Викерс FB5
Викерс ФБ 5 «Ганбус» | |
---|---|
![]() | |
Реплика летного автобуса Gunbus, построенная в 1966 году и окрашенная в цвета RFC. | |
Роль | боец |
Производитель | Викерс Лимитед |
Дизайнер | Арчибальд Рейт Лоу |
Первый полет | 17 июля 1914 г. |
Введение | ноябрь 1914 г. |
Ушедший на пенсию |
|
Основной пользователь | Королевский летный корпус |
Количество построенных |
|




Vickers FB5 ( Боевой биплан 5 военный времен (известный как Gunbus ) — британский двухместный биплан ) Первой мировой войны . Вооруженный одной пушкой Льюиса калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) , управляемой наблюдателем в передней части гондолы , это был первый самолет, специально построенный для боя воздух-воздух, принятый на вооружение, что сделало его первым в мире действующим истребителем. самолет .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Виккерс начал экспериментировать с концепцией вооруженного военного самолета, предназначенного для уничтожения других самолетов, в 1912 году. Первым получившимся самолетом стал «Разрушитель» (позже получивший обозначение Vickers EFB1 ), который был показан на авиашоу в Олимпии в феврале 1913 года, но разбился во время своего первого полета. полет. [ 1 ] Этот самолет имел толкающую компоновку « Фарман », чтобы избежать проблемы стрельбы через тягач , и был вооружен одной пушкой «Виккерс» с ленточным питанием . [ 2 ]
Vickers продолжала заниматься разработкой вооруженных толкающих бипланов, и их главный конструктор Арчи Лоу разработал новую конструкцию — Vickers Type 18, или Vickers EFB2 . Это был двухотсекальный биплан , оснащенный одним Gnome Monosoupape девятицилиндровым роторным двигателем мощностью 80 л.с. (60 кВт) ; Самолет имел стальную трубчатую конструкцию с обтянутыми тканью крыльями и хвостовым оперением, а также дюралюминием обтянутую гондолу с большими целлулоидными окнами по бокам. Крылья неравного размаха имели расположение в шахматном порядке , с боковым управлением за счет деформации крыла , при этом самолет имел большое полукруглое хвостовое оперение . Вооружение оставалось единственной пушкой «Виккерс», установленной в носовой части гондолы, с возможностью ограниченного перемещения и очень плохим обзором для наводчика. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] EFB2 совершил свой первый полет в Бруклендсе 26 ноября 1913 года. [ 4 ] Вскоре за ним последовал EFB3 , оснащенный аналогичным двигателем, но с использованием элеронов вместо деформации крыла и с крыльями равного размаха, в то время как в гондоле не было больших окон, установленных на EFB2. [ 6 ] [ 7 ]
Пулемет с ленточным питанием оказался проблематичным, и оружие было заменено на более легкий и удобный пистолет Льюиса калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) с барабанным питанием .
FB5 впервые поднялся в воздух 17 июля 1914 года. Он был оснащен одним девятицилиндровым роторным двигателем Gnome Monosoupape мощностью 100 л.с. (75 кВт) , приводившим в движение двухлопастной винт, и имел простую, чистую и традиционную конструкцию по сравнению со своими предшественниками.
ФБ6
[ редактировать ]Vickers FB6 представлял собой развитие FB5 с увеличенным размахом верхнего крыла. Был построен только один.
ФБ9
[ редактировать ]Дальнейшее развитие FB5, Vickers FB9, имело более обтекаемую гондолу и улучшенное кольцевое крепление (либо Vickers, либо Scarff ) для пушки Льюиса. Пятьдесят были доставлены в учебные подразделения Королевского летного корпуса . Некоторые из них служили в некоторых эскадрильях FE2b , ожидая своих новых самолетов в период с конца 1915 по начало 1916 года.
Операционная история
[ редактировать ]Первый FB5 был доставлен в 6-ю эскадрилью Королевского летного корпуса (RFC) в Нетеравоне в ноябре 1914 года. [ 8 ] 25 декабря произошло первое боевое применение FB5, когда FB5 № 664 взлетел с аэродрома Джойс-Грин, чтобы поразить немецкий моноплан Таубе , поразив Таубе (и, возможно, вызвав его потерю) зажигательными пулями из карабина после Пистолет Льюиса заклинило. [ 9 ] Восемнадцать дней спустя тот же летный экипаж, младший лейтенант М.Р. Чидсон и DCW Сандерс, летавший на первом во Франции FB5 под номером 1621, был вынужден приземлиться в тылу немецких войск, и новый самолет попал в руки врага. [ 10 ]
FB5 начали появляться на Западном фронте они достигли 2-й эскадрильи RFC. , когда 5 февраля 1915 года [ 11 ] Этот тип служил по одному и по два с несколькими другими подразделениями, прежде чем 11-я эскадрилья RFC стала первой в мире истребительной эскадрильей, когда, полностью оснащенная FB5, она была развернута в Виллер-Бретонне , Франция, 25 июля 1915 года. [ 12 ] Младший лейтенант Г.С.М. Инсалл из 11-й эскадрильи получил Крест Виктории за бой 7 ноября 1915 года, в котором он уничтожил немецкий самолет, управляя Gunbus. [ 13 ] 18-я эскадрилья RFC , переброшенная во Францию в ноябре 1915 года, также эксплуатировала исключительно FB5.
Ранние самолеты были оснащены двигателями Monosoupapes британского производства, которые поначалу оказались менее надежными, чем двигатели французского производства, хотя была проделана большая работа, прежде чем появилась полезная артиллерийская установка. [ 14 ] Хотя пулемет, стреляющий вперед, был большим преимуществом, FB5 был относительно медленным. Немецкие пилоты часто использовали превосходную скорость своих самолетов, чтобы избежать боя, однако это все равно было полезно, поскольку очищало небо от самолетов противника. [ 15 ] Только одна группа пилотов/наблюдателей в составе Лайонела Риса и Джеймса МакКинли Харгривза стала асом во время полетов на этом типе. [ 16 ]
Он никогда не претендовал на способность устанавливать рекорды скорости или высоты. Он был совершенно счастлив, ковыляя над немецкой армией, выкрикивая ей свое звонкое неповиновение на всеобщее обозрение и никогда не уклоняясь от испытания силы.
— Лейтенант Эй Джей Инсолл (наблюдатель FB5)
К концу 1915 года самолет уступил Fokker Eindecker . Примеры улучшенного Vickers FB9 были отправлены во Францию в ожидании достаточных поставок Королевского авиационного завода FE2b, однако и FB5, и FB9 были полностью выведены из эксплуатации к июлю 1916 года. Остальные экземпляры, находившиеся на британской службе, в основном использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов . [ 15 ]
12 FB5 были построены по лицензии в Дании. Они были завершены в 1916 году и оставались на вооружении датского армейского воздушного корпуса до выхода на пенсию в 1924 году. [ 15 ]
Наследие
[ редактировать ]Компания Vickers продолжала активную экспериментальную программу в период Первой мировой войны , включая линейку одноместных истребителей-толкачей, кульминацией которой стал Vickers FB26 Vampire 1917–1918 годов, но FB5 оставался их единственным значимым серийным самолетом до появления Vickers Vimy. бомбардировщик, который поступил на вооружение слишком поздно, чтобы повлиять на ход войны.
Vickers FB5 имел прочное наследие, поскольку немецкие пилоты продолжали называть британские толкачи самолетами «типа Vickers». Многие победы над пушерами DH2 или FE2b расценивались как уничтожение «Виккерса».
Летающая копия FB5 Gunbus была построена в 1966 году и летала до конца 1968 года. Сейчас (2014 г.) она является экспонатом Музея Королевских ВВС в Хендоне недалеко от Лондона.
Варианты
[ редактировать ]- EFB2 (Виккерс Тип 18)
- Прототип одномоторного двухместного истребителя с роторным двигателем Gnome Monosoupape мощностью 100 л.с. (75 кВт) . Он имел небольшой выступ верхних крыльев и органов управления короблением крыла . Его гондола была оснащена большими целлулоидными окнами и вооружена одним пулеметом «Виккерс». Один построен. [ 5 ]
- EFB3 (Виккерс Тип 18B)
- Доработанный истребитель с равноразмахным крылом, органами управления элеронами и измененной гондолой без окон. Один построен. [ 5 ]
- EFB4
- Предлагаемый проект аналогичной компоновке «Эсминцу» - незастроенный. [ 13 ]
- EFB5
- Дальнейшее усовершенствование EFB3. Шесть построены для RFC и RNAS. [ 8 ]
- ФБ5
- Серийная версия EFB5 с прямоугольным оперением. [ 8 ] По меньшей мере 120 построено компанией Vickers, 75 построено компанией Darracq во Франции и 12 - Tøjhusvoerkstedt (мастерскими датского арсенала), всего - не менее 207. [ 17 ]
- ФБ6
- Предсерийный самолет, отличающийся от EFB5 измененным размахом крыла с большим свесом и элеронами только на верхнем крыле. Один построен. [ 18 ]
- ФБ9
- Усовершенствованная версия FB5 с измененными крыльями и хвостовым оперением, более обтекаемой гондолой, новой ходовой частью V-образного типа и использованием обтекаемых распорок Rafwire вместо обычных тросовых распорок. [ 19 ] 95 построено Vickers и 24 Darracq, всего 119. [ 17 ]
- ФБ10
- Предлагаемая разработка с двигателем Isotta Fraschini мощностью 100 л.с. (75 кВт) . Непостроенный. [ 20 ]
- СБ1
- мощностью 100 л.с. (75 кВт) Anzani Проект 1914 года для учебно-тренировочного самолета с двойным управлением на базе EFB3 и радиального двигателя . Непостроенный. [ 21 ] [ 22 ]
Операторы
[ редактировать ]- Воздушный корпус датской армии , эксплуатировал 12 самолетов лицензионной постройки в 1916-1924 годах.
Технические характеристики (Виккерс FB5)
[ редактировать ]Данные Vickers Aircraft с 1908 года. [ 23 ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое: пилот и наблюдатель/наводчик.
- Длина: 27 футов 2 дюйма (8,28 м)
- Размах крыльев: 36 футов 6 дюймов (11,13 м)
- Высота: 11 футов 0 дюймов (3,35 м)
- Площадь крыла: 382 кв. футов (35,5 м 2 )
- Пустой вес: 1220 фунтов (553 кг)
- Полная масса: 2050 фунтов (930 кг)
- Силовая установка: 1 × Gnome Monosoupape 9-цилиндровый роторный двигатель мощностью 100 л.с. (75 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 70 миль в час (110 км/ч, 61 узел) на высоте 5000 футов (1500 м)
- Дальность: 250 миль (400 км, 220 миль)
- Продолжительность: 4 часа 30 минут. [ 24 ]
- Практический потолок: 9000 футов (2700 м)
- Время набора высоты: от 16 минут до 5000 футов (1500 м)
Вооружение
- Орудия: 1 диаметром 0,303 дюйма (7,7 мм) с барабанным питанием пушка Льюиса в кабине наблюдателя.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эндрюс и Морган 1988, стр. 43–44.
- ↑ Рейс 22 февраля 1913 г., стр. 224–225.
- ^ Мейсон 1992, стр.17
- ^ Jump up to: а б Брюс 1980, с. 55.
- ^ Jump up to: а б с Эндрюс и Морган 1988, с. 48.
- ^ Брюс 1980, с. 56.
- ^ Мейсон 1992, стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б с Эндрюс и Морган 1988, стр. 49.
- ^ Брюс 1980, стр.61
- ^ Гуттман и Демпси 2009, с. 18.
- ^ Брюс 1980 стр.62.
- ^ Брюс 1980, стр.63.
- ^ Jump up to: а б Эндрюс и Морган 1988, стр. 51.
- ^ Брюс 1994, с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Заяц 2014, Глава 2 - Толкатели и кафедры
- ^ Гутманн и Демпси, 2009, стр. 90–91.
- ^ Jump up to: а б Брюс 1980, с. 68.
- ^ Брюс 1980, с. 58.
- ^ Эндрюс и Морган 1988, стр. 54, 56.
- ^ Эндрюс и Морган 1988, с. 56.
- ^ Эндрюс и Морган 1988, с. 58.
- ^ Эндрюс и Морган 1988, с. 492.
- ^ Эндрюс и Морган 1988, стр.59.
- ^ Брюс 1980, стр.69.
Библиография
[ редактировать ]- Эндрюс, К.Ф. и Морган, Э.Б. Vickers Aircraft с 1908 года . Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-85177-815-1 .
- Брюс, Дж. М. Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 0-370-30084-X .
- Брюс, Дж. М. «Боевые бипланы Vickers». Air International , сентябрь 1994 г., том 47, № 3. стр. 166–171.
- Брюс, Дж. М. (1996). Викерс FB5 . Файл данных Windsock № 056. Хартфордшир, Великобритания: Albatros Productions. ISBN 978-0948414756 .
- Брюс, Дж. М. «Первые истребители Викерса». Авиационный энтузиаст № 12, апрель - июль 1980 г. стр. 54–70. ISSN 0143-5450 .
- Гутманн, Джон и Демпси, Гарри. Пушер-асы Первой мировой войны . Издательство Оспри, 2009. ISBN 1-84603-417-5 , ISBN 978-1-84603-417-6 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- «Выставка Олимпия» . Рейс , 22 февраля 1913 г., стр. 210–230.
- Хэйр, Пол Р. «Забытые британские бойцы, Глава 2 - Толкатели и кафедры». Фонтхилл, 2014. ISBN 9781781551974
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Справочник британских самолетов: Vickers FB5 , заархивировано в Интернет-архиве.
- «Золотой юбилей Виккерса» - фотографии EFB 1, 2, 3, 4 и 5, FB5 и FB6.