Операция Исход (операция Второй мировой войны)
Операция Исход | |
---|---|
![]() Бывшие британские военнопленные готовятся к посадке на Avro Lancaster тяжелый бомбардировщик из 582-й эскадрильи Королевских ВВС в Любеке, Германия . | |
Запланировано | Королевские ВВС |
Цель | Воздушная репатриация британских военнопленных |
Дата | 3 апреля 1945 г. | -31 мая 1945 г.
Исполнил | Бомбардировочное командование Королевских ВВС |
Потери | (см. раздел «Пострадавшие» ) |
Операция «Исход» была кодовым названием воздушной репатриации британских бывших военнопленных из Европы, которая проходила с апреля по май 1945 года, на заключительном этапе Второй мировой войны . [1] Примерно к 1 июня 3500 рейсов доставили 75 000 человек обратно в Великобританию на модифицированных бомбардировщиках «Ланкастер» . [2]
Фон
[ редактировать ]После освобождения Европы союзными войсками возникла острая необходимость в незамедлительной репатриации бывших военнопленных (военнопленных) в Великобританию. Эта срочность была вызвана освобождением 354 000 британских военнопленных после освобождения их лагерей. [3] В ответ командование Королевских ВВС решило перепрофилировать бомбардировщики «Ланкастер» в транспортные самолеты для этой жизненно важной миссии, каждый из которых рассчитан на перевозку 24 человек вместе с минимальным экипажем. [4]
Аэродромы приема для этих репатриационных рейсов включали Уэсткотт, Окли, Косфорд в Шропшире , Дансфолд в Суррее и Уинг в Бакингемшире . Кроме того, специальные аэродромы для сбора были созданы в Любеке (Германия), Брюсселе (Бельгия) и Жювинкуре (Франция). [4]
Операция
[ редактировать ]
Операция началась с получения приказа в ВВС Великобритании в Окли , Бакингемшир, 2 апреля 1945 года, в котором содержалось указание подготовиться к прибытию 300 репатриированных военнопленных, которые должны были приземлиться по воздуху в 11:00. Для их приема были проведены обширные приготовления, пока прибытие не было перенесено на следующий день. 3 апреля семь самолетов «Дакота» приземлились с репатриированными военнопленными, а к концу месяца в общей сложности 72 двухмоторных самолета «Дуглас Дакота» перевезли 1787 человек. [5]
В последующем мае 1945 года значительное количество личного состава, всего 15 088 человек, было переправлено обратно на различных самолетах, в том числе 443 Avro Lancaster, 103 Dakota, 51 Handley Page Halifaxes , 31 Consolidated Liberators , 3 Short Stirlings , 3 Lockheed Hudsons. и 2 Boeing B-17 Flying Fortress . [6]
8 мая 1945 года 405-я эскадрилья вылетела из десяти своих «Ланкастеров» с бывшими военнопленными из Брюсселя в Королевские ВВС Весткотт в Бакингемшире . [7] Та же эскадрилья продолжила свое участие с восемью дополнительными самолетами, доставив людей из Любека, Германия, 9 и 10 мая 1945 года. Ее последняя миссия в этой операции состоялась 15 мая, когда семь самолетов вернули 360 пленных с аэродрома Жювинкур недалеко от Реймса. , Франция, в Бакингемшир. [8] Одновременно с этим , 8 мая, 617-я эскадрилья вылетела в день Победы в Брюссель через Жювинкур. [9] способствуя ежедневному притоку 500 человек только через Жювинкур. [10]
С 10 по 11 мая 550-я эскадрилья выполнила сорок восемь вылетов между Брюсселем и Уэсткоттом. [7] 14 мая 619-я эскадрилья вылетела обратно из Лилля , Франция. [11] За время всей операции было проведено в общей сложности 469 миссий, что способствовало возвращению 75 000 бывших военнопленных. [10] [12]
Потери
[ редактировать ]9 мая «Ланкастер» из 514-й эскадрильи разбился между Вестбичем и Жувинкуром, в результате чего на борту находились 30 человек. [13] 149-я эскадрилья вылетела из Реймса, Франция, один из ведущих самолетов, не сумевший взлететь с рулежной дорожки аэродрома , предназначенной для истребителей, а не тяжелых бомбардировщиков, разбился, в результате чего погиб тридцать один пассажир и экипаж. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Клаттон-Брок, Оливер (19 августа 2003 г.). Следы на песках времени: военнопленные бомбардировочного командования Королевских ВВС в Германии, 1939–1945 гг . Издательство Груб Стрит. стр. 143–155. ISBN 978-1-909166-30-1 .
- ^ Флинтэм, В. (2008). Высокие ставки: британская авиация в действии, 1945–1990 гг . Авиация «Перо и меч». п. 241. ИСБН 978-1-84415-815-7 .
- ^ «Операция Исход» . РАФИстории . 28 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бэкон, вице-президент (2020). Замечательные путешествия во время Второй мировой войны: Сборник нерассказанных историй . История Пресс. п. 1945. ISBN 978-0-7509-9590-0 .
- ^ «Исход (II)» . Операции и кодовые названия Второй мировой войны . 31 мая 1945 года.
- ^ Миллс, Г.; Ноулз, Д. (2022). Аэродромы британских ВВС и ВВС США в Великобритании во время Второй мировой войны: полный справочник . Фонтхилл Медиа. п. 1967.
- ^ Jump up to: а б Реддинг, Т. (2015). Бомбардировка Германии: заключительная фаза: разрушение Пфорцхельма и последние месяцы войны бомбардировочного командования . Книги о ручке и мече. п. 1-PT371. ISBN 978-1-4738-5046-0 .
- ^ Салливан, К. (2015). Испытания и невзгоды: история Королевских ВВС Грансден Лодж . Матадор. п. 226. ИСБН 978-1-78462-233-6 .
- ^ Купер, AW (2013). За плотинами к «Тирпицу: поздние операции 617-й эскадрильи» . Книги о ручке и мече. п. 173. ИСБН 978-1-78346-909-3 .
- ^ Jump up to: а б Последний из Ланкастеров . Перо и меч. 30 ноября 2014 г. ISBN 978-1-78383-174-6 .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Планнтин, М. (2017). Победа Великобритании, свобода Дании: датские добровольцы в союзных ВВС во время Второй мировой войны . Фонтхилл Медиа. п. 140.
- ^ Армстронг, К. (2021). Бомбардировочное командование Королевских ВВС на войне, 1939–1945 гг . Книги о ручке и мече. п. 195. ИСБН 978-1-5267-0053-7 .
- ^ «Операция «Исход» во Второй мировой войне 1939–1945 годов» . Проект «Воспоминания о войне» . 16 августа 2019 г.
- ^ Каннингем, П. (2012). Страх в небе: яркие воспоминания экипажей бомбардировщиков во Второй мировой войне . Книги о ручке и мече. п. 30. ISBN 978-1-78303-630-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]