Воздушно-десантная сигара


Airborne Cigar , или ABC сокращенно (ECM) времен Второй мировой войны, , представляла собой систему электронного противодействия разработанную Исследовательским институтом телекоммуникаций (TRE) для подавления радиостанций Люфтваффе « земля-воздух», работающих в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ). При правильном использовании система делала связь с ночными истребителями противника практически невозможной. Немцы называли ABC «dudelsack», что по-немецки означает волынка , из-за трелей. [1] [2]
Система состояла из широкополосного приемника и трех перестраиваемых передатчиков мощностью около 50 Вт. Немецкоязычные операторы специальных обязанностей (SDO) прослушивали сигналы в этом диапазоне, чтобы определить, какие частоты используются наземными диспетчерами. Когда один из них был найден, один из передатчиков переключился на эту частоту и начал передавать шум.
ABC эксплуатировалась в основном 101-й эскадрильей RAF , входящей в состав специализированной группы № 100 RAF . Поскольку система была полезна только на расстоянии около 50 миль (80 км), их «Ланкастеры» были рассредоточены по потоку бомбардировщиков . Поскольку ABC использовался почти во всех миссиях, 101 самолет понес одни из самых высоких потерь за всю войну.
Чтобы противодействовать ABC, немцы ввели новые диапазоны частот. Вскоре они были обнаружены и также заглушены. Другие попытки, такие как ложные наземные диспетчеры, использование женщин для передачи сигналов и другие методы, не имели большого эффекта, и не было обнаружено эффективных мер противодействия ABC. Позже ABC была заменена системой Jostle IV , которая обстреляла всю группу, начиная с 30 июня 1944 года. В марте 1945 года системы ABC были переведены в 462-ю эскадрилью RAAF. После войны они были переведены в 199-ю эскадрилью RAF , а в 1958 году - в 199-ю эскадрилью RAF. 18-я эскадрилья RAF завершила свою долгую карьеру на самолете Vickers Valiant .
История
[ редактировать ]Мишура
[ редактировать ]Идея создания помех радиостанциям «земля-воздух» Люфтваффе , судя по всему, была предложена в 1942 году. [а] поскольку основная бомбардировочная кампания Королевских ВВС начала набирать обороты. В то время немцы использовали два набора частотных диапазонов для связи «воздух-земля»: основной в диапазоне высоких частот (ВЧ) от 3 до 6 МГц, а другой в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ) между 38 и 6 МГц. 42 МГц. [3]
Для ВЧ-частот Исследовательский институт телекоммуникаций (TRE) разработал систему «Мишура», которая устанавливалась на многие Ланкастеры. Он состоял из ВЧ-приемника, с помощью которого оператор мог сканировать немецкие частоты, прислушиваясь к любым сигналам. Когда они обнаруживали, что один из них используется, они устанавливали свой передатчик на ту же частоту и посылали сигнал из микрофона, расположенного рядом с двигателем самолета. Впервые использованный в декабре 1942 года, вскоре выяснилось, что у операторов нет достаточно времени для поиска частот во время работы с остальным оборудованием. Кроме того, немцы придумали полезное противодействие Мишуре; Вместо того, чтобы посылать команды одному самолету, один очень мощный передатчик массово транслировал текущие комментарии о местоположении потока бомбардировщиков. [4]
Результатом этого стала концепция «Специальной мишуры», представленная в июне 1943 года. Частоты, используемые диспетчерами, определялись не радистом в самолете, а станциями перехвата служебных сигналов Y в Англии. Затем они были отправлены на самолет в закодированном виде в течение получаса запланированных оперативных сообщений группы, отправленных бомбардировочным командованием. Две трети группы затем настраивали свои глушители на этот сигнал, создавая мощный источник глушения. [4] Кроме того, в октябре Corona была установлена система ; когда было замечено, что используется частота в ВЧ-диапазоне, говорящие на немецком языке в Англии начинали отдавать приказы на приземление или указывали, что определенные авиабазы затуманены, что вызывало еще большую путаницу. [5]
Сигара
[ редактировать ]Система Special Tinsel становилась все более эффективной, и к весне 1943 года служба Y сообщала, что все больше и больше успехов, о которых сообщали немецкие ночные истребители, приходилось на новые УКВ-диапазоны. 7 апреля 1943 года бомбардировочное командование обратилось к министерству авиации за решением, которое получило название «Сигара». Поскольку УКВ-передатчики необходимой мощности были большими, их построили в наземном варианте. Первый образец был установлен в Сайзуэлле и впервые вступил в строй в ночь с 30 на 31 июля 1943 года. К сожалению, службе Y было трудно дать какие-либо указания об успехе этой системы, поскольку ее трансляции сделали это им невозможно услышать шум ночных истребителей. [4]
Адмиралтейство также выразило недовольство тем, что оно полагалось на перехваты службы Y для отслеживания операций электронных лодок . Это был один из первых из многих случаев, когда обиженная группа была вынуждена продемонстрировать, что потеря разведданных о перехвате будет иметь большее влияние, чем потеря помех для бомбардировочного командования, аргумент, который они почти всегда проигрывали из-за высоких показателей истощения бомбардировочного командования на в тот раз. В этом случае Cigar разрешили продолжить работу. Более серьезной проблемой для Cigar было отсутствие дальности действия; сигналы УКВ не преломлялись вокруг Земли, а также на более низких частотах, а это означает, что эффект ограничивался линией прямой видимости. В случае с «Сигарой» расчеты показали, что она будет эффективна на расстоянии около 140 миль (230 км), что делало ее полезной только против рейдов на короткие дистанции во Франции и над Северным морем . [4]
Воздушно-десантная сигара
[ редактировать ]
6 мая 1943 года коммодор авиации Сидни Осборн Бафтон заказал версию Cigar, которую можно было установить на самолет. Эта концепция, естественно, стала известна как «Воздушная сигара», и в результате оригинал задним числом стал «Наземной сигарой». Бафтон также предположил, что «ввиду краткости и простоты термина просим вас в будущих сообщениях называть самолет Airborne Cigar самолетом ABC». Первоначально система предназначалась для установки на бомбардировщики 100-й эскадрильи RAF , но, поскольку эти самолеты находились в процессе получения новых радаров H2S , у них не было остатков электроэнергии для работы системы ABC. Таким образом, была выбрана 101-я эскадрилья RAF , которая эксплуатировала систему на протяжении большей части войны. [2]
Создание такой системы было трудной работой; Мощные УКВ-передатчики того времени были довольно большими, и для того, чтобы быть эффективным, самолету приходилось иметь несколько, чтобы точечно глушить разные рабочие частоты. В конечном итоге система состояла из трех передатчиков, передающих сигналы с двух антенных мачт высотой 7 футов (2,1 м) над крылом, с одним специализированным приемником и его более короткой антенной, установленными рядом с хвостовой частью самолета. Электроника передатчика была упакована в большой цилиндр массой 275 кг (606 фунтов), на установку которого ушло 3000 человеко-часов. В результате бомбовая нагрузка была уменьшена примерно на 1000 фунтов (450 кг). Система проходила испытания с 4 по 6 сентября 1943 г. [2] и впервые вступил в строй в ночь с 7 на 8 октября. [4] [б]
ABC потребовала от оператора прослушивать любые передачи в диапазонах УКВ. Поскольку эти сообщения были мимолетными, они не могли просто бродить по циферблату в поисках передач. Вместо этого моторизованный тюнер прокручивал приемник по всему диапазону 25 раз в секунду. Любые полученные сигналы отправлялись на осциллограф , в результате чего на дисплее появлялась вертикальная «вспышка». Горизонтальная ось осциллографа была подключена к генератору развертки на то же время. Период 1/25 секунды и синхронизируется с тюнером. Таким образом, горизонтальное положение точки указывает на частоту сигнала. [1]
Когда был виден сигнал, оператор настраивал второй обычный тюнер на ту же частоту и начинал прослушивать передачи. Они будут прислушиваться к определенным ключевым словам, таким как «kapelle», указывающим высоту цели, чтобы идентифицировать наземных диспетчеров, а не других пользователей. Для этого оператор должен был хорошо владеть немецким языком, и, таким образом, многие операторы специальных обязанностей (SDO или SO) говорили на идиш , в том числе несколько мужчин, бежавших из Германии перед войной. Как только частота была определена, один из трех передатчиков настраивался на глушение этой частоты, и оператор начинал поиск другого сигнала. [2]
Поскольку эффективная дальность действия ABC составляла порядка 50 миль (80 км), а потоки бомбардировщиков часто были намного длиннее, самолеты ABC приходилось рассредоточивать по потоку. Для этого требовалось, чтобы множество самолетов ABC выполняли каждое задание. В результате потери среди № 101 оказались очень высокими; с 18 ноября 1943 г. по 24 марта 1944 г. подразделение потеряло семнадцать самолетов. Семь человек погибли в ночь с 30 на 31 марта во время катастрофического Нюрнбергского рейда . [6] и еще четыре 3/4 мая. [1]
Как и в случае с Tinsel, операциям иногда помогала станция службы Y в Вест-Кингсдауне, которая пыталась идентифицировать частоты и отправлять их на самолет ABC, используя кодовые слова. Это оказалось в значительной степени неэффективным из-за ограничений дальности действия, и ABC почти всегда управлялась исключительно SDO. [4]
Одним из основных применений ABC было во время в день Д. вторжения Чтобы убедить немцев в том, что вторжение происходит недалеко от Па-де-Кале , большие силы британских ВВС «Летающие крепости» опустили окна по образцу, напоминающему массированную парашютистов высадку . Для защиты этих самолетов были собраны все силы «Ланкастеров», оснащенных ABC, чтобы полностью сорвать любую попытку перехвата. [7]
Контрмеры
[ редактировать ]К моменту введения ABC немцы уже несколько раз подвергались глушению и были хорошо знакомы с этой тактикой. Они ввели новые процедуры радиосвязи, которые позволили наземному диспетчеру быстро отдать приказ истребителям настроиться на новую частоту в случае, если одна из них окажется глушимой. Это привело к ситуации «кошки-мышки», когда операторы ABC выискивали новую частоту и глушили ее, вынуждая еще раз переключить частоту. В зависимости от квалификации операторов ABC, даже такое скачкообразное изменение частоты может быть настолько нарушено, что затруднит действия истребителей. [1]
Были предприняты и другие попытки воспрепятствовать использованию ABC, в том числе заставляли женщин вести передачи. [с] или, в других случаях, подача ложных сигналов путем воспроизведения музыки на других каналах, чтобы тратить время SDO. Другая система использовала захваченные наборы ABC для создания глушителей на частотах, которые они намеревались использовать, обманывая SDO, заставляя их думать, что они уже заглушены. Передатчик будет выключен непосредственно перед тем, как начнется настоящая трансляция. [1]
Служба Y вскоре сообщила, что также используется новый диапазон частот от 31 до 32 МГц. Это было за пределами частотного диапазона приемника ABC, поэтому к передатчикам был добавлен переключатель, который заставлял их излучать шум по всему этому диапазону. Это будет запускаться по инструкциям из сообщений групповых операций. Необходимо уточнить, создавало ли это достаточно помех, чтобы затруднить передачу, и в какой-то степени это было добавлено только для того, чтобы продемонстрировать немцам, что они знают о новых частотах и всегда находятся на шаг впереди них. В любом случае от использования этой частоты вскоре отказались. [8]
Еще одна попытка избежать помех ABC была предпринята путем использования ныне бесполезных ВЧ-диапазонов для передачи кода Морзе вместо голоса. Более сильные сигналы азбуки Морзе облегчали слышимость сквозь шум. Это требовало от радиста расшифровки сообщений, что делало его полезным только для более крупных многоместных самолетов. Этому почти мгновенно противодействовала новая система, известная как «Барабанная палочка», впервые использованная в ночь с 21 на 22 января 1944 года. После того, как сигнал был принят на станции Чидл Y, Барабанная палочка рассылала случайные точки и тире, увеличивая и уменьшая скорость сигнала, соответствующая любой потенциальной скорости передачи данных исходного оператора. [8]
Позднее использование
[ редактировать ]Хотя ABC действовала эффективно на протяжении всей войны, она использовала немецкоязычных членов экипажа, которые пользовались большим спросом на других должностях. Хуже того, это подвергало их очень большому вреду, а поскольку большинство из них были евреями, личный риск в случае захвата был чрезвычайно высок. [6]
В результате ABC в конечном итоге была заменена новой версией глушителя УКВ Jostle. Вместо того, чтобы пытаться идентифицировать и глушить конкретные используемые частоты, Jostle производил мощность мощностью 2000 Вт, которая транслировалась по всему диапазону «земля-воздух». Для этого не требовалось никаких «операций», его просто нужно было включать при необходимости. Самолеты, оборудованные Jostle, будут вести вещание в произвольном временном интервале, чтобы немецкие ночные истребители не могли использовать передачи в качестве источника самонаведения. [9]
Те подразделения ABC, которые все еще находились в рабочем состоянии, были сняты с № 101 и переведены в Handley Page Halifaxes из № 462-й эскадрильи RAAF . Они начали действовать в марте 1945 года. [10]
ABC продолжал использоваться и в послевоенное время; Специалисты 199-й эскадрильи RAF установили четыре передатчика ABC на свои Avro Lincolns и один экземпляр на свои de Havilland Mosquitos . [11] Позже они установили такой на свою English Electric Canberra . [12] а еще позже — к их «Виккерс Валиантс» , у которых было достаточно электроэнергии для шести передатчиков. Когда в 1958 году № 199 ушел из строя, «Валианты» были отправлены в Королевские ВВС Финнингли и стали недавно реформированной 18-й эскадрильей Королевских ВВС . Неизвестно, когда последний из них вышел на пенсию. [13]
Помимо этих специализированных подразделений, именно Jostle установил образец для более современных глушителей и продолжал использоваться до тех пор, пока его не заменил Green Palm в бомбардировщиков V. парке [14]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все доступные источники показывают различные попытки постановки помех, начавшиеся в конце 1942 - начале 1943 года, без каких-либо подробностей об их точном происхождении.
- ↑ В ряде работ упоминается более ранний рейд на Гамбург 22 сентября. [2] используемая здесь дата взята из официальной истории бомбардировочного командования.
- ^ Причина использования женщин-диспетчеров не ясна; некоторые источники предполагают, что это было сделано для того, чтобы отвлечь операторов ABC, другие предполагают, что их более высокие вокализации были менее восприимчивы к передачам.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Инстрелл 2008г .
- ^ Jump up to: а б с д и Шугармен 2001 , с. 190.
- ^ Харрис 1996 , стр. 135–136.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харрис 1996 , с. 136.
- ^ Харрис 1996 , стр. 136–137.
- ^ Jump up to: а б Шугармен 2001 , с. 192.
- ^ Фернер 2003 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Харрис 1996 , с. 139.
- ^ Фрэли 1988 , с. 17.
- ^ «Наступление бомбардировщиков и электронная война» (PDF) . Следопыт (206): 1 августа 2013 г.
- ^ Джеффорд 2003 , с. 61.
- ^ Джеффорд 2003 , с. 63.
- ^ Джеффорд 2003 , с. 67.
- ^ Пауэлл 2003 , с. 75.
Библиография
[ редактировать ]- Фрейли, Стивен (апрель 1988 г.). Электронная борьба над Третьим Рейхом (PDF) (Технический отчет). Воздушное командно-штабное училище. Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2019 года.
- Фернер, Джек (2003). «Группа 100 – 'Спутать и...' » (PDF) . Журнал Исторического общества Королевских ВВС (28): 24–32. ISSN 1361-4231 .
- Харрис, Артур (1996). Донесение о военных действиях с 23 февраля 1942 г. по 8 мая 1945 г. ISBN 9780714646923 .
- Инстрелл, Энди (январь 2008 г.). «Воздушная сигара (ABC)» .
- Джеффорд, компьютерная графика «Джефф» (2003). «РЭБ в первые послевоенные годы – от Линкольнов до доблестных» (PDF) . Журнал Исторического общества Королевских ВВС (28): 58–68. ISSN 1361-4231 .
- Пауэлл, Род (2003). «РЭБ в эпоху V-Force» (PDF) . Журнал Исторического общества Королевских ВВС (28): 70–85. ISSN 1361-4231 .
- Шугармен, Мартин (2001). «Введение в заблуждение врага: еврейские специальные операторы Королевских ВВС в мерах радиопротиводействия в составе 101-й эскадрильи, сентябрь 1943 г. - май 1945 г.». Еврейские исторические исследования . 37 : 189–224. JSTOR 29780035 .