Зажигательные боеприпасы
Зажигательные боеприпасы — это тип боеприпасов , содержащих химическое вещество, которое при столкновении с твердым препятствием имеет свойство вызывать возгорание/поджигать легковоспламеняющиеся материалы в зоне воздействия.
Первая мировая война
[ редактировать ]Впервые зажигательные боеприпасы получили широкое распространение во время Первой мировой войны , точнее, в 1916 году. В то время фосфор был основным ингредиентом зажигательного заряда и воспламенялся при выстреле, оставляя за собой след голубого дыма. Из-за этого эти ранние формы были также известны как «трассеры дыма». Несмотря на смертоносность, эффективная дальность действия этих пуль составляла всего 350 ярдов (320 м ), поскольку фосфорный заряд быстро сгорал. [1] Зажигательные пули под названием «Букингемские» боеприпасы поставлялись первым британским ночным истребителям для использования против военных дирижаблей, угрожавших Британским островам. Горючий водородный газ цеппелинов делал зажигательные пули гораздо более смертоносными, чем стандартные, которые проходили через внешнюю обшивку, не воспламеняя газ. Аналогичным образом зажигательные боеприпасы применялись против нежестких аэростатов наблюдения. [2] Британский Королевский летный корпус запретил использование зажигательных боеприпасов для боя воздух-воздух с другим самолетом, поскольку их применение против личного состава поначалу считалось нарушением Санкт-Петербургской декларации . Пилотам разрешалось использовать их только против дирижаблей и воздушных шаров. Кроме того, они были обязаны иметь при себе письменные приказы при поражении этих целей. [3]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны зажигательные пули нашли новое применение: они стали одним из предпочтительных типов боеприпасов для использования в истребителях-перехватчиках . Они были не так эффективны при пробитии бомбардировщиков, как бронебойные пули, но были гораздо более эффективными, чем стандартные пули, поскольку могли воспламенить топливо, если пробивали топливный бак или трубопровод. [4]
Бельгийский изобретатель де Вильде, живший в Швейцарии, изобрел новую пулю в 1938 году. В декабре того же года британское министерство авиации конструкцию приобрело . Однако, поскольку пулю нужно было изготавливать вручную, а не производить серийно, майор К. Обри Диксон из Британского королевского арсенала в Вулидже разработал значительно улучшенную пулю с аналогичными зажигательными свойствами. [5] Он был принят на вооружение британских войск как 0.303 Incendiary B Mark VI. Из соображений безопасности и для того, чтобы сбить с толку противника, изначально этот боеприпас назывался «де Вильде», хотя его конструкция почти полностью отличалась от оригинальной версии. Зажигательная пуля B Mark VI была набита нитроцеллюлозой , а в кончик пули помещался небольшой стальной шарик, обеспечивающий взрыв химического вещества при ударе. В отличие от более ранних моделей, B Mark VI был настоящим зажигательным, а не трассирующим боеприпасом . [6] Зажигательные пули B Mark VI были впервые выпущены в июне 1940 года и испытаны в эксплуатации на самолетах Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire в воздушных боях над Дюнкерком . Пилоты высоко оценили взрывную силу в сочетании со вспышкой при ударе, которая направляла их цель. Поначалу пуль было мало, и в результате до тех пор, пока производство не увеличилось до достаточного уровня, использовалась смесь шаровых, AP, зажигательных трассирующих Mk IV и зажигательных Mk VI. К 1942 году стандартное заряжание фиксированных патронов .303 наполовину было загружено AP, а наполовину - зажигательными пулями. [7]
Пилот-истребитель британских ВВС, сбитый зажигательными боеприпасами в битве за Британию, описал свой опыт: [8]
«Я чувствовал запах порохового дыма, горячего и сильного, но на этот раз он не заставил меня чувствовать себя сильным. Это был запах пушечных снарядов и зажигательных пуль, попавших в мою машину... Пули шли у меня между ног, и я помню увидел яркую вспышку зажигательной пули, прошедшей мимо моей ноги в бензобак... Потом маленький красный язычок вопросительно вылинулся из-под бензобака перед моими ногами и превратился в горячий костер в одном углу кабины. "
Современный
[ редактировать ]Зажигательные снаряды, особенно предназначенные для пробития брони , более эффективны, если они взрываются после пробития поверхностного слоя, то есть взрываются внутри цели. Кроме того, цели с бортовой электроникой или компьютерами могут быть повреждены металлическими осколками при взрыве на поверхности. Воспламенение часто задерживается различными способами до момента удара. [9]
Некоторые взрывчатые снаряды, например фугасно-зажигательные пули, содержат зажигательный заряд, предназначенный для воспламенения взрывчатых веществ внутри снаряда. [9]
не предназначены для разжигания пожара, Хотя трассирующие пули они могут оказывать легкое зажигательное действие. Это особенно опасно при столкновении с легковоспламеняющимися веществами или сухой кистью.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Военное министерство США (1919 г.). Боеприпасы Америки: 1917–1918 гг . Типография правительства США.
- ^ «Цеппелины и воздушные шары» . Firstworldwar.com. Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 г. Проверено 18 апреля 2008 г.
- ^ Heaven High, Hell Deep 1917-1918, Нормальный Арчибальд
- ^ Харрис, сэр Артур Т. (1995). Донесение о военных действиях . Рутледж . ISBN 0-7146-4692-Х .
- ^ МакКинстри, Лео (2010). Ураган — победитель битвы за Британию . Лондон: Джон Мюррей. п. 133. ИСБН 978-1-84854-339-3 .
- ^ «Картридж месяца» . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 г. Проверено 11 марта 2011 г.
- ^ Уильямс, Энтони Г. «Битва за Британию: Вооружение соревнующихся истребителей» . Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 5 января 2013 г.
- ^ Кершоу, Алекс (2006). Немногие: американские «рыцари воздуха», которые рискнули всем, чтобы сражаться в битве за Британию . Да Капо Пресс . ISBN 0-306-81303-3 .
- ^ Jump up to: а б «Пули для начинающих» . GlobalSecurity.org. Архивировано из оригинала 02 апреля 2010 г. Проверено 11 апреля 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль (2003). Летающие пушки, Вторая мировая война - Разработка авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933-45 (в твердом переплете). Рамсбери: Кровуд Пресс. стр. 336 страниц. ISBN 1-84037-227-3 .