№ 457-я эскадрилья RAAF
№ 457-я эскадрилья RAAF | |
---|---|
![]() Значок 457-й эскадрильи | |
Активный | 16 июня 1941 г. - 7 ноября 1945 г. |
Страна | Австралия |
Верность | Соединенное Королевство (1941–1942) |
Ветвь | Королевские ВВС Австралии |
Роль | боец |
Псевдоним(а) | «Эскадрилья серых медсестер» |
Боевые почести | Крепость Европа, 1940–1944 гг. Тихий океан, 1941–1945 гг. Дарвин, 1941–1944 гг. Моротай Борнео, 1945 год. Оборона Великобритании, 1940–1945 гг. |
Командиры | |
Примечательный командиры | Питер Найт Братья |
Знаки отличия | |
Коды эскадрилий | БП (июнь 1941 г. - март 1942 г.) [ 1 ] [ 2 ] ХБ (1943) [ 3 ] ЗП (январь 1943 г. - ноябрь 1945 г.) [ 3 ] [ 4 ] |
Самолет летал | |
боец | Супермарин Спитфайр (1941–1945) |
Тренер | САС Виррауэй (1942) Райан СТ (1942) |
457-я эскадрилья — Королевских ВВС Австралии (RAAF) истребительная эскадрилья времен Второй мировой войны . Оснащенный истребителями Supermarine Spitfire , он был сформирован в Англии в июне 1941 года в соответствии со статьей XV Имперской схемы авиационной подготовки . Эскадрилья была переброшена в Австралию в июне 1942 года и участвовала в боях в юго-западной части Тихого океана, а затем была расформирована в ноябре 1945 года.
эскадрилья участвовала в боях как с нацистской Германией, так и с Японской империей Во время войны . С марта по май 1942 года он базировался на юге Англии и совершал вылеты над оккупированной немцами Францией, в ходе которых сбил не менее пяти самолетов Люфтваффе . После переброски в Австралию 457-я эскадрилья базировалась недалеко от Дарвина в составе 1-го крыла RAAF и в период с марта по ноябрь 1943 года перехватила несколько японских налетов на базы союзников в северной Австралии. Эскадрилья осталась в Дарвине и в течение всего времени боев почти не участвовала. 1944 г., но в 1945 г. переехал в Моротаи , а затем в Лабуан , откуда атаковал японские позиции в Нидерландской Ост-Индии и Борнео в рамках наступления союзников в этих районах.
История
[ редактировать ]Британия
[ редактировать ]457-я эскадрилья была сформирована в RAF Baginton в Англии 16 июня 1941 года. Она была оснащена Supermarine Spitfires и была второй истребительной частью RAAF, сформированной в Англии после 452-й эскадрильи . [ 5 ] Создание обеих этих эскадрилий стало частью расширения истребительного командования Королевских ВВС , которое стремилось улучшить свою способность защищать Великобританию от возобновления воздушного наступления Германии и проводить наступательные операции над оккупированной Европой. [ 6 ] На момент формирования командир эскадрильи Питер Малам Бразерс , командиры звеньев и все члены наземного экипажа были британцами, но большинство пилотов были австралийцами. Компонент наземного экипажа эскадрильи был сформирован на базе RAAF в Уильямтауне в Австралии 10 июня и отправился в Англию 7 августа. В тот же день 457-я эскадрилья перебралась в Королевские ВВС Джерби, а затем в Королевские ВВС Андреас , которые оба располагались на острове Мэн для проведения тренировок. [ 7 ] Находясь на острове Мэн, эскадрилья обучала как своих пилотов, так и пилотов других эскадрилий для выполнения оперативных обязанностей и какое-то время функционировала как подразделение оперативной подготовки в ВВС Великобритании Андреас. Он также сопровождал конвои союзников в Ирландском море , но не вступал в контакт с немецкими самолетами. [ 8 ] [ 9 ] К октябрю все британские пилоты, кроме Братьев и командиров звеньев, были заменены австралийцами. [ 9 ] Наземная команда эскадрильи прибыла в Великобританию в октябре и ноябре, в результате чего она почти полностью состояла из Австралии. [ 10 ]

В марте 1942 года эскадрилья перебралась в британские ВВС в Редхилле , графство Суррей , где приняла на себя обязанности 452-й эскадрильи на передовой в составе 11-й группы Королевских ВВС . В их число входили патрули по охране судоходства, сопровождение бомбардировщиков, проведение истребительных зачисток над северной Францией и участие в противовоздушной обороне южной Англии. [ 9 ] Истребительное командование получило разрешение начать полномасштабную наступательную кампанию против немецких авиационных частей незадолго до прибытия 457-й эскадрильи в Редхилл, и оно стало частью этих усилий. [ 11 ] Впервые эскадрилья приняла участие в боевых действиях 26 марта, когда «Братья» сбили Bf 109 во время многоэскадрильного истребительного пролета над Францией, хотя в этом бою был потерян один из ее «Спитфайров». К концу первой недели операций 457-я эскадрилья сбила три немецких самолета и нанесла повреждения нескольким другим, а к 26 апреля провела 32 операции над территорией Германии. [ 9 ] Эти операции часто встречали ожесточенное сопротивление, и немецкие истребители Fw 190 доказали свое превосходство над истребителями Spitfire Mark V, которыми была оснащена 457-я эскадрилья. Свою последнюю победу над Европой эскадрилья одержала 29 апреля, хотя бомбардировки Франции истребителями продолжались почти до конца мая. [ 8 ]
28 мая 1942 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль согласился на просьбу правительства Австралии направить в Австралию три полностью оснащенных эскадрильи «Спитфайр» для усиления RAAF. В число выбранных эскадрилий вошли австралийские 452-я и 457-я эскадрильи, а также британская 54-я эскадрилья RAF . [ 12 ] Соответственно, 457-я эскадрилья была выведена из боевых действий 28 мая для подготовки к передислокации в Австралию. [ 9 ] К этому времени на счету его пилотов было пять подтвержденных «убийств», еще четыре «вероятных» и повреждение семи самолетов. [ 8 ] 20 июня эскадра покинула Англию на борту парохода « Стерлинг Касл» , на борту которого также находились бойцы 452-й и 54-й эскадрилий. [ 13 ]
Дарвин
[ редактировать ]
Замок Стерлинг прибыл в Мельбурн 13 августа. Получив 14 дней отпуска, личный состав эскадрильи снова собрался в Ричмонде, Новый Южный Уэльс, 6 сентября. [ 13 ] 7 октября он вошел в состав 1-го крыла RAAF вместе с 54-й и 452-й эскадрильями. [ 14 ] Однако большая часть «Спитфайров», предназначенных для крыла, была переброшена на Ближний Восток во время путешествия в Австралию, и первоначально в эскадрилье были только CAC Wirraway и Ryan ST для учебных целей. самолеты [ 8 ] [ 13 ] К ноябрю 457-я эскадрилья была полностью оснащена «Спитфайрами» и перебралась в Камден 7 числа месяца , где продолжила интенсивную программу тренировок. В декабре эскадрилье сообщили, что она будет переброшена в Дарвин на Северной территории для отражения налетов японской авиации на город. Передовой отряд эскадрильи вылетел 31 декабря, а основные силы последовали за ним в море 12 января 1943 года. 457-я эскадрилья начала воздушные операции с аэродрома Бэтчелор 20 января и перебралась на аэродром Ливингстон в последний день месяца. [ 13 ]
457-я эскадрилья впервые участвовала в боях с японцами в марте 1943 года. Хотя в феврале эскадрилья несколько раз поднималась в воздух, она не заявила о своем первом «убийстве» до 7 марта, когда два «Спитфайра» сбили Mitsubishi Ki-46 «Дина». "Самолет-разведчик под Дарвином. 15 марта три эскадрильи 1-го крыла перехватили крупный налет на Дарвин, а 457-я эскадрилья сбила два A6M Zero и повредила еще один истребитель. Эскадрилье также приписывают повреждение бомбардировщика Mitsubishi G4M «Бетти», и еще три Зеро были названы «вероятными». До мая над северной Австралией больше не встречалось японских самолетов. В этот период 457-я эскадрилья отрабатывала тактику и сотрудничество с подразделениями RAAF и австралийской армии . [ 13 ] Однако полеты обычно ограничивались одним часом в день. [ 15 ]
2 мая 1-е крыло отреагировало на крупный японский рейд на Дарвин. В завязавшемся воздушном бою 457-я эскадрилья сбила один истребитель и забрала еще два «вероятных», но потеряла два «Спитфайра». [ 8 ] В целом RAAF потеряли или повредили 14 «Спитфайров», при этом было заявлено только шесть «убийств», и операция не была признана успешной. [ 16 ] Семь дней спустя 457-я эскадрилья перебросила отряд из шести «Спитфайров» на остров Милингимби после того, как аэродром острова был атакован. Этот отряд перехватил японские рейды 10 и 28 мая, сбив два «Зеро» и два «Бетти» и потеряв три «Спитфайра». [ 17 ] Эскадрилья также продолжала принимать участие в операциях в районе Дарвина, неоднократно участвуя в боях. Во время последнего крупного боя у города 6 июля 457-я эскадрилья сбила «Зеро» и повредила пять «Бетти», но потеряла три «Спитфайра». [ 18 ]

Активность японской авиации над северной Австралией прекратилась после 6 июля, и 457-я эскадрилья практически не участвовала в боевых действиях. В результате личный состав эскадрильи сильно страдал от скуки. [ 18 ] Свои следующие «убийства» 457-я эскадрилья совершила 17 августа, когда ее самолет сбил три из четырех «Дин», посланных в тот день над Дарвином; четвертый был уничтожен исполняющим обязанности командира крыла № 1, командиром звена Клайвом Колдуэллом . [ 19 ] 20 августа эскадрилья сбила еще две «Дины». [ 18 ] 7 сентября 1-е авиакрыло перехватило японский самолет-разведчик в сопровождении 20 истребителей. В завязавшемся бою 457-я эскадрилья без потерь сбила четыре «Зеро». [ 20 ] 4 ноября 457-я эскадрилья перебросила шесть «Спитфайров» на аэродром миссии Дрисдейл-Ривер , а два дня спустя они перехватили и повредили японский самолет-разведчик. Эскадрилья содержала отряд в миссии Дрисдейл-Ривер до декабря, когда эту обязанность взяла на себя 54-я эскадрилья. [ 21 ] Рано утром 12 ноября три «Спитфайра» 457-й эскадрильи входили в состав сил, перехвативших налет на Дарвин. Пилот 457-й эскадрильи летный офицер Джон Смитсон совершил единственный перехват и уничтожил два бомбардировщика «Бетти». [ 22 ]
Нападение 12 ноября стало последним набегом японцев на район Дарвина. [ 23 ] В результате летным эскадрильям 1-го авиаполка было мало чем заняться, и пилотам стало скучно. [ 22 ] 457-я эскадрилья мало выполняла боевые полеты до 8 марта 1944 года, когда ей и 452-й эскадрилье было приказано отправиться в Перт , Западная Австралия, в ответ на опасения, что японские военно-морские силы совершат набег на этот район . Эскадрильи покинули Дарвин 9 марта и прибыли на станцию RAAF в Гилфорде (современный аэропорт Перта ) через три дня после полета в очень сложных погодных условиях. Однако атаки не произошло, и с 23 по 28 марта эскадрилья вернулась на аэродром Ливингстон. [ 24 ] [ 25 ] В следующий раз эскадрилья приняла участие в боевых действиях 18 апреля, когда два ее «Спитфайра» приняли участие в атаке на японскую радиолокационную станцию на островах Бабар . [ 25 ] В мае 1944 года штаб 1-го крыла, а также 57-я и 457-я эскадрильи были переброшены в залив Эксмут , Западная Австралия, для защиты объектов, которые были созданы для дозаправки британского Восточного флота перед операцией «Трансом» , во время которой флот атаковал Сурабаю , Ява. . [ 26 ] 457-я эскадрилья вылетела в залив Эксмут 10 мая и вернулась на свою новую базу на аэродроме Саттлер 24 числа. [ 25 ] начала перевооружение на Mark VIII Spitfires . Эскадрилья снова предоставила подразделение в миссии Дрисдейл-Ривер с 1 июня 1944 года и 2 июля [ 25 ]
Моротаи и Лабуан
[ редактировать ]
1 июля 1944 года 452-я и 457-я эскадрильи были переданы во вновь сформированное 80-е авиакрыло RAAF . Это крыло было создано для поддержки запланированного наступления из Дарвина в Нидерландскую Ост-Индию (NEI). [ 27 ] Наступление было отменено в июне, но об этом не было доведено до сведения крыла, которое продолжало готовиться к операции до августа. После отмены операции полк и его эскадрильи не имели никакой цели, а продолжали проводить учения для поддержания боевого духа. [ 28 ] В ноябре крыло было проинформировано, что оно должно перебраться на остров Моротаи в NEI, чтобы принять участие в наступлении союзников в этом регионе. [ 29 ]
Передвижение 457-й эскадрильи на Моротай было отложено до начала 1945 года. Наземная команда эскадрильи покинула Дарвин морем 18 января и прибыла на остров 1 февраля. [ 25 ] «Спитфайры» покинули Саттлер 6 февраля и через два дня прибыли в Моротаи. 457-я эскадрилья совершила свои первые операции из Моротаи 10 февраля. [ 30 ] Основные функции эскадрильи в этот период заключались в проведении штурмовых атак против японских лагерей и кораблей, а также в сопровождении других самолетов, участвовавших в атаке этих целей. Это потребовало большой рабочей нагрузки: с февраля по конец апреля эскадрилья совершила 293 боевых вылета. С мая «Спитфайры» 457-й эскадрильи начали использовать тактику бомбометания с пикирования, а также обстреливать цели из своих орудий. [ 31 ]
457-я эскадрилья участвовала в кампании на Борнео в последние месяцы войны. 27 мая ему было приказано подготовиться к развертыванию, а 5 июня его личный состав и техника отбыли к острову Лабуан у северо-западного побережья Борнео. [ 32 ] В ходе этой операции эскадрилья была придана 81-му крылу . [ 33 ] «Спитфайры» покинули Моротаи 17 июня и через два дня начали операции из Лабуана вместе с 76-й эскадрильей RAAF, выполняя основные функции по обеспечению воздушной поддержки войск союзников в этом районе и противовоздушной обороне острова. [ 34 ] 20 июня два истребителя 457-й эскадрильи сбили «Дину»; это было первое «убийство» эскадрильи с 12 ноября 1943 года. Операции против японцев продолжались до конца войны 15 августа 1945 года. [ 32 ] Во время войны погибли 25 австралийских военнослужащих эскадрильи. [ 35 ]
После капитуляции Японии 457-я эскадрилья сначала осталась в Лабуане. В течение этого периода он осуществлял патрулирование безопасности, а также проводил учения и воздушные испытания. Исправные самолеты эскадрильи вылетели из Лабуана 9 октября в Оки, Квинсленд , и прибыли туда в последний день месяца. 457-я эскадрилья была официально расформирована в Лабуане 7 ноября 1945 года. [ 32 ] По итогам войны эскадрилья была удостоена боевых наград «Крепость Европа, 1940–1944», «Тихий океан, 1941–1945», «Дарвин, 1941–1944», «Моротай», «Борнео, 1945» и «Защита Британии». 1940–1945». [ 35 ]
Самолет эксплуатировался
[ редактировать ]
457-я эскадрилья эксплуатировала следующие самолеты: [ 13 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
От | К | Самолет | Версия |
---|---|---|---|
июнь 1941 г. | сентябрь 1941 г. | Супермарин Спитфайр | Mk.I |
сентябрь 1941 г. | февраль 1942 г. | Супермарин Спитфайр | Мк. IIа |
декабрь 1941 г. | Май 1942 г. | Супермарин Спитфайр | Мк.Вб |
сентябрь 1942 г. | ноябрь 1942 г. | САС Виррауэй | |
сентябрь 1942 г. | ноябрь 1942 г. | Райан СТ | |
сентябрь 1942 г. | июль 1944 г. | Супермарин Спитфайр | Mk.Vc |
июль 1944 г. | Октябрь 1945 г. | Супермарин Спитфайр | Мк.VIII |
Базы эскадрилий
[ редактировать ]457-я эскадрилья действовала со следующих баз и аэродромов: [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]
От | К | База | Примечание |
---|---|---|---|
16 июня 1941 г. | 7 августа 1941 г. | Королевские ВВС Бэгинтон , Уорикшир | |
7 августа 1941 г. | 3 октября 1941 г. | Королевские ВВС Джерби , остров Мэн | |
3 октября 1941 г. | 23 марта 1942 г. | Королевские ВВС Андреас , остров Мэн | |
23 марта 1942 г. | 31 мая 1942 г. | Королевские ВВС Редхилл , Суррей | |
31 мая 1942 г. | 18 июня 1942 г. | Королевские ВВС Киртон-ин-Линдси , Линкольншир | |
18 июня 1942 г. | 13 августа 1942 г. | по пути в Австралию | |
13 августа 1942 г. | 6 сентября 1942 г. | Мельбурн , Виктория | |
6 сентября 1942 г. | 7 ноября 1942 г. | Станция RAAF Ричмонд , Новый Южный Уэльс | |
7 ноября 1942 г. | 18 января 1943 г. | Аэродром Камден , Новый Южный Уэльс | |
18 января 1943 г. | 31 января 1943 г. | Аэродром Бэтчелор , Северная территория | |
31 января 1943 г. | 10 января 1944 г. | Аэродром Ливингстон , Северная территория | Детс. в Миссии Дрисдейл-Ривер , Западная Австралия и Миллингимби, Северная территория |
10 января 1944 г. | 19 января 1944 г. | Аэродром Саттлер , Северная территория | |
19 января 1944 г. | 11 марта 1944 г. | Аэродром Ливингстон, Северная территория | |
11 марта 1944 г. | 25 марта 1944 г. | Станция RAAF Гилфорд , Западная Австралия | |
25 марта 1944 г. | 10 мая 1944 г. | Аэродром Ливингстон, Северная территория | |
10 мая 1944 г. | 24 мая 1944 г. | по пути в залив Эксмут , Западная Австралия. | |
24 мая 1944 г. | 6 февраля 1945 г. | Саттлер, Северная территория | декабрь. в RAAF Learmont , Западная Австралия и Миссия реки Дрисдейл, Западная Австралия |
8 февраля 1945 г. | 5 июня 1945 г. | Остров Моротаи , Нидерландская Ост-Индия | |
5 июня 1945 г. | 7 ноября 1945 г. | Лабуан , Малайзия |
Командиры
[ редактировать ]457-й эскадрильей командовали следующие офицеры: [ 35 ] [ 36 ]
От | К | Имя |
---|---|---|
20 июня 1941 г. | Май 1942 г. | Командир эскадрильи PM Brothers |
4 июня 1942 г. | 2 февраля 1944 г. | Командир эскадрильи К. Э. Джеймс |
2 февраля 1944 г. | 27 ноября 1944 г. | Командир эскадрильи Т.Х. Тримбл |
27 ноября 1944 г. | 31 августа 1945 г. | Командир эскадрильи Б.Д. Уотсон |
31 августа 1945 г. | 7 ноября 1945 г. | Лейтенант Д. Х. Маклин |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 23.
- ^ Флинтэм и Томас 2003 , стр. 65.
- ^ Jump up to: а б Флинтэм и Томас 2003 , стр. 133.
- ^ Бойер и Роулингс 1979 , с. 143.
- ^ Эзер 1995 , с. 113.
- ^ Херингтон 1954 , стр. 129–130.
- ^ Исторический раздел RAAF 1995 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б с д и Эфир 1995 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с д и Исторический раздел RAAF 1995 г. , с. 139.
- ^ Херингтон 1954 , с. 131.
- ^ Херингтон 1954 , с. 345.
- ^ Гиллисон 1962 , стр. 563–564, 650
- ^ Jump up to: а б с д и ж Исторический раздел RAAF 1995 г. , с. 140.
- ^ Александр 2006 , с. 102.
- ^ Александр 2006 , с. 118.
- ^ Александр 2006 , стр. 123–124.
- ^ Томас 2009 , стр. 15–16.
- ^ Jump up to: а б с Эфир 1995 , с. 115.
- ^ Александр 2006 , стр. 148–150.
- ^ Оджерс 1968 , стр. 110–111.
- ^ Исторический раздел RAAF 1995 , с. 141.
- ^ Jump up to: а б Оджерс 1968 , с. 118.
- ^ Томас 2009 , с. 26.
- ^ Оджерс 1968 , стр. 136–139.
- ^ Jump up to: а б с д и Исторический раздел RAAF 1995 г. , с. 142.
- ^ Оджерс 1968 , с. 229.
- ^ Томас 2009 , с. 77.
- ^ Александр 2006 , с. 163.
- ^ Александр 2006 , с. 166.
- ^ Оджерс 1968 , с. 396.
- ^ Исторический раздел RAAF 1995 , стр. 142–143.
- ^ Jump up to: а б с Исторический раздел RAAF 1995 г. , с. 143.
- ^ Уотерс 1995 , с. 110.
- ^ Оджерс 1968 , с. 472.
- ^ Jump up to: а б с «457-я эскадрилья RAAF» . Единицы . Австралийский военный мемориал . Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Роулингс 1978 , с. 449.
- ^ Jump up to: а б Галлей 1988 , с. 478.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд 2001 , стр. 94–95.
Ссылки
[ редактировать ]- Александр, Кристен (2006). Клайв Колдуэлл, ас авиации . Сент-Леонардс: Аллен и Анвин. ISBN 1-74114-705-0 .
- Бойер, Джон Д.Р.; Роулингс, Майкл Дж. Ф. (1979). Кодексы эскадрильи, 1937–56 гг . Кембридж: Патрик Стивенс. ISBN 0-85059-364-6 .
- Эзер, Стив (1995). Летающие эскадрильи австралийских сил обороны . Уэстон-Крик: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-15-3 .
- Флинтэм, Вик; Томас, Эндрю (2003). Боевые коды: полное объяснение и список кодов подразделений ВВС Великобритании, Содружества и союзников с 1938 года . Шрусбери: Эйрлайф. ISBN 1-84037-281-8 .
- Гиллисон, Дуглас (1962). Королевские ВВС Австралии 1939–1942 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Том. 1. Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 2000369 .
- Халли, Джеймс Дж. (1988). Эскадрильи Королевских ВВС и Содружества, 1918–1988 гг . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 0-85130-164-9 .
- Херингтон, Джон (1954). Воздушная война против Германии и Италии, 1939–1943 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Том. III (1-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 3633363 .
- Джеффорд, командир звена CG (2001). Эскадрильи Королевских ВВС: полный отчет о движении и оборудовании всех эскадрилий Королевских ВВС и их предшественников с 1912 года . Шрусбери, Шропшир, Великобритания: Airlife Publishing. ISBN 1-85310-053-6 .
- Оджерс, Джордж (1968) [1957]. Воздушная война против Японии 1943–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Том. 2 (переиздание). Канберра: Австралийский военный мемориал. OCLC 246580191 .
- Историческая секция RAAF (1995). Подразделения Королевских ВВС Австралии: краткая история . Том. 2: Истребительные подразделения. Канберра: Издательская служба правительства Австралии. ISBN 0-644-42794-9 .
- Роулингс, Джон Д.Р. (1978). Истребительные эскадрильи Королевских ВВС и их самолеты . Лондон: Macdonald and Jane's (издатели). ISBN 0-354-01028-Х .
- Томас, Эндрю (2009). Спитфайры-асы Бирмы и Тихого океана . Оспри Самолет асов. Ботли: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-422-0 .
- Уотерс, Гэри (1995). OBOE – Воздушные операции над Борнео, 1945 год . Канберра: Центр исследований авиации. ISBN 0-642-22590-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Грант, Джим; Фил Листеманн (2008). 457-я эскадрилья (RAAF), 1941–1945; Спитфайр . Франция: RAF-in-Combat.COM. ISBN 978-2-9526381-2-8 .
- Смит, Фрэнк; Джеффри Пентленд (1971). Маркировка Spitfire RAAF: Тихоокеанский регион 1942–45, часть 1 . Данденонг, Виктория, Австралия: Технические публикации Кукабарры. ISBN 0-85880-001-2 .
- Смит, Фрэнк; Питер Мэлоун (1971). Маркировка Spitfire RAAF: Тихоокеанский регион 1944–45, часть 2 . Данденонг, Виктория, Австралия: Технические публикации Кукабарры. ISBN 0-85880-007-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]