Jump to content

Битва за Рур

Битва за Рур
Часть стратегических бомбардировок во время Второй мировой войны.

Завод Круппа в Эссене , 1945 год.
Дата 5 марта - 31 июля 1943 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания
 Австралия
 Канада
 Новая Зеландия
 ЮАР
 Соединенные Штаты
 Германия
Командиры и лидеры
Чарльз Портал
Артур Харрис
Герман Геринг
Йозеф Каммхубер
Сила
Бомбардировочное командование
Март: 380 тяжелых, 160 средних бомбардировщиков.
Июль: 800 бомбардировщиков.
радар
зенитные орудия
дневные и ночные бойцы
Жертвы и потери
в. 5000 членов экипажа
Потеряно 675 самолетов
2126 самолетов повреждены
USAAF: 16 ​​B-17
Бомбардировочное командование
4,7 процента (43 нападения, 18 506 боевых вылетов) [1]
21000 убитых

Битва за Рур (5 марта — 31 июля 1943 г.) — стратегическая бомбардировка Рурской области в нацистской Германии, проводившаяся бомбардировочным командованием Королевских ВВС во время Второй мировой войны . Рур был главным центром немецкой тяжелой промышленности с коксохимическими заводами, сталелитейными заводами , заводами по производству вооружений и десятью заводами по производству синтетических масел . Британцы атаковали 26 целей, выявленных в ходе комбинированного бомбардировочного наступления . [2] В число целей входили оружейный завод «Крупп» ( Эссен ), завод синтетических масел «Нордштерн» в Гельзенкирхене и завод «Рейнметалл-Борзиг» в Дюссельдорфе , который был эвакуирован во время боя. В битве участвовали такие города, как Кельн, расположенные не в самом Руре, а в более крупном регионе Рейн-Рур и считавшиеся частью промышленного комплекса Рура. [3] [4] Некоторые цели представляли собой не объекты тяжелой промышленности, а часть производства и перемещения техники .

Рур подвергался атакам бомбардировочного командования с 1940 года; его защита и количество промышленных загрязнителей создавали полупостоянный смог , который затруднял прицеливание бомбы. Наряду с зенитными орудиями , прожекторами и ночными истребителями немцы построили большие ложные цели, такие как приманка Круппа ( Kruppsche Nachtscheinanlage ) недалеко от Эссена, чтобы обмануть бомбардировщики и заставить их нанести удар по открытой местности. Города за пределами Рура были атакованы, чтобы помешать немцам сосредоточить свою оборону, и перед окончанием битвы операция «Гоморра» 24 июля 1943 года началась — битва при Гамбурге . После поворота на Гамбург бомбардировочное командование продолжало совершать налеты на Рур, чтобы рассредоточить немецкую оборону.

Бомбардировочное командование, 1942 год.

[ редактировать ]
Бомбардировщик Vickers Wellington, замененный в бомбардировочном командовании новыми четырехмоторными тяжелыми бомбардировщиками в 1943 году.

В 1942 году начали появляться некоторые решения хронических проблем ночной навигации и обнаружения целей, но количество бомбардировщиков осталось на прежнем уровне. В ноябре 1941 года бомбардировочное командование имело в своем распоряжении в среднем 506 бомбардировщиков в день, а в январе 1943 года среднее число составляло 515. Для проведения налетов тысячи бомбардировщиков бомбардировочное командование привлекало экипажи и самолеты из подразделений оперативной подготовки , что могло быть только исключением. Навигация улучшилась благодаря внедрению « Джи» , но этому устройству не хватало точности для бомбометания в темноте и смоге Рура, ему не хватало дальности, и с 4 августа 1942 года немцы начали блокировать устройство. [5]

Отряд следопытов (PFF) был создан 15 августа 1942 года, но из-за заклинивания Джи и отсутствия бомб- индикаторов цели , которые могли бы отметить точку прицеливания для остальных бомбардировщиков (основных сил), задача PFF варьировалась от неблагодарной до невыполнимой. Несмотря на свои проблемы, бомбардировочное командование смогло добиться некоторых впечатляющих результатов, но это были единичные случаи, обусловленные благоприятными обстоятельствами, а также суждениями. Потеря 1404 самолетов и 2724 поврежденных немецкой ночной обороны возрастающего количества и качества, особенно немецких ночных истребителей ( Nachtjäger ), стала серьезной угрозой жизнеспособности командования и стратегических бомбардировок как теории войны. [5]

В 1942 году бомбардировочное командование создало 19 новых эскадрилий, но 13 были переданы другим командованиям. Количество самолетов почти не увеличилось, но было достигнуто значительное улучшение качества. Легкие бомбардировщики Bristol Blenheim и средние бомбардировщики Armstrong Whitworth Whitley были выведены из состава командования в середине 1942 года, а в сентябре последовал средний бомбардировщик Handley Page Hampden . Разочарование от Short Stirling и ранних вариантов Handley Page Halifax , а также фиаско Avro Manchester , выведенного из эксплуатации в июне 1942 года, было уравновешено Avro Lancaster , который дебютировал в марте и продемонстрировал свое превосходство над всеми другими бомбардировщиками. [6] [а] Перевооружение на новые типы самолетов привело к выводу из боевых действий для переоборудования на новые самолеты в 1942 г. в среднем 16,36% эскадрилий бомбардировочного командования против 3,3% в 1943 г. На 1 января 1942 г. командование имело 48 эскадрилий, из них 9 с тяжелых бомбардировщиков, 34 средних и пять легких бомбардировщиков (Бленхеймы). На 1 января 1943 года насчитывалось 49 эскадрилий: 32 тяжелых, 11 средних и шесть легких (« Де Хэвилленд Москито »). В 1941 году командование совершило 30 508 боевых вылетов и сбросило 31 646 длинных тонн (32 154 т) бомб, в 1942 году сбросило 45 501 длинную тонну (46 231 т) из 29 929 боевых вылетов. [7]

Бортовое оборудование GEE: слева приемник Р1355, справа индикаторный блок типа 62А.

Джи работал с помощью беспроводных сигналов, передаваемых с трех наземных станций в Англии по линии длиной около 200 миль (320 км), которые отображались на электронно-лучевой трубке навигатору и помещались на карту гравитации, давая фиксацию положения самолета в меньше минуты. Точность варьировалась от 0,5 до 5 миль (от 0,80 до 8,05 км), а диапазон Джи составлял 300–400 миль (480–640 км), причем точность падала с расстоянием. «Джи» хорошо работал в качестве устройства самонаведения, но первые надежды на то, что оно будет достаточно точным для слепой бомбардировки, не оправдались. Экипажи оценили ценность аппарата для навигации на обратном пути, избавив его от страха налететь на холмы и другие препятствия. К августу 1942 года было оснащено 80 процентов бомбардировочной авиации, а к январю 1943 года — 100 процентов. [8]

Охват Рура был известен как восточная цепь, а позже были добавлены северная и южная цепи. «Джи» обычно был неэффективен к востоку от Рура, и его было легко заглушить, что началось 4 августа 1942 года, когда исправления «Джи» были доступны только над Северным морем и некоторыми частями Франции. Потеря точности Джи с расстоянием сделала его лучшим устройством обнаружения целей для рейдеров Люфтваффе над Британией. Сигналы были закодированы, чтобы предотвратить их использование немцами, но из-за этого штурманам бомбардировочного командования было сложнее получать исправления ситуации. Эффективность помехозащищенных устройств была недолгой, поскольку немцы быстро их преодолели, но штурманам было проще использовать Gee Mk II. [8]

Схема работы системы гобоя

Гобой представлял собой устройство для слепой бомбардировки, управляемое двумя наземными станциями в Англии, которые измеряли расстояние до самолета с помощью радиолокационных импульсов. Кэт проследил за самолетом над целью, а Маус вычислил точку на пути, где самолет должен бомбить. Передачи гобоя не учитывали кривизну Земли , поэтому высота полета самолета определяла дальность полета. Самолет, летящий на высоте 28 000 футов (8 500 м), мог принимать передачи гобоя на расстоянии около 270 миль (430 км), что достаточно для обозначения целей в Руре, что привело к установке устройства на быстрых, высоколетящих бомбардировщиках Mosquito, которые обычно перемещались с обычными вспомогательными средствами до начала бега на гобое на расстоянии примерно 10 миль (16 км) от цели. Использование «Москита» сделало бег гобоя более безопасным, даже если перед бомбардировкой нельзя было предпринять никаких действий по уклонению. Точность измерялась сотнями ярдов и увеличивалась по мере увеличения опыта летных экипажей и наземных операторов. [9]

Гобой может застрять и подвергнуться помехам со стороны Моники и других устройств бомбардировочного командования. Гобой Mk I работал на частоте 1,5 метра, K Гобой использовался с середины июня 1943 года и не подвергался помехам. Сантиметровые гобой Mk II и Mk III сохраняли эффективность гобоя до конца войны, но выходят за рамки этой статьи; Спешный ввод в эксплуатацию гобоя Mk I задержал Mk II, но глушение началось только в августе 1943 года. Станции «кошки-мышки» могли обслуживать только один самолет одновременно, а маркировка занимала десять минут, что позволяло совершать шесть запусков бомб или маркеров в час. Освещение бомбой-индикатором цели обычно длилось шесть минут, гарантируя четырехминутные перерывы в прицеливании. Неудачная разметка увеличила разрыв до четырнадцати минут. Введение многоканального управления и большего количества наземных станций в конечном итоге увеличило концентрацию маркировки гобоя. С момента появления гобоя в декабре 1942 года и до конца войны самолеты гобоя совершили 9624 боевых вылета и совершили 1797 налетов. [10]

Королевские ВВС Галифакс B Mk II

В начале 1943 года политическая решимость британского правительства поддержать наступление бомбардировщиков сохранилась, и было предоставлено больше ресурсов. От плана по созданию бомбардировочной группы численностью 4000 человек отказались как от неосуществимой, но переброска эскадрилий бомбардировочного командования прибрежному командованию Королевских ВВС и зарубежным командованиям была ограничена, и их расширение продолжалось. Устройство слепого бомбометания «Гобой » было введено в эксплуатацию в ночь с 20 на 21 декабря 1942 года, радар обзора земли H2S — 30/31 января, а новая бомба-индикатор цели поступила на вооружение 16/17 января. Новые устройства и увеличение количества тяжелых бомбардировщиков обещали значительное улучшение количества сбрасываемых бомб и точности прицеливания. [11]

Впервые с тех пор, как в 1940 году были прекращены дневные бомбардировки, бомбардировочное командование было освобождено от ограничений, связанных с применением ночных бомбардировок. Тактическое использование новых устройств было разработано быстро, но новое оборудование имело ограничения. Дальность действия гобоя немного превышала Рур, и исследования самолетов-ретрансляторов для увеличения его дальности были остановлены, поскольку ожидалось, что H2S будет лучшей системой, и только несколько самолетов могли использовать это устройство одновременно; хотя гобой имел потенциал значительного улучшения в обнаружении целей, он не обладал высокой точностью. H2S можно было установить на любой самолет, но он был сложен, труден в использовании и излучал излучение, которое можно было обнаружить, что, как ни парадоксально, подвергало самолет опасности перехвата. «Джи» оставался полезным в качестве средства навигации на обратном пути, но требовал разработки, чтобы преодолеть немецкие помехи. [11]

Бомба-индикатор цели

[ редактировать ]
Фотография TI над Берлином C4925.

Бомба-индикатор цели (ТИ) представляла собой аэродинамический металлический корпус, выбрасывавший цветные пиротехнические свечи на заданную высоту с помощью барометрического взрывателя. Если настроено на немедленное зажигание, они образовали каскад. При маркировке неба свечи находились на парашютах, и если они взрывались при наземном взрыве, они создавали лужу цветного огня. Обычный TI весом 250 фунтов (110 кг) покрывал территорию площадью около 100 ярдов (91 м), а TI наземного взрыва содержал несколько взрывоопасных свечей, чтобы предотвратить попытки их потушить. TI был введен в действие в ночь с 16 на 17 января 1943 года и имел большой успех, превратив поиск пути в практическую операцию войны. [12]

H2S представлял собой устройство для навигации и слепого бомбометания с помощью радара. Нисходящее излучение радара отражалось и принималось как эхо, характерное для земли. Населенные пункты отражали эхо, отличное от полей и лесов, эхо суши можно было отличить от эха моря, а морское эхо — от эхо корабля. Радар имел сканер, который перемещался вертикально, а эхо-сигналы обнаруживались приемником и отображались на электронно-лучевой трубке , при этом развертка вращалась с той же скоростью, что и сканер, создавая впечатление о земле. Контраст между водой и сушей сделал побережья, озера и реки особенно узнаваемыми. Выделялись также города и иногда железнодорожные линии, по которым штурман мог определить свое положение. Когда цель была ближе к цели, если она была узнаваема, можно было произвести бомбардировку H2S; если цель невозможно было различить, бомбардировщик мог совершить рассчитанный по времени пробег от ориентира поблизости. Поскольку устройство находилось в воздухе, его дальность действия ограничивалась только дальностью полета самолета. Аппарат был ограничен эхами из городов, которые было труднее различить, чем эхо из сельской местности и города. [13]

H2S уступал Гобою в слепом бомбометании, за исключением прибрежных целей, таких как Гамбург . Будучи передатчиком, H2S раскрылся немцам, как только от сбитых бомбардировщиков было извлечено достаточно деталей для анализа его характеристик. Немецкие детекторы могли обнаружить поток бомбардировщиков и направить в него ночные истребители. Как только в январе 1943 года бомбардировочное командование начало использовать сантиметровый H2S, немцы неизбежно извлекли его из разбившегося бомбардировщика и поняли, что он похож на радар корабля «воздух-поверхность » (ASV), используемый береговым командованием для обнаружения надводных подводных лодок. В октябре 1943 года, выходя за рамки этой статьи, немцы внедрили радар-детектор Naxos на ночных истребителях и подводных лодках. К середине января 1943 года только 10 бомбардировщиков «Галифакс» и 13 «Стирлингов» несли H2S; темпы производства были медленными, и к маю 1943 года в одном налете участвовало не более 18 бомбардировщиков, оснащенных H2S; к августу было изготовлено 840 комплектов H2S. [14]

Прелюдия

[ редактировать ]

Немецкая ПВО

[ редактировать ]
Ночной истребитель ME-110G-2 на авиабазе RAF Hendon

Угроза англо-американских стратегических бомбардировок беспокоила немецких стратегов самое позднее с 1940 года. После падения Франции был построен пояс радиолокационных станций «Фрея» для раннего предупреждения о входе самолетов в воздушное пространство, контролируемое Германией, от юга Дании до Швейцарии . Фрейе не хватало точности, необходимой для наземного перехвата самолетов, и позже, в 1940 году, она была дополнена радиолокационными станциями Вюрцбурга , которые были достаточно точными, чтобы наводить зенитные артиллерийские установки и ночные истребители, а батарея зенитных ракет с наведением из Вюрцбурга сбила бомбардировщик в сентябре 1940 года. В октябре полковник (Полковник) Йозеф Каммхубер установил три зоны ночных истребителей на подступах к Руру. Зоны имели длину 56 миль (90 км) и ширину 12 миль (19 км) с дивизионом прожекторов и двумя Вюрцбурга в каждой. радарами [15]

Ночной истребитель мог направиться на расстояние 55 ярдов (50 м) от самолета, а затем атаковать, когда самолет был освещен прожекторами, - процедура, называемая Helle Nachtjagd ( Henaja [Освещенный ночной бой]). Вдоль побережья были установлены передовые зоны без прожекторов, известные как Дункель Нахтьягд ( «Дунайя» («Бой в темной ночи»). Система была недостаточно эффективной в пасмурные ночи, дальность действия радара Вюрцбурга [6–31 миль (9,7–49,9 км)] была слишком короткой, и он не мог идентифицировать друга или врага , что иногда приводило к атакам на дружественные ночные истребители; некоторым экипажам ночных истребителей не нравилось наземное управление из-за потери гибкости. Немецкая система не была централизованной, чтобы анализировать информацию, предоставляемую радаром, прожекторами, беспроводным перехватом и пеленгацией, для координации зенитных ракет и ночных истребителей. К концу 1940 года новой системе удалось сбить 42 бомбардировщика ночными истребителями и 30 зенитными артиллерийскими установками. [15] [б]

Карта участка линии Каммхубер, украденная агентом Тегалом

Их система была расширена за счет линии Хенаджа шириной около 20 миль (32 км), которая к марту 1941 года проходила на 430 миль (690 км) от датско-немецкой границы до Мобежа во Франции. Еще один пояс Хенаджа длиной 45 миль (72 км) был построен между Франкфуртом и Мангеймом позже в том же году. Три Вюрцбурга направили прожекторы, чтобы осветить бомбардировщики, когда они вошли в зону. Дуная была расширена в окружности, а цепь протянулась вдоль побережий Франции и Нидерландов, а также вокруг Берлина. улучшенный Würzburg с дальностью действия 50 миль (80 км) и графическим столом Seeburg ( Seeburg-Tisch В конце 1941 года на вооружение поступил ). Каммхубер использовал новое оборудование для пересмотра системы ночной защиты, увеличив ширину Хенаджи с 25–60 миль (40–97 км), когда Дуная находилась перед ними. Каммхубер намеревался ввести Дунаю за линией Каммхубера , разместил станции Фрейя по обе стороны и установил главные прожекторы. Система была введена в сентябре, но оказалась слишком сложной, и количество перехватов снизилось. [17]

Весной 1942 года глубина полосы прожекторов была уменьшена до 6 миль (9,7 км) и расширена до 12 миль (19 км). Новый метод «Конайя» (комбинированный) был предназначен для противодействия новым, более быстрым четырехмоторным бомбардировщикам, поступающим на вооружение бомбардировочного командования, но риск того, что зенитная артиллерия собьет ночные истребители, был слишком велик, и система вышла из строя. В 1941 году потери бомбардировочного командования выросли до 3,6 процента с 2,9 процента в 1940 году. Во время налета на Берлин в ночь с 7 на 8 ноября было сбито 12,4 процента из 169 бомбардировщиков. Ночные истребители сбили 433 бомбардировщика, и к концу года девять групп и одна штабфель в бою действовали . Неразбериха и дублирование юрисдикций немецкой защиты от ночных атак усугублялись недостаточной эффективностью наступления британских ночных бомбардировщиков, и это самоуспокоенность не была поколеблена вступлением Соединенных Штатов в войну в декабре. [17]

Из-за переброски ночных истребителей на Восточный фронт и в Средиземное море к февралю 1942 года на западе насчитывалось 265 ночных истребителей из 367, из которых только половина была в боевой готовности. [18] Британцы прибегли к преднамеренной кампании бомбардировок территорий , которая сразу же увеличила объем разрушений, достигнутых бомбардировочным командованием. Тоннаж бомб увеличился с 37 000 в 1941 году до 50 000 в 1942 году. Немецкая ночная оборона не была готова к изменению британских методов и внедрению GEE, первого средства ночной навигации. Британцы отказались от индивидуального расчета времени вылетов бомбардировщиков в пользу концентрации всех бомбардировщиков в пространстве и времени, что сделало большую часть линии Каммхубера ненужной, оставив лишь несколько истребителей, способных атаковать бомбардировщики. Во время налета 1000 бомбардировщиков на Кельн бомбардировщики провели над Европой всего два часа, ширина потока составляла 18 миль (29 км), и только 25 ночных истребителей могли поразить бомбардировщики, что составляет чуть более десяти процентов от общего числа; потери бомбардировщиков сократились с 3,6 до 3,0 процента. [19] В 1942 году бомбардировочному командованию несколько раз удавалось нанести значительный ущерб, но ему постоянно не удавалось подорвать немецкую военную экономику. [20]

Кровать с балдахином

[ редактировать ]

В 1942 году командование ночных истребителей Fliegerkorps XII упразднило свою Nachjagddivision на три Jagddivisionen 1 мая, и к февралю 1943 года в наличии было 477 ночных истребителей из 653 единиц, из которых 330 находились в боевой готовности, что вдвое больше, чем в 1942 году, 90 на каждого. процентов из которых находились на западе. Почти все ночные истребители имели Лихтенштейн , радар воздушного перехвата (ИИ) с максимальной дальностью действия 3000 ярдов (1,7 мили; 2,7 км) и минимальной дальностью 20 ярдов (18 м), что достаточно для отслеживания бомбардировщика после наземное управление подвело ночной истребитель на расстояние 2 миль (3,2 км). Несмотря на вес аппарата и аэродинамические недостатки его антенной решетки, приводящие к потере скорости не менее чем на 25 миль в час (40 км/ч), количество перехватов ночных истребителей возросло до такой степени, что прожекторное освещение было сделано излишним, а огни были перенесены на местные подразделения Зенитной артиллерии вокруг городов. [21]

К июню линия Каммхубера была продлена на юг в сторону Парижа и на север до северного побережья Дании. Каммхубер отказался позволить ночным истребителям свободно передвигаться, но сделал линию более гибкой, углубив зону Дуная до 124 миль (200 км) по обе стороны от Хенаи , чтобы использовать увеличенную дальность действия Фрейи и Вюрцбурга , что создало систему Химмельбетта . В каждом секторе один «Вюрцбург» следил за бомбардировщиком, а другой — за ночным истребителем, пока тот не оказался достаточно близко, чтобы экипаж мог использовать свой ИИ «Лихтенштейн» для атаки. Зона была ограничена одним ночным истребителем, но они перекрывались на 50 процентов, что позволяло трем ночным истребителям действовать в одной зоне. GEE был заблокирован с августа, что ограничило его полезность только европейским побережьем. Большая часть воздушного пространства Европы оставалась незащищенной, а потоки бомбардировщиков делали неэффективными все ночные истребители, за исключением нескольких, что ограничивало возможности немецкой ночной обороны сбивать не более 6 процентов вылетов бомбардировочного командования. [21]

88-мм зенитная батарея на огневой позиции

Немецкой ночной обороне удалось сбить 687 бомбардировщиков в 1942 году, что на 63 процента больше, чем в 1941 году, потеряв 97 ночных истребителей, что на 63 процента больше, чем в 1941 году, а 10 сентября XII Fliegerkorps сбил свой тысячный бомбардировщик - 649. Дуная , 140 , 200 Хенаджа в результате операций вторжений над Британией и 11 бомбардировщиков разбились после того, как были ослеплены прожекторами. К осени ночные истребители и зенитная артиллерия сбивали в среднем 5,6 процента самолетов бомбардировочного командования за один налет. Характеристики FlaK также показали улучшение: с июля по август 1942 года бомбардировочное командование сообщило о потере 696 бомбардировщиков, 269 предположительно были уничтожены ночными истребителями, 193 - FlaK и 334 потеряны по неизвестным причинам; Было повреждено 1394 самолета, 153 сбито ночными истребителями и 941 — зенитной артиллерией. [22]

К концу года Люфтваффе совершило 77 500 ночных боевых вылетов, сбив 2859 бомбардировщиков (3,6 процента) и повредив гораздо больше. В 1940 году бомбардировочное командование теряло один бомбардировщик, разбившийся в Британии на каждые 32 боевых вылета, а в 1942 году этот показатель увеличился до одного из двадцати. К концу 1942 года Люфтваффе сбросило 67 000 длинных тонн (68 000 тонн) бомб на Великобританию, а ВВС Великобритании сбросили 78 579 длинных тонн (79 840 тонн) на Германию и 22 537 длинных тонн (22 899 тонн) на оккупированные территории. Согласно послевоенным исследованиям союзников, бомбардировки сократили немецкое производство на 0,7–2,5 процента в 1942 году по сравнению с 33 процентами британской военной экономики, направленными на бомбардировочное наступление. [22]

Несмотря на значительное увеличение немецких зенитных усилий, такая забота о будущем не помешала переброске 150 зенитных батарей в Италию. Только генерал-люфтцюгмейстер Эрхард Мильх , отвечавший за производство самолетов Люфтваффе , предвидел кризис, который наступит, если выпуску истребителей не будет уделяться больше внимания. Появление британских четырехмоторных бомбардировщиков увеличило на 70 процентов тоннаж бомб, перевозимых бомбардировочным командованием. Мильх предсказал, что англо-американские воздушные флоты потопят немецкую противовоздушную оборону и разрушат военную экономику. 21 марта 1942 года Мильх предложил рейхсмаршалу Герману Герингу , главнокомандующему Люфтваффе , и Гансу Йешоннеку , начальнику штаба Oberkommando der Luftwaffe (Высшее командование ВВС), создание воздушного зонтика. Мильх сказал Герингу, что его цель в 360 новых истребителей в месяц будет недостаточной, даже если она будет увеличена до 3600, на что Йешоннек отклонил, заявив, что он не знает, что делать с 360 новыми истребителями в месяц. [23] Весной 1943 года немцы усилили наземную противовоздушную оборону в Руре; к июлю насчитывалось более 1000 крупных зенитных орудий FlaK ( 88-мм и более) и 1500 более легких орудий (большинство из них калибра 20 и 37 мм ), что составляло около трети зенитных орудий Германии, которым требовалось 600 000 мужчины, женщины и мальчики для работы. [4]

Карта агломерации Рура

Промышленный регион Рура окружал долины рек Рур и Вуппер и составлял 40 миль (64 км) с востока на запад и 25 миль (40 км) с севера на юг, охватывая территорию площадью около 1000 квадратных миль (2600 км ). 2 ). Большая часть долин была застроена четырнадцатью городами, образующими агломерацию площадью 26 квадратных миль (67 км²). 2 ), с населением около 4 115 000 человек. Самый промышленно развитый район находился между Дортмундом и Дуйсбургом и занимал площадь 250 квадратных миль (650 км²). 2 ) с 3 000 000 населения Рура. Этот регион был самым промышленным в Германии: на его долю приходилось 71 процент производства коксующегося угля, 61,5 процента чугуна и стали и 67 процентов производства специальных сталей, необходимых для остальной части немецкой экономики. С 1940 года многие иностранные рабочие, военнопленные и рабы были привезены на завод Круппа в Эссене , городе с населением 670 000 человек. [24]

Карта реки Вуппер и южного Рура

Главный завод Круппа в центре Эссена занимал площадь 2 квадратных миль (5,2 км 2). 2 ), дочерняя компания на окраине города, еще 0,34 квадратных миль (0,88 км 2). 2 ) и с 1940 года стали важными целями британской стратегии стратегических бомбардировок. В горнодобывающей промышленности региона занято еще 16 процентов населения. Наиболее важными городами были Эссен, Кёльн и Дуйсбург , где располагался крупнейший внутренний порт в Европе. В 1941 году компания Krupps построила приманку Круппа ( Kruppsche Nachtscheinanlage ) в Фельберте в 1,9 милях (3 км) к югу от Болдни-Зе [ де ] , с освещением, намекающим на плохо затемненную промышленную площадку и железнодорожные товарные склады. Приманка была успешной до появления британских устройств ночной навигации и слепого бомбометания в конце 1942 - начале 1943 года. На окраине Эссена находились заводы по гидрогенизации недалеко от заводов Гельзенкирхен -Бензин в Нордштерне и Гидриерверке-Шольвен в Бюре, которые имели мощность 566 000 длинных тонн; 634 000 коротких тонн (575 000 т) авиационного топлива в год. До 1943 года по Круппсу было сбито 48 бомб и 1515 зажигательных снарядов, а по ложному месту - 70 бомб и 5665 зажигательных снарядов. [25]

Дата Цель Примечания
5 марта 5/6 марта Есть 442 самолета (131 «Веллингтон», 94 «Галифакса», 52 «Стирлинга», 157 «Ланкастеров», 8 «Москитов»). Первая волна — Галифакс, вторая — Веллингтоны и Стирлинги, третья — Ланкастеры. Бомбовая нагрузка составляла 67 процентов зажигательных и 33 процента фугасных, треть - с взрывателями длительного действия, и все они были сброшены менее чем за час. Было 56 досрочных возвратов (13 процентов), в том числе 3 гобоя Mosquitos, из-за механических дефектов и других причин; 362 экипажа заявили, что бомбили цель, но только 153 удалось бомбить в радиусе 3 миль (4,8 км). [26] Потери составили 4 Веллингтона, 3 Галифакса, 3 Стирлинга и 4 Ланкастера. Фоторазведка (PR) показала 160 акров (65 га) разрушений в центре города; Было разрушено 53 здания завода Круппа. Немецкие записи показывают, что 457–482 человека убиты, 3018 домов разрушены, 2166 серьезно повреждены. [27]
9 марта Рур 8 комаров, без потерь [28]
10/11 марта Эссен, Мюльхайм 2 Комара, потерь нет [28]
12/13 марта Есть 457 самолетов (158 «Веллингтонов», 156 «Ланкастеров», 91 «Галифаксов», 42 «Стирлингов» и 10 «Москитов») «Круппс», отмеченных «Гобоями Москитос», позже бомбардировками переместились на северо-запад. PR показал на 30 процентов больший ущерб, чем 5/6 марта. Потери составили 23 самолета, 6 «Веллингтонов», 8 «Ланкастеров», 7 «Галифаксов», 2 «Стирлинга», 5 процентов сил; Убито 169–322 человека, в том числе 64 мужчины, 45 женщин, 19 детей, 4 солдата, 61 иностранный рабочий и 5 военнопленных; в. Разрушено 500 домов. По немецким данным, треть взрывных устройств находится за пределами Эссена, при этом 39 человек погибли в других городах, больше всего пострадал Ботроп . [29]
26/27 марта Дуйсбург 455 самолетов (173 «Веллингтона», 157 «Ланкастеров», 114 «Галифаксов», 2 «Стирлинга», 9 «Москитов»); шесть потерь: 3 Веллингтона, 1 Ланкастер, 1 Галифакс, 1 Москито (первая потеря гобоя), 1,3 процента. Пять «Гобоев-Москитов» вернулись рано, а один сбитый вместе с облачностью произвел широкомасштабный налет. Согласно немецким данным, 11 человек убиты, 36 ранены, 15 домов разрушены и 70 повреждены. [30]
29/30 марта Бохум 149 резиновых сапог и 8 комаров-гобоев во время рейда основных сил на Берлин; 12 Веллингтонов проиграли, 8 процентов. Безлунная пасмурная ночь, комары-гобои, не успев уложиться в расписание, оставили пробелы в разметке неба. Согласно немецким данным, 28 человек убиты, 4 здания разрушены и 35 повреждены. [31]
29/30 марта Дортмунд 1 Комар, потерь нет [31]
3/4 апреля Есть 348 самолетов (225 Ланкастеров, 113 Галифаксов, 10 Москитов), 21 потеря, 12 Галифаксов, 9 Ланкастеров, 6 процентов. Разметка неба и разметка земли в зависимости от погоды вызывали замешательство у некоторых экипажей Главных сил, но на данный момент это лучшие фотографии бомбардировок Эссена. Немецкие записи показывают 118 убитых, 88 гражданских лиц, 10 членов экипажа зенитной артиллерии, 2 железнодорожных рабочих, 2 полицейских и 16 французских рабочих, 458 человек раненых; 635 зданий разрушены и 526 серьезно повреждены. [32]
8/9 апреля Дуйсбург 392 самолета (156 «Ланкастеров», 73 «Галифакса», 56 «Стирлингов», 10 «Москитов»), 19 потерь, 7 «Веллингтонов», 6 «Ланкастеров», 3 «Галифакса», 3 «Стирлингов», 4,8%. Маркировка следопыта испорчена густой облачностью и разбросанными бомбардировками; 36 человек убиты, 40 зданий разрушены, 72 серьезно повреждены, еще 15 городов сообщили о повреждениях. [33]
9/10 апреля Дуйсбург 104 Ланкастера и 5 Москитов, 8 Ланкастеров потеряно. Немецкие источники зафиксировали 27 убитых и разрушение 50 домов; бомбы упали на весь Рур. [34]
26/27 апреля Дуйсбург 561 самолет (215 «Ланкастеров», 135 «Веллингтонов», 119 «Галифаксов», 78 «Стирлингов», 14 «Москитов»), 17 потерь, 7 «Галифаксов», 5 «Веллингтонов», 3 «Ланкастера», 2 «Стирлингов» 3%. Следопыты утверждали, что маркировка точна, но PR показал, что большая часть бомбардировок произошла на северо-востоке города. Главные силы, возможно, подверглись бомбардировке заранее или были обмануты ложным огнем. Согласно немецким данным, погибло 130–207 человек, было разрушено 300 зданий и еще шесть городов пострадали от бомбардировок. Через три часа четыре «Москита» из 2-й группы взорвались, а затем нырнули домой. Группа состояла из легких и средних бомбардировщиков и была передана из состава бомбардировочного командования 1 июня 1943 года. [35]
30 апреля/1 мая Есть 305 самолетов (190 «Ланкастеров», 105 «Галифаксов», 10 «Москитов»), 12 потерь, 6 «Ланкастеров» и 6 «Галифаксов», 3,9%. Над Эссеном ожидалось облако, и использовалась разметка неба (мюзикл «Вонгануи»), 238 экипажей заявили, что бомбили цель. Согласно данным Германии, в результате разбросанных бомбардировок 53 человека погибли, 218 получили ранения, 189 зданий были разрушены, 237 серьезно повреждены, пострадали заводы Круппа и еще десять городов, а в Ботропе - 86 фугасных бомб. [36]
1943-05-4 5 апреля Дортмунд 596 самолетов (255 «Ланкастеров», 141 «Галифаксов», 110 «Веллингтонов», 80 «Стирлингов», 10 «Москитов»), 31 потеря, 12 «Галифаксов», 7 «Стирлингов», 6 «Ланкастеров», 6 «Веллингтонов», 5,6%; В Англии разбилось 7 самолетов. Маркировка PFF точна, но некоторая поддержка не оправдала ожиданий, а некоторые бомбардировщики были обмануты ложным огнем, но половина основных сил бомбила в радиусе 3 миль (4,8 км), серьезно повредив центральные и северные районы. Согласно немецким данным, погибло 693 человека, в том числе 200 военнопленных и 1075 человек получили ранения; 1218 зданий разрушены и 2141 серьезно повреждены, включая два сталелитейных завода и доки. [37]
1943-05-13 13/14 мая Бохум 442 бомбардировщика (135 «Галифаксов», 104 «Веллингтона», 98 «Ланкастеров», 95 «Стирлингов», 10 «Москитов»), 24 потери: 13 «Галифаксов», 6 «Веллингтонов», 4 «Стирлинга» и 1 «Ланкастер», 5,4%. Бомбардировка началась точно, но через 15 минут ложные маркеры отвлекли большую часть бомбардировки. Согласно немецким данным, 302 человека убиты, 394 здания разрушены и 716 серьезно повреждены. [38]
16/17 мая Кёльн, Дюссельдорф в. 2 Комара , потерь нет [39]
1943-05-23 23/24 мая Дортмунд 826 бомбардировщиков (348 «Ланкастеров», 199 «Галифаксов», 151 «Веллингтонов», 120 «Стирлингов», 13 «Москитов»), 38 потерь, 18 «Галифаксов», 8 «Ланкастеров», 6 «Стирлингов», 6 «Веллингтонов», 4,6%. PFF отмечен в ясную погоду, и пострадала большая часть центра, севера и востока города. Немецкие данные показывают, что 599 человек убиты, 1275 ранены и 25 человек пропали без вести; разрушено около 2000 зданий, многие из которых представляли собой промышленные предприятия, такие как сталелитейный завод Hoesch , где производство было остановлено. [40]
1943-05-25 25/26 мая Дюссельдорф 729 самолетов (323 Ланкастера, 169 Галифаксов, 142 Веллингтона, 113 Стирлингов, 12 Моакито), 27 потерь, 9 Ланкастеров, 8 Стирлингов, 6 Веллингтонов, 4 Галифакса, 3,6%. Два слоя облаков очень затруднили маркировку для PFF; ложные маркеры и пожары вызвали рассеянные бомбардировки. Тридцать человек были убиты и разрушено 50–100 зданий. [41]
1943-05-27 27/28 мая Есть 518 самолетов (274 Ланкастера, 151 Галифакса, 81 Веллингтона, 12 Москитов), 23 потери, 11 Галифаксов, 6 Ланкастеров, 5 Веллингтонов, 1 Москито, 4,4%. Облачная погода привела к образованию пятен на небе, бомбежки были разрозненными, многие упали, но ущерб был нанесен центру города и северным районам. Согласно немецким данным, 196 человек были убиты и 547 получили ранения; Было разрушено 488 зданий, а еще десять близлежащих городов подверглись бомбардировкам. [42]
1943-05-29 29/30 мая Вупперталь

Barmen

Атаковано 719 бомбардировщиков (292 «Ланкастера», 185 «Галифаксов», 118 «Стирлингов», 113 «Веллингтонов», 11 «Москитов»), потери 33, 10 «Галифаксов», 8 «Стирлингов», 8 «Веллингтонов», 7 «Ланкастеров», 4,6%. Бармена ; Нападению подвергся район Маркировка PFF и Main Force была превосходной, а бомбардировка вызвала большой пожар в старом городе. Многие пожарные и сотрудники местных органов власти отсутствовали на выходных, а оставшиеся пожарные были перегружены. Около 1000 акров (400 га), почти 80 процентов города было сожжено и около 3400 человек погибли. Были разрушены пять из шести крупнейших заводов, а также 211 других коммерческих помещений и 4000 домов; Серьезно пострадали 71 завод и 1800 домов, что более чем вдвое больше, чем во время самого страшного предыдущего воздушного налета на Германию, а число погибших было в пять раз выше. [43]
1943-06-11 11/12 июня Дюссельдорф Атаковано 783 самолета (326 «Ланкастеров», 202 «Галифакса», 99 «Стирлингов», 13 «Москитов»), 38 потерь, 14 «Ланкастеров», 12 «Галифаксов», 10 «Веллингтонов» и 2 «Стирлингов», 4,9%. Маркировка PFF была точной до тех пор, пока резервный маркер «Москито» не сбросил указатели цели в 14 милях (23 км) к северо-востоку, и часть основных сил не бомбила открытую местность. Точно направленные бомбы уничтожили 130 акров (53 га) центра города, а местные отчеты описывают пожар размером 5,0 × 3,1 мили (8 × 5 км) в старом городе, центре города, Дерендорфе и южной части города. Сообщалось о 8882 пожарах, из них 1444 крупных; 1292 человека были убиты и 140 000 остались без крова. В результате бомбардировок остановилось производство на 42 промышленных предприятиях, участвовавших в военных действиях, на 35 предприятиях производство было сокращено, 20 военных зданий были повреждены, а 8 кораблей были потоплены или повреждены. [44]
1943-06-11 11/12 июня Кёльн, Дуйсбург 5 комаров [44]
12/13 июня 1943 г. Бохум 503 самолета (323 Ланкастера, 167 Галифаксов, 11 Москитов) 24 потери, 14 Ланкастеров, 10 Галифаксов, 4,8%. Цель была скрыта облаками, но маркировка гобоя на небе позволила Main Force точно поразить центр города. PR-фотографии показали, что 130 акров (53 га) центра были разрушены. Согласно немецким данным, 312 человек убиты, 449 зданий разрушены и 916 серьезно повреждены. [44]
14/15 июня Оберхаузен 203 самолета (197 Ланкастеров, 6 Москитов), 17 потерь, все Ланкастеры, 8,4%. Облако закрыло цель, но точная отметка в небе Гобой-Москит (Наблюдатели на земле сообщили об указателях над Альтштадтом .) Немецкие записи показали, что 85 человек убиты, 258 ранены, 267 зданий разрушены, 584 серьезно повреждены. [45]
14/15 июня Кёльн 2 Комара, потерь нет [45]
16/17 июня Кёльн 212 самолетов (202 Ланкастера, 10 Галифаксов), потери, 14 Ланкастеров, 6,6%. Тяжелые бомбардировщики PFF отметили цель, покрытую облаками, с помощью радара H2S , некоторые из которых создавали проблемы. Разметка неба была запоздалой и недостаточной, что привело к рассеянным бомбардировкам со стороны основных сил. PR сообщил, что пострадало 16 промышленных объектов, включая химический завод в Калке ; Согласно немецким данным, 147 человек погибли и 213 получили ранения. [45]
17/18 июня Кёльн и Рур 3 комара, потерь нет [45]
19/20 июня Кёльн, Дуйсбург, Дюссельдорф 6 комаров, потерь нет [46]
20/21 июня Дюссельдорф 1 Комар, потерь нет [45]
21/22 июня Крефельд 705 самолетов (262 Ланкастера, 209 Галифаксов, 117 Стирлингов, 105 Веллингтонов, 12 Москитов), 44 потери, 17 Галифаксов, 9 Ланкастеров, 9 Веллингтонов, 9 Стирлингов, 6,2%. Лунная ночь, множество перехватов ночных истребителей, потери 12 ПФФ. Яркая ночь привела к почти идеальному наземному обозначению и резервному копированию PFF Гобой-Москито, но тяжелые бомбардировщики PFF, 619 самолетов Главных сил нанесли бомбовые удары по маркерам, 75 процентов в пределах 3 миль (4,8 км) от центра города, 2306 длинных тонн ( 2343 т) бомб, вызвавших огромный пожар. Местные данные показали, что 1056 человек убиты, 4550 ранены, 47 процентов центра города разрушены, 5517 зданий разрушены, 72 000 человек остались без средств к существованию, 20 000 были расквартированы в пригородах, 30 000 размещены у друзей и родственников, 20 000 эвакуированы. [47]
21/22 июня Хамборн (Дуйсбург) 1 Комар, потерь нет [48]
1943-06-22 22 июня Халс 183 самолета (172 В-17 , 11 YB-40 ), 16 потерь, 8,74%. Дневной рейд ВВС США на завод синтетического каучука Chemische Werke Hüls . Внутри заводского комплекса упало 422 коротких тонны (383 т) бомб, 88,6 коротких тонн (80,4 т). Завод закрылся на месяц, а производство буны не восстановилось полностью в течение шести месяцев. Согласно записям, 186 человек убиты и 1000 ранены. [49]
22/23 июня Мюльхайм 557 самолетов (242 Ланкастера, 155 Галифаксов, 93 Стирлинга, 55 Веллингтонов, 12 Москитов), 35 потерь, 12 Галифаксов, 11 Стирлингов, 8 Ланкастеров, 4 Веллингтона, 6,3%. PFF точно заметил сквозь тонкий слой облаков и вызвал множество пожаров, городская пожарная команда была подавлена. Позже маркировка и бомбардировки продвинулись на север и отрезали Мюльхайм от Оберхаузена. Серьезно повреждены центр и север Мюльхайма, а также восточная часть Оберхаузена. Немецкие данные показывают, что 578 человек убиты, 1174 ранены, 1135 домов разрушены и 12 673 повреждены. [48]
22/23 июня Кёльн 4 комара, потерь нет [48]
23/24 июня Кёльн, Дуйсбург 6 комаров, потерь нет [48]
24/25 июня Вупперталь
Эльберфельд
630 самолетов (251 «Ланкастер», 171 «Галифакс», 101 «Веллингтон», 98 «Стирлингов», 9 «Москитов»), 34 потери, 10 «Галифаксов», 10 «Стирлингов», 8 «Ланкастеров», 6 «Веллингтонов», 3,4%. Эльберфельд, конец города, атакован, PFF точно отметил, и основные силы бомбили цель, но отступление было более выраженным, чем обычно; 30 самолетов нанесли бомбовые удары по целям в западном Руре, что, вероятно, вызвано недавними потерями среди опытных экипажей. Местные данные показывают, что 1800 человек убиты, 2400 ранены, разрушено 171 промышленное предприятие и 3000 домов, серьезно повреждены 53 промышленных здания и 2500 домов. [50]
24/25 июня Дуйсбург 4 комара, потерь нет [51]
25/26 июня Гельзенкирхен 473 самолета (214 Ланкастеров, 134 Галифакса, 73 Стирлинга, 40 Веллингтонов, 12 Москитов), 30 потерь, 13 Ланкастеров, 7 Галифаксов, 6 Стирлингов, 4 Веллингтона, 6,3%. Облачность; 5 из 12 «Гобоев-Москитов» имели неисправные комплекты для гобоя, основные силы разбросали бомбы по большей части Рура. Согласно немецким отчетам, в Гельзенкирхене убито 16 человек, разрушено 24 здания, повреждено 3285 человек, поверхностно повреждено 2937 человек и 21 человек убит и 58 ранены в Золингене, находящемся на расстоянии 30 миль (48 км). [52]
26/27 июня Дуйсбург 3 комара, без потерь [52]
28/29 июня Кёльн 608 самолетов (367 Ланкастеров, 169 Галифаксов, 85 Веллингтонов, 75 Стирлингов, 12 Москитов) 25 потерь, 10 Галифаксов, 8 Ланкастеров, 5 Стирлингов, 2 Веллингтона, 4,1%, из них 25 потерянных. Прогноз погоды побудил PFF иметь планы разметки земли и неба, а облачность привела к разметке неба; 5 Гобоев-Комаров выбыли до маркировки, а один не смог сбросить маркеры. Маркировка была запоздалой и прерывистой, но основные силы бомбили точно. Немецкие источники показали, что 4377 человек убиты, около 10 000 ранены и 230 000 человек остались без крова, 43 промышленных, 6 армейских и c. Разрушено 15 000 зданий. [52]
2/3 июля Кёльн, Дуйсбург 5 комаров, 3 в Кёльн, 2 в Дуйсбург, потерь нет [53]
3/4 июля Кёльн 653 самолета (293 Ланкастера, 182 Галифакса, 89 Веллингтонов, 76 Стирлингов, 13 Москитов), 30 потерь, 9 Галифаксов, 8 Ланкастеров, 8 Веллингтонов, 5 Стирлингов, 4,6%. Точка прицеливания «Кёльн» к востоку от Рейна, PFF «Гобои-Москиты» и сопровождающие тяжелые бомбардировщики точно отметили, и основные силы нанесли сосредоточенную атаку. Немецкие записи показывают, что было убито 588 человек, ок. 1000 ранены, 72 000 остались без крова. Дебют Jagdgeschwader 300 с одномоторными истребителями, использующими тактику Wild Boar ( Wilde Sau ) для использования света над целью от костров, прожекторов и указателей цели; FlaK ограничивалась максимальной высотой, выше которой Wilde Sau имела приоритет. Сообщается, что четыре бомбардировщика были сбиты другими бомбардировщиками, вероятно, это были атаки Уайльд Сау . JG 300 заявила о 12 бомбардировщиках, но они были переданы FlaK . [53]
3/4 июля Дуйсбург 4 комара, без потерь [53]
4/5 июля Дуйсбург 3 комара, без потерь [53]
5/6 июля Кёльн 4 комара, без потерь [53]
6/7 июля Кёльн, Дюссельдорф 4 комара, без потерь [53]
7/8 июля Кёльн, Дюссельдорф 8 комаров, без потерь [53]
8/9 июля Кёльн Потери 288 самолетов (282 Ланкастера, 6 Москитов), 7 Ланкастеров, 2,5%. Точная отметка неба, основные силы нанесли удары по северо-западным и юго-западным районам, которые раньше не подвергались серьезным ударам. Немецкие записи показывают, что убито 512 мирных жителей, о пострадавших в армейских казармах и лагере для военнопленных неизвестно; Разрушено 19 промышленных предприятий и 2381 жилой дом, 48 тысяч человек остались без средств к существованию. Три рейда за неделю уничтожили 350 000 человек. [54]
8/9 июля Дуйсбург 8 комаров, без потерь [54]
9/10 июля Гельзенкирхен 418 самолетов (218 Ланкастеров, 190 Галифаксов, 10 Москитов) 12 потерь, 7 Галифаксов, 5 Ланкастеров, 2,9%. Гобой потерпел неудачу в 5 «Москитах», а один был отмечен в 10 милях (16 км) к северу от цели. Немецкие записи сообщают о бомбардировках южных районов Бохума и Ваттеншайда. Власти Гельзенкирхена сообщили о гибели 41 человека, разрушении нефтеперерабатывающего завода в Шолвене и девяти промышленных предприятий, а также о легких повреждениях в других местах. [54]
13/14 июля Кёльн 2 комара, без потерь [55]
25/26 июля Есть 705 самолетов (294 «Ланкастера», 221 «Галифакса», 104 «Стирлингов», 67 «Веллингтонов», 19 «Москитов»), 26 потерь, 10 «Галифаксов», 7 «Стирлингов», 5 «Ланкастеров», 4 «Веллингтонов», 3,7%. Попытка использовать внезапность помех «Окно» радарам , возникшую во время битвы за Гамбург (24–30 июля 1943 г.). Согласно немецким данным, 500 человек погибли, 1208 получили ранения и 12 пропали без вести. Серьезный ущерб нанесен восточным промышленным районам, компания Krupps понесла самый серьезный ущерб за всю войну, разрушено 51 другое промышленное предприятие, серьезно повреждено 83, разрушено 2852 дома. [56] [с]
25/26 июля Кёльн, Гельзенкирхен 6 комаров: 3 в Кельн, 3 в Гельзенкирхен, потерь нет [56]
27/28 июля Дуйсбург 3 комара, без потерь [56]
28/29 июля Дюссельдорф 3 комара, без потерь [56]
30/31 июля Ремшайд 273 самолета (95 «Галифаксов», 87 «Стирлингов», 82 «Ланкастеров», 9 «Москитов»); 15 потерь, 8 Стирлингов, 5 Галифаксов, 2 Ланкастеров, 5,5 процента. Разметка местности на гобое была очень точной, и основные силы бомбили цель, 871 длинная тонна (885 т) бомб уничтожила 83 процента города. Немецкие данные свидетельствуют о том, что 1120 человек убиты, 6700 ранены, разрушено 107 промышленных зданий и потеряно трехмесячное производство, разрушено 3115 домов. [57]

Операция «Наказание», 16/17 мая 1943 г.

[ редактировать ]
Плотина Мёне после нападения

Операция «Кастиз» — это специальная операция, проводившаяся во время битвы с целью разрушить Рур путем нападения на его источники воды и гидроэлектроэнергии. 617-я эскадрилья была сформирована тайно и в кратчайшие сроки обучена атаковать плотины над Руром с помощью специальных бомб. Было отправлено девятнадцать Ланкастеров тремя волнами. Шесть бомбардировщиков не долетели до плотин (один повернул назад после потери бомбы и пять были сбиты). Двенадцать «Ланкастеров» бомбили: пять — плотину Мёне , три — плотину Эдер , две — плотину Сорпе и одна — плотину Швельме. Мёне и Эдер были прорваны. Водохранилище Моне было важным поставщиком воды в Рур, и наводнение нанесло большой ущерб дорогам, железным дорогам и каналам, что привело к нехватке электричества и воды, поэтому до осенних дождей пришлось нормировать воду. Плотина Эдер была больше, но находилась в 60 милях (97 км) от Рура, и прорыв оказал большее влияние на Кассель и его окрестности. Плотина Сорпе была лишь слегка повреждена и смогла обеспечить работу Рура во время ремонта Мёне. На обратном пути были потеряны еще три самолета, 53 члена экипажа погибли и трое взяты в плен. Число жертв среди гражданского населения составило 1294, из них 859 произошло в Нехайм-Хюстен 493 украинские работницы , где утонули ; еще 58 тел были найдены вокруг плотины Эдер. [58]

Другие цели

[ редактировать ]
Бомбардировщик RAF Lancaster VN-N (R5689), фотография 1942 года.

Бомбардировочное командование во время боя совершало налеты на города за пределами Рура, чтобы помешать немцам сосредоточить свою оборону. В ночь с 1 на 2 марта Берлин атаковали 302 бомбардировщика, а в ночь с 3 на 4 марта Гамбург подвергся налету 417 бомбардировщиков. Нюрнберг подвергся бомбардировке в ночь с 8 на 9 марта 335 бомбардировщиками. В ночь с 9 на 10 марта на Мюнхен совершили налет 264 бомбардировщика, а на Штутгарт в ночь с 11 на 12 марта нанесли удар 314 бомбардировщиков. В ночь с 27 на 28 марта Берлин посетили 396 бомбардировщиков, а 29 на 30 марта - 329 бомбардировщиков. Киль подвергся бомбардировке 577 самолетов в ночь с 4 на 5 апреля, а Франкфурт-на-Майне подвергся бомбардировке 502 самолетов в ночь с 10 на 11 апреля. Бомбардировочное командование атаковало Штутгарт 562 бомбардировщиками в ночь с 14 на 15 апреля. [59] В ночь с 16 на 17 апреля бомбардировочное командование провело налет на Пльзень, 20 на 21 апреля Штеттин (ныне Щецин ) подвергся бомбардировке 304 самолетов, а в ночь с 13 на 14 мая Пльзень снова подвергся бомбардировке. [60] В июне налеты за пределами Рура включали атаку 72 самолетов на Мюнстер в ночь с 11 на 12 июня, за которой последовала атака 60 бомбардировщиков на Фридрихсхафен в ночь с 20 на 21 июня. Ахен подвергся бомбардировке 374 самолетов. В ночь с 13 на 14 июля [59]

Последствия

[ редактировать ]

В 1956 году официальный новозеландский историк Генри Томпсон писал, что в Эссене, после более чем 3000 боевых вылетов и потери 138 самолетов, «заводы Круппа... и город... сам по себе содержал большие территории разрушений». не возобновил производство локомотивов после второго мартовского рейда. Битва продемонстрировала растущую мощь бомбардировочного командования. Цели, которые до сих пор были неуязвимы, были серьезно повреждены, и это оказалось возможным для целей, находящихся в пределах досягаемости гобоя. Прежние успехи зависели от погоды и случайных возможностей, которые невозможно было повторить. Харрис рассматривал битву за Рур как начало и что еще больше городов в Германии придется опустошить и что Рур придется снова атаковать, чтобы не допустить прекращения производства отремонтированных заводов. [61]

В 1981 году Мэтью Купер писал, что самым значительным событием 1943 года для Люфтваффе стало увеличение количества стратегических бомбардировок: ВВС Великобритании и ВВС США сбросили 206 188 длинных тонн (209 497 т) бомб, что составляет более 300 процентов от общего количества бомб в 1942 году. Бомбардировочное командование сбросило 131 000 длинных тонн (133 000 т) бомб в ходе площадных атак и убило около 181 000 мирных жителей. Эссен в Руре подвергся атаке 5/6 марта с применением 1014 длинных тонн (1030 т) бомб, что стало первой из 43 атак битвы за Рур. Британцы совершили 18 506 самолето-пролетов по целям, отмеченным гобоем, с точностью до 200 ярдов (180 м), сбросив около 34 000 длинных тонн (35 000 т) бомб. [62] В ходе одного рейда, за пятнадцать минут, было разрушено 90 процентов Вупперталь-Бармена и убито 2450 человек. 10 апреля, после посещения Эссена, чтобы лично убедиться в этом, Йозеф Геббельс министр пропаганды записал в своем дневнике:

...ущерб... колоссальный и действительно ужасный....По оценкам городских строительных экспертов, на устранение ущерба уйдет двенадцать лет. [62]

Геббельс обвинил Геринга и Эрнста Удета , начальника отдела снабжения, в халатности в широком масштабе. 8 мая Гитлер сказал Мильху, что люфтваффе не хватает тактики или технологий, и после встречи с Гитлером в тот же день Геббельс написал:

Технические неудачи Люфтваффе вызваны главным образом бесполезными конструкциями самолетов. Именно здесь Удет несет наибольшую вину. [62]

К июню численность ночных истребителей была увеличена до 18 групп , что на пять больше, чем в начале года, но система Химмельбетта ограничила количество ночных истребителей над Руром до 36. Фронт был отозван, и новые батареи из двух или трех зенитных батарей ( Grossbatterien ) собрались у важных целей, чтобы противостоять более короткому времени нахождения бомбардировщиков над целью. Рурский FlaK был увеличен вдвое до 400 батарей тяжелых FlaK с дополнительными 105-мм и 128-мм зенитными орудиями, что составляло около 40 процентов FlaK в Германии. В мае Каммхубер потребовал создать отряд ночных истребителей численностью 2160 самолетов, особенно если американские бомбардировщики перейдут к ночным бомбардировкам, но Гитлер откажется слушать. Геринг принял анализ Каммхубера 6 июля после получения дополнительных доказательств эффективности бомбардировок британских ВВС, но к тому времени было уже слишком поздно. В ночь с 24 на 25 июля бомбардировщики союзников начали битву за Гамбург, используя H2S, новый навигационный прибор, и заглушили немецкие радары. Окно ( Дюппель для немцев), против которого не было подготовлено никаких контрмер, нейтрализующее систему Химмельбетта . [63]

В неформальной официальной истории Германии «Германия и Вторая мировая война » (1990–2018) Хорст Буг писал, что к концу июля Харрис считал, что Рур погрузился в хаос, что производство оружия в Германии существенно сократилось и что моральный дух населения была подорвана, но немцы уже начали разгонять промышленность. В 1943 году бомбардировочное командование произвело в Эссене гораздо большие разрушения: 5,6% усилий бомбардировочного командования (3261 самолето-вылет) и 138 потерь против 10% (3724 самолето-вылета) и 201 потерь в 1942 году. Бомбардировочное командование переоценило свой эффект, но добилось большего. сокращение промышленного производства Германии на четыре-шесть недель. В ходе своих 43 налетов на Рур бомбардировочное командование совершило около 18 500 самолето-вылетов бомбардировщиков, потеряв 872 самолета (4,7%) и 6 000 членов экипажа; еще 2126 самолетов были повреждены, иногда без возможности восстановления. Средний уровень потерь составил 5 процентов, причем потери, поврежденные и не причиненные немецкой противовоздушной обороной (разбившиеся в Англии из-за непогоды, поврежденные самолеты списаны и члены экипажа ранены или убиты в возвращенных самолетах) составили 16 процентов во время кампания. Гобой имел успех, и производство самолетов превысило потери, в результате чего произошло чистое увеличение с 663 самолетов в марте 1943 года до 776 в июле. [64]

В своем исследовании военной экономики Германии в 2006 году Адам Туз написал, что бомбардировочное командование серьезно нарушило немецкое производство во время боя. Современные источники показывают, что бомбардировки стали переломным моментом в развитии немецкой военной экономики, которая в более поздних отчетах была сильно недооценена. Рур был важнейшим источником коксующегося угля и стали в Европе и основным источником компонентов; сокращение производства в Руре привело к нарушению производства по всей Германии. Статус Рура был изменен с тыла на зону боевых действий, где был размещен аварийный штаб для контроля над региональной экономикой. Рабочих размещали в лагерях, готовых к отправке на фабрики, которые еще работали, но это было целесообразностью. Немецкая ночная оборона не могла помешать британцам нанести серьезный ущерб военной экономике. Производство стали было сокращено на 200 000 длинных тонн (200 000 тонн), когда Альберт Шпеер , глава имперского министерства вооружений и военного производства , ожидал увеличения производства до 2 800 000 длинных тонн (2 800 000 тонн), что привело к дефициту в 400 000 длинных тонн (410 000 тонн). т). [65]

Реорганизовав систему распределения стали, немецкие планировщики были вынуждены в качестве компенсации значительно сократить программу производства боеприпасов. После удвоения производства боеприпасов в 1942 году, в 1943 году выпуск увеличился лишь на 20 процентов . тяжелая промышленность. С июля 1943 по март 1944 года не было увеличения ежемесячного производства самолетов для Люфтваффе , а в остальной части экономики вооружений не было увеличения производства до 1944 года. «Бомбардовое командование остановило чудо вооружения Шпеера», несмотря на потеря 640 бомбардировщиков и большей части их экипажей, однако в период с февраля по август 1943 года бомбардировочное командование увеличилось в размерах из-за увеличения объемов производства британской авиационной промышленности. [66] [67]

В 1961 году Вебстер и Франкленд в своей официальной истории «Стратегическое воздушное наступление против Германии 1939–1945» (том II) зафиксировали, что в феврале 1943 года бомбардировочное командование имело в среднем 593 экипажа и самолета, доступных для операций, и 787 в августе. В ходе боя объекты Рура подвергались налетам 43 раза за 39 ночей. Бомбардировочное командование совершило 18 506 боевых вылетов, в которых 872 самолета не вернулись, 2 126 получили повреждения, при этом погибло 6 000 летных экипажей. [64] Некоторые самолеты были достаточно серьезно повреждены, что привело к потере самолета и экипажа. Уровень потерь (всех видов) составил 16 процентов боевых вылетов, из них 4,7 процента составили потери над Германией. Из 203 вылетов бомбардировщиков «Москит» два самолета были потеряны, а из 282 вылетов «Гобой-Москит» два потеряны и шесть повреждены. [68] В 2006 году Адам Туз написал, что немецкая ночная оборона нанесла большой ущерб бомбардировочному командованию, сбив или вызвав крушение 640 бомбардировщиков и убив почти 4000 летных экипажей. [66]

Рейд на плотины

[ редактировать ]

Операция «Частиз» оказала временное влияние на промышленное производство из-за нарушения водоснабжения и гидроэлектроэнергии . Плотина долины Эдер не снабжала Рурскую область водой . [69] Для Рура была построена запасная насосная система, и организация Тодта быстро мобилизовала рабочих со строительства Атлантического вала для ремонта. Разрушение плотины Сорпе могло бы причинить значительно больший ущерб, но это была более прочная конструкция, вероятность прорыва которой была меньше, и она была сделана второстепенной целью. Из экипажей, участвовавших в рейде, 53 человека погибли и трое взяты в плен. Погибло 1294 человека, из них 859 в Нехайм-Хюстене, где утонули 493 украинские работницы; еще 58 тел были найдены вокруг плотины Эдер. [58]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Lancaster представлял собой переработанный Manchester с увеличенным размахом крыла и четырьмя превосходными и проверенными двигателями Rolls-Royce Merlin XX вместо двух более мощных, но ненадежных Rolls-Royce Vulture . двигателей [6]
  2. ^ Данные из наборов «Фрея» поступили в военно-морской флот ( Кригсмарине ) и Люфтваффе ; Люфтваффе Luftgaue направило его в Luftflotten (воздушные флоты), в ( воздушные округа, командующие FlaK) и в Reichsluftfahrtministerium (RLM, министерство авиации) в Берлине. [16]
  3. ^ Бригадный генерал Сэмюэл Э. Андерсон , командир VIII бомбардировочного командования , летал в качестве наблюдателя в составе 83-й эскадрильи . [56]
  1. ^ Левин 1992 , с. 53.
  2. ^ Герни 1962 , с. 113.
  3. ^ Левин 1992 , с. 52.
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томпсон 1956 , стр. 41.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вебстер и Франкленд, 1961 , стр. 90–91.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ллойд 1978 , стр. 70, 74, 116.
  7. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 92–93.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вебстер и Франкланд, 2006 , стр. 4–6.
  9. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 7–8.
  10. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 8–10.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вебстер и Франкленд, 1961 , стр. 93–95.
  12. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , с. 36.
  13. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 11–12.
  14. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 12–14.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер 1981 , с. 182.
  16. ^ Купер 1981 , стр. 182–183.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер 1981 , стр. 183–184.
  18. ^ Купер 1981 , с. 186.
  19. ^ Купер 1981 , стр. 187–188.
  20. ^ Туз 2006 , стр. 596–597.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер 1981 , стр. 188–190.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Купер 1981 , стр. 190, 192–193.
  23. ^ Купер 1981 , стр. 192–194.
  24. ^ Купер 2013 , стр. 31–33.
  25. ^ Купер 2013 , стр. 33–35.
  26. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 260; Буг 2006 , с. 27.
  27. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 260–261.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 261.
  29. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 262.
  30. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 263.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 265.
  32. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 266.
  33. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 266–267.
  34. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 267.
  35. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 270, 279.
  36. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 271.
  37. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 272.
  38. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 273.
  39. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 275.
  40. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 276.
  41. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 277.
  42. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 277–278.
  43. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 278–279.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 279.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 281.
  46. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 282.
  47. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 282–283.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 283.
  49. ^ Крэйвен и Кейт 1983 , стр. 671–673.
  50. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 283–284.
  51. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 284.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 285.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 286.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 287.
  55. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 288.
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 292.
  57. ^ Миддлбрук и Эверитт, 2014 , с. 295.
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миддлбрук и Эверитт, 2014 , стр. 274–275.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арка 2006 , с. 24.
  60. ^ Арк 2006 , с. 28.
  61. ^ Томпсон 1956 , стр. 41, 76.
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Купер 1981 , с. 298.
  63. ^ Купер 1981 , стр. 299–301.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Арка 2006 , с. 29.
  65. ^ Туз 2006 , стр. 597–598.
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Туз 2006 , с. 602.
  67. ^ Туз 2007 , стр. 597–598.
  68. ^ Вебстер и Франкленд 1961 , стр. 110–111.
  69. ^ Шпеер 1970 , с. 34.
  • Буг, Хорст ; Кребс, Герхард; Фогель, Детлеф (2006) [2001]. / 5 Стратегическая воздушная война в Европе и война в Западной и Восточной Азии 1943–1944 Германия и Вторая мировая война. Том VII. Перевод Кук-Рэдмора, Дерри; Гарви, Франциска; Осерс, Эвальд; Смерин, Барри; Уилсон, Барбара (пер. Clarendon Press, Оксфордское изд.). Потсдам, Германия: Научно-исследовательский институт военной истории. ISBN  978-0-19-822889-9 .
    • Буг, Хорст. «Часть 1, I. Объединенное бомбардировочное наступление союзников против Германии (в упор) с начала 1943 года по июль 1944 года. 2. Ночные налеты бомбардировочного командования до ноября 1943 года (б) Битва за Рур». В Boog, Krebs & Vogel (2006) .
  • Купер, AW (2013) [1992]. Воздушная битва за Рур: наступление британских ВВС, март – июль 1943 г. (переиздание Pen & Sword Publishing, изд. Барнсли). Шрусбери: Издательство Airlife. ISBN  978-1-78159-062-1 .
  • Купер, М. (1981). Немецкие ВВС 1933–1945: Анатомия неудач . Лондон: Джейн. ISBN  07106-0071-2 .
  • Крэйвен, ВФ; Кейт, Дж.Л., ред. (1983) [1949]. Европа: Факел до Пойнтбланка, август 1942 г. - декабрь 1943 г. (PDF) . Армейская авиация во Второй мировой войне. Том. II (редактор Управления истории ВВС, Вашингтон, округ Колумбия). Чикаго, Иллинойс: Чикагский университет. стр. 671–673. ISBN  0-912799-03-Х . Проверено 5 декабря 2021 г.
  • Герни, Джин (1962). Война в воздухе: иллюстрированная история боевых действий ВВС Второй мировой войны . Нью-Йорк: Книги Бонанза. ISBN  978-0-517-09948-3 . OCLC   500521272 .
  • Левин, Алан Дж. (1992). Стратегическая бомбардировка Германии, 1940–1945 гг . Гринвуд. ISBN  0-275-94319-4 .
  • Ллойд, Ян (1978). Rolls-Royce: The Merlin at War (электронная книга). Лондон: Macmillan Press. ISBN  978-1-349-03908-1 .
  • Миддлбрук, М. ; Эверитт, К. (2014) [1985]. Дневники бомбардировочного командования: оперативный справочник 1939–1945 годов ([онлайн-сканирование] 2-е издание Pen & Sword Aviation, изд. Барнсли). Лондон: Викинг. ISBN  978-1-78346-360-2 .
  • Шпеер, Альберт (1970). Внутри Третьего Рейха . Перевод Уинстона, Клары; Уинстон, Ричард. Нью-Йорк и Торонто: Макмиллан. ISBN  978-0-684-82949-4 . LCCN   70119132 .
  • Томпсон, Генри Леопольд (1956). «Глава 3: Бомбардировочное командование и битва за Рур» . Новозеландцы в Королевских ВВС: Европейский театр, январь 1943 г. - май 1945 г. Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–45 . Том. II (онлайн-сканирование под ред.). Веллингтон, Новая Зеландия: Отдел исторических публикаций Министерства внутренних дел. стр. 40–82. ОСЛК   270208181 . Проверено 5 декабря 2021 г. - из коллекции электронных текстов Новой Зеландии.
  • Туз, Адам (2006). Плата за разрушение: создание и разрушение нацистской экономики . Лондон: Аллен Лейн. ISBN  978-0-713-99566-4 .
  • Туз, Адам (2007) [2006]. Плата за разрушение : создание и разрушение нацистской экономики (2-е издание). Лондон: Пингвин. ISBN  978-0-14-100348-1 .
  • Вебстер, К. ; Франкленд, Н. (1961). Батлер, Джеймс (ред.). Стратегическое воздушное наступление на Германию 1939–1945: усилия (Часть 4) . История Второй мировой войны , Военная серия Великобритании. Том. II. Лондон: HMSO. OCLC   1068104819 .
  • Вебстер, К.; Франкленд, Н. (2006) [1961]. Батлер, Джеймс (ред.). Стратегическое воздушное наступление против Германии 1939–1945 гг.: Приложения и дополнения . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. IV (факс. pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-350-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Л. (1999). Радиолокационная история Второй мировой войны: технические и военные императивы . Филадельфия, Пенсильвания: Публикации Института физики. ISBN  978-0-7503-0659-1 .
  • Дэвис, Ричард Д. (2006). Бомбардировка европейских держав оси: исторический сборник комбинированного бомбардировочного наступления, 1939–1945 гг . AD-a450 007. База ВВС Максвелл: Издательство Air University Press. ISBN  978-1-4294-5551-0 .
  • Мейнард, Джон (1996). Беннетт и Следопыты . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  1-85409-258-8 .
  • Вестерманн, Э.Б. (2001). «Глава седьмая: Круглосуточные бомбардировки, 1943 год; Битва за Рур». FlaK: Немецкая противовоздушная оборона 1914–1945 гг . Лоуренс, Канзас: Университетское издательство Канзаса. стр. 130–140. ISBN  978-0-7006-1136-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a5aadd2c7727ca4802b8164d5aebe48__1717130820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/48/6a5aadd2c7727ca4802b8164d5aebe48.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of the Ruhr - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)