Бомбардировка Штутгарта во время Второй мировой войны
История Штутгарта |
---|
![]() |
Герцогство Швабия (950-1250) |
Графство Вюртемберг (1251–1495) |
Герцогство Вюртемберг (1496–1806) |
Электорат Вюртемберга (1803–1806) |
Королевство Вюртемберг (1806-1918) |
Германская империя (1871–1918) |
Свободное народное государство Вюртемберг (1918–45) |
Веймарская республика (1919-33) |
Нацистская Германия (1933–45) |
Бомбардировка Штутгарта во время Второй мировой войны |
Западная Германия (1945–90) |
Федеративная Республика Германия (1990-настоящее время) |
См. также |
Бомбардировка Штутгарта воздушного во время Второй мировой войны представляла собой серию из 53 воздушных налетов, которые составляли часть стратегического наступления союзников против Германии . Первая бомбардировка (20 самолётами Королевских ВВС ) произошла 25 августа 1940 года и привела к разрушению 17 зданий. В течение следующих четырех с половиной лет город неоднократно подвергался нападениям как со стороны Королевских ВВС, так и со стороны 8-й воздушной армии , поскольку он имел значительные промышленные мощности (включая автомобильные заводы Даймлера и Порше ) и несколько военных баз, а также был центром железнодорожных перевозок. перевозки на юго-западе Германии. Во время войны Штутгарт пережил 18 крупномасштабных атак Королевских ВВС (RAF) (первая и последняя из которых произошли 5 марта 1942 года и 13 февраля 1945 года соответственно). [1] в ходе которого 21 016 длинных тонн (21 353 т ) бомб, на город было сброшено [2] но Королевские ВВС пришли к выводу, что их атаки на Штутгарт были не настолько эффективными, насколько могли бы быть: [3]
Опыт Штутгарта был не таким суровым, как в других немецких городах. Его расположение, раскинувшееся в ряде глубоких долин, постоянно раздражало Следопытов , а убежища, вырытые в склонах окружающих холмов, спасли множество жизней.
Фон
[ редактировать ]Еще до Второй мировой войны , в 1916 году, Штутгарт был потенциальной целью для воздушных налетов из-за своего небольшого расстояния от Западного фронта Первой мировой войны . [4] В течение следующих двух лет город несколько раз подвергался атакам авиаторов союзников в течение 1917 и 1918 годов, причем завод Даймлера в Штутгарте представлял для них особый интерес. [5] [6] [7] Когда ВВС Королевских бомбардировочное командование начало свою стратегическую бомбардировку во время Второй мировой войны , оно первоначально нацелилось на взлетно-посадочные полосы в Норвегии и Франции и загоны для подводных лодок на севере Франции, но вскоре добавило к своей цели гражданские цели, такие как Штутгарт. список в марте 1940 года. [8] Уже в мае того же года Королевские ВВС предпринимают попытки бомбить цели в Вюртемберге , которых было две среди преимущественно сельского региона: Штутгарт и Фридрихсхафен . Штутгарт, получивший прозвище «Немецкий Ковентри », был важным железнодорожным узлом и центром промышленности, где располагались заводы Bosch , Daimler-Benz и заводы по производству шарикоподшипников SKF . Однако на самом деле достичь этих целей было сложно из-за их большого расстояния от Великобритании, а также из-за топографии холмов и долин Вюртемберга, что ухудшало точность британских бомбардировщиков. Обходной путь состоял в том, чтобы атаковать силой, начиная с 1942–43 годов, но эти рейды иногда поражали ложные цели и стоили жизни и материалов. [9]
14 февраля 1942 года Королевские ВВС сняли все ограничения с бомбардировочного командования , и Штутгарт оказался в списке бомбардировочного командования «альтернативных промышленных зон» вместе с Франкфуртом , Швайнфуртом и Килем . [10]
Оборона Штутгарта
[ редактировать ]Подготовка к защите граждан Штутгарта от налетов британской авиации, хотя она и была преуменьшена, была проведена в сентябре 1939 года с открытием двадцати пунктов первой помощи. В номере местной газеты нацистской партии NS-Kurier от 31 мая 1940 года хвасталось, что Рейхслуфтшуцбунд воспользовался « естественными физическими условиями » Штутгарта и что жертв среди гражданского населения не ожидается. В результате первого воздушного налета на военный город в ночь на 25 августа 1940 года четверо были убиты и пятеро ранены. Следующие два рейда обошлись без жертв. В результате Штутгарт считался достаточно безопасным для приема эвакуированных из городов, уже сильно пострадавших от британских бомбардировок, таких как Гамбург , Эссен и Дюссельдорф . [11]
В начале войны Штутгарт защищал I./Jagdgeschwader 52, базирующийся в Бёблингене . [12]
К 1944 году Штутгарт обороняли 11 тяжелых (88-мм) и 38 легких (20-40 мм) зенитных батарей. [13] также располагалась истребительная база Люфтваффе К югу от города Эхтердинген . Знаменитая смотровая башня Бургхольцхоф использовалась зенитными корректировщиками во время налетов. [14] Pragstattel Flakturm расположен к северу от центра Штутгарта , вдоль оживленного шоссе, украшенного вывесками. [15] и башни Винкеля в форме пули, построенные вокруг города, также сохранились. [ нужна ссылка ]
Рейды
[ редактировать ]
В ночь с 4 на 5 мая 1942 года Штутгарт пережил свою первую крупномасштабную атаку: 121 бомбардировщик Королевских ВВС провел стратегическую бомбардировку города с целью уничтожить завод Bosch, производивший компоненты для Люфтваффе. Чрезвычайно плотная облачность города помешала налету, и бомбы флотилии были разбросаны по городу, хотя приманка в Лауффене-на-Неккаре была поражена. Ни одна бомба не поразила завод Bosch, но 13 мирных жителей погибли и еще 37 получили ранения. Один Стирлинг погиб. [16] На следующую ночь еще 77 бомбардировщиков выстроились против Штутгарта, но снова столкнулись с плохой видимостью, поскольку город был скрыт дымкой. Ближайшие бомбы упали на Крехервальд к западу от города, при этом три Веллингтона и еще один Стирлинг были потеряны. [17] Еще один налет был совершен в ночь с 6 на 7 мая, в нем участвовало 97 самолетов, но экипажи снова не смогли идентифицировать Штутгарт и вместо этого атаковали приманку Лауффена, которая, возможно, привела флотилию к Хайльбронну , находящемуся в 20 милях (32 км), где семь мирных жителей были убиты и более 150 зданий были разрушены. [18]
В ночь с 22 на 23 ноября 1942 года 222 бомбардировщика направились к Штутгарту, но город был закрыт облаками, и «Следопыты» не смогли определить центр города. Южные районы города, а именно Рор, в Файхингене , Плинингене и Мёрингене , подверглись сильным бомбардировкам; 88 домов были разрушены и еще 334 серьезно повреждены, 28 человек погибли и еще 71 получили ранения. [19] Всего на город было сброшено тридцать тонн бомб. [20]
Несколько месяцев спустя, 11 марта 1943 года, в Штутгарт прибыла огромная группа из 314 бомбардировщиков Королевских ВВС. Подразделения Следопытов утверждали, что обнаружили город, но большая часть бомб, сброшенных той ночью, упала на открытой местности и на фиктивные индикаторы Следопытов , первое их применение немцами, но все же 112 человек погибли и 386 были ранены при Файхинген и Кальтенталь попадании в . в результате чего было разрушено 118 домов. В ходе операции было потеряно шесть «Галифаксов», три «Стирлинга» и два «Ланкастера», что составило 3,5% от общей численности. [21] В следующем месяце 462 бомбардировщика выстроились против Штутгарта, и «Следопыты» снова заявили, что точно идентифицировали Штутгарт, но фактическая бомбардировка произошла к северо-востоку от города. Эта миссия оказалась дорогостоящей неудачей: были потеряны восемь «Стирлингов» и «Веллингтонов», четыре «Галифакса» и три «Ланкастера». [22] В октябре того же года ВВС изменили ход действий и направили отряд из 343 «Ланкастеров» для ночной атаки с участием 101-й эскадрильи , оснащенной устройством постановки помех « Воздушная сигара » и дополненной несколькими отвлекающими полетами, в совокупности гарантируя, что только четыре ночных истребителя Люфтваффе пробьются. в Штутгарт к концу рейда. Потеряв всего четыре Ланкастера, [23] рейд имел огромный успех: 104 мирных жителя погибли и еще 300 получили ранения. Еще 31 человек погиб и 156 получили ранения в следующем месяце, 26 ноября 1943 года. [24] в качестве отвлекающего отряда из 178 бомбардировщиков совершил разрозненный налет на Штутгарт, чтобы отвлечь ночные истребители от Берлина, заплатив за это шесть Галифаксов, потерянных Люфтваффе. [25]

Утром 6 сентября 1943 года 388 летающих крепостей B-17 собрались над южной Англией и Ла-Маншем 90% немецких магнето , направляясь в Штутгарт, чтобы разрушить его промышленный сектор, где, по оценкам американской разведки в 1943 году , производилось и топливных форсунок. . [26] Пятая часть этой флотилии выбыла из строя из-за погодных условий или механической неисправности, оставив оставшуюся часть флотилии продолжать путь во Францию. [27] где он начал разделяться на разные отвлекающие полеты, чтобы отвлечь штабс от Jagdgeschwader 2 . [28] Это была первая дневная атака на Штутгарт, первая атака ВВС США на Штутгарт и одиннадцатый налет на город. [11] Из 262 B-17, дошедших до Штутгарта, 45 были потеряны. В ходе операции двое летчиков погибли, а еще 333 пропали без вести . [29]
Когда бомбардировщики пролетали над Камбре , несколько истребителей Люфтваффе атаковали строй и обменялись ударами с сопровождающими его P-47 Thunderbolts, прежде чем прекратить свои действия в 8:44. В это время сопровождающие P-47 сигнализировали, что у них заканчивается топливо и они должны вернуться на базу, а это означает, что бомбардировщики будут предоставлены сами себе, пока не вернутся на текущую зону действия истребителей союзников. [30] После короткого периода затишья, [31] Истребители Люфтваффе всех марок и подразделений (даже несколько Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков ) обрушились на войска. [32] причинение высоких потерь при некоторых потерях. [33] Эти атаки внезапно прекратились, когда флотилия бомбардировщиков прибыла к Штутгарту, где городские зенитные орудия начали открывать огонь по бомбардировщикам. [34] К несчастью для американцев, слоистые облака, покрывавшие город в тот день, были невозможны для людей, использующих соответствующие бомбовые прицелы «Норден» . [35] вынуждая различные группы бомбардировщиков под командованием бригадного генерала Роберта Ф. Трэвиса трижды облететь город с открытыми дверцами бомбовых отсеков, медленно расходуя топливо и подвергаясь обстрелам немецких зенитных орудий. [36] Перед четвертым заходом 96-я и 388-я бомбардировочные группы начали уходить, чтобы атаковать второстепенную цель Страсбурга, но снова не смогли ее обнаружить и вместо этого сбросили свои бомбы в Шварцвальд . [37] Спустя несколько мгновений истребители Люфтваффе вернулись, чтобы атаковать бомбардировщики. [38] и будет продолжать их преследовать, пока они не вернутся в зону действия истребителей. Во время миссии было потеряно 45 бомбардировщиков, а американская доктрина высокоточных бомбардировок в дневное время потерпела крах после второго налета на Швайнфурт позднее в том же году. [39] В Штутгарте 108 человек были убиты и 165 ранены. [11]
Из 21 экипажа 388-го экипажа, отправившегося на миссию, названную в подразделении «Черным понедельником», вернулись 13. [40]
3 ноября 1943 года Артур Харрис перечислил Штутгарт среди 19 городов, которые, по его утверждению, были «серьезно повреждены» в отчете о деятельности бомбардировочного командования премьер-министру Уинстону Черчиллю . [41]
1944
[ редактировать ]Самый разрушительный год войны для Штутгарта начался с массированной британской атаки на город 21 февраля 1944 года 598 бомбардировщиками, потеряв только семь «Ланкастеров» и один «Галифакс» в результате действий Германии благодаря двум отвлекающим полетам над Северным морем и Мюнхенам. двум часов назад. [42] В течение следующих двух ночей в Штутгарт совершили полеты в общей сложности 27 ночных истребителей «Москито». [43]
25 февраля 1944 года, в ходе заключительного задания Большой недели , 268 B-17 Flying Fortress 1-й бомбардировочной дивизии были отправлены в атаку на Аугсбург и Штутгарт . По последнему нанесли удар 50 бомбардировщиков этого соединения. [44]
Удача закончилась Штутгарту: три налета за пять ночей в середине июля 1944 года. 25 июля над центром города появились 514 бомбардировщиков британских ВВС и нанесли огромный ущерб, потеряв 21 самолет. [45] На следующую ночь Королевские ВВС вернулись с 550 бомбардировщиками и уничтожили центр города в ходе самой успешной атаки на Штутгарт за всю войну. В ходе операции было потеряно 12 самолетов. [46] Разведывательный полет из 30 «Москитов» пролетел над городом 28 июля без потерь. [47] за ними последовала третья и последняя атака в июле 1944 года. 28–29 июля 494 «Ланкастера» и два «Москита» из групп Королевских ВВС №№ 1 , 3 , 5 и 8 вылетели для атаки на Штутгарт. [48] Из-за отсутствия облачности поток бомбардировщиков подвергался воздействию элементов Nachtjagdgeschwader 2 . [49] которые перехватили и сбили 39 Ланкастеров - 19% от общего числа. [48] Но июльские рейды были разрушительными; почти 1000 человек были убиты и более 100 000 перемещены. Среди десятков разрушенных зданий была штаб-квартира нацистской партии в городе. [50]
В ночь с 12 на 13 сентября 204 «Ланкастера» и 13 «Москитов» из групп № 1 и 5 атаковали Штутгарт. За счет 4 Ланкастеров огненная буря . в городе случилась [51]
Четыре комара пролетели над Штутгартом 13–14 октября. [52] Позже в том же месяце 565 «Ланкастеров» и 18 «Москитов» из групп № 1, 3, 6 и 8 атаковали Штутгарт двумя силами в ночь с 19 на 20 октября. Шесть Ланкастеров были потеряны, а центральным и восточным частям города был нанесен огромный ущерб. Среди пострадавших зданий был завод Bosch. [53]
В следующем месяце 65 комаров атаковали Штутгарт двумя волнами, 5–6 ноября. [54] за ними последовали еще 29 комаров 21–22 ноября. [55] Еще девять комаров посетили город 25–26 ноября. [56] Ни в одном из этих налетов не было потеряно ни одного самолета. [57]
1945
[ редактировать ]Штутгарт дважды подвергался атаке в ночь с 28 на 29 января 1945 года силами в 602 самолета. Во время первой атаки 226 самолетов бомбили железнодорожные станции Корнвестхайма , к северу от города. Три часа спустя второй отряд появился над Цуффенхаузеном, чтобы разрушить то, что было идентифицировано как завод авиационных двигателей Хирта . Цель была скрыта облаками, в результате чего сама бомбардировка была рассеяна. Бомбы упали на севере, взорвавшись в Фейербахе , где пострадал завод Бош, и Вайлимдорфе . В ходе последней крупной атаки ВВС Великобритании на Штутгарт было потеряно 11 самолетов. [3]
Наследие
[ редактировать ]
Всего против Штутгарта ВВС США и Королевские ВВС совершили 53 воздушных налета . Последний проводил ковровые бомбардировки гражданских объектов в Штутгарте в соответствии с директивой о бомбардировках района от 14 февраля 1942 года. [58] 4562 гражданина Германии были убиты, [59] [а] как и 770 иностранцев, большинство из которых были подневольными работниками . По оценкам, было потеряно 300 самолетов и 2400 военнослужащих союзников. [ нужна ссылка ] 68% центра Штутгарта было разрушено. [60]
Всего на Штутгарт упало 27 000 тонн бомб; 20 000 фугасных бомб и 1,3 миллиона зажигательных устройств. [61] По оценкам, в черте города осталось невзорванным около 12 000 бомб. 4 июня 2014 года жилой район недалеко от Дегерлоха и Силленбуха был эвакуирован, чтобы полиция могла обезвредить две 250 -килограммовые (550 фунтов ) бомбы. [59]
15 000 000 кубических метров (530 000 000 куб. футов) кубических метров обломков, оставшихся после войны, были собраны на Биркенкопфе с 1953 по 1957 год, чтобы сформировать Шуттберг . [62] памятник двум подросткам Флахельферам . 9 августа 2018 года на кладбище в Дегерлохе, коммуна Штутгарт, был открыт [63]
Канадский художник Карл Шефер член Королевских ВВС Канады , в то время военный художник, , изобразил 6-ю эскадрилью Королевских ВВС , готовившуюся к отправке бомбить Штутгарт 7 октября 1943 года. Шефер использовал эту дату в акварельной картине « Маршаллинг Ланкастеров против Штутгарта». , 7 октября 1943 г. , хотя, скорее всего, он закончил произведение позже. Это произведение станет одной из пяти его работ, выставленных на общественную выставку. [64]
# | Дата и время | Площадь(и) повреждена | Потери | Сила |
---|---|---|---|---|
1 | 25 августа 1940 г. 00:16–01:24 | Гайсбург , Восточный Штутгарт ; Унтертюркхайм | Четверо убиты, пятеро ранены. [11] | Восток. 20 самолетов |
2 | 8 ноября 1940 г. 21:16–24:00 | Штутгарт-Центр | Никто не погиб, трое ранены | Восток. 20 самолетов |
3 | 10 февраля 1941 г. 00:28–01:43 | Замок Солитьюд | Потерь нет | Один самолет |
4 | 5 мая 1942 г. [б] 00:33–02:43 | Цуффенхаузен ; Бад-Каннштатт | 13 убитых, 37 раненых [11] | 121 самолет: [16] 69 Веллингтонов , 19 Хэмпденов , 14 Ланкастеров , 12 Стирлингов , 7 Галифаксов |
5 | 6 мая 1942 г. 01:51–01:53 | Крехервальд | Потерь нет | 77 самолетов: [17] 49 Веллингтонов, 13 Стирлингов, 11 Галифаксов, 4 Ланкастера |
6 | 29 августа 1942 г. 01:45 | Пивоварня Dinkelacker , Штутгарт-Юг | Потерь нет | Один самолет |
7 | 22 ноября 1942 г. 21:30–22:45 | Рор, Файхинген ; Меринген ; Плининген | 28 убитых, 71 раненых | 222 самолета: [19] 97 Ланкастеров, 59 Веллингтонов, 39 Галифаксов, 27 Стирлингов. |
8 | 11 марта 1943 г. 22:46–23:50 | Вайхинген; Кальтенталь, Штутгарт-Юг | 112 убитых, 386 раненых | 314 самолетов: [21] 152 Ланкастера, 109 Галифаксов, 53 Стирлинга. |
9 | 15 апреля 1943 г. 00:42–01:52 | Бад-Каннштатт; Мюнстер ; Мюлуз | 619 убитых, 705 раненых; В Гейсбурге убиты 400 военнопленных | 462 самолета: [22] 146 Веллингтонов, 135 Галифаксов, 98 Ланкастеров, 83 Стирлинга. |
10 | 17 апреля 1943 г. 01:10 | Штутгарт-Запад | Один убит, 58 ранены | Один самолет |
11 [с] | 6 сентября 1943 г. 10:44–11:10 | Штутгарт-Запад; Штутгарт-Юг | 107 убитых, 165 раненых [11] | 262 самолета: Все Boeing B-17. [29] |
12 | 8 октября 1943 г. 00:02–00:53 | Карлсхёэ , Штутгарт-Юг | 104 убитых, 300 раненых | 343 самолета: [23] Все Ланкастеры |
13 | 26 ноября 1943 г. 20:25–21:12 | Бад-Каннштатт; Унтертюркхайм; Даймлер планирует | 31 убит, 156 ранены | 178 самолетов: [25] 157 Галифаксов, 21 Ланкастер. |
14 | 21 февраля 1944 г. 03:57–05:09 | Бад-Каннштатт; Фейербах | 160 убитых, 977 раненых | 598 самолетов: [42] 460 Ланкастеров, 126 Галифаксов, 12 Москитов . |
15 | 25 февраля 1944 г. 14:25–15:00 | Фейербах; Бад-Каннштатт; | 10 убитых, 56 раненых | 50 самолетов: все B-17. [44] |
16 | 2 марта 1944 г. 02:51–04:01 | Бад-Каннштатт; дворец Новый | 125 убитых, 510 раненых | 557 самолетов: [65] 415 Ланкастеров, 129 Галифаксов, 13 Москитов |
17 | 15 марта 1944 г. 23:10–00:13 | Файхинген, Меринген | 86 убитых, 203 раненых | 863 самолета: [66] 617 Ланкастеров, 230 Галифаксов, 16 Москитов |
18 | 28 апреля 1944 г. 01:50–02:20 | Штутгартский центр; Фейербах; Бад-Каннштатт | Никто не погиб, 9 ранены | 13 самолетов |
19 | 16 июля 1944 г. 10:09–10:25 | Бад-Каннштатт; Зимняя свалка | 42 убитых, 94 раненых | Восток. 100 самолетов |
20 | 21 июля 1944 г. 11:04–11:12 | Цуффенхаузен | 31 убит, 29 ранены | 25 самолетов |
21 | 25 июля 1944 г. 01:35–02:10 | Штутгарт-Центр | За период с 25 по 29 июля 884 убитых, 1916 раненых, 14 пропавших без вести. [59] | 614 самолетов: [45] 461 Ланкастер, 153 Галифакса |
22 | 26 июля 1944 г. 01:38–02:35 | Штутгарт-Центр | см. 25 июля | 550 самолетов: [46] 412 Ланкастеров, 138 Галифаксов |
23 | 28 июля 1944 г. 01:22–01:50 | Прилегающая территория; Штутгарт-Север | см. 25 июля | 30 самолетов: [47] Все комары |
24 | 29 июля 1944 г. 01:48–02:30 | Фейербах; Ботнанг ; Остхайм и Габленберг , Штутгарт-Восток | см. 25 июля | 496 самолетов: [48] 494 Ланкастера, 2 Комара |
25 | 5 сентября 1944 г. 11:15–11:54 | Унтертюркхайм; щеки | 37 убитых, 70 раненых | Восток. 200 самолетов |
26 | 10 сентября 1944 г. 11:21–11:40 | Цуффенхаузен; Фейербах; Штаммхайм | 28 убитых, 113 раненых | Восток. 200 самолетов |
27 | 12 сентября 1944 г. 22:59–23:30 | Штутгарт-Запад | 957 убитых, 1600 раненых | 217 самолетов: [51] 204 Ланкастера, 13 Комаров |
28 | 3 октября 1944 г. 22:01 | Вайлимдорф | Потерь нет | Один самолет |
29 | 14 октября 1944 г. 04:35–04:56 | Цуффенхаузен | Двое убиты, 40 ранены | Четыре самолета: [52] Все комары |
30 [д] | 19 октября 1944 г. 20:25–21:10 | Бад-Каннштатт; Фейербах; Гейсбург | Потерь нет | Неизвестный |
31 [д] | 19 октября 1944 г. 00:55–01:38 | Бад-Каннштатт; Фейербах; Гейсбург | 338 убитых, 872 раненых | 583 самолета: [53] 565 Ланкастеров и 18 Комаров |
32 | 5 ноября 1944 г. 20:00–20:30 | Бад-Каннштатт; Мюнстер | 24 убитых, 46 раненых | 132 самолета |
33 | 5 ноября 1944 г. 23:32–23:48 | Бад-Каннштатт; Мюнстер | Смотри последнюю запись | 65 самолетов: [54] Все комары |
34 | 21 ноября 1944 г. 19:10–19:16 | Штутгарт-Юг | Один убит, один ранен | 29 самолетов: [55] Все комары |
35 | 26 ноября 1944 г. 01:57–02:00 | Бад-Каннштатт | Никто не погиб, 10 ранены | Девять самолетов: [56] Все комары |
36 | 4 декабря 1944 г. 14:48 | Хофен , Мюльхаузен | Один убит, двое ранены | Один самолет |
37 | 9 декабря 1944 г. 12:25–13:15 | Бад-Каннштатт | 24 убитых, 55 раненых | Восток. 350 самолетов |
38 | 11 декабря 1944 г. 11:51–11:52 | Унтертюркхайм | Трое убиты, 11 ранены | Четыре самолета |
39 | 7 января 1945 г. 21:49 | Фейербах | Потерь нет | Неизвестный |
40 | 20 января 1945 г. 11:50–12:05 | Бад-Каннштатт | Один убит, 12 ранены | Восток. 30 самолетов |
41 | 21 января 1945 г. 12:58–13:00 | Мюнстер; Хофен | Потерь нет | 12 самолетов |
42 [и] | 28 января 1945 г. 20:35–20:54 | Фейербах; Вейлимдорф; Ботнанг | Потерь нет | 226 самолетов [3] |
43 [и] | 28 января 1945 г. 23:30–23:48 | Фейербах; Вейлимдорф; Ботнанг | 123 убитых, 78 раненых | 376 самолетов [3] |
44 | 1 февраля 1945 г. 19:47 | Бад-Каннштатт | Никто не погиб, 13 ранены | Один самолет |
45 | 12 февраля 1945 г. 19:30–19:46 | Бад-Каннштатт | 68 убитых, 139 раненых | Восток. 30 самолетов |
46 | 3 марта 1945 г. 14:32–14:42 | Штутгарт-Север | Один убит, один ранен | Восток. Восемь самолетов |
47 | 4 марта 1945 г. 10:20–10:28 | Бад-Каннштатт; Штутгарт Запад | 50 убитых, 135 раненых | Восток. 40 самолетов |
48 | 9 марта 1945 г. 15:02–15:03 | Бад-Каннштатт | Никто не погиб, четверо ранены | Восток. 150 самолетов |
49 | 12 марта 1945 г. 21:02 | Фейербах | Шестеро убиты, 11 ранены | Один самолет |
50 | 25 марта 1945 г. 07:55 | Вайлимдорф | Потерь нет | Два самолета |
51 | 25 марта 1945 г. 13:35–13:37 | Штаммхайм; Цуффенхаузен | Никто не погиб, четверо ранены | Восемь самолетов |
52 | 1 апреля 1945 г. 07:17–09:45 | Вайлимдорф | Двое убиты, 16 ранены | Восемь самолетов |
53 | 19 апреля 1945 г. 22:12 | Штутгарт-Север | Один убит, семеро ранены | Один самолет |
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Йорг Фридрих указывает в «Огне» , что 4477 из этих граждан были жителями города Штутгарт . [60]
- ↑ 5 мая 1942 года стал первым крупномасштабным воздушным налетом на Штутгарт. [16]
- ↑ Это была ВВС США на Штутгарт. первая дневная атака [24]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б 19 октября 1944 года произошла первая двойная атака на Штутгарт. [24]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рейды 28–29 января 1945 г. стали последней крупномасштабной атакой Королевских ВВС на Штутгарт. [3]
Сноски
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гастингс 2013 , с. 332.
- ↑ Flightglobal, 9 августа 1945 г ..
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дневник боевого командования бомбардировочного командования, январь 1945 г. , 28/29 января 1945 г.
- ↑ The New York Times , 27 сентября 1916 г.
- ↑ The New York Times , 1 октября 1917 г.
- ↑ The New York Times , 10 марта 1918 г.
- ↑ The New York Times , 15 сентября 1918 г.
- ↑ Дневник бомбардировочного командования, январь – апрель 1941 г. .
- ^ Стивенсон 2006 , стр. 156–57.
- ^ Гастингс 2013 , с. 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Стивенсон 2006 , с. 158.
- ^ Колдуэлл и Мюллер, 2014 , с. 29.
- ^ Защитные сооружения Штутгарта, зенитные позиции .
- ^ «Дер Бургхольцхофтурн» (на немецком языке). Город Штутгарт. 10 марта 2018 года . Проверено 10 мая 2018 г.
- ↑ Stuttgarter Nachrichten , 23 января 2018 г ..
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дневник боевого действия бомбардировочного командования, май 1942 г. , 4/5 мая 1942 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, май 1942 г. , 5/6 мая 1942 г.
- ↑ Дневник кампании бомбардировочного командования, май 1942 г. , 6/7 мая 1942 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1942 г. , 22/23 ноября 1942 г.
- ↑ Flightglobal, 3 декабря 1942 г ..
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, март 1943 г. , 11/12 марта 1943 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, апрель 1943 г. , 14/15 апреля 1943 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1943 г. , 7/8 октября 1943 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Защитные сооружения Штутгарта, воздушные налеты .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1943 г. , 26/27 ноября 1943 г.
- ^ Мразек 2011 , стр. 83–84, 114, 116.
- ^ Астор 2015 , с. 163.
- ^ Мразек 2011 , стр. 92–98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаммель 2010 , с. 180.
- ^ Мразек 2011 , с. 102.
- ^ Мразек 2011 , стр. 102–03.
- ^ Мразек 2011 , с. 103.
- ^ Мразек 2011 , стр. 103–108.
- ^ Мразек 2011 , с. 109.
- ^ Мразек 2011 , стр. 110–111, 115–117.
- ^ Мразек 2011 , стр. 110–112, 116–120.
- ^ Мразек 2011 , с. 126.
- ^ Мразек 2011 , с. 127.
- ^ Мразек 2011 , с. 240.
- ^ «Миссии» . 38bg.info . 388-я бомбардировочная группа. Архивировано из оригинала 12 августа 2017 г. Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ Гастингс 2013 , с. 184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, февраль 1944 г. , 20/21 февраля 1944 г.
- ^ Дневник кампании бомбардировочного командования, февраль 1944 г. , 21/22 февраля, 22/23 февраля 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хаммель 2010 , с. 253.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 24/25 июля 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 25/26 июля 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 27/28 июля 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дневник боевого действия бомбардировочного командования, июль 1944 г. , 28/29 июля 1944 г.
- ^ Боуман 2015 , стр. 81, 85.
- ^ Стивенсон 2006 , стр. 158–59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, сентябрь 1944 г. , 12/13 сентября 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1944 г. , 13/14 октября 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, октябрь 1944 г. , 19/20 октября 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1944 г. , 5/6 ноября 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1944 г. , 21/22 ноября 1944 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дневник боевого действия бомбардировочного командования, ноябрь 1944 г. , 25/26 ноября 1944 г.
- ↑ Дневник кампании бомбардировочного командования, ноябрь 1944 года .
- ^ Фридрих 2008 , стр. 70, 293.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Штутгартер Нахрихтен , 25 июля 2014 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридрих 2008 , с. 293.
- ^ Фридрих 2008 , с. 343.
- ^ Штутгартский регион, Биркенкопф .
- ↑ Stuttgarter Nachrichten , 8 августа 2018 г ..
- ^ Коулз 2011 , стр. 10, 23.
- ^ Дневник кампании бомбардировочного командования, март 1944 г. , 1/2 марта 1944 г.
- ^ Дневник кампании бомбардировочного командования, март 1944 г. , 15/16 марта 1944 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Астор, Джеральд (2015). Могучая восьмая: Воздушная война в Европе, рассказанная людьми, которые в ней сражались . Издательство Пингвин. ISBN 9780425281574 .
- Боуман, Мартин В. (2015). Ночная воздушная война . Перо и меч. ISBN 9781783831913 .
- Колдуэлл, Дон; Мюллер, Ричард (2014). Люфтваффе над Германией: Защита Рейха . Фронтовые книги. ISBN 9781473896970 .
- Коулз, Роберт К. (28 сентября 2011 г.). Для справки: Память и картины Карла Шефера времен Второй мировой войны, RCAF (диссертация доктора медицинских наук). Университет Конкордия . Проверено 12 мая 2018 г.
- Фридрих, Йорг (2008). Пожар: Бомбардировка Германии, 1940–1945 гг . Колумбийского университета Издательство . ISBN 9780231133814 .
- Хаммел, Эрик М. (2010). Воздушная война в Европе: хронология . Военная история Пасифики. ISBN 9781890988098 .
- Гастингс, Макс (2013). Бомбардировочное командование . Издательство МБИ. ISBN 9780760345207 .
- Мразек, Роберт Дж. (2011). To Kingdom Come: эпическая сага о выживании в воздушной войне над Германией . НАЛ Калибр. ISBN 978-0-451-23227-4 .
- Стивенсон, Джилл (2006). Тыл Гитлера: Вюртемберг под нацистами . Хэмблдонский континуум . ISBN 1-85285-442-1 .
- Источники новостей
- «Британцы возобновили призыв к воздушным репрессиям» (PDF) . 27 сентября 1916 г.
- «Бомбардировка Штутгарта как мера возмездия» (PDF) . 1 октября 1917 г.
- «Британский завод Daimler по производству бомб в Штутгарте» (PDF) . 10 марта 1918 г.
- «Дождевые бомбы на Мец и близлежащие города» (PDF) . 15 сентября 1918 г.
Штутгартер Нахрихтен (на немецком языке)
- Обст, Вольф-Дитер (25 июля 2014 г.). «Ночью, когда затонул старый Штутгарт» . Проверено 13 мая 2018 г.
- Плавец, Ян Георг (23 января 2018 г.). «Все знают этот бункер – но не изнутри» . Проверено 10 мая 2018 г.
- Реклис, Ральф (8 августа 2018 г.). «Памятники помнят убитую молодость» . Проверено 5 ноября 2018 г.
Интернет-ссылки
[ редактировать ]- «Дневник боевого командования бомбардировщиков» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС. Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года.
- «Дневник кампании бомбардировочного командования, январь – апрель 1941 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 12 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, май 1942 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 12 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, ноябрь 1942 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 12 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, март 1943 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 14 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, апрель 1943 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 14 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, октябрь 1943 года» . Архивировано из оригинала 3 марта 2009 года . Проверено 14 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, февраль 1944 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 14 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, март 1944 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 14 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, июль 1944 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 6 февраля 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, сентябрь 1944 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 7 марта 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, октябрь 1944 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 7 марта 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, ноябрь 1944 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 7 марта 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - «Дневник боевого командования бомбардировщиков, январь 1945 года» . Архивировано из оригинала 6 июля 2007 года . Проверено 10 мая 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Flightglobal Архивы
- «Рейд на Штутгарт» (pdf) . Проверено 13 мая 2018 г.
- «Анализ целей – тоннаж сброшенных бомб и количество морских мин, установленных бомбардировочным командованием Королевских ВВС ежемесячно, с сентября 1939 г. по май 1945 г.» (pdf) . Проверено 24 июля 2016 г.
Город Штутгарт
- «Биркенкопф – Монте Щербелино Штутгарт» . stuttgart-tourist.de/en . Проверено 10 мая 2018 г.
Защитные сооружения Штутгарта (на немецком языке)
- «Флакстеллунген» . Архивировано из оригинала 11 мая 2018 года . Проверено 10 мая 2018 г.
- «Воздушные налеты на Штутгарт во время Второй мировой войны» (PDF) . Проверено 10 мая 2018 г.