HMCS Хайда
![]() HMCS Haida пришвартовался в Гамильтоне, Онтарио , в качестве корабля-музея.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Хайда |
Тезка | Хайда |
Заказал | 5 апреля 1940 г. |
Строитель | Vickers-Armstrongs, Ltd. , Ньюкасл-апон-Тайн |
Номер двора | 41 |
Заложен | 29 сентября 1941 г. |
Запущен | 25 августа 1942 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 августа 1943 г. |
Выведен из эксплуатации | 20 марта 1946 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 15 марта 1952 г. |
Выведен из эксплуатации | 11 октября 1963 г. |
Не работает | 22 февраля 1964 г. |
Идентификация |
|
Почести и награды |
|
Статус | Корабль-музей |
Общие характеристики | |
Класс и тип | племенного класса Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 377 футов (114,9 м) |
Луч | 37 футов 6 дюймов (11,4 м) |
Черновик | 13 футов (4,0 м) |
Движение |
|
Скорость | 36,5 узлов (67,6 км/ч; 42,0 миль в час) (максимум), 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) (сервис) |
Дополнить | 259 (14 офицеров, 245 рядовых) |
Датчики и системы обработки |
|
Вооружение |
|
Официальное название | Национальный исторический памятник HMCS Хайда в Канаде |
Назначен | 1984 |
HMCS Haida — класса Tribal эсминец , служивший в составе Королевского военно-морского флота Канады (RCN) с 1943 по 1963 год, участвовавший во Второй мировой войне и войне в Корее . [ 2 ] Она была названа в честь народа Хайда .
Единственный уцелевший эсминец класса Tribal из 27 кораблей, построенных для RCN, Королевского флота и Королевского флота Австралии в период с 1937 по 1945 год, Haida потопил больше надводного тоннажа противника, чем любой другой канадский военный корабль , и поэтому его обычно называют «Самый боевой корабль Королевского флота Канады». [ 3 ] [ 4 ]
В 1984 году он был признан национальным историческим памятником Канады , а сейчас служит кораблем-музеем, стоящим рядом с HMCS Star , действующим Королевским канадским военно-морским резервным подразделением, в Гамильтоне, Онтарио . [ 5 ] [ 6 ] В 2018 году Хайда был назначен церемониальным флагманом RCN.
Дизайн и описание
[ редактировать ]«Трайбалы» были созданы для борьбы с тяжеловооружёнными эсминцами других флотов, такими как японские «Фубуки» эсминцы класса . [ 7 ] Канада выбрала конструкцию, основываясь на своем вооружении: размер и мощь класса Tribal позволяли им действовать скорее как небольшие крейсеры, чем как эсминцы флота. [ 8 ] Haida была в числе первой партии эсминцев класса Tribal, заказанных RCN в 1940–1941 годах. Они были заказаны с модифицированными системами вентиляции и отопления для зимней эксплуатации в Северной Атлантике . Конструкция Хайды была модифицирована после того , как недостатки были отмечены на головном корабле канадских племен, HMCS Iroquois .
Haida , как один из эсминцев класса Tribal, построенных британцами, имел длину 335 футов 6 дюймов (102,26 м) между перпендикулярами 377 футов (115 м) и общую длину с шириной 36 футов 6 дюймов (11,13 м) и осадкой. 13 футов (4,0 м). В построенном эсминце водоизмещение 1927 длинных тонн (1958 т) в стандартном исполнении и 2745 длинных тонн (2789 т) при глубокой загрузке. [ 7 ] [ 9 ] Хайды было 14 офицеров и 245 рядовых. В составе [ 9 ]
Эсминец приводился в движение двумя валами, приводившимися в движение двумя «Парсонс», турбинами с редуктором приводившимися в движение паром, создаваемым тремя трехбарабанными котлами типа «Адмиралтейство» . Это создавало мощность на валу в 44 000 лошадиных сил (33 000 кВт) и давало кораблю максимальную скорость 36,5 узлов (67,6 км / ч; 42,0 миль в час). Эсминцы могли перевозить 505–516 длинных тонн (513–524 т) мазута. [ 7 ]
В заводском состоянии Haida был оснащен шестью скорострельными 4,7-дюймовыми (119-мм) орудиями Mk XII , размещенными в трех спаренных башнях , обозначенных буквами «A», «B» и «Y» от носа до кормы. [ примечание 1 ] Башни размещались на 40°-установках с открытыми щитами. [ 7 ] Корабль также имел одну спаренную башню с 4-дюймовыми (102-мм) орудиями QF Mk XVI в положении «X». [ 7 ] [ 9 ] В качестве дополнительного зенитного вооружения эсминец был оснащен четырьмя одиночными 2-фунтовыми пушками «пом-пом» . Судно также было оснащено четырьмя 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами для торпед Mk IX. [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Haida на Киль Ньюкасл-апон - был заложен компанией Vickers-Armstrongs, Ltd. их верфи в Тайн 29 сентября 1941 года под номером 41. [ 10 ] [ 11 ] Эсминец был спущен на воду 25 августа 1942 года и принят в эксплуатацию 30 августа 1943 года. [ 10 ] Она прошла обследование под руководством своего первого командира, Х.Г. ДеВольфа, прежде чем явиться в британский флот метрополии в Скапа-Флоу в октябре 1943 года.

После ввода в эксплуатацию Хайда был направлен в состав Флота метрополии Королевского флота. [ 10 ] 15 ноября конвой JW 54A отплыл из озера Лох-Эве . Хайда был среди эсминцев, присоединившихся к эскорту с 18 по 24 ноября 1943 года. 28 ноября Хайда входил в состав эскорта эсминцев российского конвоя RA 54B, защищая его до тех пор, пока он без потерь не достиг озера Лох-Эве 9 декабря. [ 12 ] Конвой JW 55B отправился из озера Лох-Эве в Россию 20 декабря. Хайда был членом его океанского эскорта. [ 13 ] « немецкий линкор Шарнхорст» На перехват конвоя был направлен . В то время как крейсеры, сопровождавшие конвой, сдерживали немецкое судно, Хайда и другие эсминцы сопровождения уводили конвой от опасности, пока немецкий линкор не был потоплен британскими войсками. [ 14 ] 23 декабря конвой был атакован бомбардировщиками Junkers Ju 88 , но остался невредимым. Хайда присоединился к эскорту RA 55B на обратном пути в Великобританию, который вышел из Кольского залива 31 декабря и прибыл 8 января 1944 года. [ 13 ]
Операции вдоль французского побережья
[ редактировать ]10 января 1944 года он был переведен в 10-ю флотилию эсминцев в Плимуте и принял участие в операциях «Туннель» и «Враждебный зачистки» в Бискайском заливе и вдоль французского побережья Ла-Манша . [ 10 ] [ 15 ] 10-я флотилия в составе крейсеров «Черный принц» и «Беллона» сформировала Force 26. [ 16 ] К апрелю Хайда участвовал в девятнадцати миссиях операции «Туннель/Враждебный». [ 15 ]
В ночь с 25 на 26 апреля « Хайда » вместе с «Черным принцем» и эсминцами «Ашанти» , «Атабаскан» и «Гурон» вступил в бой с 4-й немецкой флотилией торпедных катеров, состоящей из немецких класса «Эльбинг» торпедных катеров T29 , T24 и T27 . Несмотря на немецкое обозначение «торпедный катер», «Эльбинги» по сути равнялись средним эсминцам союзников , имея лишь немного меньшее вооружение. T27 был подбит рано и отошел в Морле , Хайда потопил T29 , а T24 был поврежден перед тем, как добраться до Сен-Мало . [ 17 ]

В ночь с 28 на 29 апреля Т24 и Т27 попытались перейти из Сен-Мало в Брест и столкнулись у Сен-Бри с эсминцами «Атабаскан» и «Хайда» , выполнявшими прикрытие в рамках операции «Враждебный». «Атабаскан» был торпедирован и потоплен в бою. Т24 приписывают потопление корабля. [ 17 ] Хайда посадил T27 на мель и поджег судно обстрелом, которое позже было уничтожено MTB 673 . [ 17 ] Из экипажа « Атабаскана » 128 человек погибли, 44 выживших были найдены Хайдой , а 83 выживших стали военнопленными немцев во Франции. [ 18 ]
Хайда продолжал боевые вылеты операции «Враждебный» в компании однотипного корабля «Гурон» в течение нескольких недель, предшествовавших операции «Оверлорд» . 10-я флотилия эсминцев входила в состав сил прикрытия надводных атак у западного входа в Ла-Манш во время вторжения в Нормандию. 8–9 июня Хайда входил в состав оперативной группы 26, которая вступила в бой с 8-й немецкой флотилией эсминцев, состоящей из Z32 , Z24 , ZH1 и T24 к северо-западу от Иль-де-Ба. Хайда и Гурон объединились, чтобы потопить Z32 в битве при Ушанте . [ 19 ] После захвата Шербура союзниками немецкие электронные катера были переброшены в Гавр , освободив 10-ю флотилию. Затем флотилия получила двойную роль: прикрытие флотилий моторных торпедных катеров союзников , а также поиск и потопление немецких кораблей вдоль французского побережья. [ 20 ]
24 июня во время патрулирования Ла-Манша у Лендс-Энд исследовал » 311- й бомбардировщик «Либерейтор эскадрильи , сбросивший на цель глубинные бомбы. Хайда и британский эсминец «Эскимос» начали свои собственные атаки глубинными бомбами после того, как им сообщили, что была обнаружена подводная лодка. После нескольких атак подводная лодка всплыла и попыталась уйти. Хайда и эскимосы открыли огонь из всех орудий и потопили U-971 ; Хайда спас шестерых выживших. [ 21 ] [ 22 ] 14/15 июля 1944 года «Хайда» и ORP «Блыскавица» перехватили группу немецких кораблей в районе Иль-де-Груа недалеко от Лорьяна . В бою были уничтожены два охотника за подводными лодками UJ 1420 и UJ 1421 , одно немецкое торговое судно потоплено, а два других подожжены. [ 23 ] 5–6 августа Хайда входил в состав сил, участвовавших в операции «Кинетическая зачистка». Войска атаковали немецкий конвой к северу от Иль-де-Йе и потопили тральщики М 263 и М 486 , патрульный катер V 414 и прибрежный катер Отто . [ 24 ] Во время боя снаряд взорвался в одной из башен Хайды . и вызвал пожар, в результате чего двое погибли и восемь получили ранения, а башня выведена из строя Оставаясь на линии боя, эсминцы были атакованы береговыми батареями при попытке захватить второй конвой и были вынуждены отойти, не причинив большого ущерба немецким торговым судам. [ 25 ]
Ремонт и северные операции
[ редактировать ]Хайда вылетел из Западной Европы 22 сентября в Галифакс, Новая Шотландия , и прибыл 29 сентября. Эсминец вернулся в Скапа-Флоу в середине января 1945 года после переоборудования под новый радар. 19 марта Хайда сопровождал авианосцы в операциях по постановке мин у Гранесунна , Норвегия, и участвовал в атаках на корабли у Тронхейма с 24 по 28 марта. [ 26 ] 7 апреля «Хайда» сопровождал семь противолодочных кораблей из Гринока , Шотландия, предназначенных для советского использования в Ваенге , в Кольском заливе . Эсминец входил в эскорт конвоя JW 66, вышедшего из реки Клайд 16 апреля. [ 27 ] Хайда приняла участие в одном из последних боев RCN во Второй мировой войне, когда она сопровождала конвой RA 66 из Ваенги с 29 апреля по 2 мая. Конвой был атакован в пути, а Хайда и Гурон подверглись нападению торпед, выпущенных подводными лодками , но едва не промахнулись. В ходе перестрелки были потоплены две немецкие подводные лодки и британский фрегат «Гудолл» , а конвой скрылся во время метели. [ 28 ] Хайда и Гурон вернулись в Скапа-Флоу 6 мая и были назначены на операции по оказанию помощи в Тронхеймс-фьорде , Норвегия, 17 мая. [ 29 ] С 29 по 31 мая «Хайда » , «Гурон» , крейсер «Бервик» и 5-я группа сопровождения были отправлены в Тронхейм, чтобы взять под стражу сдавшиеся подводные лодки. [ 30 ]
Хайда , Гурон и Ирокез отправились в Галифакс 4 июня для переоборудования в рамках участия Канады в операции «Падение» . Они прибыли 10 июня, и Хайда начал переоборудование в тропическом стиле, которое было приостановлено после капитуляции Японии позднее тем же летом. Хайде заплатили . 20 марта 1946 года [ 10 ]
Операции холодной войны
[ редактировать ]
Хайда находился в бездействующем резерве около года, но был подготовлен к реактивации в 1947 году и прошел модернизацию под обновленное вооружение и датчики. Это включало замену основного вооружения: были сняты 4,7-дюймовые орудия и установлены две спаренные 4-дюймовые артустановки Mk XVI в носовой части и сдвоенная калибра 3 дюйма (76 мм)/50 в кормовой части. артустановка [ примечание 2 ] Кораблю был присвоен руководитель управления огнем орудий Mk 63. Одна башня была полностью снята и заменена двумя «Сквид» противолодочными минометами , размещенными на юте . короткая алюминиевая мачта Была установлена , а воронки снабжены колпаками. [ 31 ]
Хайда был оснащен радарами Тип 275, СПС-10, СПС-6, Тип 293 и 262, а также гидролокаторами Тип 140 и 174. [ 31 ] Во время ремонта пожар выпотрошил рулевую рубку , а трубы котла лопнули позже во время скоростных испытаний. Она вернулась на флот, все еще имея вымпел с номером G63, в мае 1947 года.
Хайда и ее однотипный корабль HMCS Nootka участвовали в учениях между Атлантическим флотом RCN и ВМС США и Королевским флотом в течение следующих нескольких лет и были первыми кораблями RCN, проникшими в Гудзонов залив осенью 1948 года. [ 32 ] Хайда участвовал в оказании помощи во время посадки на мель авианосца HMCS Magnificent у Порт-Мутона, Новая Шотландия, 4 июня 1949 года. В ноябре 1949 года Хайда спас 18 членов экипажа ВВС США, бомбардировщика B-29 потерпевшего крушение в Атлантический океан. [ 33 ] В декабре того же года статус «Хайды» был переведен в депо и жилой корабль в Галифаксе.
Когда 25 июня 1950 года началась Корейская война, Хайда снова был призван на военную службу. Он был переоборудован в эскортный эсминец и в июле 1950 года начал переоборудование с использованием различного нового вооружения, датчиков и систем связи. Он был повторно введен в эксплуатацию 15 марта 1952 года и нес вымпел DDE 215. Он вылетел из Галифакса 27 сентября в Сасебо , Япония, и прибыл туда 6 ноября после прохождения Панамского канала . [ 34 ]
Хайда сменил Нутку 18 ноября у западного побережья Кореи и провел патрулирование без происшествий, выполняя задачи по проверке авианосцев и прибрежному патрулированию, а 29 ноября вернулся в Сасебо для пополнения запасов. участвовал Он патрулировал у восточного побережья Кореи, начиная с 4 декабря, и вместе с эсминцем эскорта USS Moore в обстреле железнодорожной станции в Сонджине , береговой батареи и северокорейских войск. 18–19 декабря Хайда не смогла присоединиться к эксклюзивному «Клубу охотников за поездами», когда вражеский поезд, на который она напала, сумел спрятаться в соседнем туннеле. [ 35 ] Хайда вернулся в патрулирование 3 января 1953 года, сопровождая авианосцы и бомбардируя побережье. 29 января Хайда вошел в « Клуб разрушителей поездов », уничтожив поезд к северу от Ривона . 26 мая эсминец уничтожил второй поезд и взорвал дрейфующую противокорабельную мину по возвращении в Пэнъяндо . [ 36 ] Он покинул Сасебо 12 июня, направляясь на запад через Суэцкий канал , и прибыл в Галифакс 22 июля 1953 года. [ 34 ]
Хайда покинул Галифакс во второй тур по Корее 14 декабря 1953 года, пройдя через Панамский канал и прибыв на театр военных действий 5 февраля 1954 года. Северная Корея и Китай не соблюдали соглашение о прекращении огня ; нарушения потребовали военно-морского присутствия вокруг Южной Кореи. Эсминец покинул корейский театр военных действий 12 сентября 1954 года и снова направился в Галифакс через Суэцкий канал, прибыв туда 1 ноября. [ 34 ]
После корейских операций Хайда приступил к выполнению задач противолодочной борьбы времен Холодной войны вместе с другими подразделениями НАТО в Северной Атлантике и Вест-Индии . В мае 1956 года Хайда в сопровождении ирокезов и Гуронов совершил визиты в порты городов и поселков вдоль реки Святого Лаврентия . [ 37 ]
Устаревший корпус и инфраструктура « Хайды » становились проблематичными, и в январе 1958 года она была отремонтирована для ремонта корпуса и защиты электронного оборудования. Дальнейший ремонт в 1959 году устранил различные проблемы, и в январе 1960 года она отплыла в Вест-Индию; однако дальнейшие неисправности оборудования, кульминацией которых стал отказ рулевого механизма 3 апреля, вынудили ее вернуться в Галифакс. Обследование корпуса, проведенное в мае, выявило обширную коррозию и трещины, из-за чего судно было вынуждено находиться в сухом доке до конца года. Он провел дальнейший ремонт в июне и июле 1961 года после того, как во время операций в сильном море в марте того же года были обнаружены новые трещины. Еще больше трещин было обнаружено в марте 1962 года, что потребовало ремонта до февраля 1963 года.
Сохранение
[ редактировать ]Получив надпись на стене, Хайда приступила к своему последнему заданию — летнему туру по Великим озерам . Она вылетела из Галифакса 25 апреля 1963 года с передвижной телестудией на борту. Во время тура она провела различные публичные экскурсии и обучение обращению с оружием; Одним из тех, кто гастролировал с ней, был бывший член рейтинга RCN по имени Нил Брюс. [ 38 ] Брюс предвидел, что ей суждено сдать на слом, и вместе с четырьмя другими основал HAIDA Inc., чтобы попытаться приобрести ее для сохранения. [ 38 ] 30 апреля 1963 года корабль был погашен в последний раз. [ 39 ]
Хайда вернулся в Галифакс и был помещен в резерв категории C на военно-морской базе HMCS Protector в Сиднее . Crown Assets объявила, что Хайда будет списана в 1964 году в рамках сокращения RCN. [ 40 ] HAIDA Inc. разместила ставку в размере 20 000 долларов и выиграла право владения на основании реставрации. После подготовки корабля RCN отбуксировала его на Marine Industries Limited верфь в Сореле, Квебек, где оно стало гражданской собственностью. [ 38 ]
Подразделение военно-морского резерва HMCS York основной экипаж предоставило для Хайды , который был отбуксирован в Торонто двумя буксирами . Он прибыл 25 августа 1964 года с почетным гостем, вице-адмиралом в отставке Гарри ДеВольфом, который был первым командиром эсминца. Хайда был восстановлен и вновь приобрел вымпел G63, стоя на стоянке у подножия Йорк-стрит. [ 38 ]
Она открылась как аттракцион в августе 1965 года на пирсе на Йорк-стрит. Первоначально город Торонто планировал построить «Мемориальный парк военнослужащих» возле Княжеских ворот на соседней Выставочной площади, чтобы связать усилия по сохранению Хайда . В конце 1960-х годов организация HAIDA Inc. столкнулась с финансовыми трудностями, и право собственности на корабль было передано правительству провинции за 1 доллар. В 1970 году Хайда был перенесен в Онтарио-Плейс в западной части набережной Торонто, где до 2002 года он превращался в достопримечательность. [ 41 ] Пушки на судне стреляли каждый раз, когда Симфонический оркестр Торонто играл Увертюру Чайковского «1812 год» на близлежащем Форуме, открытой круглой концертной площадке в Онтарио-Плейс. Судно также использовалось в качестве учебного центра Королевских канадских морских кадетов .
HMCS Хайда Национальный исторический памятник
[ редактировать ]
В 2002 году по настоянию Гамильтона, члена парламента Онтарио Шейлы Коппс , Parks Canada приобрела Хайду у правительства провинции и отбуксировала ее (с большим трудом) из дока Онтарио-Плейс на верфь в Порт-Веллере для ремонта ее корпуса за 5 миллионов долларов. Ее отвезли в новый дом на набережной Гамильтона, и она прибыла на салют из 11 орудий 31-го Королевского канадского морского кадетского корпуса «Лайон» и ее 12-фунтовой военно-морской полевой пушки 30 августа 2003 года, в 60-летие ее вступления в состав RCN. [ 41 ] Эсминец в настоящее время является национальным историческим памятником и кораблем-музеем на набережной Гамильтона перед дивизией военно-морского резерва Гамильтона HMCS Star .
В июле 2006 года Хайда была «побратимом» польского эсминца Błyskawica на церемонии в Гдыне, Польша. Оба корабля служили в составе 10-й флотилии эсминцев во время Второй мировой войны. На церемонии присутствовали бывшие члены экипажей обоих кораблей и широкая общественность. В 2009 году корабль посетили принц Чарльз, принц Уэльский , и его жена Камилла, герцогиня Корнуольская , а 29 июня 2010 года в Доме правительства в Новой Шотландии принц Филипп, герцог Эдинбургский , представился представителям HMCS Haida — сертификат мирового доверия кораблям. [ 42 ] В сентябре 2016 года корабль был отбуксирован в Heddle Marine для прохождения ремонта и модернизации. Ремонт длился до декабря 2016 года. [ 43 ] В феврале 2018 года «Хайда» был назначен церемониальным флагманом ВМС Канады, что теперь отмечено поднятием флага племени хайда. [ 44 ]
Филиалы и организации
[ редактировать ]Существует также Морской кадетский корпус, названный в честь корабля, расположенный в Стритсвилле, штат Миссиссога. 186-й Королевский канадский морской кадетский корпус Хайда был основан 9 января 1963 года. Музей связан с Ассоциацией канадских музеев , Информационной сетью канадского наследия , Организацией военных музеев Канады и Виртуальным музеем Канады .
См. также
[ редактировать ]- Список достопримечательностей Гамильтона, Онтарио
- Список кораблей-музеев
- Корабли, хранящиеся в музеях
Примечания
[ редактировать ]- ^ Марк XII = Марк 12. Британия использовала римские цифры для обозначения знаков (моделей) боеприпасов до окончания Второй мировой войны.
- ^ 50 Калибр обозначает длину ружья. Это означает, что длина ствола орудия в 50 раз превышает диаметр канала ствола.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Арбакл, с. 46
- ^ Брюстер, Мюррей (26 августа 2023 г.). «HMCS Haida — самому «боевому» кораблю Королевского флота Канады — исполняется 80 лет» . Новости ЦБК . Проверено 27 августа 2023 г. - через MSN.com.
- ^ «Канада чествует «Самый боевой корабль Королевского военно-морского флота Канады» (пресс-релиз). Парки Канады. Архивировано из оригинала 1 апреля 2017 года . Проверено 1 апреля 2017 года .
- ^ «Флагман RCN: HMCS Haida, «самый боевой корабль Канады» » . Правительство Канады. 23 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2022 г.
- ^ «HMCS Хайда» . Справочник обозначений национального исторического значения Канады. [ мертвая ссылка ]
- ^ Национальный исторический памятник HMCS Хайда в Канаде . Канадский реестр исторических мест . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шено, с. 40
- ^ Такер, с. 26
- ^ Jump up to: а б с Макферсон и Барри, с. 59
- ^ Jump up to: а б с д и Макферсон и Барри, с. 60
- ^ «Хайда» . tynebuiltships.co.uk . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Ровер, стр. 286.
- ^ Jump up to: а б Ровер, стр. 292–293.
- ^ Склейтер, с. 79
- ^ Jump up to: а б Шулль, с. 250
- ^ Склейтер, с. 81
- ^ Jump up to: а б с Ровер, стр. 318.
- ^ Шулль, с. 358
- ^ Ровер, стр. 331–332.
- ^ Склейтер, с. 227
- ^ Ровер, стр. 333.
- ^ Шулль, стр. 302–303
- ^ Ровер, стр. 341.
- ^ Ровер, стр. 347.
- ^ Шулль, стр. 349–350
- ^ Шулль, с. 401
- ^ Ровер, стр. 410.
- ^ Ровер, стр. 412.
- ^ Шулль, с. 406
- ^ Ровер, стр. 416.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Чамбли, с. 41
- ^ «Много морского времени». Воронье гнездо . Том. 1, нет. 1. Оттава: Королевский принтер. Ноябрь 1948 г. с. 2.
- ^ « Хайда спасает летчиков, сбитых в Атлантике». Воронье гнездо . Том. 2, нет. 2. Оттава: Королевский принтер. Декабрь 1949 г. с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Торгримссон и Рассел, стр. 141.
- ^ Торгримссон и Рассел, стр. 114, 121
- ^ Торгримссон и Рассел, стр. 125.
- ^ «HMCS Хайда». Воронье гнездо . Том. 8, нет. 9. Оттава: Королевский принтер. Июль 1956 г. с. 18.
- ^ Jump up to: а б с д Ланган, Фред (2 мая 2017 г.). «Ветеран Нил Брюс спас «Хайду» — легендарный канадский военный корабль» . Глобус и почта . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Мейерс, с. 44
- ^ Мейерс, с. 45
- ^ Jump up to: а б «HMCS Haida прибывает в Гамильтон» . Новости ЦБК . 30 августа 2003 года . Проверено 22 мая 2017 г.
- ^ Правительство Канады . «Королевский тур 2010 г. > Маршрут Королевского тура по Канаде 2010 г.» . Королевский принтер для Канады. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 15 июня 2010 г.
- ^ «HMCS Haida скользит через гавань Гамильтона по пути на ремонт в сухом доке» . Новости ЦБК . 16 сентября 2016 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ Брюстер, Мюррей (14 февраля 2018 г.). «Сказочный эсминец времен Второй мировой войны назван церемониальным флагманом» . Новости ЦБК . Проверено 21 апреля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Арбакл, Дж. Грэм (1987). Знаки ВМС Канады . Галифакс, Новая Шотландия: Nimbus Publishing. ISBN 0-920852-49-1 .
- Брайс, Мартин Х. (1971). Племена . Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0245-2 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Инглиш, Джон (2001). От Африди до Низама: эсминцы британского флота 1937–43 . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-90561-795-9 .
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7 .
- Гоф, Барри (2001). HMCS Haida: Летающий боевой прапорщик . Святая Екатерина: Ванвелл. ISBN 1551250586 .
- Макферсон, Кен и Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 (Третье изд.). Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing. ISBN 1-55125-072-1 .
- Мейерс, Эдвард К. (2006). Эсминцы класса Tribal Королевского военно-морского флота Канады, 1942–1963 гг . Виктория, Британская Колумбия: Trafford Publishing. ISBN 1-4120-8572-1 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли: официальный отчет о канадских военно-морских операциях во Второй мировой войне . Оттава: Королевский принтер. OCLC 19974782 .
- Склейтер, Уильям (1980) [1946]. Хайда: история знаменитого эсминца племенного класса Королевского военно-морского флота Канады . Маркхэм, Онтарио: Paperjack. ISBN 0-7701-0151-8 .
- Торгримссон, Тор и Рассел, ЕС (1965). Операции канадских военно-морских сил в водах Кореи 1950–1955 гг . Оттава: Королевский принтер. OCLC 5285395 .
- Такер, Гилберт Норман (1952). Военно-морская служба Канады, ее официальная история - Том 2: Деятельность на берегу во время Второй мировой войны . Оттава: Королевский принтер. OCLC 4346983 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитби, Майкл (2022). «Задачи операции «Туннель», сентябрь 1943 г. — апрель 1944 г.». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN 978-1-4728-4781-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
43 ° 16'31 ″ с.ш. 79 ° 51'19 ″ з.д. / 43,27531 ° с.ш. 79,85538 ° з.д.
- Эсминцы класса Tribal (1936 г.) Королевского военно-морского флота Канады.
- Эсминцы Канады времен Второй мировой войны
- Эсминцы Канады времен холодной войны
- Корабли-музеи в Канаде
- Корабли-музеи в Онтарио
- Музеи в Гамильтоне, Онтарио
- Онтарио: Национальные исторические достопримечательности
- корабли 1942 года
- Эсминцы Канады Корейской войны
- Корабли, построенные на реке Тайн
- Корабли постройки Vickers Armstrong