Jump to content

HMCS Хайда

Координаты : 43 ° 16'31 ″ с.ш. 79 ° 51'19 ″ з.д.  /  43,27531 ° с.ш. 79,85538 ° з.д.  / 43,27531; -79,85538

HMCS Haida пришвартовался в Гамильтоне, Онтарио , в качестве корабля-музея.
История
Канада
Имя Хайда
Тезка Хайда
Заказал 5 апреля 1940 г.
Строитель Vickers-Armstrongs, Ltd. , Ньюкасл-апон-Тайн
Номер двора 41
Заложен 29 сентября 1941 г.
Запущен 25 августа 1942 г.
Введен в эксплуатацию 30 августа 1943 г.
Выведен из эксплуатации 20 марта 1946 г.
повторно введен в эксплуатацию 15 марта 1952 г.
Выведен из эксплуатации 11 октября 1963 г.
Не работает 22 февраля 1964 г.
Идентификация
  • ДДЕ 215 (февраль 1952 г.)
  • G63 (сентябрь 1964 г.)
Почести и
награды
  • Арктика 1943–1945 гг.
  • Английский канал, 1944 год.
  • Нормандия 1944 г.
  • Бискайя 1944 г.
  • Корея 1952–1953 гг. [ 1 ]
Статус Корабль-музей
Общие характеристики
Класс и тип племенного класса Эсминец
Смещение
  • 1959 длинных тонн (1990 т) в стандартной комплектации
  • 2519 длинных тонн (2559 т) при глубокой загрузке
Длина 377 футов (114,9 м)
Луч 37 футов 6 дюймов (11,4 м)
Черновик 13 футов (4,0 м)
Движение
  • 2 вала; 3 × Адмиралтейских 3-барабанных котла
  • 2 паровые турбины с редуктором Parsons, 44 000 л.с. (33 000 кВт)
Скорость 36,5 узлов (67,6 км/ч; 42,0 миль в час) (максимум), 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час) (сервис)
Дополнить 259 (14 офицеров, 245 рядовых)
Датчики и
системы обработки
  • Как G63 (1943–1952) :
  • 1 радар типа 268
  • 1 радар типа 271
  • 1 радар типа 291
  • 1 × директор управления огнем Mk.III с РЛС управления огнем Тип 285
  • 1 гидролокатор типа 144
  • 1 гидролокатор типа 144Q
  • 1 гидролокатор типа 147Ф
  • Как DDE 215 (1952–1963) :
  • 1 СПС-6С РЛС воздушного поиска
  • 1 Sperry Mk.2 навигационный радар
  • 1 × Мк.63 директор управления огнем СПГ-34 с РЛС управления огнем
  • 1 гидролокатор типа 164Б
  • 1 гидролокатор типа 162 (SQS 501)
  • Сонар SQS 10
Вооружение
Официальное название Национальный исторический памятник HMCS Хайда в Канаде
Назначен 1984

HMCS Haida класса Tribal эсминец , служивший в составе Королевского военно-морского флота Канады (RCN) с 1943 по 1963 год, участвовавший во Второй мировой войне и войне в Корее . [ 2 ] Она была названа в честь народа Хайда .

Единственный уцелевший эсминец класса Tribal из 27 кораблей, построенных для RCN, Королевского флота и Королевского флота Австралии в период с 1937 по 1945 год, Haida потопил больше надводного тоннажа противника, чем любой другой канадский военный корабль , и поэтому его обычно называют «Самый боевой корабль Королевского флота Канады». [ 3 ] [ 4 ]

В 1984 году он был признан национальным историческим памятником Канады , а сейчас служит кораблем-музеем, стоящим рядом с HMCS Star , действующим Королевским канадским военно-морским резервным подразделением, в Гамильтоне, Онтарио . [ 5 ] [ 6 ] В 2018 году Хайда был назначен церемониальным флагманом RCN.

Дизайн и описание

[ редактировать ]

«Трайбалы» были созданы для борьбы с тяжеловооружёнными эсминцами других флотов, такими как японские «Фубуки» эсминцы класса . [ 7 ] Канада выбрала конструкцию, основываясь на своем вооружении: размер и мощь класса Tribal позволяли им действовать скорее как небольшие крейсеры, чем как эсминцы флота. [ 8 ] Haida была в числе первой партии эсминцев класса Tribal, заказанных RCN в 1940–1941 годах. Они были заказаны с модифицированными системами вентиляции и отопления для зимней эксплуатации в Северной Атлантике . Конструкция Хайды была модифицирована после того , как недостатки были отмечены на головном корабле канадских племен, HMCS Iroquois .

Haida , как один из эсминцев класса Tribal, построенных британцами, имел длину 335 футов 6 дюймов (102,26 м) между перпендикулярами 377 футов (115 м) и общую длину с шириной 36 футов 6 дюймов (11,13 м) и осадкой. 13 футов (4,0 м). В построенном эсминце водоизмещение 1927 длинных тонн (1958 т) в стандартном исполнении и 2745 длинных тонн (2789 т) при глубокой загрузке. [ 7 ] [ 9 ] Хайды было 14 офицеров и 245 рядовых. В составе [ 9 ]

Эсминец приводился в движение двумя валами, приводившимися в движение двумя «Парсонс», турбинами с редуктором приводившимися в движение паром, создаваемым тремя трехбарабанными котлами типа «Адмиралтейство» . Это создавало мощность на валу в 44 000 лошадиных сил (33 000 кВт) и давало кораблю максимальную скорость 36,5 узлов (67,6 км / ч; 42,0 миль в час). Эсминцы могли перевозить 505–516 длинных тонн (513–524 т) мазута. [ 7 ]

В заводском состоянии Haida был оснащен шестью скорострельными 4,7-дюймовыми (119-мм) орудиями Mk XII , размещенными в трех спаренных башнях , обозначенных буквами «A», «B» и «Y» от носа до кормы. [ примечание 1 ] Башни размещались на 40°-установках с открытыми щитами. [ 7 ] Корабль также имел одну спаренную башню с 4-дюймовыми (102-мм) орудиями QF Mk XVI в положении «X». [ 7 ] [ 9 ] В качестве дополнительного зенитного вооружения эсминец был оснащен четырьмя одиночными 2-фунтовыми пушками «пом-пом» . Судно также было оснащено четырьмя 21-дюймовыми (533-мм) торпедными аппаратами для торпед Mk IX. [ 7 ]

Строительство и карьера

[ редактировать ]

Haida на Киль Ньюкасл-апон - был заложен компанией Vickers-Armstrongs, Ltd. их верфи в Тайн 29 сентября 1941 года под номером 41. [ 10 ] [ 11 ] Эсминец был спущен на воду 25 августа 1942 года и принят в эксплуатацию 30 августа 1943 года. [ 10 ] Она прошла обследование под руководством своего первого командира, Х.Г. ДеВольфа, прежде чем явиться в британский флот метрополии в Скапа-Флоу в октябре 1943 года.

Хайда во время Второй мировой войны

После ввода в эксплуатацию Хайда был направлен в состав Флота метрополии Королевского флота. [ 10 ] 15 ноября конвой JW 54A отплыл из озера Лох-Эве . Хайда был среди эсминцев, присоединившихся к эскорту с 18 по 24 ноября 1943 года. 28 ноября Хайда входил в состав эскорта эсминцев российского конвоя RA 54B, защищая его до тех пор, пока он без потерь не достиг озера Лох-Эве 9 декабря. [ 12 ] Конвой JW 55B отправился из озера Лох-Эве в Россию 20 декабря. Хайда был членом его океанского эскорта. [ 13 ] « немецкий линкор Шарнхорст» На перехват конвоя был направлен . В то время как крейсеры, сопровождавшие конвой, сдерживали немецкое судно, Хайда и другие эсминцы сопровождения уводили конвой от опасности, пока немецкий линкор не был потоплен британскими войсками. [ 14 ] 23 декабря конвой был атакован бомбардировщиками Junkers Ju 88 , но остался невредимым. Хайда присоединился к эскорту RA 55B на обратном пути в Великобританию, который вышел из Кольского залива 31 декабря и прибыл 8 января 1944 года. [ 13 ]

Операции вдоль французского побережья

[ редактировать ]

10 января 1944 года он был переведен в 10-ю флотилию эсминцев в Плимуте и принял участие в операциях «Туннель» и «Враждебный зачистки» в Бискайском заливе и вдоль французского побережья Ла-Манша . [ 10 ] [ 15 ] 10-я флотилия в составе крейсеров «Черный принц» и «Беллона» сформировала Force 26. [ 16 ] К апрелю Хайда участвовал в девятнадцати миссиях операции «Туннель/Враждебный». [ 15 ]

В ночь с 25 на 26 апреля « Хайда » вместе с «Черным принцем» и эсминцами «Ашанти» , «Атабаскан» и «Гурон» вступил в бой с 4-й немецкой флотилией торпедных катеров, состоящей из немецких класса «Эльбинг» торпедных катеров T29 , T24 и T27 . Несмотря на немецкое обозначение «торпедный катер», «Эльбинги» по сути равнялись средним эсминцам союзников , имея лишь немного меньшее вооружение. T27 был подбит рано и отошел в Морле , Хайда потопил T29 , а T24 был поврежден перед тем, как добраться до Сен-Мало . [ 17 ]

Хайды Моторный катер , который использовался для спасения выживших после затопления HMCS Athabaskan 29 апреля 1944 года.

В ночь с 28 на 29 апреля Т24 и Т27 попытались перейти из Сен-Мало в Брест и столкнулись у Сен-Бри с эсминцами «Атабаскан» и «Хайда» , выполнявшими прикрытие в рамках операции «Враждебный». «Атабаскан» был торпедирован и потоплен в бою. Т24 приписывают потопление корабля. [ 17 ] Хайда посадил T27 на мель и поджег судно обстрелом, которое позже было уничтожено MTB 673 . [ 17 ] Из экипажа « Атабаскана » 128 человек погибли, 44 выживших были найдены Хайдой , а 83 выживших стали военнопленными немцев во Франции. [ 18 ]

Хайда продолжал боевые вылеты операции «Враждебный» в компании однотипного корабля «Гурон» в течение нескольких недель, предшествовавших операции «Оверлорд» . 10-я флотилия эсминцев входила в состав сил прикрытия надводных атак у западного входа в Ла-Манш во время вторжения в Нормандию. 8–9 июня Хайда входил в состав оперативной группы 26, которая вступила в бой с 8-й немецкой флотилией эсминцев, состоящей из Z32 , Z24 , ZH1 и T24 к северо-западу от Иль-де-Ба. Хайда и Гурон объединились, чтобы потопить Z32 в битве при Ушанте . [ 19 ] После захвата Шербура союзниками немецкие электронные катера были переброшены в Гавр , освободив 10-ю флотилию. Затем флотилия получила двойную роль: прикрытие флотилий моторных торпедных катеров союзников , а также поиск и потопление немецких кораблей вдоль французского побережья. [ 20 ]

24 июня во время патрулирования Ла-Манша у Лендс-Энд исследовал » 311- й бомбардировщик «Либерейтор эскадрильи , сбросивший на цель глубинные бомбы. Хайда и британский эсминец «Эскимос» начали свои собственные атаки глубинными бомбами после того, как им сообщили, что была обнаружена подводная лодка. После нескольких атак подводная лодка всплыла и попыталась уйти. Хайда и эскимосы открыли огонь из всех орудий и потопили U-971 ; Хайда спас шестерых выживших. [ 21 ] [ 22 ] 14/15 июля 1944 года «Хайда» и ORP «Блыскавица» перехватили группу немецких кораблей в районе Иль-де-Груа недалеко от Лорьяна . В бою были уничтожены два охотника за подводными лодками UJ 1420 и UJ 1421 , одно немецкое торговое судно потоплено, а два других подожжены. [ 23 ] 5–6 августа Хайда входил в состав сил, участвовавших в операции «Кинетическая зачистка». Войска атаковали немецкий конвой к северу от Иль-де-Йе и потопили тральщики М 263 и М 486 , патрульный катер V 414 и прибрежный катер Отто . [ 24 ] Во время боя снаряд взорвался в одной из башен Хайды . и вызвал пожар, в результате чего двое погибли и восемь получили ранения, а башня выведена из строя Оставаясь на линии боя, эсминцы были атакованы береговыми батареями при попытке захватить второй конвой и были вынуждены отойти, не причинив большого ущерба немецким торговым судам. [ 25 ]

Ремонт и северные операции

[ редактировать ]

Хайда вылетел из Западной Европы 22 сентября в Галифакс, Новая Шотландия , и прибыл 29 сентября. Эсминец вернулся в Скапа-Флоу в середине января 1945 года после переоборудования под новый радар. 19 марта Хайда сопровождал авианосцы в операциях по постановке мин у Гранесунна , Норвегия, и участвовал в атаках на корабли у Тронхейма с 24 по 28 марта. [ 26 ] 7 апреля «Хайда» сопровождал семь противолодочных кораблей из Гринока , Шотландия, предназначенных для советского использования в Ваенге , в Кольском заливе . Эсминец входил в эскорт конвоя JW 66, вышедшего из реки Клайд 16 апреля. [ 27 ] Хайда приняла участие в одном из последних боев RCN во Второй мировой войне, когда она сопровождала конвой RA 66 из Ваенги с 29 апреля по 2 мая. Конвой был атакован в пути, а Хайда и Гурон подверглись нападению торпед, выпущенных подводными лодками , но едва не промахнулись. В ходе перестрелки были потоплены две немецкие подводные лодки и британский фрегат «Гудолл» , а конвой скрылся во время метели. [ 28 ] Хайда и Гурон вернулись в Скапа-Флоу 6 мая и были назначены на операции по оказанию помощи в Тронхеймс-фьорде , Норвегия, 17 мая. [ 29 ] С 29 по 31 мая «Хайда » , «Гурон» , крейсер «Бервик» и 5-я группа сопровождения были отправлены в Тронхейм, чтобы взять под стражу сдавшиеся подводные лодки. [ 30 ]

Хайда , Гурон и Ирокез отправились в Галифакс 4 июня для переоборудования в рамках участия Канады в операции «Падение» . Они прибыли 10 июня, и Хайда начал переоборудование в тропическом стиле, которое было приостановлено после капитуляции Японии позднее тем же летом. Хайде заплатили . 20 марта 1946 года [ 10 ]

Операции холодной войны

[ редактировать ]
Военный корабль США « Бак» передает четырехдюймовые боеприпасы Хайде

Хайда находился в бездействующем резерве около года, но был подготовлен к реактивации в 1947 году и прошел модернизацию под обновленное вооружение и датчики. Это включало замену основного вооружения: были сняты 4,7-дюймовые орудия и установлены две спаренные 4-дюймовые артустановки Mk XVI в носовой части и сдвоенная калибра 3 дюйма (76 мм)/50 в кормовой части. артустановка [ примечание 2 ] Кораблю был присвоен руководитель управления огнем орудий Mk 63. Одна башня была полностью снята и заменена двумя «Сквид» противолодочными минометами , размещенными на юте . ​​короткая алюминиевая мачта Была установлена , а воронки снабжены колпаками. [ 31 ]

Хайда был оснащен радарами Тип 275, СПС-10, СПС-6, Тип 293 и 262, а также гидролокаторами Тип 140 и 174. [ 31 ] Во время ремонта пожар выпотрошил рулевую рубку , а трубы котла лопнули позже во время скоростных испытаний. Она вернулась на флот, все еще имея вымпел с номером G63, в мае 1947 года.

Хайда и ее однотипный корабль HMCS Nootka участвовали в учениях между Атлантическим флотом RCN и ВМС США и Королевским флотом в течение следующих нескольких лет и были первыми кораблями RCN, проникшими в Гудзонов залив осенью 1948 года. [ 32 ] Хайда участвовал в оказании помощи во время посадки на мель авианосца HMCS Magnificent у Порт-Мутона, Новая Шотландия, 4 июня 1949 года. В ноябре 1949 года Хайда спас 18 членов экипажа ВВС США, бомбардировщика B-29 потерпевшего крушение в Атлантический океан. [ 33 ] В декабре того же года статус «Хайды» был переведен в депо и жилой корабль в Галифаксе.

Когда 25 июня 1950 года началась Корейская война, Хайда снова был призван на военную службу. Он был переоборудован в эскортный эсминец и в июле 1950 года начал переоборудование с использованием различного нового вооружения, датчиков и систем связи. Он был повторно введен в эксплуатацию 15 марта 1952 года и нес вымпел DDE 215. Он вылетел из Галифакса 27 сентября в Сасебо , Япония, и прибыл туда 6 ноября после прохождения Панамского канала . [ 34 ]

Хайда сменил Нутку 18 ноября у западного побережья Кореи и провел патрулирование без происшествий, выполняя задачи по проверке авианосцев и прибрежному патрулированию, а 29 ноября вернулся в Сасебо для пополнения запасов. участвовал Он патрулировал у восточного побережья Кореи, начиная с 4 декабря, и вместе с эсминцем эскорта USS Moore в обстреле железнодорожной станции в Сонджине , береговой батареи и северокорейских войск. 18–19 декабря Хайда не смогла присоединиться к эксклюзивному «Клубу охотников за поездами», когда вражеский поезд, на который она напала, сумел спрятаться в соседнем туннеле. [ 35 ] Хайда вернулся в патрулирование 3 января 1953 года, сопровождая авианосцы и бомбардируя побережье. 29 января Хайда вошел в « Клуб разрушителей поездов », уничтожив поезд к северу от Ривона . 26 мая эсминец уничтожил второй поезд и взорвал дрейфующую противокорабельную мину по возвращении в Пэнъяндо . [ 36 ] Он покинул Сасебо 12 июня, направляясь на запад через Суэцкий канал , и прибыл в Галифакс 22 июля 1953 года. [ 34 ]

Хайда покинул Галифакс во второй тур по Корее 14 декабря 1953 года, пройдя через Панамский канал и прибыв на театр военных действий 5 февраля 1954 года. Северная Корея и Китай не соблюдали соглашение о прекращении огня ; нарушения потребовали военно-морского присутствия вокруг Южной Кореи. Эсминец покинул корейский театр военных действий 12 сентября 1954 года и снова направился в Галифакс через Суэцкий канал, прибыв туда 1 ноября. [ 34 ]

После корейских операций Хайда приступил к выполнению задач противолодочной борьбы времен Холодной войны вместе с другими подразделениями НАТО в Северной Атлантике и Вест-Индии . В мае 1956 года Хайда в сопровождении ирокезов и Гуронов совершил визиты в порты городов и поселков вдоль реки Святого Лаврентия . [ 37 ]

Устаревший корпус и инфраструктура « Хайды » становились проблематичными, и в январе 1958 года она была отремонтирована для ремонта корпуса и защиты электронного оборудования. Дальнейший ремонт в 1959 году устранил различные проблемы, и в январе 1960 года она отплыла в Вест-Индию; однако дальнейшие неисправности оборудования, кульминацией которых стал отказ рулевого механизма 3 апреля, вынудили ее вернуться в Галифакс. Обследование корпуса, проведенное в мае, выявило обширную коррозию и трещины, из-за чего судно было вынуждено находиться в сухом доке до конца года. Он провел дальнейший ремонт в июне и июле 1961 года после того, как во время операций в сильном море в марте того же года были обнаружены новые трещины. Еще больше трещин было обнаружено в марте 1962 года, что потребовало ремонта до февраля 1963 года.

Сохранение

[ редактировать ]

Получив надпись на стене, Хайда приступила к своему последнему заданию — летнему туру по Великим озерам . Она вылетела из Галифакса 25 апреля 1963 года с передвижной телестудией на борту. Во время тура она провела различные публичные экскурсии и обучение обращению с оружием; Одним из тех, кто гастролировал с ней, был бывший член рейтинга RCN по имени Нил Брюс. [ 38 ] Брюс предвидел, что ей суждено сдать на слом, и вместе с четырьмя другими основал HAIDA Inc., чтобы попытаться приобрести ее для сохранения. [ 38 ] 30 апреля 1963 года корабль был погашен в последний раз. [ 39 ]

Хайда вернулся в Галифакс и был помещен в резерв категории C на военно-морской базе HMCS Protector в Сиднее . Crown Assets объявила, что Хайда будет списана в 1964 году в рамках сокращения RCN. [ 40 ] HAIDA Inc. разместила ставку в размере 20 000 долларов и выиграла право владения на основании реставрации. После подготовки корабля RCN отбуксировала его на Marine Industries Limited верфь в Сореле, Квебек, где оно стало гражданской собственностью. [ 38 ]

Подразделение военно-морского резерва HMCS York основной экипаж предоставило для Хайды , который был отбуксирован в Торонто двумя буксирами . Он прибыл 25 августа 1964 года с почетным гостем, вице-адмиралом в отставке Гарри ДеВольфом, который был первым командиром эсминца. Хайда был восстановлен и вновь приобрел вымпел G63, стоя на стоянке у подножия Йорк-стрит. [ 38 ]

Она открылась как аттракцион в августе 1965 года на пирсе на Йорк-стрит. Первоначально город Торонто планировал построить «Мемориальный парк военнослужащих» возле Княжеских ворот на соседней Выставочной площади, чтобы связать усилия по сохранению Хайда . В конце 1960-х годов организация HAIDA Inc. столкнулась с финансовыми трудностями, и право собственности на корабль было передано правительству провинции за 1 доллар. В 1970 году Хайда был перенесен в Онтарио-Плейс в западной части набережной Торонто, где до 2002 года он превращался в достопримечательность. [ 41 ] Пушки на судне стреляли каждый раз, когда Симфонический оркестр Торонто играл Увертюру Чайковского «1812 год» на близлежащем Форуме, открытой круглой концертной площадке в Онтарио-Плейс. Судно также использовалось в качестве учебного центра Королевских канадских морских кадетов .

HMCS Хайда Национальный исторический памятник

[ редактировать ]
Хайды Пропеллеры на выставке в историческом месте

В 2002 году по настоянию Гамильтона, члена парламента Онтарио Шейлы Коппс , Parks Canada приобрела Хайду у правительства провинции и отбуксировала ее (с большим трудом) из дока Онтарио-Плейс на верфь в Порт-Веллере для ремонта ее корпуса за 5 миллионов долларов. Ее отвезли в новый дом на набережной Гамильтона, и она прибыла на салют из 11 орудий 31-го Королевского канадского морского кадетского корпуса «Лайон» и ее 12-фунтовой военно-морской полевой пушки 30 августа 2003 года, в 60-летие ее вступления в состав RCN. [ 41 ] Эсминец в настоящее время является национальным историческим памятником и кораблем-музеем на набережной Гамильтона перед дивизией военно-морского резерва Гамильтона HMCS Star .

В июле 2006 года Хайда была «побратимом» польского эсминца Błyskawica на церемонии в Гдыне, Польша. Оба корабля служили в составе 10-й флотилии эсминцев во время Второй мировой войны. На церемонии присутствовали бывшие члены экипажей обоих кораблей и широкая общественность. В 2009 году корабль посетили принц Чарльз, принц Уэльский , и его жена Камилла, герцогиня Корнуольская , а 29 июня 2010 года в Доме правительства в Новой Шотландии принц Филипп, герцог Эдинбургский , представился представителям HMCS Haida — сертификат мирового доверия кораблям. [ 42 ] В сентябре 2016 года корабль был отбуксирован в Heddle Marine для прохождения ремонта и модернизации. Ремонт длился до декабря 2016 года. [ 43 ] В феврале 2018 года «Хайда» был назначен церемониальным флагманом ВМС Канады, что теперь отмечено поднятием флага племени хайда. [ 44 ]

Филиалы и организации

[ редактировать ]

Существует также Морской кадетский корпус, названный в честь корабля, расположенный в Стритсвилле, штат Миссиссога. 186-й Королевский канадский морской кадетский корпус Хайда был основан 9 января 1963 года. Музей связан с Ассоциацией канадских музеев , Информационной сетью канадского наследия , Организацией военных музеев Канады и Виртуальным музеем Канады .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Марк XII = Марк 12. Британия использовала римские цифры для обозначения знаков (моделей) боеприпасов до окончания Второй мировой войны.
  2. ^ 50 Калибр обозначает длину ружья. Это означает, что длина ствола орудия в 50 раз превышает диаметр канала ствола.
  1. ^ Арбакл, с. 46
  2. ^ Брюстер, Мюррей (26 августа 2023 г.). «HMCS Haida — самому «боевому» кораблю Королевского флота Канады — исполняется 80 лет» . Новости ЦБК . Проверено 27 августа 2023 г. - через MSN.com.
  3. ^ «Канада чествует «Самый боевой корабль Королевского военно-морского флота Канады» (пресс-релиз). Парки Канады. Архивировано из оригинала 1 апреля 2017 года . Проверено 1 апреля 2017 года .
  4. ^ «Флагман RCN: HMCS Haida, «самый боевой корабль Канады» » . Правительство Канады. 23 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2022 г.
  5. ^ «HMCS Хайда» . Справочник обозначений национального исторического значения Канады. [ мертвая ссылка ]
  6. ^ Национальный исторический памятник HMCS Хайда в Канаде . Канадский реестр исторических мест . Проверено 1 июля 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Шено, с. 40
  8. ^ Такер, с. 26
  9. ^ Jump up to: а б с Макферсон и Барри, с. 59
  10. ^ Jump up to: а б с д и Макферсон и Барри, с. 60
  11. ^ «Хайда» . tynebuiltships.co.uk . Проверено 11 августа 2016 г.
  12. ^ Ровер, стр. 286.
  13. ^ Jump up to: а б Ровер, стр. 292–293.
  14. ^ Склейтер, с. 79
  15. ^ Jump up to: а б Шулль, с. 250
  16. ^ Склейтер, с. 81
  17. ^ Jump up to: а б с Ровер, стр. 318.
  18. ^ Шулль, с. 358
  19. ^ Ровер, стр. 331–332.
  20. ^ Склейтер, с. 227
  21. ^ Ровер, стр. 333.
  22. ^ Шулль, стр. 302–303
  23. ^ Ровер, стр. 341.
  24. ^ Ровер, стр. 347.
  25. ^ Шулль, стр. 349–350
  26. ^ Шулль, с. 401
  27. ^ Ровер, стр. 410.
  28. ^ Ровер, стр. 412.
  29. ^ Шулль, с. 406
  30. ^ Ровер, стр. 416.
  31. ^ Jump up to: а б Гардинер и Чамбли, с. 41
  32. ^ «Много морского времени». Воронье гнездо . Том. 1, нет. 1. Оттава: Королевский принтер. Ноябрь 1948 г. с. 2.
  33. ^ « Хайда спасает летчиков, сбитых в Атлантике». Воронье гнездо . Том. 2, нет. 2. Оттава: Королевский принтер. Декабрь 1949 г. с. 2.
  34. ^ Jump up to: а б с Торгримссон и Рассел, стр. 141.
  35. ^ Торгримссон и Рассел, стр. 114, 121
  36. ^ Торгримссон и Рассел, стр. 125.
  37. ^ «HMCS Хайда». Воронье гнездо . Том. 8, нет. 9. Оттава: Королевский принтер. Июль 1956 г. с. 18.
  38. ^ Jump up to: а б с д Ланган, Фред (2 мая 2017 г.). «Ветеран Нил Брюс спас «Хайду» — легендарный канадский военный корабль» . Глобус и почта . Проверено 22 мая 2017 г.
  39. ^ Мейерс, с. 44
  40. ^ Мейерс, с. 45
  41. ^ Jump up to: а б «HMCS Haida прибывает в Гамильтон» . Новости ЦБК . 30 августа 2003 года . Проверено 22 мая 2017 г.
  42. ^ Правительство Канады . «Королевский тур 2010 г. > Маршрут Королевского тура по Канаде 2010 г.» . Королевский принтер для Канады. Архивировано из оригинала 21 июня 2010 года . Проверено 15 июня 2010 г.
  43. ^ «HMCS Haida скользит через гавань Гамильтона по пути на ремонт в сухом доке» . Новости ЦБК . 16 сентября 2016 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
  44. ^ Брюстер, Мюррей (14 февраля 2018 г.). «Сказочный эсминец времен Второй мировой войны назван церемониальным флагманом» . Новости ЦБК . Проверено 21 апреля 2018 г.
  • Арбакл, Дж. Грэм (1987). Знаки ВМС Канады . Галифакс, Новая Шотландия: Nimbus Publishing. ISBN  0-920852-49-1 .
  • Брайс, Мартин Х. (1971). Племена . Лондон: Ян Аллан. ISBN  0-7110-0245-2 .
  • Шено, Роджер, изд. (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Инглиш, Джон (2001). От Африди до Низама: эсминцы британского флота 1937–43 . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN  0-90561-795-9 .
  • Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-132-7 .
  • Гоф, Барри (2001). HMCS Haida: Летающий боевой прапорщик . Святая Екатерина: Ванвелл. ISBN  1551250586 .
  • Макферсон, Кен и Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 (Третье изд.). Сент-Катаринс, Онтарио: Vanwell Publishing. ISBN  1-55125-072-1 .
  • Мейерс, Эдвард К. (2006). Эсминцы класса Tribal Королевского военно-морского флота Канады, 1942–1963 гг . Виктория, Британская Колумбия: Trafford Publishing. ISBN  1-4120-8572-1 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Шулль, Джозеф (1961). Далекие корабли: официальный отчет о канадских военно-морских операциях во Второй мировой войне . Оттава: Королевский принтер. OCLC   19974782 .
  • Склейтер, Уильям (1980) [1946]. Хайда: история знаменитого эсминца племенного класса Королевского военно-морского флота Канады . Маркхэм, Онтарио: Paperjack. ISBN  0-7701-0151-8 .
  • Торгримссон, Тор и Рассел, ЕС (1965). Операции канадских военно-морских сил в водах Кореи 1950–1955 гг . Оттава: Королевский принтер. OCLC   5285395 .
  • Такер, Гилберт Норман (1952). Военно-морская служба Канады, ее официальная история - Том 2: Деятельность на берегу во время Второй мировой войны . Оттава: Королевский принтер. OCLC   4346983 .
  • Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-326-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уитби, Майкл (2022). «Задачи операции «Туннель», сентябрь 1943 г. — апрель 1944 г.». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN  978-1-4728-4781-2 .
[ редактировать ]

43 ° 16'31 ″ с.ш. 79 ° 51'19 ″ з.д.  /  43,27531 ° с.ш. 79,85538 ° з.д.  / 43,27531; -79,85538

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5cfb8f726a124d799abcb88e9c805858__1714972140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5c/58/5cfb8f726a124d799abcb88e9c805858.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMCS Haida - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)