HMS Черный принц (81)
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2008 г. ) |
![]() Черный принц на якоре на реке Тайн , июль 1944 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Черный принц |
Тезка | Эдвард, Черный принц |
Строитель | Harland & Wolff , Белфаст , Северная Ирландия |
Номер двора | 1049 [ 1 ] |
Заложен | 2 ноября 1939 г. |
Запущен | 27 августа 1942 г. |
Завершенный | 20 ноября 1943 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 30 ноября 1943 г. |
Выведен из эксплуатации | Март 1962 г. |
Не работает | Передан в аренду Королевскому флоту Новой Зеландии 25 мая 1946 года. |
Судьба | Списан 2 мая 1962 г. |
Примечания | Номер вымпела : 81 |
![]() | |
Имя | ХМНЗС Черный принц |
Введен в эксплуатацию | 25 мая 1946 г. |
Не работает | Возвращен под Королевского флота 1 апреля 1961 г. контроль |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Dido класса Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | |
Луч | 50,5 футов (15,4 м) |
Черновик | 14 футов (4,3 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32,25 узла (59,73 км/ч; 37,11 миль в час) |
Диапазон | 6824 км (3685 миль; 4240 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 530 |
Вооружение | |
Броня |
HMS Black Prince — Dido класса лёгкий крейсер Королевского флота подгруппы «Беллона» . Крейсер был введен в строй в 1943 году, служил во время Второй мировой войны в составе арктических конвоев , при высадке в Нормандии и в составе Британского Тихоокеанского флота . В 1946 году крейсер был передан в аренду Королевскому военно-морскому флоту Новой Зеландии , получив название HMNZS Black Prince . Крейсер был поставлен на модернизацию в док в 1947 году, но в апреле его моряки покинули корабль в рамках серии мятежей в РНЗН . Из-за нехватки живой силы в результате этих мятежей модернизацию пришлось отменить, и « Черный принц » был переведен в резерв до 1953 года. Он вернулся в строй после переоснащения упрощенным ПМК с одним счетверенным «помпом» в положении Q и восемью 40-мм пушки Бофорс Мк3. Два года спустя корабль снова был выведен из эксплуатации и вернулся в состав Королевского флота в 1961 году. «Черный принц» не вернулся в строй и в 1962 году был отбуксирован из Окленда в Осаку на слом.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]«Черный принц» представлял собой модифицированную конструкцию Dido , иногда называемую Dido Group 2 или подгруппу Bellona , с четырьмя 5,25-дюймовыми установками вместо пяти и улучшенным зенитным вооружением. Он был построен компанией Harland & Wolff из Белфаста , Северная Ирландия , а его киль был заложен 2 ноября 1939 года. [ 2 ] [ 3 ] Спущена на воду 27 августа 1942 года. [ 2 ] [ 3 ] и завершено 20 ноября 1943 г. [ 2 ] [ 3 ]
Черный принц был назван в честь принца Эдварда (1330–1376), старшего сына короля Эдуарда III .
Операционная история
[ редактировать ]Королевский флот
[ редактировать ]После ввода в эксплуатацию «Черный принц» служил в арктических конвоях , а затем отправился на юг, готовясь к вторжению в Европу, участвуя в наступательных операциях против движения немецких прибрежных конвоев . В ночь с 25 на 26 апреля 1944 года в сопровождении канадских эсминцев он участвовал в бою был потоплен торпедный катер Т29 и повреждены Т24 и Т27 , в ходе которого у северного побережья Бретани .
Во время высадки в Нормандии она входила в состав отряда «А» оперативной группы 125 для поддержки Юта-Бич . Оперативная группа 125 в это время состояла из линкора USS Nevada , крейсеров USS Quincy , USS Tuscaloosa , Black Prince , монитора HMS Erebus и нескольких эсминцев и эсминцев эскорта. [ 4 ] Целью Черного Принца была батарея в Морсалинсе . [ 5 ] [ 6 ] В августе она двинулась в Средиземное море для вторжения в Южную Францию . [ 7 ] Затем в сентябре 1944 года ее отправили в воды Эгейского моря . 8 сентября «Черный принц» прибыл в Александрию, Египет , где ей было приказано прочесать территорию вокруг Скарпанто и Салоникского залива . Однажды она бомбардировала аэродром Малеме чтобы на острове Крит, помешать немецким самолетам взлететь.
21 ноября 1944 года «Черный принц» покинул Александрию, прошел через Суэцкий канал в Красное море , а затем в Индийский океан . Она прибыла в Коломбо на Цейлоне 30 ноября, чтобы присоединиться к Ост-Индскому флоту , где она прикрывала рейды авианосцев против японских нефтяных объектов и аэродромов на Суматре и Малайе ( операция «Меридиан» ).
16 января 1945 года он отплыл в составе Британского Тихоокеанского флота , приняв участие в боевых действиях у Окинавы и в последних бомбардировках материковой части Японии, а затем отступил, чтобы вернуть себе Гонконг в сентябре.
Королевский флот Новой Зеландии
[ редактировать ]После капитуляции Японии он остался на Дальнем Востоке и был передан Королевскому флоту Новой Зеландии 25 мая 1946 года. В 1947 году крейсер был поставлен в док для модернизации, но она была отменена после серии мятежей апрельских (в том числе моряки из «Черного принца» ), так как у РНЗН уже не было сил для ее эксплуатации. [ 8 ] Черный принц был выведен в резерв. Работы по реактивации корабля начались в январе 1952 года: для сокращения экипажа были временно сняты две многоядерные зенитные установки Pom Pom и установлены 8 уникальных 40-мм одиночных электрических Toadstool CIWS РНЗН вместо спаренных Oerilikon Mk 5, и он был повторно введен в строй в Февраль 1953 года. [ 9 ] В том же году она приняла участие в смотре флота в честь коронации королевы Елизаветы II. [ 10 ]
Крейсер снова был выведен из эксплуатации в августе 1955 года, а после решения в Белой книге обороны Великобритании 1957 года объявить оставшиеся Dido и Improved Dido Королевского флота слишком устаревшими для повторного использования или модернизации, Black Prince был сокращен до расширенного резерва 3-го класса. , [ 11 ] и использовался как жилой корабль [ 12 ] для переоборудования военных кораблей и источника запасных частей для переоборудования Royalist в 1960-1961 годах , прежде чем вернуться под контроль Королевского флота для утилизации в соответствии с условиями кредита.
Судьба
[ редактировать ]Он был продан на металлолом в марте 1962 года и отбуксирован из Окленда 5 апреля Mitsui & Company , Осака на разборку , Япония , буксиром Benten Maru , прибывшим туда 2 мая 1962 года. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б МакКласки, Том (2013). Взлет и падение Харланда и Вольфа . Страуд: Историческая пресса. п. 147. ИСБН 9780752488615 .
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, с. 35
- ^ Jump up to: а б с Лентон, с. 67
- ^ (на голландском языке) TracesOfWar.com - Overlord, Assault Force U (Юта)
- ^ Баффето Ю. (1994). Корабли дня Д , Лондон: Conway Maritime Press . ISBN 0-85177-639-6
- ^ «HMS Черный принц» . jeroenppes.com . Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ «HMS Black Prince, британский крейсер ПВО, Вторая мировая война» . naval-history.net .
- ^ Фрейм, Том; Бейкер, Кевин (2000). Мятеж! Морские восстания в Австралии и Новой Зеландии . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. стр. 185–206. ISBN 1-86508-351-8 . ОСЛК 46882022 .
- ^ Джиллетт, Росс (1988). Военные корабли Австралии и Новой Зеландии с 1946 года . Бруквейл, Новый Южный Уэльс: Child & Associates. п. 137. ИСБН 0-86777-219-0 . ОСЛК 23470364 .
- ^ Сувенирная программа, Коронационный обзор флота, Спитхед, 15 июня 1953 г. , HMSO, Гейл и Полден
- ↑ Отчет Совета ВМС Новой Зеландии за 1958 год. 31 марта 1959 года.
- ^ Отчет Совета ВМС Новой Зеландии за 1958 год.
- ^ «HMS Черный принц (81)» . uboat.net .
Ссылки
[ редактировать ]
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитби, Майкл (2022). «Задачи операции «Туннель», сентябрь 1943 г. — апрель 1944 г.». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN 978-1-4728-4781-2 .