Jump to content

Викерс Веллингтон

Веллингтон
Веллингтон Б Марк И.А. Геодезические конструкции видны через плексигласовые окна по бокам самолета.
Роль Средний бомбардировщик
противолодочный самолет
Производитель Виккерс-Армстронгс
Первый полет 15 июня 1936 г.
Введение Октябрь 1938 г.
Ушедший на пенсию Март 1953 г.
Основные пользователи Королевские ВВС
Королевские ВВС Австралии
Королевские ВВС Канады
Авиация флота
Произведено 1936–1945
Количество построенных 11,461 [1] или 11 462 [2]
Развитый в Викерс Уорик
Викерс VC.1 Викинг

Vickers Wellington — британский двухмоторный средний бомбардировщик дальнего действия . Он был разработан в середине 1930-х годов в Бруклендсе в Вейбридже, графство Суррей . Под руководством Vickers-Armstrongs главного конструктора Рекса Пирсона ключевой особенностью самолета является его геодезическая конструкция фюзеляжа, которая была разработана Барнсом Уоллисом . Разработка была начата в ответ на B.9/32 Министерства авиации спецификацию , выпущенную в середине 1932 года, на бомбардировщик Королевских ВВС.

Эта спецификация предусматривала создание двухмоторного дневного бомбардировщика, способного обеспечить более высокие характеристики, чем любая предыдущая конструкция. Другие самолеты, разработанные по той же спецификации, включают Armstrong Whitworth Whitley и Handley Page Hampden . В процессе разработки требования к характеристикам, например к собственному весу, существенно изменились, и используемый двигатель не был тем, который изначально предполагался.

Несмотря на первоначальную спецификацию, «Веллингтон» использовался в качестве ночного бомбардировщика в первые годы Второй мировой войны , выступая в качестве одного из основных бомбардировщиков, используемых бомбардировочным командованием . В 1943 году его как бомбардировщик начали заменять более крупные четырехмоторные « тяжеловесы », такие как Avro Lancaster . «Веллингтон» продолжал служить на протяжении всей войны, выполняя и другие обязанности, в частности, в качестве противолодочного самолета берегового командования Королевских ВВС .

«Веллингтон» был единственным британским бомбардировщиком, производившимся на протяжении всей войны, и производился в большем количестве, чем любой другой бомбардировщик британской постройки. Когда война закончилась, «Веллингтон» оставался оборудованием первой линии, хотя ему все чаще отводились второстепенные роли. «Веллингтон» был одним из двух бомбардировщиков, названных в честь Артура Уэлсли, 1-го герцога Веллингтона , второй — « Виккерс Уэлсли» .

Более крупный тяжелый бомбардировщик Vickers Warwick, спроектированный по /35 спецификации B.1 , разрабатывался параллельно с Wellington; у этих двух самолетов было около 85% общих конструктивных компонентов. Многие элементы Веллингтона были также повторно использованы в гражданской версии Vickers VC.1 Viking .

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
Строящиеся резиновые сапоги с геодезическим корпусом планера.
Самолет RNZAF Wellington Mark I с оригинальными башнями; Предвидя войну, правительство Новой Зеландии предоставило эти самолеты и их экипажи в аренду ВВС Великобритании в августе 1939 года.

В октябре 1932 года британское министерство авиации пригласило компанию Vickers принять участие в тендере на недавно выпущенную спецификацию B.9/32 , которая предусматривала создание двухмоторного среднего дневного бомбардировщика. В ответ компания Vickers провела исследование конструкции под руководством главного конструктора Рекса Пирсона . [3] Вначале главный конструктор конструкций Vickers Барнс Уоллис предложил использовать геодезический планер , вдохновленный его предыдущими работами над дирижаблями и одномоторным Wellesley легким бомбардировщиком . [4] В ходе структурных испытаний, проведенных в Королевском авиастроительном заводе , в Фарнборо предложенная конструкция не только продемонстрировала требуемый коэффициент прочности, равный шести, но и достигла 11 без каких-либо признаков отказа, доказав, что геодезический планер обладает прочностью, значительно превышающей нормальный уровень. [4] Эта прочность позволила доработать конструкцию конструкции, чтобы уменьшить размер отдельных элементов и использовать упрощенные стандартные секции более легкой конструкции. [4]

Викерс изучил и сравнил характеристики различных двигателей воздушного и жидкостного охлаждения, установленных на бомбардировщике, включая радиальные двигатели Bristol Pegasus IS2 , Pegasus IIS2 и Armstrong Siddeley Tiger , а также Rolls-Royce Goshawk I. рядный [5] В качестве двигателя для версий бомбардировщика с воздушным охлаждением был выбран «Пегас», а для варианта двигателя с жидкостным охлаждением — двигатель «Тетеревятник». 28 февраля 1933 года на тендер были представлены два варианта самолета, по одному с каждой из выбранных силовых установок. [5] В сентябре 1933 года Министерство авиации подписало контракт на пилотную эксплуатацию версии с двигателем «Ястреб-тетеревятник». [5] В августе 1934 года Викерс предложил использовать либо «Пегас», либо с клапанами 9-цилиндровые радиальные двигатели «Бристоль Персей» вместо «Ястреба-тетеревятника» с испарительным охлаждением, что обещало улучшение скорости, скороподъемности, потолка и возможностей однодвигательного полета без каких-либо изменений. значительное увеличение общего веса; Министерство авиации приняло предложенные изменения. [6]

Другие усовершенствования конструкции также были реализованы и одобрены, такие как использование винтов изменяемого шага и использование орудийных башен производства Vickers в носовой и хвостовой части. [6] К декабрю 1936 года спецификация была пересмотрена и теперь включает ветрозащитные установки башни в передней, задней и средней части корабля. [5] Другие изменения в спецификации включали модифицированные нижние щитки для бомб и установку подпружиненных дверей бомбового отсека. [7] Предложение также получило дальнейшее развитие: вместо плечевого крыла была принята среднерасположенная схема для большей обзорности летчика при полете строем и улучшения аэродинамических характеристик, а также существенного увеличения общего веса самолета. [7] По поручению Министерства авиации также были проведены проектные исследования по внедрению двигателя Rolls-Royce Merlin . [6]

Несмотря на традиционное предпочтение предприятия строго соблюдать ограничения по собственному весу самолета, установленные в тендере, и Пирсон, и Уоллис твердо верили, что в их конструкции должен использоваться самый мощный из имеющихся двигателей. [4] Возможно, в ответ на давление со стороны Виккерса министерство авиации проигнорировало, а то и открыто приняло отмену ограничения на собственный вес, поскольку между подачей тендера в 1933 году и полетом первого прототипа в 1936 году собственный вес в конечном итоге увеличился. от 6300 фунтов (2,9 т) до 11 508 фунтов (5,220 т). [8] [а] Предписанные требования к бомбовой нагрузке и дальности полета регулярно пересматривались Министерством авиации в сторону увеличения; к ноябрю 1935 года деятели министерства были заинтересованы в возможности эксплуатации самолета с полной массой 30 500 фунтов (13,8 т), которую автор авиации К.Ф. Эндрюс назвал «очень высокой цифрой для среднего бомбардировщика того времени». ". [4]

На этапе разработки самолета, как выразился К.Ф. Эндрюс, «политический и военный климат в Европе быстро менялся. Угрозы диктаторов Германии и Италии начали оказывать давление на британское правительство, чтобы оно произвело переоценку силы его вооруженные силы, особенно Королевские ВВС». [4] К 1936 году была признана необходимость уделить приоритетное внимание созданию крупных бомбардировочных сил, которые станут острием британской наступательной мощи; новая командная организация в составе Королевских ВВС — Бомбардировочное командование . соответственно, для выполнения этого требования в том же году была сформирована [4]

Доработка прототипа и дизайна

[ редактировать ]

В начале 1936 года был собран первоначальный прототип К4049 , первоначально обозначавшийся как Тип 271 . Прототип мог вместить девять 250-фунтовых или 500-фунтовых бомб, а носовая и хвостовая артиллерийские позиции были оснащены турелями с ручным управлением и пушкой в ​​каждой; установка третьего выдвижного орудия в спинном положении. была предусмотрена [6] Он предусматривал размещение экипажа из четырех человек, а также пятое место для выполнения специальных обязанностей. [6]

5 июня 1936 года для этого типа было выбрано название «Креси», и оно было публично показано как таковое. [10] 15 августа 1936 года самолет был принят в производство. служебное наименование «Веллингтон» 8 сентября 1936 года этому типу было присвоено ; он соответствовал номенклатуре министерства авиации, в которой бомбардировщики назывались в честь городов, и следовал за Vickers Wellesley в отношении генерала наполеоновской войны Артура Уэлсли, герцога Веллингтона . [10] 12 декабря 1936 года соответствующий приказ . на «Веллингтон» был издан [5]

15 июня 1936 года K4049 совершил свой первый полет из Бруклендса. Главный летчик-испытатель Vickers Джозеф Саммерс совершил свой первый полет на K4049 в сопровождении Уоллис и Тревора Уэстбрука. [6] Вскоре самолет стал широко известен как передовая конструкция для своего времени и доказал свои значительные преимущества в ходе летных испытаний. [11] 19 апреля 1937 года K4049 был разрушен в результате аварии во время испытательного полета Мориса Хэра. Причиной стал отказ из высоты балансировки руля -за чрезмерного воздействия встречного потока , что привело к перевороту самолета и быстрому снижению на землю. Он был разрушен в результате крушения, в результате которого погиб штурман Смуртуэйт. [10] Рупорные балансиры позже были исключены из конструкции и не использовались в серийных самолетах. [12]

На доработку конструкции «Веллингтона» повлияла публикация спецификаций B.3/34 и B.1/35, последняя из которых привела к созданию более крупного бомбардировщика Vickers Warwick. [13] Поскольку работа над детальным проектированием обоих самолетов выполнялась одновременно и оба самолета использовали геодезическую конструкцию, компоненты имели общность. Серийная модель Wellington представляла собой полную переработку конструкции, в результате которой была удлинена носовая часть башни и места наводчика бомбы, изменена форма руля высоты и углубленный фюзеляж, который вмещал большую бомбовую нагрузку, а экипаж увеличился с четырех до пяти человек. [12] Другие внесенные изменения включали использование убирающегося хвостового колеса и гребных винтов с постоянной скоростью ; Министерство авиации также потребовало принятия на вооружение подфюзеляжной башни конструкции Нэша и Томпсона вместо конструкции Виккерса. [12]

23 декабря 1937 года первый серийный самолет Wellington Mk I , L4212 , совершил свой первый полет, за которым последовала интенсивная программа полетов. [14] Летные испытания L4212 подтвердили аэродинамическую устойчивость, с которой первоначально столкнулся K4049 , но также выявили утяжеление носа самолета во время пикирования, что было связано с измененной конструкцией руля высоты. Модификации, включая соединение закрылков и триммеров руля высоты , были опробованы на L4212 и решили проблему. [15]

Производство

[ редактировать ]
Плакат военного времени с изображением Веллингтона в разрезе, иллюстрирующий, как лом и вторсырье перерабатываются для использования в производстве военной техники .

первоначальный заказ на 180 самолетов Wellington Mk I , оснащенных парой радиальных двигателей В августе 1936 года компания Vickers получила Bristol Pegasus мощностью 1050 л.с. (780 кВт); он был размещен так быстро, что заказ поступил до первого совещания, на котором были определены детали серийного самолета. [16]

разместила заказ В октябре 1937 года компания Gloster Aircraft Company на производство 100 самолетов Wellington Mk Is, за которыми последуют 100 самолетов Wellington Mk II с Rolls-Royce Merlin X. [17] Был размещен еще один заказ на 64 самолета Wellington, которые будут производиться компанией Armstrong Whitworth Aircraft в Ковентри. Когда к концу 1937 года был обеспечен такой шквал заказов и производства, Виккерс приступил к упрощению производственного процесса самолета и объявил о цели построить один Wellington. в день. [17]

Wellington Mark X HE239 из 428-й эскадрильи. РКАФ. Он завершил бомбардировку, несмотря на потерю кормового стрелка и башни, а затем улетел домой для приземления с застрявшими дверцами бомбового отсека из-за отсутствия гидравлической мощности.

На постройку геодезического проекта ушло больше времени, чем на сопоставимый самолет с использованием более традиционного подхода с монококом , что вызвало некоторую критику в адрес Веллингтона. [17] Кроме того, в фюзеляже было сложно прорезать отверстия для доступа к оборудованию; Для облегчения производства фонарь Ли был установлен через крепление отсутствующей подфюзеляжной турели FN9 .

Контракты Gloster и AWA были переданы фабрикам Shadow на северо-западе. В конце 1930-х годов компания Vickers строила по одному резиновому сапогу в день в Вейбридже и по 50 в месяц в Бротоне в Северном Уэльсе . [18] Многие сотрудники производственных линий были лишь полуквалифицированными и плохо знакомы с самолетостроением. [17] Пик производства в военное время в 1942 году составил 70 в Вейбридже, 130 в Бротоне и 102 в Блэкпуле . Теневые заводы были созданы для производства деталей для Веллингтона на всех Британских островах. [17]

В октябре 1943 года в целях пропаганды и поднятия морального духа рабочие Бротона отдали свои выходные, чтобы построить Веллингтон под номером LN514, спешащий по часам. Бомбардировщик был собран за 23 часа 50 минут, а взлетел через 24 часа 48 минут, побив рекорд в 48 часов, установленный заводом в Калифорнии. Каждый Веллингтон обычно строился в течение 60 часов. Он был снят по заказу Министерства информации для киножурнала Worker's Weekend и транслировался как в Великобритании, так и в Америке. [19] [20] Это был первый случай в истории авиации, когда производитель самолетов в любой точке мира попытался совершить подобный подвиг с помощью металлического самолета такого масштаба. [17]

Всего было построено 180 самолетов Wellington Mk I; 150 для RAF и 30 для Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) (которые были переданы RAF в начале войны и использовались 75-й эскадрильей ). В октябре 1938 года Mk I поступил на вооружение 9-й эскадрильи . Изначально «Веллингтон» превосходил по численности « Хэндли Пейдж Хэмпден» (также заказанный Министерством для B.9/32) и « Армстронг Уитворт Уитли» (до B.34/3 для «ночного» бомбардировщика), но пережил оба конкурирующих самолета, находящихся на вооружении. В дальнейшем «Веллингтон» был построен в 16 вариантах и ​​в двух послевоенных учебных модификациях. Всего было построено 11 462 «Веллингтона» всех версий, что больше, чем было произведено любого другого британского бомбардировщика. [17] 13 октября 1945 года выкатился последний выпущенный Веллингтон.

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Wellington Mk I был быстро заменен улучшенными вариантами. Усовершенствования башни и усиление ходовой части быстро привели к созданию Wellington Mk IA . [15] Mk IA должен был быть основан на конструкции Wellington Mk II с двигателем Merlin X и теоретически мог быть оснащен как Merlins, так и Pegasus, но на практике устанавливались только радиальные двигатели. Mark IA имел нагрузку до 28 000 фунтов Mark II и имел более прочную ходовую часть с большими колесами и башнями Frazer-Nash.

Из-за трудностей с работой башен Vickers на Mark I, из-за которых защита Wellington была слабее, чем предполагалось, для испытаний было предложено производство Wellington Mk IB с вооружением Frazer Nash, но поскольку башни Frazer-Nash уже принимались для Mark I. IA, Mark IB, возможно, не был построен или, если был построен, переименован в Mark IA. [15] Решением руководства дальнейшая разработка различных аспектов самолета с использованием полученных знаний была включена в планер в Вейбридже. Модернизированная гидравлика и 24-вольтовые электрические системы, а также замена подфюзеляжной турельной пушки на два лучевых пулемета (либо .303 Vickers K , либо Browning ) получили обозначение Wellington Mk IC, а номер типа был присвоен постфактум. [21]

В январе 1938 года официально начались проектные работы над тем, что впоследствии стало Wellington Mk II . Принципиальным изменением в этой модели было использование двигателя Merlin вместо Pegasus XVIII; другие модификации включали пересмотр гидравлической и кислородной систем, а также установку отопления кабины и астрокупола . [22] 3 марта 1939 года L4250 прототип Mk II совершил свой первый полет; это было отложено из-за задержек производства двигателей Merlin X. [23] Во время летных испытаний прототипа возникли проблемы со стабильностью и балансировкой, что привело к дальнейшим изменениям, таким как увеличение хвостового оперения. К концу 1939 года Mk II был способен обеспечить превосходные характеристики по сравнению с Mk IC, такие как более высокие крейсерская и максимальная скорости, увеличенная полная масса или, альтернативно, большая дальность полета и повышенный потолок. [24]

Хвостовая башня Веллингтона, 1942 год.

Vickers Wellington представлял собой двухмоторный средний бомбардировщик дальнего действия , первоначально оснащенный парой радиальных двигателей Bristol Pegasus , которые приводили в движение пару винтов De Havilland двухшаговых . На вариантах самолета использовались различные двигатели и комбинации винтов, включая модели двигателей Bristol Hercules и Rolls-Royce Merlin . [10] Узнаваемые характеристики Wellington включают большое удлинение его конического крыла , глубину фюзеляжа и использование высокого одинарного киля на хвостовом оперении, что, как сообщается, помогло распознать тип. [12]

Экипаж «Веллингтона» обычно состоял из пяти человек, при этом бомбардировщик располагался в носовой части самолета. [10] «Веллингтон» мог быть оснащен двойным управлением полетом, и для проведения тренировок на этом типе были разработаны специализированные комплекты переоборудования с двойным управлением. [10] В кабине также имелось оборудование для обогрева и противообледенения , которое было представлено на более поздних моделях «Веллингтона». [10] Wellington Mk I имел максимальную наступательную бомбовую нагрузку 4500 фунтов (2000 кг), что составляло более одной пятой полной массы самолета в 21000 фунтов (9500 кг). [10] Дополнительные боеприпасы и расширенная бомбовая мощность были изменениями во многих вариантах Веллингтона военного времени, включая ношение более крупных бомб. [22]

Член экипажа в задней части фюзеляжа Веллингтона.

Оборонительное вооружение включало в себя переднюю и хвостовую артиллерийские позиции, а также выдвижную вращающуюся подфюзеляжную башню. Из-за высоких крейсерских скоростей «Веллингтона» было понятно, что потребуются полностью закрытые башни, а не полузакрытые или открытые башни; башни также имели механический привод, чтобы двигаться со скоростью и маневренностью, необходимыми для того, чтобы не отставать от новых поколений истребителей противника. [17] В конструкции Vickers наводчик располагался неподвижно позади орудий (пара калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) . пулеметов Browning [10] ), которые устанавливались на столбе с блоком управления Nash & Thompson и стреляли через подвижную прорезь в каркасном фонаре. Несмотря на вместительность, были проблемы с неисправностями и плохим артиллерийским вооружением, и штаб ВВС дал Виккерсу указание заменить их. В то же время с компанией Nash & Thompson был заключен контракт на разработку башни, которую можно было бы использовать как на передней, так и на задней позиции. Получившийся FN.5 также использовался на Short Stirling и Avro Manchester. [25]

Из-за специализированного характера все более совершенных турелей они рассматривались как вспомогательное оборудование, разрабатывались и поставлялись независимо и заменяли собственные башни Vickers, разработанные для самолета. [17] Подфюзеляжная башня Mk I, построенная компанией Vickers, в стандартной комплектации была заменена аналогом FN.25 производства Nash & Thompson. [15] Эскадрильи критически относились к подфюзеляжным турелям; в выдвинутом состоянии они замедляли самолет на 10 миль в час, единственное узкое оконное стекло ограничивало видимость, а иногда замерзало на месте, и его приходилось выбрасывать. После первой партии Wellington IA подфюзеляжные башни не устанавливались. [26]

Фюзеляж Vickers Wellington во время реставрации, демонстрирующий геодезический планер.

Новинкой «Веллингтона» была его геодезическая конструкция, разработанная авиаконструктором и изобретателем Барнсом Уоллисом. Фюзеляж W был построен из 1650 элементов, состоящих из дюралевых -образных балок , образующих металлический каркас. К балкам были привинчены деревянные рейки и покрыты ирландским полотном ; полотно, пропитанное слоями аэрозоля , составляло внешнюю обшивку самолета. Конструкция оказалась совместимой со значительными доработками и изменениями, включая увеличенную полную массу, более крупные бомбы, тропическую адаптацию и топливные баки большой дальности. [24]

Металлическая решетка придавала конструкции значительную прочность: любой стрингер мог выдерживать часть нагрузки с противоположной стороны самолета. Поврежденные или разрушенные балки с одной стороны все еще могут оставить конструкцию самолета жизнеспособной; в результате Веллингтоны, у которых отсутствовали огромные участки каркаса, часто могли вернуться, когда другие типы не выжили бы, что приводило к слухам о «неуязвимости» самолета. [5] Эффект усиливался за счет того, что кожа ткани время от времени обгорала, оставляя обнаженные кадры обнаженными. Еще одним преимуществом геодезической конструкции крыльев было использование уникального метода размещения топлива: каждое крыло содержало три топливных бака в беспрепятственном пространстве между передним и задним лонжеронами за пределами двигателей. [10] Недостатком геодезической конструкции фюзеляжа была недостаточная продольная жесткость: при установке приспособлений для буксировки грузовых планеров его конструкция «поддавалась» и слегка растягивалась. [27]

Операционная история

[ редактировать ]
Магнитная катушка диаметром 48 футов на Wellington DWI Mark II использовалась для подрыва морских мин .

3 сентября 1939 года, в тот же день, когда Великобритания объявила войну Германии в ответ на вторжение в Польшу, 3-я группа бомбардировочного командования, базирующаяся в Восточной Англии, состояла из шести передовых эскадрилий ( № 9 , № 37 , № 38). , № 99 , № 115 и № 149 эскадрилий ) и две резервные эскадрильи ( № 214 и № 215 ), все они оснащены самолетами Wellington Mk I и Mk IA. [24]

4 сентября 1939 года, менее чем через 24 часа после начала боевых действий, в общей сложности 14 «Веллингтонов» из 9-й и 149-й эскадрилий вместе с несколькими самолетами «Бристоль Бленхейм» совершили первый в войне бомбардировочный налет британских ВВС на немецкие войска. доставка в Брунсбюттель . [24] Бомбардировка гавани не была разрешена военным кабинетом Чемберлена из опасения ранить мирное население. Эффективность рейда снизилась из-за плохой погоды и большого количества зенитного огня. Пара «Веллингтонов» стала первым самолетом, потерянным на Западном фронте . [24]

3 декабря 1939 года 24 резиновых сапога из 38-й, 115-й и 147-й эскадрилий атаковали немецкий флот, пришвартованный в Гельголанде . Бомбардировка началась с большой высоты, и, хотя результаты самой бомбардировки оказались незначительными, была подтверждена способность группы Веллингтонов проникать в прочно защищенное воздушное пространство противника. [24] 14 декабря 1939 года 12 «Веллингтонов» из 99-й эскадрильи совершили налет на немецкие суда на Шиллиг-Роудс и Вильгельмсхафене . Встречая огонь противника с боевых кораблей, зенитной артиллерии и самолетов Люфтваффе , соединение Веллингтона потеряло пять самолетов, а также еще один, разбившийся вблизи своей базы, при этом был сбит только один истребитель противника. [28]

18 декабря 1939 года 24 резиновых сапога из 9-й, 37-й и 149-й эскадрилий участвовали в битве в Гельголандской бухте против немецкого флота и военно-морских баз на Шиллигских дорогах и в Вильгельмсхафене. Веллингтоны не смогли сбросить бомбы, поскольку все суда находились в гавани, поэтому ограничения, угрожающие гражданскому населению, не позволили им вступить в бой. [29] Получив предупреждение от радара , Люфтваффе истребители перехватили приближающиеся бомбардировщики недалеко от Гельголанда и атаковали строй на протяжении большей части пути домой. Двенадцать бомбардировщиков были уничтожены, еще три получили серьезные повреждения. Веллингтоны сбили четыре самолета. [29] [30]

Wellington GR Mk XIII с мачтами противолодочного радара

Действия в Гельголанде подчеркнули уязвимость «Веллингтона» для атакующих истребителей, поскольку у него не было ни самогерметизирующихся топливных баков, ни достаточного защитного вооружения. Носовая и хвостовая башни защищали от атак спереди и сзади, «Веллингтон» не имел защиты от атак с луча и сверху, поскольку не считалось возможным такие атаки из-за высокой скорости задействованных самолетов и стрельбы на отклонение. необходимый. [29] [30] Дневные бомбардировки без сопровождения были прекращены, и вместо этого бомбардировочное командование решило использовать силы Веллингтона для атаки на немецкие коммуникации и промышленные объекты. [29]

Резиновые сапоги «Виккерс» из 9-й эскадрильи летят строем.

«Веллингтон» был переоборудован для ночных операций; 25 августа 1940 года этот тип участвовал в первом ночном рейде на Берлин . Во время налета Первой тысячи бомбардировщиков на Кельн 30 мая 1942 года 599 из 1046 отправленных самолетов Королевских ВВС были Веллингтонами; из них 101 пилотировал польский экипаж. За время операций под командованием бомбардировщиков «Веллингтоны» совершили 47 409 вылетов, сбросили 41 823 тонны (37 941 тонну) бомб и потеряли в боях 1332 самолета.

В одном из инцидентов немецкий ночной истребитель Messerschmitt Bf 110 атаковал самолет «Веллингтон», возвращавшийся из атаки на Мюнстер , вызвав пожар в задней части правого двигателя. Второй пилот, сержант Джеймс Аллен Уорд ( RNZAF ), вылез из фюзеляжа, проделал в легированной ткани крыла дыры для ног и рук, чтобы дотянуться до правого двигателя, и затушил горящую верхнюю обшивку крыла. Он и самолет благополучно вернулись домой, и Уорд был награжден Крестом Виктории . [31] Уникальный подвиг для этого типа произошел 23 декабря 1944 года, когда Me 163 Komet был сбит задним стрелком Джерри Элсионом, награжденным наградой DFM. [32]

Захваченный Wellington L7788 на вооружении Люфтваффе, 1940 год.

В 1942 году «Веллингтон» был приспособлен для проведения ночных противокорабельных торпедных атак против немецких и итальянских кораблей в Средиземном море. Торпедоносец «Веллингтон» получил прозвище «Фишингтон». [ нужна ссылка ] а Веллингтоны с радаром, которые направляли торпедоносцы к цели, получили название «Снупингтон». [ нужна ссылка ] 38-я эскадрилья, базировавшаяся в Шаллуфе, Египет, имела отряд Веллингтонов, действовавший из Королевских ВВС Лука на Мальте и проводивший в 1942 году противокорабельные операции с применением торпед.

«Веллингтон» также был принят на вооружение прибрежного командования ВВС Великобритании , где он участвовал в битве за Атлантику . [29] Mark IC в прибрежной зоне имел запас хода более десяти часов на крейсерской скорости 125 узлов, неся 1500 фунтов бомб или глубинных бомб. [33] Он использовался для противолодочных операций; 6 июля 1942 года «Веллингтон» потопил свое первое вражеское судно. В 1944 году резиновые сапоги берегового командования были отправлены в Грецию и выполняли различные вспомогательные обязанности во время британской интервенции в гражданскую войну в Греции . Несколько Веллингтонов эксплуатировались ВВС Греции .

Хотя «Веллингтон» был вытеснен на европейском театре военных действий , когда на вооружение поступило еще больше четырехмоторных бомбардировщиков, он оставался на боевой службе большую часть войны на Ближнем Востоке и по-прежнему составлял ключевую часть средиземноморских сил британских ВВС, когда союзники двинулись в Италию . некоторые из них все еще служили в марте 1945 года, совершая бомбардировки и доставляя припасы партизанам по всей Южной Европе. [34] [32]

В 1942 году базировавшиеся в Индии «Веллингтоны» стали первыми дальними бомбардировщиками Королевских ВВС, действовавшими на Дальнем Востоке, с прибытием 99-й и 215-й эскадрилий Королевских ВВС. [32] обеспечивая столь необходимую поддержку бомбардировок в течение следующих двух лет, прежде чем летом 1944 года они были выведены и заменены «Либерейторами». Веллингтоны также использовались для морского патрулирования над Индийским океаном 36- й , а позже 203-й эскадрилиями Королевских ВВС. [34]

«Веллингтон» также участвовал в противолодочных операциях у побережья Африки в составе 26-й эскадрильи СААФ, базирующейся в Такоради , Голд-Кост (ныне Гана Свободной Франции ), и 344-й эскадрильи из Дакара . [34]

Разминирование

[ редактировать ]

Специализированная «Направленная беспроводная установка» (DWI), прикрытие для истинного назначения вариантов обруча, оснащенного металлическим обручем диаметром 48 футов (15 м), использовалась для взрыва немецких магнитных мин путем создания мощного магнитного поля, когда оно прошел над ними. [29] Первый успешный взрыв мины произошел 8 января 1940 года, а второй - 13 января. В последнем случае самолет пролетел ниже безопасной высоты 35 футов и попал под взрывную волну, но остался летательным. [35] Обруч представлял собой алюминиевую катушку в аэродинамическом корпусе из бальзы; Для уменьшения веса башни были заменены на обтекатели и удалено ненужное оборудование. К первой минно-детонационной установке № 1 GRU на авиабазе RAF Manston присоединилась вторая (GRU № 2) на авиабазе RAF Bircham Newton . Чтобы защитить безоружных резиновых сапог, Бристоль Бленхеймс из 600-й эскадрильи Королевских ВВС летал в эскорте во время битвы за Францию . Один DWI был отправлен на Ближний Восток, чтобы служить там образцом для переоборудования резиновых сапог. Они использовались для очистки зоны Суэцкого канала, а позже, во время кампании в Северной Африке , портов вдоль побережья. [35]

Противолодочный

[ редактировать ]

Для разработки того, что стало фонарем Ли, командир эскадрильи Ли установил 24-дюймовый прожектор в башне «мусорного бака» DWI Wellington, испытывавшего его в январе 1941 года. Этот прототип заменил батареи в двигателе и генераторной установке, чтобы уменьшить вес и это перенесено в производство резиновых сапог Leigh с легким оснащением. [36] Вместе с точными радарными высотомерами «Веллингтоны» могли безопасно летать на глубине до 50 футов, освещая подводную лодку-цель на расстоянии около полумили в тот момент, когда радар класса «воздух-поверхность» (ASV) терял цель среди отражений от поверхности воды. [37]

Бортовой радар

[ редактировать ]

В конце 1944 года оборудованный радаром Wellington XIV из 407 Sqn. Королевских ВВС RCAF был модифицирован для использования подразделением истребительного перехвата как самолет дальнего обнаружения и управления . [38] Он действовал на высоте 4000 футов (1200 м) над Северным морем, управляя истребителями De Havilland Mosquito и Bristol Beaufighter, перехватывая бомбардировщики Heinkel He 111 , летевшие с голландских авиабаз, и осуществляя пуски с воздуха летающей бомбы Фау-1 . Операторы ПФР на «Веллингтоне» будут искать самолет He 111, набирающий высоту для запуска, затем направят «Бофайтеру» атаковать бомбардировщик, в то время как «Москито» попытается перехватить Фау-1, если он будет запущен. [39] [ нужна страница ] [40]

Варианты

[ редактировать ]

Варианты бомбардировщика

[ редактировать ]
масштаба Сравнительная диаграмма трио британских двухмоторных средних бомбардировщиков в начале Второй мировой войны: Веллингтон (синий), Хэндли Пейдж Хэмпден (желтый) и Армстронг Уитворт Уитли (розовый).
Тип 271
Первый прототип бомбардировщика «Веллингтон».
Тип 285 Веллингтон Марк I
Один предсерийный прототип. Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Bristol Pegasus X.
Тип 290 Веллингтон Марк I
Первая серийная версия. Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Bristol Pegasus XVIII мощностью 1000 л.с. (750 кВт). Оснащенные орудийными башнями Vickers, 183 экземпляра были построены в Вейбридже и Бротоне во Флинтшире. [41]
Тип 408 Веллингтон Марк IA
Серийная версия, построенная в соответствии со спецификациями B Mark II с возможностью установки двигателей Pegasus или Rolls-Royce Merlin , хотя на практике использовались только двигатели Pegasus XVIII мощностью 1000 л.с. (750 кВт). [42] Основное шасси сдвинуто вперед на 3 дюйма (8 см). Оснащен орудийными турелями Nash & Thompson . 187 построено в Вейбридже и Бротоне во Флинтшире. [41]
Тип 416 Веллингтон Марк IC
Первым основным серийным вариантом был Mark IC , который добавлял к Mark IA поясные ружья. Всего было произведено 2685 экземпляров. Экипаж Mark IC состоял из шести человек: пилот, радист, штурман/наводчик бомбы, наблюдатель/носовой стрелок, хвостовой стрелок и поясной стрелок. Всего было построено 2685 машин в Вейбридже, Бротоне во Флинтшире и Блэкпуле. [41]
Wellington Mark II с двигателем Merlin из 104-й эскадрильи. Крестообразную геодезическую конструкцию можно увидеть сквозь панели из плексигласа по бокам фюзеляжа.
Тип 406 Веллингтон Марк II
B Mark II был идентичен Mark IC, за исключением силовой установки; X мощностью 1145 л.с. (855 кВт) вместо этого используется двигатель Rolls-Royce Merlin . Всего на заводе Вейбриджа было произведено 401 экземпляр. [41]
Тип 417 Веллингтон Б Марк III
Следующим значительным вариантом был B Mark III III или XI мощностью 1375 л.с. (1025 кВт) , который имел двигатель Bristol Hercules и четырехорудийную хвостовую башню вместо двухорудийной. Всего было построено 1519 самолетов Mark III, которые стали основой бомбардировочного командования с конца 1941 по 1942 год, причем все прототипы, кроме двух, строились в Бротоне во Флинтшире и в Блэкпуле. [43] [44] После испытаний в 1942 году Wellington III был допущен к буксировке планеров Hotspur, Hadrian и Horsa. [45] хотя было замечено, что это отрицательно сказалось на геодезической структуре. [46] «Веллингтон III» также был замечен над равниной Солсбери во время буксировки «Спитфайров». Это позволило бы отбуксировать подкрепления Spitfire для защиты Мальты из Гибралтара в пределах досягаемости Мальты перед их освобождением. Было ли это сделано, не подтверждено. [45]
Тип 424 Веллингтон Б Марк IV
220 B Mark IV Wellingtons использовали двигатель Pratt & Whitney Twin Wasp мощностью 1200 л.с. (900 кВт) и эксплуатировались двумя польскими и двумя эскадрильями RAAF . Всего было построено 220 экземпляров в Бротоне во Флинтшире.
Тип 442 Веллингтон Б Марк VI
63 самолета Merlin R6SM (серия 60, двухступенчатые) с большим размахом крыла и двигателями Merlin R6SM (серия 60, двухступенчатые) мощностью 1600 л.с. (1190 кВт) были произведены и эксплуатировались 109-й эскадрильей , а также в качестве учебно-тренировочных радионавигационных самолетов Gee . Всего в Вейбридже было построено 63 экземпляра. Оснащен бомбовым прицелом Сперри. [47] Конструкция высотного фюзеляжа B.VI, оптимизированная для обеспечения герметизации, имела прочный пулеобразный нос без носовой турели и кабину с пузырьковым фонарем, похожим на астрокупол . Задняя турель представляла собой дистанционно управляемую пушку FN.20, прицеливаемую из купола кабины. [б] [48] Именно этот самолет подтолкнул компанию Rolls-Royce с двухступенчатым наддувом к разработке двигателя Merlin 60-й серии .
Тип 440 Веллингтон B Mark X
Самый массовый вариант, всего было построено 3804 экземпляра. Он был похож на Mark III, за исключением силовой установки Hercules XVIII мощностью 1675 л.с. (1250 кВт). Mark X послужил основой для ряда версий Coastal Command . Всего было построено 3803 экземпляра в Бротоне во Флинтшире и Блэкпуле.

Варианты прибрежного командования

[ редактировать ]
Тип 429 Wellington General Reconnaissance (GR) Mark VIII
Отметить преобразование IC для службы берегового командования . Роли включали разведку, противолодочную и противокорабельную атаку. Береговое командование Веллингтона было первым самолетом, оснащенным противолодочным фонарем Leigh . Всего в Вейбридже было построено 307 самолетов, 58 из них были оснащены Leigh Light .
Тип 458 Веллингтон GR Mark XI
Морская версия B Mark X с обычной носовой башней и мачтовым радаром ASV Mark II без поясных орудий, 180 штук построено в Вейбридже и Блэкпуле. [49]
Тип 455 Веллингтон GR Mark XII
Морская версия B Mark X, вооруженная торпедами (две 18-дюймовые под крыльями). Переработана носовая часть для размещения центриметрического радара ASV Mark III, который имел обтекатель в подбородочном положении, а не внешние антенны. Спаренные гибкие пулеметы в прозрачном фонаре заменили переднюю башню. Ли свет в бомбоотсеке. Двигатели Hercules VI или XVI. 58 построено в Вейбридже и Бротоне во Флинтшире. [49]
Тип 466 Веллингтон GR Mark XIII
Морская версия B Mark X с обычной носовой турелью и мачтовым радаром ASV Mark II вместо подбородочного обтекателя, без поясных орудий. Двигатели Hercules XVII мощностью 1735 л.с. Построено 844 корабля – 2 в Вейбридже и остальные в Блэкпуле. [50]
Тип 467 Веллингтон GR Mark XIV
Морская версия B Mark X с подбородочным обтекателем, в котором размещен радар ASV Mark III, и РП-3 направляющими для ракет под крыльями. Двигатели Hercules XVII 841 построены в Вейбридже, Бротоне и Блэкпуле.

Варианты транспортировки

[ редактировать ]
Веллингтон C Марк XV
Сервисное переоборудование Wellington Mark IA в невооруженный транспортный самолет; способен перевозить до 18 военнослужащих.
Веллингтон C Марк XVI
Сервисное переоборудование Wellington Mark IC в невооруженный транспортный самолет; способен перевозить до 18 военнослужащих.

Варианты трейнера

[ редактировать ]
Тип 487 Веллингтон Т Марк XVII
Сервисное переоборудование бомбардировщика Wellington Mk XI в учебный ночной истребитель с радаром воздушного перехвата SCR720 в выпуклой носовой части и удаленной задней башней и закрашенным обтекателем; оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Bristol Hercules XVII. [51]
Тип 490 Веллингтон Т Марк XVIII
Производственная версия. Для обучения радистов и штурманов. Оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Bristol Hercules XVI. Всего в Блэкпуле было построено 80 штук, плюс некоторые переоборудования. [51]
Веллингтон Т Марк XIX
Служебные модификации Wellington Mark X, используемые для обучения экипажей бомбардировщиков; [51] оставался в использовании в качестве учебно-тренировочного до 1953 года.
Тип 619 Веллингтон Т Марк X
Послевоенная переделка бомбардировщика «Веллингтон» в учебно-тренировочный самолет, произведенная Боултоном Полом в Вулвергемптоне . [52] Для обучения навигации переднюю турель сняли и заменили обтекателем, а салон переоборудовали. [52] Некоторые из них были проданы Франции и Королевским ВВС Греции (6) в 1946 году. [53]

Экспериментальные и конверсионные варианты

[ редактировать ]
Прототип Type 298 Wellington Mark II
один самолет L4250; оснащен двумя рядными поршневыми двигателями Rolls-Royce Merlin мощностью 1145 л.с. (854 кВт).
Прототип Type 299 Wellington Mark III
только двое.
Прототип Type 410 Wellington Mark IV
Серийный номер Р1220; оснащен двумя радиально-поршневыми двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp.
Тип 416 Веллингтон (II)
Первоначальный прототип Wellington II был переоборудован с установкой 40-мм (1,57 дюйма) пушки Vickers S с прогнозирующим прицелом в спинном положении. Это вооружение планировалось установить в носовой части двухмоторного истребителя Vickers Type 414, для которого Министерство авиации разработало спецификацию F22.39. Впервые вооружение поднялось в воздух 25 октября 1940 года, а испытательные стрельбы состоялись 8 ноября. [54]
Тип 418 Wellington DWI (Детонация без удара) Mark I
Переоборудование четырех Wellington Mark IA в тральщики для подрыва магнитных мин. Оснащен бензиновым двигателем Ford V-8 и электрическим генератором Модсли для создания магнитного поля в петле диаметром 48 футов (15 м), установленной под фюзеляжем. Они имели прочную носовую часть с кронштейном, поддерживающим петлю, которая также поддерживалась под задней частью фюзеляжа и крыльями, за пределами двигателей. DWI также был известен как «направленная беспроводная установка», чтобы ввести в заблуждение истинную цель петли.
Тип 419 Веллингтон ДВИ Марк II
Самолет DWI Mark I модернизирован за счет установки двигателя de Havilland Gipsy Six для увеличения мощности. Под этот стандарт было переоборудовано 11 самолетов. Они эксплуатировались 1-м подразделением общей разведки Королевских ВВС и в течение короткого времени занимались тралением мин в устье Темзы, пока у Королевского флота не появились эквивалентные возможности для траления магнитных мин. Аппарат был передан Египту для использования в Суэцком канале. [55]
Тип 407 и Тип 421 Wellington Mark V
Второй и первый прототипы соответственно: три были построены, предназначенные для работы на большой высоте с использованием двигателей Hercules VIII с турбонаддувом .
Веллингтон Марк VI
Один Wellington Mark V с двигателями Merlin 60-й серии, только высотный прототип.
Тип 449 Веллингтон Марк ВИГ
Серийная версия Тип 431. Всего было построено два самолета.
Веллингтон Марк VII
Одноместный самолет, построенный как испытательный стенд для с 40-мм пушкой Vickers S. башни
Тип 435 Веллингтон Марк IC
переоборудование одного Wellington для испытания прожектора ночного перехвата Turbinlite . [53]
Тип 437 Веллингтон Марк IX
переоборудование одной Mark IC для военного транспорта.
Тип 439 Веллингтон Марк II
один Wellington Mark II был переоборудован с установкой в ​​носовой части 40-мм пушки Vickers S. [53]
Тип 443 Веллингтон Марк V
Один Веллингтон использовался для испытаний двигателя Bristol Hercules VIII. [53]
Тип 445 Веллингтон (I)
Один Веллингтон использовался для испытаний двигателя Whittle W2B/23 турбореактивного , двигатель был установлен в хвостовой части самолета.
Тип 454 и Тип 459 Wellington Mark IX
прототипы с радарами ASV Mark II, ASV Mark III и двумя радиально-поршневыми двигателями Bristol Hercules VI и XVI.
Тип 470 и Тип 486 Веллингтон
Обозначения двух самолетов Wellington Mark II, оснащенных реактивными двигателями Whittle W2B и W2/700 соответственно. [53]
Тип 478 Веллингтон Марк X
один Wellington использовался для испытаний двигателя Bristol Hercules 100. [53]
Тип 602 Веллингтон Марк X
один Wellington был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart .
Веллингтон Марк III
один Wellington использовался для буксировки планеров, для оформления планеров Waco Hadrian , General Aircraft Hotspur и Airspeed Horsa .

Всего построено

[ редактировать ]

Чаще всего называют общее количество 11 461 самолёт. [с] Есть некоторые вопросы по поводу нескольких отдельных самолетов, поэтому фактическое общее количество может составлять несколько раз в обе стороны от этой цифры. В совокупности «Веллингтоны» и 846 «Уорвики» составляют более 75% от общего количества самолетов, построенных компанией Vickers-Armstrong. [56]

Операторы

[ редактировать ]

Самолет на выставке

[ редактировать ]
Wellington IA N2980 на выставке Brooklands

В Соединенном Королевстве сохранились два полностью сохранившихся Виккерса Веллингтона. [52] Некоторые другие существенные части также сохранились. [52] Серийный номер Wellington IA N2980 принадлежит Музею Бруклендса в Бруклендсе , Суррей. Построенный в Бруклендсе и впервые совершивший полет в ноябре 1939 года, этот самолет принимал участие в дневных бомбардировках Германии в начале Второй мировой войны, но позже потерял мощность во время тренировочного полета 31 декабря 1940 года и затонул в озере Лох-Несс . Все пассажиры выжили, кроме заднего стрелка, который погиб, когда его парашют не раскрылся. Самолет был поднят со дна озера Лох-Несс в сентябре 1985 года и восстановлен в конце 1980-х и 1990-х годах. Новую выставку в Веллингтоне, посвященную N2980, официально открыли Робин Холмс (который возглавлял группу восстановления), Пенелопа Кейт (в качестве попечителя Бруклендского музея), Норман Паркер (который работал на Vickers) и Кен Уоллис (который управлял Веллингтонами в оперативном режиме) 15 июня. 2011 г., 75-летие первого полета действующего прототипа этого типа в 1936 году.

Vickers Wellington T.10 серийный номер MF628 на реставрации

15 сентября 2016 года, после того как накануне сняли внешние крылья, N2980 был отбуксирован из ангара Bellman, в котором он был восстановлен и где выставлялся напоказ почти 30 лет. Этот шаг был первым случаем, когда буква R, обозначающая «Роберт», переместилась на шасси со времени его последнего полета в 1940 году. Самолет был выставлен во временном здании, а ангар Беллмана был перенесен и реставрирован, пока не был снят с экспозиции и возвращен в последнее здание построено 25 июля 2017 года. Самолет является центральным элементом выставки авиационной промышленности Brooklands Aircraft Factory в Бруклендсе, которая официально открылась 13 ноября 2017 года. [57]

Серийный номер Wellington T.10 MF628 хранится в Музее Королевских ВВС . [58] Он был доставлен в RAF No.18 MU (подразделение технического обслуживания) для хранения в RAF Tinwald Downs , Дамфрис , как Wellington BX, 11 мая 1944 года. [52] В марте 1948 года передняя артиллерийская башня была снята при переоборудовании в Т.10 для использования в качестве послевоенного тренажера экипажей. Этот самолет - Веллингтон, взлетавший в фильме «Разрушители плотин» , а также использовавшийся для съемок в воздухе в фильме.

Этот самолет совершил последний полет «Веллингтона» из Астон-Дауна в Уисли в январе 1955 года. Позднее музей Королевских ВВС переоборудовал переднюю артиллерийскую башню в соответствии с ее первоначальной конструкцией как BX (в номерах марок военного времени использовались римские цифры, были приняты арабские цифры). послевоенный). [52] [58] Осенью 2010 года этот самолет был доставлен в музей Королевских ВВС в Косфорде для реставрации.

Технические характеристики (Wellington Mark IC)

[ редактировать ]
Чертеж Wellington Mark Ia в трех ракурсах с видами в профиль Mark I (башни Vickers), Mark II (двигатели Merlin), Mark III (двигатели Hercules, 4-орудийная хвостовая башня), GR Mark VIII (морской Mark Ic, метрический радар) и GR Mark XIV (морской Mark X, сантиметровый радар)
Бомбоотсек Веллингтона с 1000-фунтовыми фугасными бомбами и «маленькими бомбовыми контейнерами» с 4-фунтовыми зажигательными веществами.

Данные Vickers Aircraft с 1908 года , [59] Викерс Веллингтон I и II [41]

Общие характеристики

  • Экипаж: пять или шесть
  • Длина: 64 фута 7 дюймов (19,69 м)
  • Размах крыльев: 86 футов 2 дюйма (26,26 м)
  • Высота: 17 футов 5 дюймов (5,31 м)
  • Площадь крыла: 840 кв. футов (78 м 2 )
  • Пустой вес: 18 556 фунтов (8 417 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 28 500 фунтов (12 927 кг)
  • Силовая установка: 2 Bristol Pegasus Mark XVIII радиальных двигателя мощностью 1050 л.с. (780 кВт) каждый.

Производительность

  • Максимальная скорость: 235 миль в час (378 км/ч, 204 узла) на высоте 15 500 футов (4700 м)
  • Диапазон: 2550 миль (4100 км, 2220 миль)
  • Практический потолок: 18 000 футов (5 500 м)
  • Скорость набора высоты: 1120 футов/мин (5,7 м/с).

Вооружение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Тони Баттлер отмечает, что Спецификация B.3/34 имела более высокий собственный вес из-за прекращения действия международного соглашения в 1934 году о весе бомбардировщиков, и компания Vickers отказалась участвовать в тендере по спецификации, поскольку они уже расширяли конструкцию Типа 271 до уровня, где это будет соответствовать спецификации [9]
  2. Первоначальная конструкция включала герметичную заднюю башню, но Парналл не смог поставить FN.70.
  3. ^ например, Эндрюс и Морган (1988) [ нужна страница ] ; однако по их собственным данным общее количество составляет 11 462 человека.
  4. ^ 4×, начиная с Mark III
  5. ^ удалено, начиная с Mark III
  1. ^ Эндрюс и Морган 1988, с. 363.
  2. ^ Мюррей 2012, с. 154.
  3. ^ «Вспоминая Рекса Пирсона» . Летчик (и авиаинженер) . Том. LXII, нет. 2287. 21 ноября 1952. с. 651. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 6 ноября 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Эндрюс 1967, с. 3.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Эндрюс 1967, с. 5.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Эндрюс 1967, с. 6.
  7. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1967, стр. 5–6.
  8. ^ Эндрюс 1967, стр. 3, 5–6.
  9. ^ Баттлер, 2004. с. 93
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Эндрюс 1967, с. 7.
  11. ^ Эндрюс 1967, стр. 6–7.
  12. ^ Jump up to: а б с д Эндрюс 1967, с. 10.
  13. ^ Эндрюс 1967, стр. 7, 10.
  14. ^ Эндрюс 1967, стр. 10–11.
  15. ^ Jump up to: а б с д Эндрюс 1967, с. 11.
  16. ^ Эндрюс 1967, стр. 3–4.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Эндрюс 1967, с. 4.
  18. ^ Эндрюс 1967, стр. 4–5.
  19. ^ «Строим бомбардировщик всего за день». Журнал BBC News, 13 сентября 2010 г.
  20. ^ «Рабочие выходные» «Рабочие выходные (видео)» Национальный архив . Проверено: 12 февраля 2014 г.
  21. ^ Эндрюс 1967, стр. 11–12.
  22. ^ Jump up to: а б Эндрюс 1967, стр. 12–13.
  23. ^ Эндрюс 1967, с. 12.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж Эндрюс 1967, с. 13.
  25. ^ Кларк, Р. Уоллес (1993). Британское авиационное вооружение . Патрик Стивенс. стр. 94, 109.
  26. ^ Кларк 1993, стр. 126–127.
  27. ^ «BBC - Народная война Второй мировой войны - Планер Horsa» . www.bbc.co.uk.
  28. ^ Эндрюс 1967, стр. 13, 14.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж Эндрюс 1967, с. 14.
  30. ^ Jump up to: а б Ричардс 1953, с. 46.
  31. ^ Ричардс 1995, с. 115.
  32. ^ Jump up to: а б с Боуман, Мартин (1989). Веллингтон Геодезический гигант . Шрусбери: Airlife Publishing Ltd., с. 105. ИСБН  1-85310-076-5 .
  33. ^ Ричардс 1953 , с. 412.
  34. ^ Jump up to: а б с Бонд, Стив (2014). Вимпи . Лондон: Груб-стрит. ISBN  978-1-909808-14-0 .
  35. ^ Jump up to: а б Маккей 1985 с. 23
  36. ^ Боуман 2011 , стр. 54–55.
  37. ^ Боуман 2011 , с. 55.
  38. ^ Джексон 2007, с. 217.
  39. ^ Р. Х. Гамильтон в Перкинсе, LW, изд., Полет во вчерашний день - одно или два воспоминания от членов Клуба летных экипажей военного времени в Келоуне, LP Laserprint, Ltd., Келоуна, Британская Колумбия, 2000 г.
  40. ^ История 407-й эскадрильи 1941–1996 гг. - Повествовательная история, 407-я эскадрилья, 1996 г.
  41. ^ Jump up to: а б с д и Эндрюс 1967, с. 16.
  42. ^ Эндрюс 1970, стр. 44–56.
  43. ^ Эндрюс и Морган 1988, стр. 334–335.
  44. ^ Delve 1998, стр. 49–50.
  45. ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1988, с. 334
  46. ^ Бойер 1986, с. 47
  47. ^ Боуман 2011 , с. 123.
  48. ^ Кларк 1993 с. 123
  49. ^ Jump up to: а б Боуман 2011 , с. 60.
  50. ^ Боуман 2011 , с. 62.
  51. ^ Jump up to: а б с Боуман, 2011 , стр. 62–63.
  52. ^ Jump up to: а б с д и ж Симпсон, Эндрю. «Vickers Wellington X MF628/9210M: музейный номер 69/A/17». Музей Королевских ВВС. Проверено: 13 января 2008 г.
  53. ^ Jump up to: а б с д и ж Боуман, 2011, стр. 123–124.
  54. ^ Баттлер 2004 , с. 43.
  55. ^ От прыгающих бомб до Конкорда - Официальная биография пионера авиации сэра Джорджа Эдвардса OM , Роберт Гарднер 2006, ISBN   0750943890 , с. 28
  56. ^ Мюррей, 2012, с. 39.
  57. ^ «Впечатляющий новый авиационный завод и летный депо в Бруклендсе, открытый принцем Майклом Кентским» . Бруклендский музей . Проверено 3 февраля 2017 г.
  58. ^ Jump up to: а б «Викерс Веллингтон Икс». Музей Королевских ВВС . Проверено: 13 января 2008 г.
  59. ^ Эндрюс и Морган 1988, с. 340.
  60. ^ «Веллингтонский музей авиации: Виккерс Веллингтон» . Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года . Проверено 28 мая 2018 г.
  61. ^ Кучера, Павел. «Воссоздание слабака». Airplane Monthly , сентябрь 2001 г., стр. 72–75.
  62. ^ «Что в названии? История легендарных поворотов Сильверстоуна» . Ограниченный чемпионат мира Формулы-1. 3 июля 2015 года . Проверено 6 августа 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эндрюс, CF Vickers Wellington I и II (Самолет в профиле 125). Лезерхед, Суррей: Профильные публикации, 1967.
  • Эндрюс, К.Ф. и Э.Б. Морган. Vickers Aircraft с 1908 года . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN   0-85177-815-1 .
  • Бонд, Стив. Вимпи . Лондон, Великобритания: Груб-стрит. 2014. ISBN 978-1-909808-14-0.
  • Боуман, Мартин. Веллингтон, Геодезический гигант . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing Ltd., 1989. ISBN   1-85310-076-5 .
  • Боуман, Мартин В. (2011). История бомбардировщика Веллингтона . Страуд: Историческая пресса. ISBN  978-0-7524-6193-9 .
  • Бойер, Чез . Веллингтон на войне . Шеппертон, Суррей: Ian Allan Ltd., 1982. ISBN   0-7110-1220-2 .
  • Бойер, Чез. Веллингтонский бомбардировщик . Лондон: William Kimber & Co Ltd., 1986. ISBN   0-7183-0619-8 .
  • Баттлер, Тони (2004). Истребители и бомбардировщики 1935–1950 гг . Британские секретные проекты 3. Midland Publishing.
  • Куксли, Питер Дж. Веллингтон, опора бомбардировочного командования . Веллингборо, Нортгемптоншир: Патрик Стивенс Лтд., 1987. ISBN   0-85059-851-6 .
  • Охлаждение, Руперт. «Под покровом тьмы... Веллингтон на войне». Любитель воздуха . № 13, август – ноябрь 1980 г., стр. 63–71. ISSN   0143-5450
  • Кросби, Фрэнсис. Всемирная энциклопедия бомбардировщиков . Лондон: Anness Publishing Ltd., 2007. ISBN   1-84477-511-9 .
  • Дельве, Кен. Викерс Армстронг Веллингтон . Рамсбери, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 1998. ISBN   1-86126-109-8 .
  • Флинтэм, В. Воздушные войны и авиация: подробный отчет о воздушных боях с 1945 года по настоящее время. Нью-Йорк: факты в архиве, 1990. ISBN   0-8160-2356-5 .
  • Гилман Дж. Д. и Дж. Клайв. КГ 200 . Лондон: Pan Books Ltd., 1978. ISBN   0-85177-819-4 .
  • Холл, Алан В. Викерс Веллингтон, Серия Warpaint № 10 . Хасборн Кроули, Берфордшир: Hall Park Books Ltd., 1997. Нет ISBN.
  • Джексон, Роберт. Величайший самолет Британии. Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Books Ltd., 2007. ISBN   978-1-84415-383-1 .
  • Джексон, Роберт, изд. 101 великий бомбардировщик . Нью-Йорк: Издательская группа Rosen, 2010. ISBN   978-1-4358-3594-8 .
  • Лихоу, Морис. Из итальянской ночи: операции бомбардировщиков Веллингтона 1944–45 . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing Ltd., 2003. ISBN   1-84037-405-5 .
  • Ламсден, Алек. Веллингтонский специальный выпуск . Шеппертон, Суррей: Ian Allan Ltd., 1974. ISBN   0-7110-0527-3 .
  • Маккей, Рон. Веллингтон в действии, самолет номер 76 . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1986. ISBN   0-89747-183-0 .
  • Мюррей, доктор Иэн «Человек с прыгающей бомбой: наука сэра Барнса Уоллиса» . Хейнс, 2009. ISBN   978-1-84425-588-7 .
  • Мюррей, Веллингтонское руководство доктора Иэна Викерса . Хейнс, 2012. ISBN   978-0-85733-230-1 .
  • Овчачик, Михал и Карел Сузы. Варианты среднего бомбардировщика Vickers-Armstrongs Wellington . Прага, Чехия: 4+ публикации, 2003. ISBN   80-902559-7-3 .
  • Ричардс, Денис. Самая трудная победа: бомбардировочное командование Королевских ВВС во Второй мировой войне . Лондон: Коронет Букс, 1995. ISBN   0-340-61720-9 .
  • Ричардс, Денис (1953). Королевские ВВС 1939–1945: Том I «Борьба вопреки всему» . Лондон: HMSO.
  • Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (октябрь 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года» [Операция Доннеркейль: 12 февраля 1942 года]. Самолеты: весь воздухоплавание и его история (на французском языке). № 103. С. 25–32. ISSN   1243-8650 .
  • Тарринг, Тревор и Марк Джозеленд. Арчи Фрейзер-Нэш.. Инженер . Лондон: Архив Фрейзера Нэша, 2011. ISBN   978-0-9570351-0-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1cf23fb2d5fd80bf563d2d14aea4667__1722203100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/67/f1cf23fb2d5fd80bf563d2d14aea4667.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vickers Wellington - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)