Jump to content

Военный корабль США Невада (BB-36)

Военный корабль США Невада
Невада движется у атлантического побережья США, 17 сентября 1944 года.
История
Соединенные Штаты
Имя Военный корабль США Невада
Тезка Невада [3]
Заказал 4 марта 1911 г. [2]
Награжден 22 января 1912 г. [2]
Строитель Судостроительная компания Фор-Ривер [2]
Заложен 4 ноября 1912 г. [3]
Запущен 11 июля 1914 г. [1]
Введен в эксплуатацию 11 марта 1916 г. [3]
Выведен из эксплуатации 29 августа 1946 г. [3]
пораженный 12 августа 1948 г. [4]
Псевдоним(а) «Корабль поднятия настроения»
Судьба Потоплен как цель 31 июля 1948 г. [4]
Общие характеристики
Класс и тип Невада класса Линкор
Смещение 27 500 т [5]
Длина 583 футов (178 м) [5]
Луч 95 футов 3 дюйма [5] (29 м)
Черновик 28 футов 6 дюймов [3] [10] (8,7 м)
Установленная мощность
Движение
Скорость 20,5 узлов (24 миль в час; 38 км / ч) [5]
Выносливость 8000 миль (9206 миль; 14816 км) на скорости 10 узлов (12 миль в час; 19 км/ч) [8]
Дополнить 864 офицера и солдата [7]
Вооружение
Броня
Самолет перевезен
Общие характеристики конфигурации 1942 года.
Смещение 30 500 т [8]
Установленная мощность 6 мазутных котлов Bureau Express
Дополнить 2,220 [6]
Вооружение
Самолет перевезен
  • 2 × гидросамолета
  • 1 × катапульта [6]

USS Nevada (BB-36) , третий корабль ВМС США , названный в честь 36-го штата , был головным кораблем двух Nevada класса линкоров . Запущенный в 1914 году, «Невада» стал шагом вперед в дредноутов технологии ; четыре ее новых особенности будут включены почти в каждый последующий линкор США: трехорудийные башни, [с] нефть вместо угля в качестве топлива, паровые турбины с редуктором для большей дальности полета и принцип брони « все или ничего ». Эти особенности сделали «Неваду» , наряду с ее однотипным кораблем «Оклахома» , первыми линкорами ВМС США «стандартного типа» .

Невада участвовала в обеих мировых войнах. В течение последних нескольких месяцев Первой мировой войны Невада базировалась в заливе Бэнтри, Ирландия , для защиты конвоев с припасами , следовавших в Великобританию и обратно . Во время Второй мировой войны он был одним из линкоров, попавших в ловушку, когда японцы атаковали Перл-Харбор . «Невада» была единственным линкором, который отправился в путь во время атаки, что сделало корабль «единственным ярким пятном в мрачное и удручающее утро» для Соединенных Штатов. [11] Тем не менее, корабль был поражен одной торпедой и по крайней мере шестью бомбами, когда он удалялся от Линкор-Роу , что вынудило команду выбросить подбитый корабль на берег на коралловом выступе. Корабль продолжал затоплять и в конце концов соскользнул с уступа и затонул на дно гавани. [12] Впоследствии «Невада» была спасена и модернизирована на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд , что позволило ей служить в качестве эскорта конвоев в Атлантике и в качестве корабля огневой поддержки в пяти морских десантах (вторжения в Атту , Нормандию , Южную Францию , Иводзиму и Окинаву). ).

В конце Второй мировой войны ВМС решили, что из-за возраста «Невада» не будет оставаться в составе действующего флота, и вместо этого она была назначена кораблем-мишенью для атомных экспериментов на атолле Бикини в июле 1946 года ( операция «Перекресток»). ). Корабль пострадал от взрыва атомной бомбы «Авель», остался сильно поврежденным и радиоактивным. Непригодный к дальнейшей службе, «Невада» был выведен из эксплуатации 29 августа 1946 года и затоплен для тренировок по морской стрельбе 31 июля 1948 года.

Профиль Невады до ремонта 1927 года.
Идентификационный лист Отдела военно-морской разведки с изображением Невады после ее ремонта и модернизации 1942 года.

Как первый линкор второго поколения в составе ВМС США, «Невада » была названа «революционной». [13] [14] и «столь же радикальным, каким был Дредноут в свое время» [15] современными историками. На момент постройки корабля в 1916 г. [д] The New York Times отметила, что новый военный корабль был «величайшим [линкором] на плаву». [16] потому что он был намного больше, чем другие современные американские линкоры: его водоизмещение было почти в три раза больше, чем у устаревшего дредноута 1890 года «Орегон» , почти вдвое больше, чем у линкора «Коннектикут» 1904 года , и почти на 8000 длинных тонн (8128 т) больше, чем у один из первых американских дредноутов , «Делавэр» построенный всего за семь лет до «Невады» . [16]

«Невада» стала первым линкором ВМС США, имевшим тройные орудийные башни . [13] [17] одна воронка, [18] и паровая электростанция, работающая на нефтяном топливе. [16] [19] В частности, использование более эффективного масла дало кораблю преимущество перед более ранними угольными электростанциями. [11] Невада была также первым американским линкором с турбинами с редуктором , что также помогло увеличить экономию топлива и, следовательно, дальность полета по сравнению с более ранними турбинами с прямым приводом . Возможность преодолевать большие расстояния без дозаправки была главной заботой Генерального совета в то время . В 1903 году Совет постановил, что все американские линкоры должны иметь минимальный радиус хода 6000 миль (11000 км), чтобы США могли обеспечить соблюдение доктрины Монро . Одной из основных целей Великого Белого флота , совершавшего кругосветное плавание в 1907–1908 годах, было доказать Японии, что ВМС США могут «перенести любой военно-морской конфликт в свои воды Японии». Возможно, в результате этого линкоры после 1908 года в основном были рассчитаны на «прохождение 8000 миль на крейсерской скорости»; учитывая, что расстояние между Сан-Педро , где будет базироваться флот, и Манилой , где флоту, как ожидается, придется сражаться в рамках военного плана «Оранжевый» , составляло 6550 морских миль (7540 миль; 12130 км), [20] Очевидно, выносливость была серьезной проблемой для ВМС США. [21] [22] Также нефть позволила сократить численность котельного экипажа. [23] - инженер из Делавэра подсчитал, что 100 кочегаров (кочегаров) и 112 разносчиков угля можно было бы заменить всего 24 мужчинами, что позволило бы ликвидировать некоторые помещения для экипажа; это позволило бы сэкономить вес, а также уменьшить количество пресной воды и провизии, которые придется нести кораблю. [24]

В дополнение ко всему этому, «Невада» имела максимальную броню в критических областях, таких как магазины и двигатели, и ни в менее важных местах, хотя предыдущие линкоры имели броню различной толщины в зависимости от важности защищаемой области. Это радикальное изменение стало известно как принцип « все или ничего », который позже был принят большинством крупных военно-морских сил для своих линкоров. [17] [19] [25] Благодаря новой схеме бронирования броня линкора была увеличена до 41,1% от водоизмещения. [26]

В результате всех этих конструктивных изменений по сравнению с предыдущими линкорами « Невада» стала первым США ВМС линкором типа «Стандарт» . [27] «Стандарты» характеризовались использованием нефтяного топлива, схемой бронирования «все или ничего» и расположением основного вооружения в четырех трех- или спаренных башнях без каких-либо башен, расположенных в средней части корабля. [28] ВМФ должен был создать флот современных линкоров, схожих по дальнобойности, скорости, радиусу поворота и защите. За «Невадой» последовали еще 11 линкоров этого типа, хотя в последующие конструкции были внесены значительные улучшения по мере быстрого развития военно-морских технологий. Дополнительные семь линкоров стандартного типа ( USS Washington (BB-47) и шесть South Dakota класса ) так и не были достроены из-за Вашингтонского военно-морского договора .

Два линкора класса «Невада» были практически идентичны, за исключением силовой установки. «Невада» и ее сестра были оснащены разными двигателями, чтобы сравнить их, что поставило их «лицом к лицу»: «Оклахома» получила старые вертикальные двигатели тройного расширения , которые оказались более экономичными и надежными, чем турбины с прямым приводом на некоторых более ранних линкорах. , а Невада получила паровые турбины Кертиса с редуктором. [и] [2] [10]

Строительство и испытания

[ редактировать ]
Невада во время испытаний в начале 1916 года.

Невады Строительство было санкционировано Актом Конгресса от 4 марта 1911 года. Контракт был передан судостроительной компании Fore River 22 января 1912 года на общую сумму 5 895 000 долларов (не включая броню и вооружение), а время строительства было первоначально должно было быть 36 месяцев. Вторичный контракт был подписан 31 июля 1912 года на сумму 50 000 долларов для покрытия дополнительных расходов на крейсерский агрегат с редуктором на каждом гребном валу; это также продлило запланированные сроки строительства на пять месяцев. [2] Его киль был заложен 4 ноября 1912 года, а к 12 августа 1914 года корабль был готов на 72,4%. [29] Невада была спущена на воду 11 июля 1914 года; ее спонсировала мисс Элеонора Энн Зайберт, племянница губернатора Одди Таскера Невады и потомок первого морского флота министра военно - Бенджамина Стоддерта . [3] [1] На спуске присутствовали несколько видных членов правительства, в том числе губернатор Одди, губернатор Дэвид И. Уолш Массачусетса , сенатор Ки Питтман от Невады, министр военно-морского флота Джозефус Дэниелс и помощник министра военно-морского флота Франклин Д. Рузвельт . [1] который позже станет 32-м президентом США.

Затем «Неваде» пришлось пройти множество различных тестов и испытаний перед вводом в эксплуатацию, чтобы убедиться, что она соответствует условиям первоначального контракта. Они начались 4 ноября 1915 года, когда корабль совершил двенадцатичасовой пробег «вверх и вниз по побережью Новой Англии», достигнув максимальной скорости 21,4 узла (24,6 миль в час; 39,6 км/ч). [30] Хотя ее «приемочные испытания» были прерваны 5 ноября из-за шторма и волнения на море, они были продолжены 6-го числа с проверкой ее экономии топлива; это состоял из 24-часового забега, в котором Невада двигалась со скоростью 10 узлов (12 миль в час; 19 км / ч). [31] Результаты испытаний оказались положительными: расход масла линейного фургона оказался на 6 фунтов на узел ниже, чем требовал контракт. Еще одно испытание проводилось в течение 12 часов на скорости 15 узлов (17 миль в час; 28 км/ч) с еще лучшим результатом: на 10 фунтов на узел ниже, чем указано в контракте. [32] После завершения всех этих испытаний и проведения испытаний в Рокленде, штат Мэн , [18] Невада отправилась на Бостона и военно-морские верфи Нью-Йорка за оборудованием, торпедными аппаратами и подъемниками для боеприпасов. [33] Когда все предварительные работы были завершены, 11 марта 1916 года «Невада» была сдана в эксплуатацию на военно-морской верфи Чарлстауна , и Уильям С. Симс стал первым капитаном нового корабля. [34] за ним последовал Йозеф Штраус 30 декабря 1916 года. [35]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Корма Невады во время Первой мировой войны

После оснащения на военно-морских верфях в Бостоне и Нью-Йорке, «Невада» присоединилась к Атлантическому флоту в Ньюпорте, штат Род-Айленд, 26 мая 1916 года. До вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну она совершила множество тренировочных походов и прошла множество учений. из своей базы в Норфолке, штат Вирджиния , и в этих круизах плавала на юг до Карибского моря. [25] США вступили в войну в апреле 1917 года, но Неваду не отправили на другую сторону Атлантики из-за нехватки мазута в Британии. [36] Вместо этого четыре угольных линкора 9-й дивизии линкоров ( BatDiv 9) ( «Делавэр» , «Флорида» , «Вайоминг » и «Нью-Йорк» ) покинули США, чтобы присоединиться к Великому британскому флоту 25 ноября 1917 года. Они прибыли 7 декабря и были обозначены как 6- я боевая эскадра Великого Флота. [37] [38] [39] [40] Техас присоединился к ним после того, как был устранен ущерб, нанесенный посадкой на мель на острове Блок ; она улетела 30 января и прибыла в Шотландию 11 февраля. [41] Лишь 13 августа 1918 года Невада , находившаяся тогда под командованием Эндрю Т. Лонга (14 февраля 1918 – 14 октября 1918) , [35] уехал из США в Великобританию, [3] стал последним американским кораблем, вступившим в состав зарубежного флота. [42]

После 10-дневного плавания оно прибыло в Берхейвен , Ирландия. 23 августа [3] Вместе с Ютой и ее сестрой Оклахомой эти трое получили прозвище « Эскадрилья Бэнтри-Бэй »; [43] официально это была Шестая дивизия линкоров (BatDiv 6) под командованием контр-адмирала Томаса С. Роджерса , который выбрал Юту своим флагманом. [44] [45] До конца войны эти три корабля действовали из бухты, сопровождая большие и ценные конвои, направлявшиеся на Британские острова , чтобы гарантировать, что ни один немецкий тяжелый надводный корабль не сможет проскользнуть мимо Великого британского флота и уничтожить торговые суда и их слабые эскорты. старые крейсеры. [44] [45] [46] Этого так и не произошло, и война закончилась 11 ноября Невадой , находившейся тогда под командованием Уильяма Кэри Коула (14 октября 1918 г. - 7 мая 1919 г.) . [35] не имея возможности вступить в бой с врагом во время войны. [ф] [25]

13 декабря 10 линкоров, в том числе «Невада» , [г] и 28 эсминцев сопровождали океанский лайнер «Джордж Вашингтон» с президентом Вудро Вильсоном в Брест, Франция , в последний день путешествия Вильсона в страну, чтобы он мог присутствовать на Парижской мирной конференции . Флотилия Джорджа встретила Вашингтона и ее эскорт ( Пенсильванию и четыре эсминца) недалеко от Бреста и сопроводила их в порт. [47] 10 линкоров отплыли домой в 14:00 следующего дня, 14 декабря. [48] Им потребовалось менее двух недель, чтобы пересечь Атлантику, и 26 декабря они прибыли в Нью-Йорк для участия в парадах и торжествах. [42]

Межвоенный период

[ редактировать ]
Невада в сухом доке военно-морской верфи Перл-Харбора, ок. 1935 год

Между двумя мировыми войнами Невада под последовательным командованием Томаса П. Магрудера (8 мая 1919 г. - 23 октября 1919 г. ) [35] за ним следует Уильям Дугалд МакДугалл (23 октября 1919 г. - 4 мая 1920 г.) , [35] служил на Атлантическом и Тихоокеанском флотах . [3] Хотя изначально он был оснащен 21 пятидюймовым (127-мм) орудием 51 калибра для защиты от эсминцев противника. [19] в 1918 году это число сократилось до 12, [49] из-за слишком мокрого положения носа и кормы остальных девяти. [19]

Невада , тогда под командованием Люка МакНэми (4 мая 1920 — 19 сентября 1921) , [35] и с линкором «Аризона» представлял Соединенные Штаты на Перуанской столетней выставке в июле 1921 года. [50] Год спустя с Дугласом Э. Дисмуксом (11 октября 1921 г. - 30 декабря 1922 г.) [35] под командованием, на этот раз вместе с Мэрилендом , Невада вернулась в Южную Америку в качестве эскорта парохода «Пан Америка», на который погрузился государственный секретарь Чарльз Эванс Хьюз ; все они присутствовали на праздновании столетия независимости Бразилии в Рио-де-Жанейро , которое отмечалось с 5 по 11 сентября 1922 года. [3] [51] [52] Позже газета New York Times выразила благодарность команде Невады за то, что она принесла бейсбол и уникальную терминологию этого вида спорта в Бразилию, что позволило стране «сделать игру Янки своим собственным институтом». [53] В конце 1922 года командование принял Джон М. Луби (30 декабря 1922 г. - 7 сентября 1924 г.) . [35] Три года спустя, тогда под командованием Дэвида В. Тодда (7 сентября 1924 г. - 11 июня 1926 г.) , [35] Невада приняла участие в «круизе доброй воли» флота США в Австралию и Новую Зеландию с июля по сентябрь 1925 года. Во время этого круиза у кораблей были лишь ограниченные возможности пополнения запасов, но они все же без особых трудностей добрались до Австралии и обратно. [54] Это продемонстрировало этим союзникам и Японии, что ВМС США способны проводить транстихоокеанские операции. [3] и встретиться с Императорским флотом Японии в их родных водах, [54] где и японские, и американские военные планы ожидали, что «решающая битва» произойдет, если она произойдет. [55] [ нужна страница ]

USS Nevada , военно-морская обложка, подписанная Дж. С. Лоуэллом, штат Колорадо, штемпель от 20 декабря 1934 года в военно-морском почтовом отделении, на борту Невады.

После круиза по Неваде с Кларенсом С. Кемпфом (11 июня 1926 г. - 20 сентября 1927 г.) [35] командующий, переведен на военно-морскую верфь Норфолка для модернизации в период с августа 1927 по январь 1930 года. Хилари Х. Ройалл (14 января 1928 - 12 июля 1930) . В этот период командование приняла [35] Работы на корабле включали замену мачт-"корзин" на мачты-треножки. [56] и ее паровые турбины для турбин недавно потерпевшего бедствие линкора «Северная Дакота» . Это были турбины с редуктором, которые были модернизированы в Северной Дакоте в 1917 году, заменив ее оригинальные турбины с прямым приводом, чтобы увеличить запас хода. [57] [17] Кроме того, было сделано множество различных изменений и дополнений: угол возвышения ее главных орудий был увеличен до 30 ° (что увеличило дальность действия орудий с 23 000 ярдов (21 000 м) до 34 000 ярдов (31 100 м)), противоторпедные выступы. были добавлены , ее 12 первоначальных котлов Yarrow были заменены на 6 более эффективных котлов Bureau Express в новой конструкции для размещения этих выпуклостей, две катапульты были добавлены Vought O2U-3 Corsair , для трех самолетов-бипланов-корректировщиков [58] были добавлены восемь 5-дюймовых (127-мм) зенитных орудий 25 калибра, [49] была установлена ​​новая надстройка, а ее 5-дюймовая (127 мм) аккумуляторная батарея 51 калибра была перенесена над корпусом. [56] в порядке, аналогичном Нью-Мексико классу . [58] Затем Невада прослужила на Тихоокеанском флоте следующие одиннадцать лет. [56] В это время ею командовал Джон Дж. Хайланд (12 июля 1930 — 30 апреля 1932) . [35] Уильям С. Пай (30 апреля 1932 г. - 4 декабря 1933 г.) , Адольфус Стейтон (4 декабря 1933 г. - 25 июня 1935 г.) , Роберт Л. Гормли (25 июня 1935 г. - 23 июня 1936 г.) , Клод Б. Мэйо (23 июня 1936 г. - 2 октября 1937 г.) , [35] Роберт Альфред Теобальд (2 октября 1937 – 10 мая 1939) и Фрэнсис В. Роквелл . (10 мая 1939 г. - 4 июня 1941 г.) [35]

Вторая мировая война

[ редактировать ]
Карта кораблей и портовых сооружений Перл-Харбора во время атаки; Невада — №7. Нажмите на изображение, чтобы получить ключ.

Нападение на Перл-Харбор

[ редактировать ]

В субботу, 6 декабря 1941 года, все линкоры Тихоокеанского флота находились в порту на выходные впервые с 4 июля. Обычно они проводили время в порту по очереди: шесть находились в порту вместе с кораблем вице-адмирала Уильяма С. Пая. Оперативная группа линкора один в один уик-энд, а в следующие выходные их будет три, включая вице-адмирала Уильяма Хэлси-младшего оперативную группу авианосца . Однако, поскольку Хэлси не мог себе позволить взять медленные линкоры со своими быстрыми авианосцами в свой рывок, чтобы усилить отряд морской пехоты острова Уэйк истребителями, и потому что настала очередь Пая отдыхать в порту, а гавань считалась безопасным, никто линкоров отплыли в то утро. [59] взошло солнце Когда 7-го числа над Невадой , корабельный оркестр играл «Morning Colors»; но затем на горизонте появились самолеты, и началась атака на Перл-Харбор . [60]

В кормовой части «Аризоны» во время атаки «Невада» не была пришвартована рядом с другим линкором у острова Форд и поэтому могла маневрировать, в отличие от остальных семи присутствовавших линкоров. [час] [3] Командир Фрэнсис В. Скэнленд (4 июня 1941 г. - 15 декабря 1941 г.) , [35] находился на берегу, когда началась атака. Палубный офицер прапорщик Джо Тауссиг (сын одноименного адмирала ) ранее этим утром приказал зажечь второй котел, планируя переключить силовую нагрузку с одного котла на другой около 08:00. Когда Невады артиллеристы открыли огонь, пожар, и ее инженеры начали поднимать пар, одиночный 18-дюймовый (460 мм) Type 91 Mod 2. [6] Торпеда взорвалась у шпангоута 41 на высоте около 14 футов (4,3 м) над килем в 08:10. [61] Через несколько секунд тот самый бомбардировщик-торпедоносец «Кейт» сбросивший торпеду, был сбит артиллеристами Невады , . торпеды Переборка устояла, но утечка через стыки привела к затоплению отсеков левого борта ниже первой палубы платформы между шпангоутами 30 и 43 и крену на 4–5°. [61] Ее аварийно-спасательная бригада исправила список, противодействуя затоплению, и Невада двинулась в путь в 08:40. [61] ее артиллеристы уже сбили четыре самолета. [62] Эффективность энсина Тауссига окупилась: он, вероятно, спас свой корабль, но в результате атаки он потерял ногу.

Невада стала главной целью японских пикирующих бомбардировщиков «Вэл» во время второй волны. Японские пилоты намеревались потопить ее в проливе, якобы для того, чтобы заблокировать гавань. [63] Пилоты неправильно выбрали цель; ее не могли потопить 14–18 пикирующих бомбардировщиков, атакующих 250-кг бомбами. [64] а ширина канала в 1200 футов делала закупорку гавани невозможным. [65] Когда она проезжала мимо причала Тен-Тен. [я] Примерно в 09:50 по Неваде упало пять бомб. Один взорвался над камбузом экипажа на шпангоуте 80. Другой врезался в платформу управления левого порта и взорвался у основания штабеля на верхней палубе. Еще одно попадание возле башни № 1 внутри левого водного пути привело к образованию больших дыр в верхней и главной палубах. Двое попали в бак возле шпангоута 15; один вылетел через борт второй палубы и взорвался, а другой взорвался внутри корабля возле бензобака; утечка и пары из этого резервуара вызвали сильные пожары вокруг корабля. [61]

Пожары бензина, вспыхнувшие вокруг башни № 1, могли бы нанести более серьезный ущерб, если бы основные магазины не были пусты. За несколько дней до атаки все 14-дюймовые (356-мм) линкоры заменяли снаряды главного калибра стандартного веса на новые более тяжелые снаряды, которые обеспечивали большую бронепробиваемость и больший заряд взрывчатого вещества в обмен на небольшое увеличение мощности. уменьшение дальности. Все старые снаряды и пороховые заряды были удалены из магазинов « Невады» , и экипаж сделал перерыв после загрузки новых снарядов в ожидании загрузки новых пороховых зарядов в воскресенье. [66]

Невада выброшена на берег в районе Хоспитал-Пойнт

Когда стало очевидным повреждение бомбы, Неваде было приказано проследовать к западной стороне острова Форд, чтобы не допустить ее затопления в более глубокой воде. Вместо этого ее задержали у Госпиталя-Пойнт в 10:30. [67] с помощью Хоги и Авосета , [68] хотя ей удалось сбить еще три самолета, прежде чем она ударилась о берег. [62] Пожары бензина не позволили аварийно-спасательным группам сдержать затопление перед основной системой торпедной защиты. Затопление основного магазина и противозатопление для поддержания устойчивости корабля привели к опусканию носовой части, позволяя воде попасть в корабль на уровне второй палубы. Отсутствие водонепроницаемого перекрытия между второй и главной палубами от шпангоута 30 до шпангоута 115 позволило воде, проникшей через бомбовые отверстия в баке, утечь в кормовую часть через систему вентиляции корабля и затопить динамо-машину и котельные. [69]

За утро в Неваде погибло в общей сложности 60 человек убитыми и 109 ранеными. [3] Еще двое мужчин погибли на борту во время спасательных операций 7 февраля 1942 года, когда их охватил сероводород, образовавшийся в результате разложения бумаги и мяса. [70] Корабль получил как минимум шесть попаданий бомб и одно попадание торпеды, но «не исключено, что было получено до десяти попаданий бомб, [...] поскольку некоторые поврежденные участки [были] достаточного размера, чтобы указать на то, что они были поражены более чем одной бомбой». [62]

Действовать

[ редактировать ]

12 февраля 1942 года, теперь под командованием капитана Гарри Л. Томпсона (15 декабря 1941 - 25 августа 1942) , [35] «Невада» была снята с мели и прошла временный ремонт в Перл-Харборе , чтобы она могла добраться до военно-морской верфи Пьюджет-Саунд для капитального ремонта и модернизации. Затем под командованием капитана Говарда Ф. Кингмана (25 августа 1942 г. - 25 января 1943 г. ) [35] Капитальный ремонт был завершен в октябре 1942 года, в результате чего внешний вид старого линкора изменился так, что он слегка напоминал « Южную Дакоту» . издалека [71] [72]

Ее калибры 5 дюймов/51 и 5 дюймов/25 были заменены шестнадцатью орудиями калибра 5 дюймов/38 в новых спаренных установках. [49] Невада с капитаном Уиллардом А. Киттсом (25 января 1943 г. - 21 июля 1943 г.) [35] командуя, затем отплыл на Аляску , где с 11 по 18 мая 1943 года обеспечивал огневую поддержку захвата Атту . [3] Затем в июне «Невада» отправилась на военно-морскую верфь Норфолка для дальнейшей модернизации. [3]

Передовые 14/45 орудий Невады ведут огонь по позициям на берегу во время высадки десанта на пляже «Юта», 6 июня 1944 года.

После завершения строительства в середине 1943 года Невада отправилась на службу в Атлантический конвой . [73] Старые линкоры, такие как «Невада», были прикреплены ко многим конвоям, пересекавшим Атлантику, чтобы защититься от шанса, что немецкий крупный корабль может отправиться в море с рейдовой миссией.

Выполнив несколько рейсов конвоя, Невада отправилась в Соединенное Королевство для подготовки к вторжению в Нормандию и прибыла в апреле 1944 года с капитаном Пауэллом М. Реей (21 июля 1943 г. - 4 октября 1944 г.). [35] в команде. ее поплавковых самолетов Пилоты -артиллерийские наблюдатели были временно прикомандированы к VOS-7, летавшим на «Спитфайрах» из авиабазы ​​Ли-он-Солент (HMS Daedalus) . [74]

Она была выбрана флагманом контр-адмирала Мортона Дейо для проведения операции. [75] Во время вторжения Невада поддерживала силы на берегу с 6 по 17 июня и снова 25 июня; в это время она использовала свои орудия против береговой обороны на полуострове Шербур . [3] «[Кажется] откинувшись назад, [она] бросала залп за залпом по береговым батареям». [76] Снаряды из ее орудий разлетались на расстояние до 17 миль (20 миль; 31 км) вглубь суши в попытках разогнать скопления немцев и контратаки, хотя она 27 раз была оседлана контрбатарейным огнем (хотя ни разу не попала). [3]

Позже Неваду хвалили за ее «невероятно точный» огонь в поддержку осажденных войск, поскольку некоторые из целей, которые она поразила, находились всего в 600 ярдах (550 м) от линии фронта. [77] «Невада» была единственным линкором, присутствовавшим как при высадке в Перл-Харборе, так и при высадке в Нормандии. [78]

Южная Франция

[ редактировать ]
Невада бомбардирует береговые цели на юге Франции во время операции «Драгун»

После дня «Д» союзники направились в Тулон для еще одного морского десанта под кодовым названием « Операция «Драгун»» . США Чтобы поддержать это, с пляжей Нормандии в Средиземное море было отправлено множество кораблей, в том числе пять линкоров ( «Невада» , «Техас» , «Арканзас» Великобритании , «Рамиллис» и « Свободной Франции» Лотарингия ), три тяжелых крейсера США ( «Огаста» , «Тускалуса» ). и Куинси ), а многие эсминцы и десантные корабли были переброшены на юг. [79]

Невада поддерживала эту операцию с 15 августа по 25 сентября 1944 г., «дуэль» [3] с «Большим Вилли»: сильно усиленная крепость с четырьмя 340-мм (13,4 дюйма) орудиями в двух спаренных башнях. Эти орудия были спасены с французского линкора « Прованс» после затопления французского флота в Тулоне ; дальность действия орудий составляла почти 19 морских миль (35 км), и они контролировали каждый подход к порту Тулон . Кроме того, они были укреплены тяжелыми броневыми листами, встроенными в скалистые склоны острова Сен-Мандрье . Из-за этих опасностей выделенным для операции кораблям огневой поддержки было приказано сравнять крепость с землей. Начиная с 19 августа и в последующие дни один или несколько тяжелых боевых кораблей подвергали его бомбардировкам в сочетании с ударами бомбардировщиков с малых высот. 23-го числа бомбардировочная группа под командованием Невады нанесла «самый разрушительный» удар по форту в ходе 6,5-часового боя, в ходе которого Невада выпустила 354 залпа . Тулон пал 25-го числа, но форт хоть и «трещался по швам», но продержался еще три дня. [80] [81]

Затем Невада направилась в Нью-Йорк, чтобы перенаправить стволы своих орудий. [3] Кроме того, три орудия калибра 14 дюймов/45 (356 мм) башни 1 были заменены орудиями Mark 8, ранее находившимися в Аризоне и находившимися в процессе замены во время Перл-Харбора; эти новые орудия были переоборудованы в соответствии со спецификациями Mark 12. [82] [83]

Иводзима, Окинава и Япония

[ редактировать ]
Невада бомбардирует Иводзиму, 19 февраля 1945 года.

После переоборудования и с капитаном Гомером Л. Гросскопфом (4 октября 1944 г. - 28 октября 1945 г.) [35] под командованием она отплыла в Тихий океан и прибыла к Иводзиме 16 февраля 1945 года. [3] «[подготовить] остров к вторжению с помощью сильной бомбардировки»; [84] что она и сделала до 7 марта. [3] Во время вторжения он переместился на расстояние 600 ярдов (550 м) от берега, чтобы обеспечить максимальную огневую мощь наступающим войскам. [77]

24 марта 1945 года Невада присоединилась к оперативной группе 54 (TF 54), «Силе огневой поддержки», у Окинавы , когда перед вторжением на Окинаву начались бомбардировки . Затем корабли TF 54 заняли позиции в ночь на 23-е число, начав бомбардировки на рассвете 24-го числа. [85] Вместе с остальными силами Невада обстреливала японские аэродромы, береговые укрепления, склады снабжения и скопления войск. [3] Однако после того, как корабли огневой поддержки удалились на ночь, рассвет «наступил как гром», когда семь камикадзе атаковали отряд, пока он находился без прикрытия с воздуха. Один самолет, хотя и неоднократно попадал под зенитный огонь сил, врезался в главную палубу Невады , рядом с башней № 3. В результате погибли 11 и были ранены 49; он также подбил обе 14-дюймовые (360-мм) пушки в этой башне и три 20-мм зенитных орудия. [86] Еще двое мужчин погибли в результате обстрела береговой батареи 5 апреля. До 30 июня она находилась у Окинавы; Затем она отправилась присоединиться к 3-му флоту с 10 июля по 7 августа, что позволило Неваде приблизиться к японским островам в последние дни войны, хотя она и не бомбардировала их. [Дж] [3]

Послевоенный

[ редактировать ]
Линкор USS Nevada (BB-36), окрашенный в оранжевый цвет, в качестве корабля-мишени для испытания ядерного оружия в рамках операции Crossroads Able.

Невада , затем со своим последним командиром, капитаном Сесилом К. Аделлом (28 октября 1945 г. - 1 июля 1946 г.) , [35] вернулся в Перл-Харбор после непродолжительной оккупационной службы в Токийском заливе . Невада была обследована, и в возрасте 32⅓ лет ее сочли слишком старой для содержания в послевоенном флоте. [4] [56] В результате он был назначен кораблем-мишенью в первых атомных экспериментах Бикини ( Операция «Перекресток» ) в июле 1946 года. [3] Эксперимент заключался в взрыве двух атомных бомб , чтобы проверить их эффективность против кораблей. [87] Невада была целью бомбардира для первого испытания под кодовым названием «Авель», в котором использовалось сбрасываемое с воздуха оружие. Чтобы отличить цель от окружающих судов, Невада была окрашена в красновато-оранжевый цвет. Однако, даже несмотря на цветовую схему повышенной видимости, бомба упала на расстоянии около 1700 ярдов (1600 м) от цели, взорвавшись вместо этого над атакующим транспортным средством «Гиллиам» . [88] Отчасти благодаря промаху Невада выжила. Корабль также остался на плаву после второго испытания - «Бейкер», взрыв примерно в 90 футах (27 м) ниже поверхности воды, - но был поврежден и чрезвычайно радиоактивным из-за брызг. [56] Позже «Невада» была отбуксирована в Перл-Харбор и выведена из эксплуатации 29 августа 1946 года. [3]

Невада тонет как корабль-мишень, 31 июля 1948 года.

После того, как судно было тщательно осмотрено, 31 июля 1948 года «Айова» и два других судна использовали Неваду в качестве тренировочной артиллерийской мишени в 65 милях к юго-западу от Перл-Харбора. [4] [71] [к] Корабли не потопили Неваду , поэтому ей был нанесен смертельный удар с попаданием воздушной торпеды в мидель корабля. [89] [4]

Крушение

[ редактировать ]

11 мая 2020 года было объявлено, что совместная экспедиция компании Ocean Infinity с ее кораблем Pacific Constructor и оперативного центра SEARCH Inc. во главе с доктором Джеймсом Дельгадо обнаружила затонувший корабль Невады . Невада расположена на глубине 15 400 футов (4700 м) у побережья Гавайских островов и примерно в 65 морских милях к юго-западу от Перл-Харбора . [90] [91] Обломок лежит перевернутым, а основной корпус несет шрамы от артиллерийских обстрелов и попаданий торпед. Рядом находится большое поле обломков с башнями, которые упали с корабля, когда он перевернулся, а также носовая и кормовая части, которые были оторваны. Археологи также задокументировали две треножные мачты, части мостика, секции палубы и надстройки, а также один из четырех танков, M26 Pershing , размещенных на палубе для испытаний атомной бомбы. [92] Корпус еще был окрашен, а на корме виднелся номер «36». [91] [93]

Одно из бывших орудий Аризоны , установленных в Неваде, соединено с орудием, ранее находившимся в Миссури , на Мемориальной площади Уэсли Болина к востоку от комплекса Капитолия штата Аризона в центре Финикса, штат Аризона . Это часть мемориала, символизирующего начало и конец Тихоокеанской войны для Соединенных Штатов. [83]

Большая модель корабля, построенного для фильма 1970 года «Тора!». Тора! Тора! , дожил до наших дней в Лос-Анджелесе и часто появляется на местных парадах. [94]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Количество 5-дюймовых (127-мм) орудий 51 калибра вскоре было сокращено до 12 из-за их слишком влажных позиций. В конце 1920-х годов зенитные орудия 8 × 5 дюймов (127 мм) / 25 калибра были добавлены (8 x 1). В 1942 году все они были сняты и заменены установками DP 16 × 5 дюймов (127 мм) / 38 калибра (8 × 2), а также 32 × 40 мм AA (8 × 4) и 40 × 20 мм AA (40 × 1). были добавлены. См. Фицсаймонс 1978 , с. 1982.
  2. ^ Все источники согласны с тем, что торпедные аппараты были диаметром 21 дюйм, но расходятся во мнениях относительно того, было ли в Неваде 2 или 4 торпедных аппарата. Для получения дополнительной информации см. список конфликтующих источников.
  3. Единственным классом линкоров США после «Невады », который не имел этих «тройных башен», был «Колорадо» класс , который нес восемь 16-дюймовых (410-мм) орудий в сдвоенных башнях для борьбы с новым японским «Нагато» классом .
  4. ^ Хотя «Невада» была спущена на воду в 1914 году, строительство не было завершено до 1916 года. Для более крупных кораблей сухие доки обычно используются только для работ, которые необходимо выполнять в сухом доке; После завершения строительства корпуса корабль обычно спускается на воду, где остальная работа завершается. Обычно это делается для того, чтобы освободить сухой док для других работ.
  5. ^ Дополнительную информацию о турбинах Кертиса см. в этой книге (прокрутите страницу вниз): Юинг, Джеймс Альфред (1910). Паровая машина и другие тепловые машины . Университетское издательство (Калифорнийский университет). п. 232 .
  6. Кроме того, в какой-то момент своего пребывания на восточной стороне Атлантики Невада , по-видимому, совершила патрулирование через Северное море , но источники не сообщают никаких дат. См. DANFS Nevada (BB-36) и Bonner 1996 , стр. 102.
  7. ^ Остальные девять линкоров были Флорида , Юта , Вайоминг , Арканзас , Нью-Йорк , Техас , Оклахома , Пенсильвания и Аризона .
  8. Пенсильвания Во время нападения находилась в сухом доке. Из стоящих на якоре кораблей в ряду линкоров (по порядку, с севера на юг) «Невада» была пришвартована по отдельности; Аризона пришвартовала Вестал к борту своей лодки; Теннесси и Западная Вирджиния были пришвартованы вместе; а Мэриленд и Оклахома были пришвартованы вместе. «Калифорния» была пришвартована поодиночке внизу «ряда», как и «Невада» , и должна была иметь возможность маневрировать, как это делала «Невада» . Однако « Калифорния» , поскольку «она собиралась пройти материальную проверку [и] водонепроницаемость не была на максимуме» (см. DANFS California (BB-44) ), начала оседать, как только она была поражена японскими бомбами и торпедами. В результате он затонул вскоре после начала атаки, получив всего две бомбы и две торпеды. Для сравнения: «Невада» взяла на себя как минимум шесть бомб и одну торпеду и все еще была на плаву, когда Хоспитал-Пойнт приказал высадить ее на берег.
  9. ^ Назван в честь своей длины - 1010 футов.
  10. ^ В книге Сэмюэля Элиота Морисона « Победа на Тихом океане» описаны три следующих бомбардировки Японии линкорами : Южная Дакота , Индиана , Массачусетс , два тяжелых крейсера и девять эсминцев бомбардировали Камаиси 15 июля 1945 года (стр. 312–313), Айова , Миссури. , Висконсин , два CL и восемь DD обстреляли Муроран 16 июля (стр. 313–314), а в ночь на 18 июля Айова , Миссури , Висконсин , Северная Каролина и Алабама , а HMS King George V бомбардировали Хитачи (стр. 315). –316). Ричард Б. Фрэнк в фильме «Падение». В книге «Конец Императорской Японской империи» все эти бомбардировки перечислены на стр. 157 и добавляет бомбардировку Хамамацу в ночь с 29 на 30 июля со стороны Южной Дакоты , Индианы и Массачусетса . Нигде не упоминается, что Невада подвергла бомбардировке какие-либо Домашние острова.
    Цитирование: Морисон 2002 г. и Фрэнк 1999 г.
  11. ^ NVR Nevada (BB 36) , в Регистре военно-морских судов запись Невады , только утверждает, что Айова , тяжелый крейсер и эсминец использовали ее в качестве артиллерийской цели. Никаких дальнейших подробностей неизвестно.
  1. ^ Jump up to: а б с Нью-Йорк Таймс , 12 июля 1914 года .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Кокс 1916 год .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и ДАНФС Невада (BB-36) .
  4. ^ Jump up to: а б с д и Сетевой видеорегистратор Невада (BB 36) .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Отдел истории военно-морского флота США, 1970 , с. 47.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Фицсаймонс 1978 , с. 1982.
  7. ^ Отдел истории военно-морского флота США, 1970 , стр. 46.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фридман 1985 , с. 438.
  9. ^ Чисхолм 1922 , с. 436.
  10. ^ Jump up to: а б Нью-Йорк Таймс , 23 октября 1915 года .
  11. ^ Jump up to: а б Боннер 1996 , с. 101.
  12. ^ Фридман, Норман (2016). Линкоры США – иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 416. ИСБН  978-1-59114-247-8 .
  13. ^ Jump up to: а б Морисон и Полмар 2003 , с. 63.
  14. ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 115.
  15. ^ Стоит 2002 , с. 290.
  16. ^ Jump up to: а б с Нью-Йорк Таймс , 16 октября 1915 года .
  17. ^ Jump up to: а б с GlobalSecurity BB-36 Класс Невада .
  18. ^ Jump up to: а б Нью-Йорк Таймс , 19 сентября 1915 г., с. 9 .
  19. ^ Jump up to: а б с д Класс NHC Nevada (BB-36 и BB-37), программа строительства 1912 года .
  20. ^ Прейндж, Гольдштейн и Диллон 1991 , с. 217.
  21. ^ Хон и Фридман 1981 , с. 59.
  22. ^ Фридман 1985 , с. 104.
  23. ^ Гардинер и Грей 1985 , с. 1156.
  24. ^ Фридман 1985 , стр. 104–105.
  25. ^ Jump up to: а б с Боннер 1996 , с. 102.
  26. ^ Фридман 1978 , стр. 166–167.
  27. ^ Стоит 2002 , стр. 289–290.
  28. ^ Фридман 1985 , с. 101.
  29. New York Times , 5 ноября 1915 г., стр. 8 .
  30. New York Times , 5 ноября 1915 г., стр. 14 .
  31. ^ Нью-Йорк Таймс , 7 ноября 1915 г.
  32. ^ Нью-Йорк Таймс , 10 ноября 1915 г ..
  33. ^ Нью-Йорк Таймс , 8 ноября 1915 г.
  34. New York Times , 19 сентября 1915 г., стр. 12 .
  35. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «Невада II (Линкор №36)» . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 10 марта 2023 г.
  36. ^ Миллер 1997 , с. 185.
  37. ^ DANFS Делавэр (BB-28) .
  38. ^ DANFS Флорида (BB-30) .
  39. ^ DANFS Вайоминг (BB-32) .
  40. ^ DANFS Нью-Йорк (BB-34) .
  41. ^ DANFS Техас (BB-35) .
  42. ^ Jump up to: а б Нью-Йорк Таймс , 27 декабря 1918 года .
  43. ^ Вензон и Майлз 1999 , с. 755.
  44. ^ Jump up to: а б Халперн 1995 , с. 436.
  45. ^ Jump up to: а б Рассел и Мур 1921 , с. 97.
  46. ^ DANFS Юта (BB-31) .
  47. ^ Нью-Йорк Таймс , 11 декабря 1918 г.
  48. Нью-Йорк Таймс , 15 декабря 1918 г.
  49. ^ Jump up to: а б с Брейер 1973 , с. 210.
  50. ^ Боннер 1996 , стр. 102–103.
  51. ^ Нью-Йорк Таймс , 23 августа 1922 г.
  52. ^ Нью-Йорк Таймс , 6 сентября 1922 г ..
  53. ^ Нью-Йорк Таймс , 31 декабря 1922 г ..
  54. ^ Jump up to: а б Боннер 1996 , с. 103.
  55. ^ Миллер 1991 .
  56. ^ Jump up to: а б с д и NHC USS Nevada (линкор № 36, позже BB-36), 1916–1948 гг .
  57. ^ Конвея 1922–1946 с. 92
  58. ^ Jump up to: а б Морисон и Полмар 2003 , с. 65.
  59. ^ Лорд 2001 , стр. 1–2.
  60. ^ «История оркестра Тихоокеанского флота» . ВМС США (Тихоокеанский флот). 2002. Архивировано из оригинала 2 февраля 2002 года . Проверено 13 октября 2008 г.
  61. ^ Jump up to: а б с д Валлин 1968 , стр. 212.
  62. ^ Jump up to: а б с Сканленд, 1941 год .
  63. ^ Прейндж, Гольдштейн и Диллон 1991 , с. 536.
  64. ^ Зимм 2011 , стр. 202–203.
  65. ^ Зимм 2011 , стр. 322–323.
  66. ^ Сабин, Луизиана, вице-адмирал ВМС США. «Комментарий и обсуждение», Труды Военно-морского института США , сентябрь 1973 г., стр. 97.
  67. ^ Валлин 1968 , стр. 212–213.
  68. ^ NHHC USS Nevada во время атаки на Перл-Харбор (Часть II) .
  69. ^ Хоун, Томас К. (1977). «Разрушение линии боя в Перл-Харборе». Слушания . 103 (12): 50–51.
  70. ^ Валлин 1968 , стр. 218.
  71. ^ Jump up to: а б Фридман 1985 , с. 420.
  72. ^ «ББ-36 – Невада ( Невада –класс)» . Руководство по военно-морскому признанию . Отдел военно-морской разведки; Раздел «Идентификация и характеристики». 1943 год . Проверено 8 октября 2008 г.
  73. ^ Отдел истории военно-морского флота США, 1970 , стр. 51.
  74. ^ Мерский, Питер (1986). «Морские авиаторы на Спитфайрах». Слушания . 112 (12): 105 и 106.
  75. ^ Морисон 1948 , с. 145.
  76. ^ Райан 1959 , с. 198.
  77. ^ Jump up to: а б GlobalSecurity SSBN 733 Nevada .
  78. ^ Райан 1959 , с. 90.
  79. ^ Морисон 1963 , с. 414.
  80. ^ Кариг, Бертон и Фриланд 1946 , с. 386–387.
  81. ^ Бертон и Пинкус 2004 .
  82. ^ Кэмпбелл 1985 , с. 123.
  83. ^ Jump up to: а б «Феникс, Аризона – якорь и мачта военного корабля США Аризона» . Придорожная Америка.com. 15 июля 2011 года . Проверено 16 июля 2011 г.
  84. Коммюнике CINCPOA № 264, 19 февраля 1945 г ..
  85. ^ Морисон 2001 , с. 131.
  86. ^ Морисон 2001 , с. 133.
  87. ^ Операция NHC «Перекресток»: атолл Бикини .
  88. ^ Боннер 1996 , с. 107–108.
  89. ^ Боннер 1996 , с. 108.
  90. ^ Бесконечность, ПОИСК, Inc; Океан. «Военный корабль США Невада обнаружен с помощью ПОИСКА и Ocean Infinity» . www.prnewswire.com (пресс-релиз) . Проверено 8 сентября 2020 г. {{cite press release}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  91. ^ «Крушение военного корабля США Невада, пережившего ядерную бомбу, заново открытое археологами» . Явная защита . 12 мая 2020 г. Проверено 30 ноября 2020 г.
  92. ^ «ВИДЕО: Исследовательские группы обнаружили затонувший непотопляемый линкор USS Nevada» . Новости USNI . 11 мая 2020 г. Проверено 10 марта 2023 г.
  93. ^ Комната в Сан-Педро? Ветераны ищут дом для модели военного корабля США Невада , The Daily Breeze, 24 января 2016 г. , получено 3 апреля 2016 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Интернет-источники

[ редактировать ]

Нью-Йорк Таймс

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Барри, Джеймс Х. (1946). Вятт, Уильям С. (ред.). Военный корабль США «Невада» , 1916–1946 гг . Сан-Франциско: Компания Джеймса Х. Барри.
  • Мэдсен, Дэниел (2003). Воскрешение – спасение боевого флота в Перл-Харборе . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США.
  • Патер, Алан Ф. (1968). Линкоры США – история величайшего боевого флота Америки . Беверли-Хиллз, Калифорния: Компания Monitor Book. ISBN  978-0-917734-07-6 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f3634ba555eb5e32c73761d9ba5201e__1720914120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/1e/1f3634ba555eb5e32c73761d9ba5201e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Nevada (BB-36) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)