Проект Эмили
Проект Эмили | |
---|---|
Коммерческий? | Нет |
Тип проекта | Развертывание ракет |
Страна | Великобритания |
Премьер-министр (ы) | Гарольд Макмиллан |
Ключевые люди | Дуайт Д. Эйзенхауэр |
Учредил | 1959 |
Упразднен | 1963 |
Проект «Эмили» представлял собой развертывание «Тор баллистических ракет средней дальности » американского производства в Соединенном Королевстве в период с 1959 по 1963 год. Королевских ВВС (RAF) Бомбардировочное командование эксплуатировало 60 ракет «Тор», рассредоточенных по 20 аэродромам Королевских ВВС, в рамках проекта «Эмили». Британский ядерный потенциал сдерживания .
Из-за опасений по поводу наращивания советских ракет президент США Дуайт Д. Эйзенхауэр встретился с премьер-министром Гарольдом Макмилланом на Бермудских островах в марте 1957 года, чтобы изучить возможность краткосрочного развертывания БРСД в Соединенном Королевстве до появления межконтинентальных баллистических ракет большой дальности ( МБР) были развернуты. в октябре 1957 года Кризис «Спутника» привел к ускорению реализации этого плана. Первая ракета Thor прибыла в Великобританию на транспортном самолете Douglas C-124 Globemaster II в августе 1958 года и была доставлена в ВВС Великобритании в сентябре.
Экипажи Королевских ВВС периодически посещали США для тренировок, кульминацией которых стал 21 тренировочный пуск с базы ВВС Ванденберг . Во время кубинского ракетного кризиса в октябре 1962 года 59 ракет с боеголовками W49 мощностью 1,44 мегатонны в тротиловом эквиваленте (6,0 ПДж ) термоядерными были приведены в боевую готовность. Ракетные силы «Тор» были расформированы в 1963 году, а ракеты были возвращены в Соединенные Штаты, где большая часть из них была израсходована на военные космические выстрелы.
В октябре 2012 года бывшим стартовым площадкам Королевских ВВС Харрингтон и Королевских ВВС Норт-Луффенхэм был присвоен статус внесенного в список .
Фон
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны Великобритания имела проект ядерного оружия под кодовым названием Tube Alloys . [1] На Квебекской конференции в августе 1943 года премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль и президент Соединенных Штатов подписали Франклин Рузвельт Квебекское соглашение , согласно которому компания Tube Alloys объединилась с американским Манхэттенским проектом для создания объединенного британско-американского проекта. и канадский проект. [2] Британское правительство надеялось, что Соединенные Штаты и после войны продолжат делиться ядерными технологиями, которые оно считало совместным открытием. [3] но Закон США об атомной энергии 1946 года (Закон МакМагона) положил конец техническому сотрудничеству. Его контроль над «ограниченными данными» не позволял союзникам США получать информацию, связанную с ядерным оружием. [4] Опасаясь возрождения изоляционизма Соединенных Штатов и потери Великобританией статуса великой державы , британское правительство возобновило свои собственные усилия по развитию. [5] который имел кодовое название High Explosive Research . [6] Первая британская атомная бомба была успешно взорвана у островов Монте-Белло в ходе операции «Ураган» 3 октября 1952 года. [7] [8] а первая серийная модель атомной бомбы была доставлена в Королевские ВВС (RAF) в ноябре 1953 года. [9]
Первоначально британское ядерное вооружение основывалось на свободнопадающих бомбах, доставленных бомбардировщиками V возможность устаревания бомбардировщика к концу 1960-х годов. , но предполагалась [10] В 1953 году помощник начальника штаба авиации (оперативные требования) вице-маршал авиации Джеффри Таттл попросил подготовить спецификацию для баллистической ракеты с дальностью 2000 морских миль (3700 км) до начала проектных работ. Это стало эксплуатационным требованием OR.1139. [11] Позже в том же году работы начались на Королевском авиационном заводе в Фарнборо . [12] В марте 1954 года Министерству снабжения было предложено выдвинуть предложения по полномасштабному проекту баллистической ракеты. [10] На встрече НАТО в Париже в декабре 1953 года министр обороны США Чарльз Э. Уилсон поднял вопрос о возможности совместной программы развития с снабжения министром Дунканом Сэндисом . Переговоры прошли в июне 1954 года, в результате чего 12 августа 1954 года было подписано соглашение. [11] [10] Соединенные Штаты разработают межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) дальностью 5000 морских миль (9300 км), а Соединенное Королевство при поддержке Соединенных Штатов разработает баллистическую ракету средней дальности (БРСД) дальностью 2000 морских миль ( 3700 км) дальность действия. [11] [13] Американская межконтинентальная баллистическая ракета получила кодовое название «Атлас» . [14] тогда как британская БРСД называлась Blue Streak . [10] Стоимость Blue Streak оценивалась в 70 миллионов фунтов стерлингов, при этом Соединенные Штаты заплатили 15 процентов стоимости. [15]
Параллельно с программой межконтинентальных баллистических ракет Соединенные Штаты разработали три отдельные системы баллистических ракет средней дальности (БРСД). 8 ноября 1955 года Вильсон одобрил проекты БРСД как армии США , так и ВВС США (ВВС США). придал Совет национальной безопасности США проектам межконтинентальных баллистических ракет и межконтинентальных баллистических ракет высший национальный приоритет. [16] Армейское агентство по баллистическим ракетам под командованием генерал-майора Джона Б. Медариса под руководством Вернера фон Брауна в качестве технического директора разработало БРСД «Юпитер» (SM-78). После трех неудач его первый успешный полет состоялся на базе ВВС на мысе Канаверал 31 мая 1957 года. ВМС США первоначально участвовали в программе «Юпитер», намереваясь запускать ракеты с кораблей, но, учитывая их размер, решили вместо этого запустить ракеты. разработать меньшую твердотопливную БРСД, которую можно было бы запускать с подводной лодки , которая стала Polaris . [17] Несмотря на нежелание генерал-майора Бернарда Шривера , командующего Западным отделом разработки ВВС США , взяться за разработку БРСД, а также явное отсутствие энтузиазма по поводу ракет среди старших офицеров ВВС США, которые предпочитали пилотируемые бомбардировщики, конкурирующий проект ВВС США продвигался быстро. . [18] Компания Douglas Aircraft получила контракт на разработку ракеты под кодовым названием Thor (SM-75) в декабре 1955 года. компании Rocketdyne , Ramo-Wooldridge , AC Spark Plug , Bell Laboratories и General Electric. В качестве субподрядчиков были привлечены ракетный двигатель, техническое координирование, инерциальная система наведения, система радионаведения и спускаемый аппарат соответственно. [19] [20] Первая ракета была доставлена на базу ВВС Патрик 26 октября 1956 года. После четырех неудачных попыток первый успешный испытательный полет состоялся 20 сентября 1957 года. [21]
Переговоры
[ редактировать ]В решении Вильсона о разработке БРСД подразумевалось, что она будет базироваться за границей. У Тора была дальность действия 1500 морских миль (2800 км; 1700 миль), и поэтому у него не было возможности достичь Советского Союза и Китая из Соединенных Штатов. [22] В качестве возможных площадок для них рассматривались Великобритания, Германия, Турция, Филиппины, Тайвань, Южная Корея и Япония. [16] Гордон Грей США , помощник министра обороны по вопросам международной безопасности , упомянул об этом чиновнику Министерства снабжения в январе 1956 года: [23] а неофициальные подходы на низком уровне начались в марте 1956 года. [24] [25] Министр ВВС США Дональд А. Куорлз официально поднял этот вопрос перед министром обороны сэром Уолтером Монктоном и его главным научным советником сэром Фредериком Брандреттом на встречах в Вестминстерском дворце 16 и 17 июля. 1956. Куорлз предложил места для размещения ракет в Англии и предложил проводить боевые стрельбы из Шотландии. Монктон отметил, что этот вариант уже был отклонен для Blue Streak в пользу испытательных стрельб на полигоне Вумера . [24] Монктон и Брандретт размышляли, будет ли Тор или Юпитер иметь достаточный радиус действия для британских целей. Американцы не могли поставлять ядерное оружие по закону Мак-Магона. [26] Ракеты могут быть оснащены британскими боеголовками, но они будут тяжелее, что уменьшит дальность действия до 1250 морских миль (2320 км; 1440 миль). Брундретт считал такую ракету «бесполезной». [27] Председатель комитета начальников штабов задался вопросом , маршал Королевских ВВС сэр Уильям Диксон будет ли Blue Streak избыточным, если американцы поставят Тора. Как и многие старшие офицеры британских ВВС и их коллеги из ВВС США, он также был обеспокоен судьбой пилотируемого бомбардировщика, если правительство примет ракетные технологии. [26]
Во время первоначальных переговоров основные опасения британцев были по поводу технических аспектов оружия, а также затрат и выгод от его размещения в Соединенном Королевстве, а не по поводу контроля. [28] Прецедентом здесь был проект Е , в рамках которого данные о ядерном оружии США поставлялись в Великобританию, чтобы позволить английским бомбардировщикам Electric Canberra и V-бомбардировщикам нести его в военное время. [29] В августе 1954 года в закон МакМахона были внесены поправки, разрешающие это. [30] В рамках проекта E запасы ядерного оружия США для использования Великобританией хранились на авиабазах Королевских ВВС под контролем США. 12 декабря 1956 года США начальник штаба ВВС генерал Натан Твининг предложил своему британскому коллеге, главному маршалу авиации сэру Дермоту Бойлу , предоставить боеголовки ракет «Тор» «на тех же условиях». Сэндис, ныне министр обороны, подтвердил, что такая договоренность будет приемлема для британского правительства. [29] Когда он посетил Соединенные Штаты в январе 1957 года, он обнаружил, что американцы стремятся разместить БРСД в Великобритании. [31] Премьер-министр Гарольд Макмиллан и президент Дуайт Д. Эйзенхауэр согласились сделать это на саммите на Бермудских островах в марте 1957 года. [32] Хотя переговоры по IRBM начались до того, как Суэцкий кризис нанес ущерб отношениям Великобритании с Соединенными Штатами, британскому правительству было выгодно представить сделку по IRBM как демонстрацию того, что раскол был преодолен. [33]
Однако две страны по-прежнему действовали в противоположных целях. Британцы рассматривали БРСД как шаг на пути к независимым средствам ядерного сдерживания , а американцы рассматривали их как усиление Стратегического авиационного командования (САК). Американцы первоначально предусматривали использование 120 ракет «Тор» в четырех эскадрильях ВВС США — 672-й , 673-й, 674-й и 675-й стратегических ракетных эскадрильях, а также в четырех эскадрильях Королевских ВВС, первые две из которых сначала будут укомплектованы личным составом ВВС США. [34] в октябре 1957 года Кризис «Спутника» привел к изменению этого плана. [35] Это поставило администрацию Эйзенхауэра под сильное общественное давление, требующее принять меры по размещению ракет потрясенной и обезумевшей страной. [36] Спутник продемонстрировал способность Советского Союза развернуть межконтинентальные баллистические ракеты. Соединенные Штаты теперь нуждались в БРСД – и в сотрудничестве Великобритании – больше, чем когда-либо. Предложение о размещении эскадрилий ВВС США «Тор» в Великобритании было отклонено 12 октября 1957 года из-за британской политической оппозиции. [35]
Полковник Эдвард Н. Холл отвечал за подготовку к развертыванию. Два альтернативных плана были представлены Куорлзу, ныне заместителю министра обороны США . Один из них заключался в том, чтобы Соединенные Штаты взяли на себя расходы, что способствовало бы максимально быстрому развертыванию сил. Другой заключался в достижении соглашения о разделе расходов с британцами, что заняло бы больше времени. Куорлз поделился этими планами с Эйзенхауэром и Макмилланом на Бермудских островах и поручил Холлу приступить к развертыванию так же быстро, как первый план, но с затратами на второй. Результатом стало более медленное и дорогостоящее развертывание. [37] Официальное соглашение было составлено 17 декабря 1957 года, хотя только в конце месяца было окончательно определено, что Британия получит ракеты «Тор», а не «Юпитер». [32] Развертывание ракет «Тор» носило кодовое название «Проект Эмили». [37]
ВВС США предложили разместить первые ракеты на базе ВВС Великобритании Стергейт и ВВС Ист-Киркби в Линкольншире, где ВВС США уже имели присутствие. Королевские ВВС отвергли это предложение, поскольку предполагали в конечном итоге захватить базы, и считали, что у них слишком мало подходящих мест для рассеивания ракет, местная дорожная сеть неадекватна, а условия размещения личного состава не соответствуют стандартам Королевских ВВС. Вместо этого ВВС предложили использовать ВВС Фелтвелл в Норфолке и ВВС Хемсвелл в Линкольншире. Министерство труда оценило улучшения в 7,15 миллиона фунтов стерлингов. [34] Соглашение о базах было подписано в США послом Гарольдом Качча и госсекретарем США Кристианом Гертером в феврале 1958 года. За этим последовало официальное соглашение в июне. [37] Соединенные Штаты предоставят ракеты, запасные части и проведут обучение в течение пяти лет эксплуатации. Соединенное Королевство предоставит базы и вспомогательные средства. [34]
Были опасения, что участие Третьих Воздушных Сил , американского воздушного компонента, базирующегося в Великобритании и приписанного к НАТО, приведет к тому, что , SACEUR генерал Лаурис Норстад ракеты будет контролировать . Было решено, что ракеты будут находиться под британским контролем, а определение целей будет обязанностью Великобритании совместно с базирующейся в Британии 7-й авиационной дивизией САК . [37] ВВС Великобритании также не были довольны тем, что первые подразделения были укомплектованы ВВС США. Было решено, что они будут укомплектованы ВВС Великобритании, как только персонал будет обучен управлению ракетами. [38] Каждая ракета оснащалась собственной мощностью 1,44 мегатонны в тротиловом эквиваленте (6,0 ПДж ) боеголовкой Mark 49 . [39] Практическая трудность с хранением боеголовок в США заключалась в том, что если бы все они хранились на авиабазе ВВС Великобритании в Лейкенхите в Саффолке, то для приведения ракет в боевую готовность потребовалось бы до 57 часов. В конце концов двойного ключа была разработана система . Ключ Королевских ВВС запустил ракету, а ключ офицера ВВС США активировал боеголовку. Это сократило время запуска до 15 минут. [39] [40]
Развертывание
[ редактировать ]К 1958 году планировалось разместить 60 ракет «Тор». Это было задумано как развертывание из четырех эскадрилий, где каждая эскадрилья контролирует пятнадцать ракет в пяти полетах по три ракеты, причем каждый полет находится на своей собственной станции Королевских ВВС. 77-я эскадрилья RAF была сформирована в RAF Feltwell в составе 3-й группы RAF 1 сентября 1958 года. Ее первая ракета Thor прибыла в RAF Lakenheath на транспортном самолете Douglas C-124 Globemaster II 29 августа и была доставлена в RAF. Фелтуэлл 19 сентября. Четырнадцать были получены к 23 декабря 1958 года. [42] Развертывание включало транспортировку 18 000 000 фунтов (8 200 т) оборудования по морю, от 23 000 000 до 25 000 000 фунтов (от 10 000 до 11 000 т) по воздуху за 600 полетов на C-124 Globemaster II и 77 на Douglas C-133 Cargomasters ВВС США. 1607-е авиатранспортное крыло . [43]
Восточная Англия была усеяна базами Королевских ВВС, которые использовались бомбардировочным командованием Королевских ВВС США и Восьмыми воздушными силами в комбинированном бомбардировочном наступлении во время Второй мировой войны. Многие из них все еще использовались ВВС Великобритании и ВВС США, тогда как другие были переданы для других целей, но все еще находились в хорошем состоянии. [44] Использование земель, находящихся в государственной собственности, позволило сэкономить затраты на приобретение земли. [42] Первоначально по инициативе американцев были включены RAF Witchford , но земля принадлежала церковным комиссарам , а близлежащий RAF Mepal был заменен. Главным критерием отбора было состояние дорожной сети, соединяющей базы; оценка более одного из семнадцати считалась неприемлемым риском остановки транспортировки ракет. [44] Некоторые предложенные станции в Йоркшире, базирующиеся на базе ВВС Дишфорта, столкнулись с проблемами с радиолокационным покрытием, а новая группа станций была обнаружена вокруг ВВС Северного Лаффенхема . Они не считались идеальными, поскольку ракетам придется летать над населенными пунктами. [45]
Обучение и демонстрации проводили инженеры Douglas Aircraft, а ответственность за базу была передана ВВС Великобритании в марте 1959 года. В июле было решено, что каждая из локаций будет обозначаться как эскадрилья, а не как полет. 22 июля 1959 года звенья 77-й эскадрильи были выделены в отдельную эскадрилью. [42] Полет остался в составе 77-й эскадрильи RAF, а полеты B, C, D и E стали номерами 82 , 107 , 113 и 220 эскадрилий RAF соответственно. [46]
Последующее развертывание базировалось на четырех станциях, каждая из которых состояла из пяти ракетных эскадрилий, с основной базой и четырьмя базами-спутниками, расположенными в непосредственной близости. Каждая ракетная эскадрилья была оснащена тремя ракетами «Тор». Эскадрильи были распределены по двум группам бомбардировочного командования Королевских ВВС: 1-й и 3-й. Первой эскадрильей в группе № 1 была 97-я эскадрилья RAF . [42] который был сформирован в RAF Hemswell 1 декабря 1959 года. [47] Как и 77-я эскадрилья, 22 июля 1959 года она была разбита на пять эскадрилий, при этом были сформированы 104-я , 106-я , 142-я и 269-я эскадрильи RAF . 98-я эскадрилья RAF была сформирована в RAF Driffield 1 августа 1959 года в составе 1-й группы с 102-й , 150-й , 226-й и 240-й эскадрильями RAF в качестве ее сателлитов. [42] [48] Наконец, 144-я эскадрилья RAF была сформирована в RAF North Luffenham 1 декабря 1959 года с 130-й , 150-й , 223-й и 254-й эскадрильями RAF в качестве ее спутников в составе группы № 3. Всего с сентября 1958 по декабрь 1959 года было сформировано двадцать эскадрилий британских ВВС, что больше, чем за любой сопоставимый период мирного времени. [42]
Формирование двадцати эскадрилий включало обучение 1254 военнослужащих Королевских ВВС в США и примерно столько же в Великобритании. [49] Персонал ВВС Великобритании и ВВС США прошел подготовку в Соединенных Штатах в 392-й стратегической ракетной эскадрилье (учебная) , которая была сформирована на базе ВВС Кук в Калифорнии 23 мая 1957 года. [а] и приписан к 704-му стратегическому ракетному авиаполку . оба были приписаны к 1-й ракетной дивизии 22 июля . 12 августа эскадрилья была переименована в 392-ю учебную ракетную эскадрилью и была задействована 15 сентября. [51] [52]
Обучение проводилось компаниями Douglas Aircraft и AC Sparkplug на заводе первой в Тусоне, штат Аризона . [53] 672-я стратегическая ракетная эскадрилья, которая 25 апреля 1958 года была переименована в 672-ю эскадрилью технической подготовки, была сформирована на базе ВВС Кук 1 января 1958 года и переведена в Королевские ВВС Фелтвелл 20 мая 1958 года, а затем в Королевские ВВС Лейкенхит 17 августа 1959 года. , где был расформирован 1 октября 1959 года. [52] [54]
В январе 1961 года бомбардировочное командование Королевских ВВС создало Школу стратегических ракет в ВВС Великобритании в Фелтвелле, а в мае ответственность за обучение ракетам «Тор» перешла от ВВС США к ВВС Великобритании. В училище проводились курсы для офицеров управления пуском, технических офицеров, офицеров-аутентификаторов, начальников ракетного обслуживания, а также ракетных, общих и электромонтажников. Последний курс — для офицеров управления пуском — закончился 15 ноября 1962 года, и школа была закрыта. [55]
Для защиты станций от самолетов противника эскадрильи британских ВВС были оснащены Bristol Bloodhound зенитно-ракетными комплексами . Первой из них была 264-я эскадрилья RAF , сформированная в RAF North Coates на побережье Линкольншира 1 декабря 1958 года. [42] [56] За ними последовали еще две эскадрильи «Бладхаундов»; 112-я эскадрилья RAF , переформированная в RAF Church Fenton 1 августа 1960 года, [57] и 247-я эскадрилья RAF , сформированная в RAF Carnaby 1 июля 1960 года. [58]
Станция | Графство | Эскадрилья | реформатский | Оперативный | Расформирован | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Станция Фелтвелл | ||||||
РАФ Фелтвелл | Норфолк | № 77-й эскадрильи RAF | 1 сентября 1958 г. | 9 января 1959 г. | 10 июля 1963 г. | [60] |
Королевские ВВС Шепердс Гроув | Саффолк | № 82-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 10 июля 1963 г. | [61] |
РАФ Тадденхэм | Саффолк | № 107-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 10 июля 1963 г. | [62] |
РАФ Мепал | Кембриджшир | № 113-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 10 июля 1963 г. | [63] |
Королевские ВВС Норт Пикенхем | Норфолк | № 220-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 10 июля 1963 г. | [64] |
Станция Хемсвелл | ||||||
РАФ Хемсвелл | Линкольншир | № 97-й эскадрильи RAF | 1 декабря 1958 г. | 12 января 1959 г. | 24 мая 1963 г. | [47] |
Двигатель РАФ Людфорд | Линкольншир | № 104-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 24 мая 1963 г. | [65] |
РАФ Бардни | Линкольншир | № 106-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 24 мая 1963 г. | [66] |
Королевские ВВС Колби Грейндж | Линкольншир | № 142-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 24 мая 1963 г. | [67] |
РАФ Кайстор | Линкольншир | № 269-й эскадрильи RAF | 22 июля 1959 г. | 22 июля 1959 г. | 24 мая 1963 г. | [68] |
Станция Дриффилд | ||||||
Королевские ВВС Дриффилд | Йоркшир | № 98-й эскадрильи RAF | 1 августа 1959 г. | 8 января 1959 г. | 18 апреля 1963 г. | [48] |
РАФ Полный Саттон | Йоркшир | № 102-й эскадрильи RAF | 1 августа 1959 г. | 8 января 1959 г. | 27 апреля 1963 г. | [69] |
РАФ Карнаби | Йоркшир | 150-я эскадрилья RAF | 1 августа 1959 г. | 8 января 1959 г. | 9 апреля 1963 г. | [70] |
РАФ Кэтфосс | Йоркшир | № 226-й эскадрильи RAF | 1 августа 1959 г. | 8 января 1959 г. | 9 марта 1963 г. | [71] |
РАФ Брейтон | Йоркшир | № 240-й эскадрильи RAF | 1 августа 1959 г. | 8 января 1959 г. | 8 января 1963 г. | [72] |
Станция Норт-Лаффенхэм | ||||||
Королевские ВВС Норт Лаффенхем | Ратленд | № 144-й эскадрильи RAF | 1 декабря 1959 г. | 12 января 1959 г. | 23 августа 1963 г. | [73] |
Королевские ВВС Полбрук | Нортгемптоншир | № 130-й эскадрильи RAF | 1 декабря 1959 г. | 12 января 1959 г. | 23 августа 1963 г. | [74] |
РАФ Фолкингем | Линкольншир | № 223-й эскадрильи RAF | 1 декабря 1959 г. | 12 января 1959 г. | 23 августа 1963 г. | [75] |
РАФ Харрингтон | Нортгемптоншир | № 218-й эскадрильи RAF | 1 декабря 1959 г. | 12 января 1959 г. | 23 августа 1963 г. | [76] |
Королевские ВВС Мелтон Моубрей | Лестершир | № 254-й эскадрильи RAF | 1 декабря 1959 г. | 12 января 1959 г. | 23 августа 1963 г. | [77] |
Запуск ракет персоналом Королевских ВВС
[ редактировать ]Кульминацией ракетной подготовки «Тора» стало участие в пуске ракеты. Первоначально предполагалось, что все экипажи ракет «Тор» осуществят хотя бы один пуск, но вскоре стало очевидно, что стоимость будет непомерно высокой. Тем не менее, 21 экипаж Королевских ВВС посетил Соединенные Штаты для обучения, кульминацией которого стали тренировочные запуски из Ванденберга. Это было известно как обучение интегрированной системе вооружения (IWST). Во время испытаний и во избежание сомнений американцы постарались обеспечить стандартизацию терминологии между собой и своими британскими коллегами . Первым из этих запусков стал запуск под кодовым названием Lions Roar. Несмотря на то, что ракета «Тор» взорвалась на стартовой площадке всего за несколько дней до этого, за запуском наблюдали высокопоставленные лица, в том числе бригадный генерал Годфри Хоббс, директор по связям с общественностью Министерства обороны; вице-маршал авиации Уолтер Шин, командующий британскими ВВС в миссии Объединенного штаба Великобритании ; и вице-маршал авиации Огастес Уокер , командир группы № 1. После задержек из-за погодных и технических проблем ракета была успешно запущена 16 апреля 1959 года. [78] [79] Всего было произведено девять запусков IWST, последний из которых под кодовым названием Red Caboose состоялся 21 января 1960 года. [80]
Помимо пусков IWST, проводились учебно-боевые пуски (CTL). Запуски IWST были частью обучения, и стартовым экипажам разрешили технические приостановки обратного отсчета, чтобы они могли быть полностью обучены процедурам запуска. CTL предназначался для уже обученного экипажа и должен был продемонстрировать их мастерство. [80] За первым запуском наблюдали начальник штаба обороны адмирал флота лорд Маунтбеттен и леди Маунтбеттен . Первые три CTL, как и запуски IWST, использовали ракеты «Дуглас», снятые с конвейера; но были опасения по поводу воздействия британской погоды на ракеты. Отныне ракета будет выбираться случайным образом, и ракета и ее экипаж будут доставлены в Ванденберг для испытаний. Двенадцать CTL были проведены с 6 октября 1959 г. по 18 июня 1962 г.; Запланированный CTL 8 октября 1962 года был отменен после решения о снятии с вооружения ракет «Тор». [81]
Дата запуска | Стартовая площадка | Кодовое имя | Код | Ракета | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
1959 | |||||
16 апреля | 75-2-8 | Львиный рев | ИВСТ-1 | Т-161 | Ракета приземлилась в 93 морских милях (172 км) от цели. |
16 апреля | 75-2-7 | Пробойник Пресс | ИВСТ-2 | Т-191 | Заброшен из-за технических проблем и конфликта с запуском Discoverer 3 . |
16 июня | 75-2-7 | Винтовочный выстрел | ИВСТ-2 | Т-191 | Уничтожен офицером безопасности полигона. |
3 августа | 75-1-1 | Бобовый шарик | ИВСТ-3 | Т-175 | Ракета упала в 63 морских милях (117 км) от цели. |
14 августа | 75-2-6 | Короткий пропуск | ИВСТ-4 | Т-190 | Неуспешный |
17 сентября | 75-1-2 | Смазочный пистолет | ИВСТ-5 | Т-228 | Приземлился мимо цели |
6 октября | 75-2-8 | Зарубежные путешествия | СТЛ-1 | Т-239 | Успех |
21 октября | 75-1-1 | Стой быстро | ИВСТ-6 | Т-220 | Успех |
12 ноября | 75-1-2 | Пляжный багги | ИВСТ-7 | Т-181 | Успех |
1 декабря | 75-1-1 | Жесткое правое | СТЛ-2 | Т-265 | Успех |
14 декабря | 75-1-2 | Высокая девушка | ИВСТ-8 | Т-185 | Ракета распалась |
1960 | |||||
21 января | 75-1-2 | Красный Камбуз | ИВСТ-9 | Т-215 | Успех |
2 марта | 75-2-8 | Центральный Совет | СТЛ-3 | Т-272 | Успех |
22 июня | 75-2-7 | Клан Чаттан | СТЛ-4 | Т-223 | Успех. Первая ракета вернулась из Великобритании для запуска |
11 октября | 75-2-8 | Левый руль | СТЛ-5 | Т-186 | Успех |
13 декабря | 75-2-8 | Актон Таун | СТЛ-6 | Т-267 | Успех |
1961 | |||||
29 марта | 75-2-7 | Шепердс Буш | СТЛ-7 | Т-243 | Успех |
20 июня | 75-2-7 | Белый епископ | СТЛ-8 | Т-276 | Успех |
6 сентября | ЛЕ-7 [б] | Скай Лодка | СТЛ-9 | Т-165 | Успех |
5 декабря | ЛЕ-8 [б] | Пайперс восторг | СТЛ-10 | Т-214 | Успех |
1962 | |||||
19 марта | ЛЕ-7 [б] | Черный нож | СТЛ-11 | Т-229 | Уничтожен офицером безопасности полигона. |
18 июня | ЛЕ-8 [б] | Пылающие Сидры | СТЛ-12 | Т-269 | Успех |
Кубинский ракетный кризис
[ редактировать ]Развертывание БРСД «Юпитер» в Италии и Турции в 1961 году привело к тому, что Советский Союз ответил попыткой разместить БРСД на Кубе. [84] Их открытие Соединенными Штатами привело к кубинскому ракетному кризису . SAC был размещен на DEFCON 3 22 октября 1962 года и на DEFCON 2 24 октября. 27 октября бомбардировочное командование Королевских ВВС перешло в состояние боевой готовности 3, эквивалентное DEFCON 3. Обычно от 45 до 50 ракет «Тор» были готовы к запуску через 15 минут. Без изменения состояния боевой готовности количество ракет, готовых к запуску за 15 минут, было увеличено до 59, единственным исключением стала ракета, использовавшаяся для тренировок в Королевских ВВС Фелтвелл. Таким образом, система двойного ключа оказалась под нагрузкой из-за того, что личный состав Королевских ВВС и ВВС США находился в разной степени готовности. [85] [86] Согласно военному плану, вступившему в силу 1 августа 1962 года, бомбардировщики Королевских ВВС и ракеты «Тор» нанесли удары по 16 городам, 44 аэродромам, 10 центрам управления ПВО и 20 объектам БРСД. [87] Кризис миновал, и SAC вернулся к DEFCON 3 21 ноября и DEFCON 4 24 ноября. После кризиса бомбардировочное командование Королевских ВВС распорядилось, чтобы в будущем 39 ракет находились в 15-минутной готовности, при этом на станции Фелтвелл девять находились в боевой готовности, а на трех других станциях - десять. [85] [86]
Прекращение действия
[ редактировать ]Высшее командование Королевских ВВС никогда не любило ракеты и всегда ставило их на второй план по сравнению с V-бомбардировщиками . Ракетные базы были отделены от остальной части ВВС Великобритании, а их личный состав считался вне основного направления. Проект «Эмили» дал ВВС Великобритании значительный опыт в ракетных операциях, но отмена проекта Blue Streak 2 февраля 1960 года в пользу Skybolt , баллистической ракеты воздушного базирования , сделала этот опыт сомнительной ценности. [88] Учитывая количество времени и денег, потраченных на Тора, было рассмотрено вопрос о продлении развертывания. В ответ на аргументы, высказанные за и против Blue Streak, появились предложения по улучшению Тора. Если бы ракеты уже были заправлены топливом, то их можно было бы запустить всего за 60 секунд, но оставаться заправленными они могли только в течение двух часов, после чего компоненты замерзали от контакта с жидким кислородом . Затем ракетам потребовалось шесть часов, чтобы оттаять. Базировать их под землей было непрактично, но нахождение над землей делало их очень уязвимыми для ядерной атаки. [89] Однако двадцать эскадрилий ракет «Тор» были эквивалентны семи с половиной эскадрильям V-бомбардировщиков. Без них в боевой готовности было бы всего четырнадцать V-бомбардировщиков. [90]
Согласно первоначальному соглашению, ВВС США оплачивали расходы на техническое обслуживание ракет в течение пяти лет. После этого расходы лягут на Великобританию, которой придется взять на себя логистическую поддержку. С появлением межконтинентальных баллистических ракет американцы не предвидели, что ракеты «Тор» внесут существенный вклад в западное ядерное сдерживание после 1965 года. 1 мая 1962 года министр обороны США Роберт Макнамара сообщил министру обороны Гарольду Уоткинсону , что Соединенные Штаты не будут оказывать поддержку Тору после 31 октября 1964 года. Затем Уоткинсон сообщил ему, что система будет прекращена. Заседание Воздушного совета 31 мая 1962 года решило, что проект «Эмили» должен быть прекращен к концу 1963 года. Публичное заявление было сделано 1 августа 1962 года. [91] Решение Макнамары от 7 ноября 1962 года отменить Skybolt, одобренное президентом Джоном Ф. Кеннеди 23 ноября, оставило ВВС Великобритании без преемника Тора. [92] Затем британское правительство заключило Нассауское соглашение о покупке Polaris. Будущее британского стратегического ядерного сдерживания теперь лежит за Королевским флотом . [93] а последние эскадрильи Тора были выведены из строя 23 августа 1963 года. [94]
Сохранение
[ редактировать ]Ракеты Thor были доставлены обратно в Соединенные Штаты и отремонтированы на заводе Douglas Aircraft в Талсе, Оклахома . Двигатели были сняты и отремонтированы компанией Rocketdyne. Хотя ВВС Великобритании не запускали ракет «Тор» с ядерными боеголовками, семь из них были запущены с боевыми ядерными боеголовками в рамках операции «Фишбоул» в 1962 году, две из которых были бывшими ракетами ВВС Великобритании. Из семи попыток только три оказались успешными. Еще 55 бывших ракет «Тор» британских ВВС были израсходованы в военных космических выстрелах в период с 18 сентября 1963 года по 15 июля 1980 года. [95] По состоянию на 2017 год [update], остались три ракеты «Тор» бывших ВВС Великобритании. Один находился в Музее Королевских ВВС в Косфорде . [96] один в Национальном музее ВВС США , [97] и один на базе ВВС Ванденберг. [41]
В октябре 2012 года бывшим стартовым площадкам Королевских ВВС Харрингтон и Королевских ВВС Норт-Луффенхэм был присвоен статус внесенного в список . [98]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гоуинг 1964 , стр. 108–111.
- ^ Хьюлетт и Андерсон 1962 , с. 277.
- ^ Гольдберг 1964 , с. 410.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974a , стр. 106–108.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974a , стр. 181–184.
- ^ Кэткарт 1995 , стр. 23–24, 48, 57.
- ^ Кэткарт 1995 , с. 253.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974b , стр. 493–495.
- ^ Гоуинг и Арнольд 1974a , с. 235.
- ^ Jump up to: а б с д Джонс 2017 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Бойс 2015 , с. 34.
- ^ Бэйлис и Стоддарт 2015 , с. 255.
- ^ Бэйлис и Стоддарт 2015 , с. 98.
- ^ Бойс 2015 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Бойс, 2015 , стр. 36–37.
- ^ Divine 1993 , стр. 26–28.
- ^ Бойс 2015 , стр. 17–18.
- ^ Кросс 1963 , с. 131.
- ^ Бойс 2015 , с. 21.
- ^ Бойс 2015 , стр. 30–32.
- ^ Кларк и Энджелл 1991 , стр. 158–159.
- ^ Кларк и Энджелл 1991 , стр. 154–155.
- ^ Jump up to: а б Бойс, 2015 , стр. 38–39.
- ^ Янг 2016 , с. 98.
- ^ Кларк и Энджелл 1991 , с. 163.
- ^ Кларк и Энджелл 1991 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Кларк и Энджелл 1991 , стр. 161–162.
- ^ Пол 2000 , стр. 200–201.
- ^ Бойс 2015 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б Винн 1997 , с. 287.
- ^ Янг 2007 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Бойс 2015 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Ботти 1987 , с. 196.
- ^ Divine 1993 , стр. 73–74.
- ^ Jump up to: а б с д Янг, 2016 , стр. 98–99.
- ^ Бойс 2015 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Мур 2010 , с. 99.
- ^ Янг 2016 , стр. 100–101.
- ^ Jump up to: а б Бойс, 2015 , стр. 157–159.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Винн 1997 , стр. 340–342.
- ^ Оуэн, Кеннет (23 марта 1960 г.). «Тор Логистик» . Полет . стр. 398–399 . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Бойс 2015 , с. 57.
- ^ Бойс 2015 , с. 59.
- ^ Винн 1997 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б «97-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «98-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Бойс 2015 , с. 95.
- ^ «История и наследие базы ВВС Ванденберг и 30-го космического крыла» (PDF) . ВВС США . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Бойс 2015 , стр. 91.
- ^ Jump up to: а б Бойс, 2015 , стр. 192–193.
- ^ «Торс для РАФ» . Полет . 22 мая 1959 г., стр. 713–716 . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Маурер 1969 , стр. 700–710.
- ^ Винн 1997 , стр. 348–349.
- ^ «264-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 26 апреля 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «112-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «247-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Бойс 2015 , с. 170.
- ^ «77-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «82-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «107-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 9 октября 2015 г.
- ^ «113-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «220-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «104-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «106-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «142-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «269-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «102-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «150-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «226-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «240-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «144-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «130-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «223-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «218-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ «254-я эскадрилья» . Королевские ВВС. Архивировано из оригинала 18 августа 2017 года . Проверено 18 августа 2017 г.
- ^ Бойс 2015 , стр. 106–108.
- ^ «Ракетный тур по США...» Полет . 78 (2622): 580. 24 апреля 1959 г. Проверено 9 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бойс, 2015 , стр. 112–113.
- ^ Бойс 2015 , стр. 117–121.
- ^ Бойс 2015 , стр. 157–159, 167–169.
- ^ Бойс 2015 , стр. 86–87.
- ^ Шварц, Бенджамин (январь – февраль 2015 г.). «Настоящий кубинский ракетный кризис» . Атлантический ежемесячник . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Янг, 2016 , стр. 265–269.
- ^ Jump up to: а б Винн 1997 , стр. 347–348.
- ^ Бэйлис и Стоддарт 2015 , с. 221.
- ^ Мур 2010 , стр. 48, 99–100.
- ^ Винн 1997 , стр. 356–358.
- ^ Бойс 2015 , с. 162.
- ^ Винн 1997 , стр. 358–360.
- ^ Мур 2010 , стр. 168–169.
- ^ Мур 2010 , стр. 186–191.
- ^ Винн 1997 , с. 362.
- ^ Бойс 2015 , стр. 152–155.
- ^ «Дуглас Тор» . Музей Королевских ВВС в Косфорде . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ «Дуглас СМ-75/ПГМ-17А Тор» . Национальный музей ВВС США . 22 мая 2015 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ «Ракетные объекты времен холодной войны получили статус списка» . Новости Би-би-си . 16 октября 2012 года . Проверено 9 октября 2015 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бейлис, Джон; Стоддарт, Кристан (2015). Британский ядерный опыт: роль убеждений, культуры и идентичности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-870202-3 .
- Ботти, Тимоти Дж. (1987). Долгое ожидание: создание англо-американского ядерного альянса, 1945–58 . Вклад в военные исследования. Нью-Йорк: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-25902-9 . OCLC 464084495 .
- Бойс, Джон (2015). Баллистическая ракета «Тор»: Соединенные Штаты и Великобритания в партнерстве . Фонтхилл. ISBN 978-1-78155-481-4 . OCLC 921523156 .
- Кэткарт, Брайан (1995). Испытание величия: борьба Великобритании за атомную бомбу . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0-7195-5225-7 . OCLC 31241690 .
- Кларк, Ян; Энджелл, Дэвид (1991). «Британия, Соединенные Штаты и контроль над ядерным оружием: дипломатия развертывания Тора 1956–58». Дипломатия и государственное управление . 2 (3): 153–177. дои : 10.1080/09592299108405832 . ISSN 0959-2296 .
- Кросс, Кеннет (май 1963 г.). «Ракетный отряд Тор бомбардировочного командования». Журнал РУСИ . 108 (630): 131–136.
- Дивайн, Роберт А. (1993). Вызов «Спутника» . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195050080 . OCLC 875485384 .
- Гольдберг, Альфред (июль 1964 г.). «Атомное происхождение британского ядерного сдерживания». Международные дела . 40 (3): 409–429. дои : 10.2307/2610825 . JSTOR 2610825 .
- Гоуинг, Маргарет (1964). Великобритания и атомная энергия 1939–1945 гг . Лондон: Макмиллан. ОСЛК 3195209 .
- Гоуинг, Маргарет; Арнольд, Лорна (1974a). Независимость и сдерживание: Великобритания и атомная энергия, 1945–1952, Том 1, Разработка политики . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-15781-8 . OCLC 611555258 .
- Гоуинг, Маргарет; Арнольд, Лорна (1974b). Независимость и сдерживание: Великобритания и атомная энергия, 1945–1952, Том 2, Политика и исполнение . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-333-16695-7 . OCLC 946341039 .
- Хьюлетт, Ричард Г .; Андерсон, Оскар Э. (1962). Новый Свет, 1939–1946 (PDF) . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 0-520-07186-7 . OCLC 637004643 . Проверено 26 марта 2013 г.
- Джонс, Джеффри (2017). Том I: От эпохи V-бомбардировщиков до прибытия Полярной звезды, 1945–1964 гг . Официальная история британского стратегического ядерного сдерживания. Милтон-Парк, Абингдон, Оксфордшир: Рутледж. ISBN 978-1-138-67493-6 .
- Маурер, Маурер, изд. (1969). Боевые эскадрильи ВВС Второй мировой войны (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-405-12194-6 . LCCN 70605402 . OCLC 72556 .
- Мур, Ричард (2010). Ядерная иллюзия, ядерная реальность: Великобритания, США и ядерное оружие 1958–64 . Ядерное оружие и международная безопасность с 1945 года. Бейзингсток, Хэмпшир: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-21775-1 . OCLC 705646392 .
- Навиас, Мартин С. (1991). Британское оружие и стратегическое планирование, 1955–1958 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-827754-5 . OCLC 22506593 .
- Пол, Септимус Х. (2000). Ядерные соперники: англо-американские атомные отношения, 1941–1952 гг . Колумбус, Огайо: Издательство Университета штата Огайо. ISBN 978-0-8142-0852-6 . OCLC 43615254 .
- Винн, Хамфри (1997). Стратегические силы ядерного сдерживания ВВС Великобритании, их происхождение, роль и развертывание, 1946–1969 гг. Документальная история . Лондон: Канцелярский офис. ISBN 0-11-772833-0 .
- Янг, Кен (весна 2007 г.). «Особые отношения: истоки англо-американского планирования ядерного удара». Журнал исследований холодной войны . 9 (2): 5–31. дои : 10.1162/jcws.2007.9.2.5 . S2CID 57563082 .
- Янг, Кен (2016). Американская бомба в Великобритании: стратегическое присутствие ВВС США в 1946–64 гг . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-8675-5 . OCLC 942707047 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уилсон, Джим (2008). Стартовая площадка Великобритании: Великобритания и кубинский ракетный кризис . Южный Йоркшир: Pen & Sword Aviation. ISBN 978-1-84415-799-0 . ОСЛК 852003892 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Размещение ракеты Thor в Великобритании» . Музей авиации «Саквояжник». Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- «История запуска авиабазы Ванденберг» . Космический архив . Брайан Уэбб. 3 мая 2010 г. Проверено 6 сентября 2010 г.
- Норфолк - Ракета для RAF (1960) на YouTube
- Secret-bases.co.uk путеводитель по видам с воздуха на места Тора и другие
- Военная техника Великобритании
- Военная история США времен Холодной войны
- История Королевских ВВС
- 1959 год в международных отношениях
- Военные отношения Великобритании и США
- 1959 год в Англии
- 1960 год в Англии
- 1961 год в Англии
- 1962 год в Англии
- 1963 год в Англии
- Ядерная история Соединенного Королевства
- Гарольд Макмиллан
- Президентство Дуайта Д. Эйзенхауэра