Jump to content

Бомбардировочное командование Королевских ВВС

Бомбардировочное командование
Активный 14 июля 1936–1968 гг.
Страна  Великобритания
Ветвь  Королевские ВВС (RAF); приданные эскадрильи и отдельный личный состав RCAF , RAAF и RNZAF .
Роль Стратегические бомбардировки
Штаб-квартира 1936–1940: Королевские ВВС Аксбриджа
1940–1968: Королевские ВВС Хай Викомб
Девиз (ы) Ударь сильно, ударь уверенно [1]
Помолвки Вторая мировая война
Боевые почести Берлин 1940–1945 гг.
Крепость Европа 1940–1944 гг.
Командиры
Примечательный
командиры
Маршал авиации Чарльз Портал
Главный маршал авиации сэр Артур Харрис
Самолет летал
Бомбардировщик 1939: Баттл , Бленхейм , Хэмпден , Уэлсли , Веллингтон , Уитли .

1942: Манчестер , Стерлинг , Галифакс , Ланкастер , Москито .

1945: Линкольн

1950: Вашингтон Б.1

1951: Канберра .

1955: Викерс Валиант

1956: Авро Вулкан

1958: Хэндли Пейдж Виктор .

Бомбардировочное командование Королевских контролировало ВВС бомбардировочные силы Королевских ВВС с 1936 по 1968 год. Наряду с ВВС США оно играло центральную роль в стратегических бомбардировках Германии во Второй мировой войне . Начиная с 1942 года, британская бомбардировка Германии стала менее ограничительной и все больше нацеливалась на промышленные объекты и гражданскую рабочую силу, необходимую для немецкого военного производства. Всего было совершено 364 514 боевых вылетов, сброшено 1 030 500 тонн бомб и потеряно 8 325 самолетов. Экипажи бомбардировочного командования также понесли высокий уровень потерь: 55 573 человека погибли из 125 000 членов экипажа, что составляет 44,4% смертности. Еще 8403 человека были ранены в боях и 9838 человек стали военнопленными.

Бомбардировочное командование находилось на пике своей послевоенной военной мощи в 1960-х годах: бомбардировщики V обеспечивали ядерное сдерживание Соединенного Королевства, а дополнительные силы - легкие бомбардировщики Канберра . В 1968 году оно было объединено с истребительным командованием и образовало ударное командование .

был открыт мемориал В августе 2006 года в Линкольнском соборе . [2] Мемориал Грин - в парке в Лондоне был открыт королевой Елизаветой II 28 июня 2012 года в память о высоких потерях среди экипажей. [3] В апреле 2018 года Международный центр управления бомбардировочной авиацией в Линкольне открылся .

Предыстория [ править ]

Во время формирования бомбардировочного командования в 1936 году Джулио Дуэ лозунг « Бомбардировщик всегда пробьется » был популярен, и такие деятели, как Стэнли Болдуин его цитировали . До развития радиолокационной техники в конце 1930-х годов это утверждение было фактически верным. Атакующие бомбардировщики не могли быть обнаружены достаточно рано, чтобы достаточно быстро собрать истребители и не дать им достичь своих целей. Некоторый ущерб бомбардировщикам могли нанести зенитные орудия и истребители, когда бомбардировщики возвращались на базу, но это было не так эффективно, как правильная защита. Следовательно, ранняя концепция бомбардировочного командования представляла собой организацию, которая угрожала врагу полным уничтожением и, таким образом, предотвращала войну.

В 1936 году растущая военно-воздушная мощь Германии вызывала опасения у британских правительственных специалистов, которые обычно переоценивали ее размеры, радиус действия и ударную мощь. Планировщики использовали оценки до 72 смертей британцев на тонну сброшенных бомб, хотя эта цифра была сильно преувеличена. Кроме того, планировщики не знали, что немецкие бомбардировщики того времени (не совсем 300 средних бомбардировщиков Junkers Ju 52 ) не имели достаточного радиуса действия, чтобы достичь Великобритании с грузом бомб и вернуться на материк. Британские офицеры авиации не сделали ничего, чтобы исправить это мнение, поскольку они видели пользу наличия сильной бомбардировочной авиации. [4]

Первые годы Второй мировой войны [ править ]

В начале Второй мировой войны в 1939 году бомбардировочное командование столкнулось с четырьмя проблемами. Первым был недостаток размера; Бомбардировочное командование не было достаточно большим, чтобы действовать как независимая стратегическая сила. Вторым были правила ведения боевых действий; В начале войны цели, поставленные перед бомбардировочным командованием, не были достаточно широкими. Третьей проблемой было отсутствие у командования технологий; в частности, радио- или радиолокационные навигационные средства, позволяющие точно определять местоположение цели ночью или в облаках. (В 1938 году Э.Г. «Тэффи» Боуэн предложил использовать радар ASV для навигации, но бомбардировочное командование отказалось от необходимости в этом, заявив, что секстанта достаточно. [5] ) Четвертой проблемой была ограниченная точность бомбометания, особенно с высоты, даже когда цель была видна наводчику бомбы.

Когда 1 сентября 1939 года началась война, Франклин Д. Рузвельт , президент нейтральных Соединенных Штатов, обратился к основным воюющим сторонам с призывом ограничить свои воздушные налеты военными целями. [6] Французы и британцы согласились выполнить эту просьбу при условии, что «эти же правила ведения войны будут неукоснительно соблюдаться всеми их противниками». [7] Британская политика заключалась в том, чтобы ограничить бомбардировки военными объектами и инфраструктурой , такими как порты и железные дороги, которые имели военное значение. Признавая, что бомбардировка Германии приведет к жертвам среди гражданского населения, британское правительство отказалось от преднамеренных бомбардировок гражданской собственности (за пределами зон боевых действий) в качестве военной тактики. [8] Британцы отказались от этой политики в конце « Странной войны », или Ситцкрига , 15 мая 1940 года, через день после Роттердамского блиц .

Масштабная сравнительная диаграмма тройки британских двухмоторных средних бомбардировщиков в начале Второй мировой войны; AW38 Whitley (розовый), Vickers Wellington (синий) и Handley Page Hampden (желтый)

Британское правительство не хотело нарушать свое соглашение, атакуя гражданские объекты за пределами зон боевых действий, а французы были еще больше обеспокоены тем, как бы операции бомбардировочного командования не спровоцировали бомбардировку Германии во Франции. Поскольку в Воздушной армии было мало современных истребителей и не было системы защиты, сравнимой с британскими радиолокационными станциями Chain Home , это оставило Францию ​​бессильной перед угрозой немецкой бомбардировки. Последней проблемой было отсутствие подходящих самолетов. «Рабочие лошадки» бомбардировочного командования в начале войны — « Виккерс Веллингтон» , «Армстронг Уитворт Уитли» и «Хэндли Пейдж Хэмпден/Херефорд» — были спроектированы как средние бомбардировщики тактической поддержки, и ни один из них не обладал достаточной дальностью полета или боекомплектом для чего-либо большего, чем ограниченный полет. стратегическое наступление.

После объявления войны бомбардировочное командование стало еще меньше. Группа № 1 со своими эскадрильями Fairey Battles отправилась во Францию ​​для формирования передовых авиационных ударных сил . У этого действия было две цели: дать британскому экспедиционному корпусу некоторую ударную мощь с воздуха и позволить боевым действиям действовать против немецких целей, поскольку им не хватало дальности для этого с британских аэродромов.

В мае 1940 года часть передовых ударных авиационных сил была застигнута врасплох немецкими воздушными атаками на их аэродромы в начале вторжения во Францию. Оставшаяся часть сражений оказалась чрезвычайно уязвимой для вражеского огня. Много раз Баттлс собирался атаковать и в процессе был почти уничтожен. Из-за паранойи французов по поводу нападения немецкой авиации во время Странной войны боевые силы фактически тренировались в воздушном пространстве Германии ночью.

После Роттердамского блиц-рейда 14 мая бомбардировочному командованию Королевских ВВС было разрешено атаковать немецкие цели к востоку от Рейна 15 мая; Министерство авиации уполномочило маршала авиации Чарльза Портала атаковать цели в Руре , включая нефтяные заводы и другие гражданские промышленные объекты, которые помогали военным усилиям Германии, такие как доменные печи (которые были видны ночью). [9] [10] Первая атака произошла в ночь с 15 на 16 мая: 96 бомбардировщиков отправились атаковать цели к востоку от Рейна, 78 из которых были направлены против нефтяных объектов. Из них только 24 заявили, что нашли свои цели. [11]

Само бомбардировочное командование вскоре полностью включилось в бой; во время битвы за Британию бомбардировочному командованию было поручено бомбить баржи вторжения и флот, собиравшийся в портах Ла-Манша. Это было гораздо менее публично, чем бои «Спитфайров» и « Харрикейнов» , истребительного командования Королевских ВВС но все же важная и опасная работа. С июля 1940 года и до конца года бомбардировочное командование потеряло около 330 самолетов и более 1400 членов экипажа убитыми, пропавшими без вести или взятыми в плен.

Бомбардировочное командование также несло косвенную ответственность, по крайней мере частично, за переключение внимания Люфтваффе с истребительного командования на бомбардировки гражданских целей. Немецкий бомбардировщик во время налета заблудился из-за плохой навигации и бомбил Лондон. В результате премьер-министр Уинстон Черчилль приказал совершить ответный рейд на столицу Германии Берлин. Причиненный ущерб был незначительным, но рейд привел Гитлера в ярость. Он приказал Люфтваффе сравнять с землей британские города, тем самым ускорив Блиц . [12]

Как и ВВС США позднее во время войны, бомбардировочное командование сначала сконцентрировалось на доктрине «точных» бомбардировок при дневном свете. Когда в конце 1939 года немецкая оборона нанесла британским рейдам дорогостоящие поражения, командованию пришлось перейти к ночным бомбардировкам. На смену проблемам обороны противника пришли проблемы ночной навигации и целеуказания. В первые годы войны бомбардировщики, полагавшиеся на систему счисления пути, часто пропускали целые города. Обзоры фотографий бомбардировок и других источников, опубликованных в августе 1941 года, показали, что менее одной бомбы из десяти упало в пределах 5 миль (8,0 км) от намеченной цели. Таким образом, одной из наиболее актуальных задач командования стала разработка средств навигации.

Организация [ править ]

Бомбардировочное командование состояло из ряда групп . Войну она начала с 1-й , 2-й , 3-й , 4-й и 5- й групп. Группа № 1 вскоре была отправлена ​​во Францию, а затем вернулась под контроль бомбардировочного командования после эвакуации Франции. Группа № 2 состояла из легких и средних бомбардировщиков, которые, хотя и действовали как днем, так и ночью, оставались частью бомбардировочного командования до 1943 года, когда она была передана под контроль Второй тактической воздушной армии , чтобы сформировать компонент легких бомбардировщиков этого командования. . Бомбардировочное командование также получило две новые группы во время войны: эскадрильи Королевских ВВС Канады (RCAF) были организованы в группу № 6 , а силы следопытов были расширены до группы № 8 (следопыты) из существующих эскадрилий.

Многие эскадрильи и личный состав из Содружества и других европейских стран летали в составе бомбардировочного командования. Группа № 6, активизированная 1 января 1943 года, была уникальной среди групп бомбардировочного командования, поскольку не была подразделением британских ВВС; это было канадское подразделение, прикрепленное к бомбардировочному командованию. На пике своей численности 6-я группа состояла из 14 оперативных бомбардировочных эскадрилий RCAF и 15 эскадрилий, служивших в составе группы. [13] [14] Группа № 8, также известная как «Следопыт», была активирована 15 августа 1942 года. Это была важная часть решения возникших проблем с навигацией и прицеливанием. Бомбардировочное командование решало свои навигационные проблемы двумя способами. Одним из них было использование ряда все более сложных электронных средств навигации, а другим - использование специализированных следопытов . Технические средства навигации принимали две формы. Одним из них были внешние радионавигационные средства, примером которых стала система Gee и более поздние высокоточные системы гобоя . Вторым был сантиметровый навигационный радар H2S, установленный на бомбардировщиках. «Следопыты» представляли собой группу элитных, специально обученных и опытных экипажей, которые летали впереди основных бомбардировочных сил и отмечали цели сигнальными ракетами и специальными маркерными бомбами. Группа № 8 контролировала эскадрильи Следопытов.

В состав командования входил ряд других групп, в том числе в июне 1944 года 26-я группа RAF , три группы оперативной подготовки — 91-я группа RAF в Мортон-Холле, Суиндерби, которая была объединена в 21-ю группу RAF , часть командования летной подготовки Королевских ВВС , 1 мая 1947 года; [15] № 92 и Группы 93 ; и № 100 Группа РАФ [16] (из которых последний отвечал за разработку, эксплуатационные испытания и применение средств радиоэлектронной борьбы и противодействия).

бомбардировки 1942–1945 Стратегические . гг

Фотография, сделанная во время типичной ночной атаки Королевских ВВС с Авро Ланкастерами далеко внизу.
Схема, сравнивающая современные четырехмоторные тяжелые самолеты Королевских ВВС: Short Stirling (желтый), Avro Lancaster (синий) и Handley Page Halifax (розовый).

В 1941 году « Отчет Батта» раскрыл масштабы неточностей в бомбардировках: Черчилль отметил, что «это очень серьезный документ и, похоже, требует срочного внимания». [17] Директива о бомбардировках территорий от 14 февраля 1942 года предписывала бомбардировочному командованию наносить удары по немецким промышленным районам и «моральному духу... промышленных рабочих». Директива также отменила прошлогодний приказ, предписывающий бомбардировочному командованию сохранять свои силы; это привело к масштабной кампании бомбардировок Рурской области. В мартовском докладе профессора Фредерика Линдеманна о «выселении» указывается ожидаемая эффективность атак на жилые и общие промышленные районы городов. Воздушные бомбардировки городов, такие как рейд операции «Миллениум» на Кельн, продолжались на протяжении всей войны, кульминацией которых стала скандальная бомбардировка Дрездена в 1945 году.

97 процентов Везеля было разрушено до того, как его захватили войска союзников.

В 1942 году на вооружение поступили основные «рабочие лошадки» конца войны: четырехмоторные тяжелые самолеты. и «Галифакс» « Ланкастер» составляли основу командования; у них была большая дальность полета, более высокая скорость и гораздо большая бомбовая нагрузка, чем у более ранних самолетов. Старые четырехмоторные бомбардировщики Short Stirling и двухмоторные бомбардировщики Vickers Wellington не были выведены из эксплуатации, а переведены на менее сложные задачи, такие как постановка мин. классический самолет «Следопытов» — de Havilland Mosquito Появился и . К 25 июля 1943 года штаб бомбардировочного командования занял «значительный комплекс зданий из красного кирпича, спрятанных посреди леса на вершине холма в английском графстве Бакингемшир». [18]

Наступление на район Рейн-Рур («Счастливая долина» для летных экипажей) началось в ночь с 5 на 6 марта 1943 года с первого налета Рурской битвы на Эссен. [19] [20] [21] Бомбардировщики уничтожили 160 акров (0,65 км2). 2 ) города и поразил 53 здания Krupps. Битва за Гамбург в середине 1943 года была одной из самых успешных операций бомбардировочного командования, хотя продолжение наступления Харриса до битвы за Берлин не смогло разрушить столицу и стоило его войскам более 1000 экипажей зимой 1943–44 годов. . В августе 1943 года операция «Гидра» — бомбардировка в Пенемюнде ракетного комплекса Фау-2 открыла второстепенную кампанию операции «Арбалет» против оружия дальнего действия.

К апрелю 1944 года Харрис был вынужден сократить свое стратегическое наступление, поскольку бомбардировочные силы были направлены (к его большому неудовольствию) на тактические и транспортные цели во Франции для поддержки вторжения в Нормандию . Транспортное наступление оказалось весьма эффективным. К концу 1944 года бомбардировки, такие как операция «Ураган» (чтобы продемонстрировать возможности объединенных бомбардировочных сил Великобритании и США), конкурировали с немецкой обороной . Бомбардировочное командование теперь могло без особых усилий направить над целью 1000 самолетов. В течение 24 часов после операции «Ураган» ВВС Великобритании сбросили около 10 000 тонн бомб на Дуйсбург и Брансуик , что стало самой большой бомбовой нагрузкой, сброшенной за день во время Второй мировой войны.

Везель в Рейнской области, подвергшийся бомбардировке 16, 17, 18 и 19 февраля, снова подвергся бомбардировке 23 марта, в результате чего город «разрушился на 97 процентов». Последний налет на Берлин состоялся в ночь с 21 на 22 апреля, когда 76 «Москитов» совершили шесть атак незадолго до того, как советские войска вошли в центр города. К этому моменту большинство бомбардировочных операций британских ВВС преследовали цель оказания тактической поддержки. Последним крупным стратегическим рейдом стало разрушение нефтеперерабатывающего завода в Валлё (Тёнсберг) на юге Норвегии 107 ланкастерами в ночь с 25 на 26 апреля.

После капитуляции Германии планировалось отправить «бомбардировочные силы очень дальнего действия», известные как « Тигровые силы», для участия в войне на Тихом океане против Японии. Британский бомбардировочный компонент, состоящий из примерно 30 эскадрилий тяжелых бомбардировщиков Британского Содружества , что меньше первоначального плана примерно на 1000 самолетов, должен был базироваться на Окинаве . Группы бомбардировочного командования были реорганизованы для операции «Падение» , но советское вторжение в Маньчжурию и бомбардировка Хиросимы и Нагасаки произошли до того, как силы были переброшены в Тихий океан.

В Европе последней операцией бомбардировочного командования была доставка освобожденных военнопленных союзников домой в Великобританию в рамках операции «Исход» . [22]

Потери [ править ]

Экипажи бомбардировочного командования понесли чрезвычайно высокий уровень потерь: 55 573 человека погибли из 125 000 экипажей (коэффициент смертности 44,4 процента), еще 8 403 человека были ранены в бою и 9 838 человек стали военнопленными. Это охватывало все операции бомбардировочного командования. [23]

Во время Первой мировой войны у члена экипажа бомбардировочного командования было меньше шансов выжить, чем у офицера пехоты; В составе бомбардировочного командования погибло больше людей, чем во время молниеносной атаки или бомбардировок Гамбурга или Дрездена. [23] США Для сравнения, Восьмая воздушная армия , совершавшая дневные налеты на Европу, имела во время войны 350 000 экипажей и потеряла 26 000 убитыми и 23 000 военнопленных. [23] Из личного состава бомбардировочного командования Королевских ВВС, погибшего во время войны, 72 процента были британцами, 18 процентов - канадцами, 7 процентов - австралийцами и 3 процента - новозеландцами. [24]

На примере 100 летчиков:

  • 55 человек погибли при операциях или умерли в результате ран
  • трое ранены (разной степени тяжести) во время боевых действий или на действительной службе
  • 12 взято в плен (некоторые ранены)
  • двое сбиты и уклонились от плена
  • 27 человек выжили во время операции [25]

Всего было совершено 364 514 боевых вылетов, сброшено 1 030 500 тонн бомб и потеряно 8 325 самолетов.

Харриса консультировал Отдел оперативных исследований (ORS-BC) под руководством гражданского лица Бэзила Дикинса при поддержке небольшой группы математиков и ученых. ORS-BC (под руководством Рубена Смида ) занимался анализом потерь бомбардировщиков. Они смогли повлиять на операции, определив успешную оборонительную тактику и оборудование, хотя некоторые из их наиболее спорных советов (например, снятие неэффективных башен с бомбардировщиков для увеличения скорости) были проигнорированы. [26]

Очень большие потери свидетельствуют о самоотверженности и мужестве экипажей бомбардировочного командования при выполнении своих приказов. Общий уровень потерь в операциях бомбардировочного командования составил 2,2 процента, но уровень потерь над Германией был значительно выше; с ноября 1943 г. по март 1944 г. потери составили в среднем 5,1%. [27] Самый высокий уровень потерь (11,8%) был понесен во время Нюрнбергского рейда (30 марта 1944 г.). [28] Неравенство в показателях потерь отражалось в том, что иногда бомбардировочное командование считало, что вылеты над Францией засчитываются только как треть операции в общем объеме «тур», а экипажи насмешливо отзывались об офицерах, которые предпочитали летать только на менее опасных операциях. во Францию ​​как «Франсуа». [29] [30] В показатели потерь не включены крушения самолетов в Великобритании при возвращении, даже если машина была списана и были потери экипажа, которые составили еще как минимум 15 процентов. [31] Потери в обучении были значительными, и на некоторые курсы было потеряно 25 процентов набора до окончания обучения; С 1939 по 1945 год во время тренировок было убито 5327 человек. [32]

Бомбардировочное командование Королевских ВВС имело 19 обладателей Креста Виктории . [33] [примечание 1]

Эффективность операций [ править ]

Совещание в оперативном штабе бомбардировочного командования, октябрь 1943 г.

Альберт Шпеер , министр вооружений Гитлера, отметил, что более крупные британские бомбы были очень разрушительными. Спустя 15 лет после окончания войны Шпеер однозначно оценил ее последствия:

Реальное значение воздушной войны заключалось в том, что она открыла второй фронт задолго до вторжения в Европу... Защита от атак с воздуха требовала производства тысяч зенитных орудий, накопления огромного количества боеприпасов по всей территории страну и держа в готовности сотни тысяч солдат, которым, кроме того, приходилось месяцами оставаться на позициях с оружием, часто совершенно бездействуя ... Никто еще не видел, чтобы это было величайшее проигранное сражение на немецкой стороны.

— Альберт Шпеер (1959) [34] [35]

Что касается падения производства в результате нападений британских ВВС, исследование США, основанное на ограниченных исследованиях, показало, что в 1943 году оно составило 9 процентов, а в 1944 году — 17 процентов. Опираясь на собранную в США статистику, британское исследование показало, что фактическое сокращение производства оружия составило всего 3 процента в 1943 году и 1 процент в 1944 году. Однако они обнаружили снижение на 46,5 процента и 39 процентов во второй половине 1943 года. и 1944 г. соответственно в металлообрабатывающей промышленности. Эти потери стали результатом разрушительной серии рейдов, предпринятых командованием в Рурской долине . Противоположную точку зрения предложил Адам Туз , ссылаясь на современные источники, а не на послевоенные отчеты:

не может быть сомнения, что Рурская битва стала поворотным пунктом в истории немецкой военной экономики.... [36]

и что в первом квартале 1943 года производство стали упало на 200 000 тонн, что привело к сокращению немецкой программы производства боеприпасов и Zulieferungskrise (кризису субкомпонентов). Производство немецких самолетов с июля 1943 года по март 1944 года не увеличивалось:

Командование бомбардировщиков остановило чудо вооружения Шпеера. [36]

Наибольший вклад бомбардировочного командования в победу в войне заключался в отвлечении огромных ресурсов Германии на защиту родины. К январю 1943 года на защиту Рейха было направлено около 1000 ночных истребителей Люфтваффе; в основном двухмоторные Messerschmitt Bf 110 и Junkers Ju 88 . Самое главное, что к сентябрю 1943 года 8876 смертоносных 88-мм орудий двойного назначения также защищали родину, а также еще 25 000 легких зенитных орудий калибра 20/37 мм. Хотя 88-мм орудие было эффективным зенитным орудием, оно также было смертоносным истребителем танков и смертоносным против наступающей пехоты. Это оружие могло бы во многом усилить противотанковую оборону Германии на российском фронте. [37]

Операции по установке мин внесли большой вклад в срыв деятельности немецких военно-морских сил. Воздушные минные постановки применялись на железорудных маршрутах из Скандинавии и в полигонах подводных лодок на Балтике; в Северо-Западной Европе на воздушных минах потоплено в семь раз больше кораблей, чем на морских минах, установленных с кораблей. [38]

В ходе операций бомбардировочное командование установило 47 278 мин, потеряв при этом 468 самолетов; Вклад Берегового командования составил 936 мин.В результате минных постановок бомбардировочного и берегового командования было потеряно 759 судов общим водоизмещением 721 977 тонн. [39]

Немецкое производство было перенаправлено на строительство и комплектование тральщиков, а также на размещение зенитных батарей для защиты портов и эстуариев. Около 100 судов, в основном грузовых типов, водоизмещением около 5000 тонн, были переоборудованы в минные заграждения Sperrbrecher, чтобы идти впереди кораблей, покидающих гавань, и из них около половины погибло на минах. [40]

1946–1968 [ править ]

Бомбардировочное командование приобрело B-29 Superfortress , известные в ВВС Великобритании как Boeing Washington, в дополнение к Avro Lincoln , развитию Lancaster. Первый реактивный бомбардировщик, легкий бомбардировщик English Electric Canberra , вступил в строй в 1951 году. Некоторые Canberra оставались на вооружении британских ВВС до 2006 года в качестве самолетов фоторазведки. Модель оказалась чрезвычайно успешным самолетом; Великобритания экспортировала его во многие страны и лицензировала его строительство в Австралии и США. [41] Совместный американо-британский проект E был предназначен для предоставления ядерного оружия бомбардировочному командованию в чрезвычайной ситуации, причем «Канберрас» стал первым самолетом, который этим воспользовался. Следующим реактивным бомбардировщиком, поступившим на вооружение, в 1955 году стал Vickers Valiant , первый из V. бомбардировщиков

Министерство авиации задумало бомбардировщики V как замену военным Ланкастерам и Галифаксам. С 1946 года были разработаны три усовершенствованных самолета, а также Short Sperrin запасной вариант . Было опробовано несколько проектов, поскольку никто не мог предсказать, какие из них окажутся успешными на тот момент. Бомбардировщики V стали основой британских ядерных сил и включали Valiant, Handley Page Victor (на вооружении в 1958 г.) и Avro Vulcan (1956 г.). [42] [43]

В 1956 году бомбардировочное командование провело первые эксплуатационные испытания со времен Второй мировой войны. Правительство Египта национализировало Суэцкий канал в июле 1956 года, и британские войска приняли участие во вторжении вместе с французскими и израильскими войсками. Во время Суэцкого кризиса Великобритания направила бомбардировочное командование «Канберрас» на Кипр и Мальту, а «Валиантс» — на Мальту . «Канберра» показала хорошие результаты, но у «Валианта» были проблемы, поскольку он только что был принят на вооружение. Канберрасы оказались уязвимыми для атак египетских ВВС , которые, к счастью, не решили атаковать переполненные аэродромы Кипра ( Королевские ВВС Акротири и Королевские ВВС Никосии держат почти все ударные силы Королевских ВВС, а недавно восстановленный и некачественный аэродром занимает большую часть французские войска). В операциях против Египта приняли участие более 100 самолетов бомбардировочного командования. По стандартам Второй мировой войны масштаб нападения был небольшим.

В период с 1959 по 1963 год, помимо пилотируемых самолетов, бомбардировочное командование также получило 60 «Тор» ядерных баллистических ракет средней дальности , рассредоточенных по 20 базам ВВС Великобритании в рамках совместной британско-американской операции, известной как «Проект Эмили» . В течение следующих двенадцати лет самолеты бомбардировочного командования часто отправлялись за границу на Дальний Восток и Ближний Восток. они служили сдерживающим фактором для Сукарно Индонезии В частности , во время Конфронтаси . Отряд Канберраса имел постоянную базу в Акротири на Кипре для обеспечения обязательств СЕНТО .

Великобритания испытала свою первую атомную бомбу в 1952 году и взорвала свою первую водородную бомбу в 1957 году. В ходе операции «Грэппл» бомбардировщики «Валиант» испытывали сброс водородных бомб на остров Рождества . За тот же период достижения в области электронного противодействия были также применены к бомбардировщикам V, а остальные бомбардировщики V поступили на вооружение в конце 1950-х годов. [44] Во время кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года самолеты бомбардировочного командования постоянно находились в боевой готовности, готовые взлететь в любой момент, а ракеты «Тор» находились в повышенной готовности. Премьер-министр не рассредоточил самолеты бомбардировочного командования по аэродромам-спутникам, чтобы это не рассматривалось как агрессивный шаг.

К началу 1960-х годов возникли сомнения в способности бомбардировочного командования прорвать оборону Советского Союза. Сбитие самолета -разведчика У-2 в 1960 году подтвердило, что у Советского Союза действительно были ракеты «земля-воздух», способные достигать высот, на которых действовали бомбардировщики. Со времен Второй мировой войны философия бомбардировок заключалась в том, чтобы подниматься выше и быстрее. С заменой высокой и быстрой тактики на смену пришла атака на сверхнизком уровне. Самолеты бомбардировочного командования не были предназначены для такого рода атак, и усталость планера возрастала. Все «Валианты» были остановлены в октябре 1964 года и окончательно выведены из эксплуатации в январе 1965 года. Операции на низком уровне также сократили продолжительность жизни «Викторов» и «Вулканцев».

Другая основная функция бомбардировочного командования заключалась в обеспечении ВВС Великобритании самолетами-заправщиками. Valiant был первым бомбардировщиком, использовавшимся в качестве танкера. Поскольку проникновение на больших высотах как метод нападения пришло в упадок, Valiant все чаще использовался в качестве танкера до вывода этого типа из эксплуатации в 1965 году из-за затрат на устранение усталости металла. Поскольку «Виктор» также не подходил для роли низкого уровня, шесть из них были переоборудованы в танкеры для замены «Валиантов», а затем большинство «Викторов» были преобразованы в танкеры. «Вулкан» также использовался в качестве танкера, но только в импровизированной модификации во время Фолклендской войны 1982 года. По иронии судьбы, в роли танкера «Виктор» не только пережил бомбардировочное командование, но и все остальные бомбардировщики V на девять лет.

В качестве дальнейшей попытки сделать действия бомбардировщиков более безопасными были предприняты попытки разработать противостоящее вооружение, с помощью которого бомбардировщикам не пришлось бы проникать в советское воздушное пространство. Однако попытки сделать это имели лишь ограниченный успех. Первая попытка была связана с ракетой Blue Steel (на вооружении: 1963–1970 гг.). Это сработало, но его дальность означала, что бомбардировщикам все равно приходилось входить в советское воздушное пространство. Системы большей дальности были разработаны, но потерпели неудачу и/или были отменены. Такая судьба постигла Mark 2 Blue Steel, его замену, американскую БРБ Skybolt и наземную программу Blue Streak .

Однако попытки создать средства ядерного сдерживания в конечном итоге увенчались успехом. Великобритания закупила американские ракеты «Поларис» и построила для их перевозки подводные лодки Королевского флота . Таким образом, по существу была достигнута современная форма британских ядерных сил. Подводные лодки Королевского флота освободили ВВС Великобритании от миссии ядерного сдерживания в 1969 году, но к тому моменту бомбардировочное командование уже не существовало.

В 1968 году истребительное командование Королевских ВВС и бомбардировочное командование объединились в ударное командование . Береговое командование Королевских ВВС последовало за ним в ноябре 1969 года.

Бомбардировочному командованию потребовалось время, чтобы достичь полной эффективности во Второй мировой войне, но с развитием лучшей навигации и авиации это оказалось весьма разрушительным. Массированные атаки бомбардировочного командования и Восьмой воздушной армии США вынудили Германию выделить значительные ресурсы на противовоздушную оборону вместо достижения своих основных военных целей. После войны он помог британской системе ядерного сдерживания пережить трудный период.

Главнокомандующий авиации [ править ]

В любое время в штабе бомбардировочного командования служило несколько офицеров авиации, поэтому главный командующий был известен как главнокомандующий авиации, наиболее известным из которых был главный маршал авиации сэр Артур Харрис. Главнокомандующие авиации перечислены ниже с указанием звания, которое они имели на своем посту.

Нет. Картина Главнокомандующий Вступил в должность Левый офис Время в офисе
1
сэр Джон Стил
Стил, Джон, главный маршал авиации
сэр Джон Стил
(1877–1965)
14 июля 1936 г. 12 сентября 1937 г. 1 год, 60 дней
2
сэр Эдгар Ладлоу-Хьюитт
Ладлоу, Эдгар, главный маршал авиации
сэр Эдгар Ладлоу-Хьюитт
(1886–1973)
12 сентября 1937 г. 3 апреля 1940 г. 2 года, 204 дня
3
сэр Чарльз Портал
Портал, Чарльз Маршал авиации
сэр Чарльз Портал
(1893–1971)
3 апреля 1940 г. 5 октября 1940 г. 185 дней
4
сэр Ричард Пирс
Перс, Ричард Маршал авиации
сэр Ричард Пирс
(1892–1970)
5 октября 1940 г. 8 января 1942 г. 1 год, 95 дней
Джек Болдуин
Болдуин, Джек, вице-маршал авиации
Джек Болдуин
(1892–1975)
Действуя
8 января 1942 г. 22 февраля 1942 г. 45 дней
5
сэр Артур Харрис
Харрис, Артур, главный маршал авиации
сэр Артур Харрис
(1892–1984)
22 февраля 1942 г. 15 сентября 1945 г. 3 года, 205 дней
6
сэр Норман Боттомли
Боттомли, нормандский маршал авиации
сэр Норман Боттомли
(1891–1970)
15 сентября 1945 г. 16 января 1947 г. 1 год, 123 дня
7
сэр Хью Сондерс
Сондерс, Хью Маршал авиации
сэр Хью Сондерс
(1894–1987)
16 января 1947 г. 8 октября 1947 г. 265 дней
8
сэр Обри Эллвуд
Эллвуд, Обри, маршал авиации
сэр Обри Эллвуд
(1897–1992)
8 октября 1947 г. 2 февраля 1950 г. 2 года, 117 дней
9
сэр Хью Ллойд
Ллойд, Хью Маршал авиации
сэр Хью Ллойд
(1894–1981)
2 февраля 1950 г. 9 апреля 1953 г. 3 года, 66 дней
10
сэр Джордж Миллс
Миллс, Джордж, маршал авиации
сэр Джордж Миллс
(1902–1971)
9 апреля 1953 г. 22 января 1956 г. 2 года, 288 дней
11
сэр Гарри Бродхерст
Бродхерст, Гарри Маршал авиации
сэр Гарри Бродхерст
(1905–1995)
22 января 1956 г. 20 мая 1959 г. 3 года, 118 дней
12
сэр Кеннет Кросс
Кросс, Кеннет, маршал авиации
сэр Кеннет Кросс
(1911–2003)
20 мая 1959 г. 1 сентября 1963 г. 4 года, 104 дня
13
сэр Джон Гранди
Гранди, Джон Маршал авиации
сэр Джон Гранди
(1913–2004)
1 сентября 1963 г. 19 февраля 1965 г. 1 год, 171 день
14
сэр Уоллес Кайл
Кайл, Уоллес, маршал авиации
сэр Уоллес Кайл
(1910–1988)
19 февраля 1965 г. 30 апреля 1968 г. 3 года, 71 день

Боевые почести [ править ]

  • «Берлин 1940–1945»: За бомбардировку Берлина самолетами бомбардировочного командования.
  • «Крепость Европа 1940–1944»: для операций авиации, базирующейся на Британских островах, против целей в Германии, Италии и оккупированной врагом Европе, от падения Франции до вторжения в Нормандию.

Мемориалы [ править ]

Интерьер Мемориала бомбардировочного командования в Лондоне

Певец Робин Гибб возглавил усилия почтить память погибших во время Второй мировой войны, и в апреле 2011 года было объявлено, что собрано 5,6 миллиона фунтов стерлингов, необходимые для строительства мемориала. [45] Первый камень в фундамент Мемориала бомбардировочного командования экипажам бомбардировочного командования был заложен в Грин-парке в Лондоне 4 мая 2011 года. [46]

Мемориал был спроектирован архитектором Лиамом О'Коннором , который также отвечал за проектирование и строительство Мемориальных ворот Содружества на холме Конституции , недалеко от Букингемского дворца . Скульптор Филип Джексон создал большую бронзовую скульптуру, стоящую внутри мемориала. Он состоит из семи фигур высотой 9 футов (3 м) и представляет собой экипаж тяжелого бомбардировщика бомбардировочного командования. [47] Джексон описал скульптуру как запечатлевшую «момент, когда они выходят из самолета и бросают все свое тяжелое снаряжение на землю». [48] Мемориал был посвящен и открыт 28 июня 2012 года королевой Елизаветой II . [48]

Вид с воздуха на центр Чедвика, мемориальный шпиль и стены.

Международный центр бомбардировочного командования (IBCC) — это мемориальный и интерпретационный центр, рассказывающий историю бомбардировочного командования. Центр был открыт для публики в конце января 2018 года, а официальная церемония открытия состоялась 12 апреля 2018 года в рамках празднования 100-летия ВВС Великобритании. Сам мемориал состоит из Мемориального шпиля и ряда стен, на которых перечислены имена 57 861 военнослужащего, погибшего в бомбардировочном командовании во время Второй мировой войны. [49] [50]

медали и предлагаемая Застежка медаль

Запланированная медаль кампании для бомбардировочного командования так и не была отчеканена. Решение не вручать медали всем членам бомбардировочного командования было принято во время короткого разрыва между коалицией военного времени и лейбористским правительством Эттли, когда Черчилль все еще был премьер-министром. Это заставило Харриса отклонить последующее предложение Эттли о звании пэра в знак протеста против этого пренебрежения; принципиальная позиция, которую Харрис занял и заявил в то время, когда было принято решение не вручать отдельную медаль кампании. Рейды командования связали огромные объемы оборонительных ресурсов Германии, которые могли быть перенаправлены на Восточный и Западный фронты и в другие места, а физическое уничтожение военной техники было значительным. Тем не менее, Черчилль, к большому огорчению Харриса, практически не упомянул кампанию бомбардировочного командования в своей победной речи в День Победы. Харриса, которого лейбористское правительство повысило до маршала Королевских ВВС в 1946 году, убедили принять титул баронета, когда Уинстон Черчилль снова стал премьер-министром в 1951 году, после Лейбористское правительство Эттли было отстранено от должности. По состоянию на 2018 год борьба за предвыборную медаль продолжается. [51]

Застежка бомбардировочного командования на звездной ленте 1939–1945 гг.

Обзор военных медалей был подготовлен сэром Джоном Холмсом и опубликован в июле 2012 года. [52] В декабре 2012 года, после проверки, британское правительство объявило о введении застежки «Bomber Command», которая будет носиться на Star 1939–1945 годов . [53] Вторая такая застежка после «Битвы за Британию», которая была учреждена в 1945 году. Предпочтение отдавалось застежке, а не отдельной медали, поскольку получатели уже получали либо Европейскую звезду летных экипажей , либо Звезду Франции и Германии , а также конкретную медаль. привело бы к «двойному медалированию». [54] В британской системе наград существует давний принцип: «один и тот же человек не должен иметь возможность получить две медали кампании за один и тот же элемент военной службы»; то есть двойное награждение медалями. [55] Право на получение звания «Бомбардировочное командование» следующее: уже получив квалификацию на Звезду 1939–1945 годов, человек должен прослужить не менее шестидесяти дней или один полный боевой срок в подразделении бомбардировочного командования и совершить хотя бы один оперативный полет. боевой вылет на оперативную часть бомбардировочного командования с 3 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. включительно. [54]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Пояснительные примечания [ править ]

  1. Семь венчурных капиталистов были вручены военнослужащим ВВС Доминиона, а девять - посмертно. Два личного состава одного и того же экипажа получили ВК в результате своих действий 12 мая 1940 года. При прорыве немцев на 12-я эскадрилья устаревших «Фейри Батлс » получила приказ атаковать два моста на канале Альберта недалеко от Маастрихта . Вызвалась вся эскадрилья, и пять самолетов, все, что было в наличии, взлетели. Четыре «Битвы» были сбиты зенитками и немецкими истребителями, а пятый, пошатываясь, вернулся на базу с тяжелыми повреждениями. Один из четырех сбитых пилотировал летный офицер Дональд Гарланд , который нырнул с высоты 6000 футов (1800 м) перед лицом интенсивного огня и сумел разрушить один из мостов. Он и его наблюдатель, сержант Том Грей , были посмертно награждены Крестом Виктории.

Цитаты [ править ]

  1. ^ Пайн, LG (1983). Словарь девизов (1-е изд.). Лондон: Рутледж и Кеган Пол. п. 222 . ISBN  0-7100-9339-Х .
  2. ^ Смит, Дэвид (20 августа 2006 г.). «Дань британским ВВС вызвала бурю «военных преступлений»» . Наблюдатель . Лондон . Проверено 3 июля 2008 г.
  3. ^ Рейнер, Гордон (9 марта 2012 г.). «Лорд Эшкрофт жертвует последний миллион фунтов стерлингов на Мемориал бомбардировочного командования» . Телеграф . Архивировано из оригинала 10 мая 2012 года . Проверено 25 мая 2012 г.
  4. ^ Бойн, Уолтер Дж. (2012). Столкновение крыльев: Вторая мировая война в воздухе . Саймон и Шустер. стр. 19–20. ISBN  9781451685138 .
  5. ^ Джадкинс, Фил. «Превращение видения в силу», Международный журнал техники и технологий , Vol. 82, № 1 (январь 2012 г.), с. 114
  6. Обращение президента Франклина Д. Рузвельта против воздушных бомбардировок гражданского населения , 1 сентября 1939 г.
  7. ^ Тейлор (2005), Глава «Зовите меня Мейер», с. 105
  8. ^ AC Grayling (Bloomsbury 2006), с. 24.
  9. ^ Гастингс 1979, с. 6
  10. ^ Тейлор ссылается на главу «Зови меня Мейер», стр. 111
  11. ^ Ричардс 1953, с. 124.
  12. ^ Ричардс, Денис, Королевские военно-воздушные силы 1939–1945 , История Второй мировой войны , том. I: The Fight at Odds, HMSO, стр. 182, заархивировано из оригинала 3 марта 2016 г. , получено 11 января 2017 г. - через Hyperwar Foundation.
  13. ^ Милберри, Ларри (главный редактор). Шестьдесят лет - Воздушному командованию RCAF и CF, 1924–1984 гг . Торонто: Canav Books, 1984. (стр. 166).
  14. ^ Данмор, Спенсер и Картер, Уильям. Пожинайте вихрь: нерассказанная история 6-й группы канадских бомбардировочных сил времен Второй мировой войны . Торонто: McLelland and Stewart Inc., 1991. (стр. 375).
  15. ^ https://web.archive.org/web/20100328154750/http://www.rafweb.org/Grp03.htm , по состоянию на июнь 2020 г.
  16. ^ «Бомбардировочное командование Королевских ВВС, 06.06.1944» .
  17. ^ Дэвис, Роб. «Бомбардировочное командование Королевских ВВС (RAF) 1939–1945» . Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года . Проверено 3 июля 2008 г.
  18. ^ Часть I: Обзор разведывательных технологий, 1 ноября 2006 г. Архивировано 2 марта 2012 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Бишоп, Патрик. Мальчики-бомбардировщики – сопротивляемся 1940–1945 гг . ISBN   978-0-00-719215-1 .
  20. ^ Пустой, Ральф. «Битва за Рур 1939–1945» . Проверено 3 июля 2008 г.
  21. ^ «Дневник кампании» . 60 лет бомбардировочному командованию Королевских ВВС . Британская Корона. Архивировано из оригинала 15 мая 2007 года . Проверено 24 мая 2007 г.
  22. ^ «Долгая дорога домой» . Музей РАФ . Проверено 20 мая 2016 г. .
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Робертс, Эндрю (март 2007 г.). «Высокая отвага на острие войны» . Таймс . Лондон.
  24. ^ Робертсон, Джон (1984). Австралия идет на войну . Австралия: Даблдей. п. 216. ИСБН  0-86824-155-5 .
  25. Nor the Years Condemn, Роб Дэвис. Архивировано 15 июня 2008 года в Wayback Machine.
  26. ^ Провал разведки Фриман Дайсон , MIT Technology Review
  27. ^ Гастингс 1979, с. 334
  28. ^ Гастингс 1979, с. 343
  29. ^ Выдра, с. 262
  30. ^ Гастингс 1979, с. 275
  31. ^ Гастингс 1979, стр. 209, 460–461.
  32. ^ Гастингс 1979, с. 173
  33. ^ Косгроув, Трой. «19 обладателей креста Виктории бомбардировочного командования» . Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 года . Проверено 3 июля 2008 г.
  34. Штабной командир авиации Генри Проберт (некролог) , The Times , 14 февраля 2008 г.
  35. ^ Момьер, Уильям М. Воздушная мощь в трех войнах , DIANE Publishing, ISBN   1-4289-9396-7 . стр. 190–192 . Эта книга содержит полную цитату из двух цитируемых здесь абзацев, а в качестве источника указан Альберт Шпеер. Спандау, Секретные дневники , Нью-Йорк: Macmillan and Company, 1976, стр. 339–340.
  36. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Туз, с. 598.
  37. ^ «Зенитная артиллерия 88 ведет огонь по Харькову, восточный фронт, 1941 год» . Фотографии мировой войны . Проверено 23 сентября 2021 г.
  38. ^ Томпсон, командир звена HL (1956). «Глава 5: С миной, бомбой и торпедой». Новозеландцы в Королевских ВВС (Том II) . Официальная история Новой Зеландии во Второй мировой войне 1939–1945 гг. Веллингтон: Отделение исторических публикаций.
  39. ^ Сондерс (1954) с. 405
  40. ^ Брейер, Зигфрид; и др. (1994). ВМС Германии 1935–1945 (на немецком языке). Том I – IV. Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN  978-3-89350-699-6 .
  41. ^ Халпенни, Брюс Бэрримор (2005). English Electric Canberra: история и развитие классического реактивного самолета . Ручка и меч. ISBN  978-1-84415-242-1 .
  42. ^ Барри Джонс (2000). Фай-бомбардировщики: Валиант, Вулкан и Виктор . Кровуд. стр. 13–15. ISBN  9781861263858 .
  43. ^ Морис Кирби и М.Т. Годвин. «V» означает «уязвимый»: оперативные исследования и V-бомбардировщики. Оборонные исследования (2009) 9 № 1, стр. 168–187.
  44. ^ Брукс, Эндрю (2009). Вулканские части холодной войны . Издательство Оспри. ISBN  978-1-84603-297-4 .
  45. ^ Архив новостей Братья Гибб
  46. Заложен камень в фундамент Мемориала бомбардировочного командования Defense News, 5 мая 2011 г.
  47. ^ «Достойная дань уважения молодым людям из команды бомбардировщиков Raf». Архивировано 29 мая 2012 года в Wayback Machine . (2012). Ассоциация бомбардировочного командования. Проверено 28 июня 2012 г.
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Королева открывает мемориал бомбардировочному командованию Королевских ВВС» . (2012). Новости BBC онлайн. Проверено 28 июня 2012 г.
  49. ^ «Международный бомбардировочный командный центр» . Проверено 5 июля 2021 г.
  50. ^ «История открытий, образования и памяти» . Международный бомбардировочный командный центр . Проверено 20 октября 2022 г.
  51. ^ «Награждение медалями ветеранов бомбардировочного командования Великой Отечественной войны» . Новости Би-би-си . 26 мая 2018 года . Проверено 25 июля 2021 г.
  52. ^ «Обзор военных медалей: отчет сэра Джона Холмса» . GOV.UK. ​Кабинет министров. 17 июля 2012 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
  53. ^ «Ветеранам арктических конвоев и бомбардировочного командования будет оказана честь» . GOV.UK. ​Офис премьер-министра, Даунинг-стрит, 10. 19 декабря 2012 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Полярная звезда и командная застежка бомбардировщика» . Ветераны Великобритании . Министерство обороны. Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 9 декабря 2022 г.
  55. ^ «Награждение медалями за боевые действия: методические указания» . GOV.UK. ​Кабинет министров. 27 октября 2014 года . Проверено 9 декабря 2022 г.

Библиография [ править ]

  • Бишоп, Патрик. Мальчики-бомбардировщики – сопротивляемся 1940–1945 гг . ISBN   978-0-00-719215-1 .
  • Картер, Ян. Бомбардировочное командование 1939–1945 гг . ISBN   978-0-7110-2699-5 .
  • Дон Чарлвуд Сегодня вечером безлуна . ISBN   0-907579-06-X .
  • Чайлдерс, Томас. «'Facilis descensus averni est': бомбардировки Германии союзниками и проблема немецких страданий», Central European History Vol. 38, № 1 (2005), стр. 75–105 в JSTOR.
  • Гаррет, Стивен А. Этика и авиация во Второй мировой войне: британские бомбардировки немецких городов (1993)
  • Халпенни, Брюс Бэрримор . Станции действий: Военные аэродромы Йоркшира v.4 . ISBN   978-0-85059-532-1 .
  • Фальконер, Джонатан. Справочник бомбардировочного командования 1939–1945 гг . Саттон Паблишинг Лимитед. ISBN   0-7509-3171-X .
  • Грейлинг, AC (2006). Среди мертвых городов . Лондон: Блумсбери. ISBN  978-0-7475-7671-6 .
  • Халпенни, Брюс Бэрримор. Боевые станции: военные аэродромы Линкольншира и Восточного Мидлендса во время войны, версия 2 . ISBN   978-0-85059-484-3 .
  • Халпенни, Брюс Бэрримор. Экипаж бомбардировщика Второй мировой войны: правдивые истории фронтовых воздушных боев . ISBN   978-1-84415-066-3 .
  • Халпенни, Брюс Бэрримор. English Electric Canberra: история и развитие классического реактивного самолета . Перо и меч, 2005. ISBN   978-1-84415-242-1 .
  • Халпенни, Брюс Бэрримор. Чтобы разбить небо: бомбардировочный аэродром на войне . ISBN   978-0-85059-678-6 .
  • Харрис, Артур . Донесение о военных действиях (Кассовые исследования в области авиации) . ISBN   978-0-7146-4692-3 .
  • Гастингс, Макс (1979). Бомбардировочное командование Королевских ВВС . Пан Книги. ISBN   0-330-39204-2
  • Кох, Х.В. «Стратегическое воздушное наступление против Германии: ранний этап, май – сентябрь 1940 г.». Исторический журнал , 34 (март 1991 г.), стр. 117–41. онлайн в JSTOR
  • Ламмерс, Стивен Э. «Уильям Темпл и бомбардировки Германии: исследование традиций справедливой войны». Журнал религиозной этики , 19 (весна 1991 г.): 71–93. Объясняет, как архиепископ Кентерберийский оправдывал стратегические бомбардировки.
  • Мессенджер, Чарльз. Бомбардировщик Харрис и стратегическое бомбардировочное наступление, 1939–1945 гг . Лондон: Оружие и доспехи, 1984. ISBN   978-0-85368-677-4 .
  • Миддлбрук, Мартин. Рейд на Пенемюнде: ночь с 17 на 18 августа 1943 года . Нью-Йорк: Боббс-Меррилл, 1982.
  • Нойфельд, Майкл Дж. Ракета и Рейх: Пенемюнде и наступление эры баллистических ракет . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995.
  • Выдра, Патрик. Книги о сельской местности аэродромов Йоркшира (1998) ISBN   978-1-85306-542-2
  • Овери. Ричард. «Средства к победе: бомбы и бомбардировки» в книге Овери, «Почему союзники победили » (1995), стр. 101–33.
  • Педен, Мюррей. Падет тысяча . ISBN   0-7737-5967-0 .
  • Ричардс, Денис (1953). Королевские ВВС 1939–1945: Том I «Борьба вопреки всему» . История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярия Ее Величества.
  • Сондерс, Хилари Сент-Джордж (1954). Королевские ВВС 1939–1945: Том III Битва выиграна . История Второй мировой войны. Лондон: Канцелярия Ее Величества.
  • Смит, Малькольм. «Воздушное наступление союзников», Журнал стратегических исследований 13 (март 1990 г.) 67–83.
  • Тейлор, Фредерик. (2005) Дрезден: вторник, 13 февраля 1945 г. Блумсбери. ISBN   0-7475-7084-1
  • Террейн, Джон. Время мужества: Королевские ВВС в европейской войне, 1939–1945 (1985)
  • Туз, Адам. Плата за разрушение : создание и разрушение нацистской экономики Пингвин (2007) ISBN   978-0-14-100348-1
  • Верье, Энтони. Бомбардировочное наступление . Лондон: Бэтсфорд, 1968.
  • Вебстер, Чарльз и Нобл Франкланд, Стратегическое воздушное наступление против Германии, 1939–1945 (HMSO, 1961 и факсимильное сообщение, перепечатанное Naval & Military Press, 2006), 4 тома. ISBN   978-1-84574-437-3 .
  • Уэллс, Марк К. Мужество и воздушная война: опыт летных экипажей союзников во Второй мировой войне (1995)
  • Уэррелл, Кеннет П. «Стратегическая бомбардировка Германии во Второй мировой войне: затраты и достижения», Journal of American History 73 (1986) 702–713; в JSTOR

Внешние ссылки [ править ]

Предшественник Бомбардировочное командование
1936–1968
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4642f182c5fcbd6e0f8ed4e6bdf84614__1711715640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/46/14/4642f182c5fcbd6e0f8ed4e6bdf84614.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
RAF Bomber Command - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)