Бомбардировка Брауншвейга (октябрь 1944 г.)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2007 г. ) |
Во время мировой войны Второй Брауншвейг (известный как Брансуик на английском языке) подвергся атакам авиации союзников в ходе 42 бомбардировок. В ночь с 14 на 15 октября 1944 года атака 5-й группы Королевских ВВС (RAF) стала кульминацией разрушения города Генриха Льва во время войны. Воздушный налет был частью операции «Ураган» , которая была призвана продемонстрировать возможности бомбардировочной кампании союзников. Атака вызвала масштабный пожар , который мог перерасти в огненную бурю . [ нужна ссылка ] В результате Брауншвейг горел непрерывно в течение двух с половиной дней с 15 по 17 октября. Было разрушено более 90 процентов средневекового центра города, изменив облик города до наших дней.
Рейды
[ редактировать ]Королевские ВВС впервые бомбили Брауншвейг 17 августа 1940 года, в результате чего погибло семь человек. [1] а 94-я BG получила Крест за выдающиеся заслуги за вылет 11 января 1944 года против завода компонентов бомбардировщиков MIAG. В рамках комбинированного бомбардировочного наступления Брауншвейг был регулярной целью Королевских ВВС (ночные налеты) и американских бомбардировщиков (дневное время), включая две атаки « Большой недели » 20 и 21 февраля 1944 года.
Первый крупный британский налет на Брауншвейг состоялся 14–15 января 1944 года, когда около 500 бомбардировщиков «Ланкастер» атаковали, несмотря на сильную оборону немецких истребителей. Будучи относительно небольшой целью, большинство бомб не попало в город. [2]
В ходе экспериментального рейда, чтобы проверить, эффективна ли бомбардировка только с помощью радара (без маркировки целей), около 400 тяжелых бомбардировщиков совершили налет на Брауншвейг в ночь с 12 на 13 августа 1944 года. Эффективной концентрации бомб не произошло, и близлежащие города подверглись бомбардировке ошибка. [3]
В период между этими датами быстрые бомбардировщики «Москито» время от времени совершали неприятные налеты и диверсии против Брауншвейга.
14 октября 1944 года 106-я эскадрилья британских ВВС бомбила Брауншвейг. [4] и одним из последних нападений было нападение на химический завод в марте 1945 года в рамках кампании против производства синтетической нефти . [5]
Брауншвейг в 1944 году
[ редактировать ]Брауншвейг подвергся 42 воздушным налетам, город был окружен зенитными орудиями . [ нужна ссылка ] . В январе 1944 года в ходе налетов бомбардировочного командования на Штеттин, Брауншвейг и Магдебург потери составили 7,2 процента – больше, чем при налетах на Берлин в том же месяце. [6] В число целей входили заводы по производству машин и боеприпасов , гавани , научно-исследовательские институты, консервные заводы, железнодорожные станции и железных дорог предприятия по техническому обслуживанию , а также Немецкий исследовательский центр авиации . В число целей вблизи Брауншвейга входили Reichswerke Hermann Göring в Зальцгиттере и завод KdF-Stadt Volkswagen недалеко от Фаллерслебена . Близлежащий Офлаг 79 лагерь для военнопленных подвергся нападению 24 августа 1944 года.
Подготовка к авианалету 15 октября 1944 г.
[ редактировать ]Цель рейда
[ редактировать ]13 октября ВВС получили приказ провести операцию «Ураган» , чтобы продемонстрировать разрушительную мощь бомбардировщиков союзников и превосходство союзников в воздухе. В заказы входило следующее:
- «Чтобы продемонстрировать противнику в Германии в целом подавляющее превосходство союзных ВВС на этом театре военных действий... намерение состоит в том, чтобы в кратчайшие практические сроки применить максимальные усилия бомбардировочного командования Королевских ВВС и 8-й дивизии Соединенных Штатов. Бомбардировочное командование против целей в густонаселенном Руре ». [7]
Операция «Ураган» предусматривала, что Дуйсбург станет главной целью примерно тысячи бомбардировщиков британских ВВС, а Кельн — примерно 1200 бомбардировщиков ВВС США. Еще 233 бомбардировщика Королевских ВВС были направлены в Брауншвейг, население которого в октябре 1944 года составляло около 150 000 человек.
Планирование атаки на Брауншвейг было завершено к 15 августа 1944 года. Дармштадт был атакован в ночь на 11 сентября 1944 года с использованием новой техники нацеливания: веерообразного летающего строя и ошеломляющего применения взрывных и зажигательных бомб. Будучи в значительной степени неподготовленным городом, в результате пожаров погибло около 11 500 человек. Затем союзники обратили свое внимание на Брауншвейг.
Брауншвейг должен был быть в значительной степени разрушен не только как важный центр военной промышленности, но и, прежде всего, как жилой город, тем самым сделав его непригодным для проживания и бесполезным. Цель, а именно максимально возможное разрушение, должна была быть достигнута посредством детальных планов атаки и тщательного их выполнения, а также тщательного использования свойств техники, которая должна была быть развернута. Средством достижения цели должна была стать вышеупомянутая огненная буря, возникновение которой не должно было быть случайностью; это было научно обосновано [8] и разработана путем кропотливого детального анализа.
13 октября главный метеоролог Королевских ВВС Хай Викомб сообщил штабу бомбардировочного командования Королевских ВВС прогноз погоды на выходные 14–15 октября: небольшая облачность, хорошая видимость в течение всей ночи и умеренный ветер. На следующий день маршал авиации Артур «Бомбардировщик» Харрис отдал приказ нанести удар по Брауншвейгу и другим городам. дало Brunswick кодовое название Skate Бомбардировочное командование Королевских ВВС . Всем немецким городам были присвоены названия рыб , потому что человек, ответственный за эти названия, был заядлым рыболовом . По соображениям безопасности настоящие названия городов никогда не использовались в оперативных приказах.
Бомбардировочное командование Королевских ВВС четыре раза в 1944 году тщетно пыталось нанести Брауншвейгу длительные разрушения, но каждый раз терпело неудачу из-за, среди прочего, плохой погоды и сильной обороны.
В субботу 14 октября 1944 года в штабе группы № 5 в Мортон-холле была завершена подготовка к атаке.
Октябрьский рейд 1944 г.
[ редактировать ]Налет совпал с налетом тысячи британских бомбардировщиков на Дуйсбург , вторым на этот город за 24 часа, причем предыдущая британская атака была совершена при дневном свете.
По плану самолет 5-й группы поднялся в воздух около 23:00 по местному времени 14 октября. [9] Основную силу группы составляли 233 четырехмоторных тяжелых бомбардировщика Mark I и III Lancasters , каждый с бомбовой нагрузкой около 6 тонн. «Ланкастеры» сопровождали семь быстрых легких бомбардировщиков «Москито».
Бомбардировщики, направлявшиеся в Брауншвейг, взяли курс на юг, чтобы обойти Рурскую область , которая хорошо защищалась зенитными батареями и истребительной авиацией. Около Падерборна отряд повернул на север, пролетел над Ганновером и направился к Брауншвейгу.
Как обычно, ночные действия британцев включали в себя ряд вылетов с целью обмануть немецкую оборону относительно истинных целей на ночь. Сто сорок один учебный корабль совершил имитацию нападения на Гельголанд , 20 «Москитов» отправились в Гамбург , восемь — в Мангейм , 16 — в Берлин и два — в Дюссельдорф . Их поддерживали 140 самолетов специального назначения 100-й группы RAF , которые применяли меры радиоэлектронной борьбы против немецких ночных истребителей. Полоски фольги (под кодовым названием «Окно») были разбросаны в воздухе в больших количествах, чтобы заглушить радиолокационные станции немецкой системы ПВО, тем самым сделав их практически бесполезными. Уловка против Мангейма, который, как ожидали немецкие войска, должен был стать главной целью, оставила атаку Брауншвейга без сопротивления. [10]
Сигнал сирены , предупреждающий город о воздушном налете, прозвучал около 01:50 15 октября.
Маркировка цели
[ редактировать ]«Москиты» 5-й группы обозначили цель для основных сил. Группа № 5 разработала свои собственные методы отдельно от « Следопытов» и использовала «секторальную бомбардировку». Он использовал собор как точку отсчета для «главного бомбардировщика» ведущего самолета. Над Дом-Инзелем – местом расположения Брауншвейгского собора – была сброшена зеленая сигнальная ракета, так называемый «слепой маркер». Другие «Москиты» сбросили маркеры разных цветов, освещая цель. Первая красная сигнальная ракета упала к юго-западу от центра города. Затем тот же самолет сбросил около 60 ракет с высоты 1000 м, которые медленно опустились на землю, каждая из которых горела примерно от трех до семи минут. Эти освещенные маркеры немцы прозвали «елкой» из-за их характерного внешнего вида. Учитывая ясную ночь, [11] беспроблемный облет и безупречная маркировка цели, условия для атаки были оптимальными, с британской точки зрения.
Зеленый маркер на «Дом-Инзеле» служил ориентиром для бомбардировщиков всех следующих самолетов, которые пролетали над ним с разных направлений веерным строем, после чего сбросили бомбы.
съемки РАФ
[ редактировать ]Этот налет на Брауншвейг был снят самолетом «Ланкастер» кинопроизводственного подразделения Королевских ВВС, оснащенным для этой задачи тремя камерами типа « Eyemo ». Самолет с камерой пролетел над Брауншвейгом вместе с остальными бомбардировщиками на высоте 4950 м (16 240 футов) со скоростью 260 км/ч (160 миль в час). Время начала атаки было зафиксировано как 02:33. Копия фильма хранится в Городском музее Брауншвейга .
Фильм сопровождается следующим информационным текстом: «Бомбардировочное командование... нанесло мощную и концентрированную атаку на промышленный город Брауншвейг, который является одним из крупнейших в Германии центров авиационной и машиностроительной промышленности. Как бежит самолет с камерами Подойдя к цели, можно увидеть, как пожары быстро распространяются по всему городу, и к тому времени, когда самолет оказывается над целью, весь город пылает, и улицы можно увидеть четко очерченными». [ нужна ссылка ]
Огненный шторм
[ редактировать ]Вскоре на город было сброшено около 847 тонн бомб. Первыми были развернуты около 12 000 взрывных бомб – так называемые « блокбастеры » – ковровые бомбардировки старого центра города с деревянными каркасами , чтобы наиболее эффективным способом начать запланированную огненную бурю, разрушая деревянные дома. Взрывные волны срывали крыши домов, обнажая внутренности, выбивали оконные стекла, раскалывали внутренние конструкции, разрушали стены, вырывали электричество и воду, загоняли пожарных и спасателей в подвалы и бункеры вместе с наблюдателями за ущербом.
После волны фугасных бомб было сброшено около 200 000 фосфорных и зажигательных бомб, которые были призваны поджечь разрушенные здания и создать огненную бурю, которая будет гореть еще долго после возвращения бомбардировщиков в Англию .
Примерно к 03:10, примерно через 40 минут после сброса первых фугасных бомб, рейд завершился.
Горячая масса воздуха быстро поднялась вверх из-за мощного теплового потока, возникшего в результате пожара. На смену ему ворвался более прохладный воздух, создав бурю . Ветры, дующие со всех сторон, усугубили пожар, еще больше усилив ветер, который стал достаточно сильным, чтобы сметать небольшие предметы мебели и швырять людей. [ нужна ссылка ]
Примерно через три с половиной часа, около 6:30 утра, огненная буря достигла своего пика в центре города. Около 150 га исторического старого Брауншвейга горели. Самые высокие церковные шпили города – шпили Андреевской церкви высотой около 100 м – можно было увидеть горящими далеко за пределами города, и они также осыпали угли градом по всему городу. Руины центра города были усеяны неразорвавшимися зажигательными бомбами, что сильно затрудняло работу пожарных и спасательных машин.
Город горел так сильно и ярко, что свет от пожара был виден далеко и широко. Со всех сторон в горящий город стекались помощники и пожарные, чтобы помочь. Они прибыли, в частности, из Ганновера на западе и Хельмштедта на востоке, из Целле на севере и Кведлинбурга на юге.
За 24 часа операции «Ураган» ВВС Великобритании сбросили в общей сложности около 10 000 тонн бомб на Дуйсбург и Брауншвейг.
Спасение 23 000 застрявших людей
[ редактировать ]Множество пожаров в центре города быстро переросли в один масштабный пожар. Однако в этом районе находилось шесть больших бункеров и два бомбоубежища , все довольно переполненные, в которых укрылись от нападения 23 000 человек. Пока эти тысячи людей в кажущейся безопасности ждали в своих убежищах с толстыми стенами сигнала об отбоях, снаружи бушевала огненная буря.
Пожарные очень скоро осознали угрозу для этих 23 000 людей , оказавшихся в ловушке: огонь становился все жарче, а кислорода в бункерах и убежищах все меньше. Опасность заключалась в том, что жертвы либо задохнутся из-за нехватки кислорода, если останутся в бункерах, либо сгорят заживо, если попытаются выбраться и спастись через огненную бурю снаружи.
Die Wassergasse («водяная аллея»)
Около 05:00, еще до того, как огненная буря достигла своей полной силы, лейтенанту пожарной бригады Рудольфу Прешеру пришла в голову идея построить «водную аллею». Эта «водная аллея» позволит людям, оказавшимся в ловушке, покинуть свои убежища и отправиться в безопасные районы города.
Водяной переулок представлял собой длинный шланг, который нужно было держать под постоянным водяным туманом, чтобы защитить его от сильного жара пожара, когда пожарные подводили шланг к убежищам, где оказались в ловушке люди. Каждая из маленьких струй, выходящих из отверстий в шланге, перекрывала друг друга, образуя непрерывную искусственную «зону дождя».
Бункеры были достигнуты около 07:00 утра воскресенья, после того как огненный шторм достиг наибольшей силы. Все попавшие в ловушку люди были еще живы, но понятия не имели, что их ждет снаружи. Всем 23 тысячам удалось выбраться из опасной зоны и добраться до безопасных мест, таких как музейный парк. Только в авиаубежище на Шёппенштедтерштрассе, 31 помощь пришла слишком поздно, где 95 из 104 человек задохнулись к тому времени, когда к ним подошла пожарная команда. Огненный шторм в этой конкретной части города был настолько сильным, что израсходовал почти весь кислород, что сделало невозможным спасение более девяти человек.
Эффекты
[ редактировать ]Большую часть густонаселенного центра Брауншвейга составляли около 800 домов с деревянным каркасом , многие из которых были построены в средние века . В городе также были каменные постройки, построенные в основном 17-18 веками. Старый собор, который ВВС Великобритании использовали в качестве точки расплаты за всю операцию и который нацисты превратили в «Национальную святыню» в 1935 году, остался стоять. Многие важные исторические здания были в значительной степени или полностью разрушены.
Здание | время построено | Состояние после 15 октября 1944 г. |
Эгидиенкирхе (церковь) | 13–15 вв. | сильно поврежден |
Старые весы | 1534 | полностью разрушен, восстановлен с 1990 по 1994 год. |
Андреасская церковь (церковь) | около 1230 | сильно поврежден |
Дом Бирбаума | 1523 | уничтожен |
Брансуикский дворец | 1833–1841 | Сильно поврежденный, он был снесен в 1960 году из-за больших споров, реконструирован и вновь открыт в 2008 году. Сейчас в нем находится городская библиотека, и он объединен с новым торговым центром Schloss-Arkaden. |
Братская церковь | около 1361 г. | сильно поврежден |
Замок Данквардероде | 1887–1906 | сильно поврежден |
Гевандхаус (суконный зал) | до 1268 г. | сильно поврежден |
Аптека Хагенмаркт | 1677 | уничтожен |
Дом Сальве Хоспес | 1805 | сильно поврежден |
Церковь Святой Екатерины | около 1200 | сильно поврежден |
БЕСПЛАТНО | 1412–1422 | сильно поврежден |
Магникирхе (церковь) | около 1031 | сильно поврежден |
Мартинеум | 1415 | уничтожен |
Церковь Мартини (церковь) | около 1195 | сильно поврежден |
Мейнхардсхоф | около 1320 | уничтожен |
Мумме-Хаус (пивоварня) | 16 век | уничтожен |
Никольская церковь (церковь) | 1710–1712 | уничтожен |
Паули-Кирхе (церковь) | 1901/06 | сильно поврежден |
Церковь Петри (церковь) | до 1195 г. | сильно поврежден |
Стечинелли-Хаус | 1690 | сильно поврежден |
Государственный театр | 1861 | сильно поврежден |
На следующее утро, 16 октября, Брауншвейг лежал под густым облаком дыма. Британский самолет -разведчик , посланный для фотографирования последствий бомбардировки для анализа, был вынужден вернуться в Англию, поскольку его миссия была сделана невозможной из-за непрозрачной пелены, нависшей над городом.
К вечеру 17 октября последний из основных очагов пожара был потушен, но на тушение менее крупных пожаров ушло еще три дня, до 20 октября. В результате нападения восемьдесят тысяч горожан остались без крова.
Разрушения были настолько масштабными и основательными, что как простые люди, так и эксперты даже спустя годы после войны были убеждены, что атака произошла в результате одной из ужасных «атак тысяч бомбардировщиков», подобных той, которая разрушила Кельн. Масштабы ущерба, по-видимому, иначе объяснить невозможно. Лишь после того, как британцы открыли свои военные архивы, стало ясно, что это были «всего» 233 бомбардировщика.
Потери
[ редактировать ]Точное число жертв теракта 15 октября неизвестно. Приведенные цифры варьируются от 484 до 640 погибших, 95 из которых - в результате удушья только в приюте на Шёппенштедтерштрассе, 31. Сегодня историки оценивают их более тысячи.
Эти «легкие» потери – по сравнению с понесенными при крупных авианалетах на Дрезден , Гамбург, Пфорцхайм и другие немецкие города – по мнению экспертов, обусловлены различными факторами. Во-первых, Брауншвейг лежал на прямой траектории полета, то есть «полосе», ведущей в Магдебург и Берлин , и в непосредственной близости от центров военной промышленности Зальцгиттера ( «Герман-Геринг-Верке» ) и Вольфсбурга ( «Завод Фольксваген» ), а это значит, что Брауншвейгеры привыкли – даже в некотором смысле «обученные» – быстро реагировать на сигналы тревоги (в период с 1939 по 1945 год было получено 2040 предупреждений и 620 сигналов о воздушных налетах). Возможно, это подготовило их к нападению, хотя многие из более ранних нападений, от которых они искали убежища, на самом деле были нацелены на другие упомянутые города. Кроме того, город также имел в своем распоряжении большое количество новейших бункеров и блок-гаузов для воздушных налетов, известных как хохбункеры . Наконец, только «водная аллея» пожарной команды спасла жизни 23 000 человек.
В ту ночь британские ВВС потеряли один бомбардировщик «Ланкастер» в результате зенитного огня.
Бункеры в Брауншвейге
[ редактировать ]Брауншвейгский доспех
В Брауншвейге, по сравнению с другими немецкими городами, было большое количество самых современных бункеров для воздушных налетов, некоторые из которых были Hochbunkers (высотные бункеры), которые, тем не менее, регулярно страдали от переполненности по мере продолжения войны. Какими бы современными и надежными они ни были, факт заключается в том, что так называемая Брауншвейгская броня была разработана в Институте строительных материалов, массового строительства и противопожарной защиты Брауншвейгского технического университета . Это стало своего рода стандартом безопасности при строительстве бункеров для воздушных налетов по всему Рейху.
Год постройки | Расположение | Места | Примечания | |
1 | 1940 | Альте Кохенхауэрштрассе | 813 | все еще стоит на территории синагоги |
2 | 1940/41 | Старые весы | 220 | все еще стоит |
3 | 1941/42 | Бокствите | 750 | все еще стоит, измененный |
4 | 1941/42 | Борзигштрассе/Бебельхоф | 800 | снесен |
5 | ? | Кайзерштрассе | 642 | все еще стоит |
6 | ? | Каленвалл (старый железнодорожный вокзал) | 428 | все еще стоит, измененный |
7 | 1941/42 | Краленриде | 500 | все еще стоит |
8 | 1941/42 | Людвигштрассе | 236 | все еще стоит |
9 | 1941/42 | Мадаменвег | 1,500 | все еще стоит, переоборудованный для использования в качестве квартиры |
10 | около 1942 г. | Глогауштрассе в Мельвероде | 350 | все еще стоит |
11 | 1941/42 | Метфессельштрассе | 1,250 | все еще стоит, измененный |
12 | 1941/42 | Мюнцштрассе (полиция) | 450 | все еще стоит |
13 | 1940/41 | Окерштрассе | 944 | все еще стоит, переоборудованный для использования в качестве квартиры |
14 | 1944 | Риттерштрассе | 840 | все еще стоит, переоборудованный для использования в качестве квартиры |
15 | 1940/41 | Ауэрштрассе в Рюме | 650 | снесен |
16 | 1940/41 | Мешок | 700 | все еще стоит, измененный |
17 | 1940/41 | Зальцдалюмер Штрассе | 986 | все еще стоит, измененный |
18 | ? | Туннели в Нуссберге | 10,000 | разрушен с помощью взрывчатки |
19 | ? | Туннели в Виндмюленберге | 1,000 | устранен |
Пожарные бригады из Брауншвейга и других городов выступили против огненной бури.
[ редактировать ]По оценкам, особенно в ночь бомбардировки, а также в последующие шесть дней до ликвидации последних пожаров было задействовано около 4500 пожарных. Они прибыли на расстояние до 90 км (56 миль) и включали в себя не только членов городских пожарных команд из Бланкенбурга , Целле , Гифхорна , Ганновера , Хельмштедта , Хильдесхайма , Пайне , Зальцгиттера , Вернигероде и Вольфенбюттеля , но и волонтеры и члены заводских пожарных команд на различных заводах Брауншвейга и его окрестностей. Благодаря их усилиям город в ту ночь не сгорел полностью.
Последствия
[ редактировать ]Бомбардировка в нацистской прессе
[ редактировать ]Даже в ночь нападения национал-социалисты воспользовались возможностью превратить жертв в инструмент в своем стремлении к тотальной войне , поскольку уже на следующий день, 16 октября, когда Брауншвейг все еще горел, местная нацистская пропагандистская газета «Брауншвайгер » Tageszeitung вышла с заголовком «Die teuflische Fratze des Gegners. Schwerer Terrorangriff auf Braunschweig – Volksgemeinschaft in der Bewährung» («Дьявольские выходки врага. Тяжелая террористическая атака на Брауншвейг – население подвергается испытанию») и Südhannover-Braunschweig Gauleiter. Лаконичные слова Хартмана Лаутербахера (1909–1988) о настойчивости в адрес «Брауншвейгеров». 19 октября число «павших» было названо 405, а 20 октября появилось уведомление о смерти на всю страницу с 344 именами. 22 октября, через неделю после катастрофического нападения, в Государственном соборе ( «Staatsdom» ), как нацисты называли собор Брауншвейга, и на Шлоссплац, площади перед Брауншвейгский дворец.
Той же ночью Брауншвейг подвергся еще одному мощному авианалету. На этот раз бомбардировщиками были Boeing B-17 Flying Fortress ВВС США . Последний воздушный налет на Брауншвейг произошел утром 31 марта 1945 года, его осуществила 392-я бомбардировочная группа . Их главной целью был Восточный железнодорожный вокзал.
Статистика разрушений
[ редактировать ]Население
[ редактировать ]Когда началась Вторая мировая война , в Брауншвейге проживало 202 284 человека. К концу войны население сократилось на 26,03% до 149 641 человек. От последствий войны (в основном воздушных налетов, но также и их последствий, таких как необходимость утилизировать или иным образом обеспечить безопасность неразорвавшихся предметов , сброшенных союзниками) погибло около 2905 человек, из которых 1286 (44,3%) были иностранцами. Эти иностранцы в основном были военнопленными , подневольными рабочими и узниками концентрационных лагерей , которые работали в военной промышленности и которым был запрещен доступ к бункерам для воздушных налетов.
Разрушение жилья и инфраструктуры
[ редактировать ]В период с 1940 по 1945 год Брауншвейг 42 раза подвергался воздушным налётам Королевских ВВС и ВВС США.
Точные цифры имеются только по разрушенным домам и квартирам . К моменту окончания войны около 20% жилищ Брауншвейга остались совершенно неповрежденными, но около 24% из них были полностью разрушены. Остальные 56% были в некоторой степени повреждены, при этом степень ущерба одному конкретному жилищу сильно различалась в зависимости от других. В 1943 году, до бомбардировки Брауншвейга, в городе насчитывалось 15 897 домов, но к середине 1945 года неповрежденными остались только 2834 (около 18%). В городе также было 59 826 квартир, из которых к моменту окончания войны 11 153 (около 19%) еще не были повреждены. Уровень разрушений жилых домов составил 35%, что привело к бездомности почти 80% горожан к концу войны. Также были разрушены шестьдесят процентов городских достопримечательностей, включая муниципальные здания, а также около 50% промышленных территорий.
Общая скорость разрушения и количество завалов
[ редактировать ]Уровень разрушений в центре города Брауншвейга (в пределах « Окер -ринга», где Окер — река, опоясывающая Брауншвейг) составлял около 90%, а общий показатель для Брауншвейга в целом составлял 42%. В результате нападения на город образовалось около 3 670 500 м³ обломков. Эти цифры ставят Брауншвейг в число наиболее сильно пострадавших городов Германии во время Второй мировой войны. [ нужна ссылка ]
После войны
[ редактировать ]Реконструкция
[ редактировать ]17 июня 1946 года в Брауншвейге официально началась расчистка завалов. Работа длилась 17 лет, а официально город объявил о выполнении задачи только в 1963 году. Однако на самом деле более мелкие беспорядки разбирались и спустя годы.
Реконструкция Брауншвейга в 1950-х и 1960-х годах шла очень быстро, так как жилье было остро необходимо, а инфраструктуру города нужно было строить заново. Поскольку центр города представлял собой заваленный руинами пустырь, городские и пространственные планировщики воспользовались шансом построить новый, современный и, прежде всего, удобный для автомобилей город - идею, продвигаемую Гансом Бернхардом Райховым. Во многих местах это вновь привело к дальнейшему разрушению (например, за счет новых дорог) и уничтожению городских пейзажей, ставших историческими, поскольку прежняя планировка города частично игнорировалась. Руины были спешно снесены вместо того, чтобы восстанавливаться, а автомобиль был поднят как новый «артериал», которым должен был измеряться «новый» Брауншвейг. Таким образом, особенно в центре города, произошло «второе разрушение» Брауншвейга.
Более позднее разрушение исторических зданий и культурных объектов, такое как снос многих средневековых, барочных и классических зданий или спорный снос поврежденного Брауншвейгерского замка (Брунсвикского дворца) в 1960 году, во многом привело к тому, что, как и в случае с Дрезденской Фрауэнкирхе , Берлинский Штадтшлосс (Берлин) Городской дворец) и другие выдающиеся здания в других городах, что привело к дальнейшей утрате идентичности местного населения и на протяжении десятилетий было причиной множества споров.
Реконструкция поврежденных или разрушенных зданий частично продолжается и по сей день, о чем свидетельствует почти точная реконструкция Брауншвайгерского замка в 2007 году.
Мемориалы
[ редактировать ]Смысл и необходимость разрушения
[ редактировать ]Уже в 1943 году англиканский епископ и член Палаты лордов Джордж Белл выдвинул точку зрения, что подобные нападения угрожают этическим основам западной цивилизации и уничтожают любые шансы на будущее примирение между бывшими врагами.
После окончания Второй мировой войны возник вопрос о том, было ли разрушение Брауншвейга в октябре 1944 года военной необходимостью, учитывая, что война находилась в завершающей фазе. Это часть дискуссии о том, произошли ли разрушения других немецких городов и человеческие жертвы после того, как стратегические бомбардировочные силы союзников были освобождены от тактической поддержки высадки в Нормандии и возобновили кампанию стратегических бомбардировок в сентябре 1944 года (кампания, которая продолжаться без дальнейших перерывов до нескольких дней до окончания Второй мировой войны в Европе в мае 1945 года) может быть морально оправдано. [12]
15 октября как фиксированная точка в истории города
[ редактировать ]На Главном кладбище Брауншвейга находится мемориал вместе с могилами многих жертв рейда 15 октября 1944 года.
После нападения 14–15 октября в Брауншвейге проводятся мемориальные мероприятия и выставки. События тех двух дней находят отклик и в краеведческой литературе (см. раздел «Справочная информация»). 14–15 октября 2004 г., в шестидесятую годовщину разрушения исторического старого города Брауншвейга, снова произошло множество событий. Среди других состоявшихся мемориалов был Бенджамина Бриттена , Военный Реквием проведенный в Брауншвейгском соборе в присутствии британского посла сэра Питера Торри .
Сноски
[ редактировать ]- ^ «Битва за Британию (июнь – октябрь 1940 г.)» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Британская Корона. Архивировано из оригинала 29 августа 2006 года . Проверено 24 мая 2007 г.
- ↑ Дневник кампании, январь 1944 г.
- ↑ Дневник кампании, август 1944 г.
- ^ «Почитаем храбрых людей: Часть вторая» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года . Проверено 14 мая 2009 г.
- ^ «Миссии» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 23 марта 2009 г.
- ^ Гастингс, Макс. Командование бомбардировщиков , стр. 342.
- ^ «Дневник Королевских ВВС, октябрь 1944 года» . Архивировано из оригинала 11 июня 2007 года . Проверено 20 марта 2006 г.
- ^ Йорг Фридрих [ нужна страница ]
- ↑ Во время войны в Британии было летнее время. Зимой время было установлено на британское летнее время , а летом на двойное летнее время, поэтому местное время и британское время совпадали.
- ↑ Боуман, Легенда о Ланкастере, стр. 224.
- ↑ Отчет разведки: «Видимость: отличная».
- ^ AC Grayling среди мертвых городов: были ли бомбардировки мирного населения союзниками во время Второй мировой войны необходимостью или преступлением? , (2006), ISBN 0-7475-7671-8
Ссылки
[ редактировать ]- Braunschweiger Zeitung (издатель): Ночь бомб. Воздушная война 60 лет назад. Брауншвейг 2004 г.
- Центр мира Брауншвейг eV (издатель): Брауншвейг в войне с бомбардировками. 50 лет спустя. Посвящается жертвам войны. Том 1: Документы к выставке 30 сентября. – 31 октября 1993 г. Брауншвейг 1994 г.
- там же. : Брауншвейг в бомбардировочной войне. 50 лет спустя. Посвящается жертвам войны. Том 2: Документы современников: «Бомбы на Брауншвейг» . Государственный музей 11.09. – 16 октября 1994 г. Брауншвейг 1994 г.
- там же. : Брауншвейг в бомбардировочной войне. 50 лет спустя. Посвящается жертвам войны. Том 3: Документы ночи памяти 14/15 октября 1994 года: «Доклады Герлова». Брауншвейг 1994 г.
- Йорг Фридрих : Огонь. Германия в бомбардировочной войне 1940–1945 гг. , Мюнхен, 2002 г.
- Эккарт Гроте: Брауншвейг в воздушной войне. Союзные фильмы, изображения и оперативные отчеты ВВС США / Королевских ВВС Великобритании за 1944–1945 годы как документы по истории города. Брауншвейг 1983 г.
- Эккарт Гроте: Брауншвейг во Второй мировой войне. Документы разрушения - Час нуля - Новое начало В: Отчеты о работе Муниципального музея Брауншвейга, № 65; Брауншвейг 1994 г.
- Эккарт Гроте: Цель Брансуика, 1943–1945. Цель авианалета в Брауншвейге – документы об уничтожении. Брауншвейг 1994 г.
- Питер Нойман: Брауншвейг как цель бомбы. Из записей 1944 и 1945 годов. В: Braunschweigisches Jahrbuch, Том 65; Брауншвейг 1984 г.
- Рудольф Прешер: Красный петух над Брауншвейгом. Меры противовоздушной защиты и боевые действия в городе Брауншвейг 1927–1945 гг. , Брауншвейг 1955 г.
- Эккарт Шимпф: Ночью, когда появились рождественские елки. Совершенно обычное брауншвейгское детство в хаосе военного и послевоенного времени. Брауншвейг 1998 г.
- Хедда Калшовен: Я так много думаю о тебе. Немецко-голландская переписка 1920–1949 гг. Мюнхен 1995 г.
- «Дневник кампании» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Британская Корона. Архивировано из оригинала 1 июня 2005 года . Проверено 24 мая 2007 г.
- Брауншвейг, 1945 год – бомбардировки, освобождение, жизнь в руинах. Запомнил и прокомментировал Эккард Шимпф. Braunschweiger Zeitung and Archive Verlag, Брауншвейг, DVD, 2005 г.
- Огненный шторм – Бомбардировочная война против Германии. DVD-издание, история SPIEGEL TV. Polar Film Medien GmbH, Гешер, 2003 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Пожар Брауншвейга 14/15 числа. Октябрь 1944 года» , картина Вальтера Хука
- Описание бункера, бомб, разрушений и прочего (на немецком языке)
- Карта повреждений Брауншвейга от авианалета, 1945 год.
- Кладбище жертв 15 октября 1944 года на Главном кладбище в Брауншвейге.
- «Брауншвейгский доспех» для бункеров
- Речь посла Великобритании сэра Питера Торри по случаю шестидесятой годовщины разрушения Брауншвейга
- Рассказ очевидца: «Внезапно ты оказываешься в гуще событий, и на тебя начинают падать бомбы…» (на немецком языке)
- Стратегические бомбардировки Германии во время Второй мировой войны
- 20 век в Брауншвейге
- 20 век в Нижней Саксонии
- 1944 год в Германии.
- Конфликты 1944 года
- Зажигательные бомбы
- Воздушные операции и сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Стратегическая бомбардировка времен Второй мировой войны по населенным пунктам
- События октября 1944 года