Шаттл-бомбардировка
Шаттловая бомбардировка — это тактика, при которой бомбардировщики вылетают со своей базы, чтобы бомбить первую цель, и продолжают путь в другое место, где они дозаправляются и перевооружаются. Затем самолет может бомбить вторую цель на обратном пути к своей базе. [1] [2] [3] Некоторые примеры операций, в которых использовалась эта тактика:
- Рейд Дулитла , 18 апреля 1942 года: 16 B-25 17- й бомбардировочной группы бомбили Токио с авианосца « Хорнет» с намерением приземлиться в различных местах Восточного Китая .
- , Сталинградская битва сентябрь 1942 года: 4- я авиагруппа Люфтваффе применила тактику челночных бомбардировок во время интенсивных воздушных бомбардировок города в первые дни битвы. [4]
- Операция «Белликоз» , июнь 1943 года. В ночь с 20 на 21 июня бомбардировщики Королевских ВВС покинули свои базы в Великобритании и бомбили Фридрихсхафен , приземлившись в Алжире , где дозаправились и перевооружились. На обратном пути они бомбили итальянскую военно-морскую базу в Специи . [5] [6]
- Миссия Швайнфурт-Регенсбург , 17 августа 1943 года: 4-е бомбардировочное крыло 8-й воздушной армии, используя B-17, оснащенные « топливными баками Токио » для большей дальности, атаковало заводы Messerschmitt Bf 109 в Регенсбурге , а затем вылетело на базы в Бон , Берто и Телергма ( Французский Алжир ). [7] Большинство поврежденных самолетов застряли из-за плохого ремонта в Алжире, а некоторые из них так и не были возвращены в эксплуатацию. [8] Восемь дней спустя, 24 августа, на обратном пути на свои базы в Великобритании, уцелевшие B-17 бомбили цели в Бордо .
- Операция «Неистовый» , с июня по сентябрь 1944 года: это была серия воздушных налетов, проведенных бомбардировщиками ВВС США (USAAF), базирующимися в Великобритании или в Средиземноморье, которые затем приземлились на базах, построенных американцами на Украине в Советском Союзе . [9] В качестве военной операции это сделало возможным восемнадцать сильных атак на важные стратегические объекты в Германии, которые в противном случае были бы неуязвимы. [10]
- Варшавский воздушный транспорт , август-сентябрь 1944 года. Во время Варшавского восстания авиабазы «Неистовые» использовались для высадки с воздуха поляков, сражавшихся в городе. 17 сентября 1944 года 70 B-17 и 57 P-51 вылетели без бомб из Италии и благополучно приземлились в Соединенном Королевстве. 18 сентября 107 из 110 B-17 сбросили 1248 контейнеров с припасами польским войскам в Варшаве и улетели в СССР, потеряв один B-17 и еще семь поврежденных. На следующий день 100 B-17 и 61 P-51 покинули СССР и разбомбили сортировочную станцию в Сольноке в Венгрии, возвращаясь на базы в Италии. [11]
- Операция «Паравейн» , сентябрь 1944 года: вариация концепции. 11 сентября 1944 года 9-я эскадрилья RAF и 617-я эскадрилья RAF вылетели со своих баз в Шотландии на временную базу в Ягоднике , недалеко от Архангельска в Советском Союзе. Оттуда 15 сентября они разбомбили немецкий линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде и продолжили путь обратно в Шотландию.
Хотя шаттловые бомбардировки давали несколько преимуществ, позволяя поражать отдаленные цели и усложняя оборонительные мероприятия стран Оси, они создавали ряд практических трудностей, не в последнюю очередь непростые отношения между западными союзниками и Советским Союзом. Операции бомбардировок шаттлов союзников были завершены в сентябре 1944 года после трехмесячного периода и больше не повторялись.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Персонал. Бомбардировка шаттла. Архивировано 18 мая 2011 г. в Wayback Machine. Интернет-энциклопедия науки и технологий McGraw-Hill's AccessScience. Архивировано 27 мая 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Эдвард Т. Рассел (1999). Прыжок через Атлантический вал: Кампании армейских ВВС в Западной Европе, 1942–1945 гг. Архивировано 27 июня 2004 г. в Wayback Machine (PDF), Программа истории и музеев ВВС США. Архивировано 28 октября 2006 г. в Wayback Machine , стр. 26, 27. ( HTML заархивировано 16 мая 2008 г. в копии Wayback Machine на веб-сайте USAAF.net )
- ^ Уважаемый, ICB; Фут, MRD, ред. (2005). «Шаттл-бомбардировка». Оксфордский спутник Второй мировой войны . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 778. ИСБН 978-0192806703 .
- ^ Бивор, Энтони (1999). Сталинград . Книги о пингвинах. п. 138. ИСБН 0140249850 .
- ^ Кристофер Чант (1986). Энциклопедия кодовых имен Второй мировой войны , Рутледж, ISBN 0710207182 . п. 15
- ^ Джон Лейк (2002). Ланкастерские эскадрильи 1942–43 , Оспри, ISBN 1841763136 . п. 66
- ^ Тяжелые бомбардировщики прошлой войны: B-17, Flying Fortress, Avro Lancaster, B-24 Liberator . Атласные издания. 1980. ISBN 2731200316 .
- ^ Миллер, Дональд (2006). Мастера воздуха: американские мальчики-бомбардировщики, участвовавшие в воздушной войне против нацистской Германии . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0743235444 .
- ^ Чарльз Т. О'Рейли (2001). Забытые битвы: Освободительная война Италии, 1943–1945 Lexington Books, ISBN 0739101951 . п. 343
- ^ Дин, Джон Р. 1947. Странный союз, история наших усилий по сотрудничеству с Россией во время войны . Викинг Пресс. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ^ Боевая хронология ВВС США, сентябрь 1944 г.: 17, 18, 19, скопировано из исторических публикаций ВВС США. Архивировано 18 ноября 2009 г. в Wayback Machine , и боевая хронология Второй мировой войны (pdf). Архивировано 10 сентября 2008 г. в Wayback Machine.