Воздушный налет на Бари
Воздушный налет на Бари, Италия. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть итальянской кампании Второй мировой войны. | |||||||
Корабли союзников горят во время нападения Германии на Бари | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Германия | Великобритания Соединенные Штаты Королевство Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Альберт Кессельринг Вольфрам фон Рихтгофен | Гарольд Александр Артур Конингем | ||||||
Сила | |||||||
105 бомбардировщиков Юнкерс Ju 88 А-4 | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
Один самолет уничтожен | 29 кораблей потоплены гавань сильно повреждена Погибло 1000 военнослужащих и военнослужащих торгового флота. 1000 мирных жителей убиты [1] | ||||||
Воздушный налет на Бари ( нем . Luftangriff auf den Hafen von Bari , итальян . Bombardamento di Bari ) — воздушная атака немецких бомбардировщиков на союзников силы и корабли в Бари , Италия, 2 декабря 1943 года во время Второй мировой войны . 105 немецких бомбардировщиков Junkers Ju 88 из Luftflotte 2 застали врасплох защитников порта и разбомбили суда и личный состав, действовавший в поддержку итальянской кампании союзников , потопив 27 грузовых и транспортных судов, а также шхуну в гавани Бари.
Атака длилась чуть больше часа и вывела порт из строя до февраля 1944 года. К человеческим жертвам добавился выброс иприта из одного из потерпевших крушение грузовых кораблей. Правительства Великобритании и США скрывали наличие иприта и его воздействие на жертв рейда.
Фон
[ редактировать ]В начале сентября 1943 года, что совпало с вторжением союзников в Италию , Италия сдалась союзникам по Кассибилскому перемирию и перешла на другую сторону, но Итальянская Социальная Республика в центральной и северной Италии продолжила войну на стороне Оси. 11 сентября 1943 года порт Бари британской на юге Италии был взят без сопротивления 1-й воздушно-десантной дивизией . Порт использовался союзниками для выгрузки боеприпасов, припасов и продовольствия с кораблей в порту для союзных войск, продвигавшихся к Риму, а также для вытеснения немецких войск с итальянского полуострова. [ нужна ссылка ]
Бари имел недостаточную противовоздушную оборону ; там не Королевских ВВС (RAF) истребителей базировались эскадрильи , а истребители в пределах досягаемости были назначены для сопровождения или наступления, а не для защиты порта. Наземная оборона была столь же неэффективна. [2]
Мало думали о возможности немецкого воздушного налета на Бари, поскольку считалось, что Люфтваффе в Италии слишком слабы, чтобы предпринять серьезную атаку. Во второй половине дня 2 декабря 1943 года маршал авиации сэр Артур Конингем , командующий тактическими военно-воздушными силами Северо-Западной Африки , провел пресс-конференцию в Бари, на которой заявил, что немцы проиграли воздушную войну. «Я бы посчитал личным оскорблением, если противник направит над городом хотя бы один самолет». [3] [4] И это несмотря на то, что в предыдущем месяце немецкие воздушные налеты KG 54 , KG 76 и других частей четыре раза поразили портовый район Неаполя и атаковали другие объекты в Средиземноморье. [2]
2 декабря в гавани Бари находились тридцать кораблей американского, британского, польского, норвежского и голландского регистров. В соседнем портовом городе проживало 250 000 мирных жителей. [5] Порт был освещен в ночь рейда, чтобы ускорить разгрузку припасов для битвы при Монте-Кассино, и работал на полную мощность. [5]
Рейд
[ редактировать ]Днем 2 декабря пилот Люфтваффе Вернер Хан совершил разведывательный полет над Бари на Me 210 . [4] Его последующий доклад дошел до фельдмаршала Вольфрама фон Рихтгофена , который командовал Luft Flotte 2 . [4] При поддержке Альберта Кессельринга Рихтгофен приказал совершить рейд; [4] Кессельринг и его штаб ранее рассматривали аэродромы союзников в Фодже как цели, но у Люфтваффе не было ресурсов для такой атаки. [3] Рихтгофен предложил в качестве альтернативы Бари. [6] Рихтгофен полагал, что разрушение порта может замедлить продвижение 8-й британской армии , и сообщил Кессельрингу, что единственным доступным самолетом были его бомбардировщики Junkers Ju 88A-4. Рихтгофен считал, что налет 150 Ju 88 возможен, но в наличии было только 105 бомбардировщиков, некоторые из KG 54. [7] Большинство самолетов должны были лететь с итальянских аэродромов, но Рихтгофен хотел использовать несколько из Югославии в надежде, что союзники могут быть обмануты, заставив думать, что миссия исходит оттуда, и неверно направить любые ответные удары. Пилотам Ju 88 было приказано лететь на восток к Адриатическому морю , а затем повернуть на юг и запад, поскольку считалось, что союзные войска будут ожидать любой атаки с севера.
Атака началась в 19:25, когда два или три немецких самолета облетели гавань на высоте 10 000 футов (3 000 м), сбросив Düppel (полосы фольги), чтобы сбить с толку радары союзников. Они также сбросили сигнальные ракеты, в которых не было необходимости, поскольку гавань была хорошо освещена. [5] Немецкие бомбардировщики удивили защитников и смогли с большой точностью разбомбить гавань. Попадания в два корабля с боеприпасами вызвали взрывы, в результате которых были разбиты окна на расстоянии 7 миль (11 км). [5] Наливной бензопровод на набережной был разорван, и хлынувшее топливо загорелось. [8] Пламя горящего топлива распространилось по большей части гавани, охватив неповрежденные корабли. [5]
Двадцать восемь торговых судов с грузом более 34 000 коротких тонн (31 000 т ) были потоплены или уничтожены; Позже были спасены три корабля, перевозившие еще 7500 коротких тонн (6800 т). [2] Еще двенадцать кораблей получили повреждения. [9] Порт был закрыт на три недели и был восстановлен на полную мощность только в феврале 1944 года. [8] Все подводные лодки, базировавшиеся в Бари, не пострадали, а их прочный внешний вид смог выдержать нападение Германии.
Имя | Флаг | Тип | GRT или Смещение | Статус [9] | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Смелый | 3732 брт [9] | затонул | |||
Арго | Каботажное судно | 526 брт [9] | Поврежденный | ||
Рассвет | Грузовой корабль | 1055 брт [9] | затонул | ||
Барлетта | Вспомогательный крейсер | 1975 брт [9] [10] [11] | затонул | Сорок четыре члена экипажа погибли. Четыре человека из военизированного экипажа погибли в бою и четверо получили ранения. На счету военного экипажа двадцать два человека погибли, четырнадцать пропали без вести и сорок были ранены. Поднят в 1948–1949 годах и отремонтирован. [10] | |
HMS Бистер | класса «Охота» Эсминец | 1050 брт [9] | Поврежденный | ||
Болста | Грузовой корабль | 1832 брт [9] [12] | затонул | Поднят в 1948 году, отремонтирован и возвращен в строй как Stefano M. [9] | |
Бретанское побережье | Грузовой корабль | 1389 брт [9] | Поврежденный | ||
Кассала | Грузовой корабль | 1797 брт [9] | Общая потеря | ||
Корфу | Грузовой корабль | 1409 брт [9] | Общая потеря | ||
Криста | Грузовой корабль | 1389 брт [9] | Поврежденный | ||
Даго | Грузовой корабль | 1996 брт [9] | Поврежденный | ||
Девонское побережье | Каботажное судно | 646 брт [9] [13] | затонул | ||
Форт Атабаска | Грузовой корабль ( класс Форт ) | 7 132 брт [14] | затонул | ||
Форт Лажуа | Грузовой корабль (класс Форт) | 7 134 брт [9] [15] | затонул | ||
Фрозиноне | Грузовой корабль | 5 202 брт [9] [16] | затонул | ||
Генеспеска II | Грузовой корабль | 1628 брт [9] | затонул | ||
Гогиам | Грузовой корабль | 1934 брт [9] | Общая потеря | ||
Грейс Эбботт | Корабль Свободы | 7 191 брт [9] | Поврежденный | ||
Непотопляемый | Шхуна | Неизвестный [17] | затонул | ||
Джон Баском | Корабль Свободы | 7 176 брт [9] | затонул | Четыре члена экипажа и десять вооруженных охранников убиты. [18] Затонувший корабль списан в 1948 году. [19] | |
Джон Харви | Корабль Свободы | 7 177 брт [9] | затонул | Груз бомб с горчичным газом . Тридцать шесть членов экипажа, десять солдат и двадцать вооруженных охранников убиты. [18] Затонувший корабль списан в 1948 году. [19] | |
Джон Л. Мотли | Корабль Свободы | 7 176 брт [9] | затонул | Груз боеприпасов. Тридцать шесть членов экипажа и двадцать четыре вооруженных охранника убиты. [18] | |
Джон М. Шофилд | Корабль Свободы | 7 181 брт [9] | Поврежденный | ||
Джозеф Уиллер | Корабль Свободы | 7 176 брт [9] | затонул | Двадцать шесть членов экипажа и пятнадцать вооруженных охранников убиты. [18] Затонувший корабль списан в 1948 году. [20] | |
Ларс Крузе | Грузовой корабль | 1807 брт [9] | затонул | Девятнадцать членов экипажа погибли. [21] | |
Лом | Грузовой корабль | 1268 брт [9] | затонул | Четыре члена экипажа погибли. [22] | |
Лучано Орландо | Грузовой корабль | Неизвестный [9] | затонул | ||
Львов | Грузовой корабль | 1409 брт [9] [23] | затонул | ||
Лайман Эбботт | Корабль Свободы | 7 176 брт [9] | Поврежденный | ||
МБ 10 | Вооруженная моторная лодка | 13 тонн . Водоизмещение [9] | затонул | ||
Норлом | Грузовой корабль | 6326 брт [9] | затонул | Шесть членов экипажа погибли. Снят с мели в ноябре 1946 г., списан в 1947 г. | |
Одиссей | Грузовой корабль | 1057 брт [9] | Поврежденный | ||
Порт Пизано | Каботажное судно | 226 брт [9] | затонул | ||
Шайба | Грузовой корабль | 1065 брт [9] [24] | затонул | ||
Сэмюэл Дж. Тилден | Корабль Свободы | 7 176 брт [9] | затонул | Десять членов экипажа, четырнадцать американских солдат, трое британских солдат убиты. [18] Затонувший корабль списан в 1948 году. [25] | |
Испытательный стенд | Грузовой корабль | 5 083 брт [9] | затонул | Семьдесят членов экипажа погибли. [26] | |
Жилет | Грузовой корабль | 5 074 брт [9] | Поврежденный | ||
HMS Вена | Корабль-депо | 4227 брт [9] | Поврежденный | ||
Володда | Грузовой корабль | 4673 брт [9] | затонул | ||
HMS Зетланд | класса «Охота» Эсминец | 1050 брт [9] | Поврежденный |
Джон Харви
[ редактировать ]Одно из разрушенных судов - американский корабль «Либерти Джон Харви» - перевозил секретный груз, состоящий из 2000 M47A1 бомб с горчичным газом , каждая из которых содержала 60–70 фунтов (27–32 кг) агента. По словам историка Королевского военно-морского флота Стивена Роскила, груз был отправлен в Европу для возможного ответного использования, если Германия осуществит свою предполагаемую угрозу применить химическое оружие в Италии. [8] В результате разрушения «Джона Харви» жидкий серный иприт из бомб пролился в воду, уже загрязненную нефтью с других поврежденных судов. Многие моряки, бросившие свои корабли в воду, покрылись маслянистой смесью, которая стала идеальным растворителем сернистого иприта. Немного горчицы испарилось и смешалось с облаками дыма и пламени. [5] Раненых вытащили из воды и отправили в медицинские учреждения, персонал которых не знал о иприте. Медицинский персонал сосредоточил свое внимание на персонале, получившем травмы от взрывов или пожара, и мало внимания уделял тем, кто был просто покрыт маслом. [27] Многие травмы, вызванные длительным воздействием горчицы в низких концентрациях, можно было уменьшить путем купания или смены одежды. [28]
За сутки первые симптомы отравления горчицей появились у 628 пациентов и медперсонала, включая слепоту и химические ожоги. Это загадочное развитие событий еще больше осложнилось прибытием сотен итальянских гражданских лиц, также нуждающихся в медицинской помощи, которые были отравлены облаком паров сернистого иприта, которое пронеслось над городом, когда взорвался часть груза Джона Харви . По мере обострения медицинского кризиса информации о том, что вызывало симптомы, было мало, поскольку военное командование США хотело сохранить в секрете от немцев наличие химических боеприпасов. [29] Почти все члены экипажа «Джона Харви» погибли, и они не смогли объяснить причину « чесночного » запаха, отмеченного спасателями. [27]
Узнав о загадочных симптомах, заместитель генерального хирурга Фред Блесс послал за подполковником Стюартом Фрэнсисом Александром , экспертом по химическому оружию. Тщательно подсчитав местонахождение жертв во время атаки, Александр проследил эпицентр до Джона Харви и подтвердил, что ответственным агентом является горчичный газ, когда он обнаружил фрагмент корпуса американской бомбы M47A1. [3]
К концу месяца 83 из 628 госпитализированных военнослужащих скончались. Число жертв среди гражданского населения, которое, как считается, было еще большим, невозможно точно оценить, поскольку большинство из них покинуло город в поисках убежища у родственников. [3]
Дополнительную причину заражения горчицей предполагает Джордж Саузерн, единственный выживший в рейде, написавший об этом. Мощный взрыв « Джона Харви» , возможно, одновременно с другим кораблем с боеприпасами, поднял в воздух большое количество маслянистой воды, смешанной с горчицей, которая, как дождь, обрушилась на людей, находившихся в это время на палубе. Это коснулось экипажей типа «Хант» эсминцев HMS Zetland и HMS Bicester . Оба корабля были повреждены силой взрыва и понесли потери. Отведя эсминцы от горящих кораблей и отбуксировав танкер «Ла Дром» подальше от пожаров, корабли получили приказ плыть в Таранто . Они прошли мимо горящих обломков, а лидеру флотилии Бистеру пришлось следовать за Зетландом , потому что ее навигационное оборудование было повреждено. из воды у входа в гавань Некоторые выжившие были подобраны Бистером . Когда рассвело, стало ясно, что магнитный и гирокомпасы приобрели большие погрешности, требующие значительной коррекции курса. Затем начали проявляться симптомы отравления ипритом. К тому времени, как они достигли Таранто, ни один из Бистера Офицеры могли видеть достаточно хорошо, чтобы провести корабль в гавань, поэтому помощь пришлось искать с берега. [30]
Прикрыть
[ редактировать ]Член медицинского штаба Верховного главнокомандующего союзников генерала Дуайта Д. Эйзенхауэра , доктор Стюарт Ф. Александер, был отправлен в Бари после рейда. Александр проходил подготовку в армейском арсенале Эджвуд в Мэриленде и был знаком с некоторыми эффектами горчичного газа. Хотя он не был проинформирован о грузе, который перевозил Джон Харви , и у большинства жертв были нетипичные симптомы, вызванные воздействием иприта, разведенного в воде и масле (в отличие от переносимого по воздуху), Александр быстро пришел к выводу, что иприт присутствовал. Хотя ему не удалось получить никакого подтверждения от командования, Александр убедил медиков лечить пациентов от воздействия иприта и в результате спас много жизней. Он также сохранил множество образцов тканей жертв вскрытия в Бари. После Второй мировой войны эти образцы привели к разработке ранней формы химиотерапии на основе горчицы, мустина . [31]
Верховное командование союзников скрывало новости о присутствии горчичного газа на случай, если немцы сочтут, что союзники готовятся применить химическое оружие, опасаясь, что это может спровоцировать их на упреждающее применение. Присутствие многочисленных свидетелей вызвало переоценку этой позиции, и в феврале 1944 года начальники штабов США опубликовали заявление, в котором признали аварию и подчеркнули, что США не собирались использовать химическое оружие, за исключением случаев возмездия. [32]
Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр одобрил отчет доктора Александера. Однако Уинстон Черчилль приказал удалить все британские документы. Смерть от горчичного газа была описана как «ожоги в результате действий противника». [3]
Записи США о нападении были рассекречены в 1959 году, но этот эпизод оставался неясным до 1967 года, когда автор Гленн Б. Инфилд опубликовал книгу « Катастрофа в Бари» . [31] В 1986 году британское правительство признало выжившим в рейде в Бари, что они подверглись воздействию отравляющего газа, и внесло поправки в их пенсионные выплаты. [33] В 1988 году благодаря усилиям Ника Т. Спарка , сенатора США Денниса ДеКончини и сенатора США Билла Брэдли доктор Александер получил признание от главного хирурга армии США за свои действия после катастрофы в Бари. [34] Информация Александра способствовала проведению химиотерапии рака Корнелиусом П. Роудсом , и Александр отклонил предложение Роудса работать в Институте Слоана Кеттеринга . [35]
В своей автобиографической работе «Капитан эсминца» , опубликованной в 1975 году издательством William Kimber & Co, лейтенант-коммандер Роджер Хилл описывает дозаправку HMS Grenville в Бари вскоре после атаки. [36] Он описывает нанесенный ущерб и подробно описывает, как корабль с горчичным газом оказался в гавани из-за сообщений разведки, которые он считал «невероятными». [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]Расследование оправдало сэра Артура Конингема в халатности при защите порта, но обнаружило, что отсутствие предыдущих воздушных атак привело к самоуспокоенности. [8]
См. также
[ редактировать ]- Список аварий и происшествий, связанных с транспортировкой или хранением боеприпасов
- СС Чарльз Хендерсон
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аткинсон (2007) , стр. 275–276.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Оранжевый (1992) , с. 175.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Фаге, Гай Б. (2005). Война с раком . Спрингер. п. 70 . ISBN 1-4020-3618-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Холланд, Джеймс (2023). Дикий шторм: Битва за Италию 1943 (мягкая обложка). Лондон: Бантам. стр. 273, 310. ISBN. 9781787636699 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Сондерс (1967) , с. 36.
- ^ Инфилд (1976) , с. 28.
- ^ "Боевая эскадрилья 54 "Тотенкопф" - Kampfgeschwader (Охота) 54 - 1-я биография - 1943" [Боевая эскадрилья 54 "Череп" - Боевая эскадрилья (Охота) 54 - 1-я биография - 1943]. lexikon-der-wehrmacht.de (на немецком языке). Лексикон Вермахта . Проверено 1 декабря 2016 г.
В декабре крыло продолжало проводить операции против кораблей союзников в Адриатике и порту Бари.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Оранжевый (1992) , с. 176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к «Д/С Болста» . Боевые моряки . Проверено 25 января 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Теплоход «Барлетта» » (на итальянском языке). Франко Превато . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Navi Italiane в Герре» . Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 22 марта 2019 г.
- ^ «Боллста (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Берег Девона (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Форт Атабаска (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Форт Лажуа (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Фрозиноне (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Инаффондабиле (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Американские торговые суда, затонувшие во время Второй мировой войны» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Либерти Шипс – Хоакин – Джонс» . Моряки . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ «Либерти Шипы – Йонас – Хусто» . Моряки . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ «Ларс Крузе (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Лом (+1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Львов (+ 1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Шайба (+1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ^ «Либерти Шипс – С» . Моряки . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ^ «Тестбанк (+1943)» . Место крушения. Архивировано из оригинала 22 марта 2012 года . Проверено 28 июля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сондерс (1967) , с. 37.
- ^ Сондерс (1967) , с. 38.
- ^ Печура и Ралл (1993) , с. 43 [1]
- ^ Южный (2002) , с. 82–86.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Инфилд (1976) .
- ^ Хёниг, Стивен Л. (2002). Справочник по химической войне и терроризму . Издательская группа Гринвуд. п. 14 . ISBN 0-313-32407-7 .
- ^ Аткинсон (2007) , с. 277.
- ^ «Тусон-старший помогает отставному врачу получить воинскую награду» . Мохаве Дейли Майнер . Ассошиэйтед Пресс. 20 мая 1988 г. с. Б8.
- ^ Конант, Дженнет (сентябрь 2020 г.). «Бомбежка и прорыв» . Смитсоновский институт . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «Капитан эсминца - Воспоминания о войне на море, 1942–45» Роджер Хилл, стр. 176 и далее «... более тысячи моряков торгового флота были убиты или ранены...» Periscope Publishing Ltd., 1975, ISBN 9781904381259 book.google.co.uk , по состоянию на 2 декабря 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Аткинсон, Рик (2007). День битвы: Война на Сицилии и в Италии, 1943–1944 гг . Нью-Йорк: Генри Холт. ISBN 978-0-8050-6289-2 .
- Инфилд, Гленн Б. (1976). Катастрофа в Бари . Торонто: Бантам. ISBN 978-0-450-02659-1 .
- Лэнгфорд, Р. Эверетт (2004). Введение в оружие массового поражения . Джон Уайли/Интерсайенс. ISBN 978-0-471-46560-7 .
- Мейсон, Джеффри Б. (2004). История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (1975) [1954]. Том 9: Сицилия-Салерно-Анцио, январь 1943 г. - июнь 1944 г. История военно-морских операций США во Второй мировой войне . Бостон: Литтл, Браун . ISBN 0-316-58316-2 . OCLC 313489807 .
- Оранж, Винсент (1992) [1-й паб. Лондон: Метуэн, 1990]. Конингем: биография маршала авиации сэра Артура Конингема . Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории ВВС. ISBN 0-413-14580-8 .
- Печура, Констанс М.; Ралл, Дэвид П. (1993). Ветераны в группе риска: воздействие иприта и люизита на здоровье (отчет). Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои : 10.17226/2058 . ISBN 0-309-04832-Х . ПМИД 25144024 .
- Реминик, Джеральд (2001). Кошмар в Бари: катастрофа с отравленным газом на корабле «Свобода» времен Второй мировой войны и сокрытие . Пало-Альто: Glencannon Press. ISBN 1-889901-21-0 .
- Сондерс, DM (сентябрь 1967 г.). «Инцидент в Бари». Труды Военно-морского института США . Аннаполис: Военно-морской институт США.
- Саузерн, Джордж (2002). Ядовитый ад: трагедия Второй мировой войны в гавани Бари . Шрусбери, Англия: Издательство Airlife. ISBN 1-84037-389-Х .
- «Служба морской охраны: трагедия в Бари, Италия, 2 декабря 1943 года» . Министерство военно-морского флота США – Военно-морской исторический центр. 8 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 12 января 2008 г. Проверено 7 января 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берчфилд, Б.; Эллис, Гарри V. III и Пфлюг, Роберт Х. (1989). «Вопрос 2/88». Военный корабль Интернешнл . XXVI (2): 202–203. ISSN 0043-0374 .