Jump to content

Советский эсминец Дзержинский

История
Российская Империя
Имя Kaliakria (КалиакрияКалиакрия
Тезка Битва у мыса Калиакра
Заказал 17 марта 1915 г.
Строитель Naval Shipyard , Nikolayev
Заложен 29 октября 1915 г.
Запущен 14 августа 1916 г.
Введен в эксплуатацию 30 октября 1917 г.
Судьба Вступил в ряды большевиков , 16 декабря 1918 г.
Советский Союз
Тезка Феликс Дзержинский
Приобретенный 16 декабря 1918 г.
Введен в эксплуатацию 28 августа 1929 г.
Переименован Dzerzhinsky ( Дзержинский ), 24 November 1926
Судьба
Общие характеристики
Класс и тип Фидонисий типа Эсминец
Смещение
Длина 93,26 м (306 футов 0 дюймов)
Луч 9,05 м (29 футов 8 дюймов)
Черновик 3,2 м (10 футов 6 дюймов)
Установленная мощность
Движение 2 вала; 2 паровые турбины
Скорость 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час)
Диапазон 1450 миль (2690 км; 1670 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час)
Дополнить 136
Вооружение

«Дзержинский» ( Дзержинский ) был одним из восьми «Фидонисы», эсминцев типа построенных для Императорского флота России во время Первой мировой войны . Первоначально она называлась Калиакрия ( Калиакрия ), прежде чем в 1926 году была переименована в Дзержинский .

Дизайн и описание

[ редактировать ]

Корабли класса «Фидонисы» были спроектированы как улучшенная версия «Дерзкий» класса с дополнительной 102-миллиметровой (4 дюйма) пушкой. Калиакрия водоизмещением 1326 длинных тонн (1347 т ) в нормальном режиме и 1580 длинных тонн (1610 т) при полной нагрузке с общей длиной 93,26 метра (306 футов 0 дюймов), шириной 9,05 метра (29 футов 8 дюймов) и осадкой. 3,2 метра (10 футов 6 дюймов) при полной нагрузке. [ 1 ] Он приводился в движение двумя паровыми турбинами Parsons , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, рассчитанными на выработку в общей сложности 29 000 лошадиных сил на валу (22 000 кВт ) с использованием пара от пяти трехбарабанных котлов Thorneycroft для предполагаемой максимальной скорости 33 узла (61 км / ч ; 38 миль в час ). «Калиакрия» была спроектирована так, чтобы перевозить достаточно топлива , чтобы обеспечить дальность полета 1450 морских миль (2690 км; 1670 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). Ее экипаж насчитывал 136 человек. [ 2 ] [ 3 ]

На кораблях типа «Фидонисий» основное вооружение состояло из четырех одиночных 102-мм обуховских орудий образца 1911 года : одного на баке и трех в корме; одно из этих последних орудий превосходило два других. Недовольный надежностью 40-миллиметровых (1,6 дюйма) зенитных орудий, первоначально предназначавшихся для оснащения «Калиакрии» , военно-морской флот заменил их парой 57-миллиметровых (2,2 дюйма) орудий Гочкиса, когда корабль еще строился в марте 1917 года. и четыре 7,62-миллиметровых (0,3 дюйма) пулемета Максима . Эсминцы установили на миделе корабля четыре тройные 450-миллиметровые (17,7 дюйма) торпедные аппараты с четырнадцатью торпедами и могли нести 80 морских мин M1908 . Они также были оснащены Барра и Страуда дальномером и двумя 60-сантиметровыми (24 дюйма) прожекторами. [ 2 ]

Строительство и сервис

[ редактировать ]

Дзержинский перевез советскую делегацию во главе с заместителем наркома иностранных дел Львом Караханом в Стамбул для переговоров с турецким правительством 11 декабря 1929 года. Она вернулась в Севастополь с делегацией на борту 24 декабря после того, как последняя подписала протокол о возобновлении советско-советского договора 1925 года. Турецкий договор о дружбе и нейтралитете . [ 4 ] [ 5 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Дзержинский входил в состав 1-й дивизии эсминцев флота в Батуми вместе с Фрунзе к 22 июня 1941 года, когда немцы вторглись в Советский Союз. С 22 по 25 июня она за четыре ночных вылета поставила 240 мин у Батумской военно-морской базы. [ 6 ] Вместе со своими сестрами она была отправлена ​​​​для поддержки защитников во время осады Одессы из-за запрета флота на использование крупных кораблей после рейда на Констанцу , который действовал до августа, что вынудило принять пожилых Новиков на работу . Дзержинский прибыл в Одессу 20 августа с грузом боеприпасов и на следующий день обстрелял Дофиновку , выпустив 88 102-мм снарядов. На тринадцатом залпе руль высоты одной башни вышел из строя, и ее пришлось перезаряжать вручную. Она была безрезультатно атакована тремя бомбардировщиками Heinkel He 111 , что стало одной из многих воздушных атак на советские корабли, поддерживающие Одессу. 23 августа эсминец сопровождал три транспорта из Одессы. [ 7 ] и вышел из Севастополя 29 августа в сопровождении трех транспортов, а также двух тральщиков и трех торпедных катеров. Прибыв на следующий день в Одессу, она обстреляла Фонтанку, израсходовав 200 снарядов. Выполняя эту задачу, эсминец несколько раз подвергался безрезультатным атакам самолетов Оси. маневрирования в Одесском заливе После ночного Дзержинский на следующий день выпустил еще 118 снарядов по Фонтанке и другим позициям Оси и той же ночью покинул Одессу на буксире, который буксировал две баржи. Низкая скорость последнего вынудила эсминец двигаться со скоростью 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль в час), что отложило его возвращение в Севастополь до 2 сентября. [ 8 ]

6 сентября Дзержинский вылетел из Севастополя в Одессу с партизанским отрядом численностью 140 человек на борту. Прибыв на следующий день, она обнаружила порт под артиллерийским обстрелом Оси. Вечером она израсходовала 56 снарядов по береговым целям, а ночью маневрировала на море. На следующее утро по береговым целям было выпущено еще 90 снарядов, и в этот день он продолжил маневрирование, несмотря на отказ турбогенератора. Рано утром 9 сентября он вошел в Одессу, чтобы пополнить запасы топлива и питьевой воды, но осколки от попадания артиллерийских снарядов повредили орудие и торпедные аппараты. Поскольку в порту не было топлива, Дзержинский ушел под собственной дымовой завесой и дал залп по батарее Оси. Остаток дня она провела, маневрируя у Воронцовского маяка , и ушла той же ночью, сопровождая транспорт, эвакуирующий раненых вместе с тральщиком. Эсминец прибыл в Севастополь 10 сентября, почти без топлива и питьевой воды. [ 8 ]

Когда ситуация в Одессе ухудшилась, нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов приказал высадить десант в Григорьевке недалеко от порта для восстановления ситуации. «Дзержинский» и «Фрунзе» были выделены в состав отряда для обеспечения операции, и 16 сентября оба эсминца попытались провести репетицию у Херсонесского маяка, но потерпели неудачу из-за сильного волнения на море. В тот же день Дзержинский был исключен из отряда и отправлен на поддержку защитников Перекопского перешейка от немецкого наступления. Выйдя из Севастополя в Каркинитскую губу 17 сентября, она израсходовала в тот день 206 снарядов по Алексеевке, Хорлам и Скадовску, а затем вернулась в Севастополь, превысив запланированные 150 снарядов. Бомбардировка была проведена, несмотря на лопнувшие трубы в одном котле и сломанный гирокомпас его заменил крейсер «Ворошилов» . , но у эсминца изнашивались стволы орудий, и в бомбардировочной задаче [ 9 ]

С октября по февраль 1942 года «Дзержинский» находился на ремонте в Поти , который занял четыре с половиной месяца. [ 10 ] Вернувшись в строй в марте, [ 11 ] она сопровождала канонерскую лодку «Красная Кубань» из Поти в Севастополь с 21 по 24 марта во время блокады Севастополя . Оба вернулись к побережью Кавказа 28 марта, а на следующий день эсминец применил шесть глубинных бомб по предполагаемой подводной лодке. С 4 по 11 апреля сопровождала танкер «И. Сталин» из Батуми в Севастополь через Туапсе . Стоя на якоре в Севастополе с 12 по 13 апреля, эсминец обстрелял скопление немецких войск возле Мамашая. Она отправилась 13 апреля в качестве эскорта танкера «Москва» и через два дня вернулась в Батуми. Дзержинский и эсминец «Бойкий» сопровождали линкор «Парижская коммуна» 19 апреля, пока последний проверял свое основное вооружение и маневренность после ремонта. [ 12 ]

Вместе с крейсером «Красный Крым» и его сестрой «Незаможник» Дзержинский 12 мая погрузил в Новороссийске подкрепления для Севастополя и отправился в очередной поход в осажденный порт. Они подошли к входу в Севастопольский канал в тумане в ночь с 13 на 14 мая и остались там дожидаться улучшения условий видимости, поскольку для входа в порт им пришлось пройти через советское минное поле. В 11:32 14 мая командир отряда, считавший, что корабли подошли слишком близко к минному полю, приказал ей искать тральщик, маркирующий расчищенную полосу. Дзержинский направился на север, не развертывая параваны , и вскоре заметил тральщик, поворачивавший к нему. Не дойдя до тральщика, в 12:20 он подорвался на мине и быстро затонул. Из 170 членов экипажа и 125 пассажиров удалось спастись только 27, включая ее капитана. [ 13 ] Эсминец был выведен из состава ВМФ СССР 24 июня. [ 10 ] В 2006 году ее обломки обнаружила украинско-американская команда. [ 14 ]

  1. ^ Апалков, с. 136
  2. ^ Перейти обратно: а б Verstyuk & Gordeyev, p. 116
  3. ^ Berezhnoy, pp. 324–325
  4. ^ Chernyshev, p. 129
  5. ^ Гасанлы, с. 1
  6. ^ Chernyshev, p. 141
  7. ^ Chernyshev, p. 143
  8. ^ Перейти обратно: а б Chernyshev, p. 144
  9. ^ Chernyshev, p. 145
  10. ^ Перейти обратно: а б Chernyshev, p. 173
  11. ^ Chernyshev, p. 148
  12. ^ Chernyshev, p. 150
  13. ^ Chernyshev, p. 151
  14. ^ "Украинско-американская экспедиция обнаружила в Черном море почти 500 подводных объектов культурного наследия Украины" [Ukrainian-American Expedition discovers almost 500 underwater objects of cultural heritage of Ukraine in the Black Sea]. UNIAN (in Russian). 25 May 2006 . Retrieved 16 October 2019 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Apalkov, Yu. V. (1996). Боевые корабли Русского флота 8.1914–10.1917 гг. Справочник [ Directory of Russian Navy Warships, August 1914 – October 1917 ] (in Russian). St. Petersburg: Intek. ISBN  5-7559-0018-3 .
  • Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN  5-203-01780-8 .
  • Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-604-3 .
  • Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Chernyshev, Alexander (2011). Русские суперэсминцы. Легендарные "Новики" [ Russian Superdestroyers: Legendary Noviks ] (in Russian) (2nd ed.). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN  978-5-699-53144-8 .
  • Гасанлы, Джамиль (2011). Сталин и турецкий кризис холодной войны, 1945–1953 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN  9780739168080 .
  • Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN  978-1-4728-2256-7 .
  • Likachev, Pavel Vladimirovich (2005). Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920-1955 гг [ Novik -class Destroyers in the Soviet Navy 1920-1955 ] (in Russian). Samara, Russia: ISTFLOT. ISBN  5-98830-009-Х .
  • Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN  5-89173-178-9 .
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-59114-119-2 .
  • Verstyuk, Anatoly & Gordeyev, Stanislav (2006). Корабли Минных дивизий. От "Новика" до "Гогланда" [ Torpedo Division Ships: From Novik to Gogland ] (in Russian). Moscow: Voennaya Kniga. ISBN  5-902863-10-4 .
  • Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). Поднятие Красного Знамени: иллюстрированная история сталинского флота . Глостершир, Великобритания: Spellmount. ISBN  978-1-86227-450-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN  0-85177-146-7 .
  • Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-877-6 .
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN  0-85368-912-1 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b5ee3e27558b991de786a0b7cf57099__1718090400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/99/2b5ee3e27558b991de786a0b7cf57099.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet destroyer Dzerzhinsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)