Jump to content

Бомбардировка Штутгарта во время Второй мировой войны

Бомбардировка Штутгарта воздушного во время Второй мировой войны представляла собой серию из 53 воздушных налетов, которые составляли часть стратегического наступления союзников против Германии . Первая бомбардировка (20 самолётами Королевских ВВС ) произошла 25 августа 1940 года и привела к разрушению 17 зданий. В течение следующих четырех с половиной лет город неоднократно подвергался нападениям как со стороны Королевских ВВС, так и со стороны 8-й воздушной армии , поскольку он имел значительные промышленные мощности (включая автомобильные заводы Даймлера и Порше ) и несколько военных баз, а также был центром железнодорожных перевозок. перевозки на юго-западе Германии. Во время войны Штутгарт пережил 18 крупномасштабных атак Королевских ВВС (RAF) (первая и последняя из которых произошли 5 марта 1942 года и 13 февраля 1945 года соответственно). [1] в ходе которого 21 016 длинных тонн (21 353 т ) бомб, на город было сброшено [2] но Королевские ВВС пришли к выводу, что их атаки на Штутгарт были не настолько эффективными, насколько могли бы быть: [3]

Опыт Штутгарта был не таким суровым, как в других немецких городах. Его расположение, раскинувшееся в ряде глубоких долин, постоянно раздражало Следопытов , а убежища, вырытые в склонах окружающих холмов, спасли множество жизней.

Еще до Второй мировой войны , в 1916 году, Штутгарт был потенциальной целью для воздушных налетов из-за своего небольшого расстояния от Западного фронта Первой мировой войны . [4] В течение следующих двух лет город несколько раз подвергался атакам авиаторов союзников в течение 1917 и 1918 годов, причем завод Даймлера в Штутгарте представлял для них особый интерес. [5] [6] [7] Когда ВВС Королевских бомбардировочное командование начало свою стратегическую бомбардировку во время Второй мировой войны , оно первоначально нацелилось на взлетно-посадочные полосы в Норвегии и Франции и загоны для подводных лодок на севере Франции, но вскоре добавило к своей цели гражданские цели, такие как Штутгарт. список в марте 1940 года. [8] Уже в мае того же года Королевские ВВС предпринимают попытки бомбить цели в Вюртемберге , которых было две среди преимущественно сельского региона: Штутгарт и Фридрихсхафен . Штутгарт, получивший прозвище «Немецкий Ковентри », был важным железнодорожным узлом и центром промышленности, где располагались заводы Bosch , Daimler-Benz и заводы по производству шарикоподшипников SKF . Однако на самом деле достичь этих целей было сложно из-за их большого расстояния от Великобритании, а также из-за топографии холмов и долин Вюртемберга, что ухудшало точность британских бомбардировщиков. Обходной путь состоял в том, чтобы атаковать силой, начиная с 1942–43 годов, но эти рейды иногда поражали ложные цели и стоили жизни и материалов. [9]

14 февраля 1942 года Королевские ВВС сняли все ограничения с бомбардировочного командования , и Штутгарт оказался в списке бомбардировочного командования «альтернативных промышленных зон» вместе с Франкфуртом , Швайнфуртом и Килем . [10]

Оборона Штутгарта

[ редактировать ]

Подготовка к защите граждан Штутгарта от налетов британской авиации, хотя она и была преуменьшена, была проведена в сентябре 1939 года с открытием двадцати пунктов первой помощи. В номере местной газеты нацистской партии NS-Kurier [ de ] от 31 мая 1940 года хвасталось, что Рейхслуфтшуцбунд воспользовался « естественными физическими условиями » Штутгарта и что жертв среди гражданского населения не ожидается. В результате первого воздушного налета на военный город в ночь на 25 августа 1940 года четверо были убиты и пятеро ранены. Следующие два рейда обошлись без жертв. В результате Штутгарт считался достаточно безопасным для приема эвакуированных из городов, уже сильно пострадавших от британских бомбардировок, таких как Гамбург , Эссен и Дюссельдорф . [11]

В начале войны Штутгарт защищал I./Jagdgeschwader 52, базирующийся в Бёблингене . [12]

К 1944 году Штутгарт обороняли 11 тяжелых (88-мм) и 38 легких (20-40 мм) зенитных батарей. [13] также располагалась истребительная база Люфтваффе К югу от города Эхтердинген . Знаменитая смотровая башня Бургхольцхоф использовалась зенитными корректировщиками во время налетов. [14] Pragstattel Flakturm расположен к северу от центра Штутгарта , вдоль оживленного шоссе, украшенного вывесками. [15] и башни Винкеля в форме пули, построенные вокруг города, также сохранились. [ нужна ссылка ]

Фотография британских ВВС времен Второй мировой войны опустошенного центра Штутгарта.

В ночь с 4 на 5 мая 1942 года Штутгарт пережил свою первую крупномасштабную атаку: 121 бомбардировщик Королевских ВВС провел стратегическую бомбардировку города с целью уничтожить завод Bosch, производивший компоненты для Люфтваффе. Чрезвычайно плотная облачность города помешала налету, и бомбы флотилии были разбросаны по городу, хотя приманка в Лауффене-на-Неккаре была поражена. Ни одна бомба не поразила завод Bosch, но 13 мирных жителей погибли и еще 37 получили ранения. Один Стирлинг погиб. [16] На следующую ночь еще 77 бомбардировщиков выстроились против Штутгарта, но снова столкнулись с плохой видимостью, поскольку город был скрыт дымкой. Ближайшие бомбы упали на Крехервальд к западу от города, при этом три Веллингтона и еще один Стирлинг были потеряны. [17] Еще один налет был совершен в ночь с 6 на 7 мая, в нем участвовало 97 самолетов, но экипажи снова не смогли идентифицировать Штутгарт и вместо этого атаковали приманку Лауффена, которая, возможно, привела флотилию к Хайльбронну , находящемуся в 20 милях (32 км), где семь мирных жителей были убиты и более 150 зданий были разрушены. [18]

В ночь с 22 на 23 ноября 1942 года 222 бомбардировщика направились к Штутгарту, но город был закрыт облаками, и «Следопыты» не смогли определить центр города. Южные районы города, а именно Рор, в Файхингене , Плинингене и Мёрингене , подверглись сильным бомбардировкам; 88 домов были разрушены и еще 334 серьезно повреждены, 28 человек погибли и еще 71 получили ранения. [19] Всего на город было сброшено тридцать тонн бомб. [20]

Несколько месяцев спустя, 11 марта 1943 года, в Штутгарт прибыла огромная группа из 314 бомбардировщиков Королевских ВВС. Подразделения Следопытов утверждали, что обнаружили город, но большая часть бомб, сброшенных той ночью, упала на открытой местности и на фиктивные индикаторы Следопытов , первое их применение немцами, но все же 112 человек погибли и 386 были ранены при Файхинген и Кальтенталь попадании в . в результате чего было разрушено 118 домов. В ходе операции было потеряно шесть «Галифаксов», три «Стирлинга» и два «Ланкастера», что составило 3,5% от общей численности. [21] В следующем месяце 462 бомбардировщика выстроились против Штутгарта, и «Следопыты» снова заявили, что точно идентифицировали Штутгарт, но фактическая бомбардировка произошла к северо-востоку от города. Эта миссия оказалась дорогостоящей неудачей: были потеряны восемь «Стирлингов» и «Веллингтонов», четыре «Галифакса» и три «Ланкастера». [22] В октябре того же года ВВС изменили ход действий и направили отряд из 343 «Ланкастеров» для ночной атаки с участием 101-й эскадрильи , оснащенной устройством постановки помех « Воздушная сигара » и дополненной несколькими отвлекающими полетами, в совокупности гарантируя, что только четыре ночных истребителя Люфтваффе пробьются. в Штутгарт к концу рейда. Потеряв всего четыре Ланкастера, [23] рейд имел огромный успех: 104 мирных жителя погибли и еще 300 получили ранения. Еще 31 человек погиб и 156 получили ранения в следующем месяце, 26 ноября 1943 года. [24] в качестве отвлекающего отряда из 178 бомбардировщиков совершил разрозненный налет на Штутгарт, чтобы отвлечь ночные истребители от Берлина, заплатив за это шесть Галифаксов, потерянных Люфтваффе. [25]

Фотография Нового дворца , разрушенного во время войны, 1956 года.

Утром 6 сентября 1943 года 388 летающих крепостей B-17 собрались над южной Англией и Ла-Маншем 90% немецких магнето , направляясь в Штутгарт, чтобы разрушить его промышленный сектор, где, по оценкам американской разведки в 1943 году , производилось и топливных форсунок. . [26] Пятая часть этой флотилии выбыла из строя из-за погодных условий или механической неисправности, оставив оставшуюся часть флотилии продолжать путь во Францию. [27] где он начал разделяться на разные отвлекающие полеты, чтобы отвлечь штабс от Jagdgeschwader 2 . [28] Это была первая дневная атака на Штутгарт, первая атака ВВС США на Штутгарт и одиннадцатый налет на город. [11] Из 262 B-17, дошедших до Штутгарта, 45 были потеряны. В ходе операции двое летчиков погибли, а еще 333 пропали без вести . [29]

Когда бомбардировщики пролетали над Камбре , несколько истребителей Люфтваффе атаковали строй и обменялись ударами с сопровождающими его P-47 Thunderbolts, прежде чем прекратить свои действия в 8:44. В это время сопровождающие P-47 сигнализировали, что у них заканчивается топливо и они должны вернуться на базу, а это означает, что бомбардировщики будут предоставлены сами себе, пока не вернутся на текущую зону действия истребителей союзников. [30] После короткого периода затишья, [31] Истребители Люфтваффе всех марок и подразделений (даже несколько Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков ) обрушились на войска. [32] причинение высоких потерь при некоторых потерях. [33] Эти атаки внезапно прекратились, когда флотилия бомбардировщиков прибыла к Штутгарту, где городские зенитные орудия начали открывать огонь по бомбардировщикам. [34] К несчастью для американцев, слоистые облака, покрывавшие город в тот день, были невозможны для людей, использующих соответствующие бомбовые прицелы «Норден» . [35] вынуждая различные группы бомбардировщиков под командованием бригадного генерала Роберта Ф. Трэвиса трижды облететь город с открытыми дверцами бомбовых отсеков, медленно расходуя топливо и подвергаясь обстрелам немецких зенитных орудий. [36] Перед четвертым заходом 96-я и 388-я бомбардировочные группы начали уходить, чтобы атаковать второстепенную цель Страсбурга, но снова не смогли ее обнаружить и вместо этого сбросили свои бомбы в Шварцвальд . [37] Спустя несколько мгновений истребители Люфтваффе вернулись, чтобы атаковать бомбардировщики. [38] и будет продолжать их преследовать, пока они не вернутся в зону действия истребителей. Во время миссии было потеряно 45 бомбардировщиков, а американская доктрина высокоточных бомбардировок в дневное время потерпела крах после второго налета на Швайнфурт позднее в том же году. [39] В Штутгарте 108 человек были убиты и 165 ранены. [11]

Из 21 экипажа 388-го экипажа, отправившегося на миссию, названную в подразделении «Черным понедельником», вернулись 13. [40]

3 ноября 1943 года Артур Харрис перечислил Штутгарт среди 19 городов, которые, по его утверждению, были «серьезно повреждены» в отчете о деятельности бомбардировочного командования премьер-министру Уинстону Черчиллю . [41]

Самый разрушительный год войны для Штутгарта начался с массированной британской атаки на город 21 февраля 1944 года 598 бомбардировщиками, потеряв только семь «Ланкастеров» и один «Галифакс» в результате действий Германии благодаря двум отвлекающим полетам над Северным морем и Мюнхенам. двум часов назад. [42] В течение следующих двух ночей в Штутгарт совершили полеты в общей сложности 27 ночных истребителей «Москито». [43]

25 февраля 1944 года, в ходе заключительного задания Большой недели , 268 B-17 Flying Fortress 1-й бомбардировочной дивизии были отправлены в атаку на Аугсбург и Штутгарт . По последнему нанесли удар 50 бомбардировщиков этого соединения. [44]

Удача закончилась Штутгарту: три налета за пять ночей в середине июля 1944 года. 25 июля над центром города появились 514 бомбардировщиков британских ВВС и нанесли огромный ущерб, потеряв 21 самолет. [45] На следующую ночь Королевские ВВС вернулись с 550 бомбардировщиками и уничтожили центр города в ходе самой успешной атаки на Штутгарт за всю войну. В ходе операции было потеряно 12 самолетов. [46] Разведывательный полет из 30 «Москитов» пролетел над городом 28 июля без потерь. [47] за ними последовала третья и последняя атака в июле 1944 года. 28–29 июля 494 ​​«Ланкастера» и два «Москита» из групп Королевских ВВС №№ 1 , 3 , 5 и 8 вылетели для атаки на Штутгарт. [48] Из-за отсутствия облачности поток бомбардировщиков подвергался воздействию элементов Nachtjagdgeschwader 2 . [49] которые перехватили и сбили 39 Ланкастеров - 19% от общего числа. [48] Но июльские рейды были разрушительными; почти 1000 человек были убиты и более 100 000 перемещены. Среди десятков разрушенных зданий была штаб-квартира нацистской партии в городе. [50]

В ночь с 12 на 13 сентября 204 «Ланкастера» и 13 «Москитов» из групп № 1 и 5 атаковали Штутгарт. За счет 4 Ланкастеров огненная буря . в городе случилась [51]

Четыре комара пролетели над Штутгартом 13–14 октября. [52] Позже в том же месяце 565 «Ланкастеров» и 18 «Москитов» из групп № 1, 3, 6 и 8 атаковали Штутгарт двумя силами в ночь с 19 на 20 октября. Шесть Ланкастеров были потеряны, а центральным и восточным частям города был нанесен огромный ущерб. Среди пострадавших зданий был завод Bosch. [53]

В следующем месяце 65 комаров атаковали Штутгарт двумя волнами, 5–6 ноября. [54] за ними последовали еще 29 комаров 21–22 ноября. [55] Еще девять комаров посетили город 25–26 ноября. [56] Ни в одном из этих налетов не было потеряно ни одного самолета. [57]

Штутгарт дважды подвергался атаке в ночь с 28 на 29 января 1945 года силами в 602 самолета. Во время первой атаки 226 самолетов бомбили железнодорожные станции Корнвестхайма , к северу от города. Три часа спустя второй отряд появился над Цуффенхаузеном, чтобы разрушить то, что было идентифицировано как завод авиационных двигателей Хирта . Цель была скрыта облаками, в результате чего сама бомбардировка была рассеяна. Бомбы упали на севере, взорвавшись в Фейербахе , где пострадал завод Бош, и Вайлимдорфе . В ходе последней крупной атаки ВВС Великобритании на Штутгарт было потеряно 11 самолетов. [3]

Наследие

[ редактировать ]
Нарисованная карта руин центра Штутгарта.
Зарисовка разрушений в центре города, сделанная Вальтером Киттелем и датированная 1950 годом.

Всего против Штутгарта ВВС США и Королевские ВВС совершили 53 воздушных налета . Последний проводил ковровые бомбардировки гражданских объектов в Штутгарте в соответствии с директивой о бомбардировках района от 14 февраля 1942 года. [58] 4562 гражданина Германии были убиты, [59] [а] как и 770 иностранцев, большинство из которых были подневольными работниками . По оценкам, было потеряно 300 самолетов и 2400 военнослужащих союзников. [ нужна ссылка ] 68% центра Штутгарта было разрушено. [60]

Всего на Штутгарт упало 27 000 тонн бомб; 20 000 фугасных бомб и 1,3 миллиона зажигательных устройств. [61] По оценкам, в черте города осталось невзорванным около 12 000 бомб. 4 июня 2014 года жилой район недалеко от Дегерлоха и Силленбуха был эвакуирован, чтобы полиция могла обезвредить две 250 -килограммовые (550 фунтов ) бомбы. [59]

15 000 000 кубических метров (530 000 000 куб. футов) кубических метров обломков, оставшихся после войны, были собраны на Биркенкопфе с 1953 по 1957 год, чтобы сформировать Шуттберг . [62] памятник двум подросткам Флахельферам . 9 августа 2018 года на кладбище в Дегерлохе, коммуна Штутгарт, был открыт [63]

Канадский художник Карл Шефер член Королевских ВВС Канады , в то время военный художник, , изобразил 6-ю эскадрилью Королевских ВВС , готовившуюся к отправке бомбить Штутгарт 7 октября 1943 года. Шефер использовал эту дату в акварельной картине « Маршаллинг Ланкастеров против Штутгарта». , 7 октября 1943 г. , хотя, скорее всего, он закончил произведение позже. Это произведение станет одной из пяти его работ, выставленных на общественную выставку. [64]

Бомбардировка Штутгарта во время Второй мировой войны [24]
# Дата и время Площадь(и) повреждена Потери Сила
1 25 августа 1940 г.
00:16–01:24
Гайсбург , Восточный Штутгарт ; Унтертюркхайм Четверо убиты, пятеро ранены. [11] Восток. 20 самолетов
2 8 ноября 1940 г.
21:16–24:00
Штутгарт-Центр Никто не погиб, трое ранены Восток. 20 самолетов
3 10 февраля 1941 г.
00:28–01:43
Замок Солитьюд Потерь нет Один самолет
4 5 мая 1942 г. [б]
00:33–02:43
Цуффенхаузен ; Бад-Каннштатт 13 убитых, 37 раненых [11] 121 самолет: [16] 69 Веллингтонов , 19 Хэмпденов , 14 Ланкастеров , 12 Стирлингов , 7 Галифаксов
5 6 мая 1942 г.
01:51–01:53
Крехервальд Потерь нет 77 самолетов: [17] 49 Веллингтонов, 13 Стирлингов, 11 Галифаксов, 4 Ланкастера
6 29 августа 1942 г.
01:45
Пивоварня Dinkelacker , Штутгарт-Юг Потерь нет Один самолет
7 22 ноября 1942 г.
21:30–22:45
Рор, Файхинген ; Меринген ; Плининген 28 убитых, 71 раненых 222 самолета: [19] 97 Ланкастеров, 59 Веллингтонов, 39 Галифаксов, 27 Стирлингов.
8 11 марта 1943 г.
22:46–23:50
Вайхинген; Кальтенталь, Штутгарт-Юг 112 убитых, 386 раненых 314 самолетов: [21] 152 Ланкастера, 109 Галифаксов, 53 Стирлинга.
9 15 апреля 1943 г.
00:42–01:52
Бад-Каннштатт; Мюнстер ; Мюлуз 619 убитых, 705 раненых; В Гейсбурге убиты 400 военнопленных 462 самолета: [22] 146 Веллингтонов, 135 Галифаксов, 98 Ланкастеров, 83 Стирлинга.
10 17 апреля 1943 г.
01:10
Штутгарт-Запад Один убит, 58 ранены Один самолет
11 [с] 6 сентября 1943 г.
10:44–11:10
Штутгарт-Запад; Штутгарт-Юг 107 убитых, 165 раненых [11] 262 самолета: Все Boeing B-17. [29]
12 8 октября 1943 г.
00:02–00:53
Карлсхёэ , Штутгарт-Юг 104 убитых, 300 раненых 343 самолета: [23] Все Ланкастеры
13 26 ноября 1943 г.
20:25–21:12
Бад-Каннштатт; Унтертюркхайм; Даймлер планирует 31 убит, 156 ранены 178 самолетов: [25] 157 Галифаксов, 21 Ланкастер.
14 21 февраля 1944 г.
03:57–05:09
Бад-Каннштатт; Фейербах 160 убитых, 977 раненых 598 самолетов: [42] 460 Ланкастеров, 126 Галифаксов, 12 Москитов .
15 25 февраля 1944 г.
14:25–15:00
Фейербах; Бад-Каннштатт; 10 убитых, 56 раненых 50 самолетов: все B-17. [44]
16 2 марта 1944 г.
02:51–04:01
Бад-Каннштатт; дворец Новый 125 убитых, 510 раненых 557 самолетов: [65] 415 Ланкастеров, 129 Галифаксов, 13 Москитов
17 15 марта 1944 г.
23:10–00:13
Файхинген, Меринген 86 убитых, 203 раненых 863 самолета: [66] 617 Ланкастеров, 230 Галифаксов, 16 Москитов
18 28 апреля 1944 г.
01:50–02:20
Штутгартский центр; Фейербах; Бад-Каннштатт Никто не погиб, 9 ранены 13 самолетов
19 16 июля 1944 г.
10:09–10:25
Бад-Каннштатт; Зимняя свалка 42 убитых, 94 раненых Восток. 100 самолетов
20 21 июля 1944 г.
11:04–11:12
Цуффенхаузен 31 убит, 29 ранены 25 самолетов
21 25 июля 1944 г.
01:35–02:10
Штутгарт-Центр За период с 25 по 29 июля 884 убитых, 1916 раненых, 14 пропавших без вести. [59] 614 самолетов: [45] 461 Ланкастер, 153 Галифакса
22 26 июля 1944 г.
01:38–02:35
Штутгарт-Центр см. 25 июля 550 самолетов: [46] 412 Ланкастеров, 138 Галифаксов
23 28 июля 1944 г.
01:22–01:50
Прилегающая территория; Штутгарт-Север см. 25 июля 30 самолетов: [47] Все комары
24 29 июля 1944 г.
01:48–02:30
Фейербах; Ботнанг ; Остхайм и Габленберг , Штутгарт-Восток см. 25 июля 496 самолетов: [48] 494 Ланкастера, 2 Комара
25 5 сентября 1944 г.
11:15–11:54
Унтертюркхайм; щеки 37 убитых, 70 раненых Восток. 200 самолетов
26 10 сентября 1944 г.
11:21–11:40
Цуффенхаузен; Фейербах; Штаммхайм 28 убитых, 113 раненых Восток. 200 самолетов
27 12 сентября 1944 г.
22:59–23:30
Штутгарт-Запад 957 убитых, 1600 раненых 217 самолетов: [51] 204 Ланкастера, 13 Комаров
28 3 октября 1944 г.
22:01
Вайлимдорф Потерь нет Один самолет
29 14 октября 1944 г.
04:35–04:56
Цуффенхаузен Двое убиты, 40 ранены Четыре самолета: [52] Все комары
30 [д] 19 октября 1944 г.
20:25–21:10
Бад-Каннштатт; Фейербах; Гейсбург Потерь нет Неизвестный
31 [д] 19 октября 1944 г.
00:55–01:38
Бад-Каннштатт; Фейербах; Гейсбург 338 убитых, 872 раненых 583 самолета: [53] 565 Ланкастеров и 18 Комаров
32 5 ноября 1944 г.
20:00–20:30
Бад-Каннштатт; Мюнстер 24 убитых, 46 раненых 132 самолета
33 5 ноября 1944 г.
23:32–23:48
Бад-Каннштатт; Мюнстер Смотри последнюю запись 65 самолетов: [54] Все комары
34 21 ноября 1944 г.
19:10–19:16
Штутгарт-Юг Один убит, один ранен 29 самолетов: [55] Все комары
35 26 ноября 1944 г.
01:57–02:00
Бад-Каннштатт Никто не погиб, 10 ранены Девять самолетов: [56] Все комары
36 4 декабря 1944 г.
14:48
Хофен , Мюльхаузен Один убит, двое ранены Один самолет
37 9 декабря 1944 г.
12:25–13:15
Бад-Каннштатт 24 убитых, 55 раненых Восток. 350 самолетов
38 11 декабря 1944 г.
11:51–11:52
Унтертюркхайм Трое убиты, 11 ранены Четыре самолета
39 7 января 1945 г.
21:49
Фейербах Потерь нет Неизвестный
40 20 января 1945 г.
11:50–12:05
Бад-Каннштатт Один убит, 12 ранены Восток. 30 самолетов
41 21 января 1945 г.
12:58–13:00
Мюнстер; Хофен Потерь нет 12 самолетов
42 [и] 28 января 1945 г.
20:35–20:54
Фейербах; Вейлимдорф; Ботнанг Потерь нет 226 самолетов [3]
43 [и] 28 января 1945 г.
23:30–23:48
Фейербах; Вейлимдорф; Ботнанг 123 убитых, 78 раненых 376 самолетов [3]
44 1 февраля 1945 г.
19:47
Бад-Каннштатт Никто не погиб, 13 ранены Один самолет
45 12 февраля 1945 г.
19:30–19:46
Бад-Каннштатт 68 убитых, 139 раненых Восток. 30 самолетов
46 3 марта 1945 г.
14:32–14:42
Штутгарт-Север Один убит, один ранен Восток. Восемь самолетов
47 4 марта 1945 г.
10:20–10:28
Бад-Каннштатт; Штутгарт Запад 50 убитых, 135 раненых Восток. 40 самолетов
48 9 марта 1945 г.
15:02–15:03
Бад-Каннштатт Никто не погиб, четверо ранены Восток. 150 самолетов
49 12 марта 1945 г.
21:02
Фейербах Шестеро убиты, 11 ранены Один самолет
50 25 марта 1945 г.
07:55
Вайлимдорф Потерь нет Два самолета
51 25 марта 1945 г.
13:35–13:37
Штаммхайм; Цуффенхаузен Никто не погиб, четверо ранены Восемь самолетов
52 1 апреля 1945 г.
07:17–09:45
Вайлимдорф Двое убиты, 16 ранены Восемь самолетов
53 19 апреля 1945 г.
22:12
Штутгарт-Север Один убит, семеро ранены Один самолет

Примечания

[ редактировать ]
  1. Йорг Фридрих указывает в «Огне» , что 4477 из этих граждан были жителями города Штутгарт . [60]
  2. 5 мая 1942 года стал первым крупномасштабным воздушным налетом на Штутгарт. [16]
  3. Это была ВВС США на Штутгарт. первая дневная атака [24]
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б 19 октября 1944 года произошла первая двойная атака на Штутгарт. [24]
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рейды 28–29 января 1945 г. стали последней крупномасштабной атакой Королевских ВВС на Штутгарт. [3]
  1. ^ Гастингс 2013 , с. 332.
  2. Flightglobal, 9 августа 1945 г ..
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дневник боевого командования бомбардировочного командования, январь 1945 г. , 28/29 января 1945 г.
  4. The New York Times , 27 сентября 1916 г.
  5. The New York Times , 1 октября 1917 г.
  6. The New York Times , 10 марта 1918 г.
  7. The New York Times , 15 сентября 1918 г.
  8. Дневник бомбардировочного командования, январь – апрель 1941 г. .
  9. ^ Стивенсон 2006 , стр. 156–57.
  10. ^ Гастингс 2013 , с. 95.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Стивенсон 2006 , с. 158.
  12. ^ Колдуэлл и Мюллер, 2014 , с. 29.
  13. ^ Защитные сооружения Штутгарта, зенитные позиции .
  14. ^ «Дер Бургхольцхофтурн» (на немецком языке). Город Штутгарт. 10 марта 2018 года . Проверено 10 мая 2018 г.
  15. Stuttgarter Nachrichten , 23 января 2018 г ..
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дневник боевого действия бомбардировочного командования, май 1942 г. , 4/5 мая 1942 г.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, май 1942 г. , 5/6 мая 1942 г.
  18. Дневник кампании бомбардировочного командования, май 1942 г. , 6/7 мая 1942 г.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1942 г. , 22/23 ноября 1942 г.
  20. Flightglobal, 3 декабря 1942 г ..
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, март 1943 г. , 11/12 марта 1943 г.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, апрель 1943 г. , 14/15 апреля 1943 г.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1943 г. , 7/8 октября 1943 г.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Защитные сооружения Штутгарта, воздушные налеты .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1943 г. , 26/27 ноября 1943 г.
  26. ^ Мразек 2011 , стр. 83–84, 114, 116.
  27. ^ Астор 2015 , с. 163.
  28. ^ Мразек 2011 , стр. 92–98.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаммель 2010 , с. 180.
  30. ^ Мразек 2011 , с. 102.
  31. ^ Мразек 2011 , стр. 102–03.
  32. ^ Мразек 2011 , с. 103.
  33. ^ Мразек 2011 , стр. 103–108.
  34. ^ Мразек 2011 , с. 109.
  35. ^ Мразек 2011 , стр. 110–111, 115–117.
  36. ^ Мразек 2011 , стр. 110–112, 116–120.
  37. ^ Мразек 2011 , с. 126.
  38. ^ Мразек 2011 , с. 127.
  39. ^ Мразек 2011 , с. 240.
  40. ^ «Миссии» . 38bg.info . 388-я бомбардировочная группа. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 г. Проверено 28 мая 2017 г.
  41. ^ Гастингс 2013 , с. 184.
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, февраль 1944 г. , 20/21 февраля 1944 г.
  43. ^ Дневник кампании бомбардировочного командования, февраль 1944 г. , 21/22 февраля, 22/23 февраля 1944 г.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаммель 2010 , с. 253.
  45. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 24/25 июля 1944 г.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 25/26 июля 1944 г.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 27/28 июля 1944 г.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 28/29 июля 1944 г.
  49. ^ Боуман 2015 , стр. 81, 85.
  50. ^ Стивенсон 2006 , стр. 158–59.
  51. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, сентябрь 1944 г. , 12/13 сентября 1944 г.
  52. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1944 г. , 13/14 октября 1944 г.
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1944 г. , 19/20 октября 1944 г.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1944 г. , 5/6 ноября 1944 г.
  55. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1944 г. , 21/22 ноября 1944 г.
  56. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1944 г. , 25/26 ноября 1944 г.
  57. Дневник кампании бомбардировочного командования, ноябрь 1944 года .
  58. ^ Фридрих 2008 , стр. 70, 293.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Штутгартер Нахрихтен , 25 июля 2014 г.
  60. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридрих 2008 , с. 293.
  61. ^ Фридрих 2008 , с. 343.
  62. ^ Штутгартский регион, Биркенкопф .
  63. Stuttgarter Nachrichten , 8 августа 2018 г ..
  64. ^ Коулз 2011 , стр. 10, 23.
  65. ^ Дневник кампании бомбардировочного командования, март 1944 г. , 1/2 марта 1944 г.
  66. ^ Дневник кампании бомбардировочного командования, март 1944 г. , 15/16 марта 1944 г.
Источники новостей

Нью-Йорк Таймс

Штутгартер Нахрихтен (на немецком языке)

Интернет-ссылки

[ редактировать ]

Национальный архив

Flightglobal Архивы

Город Штутгарт

Защитные сооружения Штутгарта (на немецком языке)

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16d09091c0e7bed12a93fe0198a065f1__1703779500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/f1/16d09091c0e7bed12a93fe0198a065f1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bombing of Stuttgart in World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)