Jump to content

Операция «Тигровая рыба»

Координаты : 48 ° 00'10 "N 7 ° 51'12" E  /  48,0027 ° N 7,8534 ° E  / 48,0027; 7.8534

Центр города после нападения

Операция «Тигровая рыба» была военным кодовым названием во время Второй мировой войны воздушного налета на Фрайбург вечером 27 ноября 1944 года, Королевских ВВС в результате которого погибло около 2800 человек.

Название Tigerfish восходит к вице-маршалу авиации Роберту Саундби , заядлому рыбаку, который назвал все немецкие города, «приспособленные» для ковровых бомбардировок , кодом « Фиш » . [1] Саундби был заместителем главного маршала авиации Артура Харриса , главнокомандующего ВВС бомбардировочным командованием Королевских .

Дата
воздушного налета [2]
Число
сброшенные бомбы
10.05.1940 69
03.10.1943 12
07.10.1943 7
09.09.1944 только бортовые орудия
10.09.1944 только бортовые орудия
12.09.1944 2
29.09.1944 только бортовые орудия
07.10.1944 только бортовые орудия
08.10.1944 только бортовые орудия
03.11.1944 8
04.11.1944 21
21.11.1944 15
27.11.1944 14.525 [3]
02.12.1944 34
03.12.1944 49
17.12.1944 74
22.12.1944 5
25.12.1944 только бортовые орудия
29.12.1944 13
30.12.1944 47
01.01.1945 32
04.01.1945 10
15.01.1945 59
08.02.1945 248
10.02.1945 44
13.02.1945 1
18.02.1945 18
21.02.1945 7
22.02.1945 36
24.02.1945 20
25.02.1945 1024
26.02.1945 79
28.02.1945 1861
04.03.1945 53
13.03.1945 24
16.03.1945 1801

Фрайбург был по ошибке разбомблен немецкими люфтваффе, После того, как 10 мая 1940 года в результате чего погибло 57 человек, город оставался защищенным от атак до октября 1943 года.

Долгое время жители Фрайбурга жили надеждой, что им не придется подвергнуться крупному нападению. В 1935 году городу была присвоена только 2-я категория воздушной защиты. [4] Как следствие, Фрайбургу пришлось принять меры для адекватной защиты населения путем строительства убежищ и бункеров, не получая никаких финансовых ресурсов от государства. Надежда на спасение от бомбардировок все еще существовала, когда на близлежащие города были совершены воздушные налеты, поскольку Фрайбург не входил в список целей союзников на передовой.

Осенью 1943 года союзники разбросали по северной Германии листовки о том, что в городе будут рады бездомным из Рейха. Намерение состояло в том, чтобы спровоцировать движение беженцев во Фрайбург. Однако эта пропагандистская кампания осталась без последствий. [5]

С 3 октября 1943 года произошла первая легкая бомбардировка. [5] Так, 7 октября 1943 года авиация ВВС США (USAAF, 1-я бомбардировочная дивизия) подвергла бомбардировке железнодорожные объекты города.

1 апреля 1944 года ВВС США (USAAF) нанесли удар по Людвигсхафену . Однако самолет развернулся и направился к своей второстепенной цели – Фрайбургу. Вместо этого бомбардировщики по ошибке атаковали швейцарский город Шаффхаузен .

3 ноября 1944 года грузовая железнодорожная станция и аэродром Фрайбурга стали целью 16 бомбардировщиков 9-го тактического флота США. 21 ноября 1944 года произошло новое нападение. [6]

В городе почти не было предприятий военного значения. Бомбардировщик Бедекер в 1944 году внес в список целей категории 3 Mez AG, Deutsche Acetate Kunstseiden AG и Hellige & Co., а также газовый завод Фрайбурга. В категории 2 фигурирует только железнодорожный узел. Чисто военные цели не упоминались. [7]

Фрайбург все больше оказался в центре внимания бомбардировочного командования союзников, когда фронт приближался с запада к границе. Благодаря своему удобному расположению на железной дороге долины Рейна и железной дороге Фрайбург-Кольмар через Брайзах в Эльзас Фрайбург играл все более важную роль в передвижении войск. В 1943 году союзники предполагали, что Вермахт сможет перебросить семь дивизий с Восточного на Западный фронт в течение 12–14 дней. [8] Именно поэтому генерал Эйзенхауэр приказал 22 ноября 1944 года атаковать железнодорожные и транспортные узлы с воздуха. После дневной атаки американцев на Оффенбург британцы должны на следующий день бомбить Фрайбург. Потому что «транспортное сообщение граничит с населенными пунктами», [9] Фрайбург считался особенно подходящим для ковровых бомбардировок согласно Директиве о бомбардировках территорий , целью которой было крупномасштабное разрушение жилых районов. Не в последнюю очередь это подтверждается приказом миссии, согласно которому целью должно быть разрушение города и прилегающей к нему железнодорожной системы. [10]

Подход и обратный полет, а также имитация атаки на Мангейм. [11]

Подготовка бомбардировки 27 ноября 1944 года осуществлялась 59 бомбардировщиками de Havilland Mosquito из 8-й группы Pathfinder и координировалась через мобильную систему гобоев во Франции. [12] Целью был перекрёсток Габсбургерштрассе/Бернхардштрассе. [13] После нанесения красной маркировки на район цели был отдан приказ обозначить этот район еще большим количеством красных и зеленых маркировок. Маркировку и бомбардировку координировал старший бомбардировщик. В том случае, если это не было бы слышно пилотами бомбардировщиков, в приказе миссии предусматривалось сбросить как можно больше бомб. Сначала бомбы следует сбросить на красную, затем на красную и зеленую, затем на зеленую и, наконец, на желтую разметку. [14]

Между 19:58 и 20:18 взрыв Фрайбурга совершили 292 [15] Сбросили бомбардировщики «Ланкастер» 1-й группы RAF , сбросившие 3002 взрывчатые (1457 т) и 11523 зажигательные бомбы, а также марку бомб (266 т). [16] Был потерян только один бомбардировщик «Ланкастер». Причину этого точно выяснить не удалось. [17]

Последствия

[ редактировать ]

Число погибших составило 2797 человек, около 9600 человек получили ранения. [18] Среди погибших былибогослов Иоганн Баптист Кнебель , художник Герман Гери и астролог Эльсбет Эбертин. [19] После бомбардировки 27 ноября 1944 года многие люди покинули город. На 31 декабря 1944 г. 63 962 человека.были посчитаны. В конце апреля 1945 года минимальная отметка в 57 974 человека уже была достигнута. Это было только в начале1950 год, когда первоначальная популяция снова была достигнута. [20]

Разрушение

[ редактировать ]
Карта повреждений от авианалета 27 ноября 1944 г.
Аэрофотоснимок вскоре после воздушного налета с комментариями с указанием ориентиров.

Почти полностью разрушены были исторический старый город, пригороды Нойбурга , Бетценхаузена и Моосвальда и северная часть Штюлингера . В целом около 30% домов были разрушены или серьезно повреждены. [21] Целые отрасли промышленности, такие как Hüttinger Elektronik, Grether & Cie. и M. Welte & Söhne, были разрушены.В результате нападения были разрушены многочисленные исторические здания. Почти все реконструированы:

  • Старая церковь Святого Людовика (13/19 века)
  • Церковь Святого Мартина (14 век)
  • Святой Конрад (построен в 1929 году компанией Brenzinger & Cie под руководством Карла Антона Меккеля, одна из первых церквей из бетона). [22] )
  • Gerichtslaube (дворная лоджия, 14 век)
  • Баслер Хоф (1494/96)
  • Корнхаус (хлебный дом, 1498 г.)
  • Цум Вальфиш (1514/16; все сгорело, спаслись только фасад и эркер)
  • Старая ратуша (1557/59 г.)
  • Петергоф (1585/87)
  • Университетская церковь (17 век)
  • Часовня Святого Михаила (18 век)
  • Приход Тевтонского ордена (1768/73 г.)
  • Дворец Зикинген (1769/73)
  • Казармы Карла (1773/76 г.)
  • Борромейский колледж (1823/26)
  • Зал культуры и фестивалей в городском саду (построен в 1854 году Фридрихом Эйзенлором ) [23]
  • Городской театр (1905/10)
  • Станция, включая контактную и путевую системы) [24]
  • Бертольдсбруннен (1806, Франц Ксавер Хаузер)

Лишь незначительно пострадала достопримечательность города – Фрайбургский собор .

Воспоминание

[ редактировать ]

Жертв 27 ноября 1944 года во Фрайбурге помнят различными мемориалами и регулярными памятными мероприятиями. [25]

Мемориалы

[ редактировать ]
Могила 1664 жертв воздушного налета на главном кладбище Фрайбурга.
Мемориальная доска на западной башне Фрайбургского собора.
  • Могила и мемориал на главном кладбище: из жертв бомбардировки 1664 года могли быть похоронены в гробнице и мемориале, а также в других могилах на главном кладбище Фрайбурга. Это место было открыто 27 ноября 1958 года мэром Джозефом Бранделем.
  • Мемориал жертвам войны 1939-1945 годов на главном кладбище: Рядом с освященным залом главного кладбища установлен крест с фигурой «Скорбящий» работы Рихарда Энгельмана, посвященный жертвам бомбардировки Фрайбурга во время Второй мировой войны. Война. После долгих переговоров и обсуждений 18 октября 1951 года крест был открыт.
  • На западной башне у входа во Фрайбургский собор увековечена память жертв нападения и отмечен небольшой ущерб собору в результате разрушительного взрыва бомбы. Эта мемориальная доска была установлена ​​в 1994 году по случаю пятидесятой годовщины бомбардировки.
  • Как рассказывают, селезень в городском парке предупредил о взрыве, статуя селезня была создана Рихардом Бампи и подарена жителям Фрайбурга мэром Вольфгангом Хоффманном. Статуя была открыта 27 ноября 1953 года.
  • На распятии на Дойчорденсштрассе, находящемся на этом месте с 1963 года, имеется надпись: «В 1944 году войны, во время великой атаки, соборная церковь Heiliggeiststift на Гаухштрассе была разрушена, а этот крест значительно поврежден. В 1957 году Heiliggeiststift был реконструирован. на этом месте и здесь в 1963 году был установлен крест».
  • На арке главного входа в университетскую больницу Фрайбурга установлена ​​мемориальная доска с надписью: «Разрушена действиями противника 27 ноября 1944 года, построена заново в 1945–1953 годах».
  • На здании по улице Леэнерштрассе, 11 в пригороде Штюлингер установлена ​​мемориальная доска в память о разрушении предприятия M. Welte & Sons.
  • У здания Главпочтамта на Айзенбанштрассе имеется мемориальная доска с таким текстом: «В 1272 году здесь был построен монастырь Святой Клары. В 1675 году он должен был уступить место городским укреплениям. При Генрихе фон Штефане здесь было построено почтовое отделение. в 1878 году и разрушен в результате взрыва бомбы 27 ноября 1944 года. Тогда погибло 99 сотрудников министерства почты и связи. Новое здание было построено в 1961 году». У входа на лестницу здания также находится большой рельеф с именами 99 жертв.
  • Перед Kollegiengebäude (зданием колледжа) II Фрайбургского университета находится мемориал, подаренный Гердером Верлагом. На двух горизонтальных плитах надпись: «В благодарность за сохранение города и собора 27 ноября 1944 года и в память о синагоге».
  • После закладки первого камня 15 ноября 1965 года 27 ноября 1965 года состоялось торжественное открытие нового Бертольдсбруннена.

Ноябрь 1965 г. На нем надпись: «1965 г. построен на месте Бертольдсбруннена 1807 г., разрушенного в 1944 г.».

  • На очень короткое время, с 10 июля 1979 года по 7 августа 1979 года, на Кайзер-Йозеф-штрассе была открыта деревянная фигура художника Юргена Гёрца высотой более пяти метров как памятник в память о разрушении Фрайбурга.
  • На пешеходном мосту, ведущем к Замковой горе, Шлоссбергштег, есть несколько бетонных рельефов художника Эмиля Вахтера 1979 года. Показанные мотивы включают надпись «Ковентри» , год нападения на Фрайбург, а также руку Фрайбургского собора. как фотографии самолетов, сбрасывающих бомбы, и горящего Фрайбурга.
  • На краеугольном камне башни собора текст Райнхольда Шнайдера напоминает о разрушении Фрайбурга 27 ноября 1944 года. [26]

День памяти

[ редактировать ]
Статуя дракона в городском парке

Город Фрайбург отмечает это событие церемонией возложения венков и другими мероприятиями. По случаю пятидесятилетия состоялась оратория во Фрайбургском соборе, поминальная церемония, а также выставка городского архива. [27]  [28] В День памяти 27 ноября 2004 года произошли следующие события: [29]

  • Фотовыставка: Операция «Тигровая рыба»
  • Выставка: Защита воздуха необходима
  • Показы: «Бомбы во Фрайбурге»
  • Выставка: Символы памяти
  • Служба памяти
  • Ораторское искусство: На огненной колеснице
  • Лекция: Насколько женщины пережили войну в тылу?
  • Медиа-выставка в Городской библиотеке на Минстер-сквер.

Кроме того, колокол Осанна Фрайбургского собора звонит каждую годовщину во время воздушного налета.

Другие поминки

[ редактировать ]

К пятидесятилетию городское правительство и Сберегательная касса Фрайбурга выпустили памятную медаль с изображением статуи селезня в городском парке на реверсе.

Композитор Юлиус Вейсман обработал в своем хоровом произведении с солистами и оркестром соч. 151 «Хранители» (1946–49), помимо «ужасных событий последнего десятилетия» — разрушения его родного города Фрайбурга. [30]

«Весь Фрайбург, который когда-то был цветущим и блестящим городом, состоял по большей части из руин, гари и обломков дымоходов. Город сгорел полностью, как когда-то во время Тридцатилетней войны»- ХОРСТ КРЮГЕР (1945) [31]

"Был во Фрайбурге три дня; три четверти красивого города, весь центр - комок, улицы уже (но еще не все) раскрыты. - Церкви, театры, университет, все или почти все потеряно. Жуткое зрелище. умерших среди развалин часто венки или чаще кресты с надписями — люди, которые там похоронены».- АЛЬФРЕД ДОБЛИН (1946) [32]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Юрген Брауэр и Хуберт ван Тюлль: Эпоха мировых войн, 1914–1945: случай уменьшения предельной отдачи от стратегических бомбардировок Германии во Второй мировой войне . В: Юрген Брауэр и Хуберт ван Тюйл: Замки, сражения и бомбы. Как экономика объясняет военную историю. ISBN   978-0-226-07163-3
  • Кристиан Гейниц: Военные поминки во Фрайбурге . Траур - Культ - Репрессии, Фрайбург, 1995 г. ISBN   3-928276-06-9
  • Томас Хаммерих (редактор): Гражданское население в бомбардировках: разрушение Бетценхаузена 27 ноября 1944 г. , Фрайбург, 2004 г. ISBN   3-9809961-0-7
  • Жертвы войны города Фрайбурга i. Бр. 1939–1945 , Фрайбург, 1954 г.
  • Гюнтер Клюгерманн: Огненный шторм над Фрайбургом: 27 ноября 1944 г. , Гуденсберг-Гляйхен, 2003 г. ISBN   3-8313-1335-0
  • Город Фрайбург (редактор): Разрушение Фрайбурга 27 ноября 1944 года . Отчет очевидца 1994 г., Фрайбург 1994 г. ISBN   3-923288-14-X
  • Город Фрайбург (редактор): Фрайбург 1944–1994 . Разрушение и реконструкция, Вальдкирх, 1994 г. ISBN   3-87885-293-2
  • Город Фрайбург (редактор): Memento – Фрайбург, 27 ноября 1944 г. Хроника памяти 27 ноября 1994 г., Фрайбург 1995 г., ISBN   3-923288-15-8
  • Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне 1939–1945 гг. , Фрайбург/Мюнхен, 1990 г. ISBN   3-87640-332-4
  • Вальтер Веттер (редактор): Фрайбург в руинах 1944–1952 , Том 1, Фрайбург, 1982 г. ISBN   3-7930-0283-7
  • Вальтер Веттер (редактор): Фрайбург в руинах 1944–1952 , Том 2, Фрайбург, 1984 г. ISBN   3-7930-0485-6
  • Эльмар Видекинг: Видеть людей перед лицом врага . Крушение «Ланкастера» над Фрайбургом и судьба его экипажа. В: Шау-инс-Ланд 127 (2008), стр. 157–172.

Фильмография

[ редактировать ]
  • Бомбы на Фрайбург (Бомбы на Фрайбург). Документальный фильм, 63 мин. Режиссеры Адам Дирк и Ханс-Петер Хагманн. Германия 2004 г.
  • Разрушения, реконструкция, повседневная жизнь: Фрайбург 1940-1950. Переработанный документальный фильм Рудольфа Лангвилера, 38 мин. Германия, 2010 г.
[ редактировать ]
  1. ^ Технический паспорт Fishcodes. Архивировано 13 октября 2013 г. в Wayback Machine .
  2. ^ Вальтер Феттер (Hrsg.): Фрайбург в Трюммерне (в руинах) 1944–1952 , Ромбах, Фрайбург. п. 171: « в соответствии с составленной во время войны таблицей с ориентировочной численностью. "
  3. ^ Это число основано на: Герд Р. Юбершер : Фрайбург в воздушной войне (во время воздушных налетов) 1939–1945 гг . Фрайбург вБрайсгау/Мюнхен, 1990, с. 242. ISBN   3-87640-332-4 . Уолтер Веттер дает оценку 50 000 бомб.
  4. ^ Хайко Хауманн , Ханс Шадек (ред.): История города Фрайбурга . Том 3: От правления Бадена до наших дней . Штутгарт 2001, ISBN   3-8062-1635-5 . п. 359.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хайко Хауманн, Ханс Шадек (редактор): История Фрайбурга, том 3: От правления Бадиша до наших дней, Штутгарт, 2001 г., ISBN   3-8062-1635-5 , с. 360
  6. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне (во время воздушных налетов) 1939–1945 . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. с. 181 и далее. ISBN   3-87640-332-4 .
  7. ^ ср. отрывок из так называемого « Бедекера бомбардировщика» в: Герд Р. Юбершер: Фрайбург им Люфткриг (во время воздушных налетов) 1939–1945 гг . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. С. 107. ISBN   3-87640-332-4 .
  8. ^ Конференция в Касабланке , III, стр. 539. В: Государственный департамент США / Международные отношения США. Конференции в Вашингтоне (1941–1942 гг.) и Касабланке (1943 г. ). (1941–1943)
  9. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне 1939–1945 гг . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. Стр. 196 и далее. ISBN   3-87640-332-4 .
  10. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне (во время воздушных налетов) 1939–1945 . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990 г. ISBN   3-87640-332-4 .
  11. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне 1939–1945 гг . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990 г. Рис. 127. ISBN   3-87640-332-4 .
  12. ^ raf.mod.uk: История RAF - 60-летие бомбардировочного командования , по состоянию на 27 января 2010 г.
  13. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне 1939–1945 гг . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. С. 225. ISBN   3-87640-332-4 .
  14. ^ ср.: Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне 1939–1945 гг . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. С. 219, стр. 398, илл. 123. ISBN   3-87640-332-4 .
  15. Город Фрайбург: Тысячи взрывных и зажигательных бомб разрушили город 27 ноября 1944 года в: Официальный вестник от 29 ноября 2004 года. Архивировано 13 октября 2013 года в Wayback Machine.
  16. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне (во время воздушных налетов) 1939–1945 . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. С. 242. ISBN   3-87640-332-4 .
  17. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне (во время воздушных налетов) 1939–1945 . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. С. 237. ISBN   3-87640-332-4 .
  18. ^ Хайко Хауманн, Ханс Шадек (ред.): История города Фрайбурга . Том 3: От правления Бадена до наших дней . стр. 361. Штутгарт 2001, ISBN   3-8062-1635-5
  19. ^ Список имен жертв см.: Kriegsopfer der Stadt (жертвы войны в городе) Фрайбург i. Бр. 1939–1945, Фрайбург, 1954 г.
  20. ^ Герд Р. Юбершер: Фрайбург в воздушной войне (во время воздушных налетов) 1939–1945 . Фрайбург-им-Брайсгау/Мюнхен, 1990. С. 380. ISBN   3-87640-332-4 .
  21. ^ Юбершар, с. 381.
  22. ^ Вернер Вольф-Хольцепфель: архитектор Макс Меккель 1847–1910. Исследования по архитектуре и церковному строительству историзма в Германии. , Йозеф Финк, Линденберг 2000, ISBN   3-933784-62-X , С. 257 ф.
  23. ^ Город Фрайбург: Новый главный вокзал Фрайбурга , Управление прессы и информации/Управление городского планирования, Фрайбург, июль 2001 г., стр. 55.
  24. ^ Ханс-Вольфганг Шарф, Буркхард Волльни: Канатная дорога Хеллентальбан. От Фрайбурга до Шварцвальда. Айзенбан-Курьер-Верлаг, Фрайбург-им-Брайсгау, 1987 г., ISBN   3-88255-780-X , С. 128
  25. ^ Уте Щерб: Мы получаем памятники, которые заслуживаем. Памятники Фрайбурга XIX и XX веков (памятники Фрайбурга XIX и XX веков). Городской архив (городской архив) Фрайбург-им-Брайсгау, 2005 г. ISBN   3-923272-31-6 . С. 196 и далее.
  26. ^ Краеугольная мемориальная доска на платформе собора. Дизайн шрифта Райнхольда ШнайдераРаспространяемый текст: НАПИСАНО ЗА ДЕСЯТЬ МЕСЯЦЕВ ДО ВОЗДУШНОГО НАЛЕТА НА ФРАЙБУРГ * 27 НОЯБРЯ 1944 ГОДА ФРАЙБУРГ БЫЛ РАЗРУШЕН. НО МИНИСТР БЫЛ СПАСЕН. Текст на табличке: СТОЯТ НЕРАЗРУШИМО В РАЗУМЕ / ВЫ БОЛЬШАЯ МОЛИТВА ВЕРА МОГУЩЕЕ ВРЕМЯ / КАК ТЕБЯ ПРЕОБРАЗОВАЕТСЯ СЛАВА ДНЯ / КОГДА СЛАВА ДНЯ ДАВНО УМЕРЛА / / КАК Я ПОПРОШУ, ЧТОБЫ Я ВЕРНО СМОТРЮ / СВЯЩЕННОЕ, В ТЕБЕ ИЗЛУЧАЕТСЯ ПОДКЛАДКА/ И БУДЕТ БАШНЕЙ ВО ТЕМНОТЕ/ НОСИТЕЛЕМ СВЕТА, КОТОРЫЙ/ ЦВЕТ В МИР/ И ЕСЛИ Я ПОПАДАЮ В ВЕЛИКУЮ ШТОРМ/ БУДЕТ ЭТО КАК ПОДНОШЕНИЕ, ЧТО БАШНИ ЕЩЕ ПОДНИМАЮТСЯ/ И ЧТО МОЙ ЛЮДЬ БУДЕТ ФАКЕЛ ИСТИНЫ / ТЫ НЕ УПАДЕШЬ МОЮ ЛЮБИМУЮ БАШНЮ / НО ЕСЛИ ВСПЫШКИ СУДЬИ ВСПОРНУТ ТЕБЯ / ПОДНИМАЙТЕСЬ С МОЛИТВАМИ СМЕЛЕЕ С ЗЕМЛИ// </стихотворение> РЕЙНХОЛЬД ШНАЙДЕР * БАШНЯ МИНСТРА
  27. ^ Шаблон резолюции муниципального совета Фрайбурга, ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО G-93/047.
  28. ^ Решение о подаче PRINT CASE G-93/047
  29. Официальный вестник Фрайбурга, 29 ноября 2004 г. Архивировано 13 октября 2013 г. в Wayback Machine (PDF).
  30. Программа дебютного выступления, Дуйсбург, 11 января 1950 г.
  31. ^ Хорст Крюгер: Начало Фрайбурга В: Дитрих Кайер (ред.): Описание места - авторов см. Фрайбург Ромбах, Фрайбург-им-Брайсгау, 1980, ISBN   978-3-7930-0359-5 ; цитата из Марии Райерс: Фрайбург в старых и новых рассказах о путешествиях (в старых и новых рассказах о путешествиях) , Дросте, Дюссельдорф, 1991, ISBN   978-3-7700-0932-9
  32. ^ Альфред Дёблин: Письма , Вальтер-Верлаг, Ольтен и Фрайбург-им-Брайсгау 1970, ISBN   978-3-423-02444-0 , цитата из Марии Райерс: Фрайбург в старых и новых рассказах о путешествиях (в старых и новых рассказах о путешествиях) , Дросте, Дюссельдорф, 1991, ISBN   978-3-7700-0932-9

 WikiMiniAtlas
48 ° 00'10 "N 7 ° 51'12" E  /  48,0027 ° N 7,8534 ° E  / 48,0027; 7.8534

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a066ee28054fcfa177b60296fce06f29__1693132080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/29/a066ee28054fcfa177b60296fce06f29.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Tigerfish - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)