1944 года и была потоплена B-17 британских ВВС 26 сентября 1944 года. [21]
- U-863 отплыла 26 июля 1944 года и была потоплена авианосцами USN PB4Y 29 сентября. [19]
- U-219 отплыла в грузовом исполнении 23 августа 1944 года и достигла Джакарты 11 декабря. [13]
- U-195 отплыла в конфигурации масленки 20 августа 1944 года и достигла Джакарты 28 декабря. [13]
- U-864 отплыла с грузом ртути, чертежами и деталями для истребителей Messerschmitt Me 163 и Me 262 5 февраля 1945 года и была торпедирована HMS Venturer 9 февраля. [21]
- U-234 плыла в грузовой конфигурации с 74 тоннами свинца , 26 тоннами ртути, 12 тоннами стали, семью тоннами оптического стекла, 43 тоннами чертежей и деталей самолетов, 560 кг оксида урана и разобранным Me 262 на 1 Апрель 1945 года и сдался на верфи Портсмута после окончания войны. [25]
Подводные патрули с Пенанга
[ редактировать ]Хотя операции с Пенанга изначально задумывались как патрулирование торговых путей при транспортировке стратегических материалов в Европу, многие из них были остановлены после того, как союзные патрули потопили дозаправочные станции в Южной Атлантике.
- Японская подводная лодка I-30 вышла в море 22 апреля 1942 года и 2 августа достигла Франции.
- Японская подводная лодка I-8 отплыла 27 июня 1943 года с вольфрамом и дополнительным экипажем для U-1224 и достигла Франции в конце августа 1943 года. [12]
- Японская подводная лодка I-34 была торпедирована HMS Taurus . отплыла 12 ноября 1943 года и на следующий день [26]
- U-178 отплыла 27 ноября 1943 года с грузом в 121 тонну олова , 30 тонн каучука и две тонны вольфрама. Она потопила американское судно «Либерти» водоизмещением 7200 тонн «Хосе Наварро» и 25 мая достигла Франции. [21]
- Японская подводная лодка И-29 отплыла 16 декабря 1943 года с грузом каучука, вольфрама и двумя тоннами золота ; она достигла Франции 11 марта 1944 года. [27]
- U-532 отплыла 4 января 1944 года с грузом олова, каучука, вольфрама, хинина и опиума ; водоизмещением 7200 тонн и потопил два корабля американского корабля «Либерти» «Уолтер Кэмп» нефтяная заправочная машина « Брэйк» . , прежде чем вернуться на Пенанг после того, как затонула [21]
- U-188 отплыла 9 января 1944 года с грузом олова, каучука, вольфрама, хинина и опиума; и потопил семь британских грузовых судов, прежде чем 19 июня достиг Франции. [21]
- U-168 отплыла 28 января 1944 года со 100 тоннами олова, вольфрама, хинина и опиума; и потопил греческое грузовое судно водоизмещением 4400 тонн и британское ремонтное судно «Салвикинг» водоизмещением 1400 тонн , прежде чем вернуться в Джакарту после Брейка . потопления [21]
- Команданте Каппеллини отплыл во Францию в грузовой конфигурации UIT-24 с примерно 130 тоннами каучука, 60 тоннами цинка , пятью тоннами вольфрама, 2 тоннами хинина и 2 тоннами опиума 9 февраля 1944 года; но вернулся на Пенанг после того, как Брейк был потоплен. [21]
- U-183 отплыла 10 февраля 1944 года с грузом олова, каучука, вольфрама, хинина и опиума; водоизмещением 5400 тонн и потопил британское грузовое судно «Пальма» водоизмещением 7000 тонн , британский танкер «British Loyalty» водоизмещением 5300 тонн, и британское грузовое судно «Хелен Моллер» прежде чем вернуться на Пенанг после Брейка . потопления [21]
- Джулиани отплыл во Францию в грузовом составе под позывным UIT-23 15 февраля 1944 года и через три дня был торпедирован HMS Tally-Ho . [21]
- Японская подводная лодка I-52 отплыла во Францию в грузовом исполнении 23 апреля 1944 года с грузом, включающим две тонны золота, и была потоплена компанией Grumman TBF Avengers с авианосца Bogue 23 июня 1944 года. [21]
- U-183 отплыла 17 мая 1944 года и потопила один корабль, а 7 июля вернулась на Пенанг. [13]
- U-1062 отплыла во Францию в грузовом исполнении 6 июля 1944 года и затонула в Атлантике 5 октября. [13]
- U-168 отплыла 4 октября 1944 года и через два дня была торпедирована HNLMS Zwaardvisch . [20]
- U-181 отплыла 19 октября 1944 года и потопила один корабль, а затем вернулась в Джакарту 5 января 1945 года. [21]
- U-537 отплыла 8 ноября 1944 года и на следующий день была торпедирована военным кораблем USS Flounder . [21]
- U-196 отплыла 11 ноября 1944 года и исчезла, возможно, при пересечении минного поля союзников в Зондском проливе к югу от Явы. [21] [28]
- U-862 отплыла 18 ноября 1944 года и потопила два корабля, а затем вернулась в Джакарту 15 февраля 1945 года. [13] Затонувшими кораблями были « Роберт Дж. Уокер» 25 декабря 1944 года и « Питер Сильвестр» 5 февраля 1945 года недалеко от Фримантла. [29]
- U-843 отплыла в Норвегию 10 декабря 1944 года и была потоплена в Каттегате авиацией RAF Mosquitoes 2 апреля 1945 года. [21]
- U-510 отплыла в Норвегию со 150 тоннами вольфрама, олова, каучука, молибдена и кофеина 6 января 1945 года; и потопил канадское грузовое судно водоизмещением 7100 тонн SS Point Pleasant Park перед тем, как сдаться во Франции. [21]
- U-532 отплыла в Норвегию 13 января 1945 года с грузом в 110 тонн олова, восьми тонн вольфрама, восьми тонн каучука, четырех тонн молибдена и небольшого количества селена , хинина и кристаллов. Лодка типа IXC40 потопила британское грузовое судно «Барон Джедбург» водоизмещением 3400 тонн и американский танкер «Оклахома» водоизмещением 9300 тонн ; и сдался в Ливерпуле, когда война закончилась. [21]
- U-861 отплыла 14 января 1945 года со 144 тоннами вольфрама, йода , олова и каучука; и прибыл в Норвегию 18 апреля. [21]
- U-195 отплыла в Норвегию в масленке 17 января 1945 года, но вернулась в Джакарту 3 марта из-за неисправности двигателя. [21]
- U-183 отплыла 24 апреля 1945 года и через два дня была торпедирована авианосцем USS Besugo . [21]
Японский сервис
[ редактировать ]Шесть лодок, оставшихся на территории Японии, были захвачены Императорским флотом Японии после капитуляции Германии в 1945 году. [30]
- U-181 (крейсер типа IXD2), ставшая I-501, была захвачена в Сингапуре и потоплена Королевским флотом в Малаккском проливе в 1946 году.
- U-862 (крейсер типа IXD2), ставшая I-502, была захвачена в Сингапуре и потоплена Королевским флотом в Малаккском проливе в 1946 году.
- UIT-24 (первоначально Comandante Cappellini , затем Aquilla III ) стал I-503 и был обнаружен в Кобе, когда Япония капитулировала и затоплен ВМС США в Кии Суйдо .
- UIT-25 (первоначально Torelli ) стал I-504 и был найден в Кобе, когда Япония капитулировала и был затоплен ВМС США в Кии Суидо.
- U-219 типа XB ( минный заградитель ) стала I-505 , была захвачена в Сурабае и потоплена ВМС Нидерландов в Зондском проливе в 1946 году.
- U-195 (масленка типа IXD1) стала I-506 и была списана в Джакарте после капитуляции Японии.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Патерсон, Лоуренс (2004), Серые волки Гитлера: подводные лодки в Индийском океане, с. 29
- ^ Патерсон Лоуренс (2006), Серые волки Гитлера: подводные лодки в Индийском океане
- ^ Jump up to: а б Судьба дальневосточных лодок
- ^ Jump up to: а б Лодки Монсун Эвакуация
- ^ Jump up to: а б Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN 0-679-45742-9 стр.231
- ^ Патерсон (2004), стр.33
- ^ Клемен, Л. (1999–2000). «Подводная война в Индийском океане» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 годов . Архивировано из оригинала 21 марта 2011 года.
- ^ Лодки перед муссоном
- ^ Иронами-кай (2006) Визит подводной лодки I в Европу: Трудное путешествие в Европу Кодзинша. ISBN 4-7698-2484-Х .
- ^ Jump up to: а б Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN 0-679-45742-9 стр.239
- ^ Муссонные лодки
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Брайс, Мартин Бегуны, преследующие блокаду стран Оси во время Второй мировой войны (1981) Издательство военно-морского института ISBN 0-87021-908-1 стр. 131-133.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN 0-679-45742-9 стр. 772-775.
- ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN 0-668-04037-8 стр.192
- ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN 0-668-04037-8 стр.191
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Дж. К. Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 129-130
- ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN 0-668-04037-8 стр.222
- ^ Блэр, Война подводных лодок Клея Гитлера: Преследуемые 1942–1945 (1998) Random House ISBN 0-679-45742-9 стр.747
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Тейлор, Дж. К. Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 138-141
- ^ Jump up to: а б с Тейлор, Дж. К. Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 117-118
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Брайс, Мартин Бегуны, преследующие блокаду стран Оси во время Второй мировой войны (1981) Издательство военно-морского института ISBN 0-87021-908-1 стр. 145-149.
- ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company стр.145
- ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company стр.147
- ^ Лентон, HT Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1976) Arco ISBN 0-668-04037-8 стр.190
- ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company стр.121
- ^ Брайс, Мартин , участники блокады Оси во время Второй мировой войны (1981) Naval Institute Press ISBN 0-87021-908-1 стр.136
- ^ Брайс, Мартин , участники блокады Оси во время Второй мировой войны (1981) Naval Institute Press ISBN 0-87021-908-1, стр. 136 и 145.
- ^ Нистле, Аксель (1998). Потери немецких подводных лодок во время Второй мировой войны: подробности разрушений . Издательство Военно-морского института. п. 239. ИСБН 1-55750-641-8 .
- ^ «Немецкая подводная лодка у острова Грейт-Барьер, 1945 год — Дон Армитидж» .
- ^ Тейлор, JC Немецкие военные корабли Второй мировой войны (1966) Doubleday & Company, стр. 118-119,140 и 163