HMS Шакал (F22)
![]() HMS Jackal в мае 1939 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Шакал |
Строитель | Джон Браун и компания , Клайдбанк |
Заложен | 24 сентября 1937 г. |
Запущен | 25 октября 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | 13 апреля 1939 г. |
Идентификация | Номер вымпела : F22 [ 1 ] |
Судьба | Повреждён Люфтваффе Lehrgeschwader 1 и затоплен. 36 ° 30'N 26 ° 30'E / 36,500 ° N 26,500 ° E |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Эсминец J-класса |
Смещение |
|
Длина | 356 футов 6 дюймов (108,66 м) в год |
Луч | 35 футов 9 дюймов (10,90 м) |
Черновик | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) (глубина) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 36 узлов (67 км/ч; 41 миль в час) |
Диапазон | 5500 миль (10200 км; 6300 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 183 (218 для командиров флотилий ) |
Датчики и системы обработки | АСДИК |
Вооружение |
|
HMS Jackal — J-класса эсминец Королевского флота . Построенный в 1939 году, «Шакал» участвовал в норвежской кампании и эвакуации из Дюнкерка , а затем был отправлен в Средиземное море в 1941 году . «Шакал» принял участие в битве за Крит и был затоплен после того, как был сильно поврежден немецкими бомбардировщиками 12 мая 1942 года.
Строительство и дизайн
[ редактировать ]HMS Jackal получил приказ вместе с остальными кораблями класса J 25 мая 1937 года. [ 2 ] и был заложен компанией John Brown and Company , Limited в Клайдбанке в Шотландии 24 сентября 1937 года, спущен на воду 25 октября 1938 года и введен в эксплуатацию 13 апреля 1939 года. [ 3 ] первый из J-класса, который будет завершен. [ 1 ]
В завершенном состоянии «Шакал» имел основное орудие из шести орудий QF Mark XII калибра 4,7 дюйма (120 мм) в трех спаренных установках: двух в носовой и одной кормовой. Эти орудия могли подниматься только на угол 40 градусов и поэтому имели ограниченное применение в зенитных целях, в то время как кормовая установка была устроена так, что она могла вести огонь вперед над надстройкой корабля, чтобы максимизировать огневую мощь вперед, но поэтому неспособен вести огонь прямо в корму. Было установлено зенитное вооружение малой дальности в виде четырехствольной «помпон» 2-фунтовой зенитной установки и восьми пулеметов калибра .50 дюйма в двух счетверенных установках, а торпедное вооружение состояло из десяти 21-дюймовых (533-мм) торпед. трубки в двух пятиместных креплениях. [ 4 ]
В попытке усилить зенитное вооружение один из «Шакала » блоков торпедных аппаратов Mk V был удален в пользу одной 4-дюймовой зенитной пушки , а четыре 20-мм пушки Oerlikon заменили пулеметы .50. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]Домашний флот
[ редактировать ]После ввода в эксплуатацию и отработки «Шакал» присоединился к 7-й флотилии эсминцев , входящей в состав Королевского флота Флота метрополии . С началом Второй мировой войны 7-я флотилия перебралась на « Хамбер» , [ 5 ] В обязанности входило проведение противолодочного патрулирования и сопровождение конвоев в Северном море , Ла-Манше и на западных подходах . [ 1 ] 6 сентября 1939 года «Шакал» и однотипные корабли «Янус» и «Юнона» сопровождали норвежский пароход SS « Батавия» , перевозивший персонал британского посольства в Берлине через Северное море из Роттердама на плавучий маяк «Тонг» в устье Темзы . [ 5 ] Шакал столкнулся с Янусом в Киркуолле на Оркнейских островах 14 октября 1939 года и после ремонта действовал у восточного побережья Великобритании в течение следующих нескольких месяцев. [ 5 ] 28 февраля 1940 года «Шакал» был сильно поврежден при столкновении со шведским торговым судном «Сторфорс» (которое затонуло) и находился в ремонте в Blyth Shipbuilding Company , Нортумберленд . до апреля 1940 года [ 1 ] [ 5 ]
После ремонта «Шакал» использовался для поддержки союзных войск в Норвежской кампании , сопровождая военные корабли и осуществляя береговые бомбардировки, а затем был переведен в Харвич в составе командования Нор , выполняя операции по сопровождению конвоев и патрулированию. [ 1 ] В июле 1940 года «Шакал» принял участие в эвакуации Дюнкерка , патрулируя для защиты эвакуационных кораблей. [ 6 ] После Дюнкерка Шакал вернулся к обычному сопровождению конвоев и патрулированию. 11 октября «Шакал» вместе с линкором HMS Revenge и эсминцами «Джавелин» , «Ягуар» , «Юпитер » , «Кельвин» , «Киплинг » и «Кашмир » обстреляли Шербура . гавань [ 7 ] 29 ноября 1940 года «Шакал» , «Джавелин» , «Юпитер» , «Джерси» и «Кашмир» были развернуты, чтобы попытаться перехватить вылазку немецких эсминцев «Карл Гальстер» , «Ганс Лоди» и «Ричард Бейтцен» , в результате которой появился Шакала однотипный корабль «Джавелин » под командованием лорда Луи Маунтбеттена . торпедирован и сильно поврежден. [ 1 ] [ 8 ]
Средиземноморский флот
[ редактировать ]В апреле 1941 года «Шакал» был переведен в состав Средиземноморского флота . В мае 1941 года Шакал входил в состав эскорта операции «Тигр» — конвоя, перевозившего танки из Гибралтара в Александрию , а затем был отправлен для обстрела Бенгази вместе с Келли , Кельвином , Кашмиром и Киплингом в ночь с 10 на 11 мая. [ 9 ] При этом Шакал чуть не попал в цель (на расстоянии 20 ярдов (18 м)) из-за бомбы, которая не взорвалась 11 мая. [ 5 ] 20 мая Германия начала воздушное вторжение на Крит , и на следующий день Шакал отплыл в этот регион, чтобы перехватить попытки немцев высадить десант с моря. 23 мая «Шакал » , «Келли» , «Кельвин» , «Кашмир» и «Киплинг» были развернуты для поиска и нападения на силы немецкого вторжения, но были атакованы немецкими пикирующими бомбардировщиками, в результате чего «Келли» и «Кашмир» были потоплены. Шакал эвакуировал войска из Ираклиона и Сфакии 28 и 31 мая, а 1 июля союзные войска на Крите сдались. [ 1 ] [ 10 ]
Затем «Шакал» был задействован для поддержки операции «Экспортер» — вторжения союзников в французами Виши контролируемые Сирию и Ливан, . 9 июня «Шакал» и «Янус» вступили в бой с французскими эсминцами Виши «Вальми» и «Гепар» , когда французские корабли атаковали сухопутные войска Австралии. И Шакал , и Янус были поражены снарядами французских кораблей, причем Янус получил серьезные повреждения, хотя Шакал не пострадал, прежде чем французские корабли удалились в порт. [ 1 ] [ 11 ] 4 июля «Шакал» принял участие в бомбардировках у берегов Сирии. [ 12 ]
В августе 1941 года перед Королевским флотом была поставлена задача заменить австралийские и индийские войска в осажденном Тобруке свежими войсками, причем операция проводилась в безлунные ночи эсминцами и быстрыми минными заградителями. Вечером 21 августа «Шакал » , «Кандагар» и «Гриффин» совершали забег, когда их истребительное прикрытие « Кёртисс Томагавк» из 2-й эскадрильи SAAF и «Хоукер Харрикейны» из 1-й эскадрильи SAAF были атакованы немецкими истребителями Messerschmitt Bf 110 с одним сбитых самолетов каждой стороны и пилота сбитого Томагавка, подхваченного одним из эсминцы. [ 13 ] Шакал входил в состав эскорта линкора HMS Barham , когда немецкая подводная лодка U-331 торпедировала и потопила Barham 25 ноября 1941 года, при этом Шакал помогал спасти выживших и безуспешно пытался атаковать U-331 . [ 12 ] [ 14 ] 1 декабря 1941 года «Шакал» , «Джервис» , «Ягуар» и «Киплинг» получили приказ перехватить три итальянских эсминца, которые, как сообщалось, находились у Дерны, Ливия . Британские эсминцы не смогли обнаружить итальянские корабли и были атакованы тремя итальянскими SM.79 торпедоносцами . «Шакал» получил попадание торпеды в корму и был сильно поврежден: рулевое управление сломано, а дрожание заклинило. Два торпедоносца были повреждены оборонительным огнем эсминцев, одному пришлось совершить вынужденную посадку. [ 12 ] [ 15 ] [ 16 ] и находился на ремонте в Александрии до апреля 1942 года. [ 12 ]
Потеря
[ редактировать ]10 мая 1942 года 14-я флотилия эсминцев в составе «Шакала» , «Джервиса» , «Киплинга» и «Лайвли» вышла из Александрии на перехват итальянского конвоя, шедшего из Италии в Бенгази. [ 17 ] Флотилия была замечена немецкими самолетами-разведчиками во второй половине дня 11 мая, и в соответствии с приказом, поскольку внезапность была потеряна, флотилия эсминцев отказалась от атаки и изменила курс. Первая волна немецких бомбардировщиков, восемь Юнкерсов Ju 88 из I/ Lehrgeschwader 1 (I/LG 1), базировавшихся в Ираклионе на Крите, прибыла примерно в 16:31, потопив HMS Lively тремя прямыми попаданиями. [ 18 ] Вторая волна из девяти Ju 88 и четырех Heinkel He 111 из II/LG 1 из Элевсина , Греция, атаковала между 18:09 и 18:33, но не причинила ущерба. Третья волна, состоящая из десяти Ju 88 из I/LG 1, атаковала около 20:00. Киплинг был быстро потоплен атаками, [ 19 ] в то время как Шакал был серьезно поврежден бомбардировщиком, которым пилотировал Герхард Бреннер , [ 20 ] с одним прямым попаданием и тремя промахами. Шакал был взят на буксир Джервисом , но пострадал от сильного пожара и прогрессирующего наводнения, а утром 12 мая корабль был оставлен и затоплен Джервисом торпедой. Девять офицеров и солдат «Шакала» погибли, а общие потери трех эсминцев составили 77 человек убитыми. [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уитли 2000, с. 118.
- ^ Уитли 2000, с. 117.
- ^ Уитли 2000, с. 117–118.
- ^ Jump up to: а б с д и Английский 2001, с. 72.
- ^ Винзер 1999, с. 112
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, с. 38.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, с. 44.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, стр. 61–62.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, стр. 64–65.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, стр. 66–67.
- ^ Jump up to: а б с д Английский 2001, с. 73
- ^ Шорс, Массимелло и Гость, 2012, стр. 246–250.
- ^ Ровер и Хюммельхен 1992, с. 101.
- ^ Шорс, Массимелло и Гость 2012, с. 518.
- ^ Уитли 2000, с. 120.
- ^ Смит 1971, стр. 155–156.
- ^ Смит 1971, с. 159.
- ^ Смит 1971, с. 161.
- ^ Шуман 2007, с. 35.
- ^ Смит 1971, с. 163.
Ссылки
[ редактировать ]- Брагадин, Марк'Антонио (2011). Итальянский флот 1940–1945 гг . Болонья: Одоя. ISBN 978-8862881104 .
- Инглиш, Джон (2001). От Африди до Низама: эсминцы британского флота 1937–43 . Грейвсенд, Великобритания: Всемирное судоходное общество. OCLC 537904081 .
- Фридман, Норман (2006). Британские эсминцы и фрегаты во время Второй мировой войны и после нее . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1861761376 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер (1980). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0851771467 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (1992). Хронология войны на море 1939–45 . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 978-1557501059 .
- Шуман, Ральф (2007). Лауреаты Рыцарского креста LG 1 1939–1945 гг. (на немецком языке). Цвайбрюккен, Германия: VDM Heinz Nickel. ISBN 978-3866190139 .
- Шорс, Кристофер; Массимелло, Джованни; Гость, Рассел (2012). История воздушной войны в Средиземноморье 1940–1945 годов: Том первый: Северная Африка: июнь 1940 года - январь 1942 года . Лондон: Груб-стрит. ISBN 978-1908117076 .
- Смит, Питер К. (30 июня 1971 г.). «Ненужная трагедия: трагическая потеря Королевского флота». Военный корабль Интернешнл . VIII (2): 154–169.
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1854095218 .
- Уинзер, Джон де С. (1999). BEF осуществляет поставки до, в и после Дюнкерка . Грейвсенд, Кент: Всемирное судоходное общество. ISBN 0905617916 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]32 ° 38' с.ш. 26 ° 20' в.д. / 32,633 ° с.ш. 26,333 ° в.д.
- Эсминцы классов J, K и N Королевского флота
- Корабли, построенные на реке Клайд
- корабли 1938 года
- Эсминцы Великобритании времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Средиземном море
- Эсминцы, потопленные самолетами
- Морские инциденты в декабре 1941 г.
- Морские инциденты в мае 1942 г.
- Корабли, потопленные немецкой авиацией