№ 311 (Чехословацкая) эскадрилья RAF
№ 311 (Чехословацкая) эскадрилья RAF | |
---|---|
![]() Знак № 311-й эскадрильи Королевских ВВС. | |
Активный | 29 июля 1940 г. - 15 февраля 1946 г. |
Страна | ![]() |
Верность | ![]() |
Ветвь | ![]() |
Роль | Бомбардировщик, морской патруль, транспорт |
Псевдоним(а) | чехословацкий |
Девиз (ы) | ( Чехия ): Не смотри на количество. («Никогда не обращайте внимания на их численность», гуситов ) боевой клич |
Знаки отличия | |
Значок эскадрильи | Молотилка и в утренняя звезда салтире , половинки раскололись. |
Коды эскадрилий | КХ (июль 1940 г. - апрель 1942 г.) [ 1 ] ПП (1945 - февраль 1946 г.) [ 2 ] |
Самолет летал | |
Бомбардировщик | Викерс Веллингтон Объединенный Освободитель |
№ 311 (Чехословацкая) эскадрилья RAF — чехословацкая бомбардировочная эскадрилья Королевских ВВС во время Второй мировой войны . Королевских ВВС, укомплектованная чехословацкими пилотами Это была единственная эскадрилья средних и тяжелых бомбардировщиков . Оно понесло самые тяжелые потери среди всех чехословацких соединений Королевских ВВС. Во Второй мировой войне погибло 511 чехословаков, служивших в ВВС союзников. Из них 273 (53%) погибли во время службы в 311-й эскадрилье. [ 3 ]
После окончания войны 311-я эскадрилья была расформирована как подразделение Королевских ВВС и стала 6-й летецкой дивизией («6-й авиадивизией») реформированных ВВС Чехословакии .
История
[ редактировать ]Бомбардировочное командование
[ редактировать ]
Эскадрилья была сформирована на авиабазе RAF Honington в Саффолке 29 июля 1940 года. [ 4 ] [ 5 ] ; В записях Королевских ВВС официальная дата указана как 2 августа. [ 6 ] Его экипаж состоял в основном из чехословаков, бежавших из оккупированной немцами Европы . Некоторые из них были летчиками, прошедшими подготовку в ВВС Чехословакии , бежавшими во Францию , служившими во французских ВВС в битве за Францию , а затем эвакуированными в Великобританию. [ 7 ] Другие были солдатами, которые служили в частях чехословацкой армии во время битвы за Францию, были эвакуированы в Великобританию, а затем добровольно перешли в добровольческий резерв Королевских ВВС для службы в 311-й эскадрилье. [ 8 ]
Первоначально эскадрилья была оснащена Vickers Wellington Mark I средними бомбардировщиками , на смену которым вскоре пришли улучшенные Wellington Marks IA и IC. [ 5 ]
С 16 сентября 1940 года эскадрилья базировалась на авиабазе RAF East Wretham в Норфолке в составе бомбардировочного командования 3-й группы . [ 9 ] Командиром группы был вице-маршал авиации Джон Болдуин , который сказал, что 311-я эскадрилья «устроила прекрасное зрелище» и имела «лучших штурманов в бомбардировочном командовании». [ 10 ]
18 января 1941 года Его Величество король Георг VI и его супруга королева Елизавета посетили эскадру в Ист-Ретэме. [ 11 ]

6 февраля 1941 года шесть самолетов Wellington Mk IC эскадрильи приняли участие в налете на Булонь-сюр-Мер в оккупированной немцами Франции . На обратном пути у одного самолета, серийный L7842, код KX-T, возникли проблемы с навигацией. Затем у него закончилось топливо, его командир пилот-офицер Франтишек Цигош ошибочно решил, что они пролетели над Англией, и приземлился во Флере на севере Франции. И самолет, и его экипаж были захвачены. [ 12 ] [ 13 ] Люфтваффе ( перекрасили его в немецкую маркировку и передали в свою Erprobungsstelle экспериментально-испытательный центр) на аэродроме Рехлин-Ларц в Мекленбурге . [ 14 ]
20 июня 1941 года эскадрилья дала обед в честь президента чехословацкого правительства в изгнании Бенеша Эдварда . Среди других гостей были министр иностранных дел Ян Масарик и министр обороны генерал Антонин Хасал-Нижборский . [ 15 ]

311-я эскадрилья пробыла в составе бомбардировочного командования 19 месяцев. За это время он совершил 1029 боевых вылетов, атаковал 77 целей, сбросил 2 492 600 фунтов (1 130 600 кг) фугасных бомб и 95 438 зажигательных бомб . [ 16 ] Он атаковал цели в Германии, Италии и оккупировал Бельгию , Францию и Нидерланды . Его наиболее частыми целями были Кельн , Гамбург и Киль в Германии, а также Дюнкерк , Брест и Булонь во Франции. [ 17 ]
В эскадрилье было 318 летчиков в составе 53 экипажей. 94 человека погибли в ходе операций и 34 попали в плен: уровень потерь более 40%. [ 16 ] В отличие от экипажей, набранных из Великобритании или стран Содружества , не было чехословацких запасных экипажей, прибывших для пополнения рядов погибших. Чтобы сохранить работоспособность эскадрильи, ее придется использовать по-другому.
Береговое командование
[ редактировать ]В конце апреля 1942 года эскадрилья была передана из состава бомбардировочного командования в Береговое командование для осуществления морского патрулирования. [ 18 ] 28 апреля он переехал в Королевские ВВС Олдергроув в Северной Ирландии и 1 мая начал обучение морскому патрулированию. [ 19 ] Эскадрилья вошла в состав 19-й группы RAF была переведена в RAF Talbenny в Уэльсе , 12 июня предприняла свое первое противолодочное патрулирование. и 30 июня [ 20 ] У ее «Веллингтонов» не было радара «воздух-надводный корабль» (ASV) , [ 19 ] но, несмотря на это, в период с июня 1942 года по апрель 1943 года эскадрилья добилась самого высокого уровня успеха среди всех эскадрилий берегового командования. [ 21 ]
В течение июля и августа резиновые сапоги эскадрильи оставались в камуфляже ночной бомбардировочной схемы Temperate Land Scheme: темно-зеленый и темно-земляной сверху и черный снизу. Это было непригодно для морского патрулирования, но только в сентябре 1942 года самолеты были перекрашены в соответствии со схемой умеренного моря Берегового командования: темно-серый цвет и очень темно-серый цвет моря сверху и белый снизу. [ 22 ]
В апреле 1943 года эскадрилья была частично перевооружена пятью самолетами Wellington Mark X. [ 23 ] Он мог нести две торпеды или 3999 фунтов (1814 кг) бомб. [ 24 ] но это был в первую очередь вариант бомбардировочного командования, не предназначенный для морского патрулирования. Вице-маршал авиации Карел Янушек , генеральный инспектор ВВС Чехословакии, в конце концов убедил британское министерство авиации перевооружить эскадрилью Consolidated Liberator 4-моторными тяжелыми бомбардировщиками , поскольку у них был радар и большая дальность полета, и то и другое позволяло они больше подходят для морского патрулирования. [ 21 ] Переподготовочные полеты начались 25 мая. [ 21 ] и продолжалось до августа. [ 25 ]
26 мая 1943 года эскадрилья перебазировалась в RAF Beaulieu в Хэмпшире . 4 августа он отметил свое трехлетие. Среди гостей снова были президент Бенеш и министр иностранных дел Масарик. В их число входили также генерал Сергей Ингр , сменивший генерала Хасала-Нижборского на посту министра обороны, и глава Берегового командования маршал авиации Джон Слессор . [ 25 ]

21 августа 1943 года эскадрилья начала морское патрулирование на самолетах Consolidated Liberator GR Mk V и продолжила противолодочные работы, но уже над Бискайским заливом . [ 5 ] [ 25 ] 10 ноября Liberator BZ774/D под командованием сержанта Отто Жанты атаковал немецкую подводную лодку U-966 ( ракетными снарядами РП) у побережья Галиции . Подводная лодка села на мель, и экипаж покинул ее. [ 26 ]
27 декабря 1943 года Liberator BZ796/H под командованием Plt Off Oldřich Doležal атаковал немецкого блокадника Alsterufer в Бискайском заливе. Экипаж Долежала поджег грузовое судно с помощью пяти РП и бомбы весом 500 фунтов (230 кг), и на следующий день оно затонуло. [ 27 ]

В феврале 1944 года эскадрилья была перевооружена девятью самолетами Liberator C Mk VI . [ 5 ] [ 28 ] 23 февраля он переехал в RAF Predannack в Корнуолле . 24 июня Liberator FL961/O под командованием летного офицера Яна Веллы вместе с Tribal класса эсминцами HMS Eskimo и HMCS Haida атаковали и потопили U-971 к западу от Ла-Манша . [ 29 ] [ 30 ]
7 августа 1944 года эскадрилья была переведена в RAF Tain в Шотландии. [ 31 ] и его зона действий изменилась с Бискайского залива и западных подходов к Северному морю . В сентябре его роль была изменена с дневного противолодочного патрулирования на ночное. [ 32 ] 27 октября авиации флота самолеты HMS Implacable повредили U-1060 , вынудив ее сесть на мель на побережье оккупированной немцами Норвегии . Двумя днями позже две 311-й эскадрильи Liberators, FL949 /KX-Y под командованием Fg Off Josef Pavelka и BZ723/KX-H под командованием эскадрильи-лейтенанта Алоиса Шедивы, повредили севшую на мель подводную лодку залпами РП. [ 33 ] Позже два Handley Page Halifax тяжелых бомбардировщика из 502-й эскадрильи RAF добили U-1060 глубинными бомбами . [ 33 ]
В феврале 1945 года эскадрилья была перевооружена, снова самолетами Liberator C Mk VI, но теперь оснащенной противолодочными самолетами Leigh Lights . [ 34 ] В марте вся эскадра приняла участие в рейдах «Чили-II» и «Чили-III» на полигоны подготовки немецких подводных лодок на Балтике . [ 35 ]

311-я эскадрилья находилась в составе Берегового командования 38 месяцев, за это время совершила 2111 боевых вылетов. [ 37 ] К концу войны 247 человек погибли в боях или в результате несчастных случаев. [ 38 ] 33 ее члена были освобождены из немецких лагерей для военнопленных. Один военнопленный, Plt Off Арношт Валента , был убит гестапо в марте 1944 года за участие в Великом побеге из Шталага Люфт III . [ 39 ]
Транспорт мирного времени
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны в Европе , 26 мая 1945 года чехословацкое правительство в изгнании сформировало Letecká dopravní skupina («Воздушно-транспортную группу») и набрало большую часть своего персонала из 311-й эскадрильи. Его первыми самолетами были два самолета Avro Anson C XII, купленные у Королевских ВВС. 12 июня 1945 года подразделение начало полеты в аэропорт Рузине в Праге . [ 40 ] К октябрю Letecká dopravní skupina также приобрела несколько самолетов Siebel Si 204D, захваченных в Германии в качестве военных репараций . [ 41 ]
25 июня 1945 года остатки 311-й эскадрильи были переведены в 301-е крыло транспортного командования Королевских ВВС . Он также выполнял транспортные рейсы в аэропорт Рузине, первый из которых состоялся 30 июля из Королевских ВВС Манстон в Кенте . [ 40 ] где эскадрилья базировалась с 3 августа. [ 42 ] 21 августа эскадрилья передислоцировалась в Рузине. [ 43 ] Эскадрилья первой перебросила военную технику и личный состав из Великобритании в Чехословакию. Затем он репатриировал чехословацкое гражданское население. [ 44 ]
Чехословацкие взлетно-посадочные полосы оказались непригодными для «Либерейторов». Поэтому в декабре 1945 года все члены 311-й эскадрильи были возвращены в Великобританию и приземлились в RAF Valley в Уэльсе. [ 45 ]
311-я эскадрилья была официально расформирована как подразделение Королевских ВВС на авиабазе RAF Milltown в Морей , Шотландия, 15 февраля 1946 года. [ 5 ] [ 46 ] [ 47 ] Большая часть его личного состава была переведена в ВВС Чехословакии в августе 1945 года, а в Чехословакии подразделение было официально расформировано 15 января 1946 года, но его личный состав не был официально уволен из ВВС Великобритании до 30 июня 1946 года. [ 47 ]
15 января 1946 года 311-я эскадрилья стала чехословацкой 6-й летецкой дивизией («6-я авиационная дивизия») в Гавличкув-Броде на юго-востоке Чехии. В мае он был разделен на Letecký pluk 24 и Letecký pluk 25 («24-й и 25-й авиаполки»). Letecký pluk 24 получил название Biskajsky («Бискайский») и первоначально был оснащен de Havilland Mosquito FB Mk VI истребителями-бомбардировщиками . Letecký pluk 25 получил название Atlantický («Атлантик») и был оснащен самолетами Петляков Пе-2ФТ . [ 47 ]
Коды эскадрилий
[ редактировать ]Эта эскадрилья имела кодовые буквы эскадрильи «KX», а затем «PP» на своих «Веллингтонах» и «PP» на своих «Либераторах». [ 5 ] [ 48 ]
Командиры
[ редактировать ]
От | К | Имя |
---|---|---|
июль 1940 г. | ноябрь 1940 г. | W / командир Джон Гриффитс, DFC [ 49 ] |
июль 1940 г. | Март 1941 г. | W / командир Карел Томан-Мареш |
1941 | 1941 | Лейтенант эскадрильи Перси Чарльз Пикард , DFC [ 50 ] |
Март 1941 г. | июль 1941 г. | W / командир Йозеф Шейбал |
июль 1941 г. | апрель 1942 г. | W / командир Йозеф Очелка, DFC |
апрель 1942 г. | Январь 1943 г. | W / командир Йозеф Шнайдр , DFC |
Январь 1943 г. | август 1943 г. | W / командир Йиндржих Брейцетль, DFC |
август 1943 г. | Январь 1944 г. | W/Cdr Владимир Недвед , MBE , DFC |
Январь 1944 г. | август 1944 г. | W / командир Йозеф Шейбл, DFC |
август 1944 г. | февраль 1946 г. | W / командир Ян Костогрыз, DSO |
Базы эскадрилий
[ редактировать ]Период | Имя |
---|---|
29 июля 1940 г. - 16 сентября 1940 г. | РАФ Хонингтон |
16 сентября 1940 г. - 28 апреля 1942 г. | РАФ Ист Рэтем |
28 апреля 1942 г. - 12 июня 1942 г. | Королевские ВВС Олдергроув |
12 июня 1942 г. - 26 мая 1943 г. | РАФ Талбенни |
26 мая 1943 г. - 23 февраля 1944 г. | РАФ Болье |
23 февраля 1944 г. - 7 августа 1944 г. | RAF Predannack |
7 августа 1944 г. - 6 августа 1945 г. | РАФ Тейн |
6 августа 1945 г. - 21 августа 1945 г. | РАФ Мэнстон |
21 августа 1945 г. - 15 февраля 1946 г. | Аэропорт Рузине, Прага |
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]Даты | Самолет | Вариант | Примечания |
---|---|---|---|
1940–43 | Викерс Веллингтон | я Я IC Х |
Двухмоторный средний бомбардировщик |
1943 1943–45 1945–46 |
Консолидированный B-24 Либерейтор | IIIА V МЫ |
Четырехмоторный тяжелый бомбардировщик |
Известные инциденты
[ редактировать ]Крушение Веллингтона 1942 года.
[ редактировать ]
18 октября 1942 года самолет Wellington 1C 311-й эскадрильи разбился и загорелся в Южном Руислипе , Миддлсекс, на подходе к авиабазе британских ВВС Нортхолт . Самолет направлялся на разбор полетов и на борту находились девять пассажиров, а также обычный экипаж из шести человек. Все находившиеся на борту погибли, а также четверо детей и две матери, находившиеся на земле. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ]
Крушение Освободителя 1945 года.
[ редактировать ]8 октября 1945 года у самолета Liberator GR.VI 311-й эскадрильи загорелся двигатель, он разбился и загорелся. [ 41 ] в поле в Элветэме, недалеко от Хартли-Винтни , Хэмпшир. Пять минут назад он вылетел с Королевских ВВС Блэкбуше авиабазы в аэропорт Рузине в Праге . Все находившиеся на борту 23 человека погибли: пять членов экипажа, 17 пассажиров и один безбилетный пассажир. Среди пассажиров были девять женщин и пятеро маленьких детей. [ 45 ] последний в возрасте от 18 месяцев до трех лет. [ 55 ] [ 56 ]
Наследие
[ редактировать ]
В 1964 году ветеран 311-й эскадрильи Рихард Хусманн, писавший под псевдонимом Филип Янски, опубликовал свой роман «Небешти ездци» , в котором описывается жизнь чешских и польских летчиков в ВВС Великобритании во время войны. В 1968 году по книге был выпущен фильм, снятый годом ранее вокруг военного аэродрома Клечаны к северу от Праги. [ 57 ] В 1969 году Ходдер и Стоутон опубликовали английский перевод книги под названием «Всадники в небе» .
открылось Air Café в честь 311-й эскадрильи RAF В 1999 году в Брно , Южная Моравия, . Он находится во дворце Дитрихштейнов начала 17 века, в котором также находится Моравский музей. [ 58 ] В кафе выставлена небольшая коллекция памятных вещей, связанных с чехословацкой эскадрой. [ 59 ]
В феврале 2016 года 438-я воздушная экспедиционная консультативная эскадрилья 438-й воздушной экспедиционной консультативной группы ВВС США, Кабул , Афганистан , была переименована в 311-ю воздушную экспедиционную консультативную эскадрилью, чтобы следовать традициям эскадрильи под командованием чешских ВВС . [ 60 ] Эта 311-я эскадрилья была расформирована в феврале 2019 года. [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]- Чарльз Пикард
- Йиндржих Свобода
- Арношт Валента
- Томаш Лом
- Список авиационных эскадрилий Королевских ВВС
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 64.
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 83.
- ^ Людикар, Марсель (18 сентября 2014 г.). «Краткая история чехословацких ВВС во Второй мировой войне и послевоенный период» . Свободные чехословацкие ВВС . Проверено 12 октября 2017 г.
- ^ Галлей 1988 , с. 362.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Льюис 1968 , с. 96.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 4.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 3.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 5.
- ^ «311-я эскадрилья» . История формирования РАФ . Министерство обороны .
- ^ Янушек 1942 , стр. 12.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 15–16.
- ^ «Арност Валента – один из пятидесяти» . Свободные чехословацкие ВВС . 24 марта 2014 года . Проверено 14 февраля 2018 г.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 16.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 18–19.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 20.
- ^ Jump up to: а б Ванчата 2013 , стр. 41.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 94.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Ванчата 2013 , стр. 43.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 44.
- ^ Jump up to: а б с Ванчата 2013 , стр. 57.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 47.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 54.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 95.
- ^ Jump up to: а б с Ванчата 2013 , стр. 59.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 63.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 64.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 65.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 68.
- ^ Хельгасон, Гудмундур. «Ю-971» . uboat.net . Проверено 8 марта 2016 г.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 90.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 77.
- ^ Jump up to: а б Ванчата 2013 , стр. 69–70.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 73.
- ^ Jump up to: а б Ванчата 2013 , стр. 74.
- ^ «Не забыто – Южная Англия» . Свободное чехословацкое объединение ВВС. 24 февраля 2016 г. Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 92.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 87.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 99.
- ^ Jump up to: а б Ванчата 2013 , стр. 80.
- ^ Jump up to: а б Ванчата 2013 , стр. 82–83.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 81.
- ^ Рейнхаут и Реннисон 1980 , с. 92.
- ^ Ванчата 2013 , стр. 82.
- ^ Jump up to: а б Ванчата 2013 , стр. 83.
- ^ Роулингс 1982 , с. 199.
- ^ Jump up to: а б с Ванчата 2013 , стр. 84.
- ^ «№ 311 (Чехословацкая) эскадрилья» . Воздух власти – история организации RAF .
- ^ Больно 2004 [ нужна страница ]
- ^ Короткометражка 2004 г. [ нужна страница ]
- ^ Джеффорд 2001 , с. 85.
- ^ Ванчата 2013 , с. 51.
- ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 66571» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 30 декабря 2013 г.
- ^ Улица (24 января 2006 г.). «Крушение Веллингтона, октябрь 1942 года» . Народная война Второй мировой войны . Би-би-си онлайн . Проверено 1 ноября 2017 г.
- ^ «Авария в Хэмпшире». Таймс . № 50267. Лондон. 8 октября 1945 г. с. 4.
- ^ «Тайна 23-го тела в пылающем крушении самолета». Шотландец . 8 октября 1945 года.
- ^ Кучера, Павел (сентябрь 2001 г.). «Воссоздание слабака». Самолет Ежемесячно : 72–75.
- ^ Моравский музей
- ^ Воздушное кафе
- ^ «Авиачасть в Афганистане переименована в традициях 311-й чехословацкой бомбардировочной эскадрильи RAF» . Министерство обороны и вооруженных сил Чехии. 18 февраля 2016 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
- ^ «311-я эскадрилья отмечена за работу в Афганистане» . Новости РАФ . Королевские ВВС. 13 февраля 2019 года . Проверено 25 февраля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойер, Майкл Дж. Ф.; Роулингс, Джон Д.Р. (1979). Кодексы эскадрильи 1937–56 . Патрика Стивенса Лтд. Бар-Хилл: ISBN 0-85059-364-6 .
- Кэп, Джо; Макдональд, Кендалл (1958). Красное небо ночью, История Йо Чапки, DFM . Лондон: Энтони Блонд .
- Халли, Джеймс Дж (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж: Air-Britain (Historians) Ltd. ISBN 0-85130-164-9 .
- Больно, Зденек (2004). В фокусе: чехи в Королевских ВВС . Уолтон-на-Темзе: Красный коршун. ISBN 0-9538061-9-7 .
- Янушек, Карел (1942). Чехословацкие ВВС . Лондон: Генеральная инспекция ВВС Чехословакии.
- Джеффорд, командир CG (2001) [1998]. Эскадрильи Королевских ВВС, Всесторонний отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года (второе изд.). Шрусбери: Издательство Airlife. ISBN 978-1-84037-141-3 .
- Льюис, Питер (1968) [1959]. Истории эскадрилий RFC, RNAS и RAF, с 1912 года . Лондон: Патнэм . СБН 370-00022-6.
- Мойес, Филип-младший (1976) [1964]. Бомбардировочные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты (новое изд.). Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd. ISBN 0-354-01027-1 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1982). Береговая поддержка и специальные эскадрильи Королевских ВВС и их авиация (новое изд.). Лондон: Macdonald and Jane's (Publishers) Ltd. ISBN 0-354-01028-Х .
- Рейнхаут, Барт М. (1979). Тайна L 7788. Бывший экипаж снова на месте катастрофы... (на голландском языке). Лейдшендам: Домашняя типография HTM.
- Рейнхаут, Барт М; Реннисон, Джон П. (1980). Небо – это наш Океан. Роль 311-й (чешской) эскадрильи RAF во время Второй мировой войны (на голландском языке). Роттердам: Издательство Wyt. ISBN 90-6007-141-7 .
- Коротко, КРМ (2004). «Пикард, Перси Чарльз (1915–1944)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/62384 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Ванчата, Павел (2013). 311-я эскадрилья . Сандомир: Stratus, для публикаций о моделях грибов. ISBN 978-83-61421-43-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «№ 311 (Чехословацкая) эскадрилья RAF» . Бомбардировочное командование Королевских ВВС, 1939–1945 гг . Командование Королевских ВВС. 2013 г. – история движения и техники Бомбардировочного командования.
- «№ 311 (Чехословацкая) эскадрилья RAF» . Береговое командование Королевских ВВС, 1939–1945 гг . Командование Королевских ВВС. 2013 г. – история передвижения и техники Берегового командования.
- Air Cafe в Брно, кафе в память о чешской пилотируемой эскадрилье с небольшой выставкой памятных вещей.