Советский эсминец Дзержинский
![]() Послевоенный вид однотипного корабля
«Железняков».
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Kaliakria (КалиакрияКалиакрия |
Тезка | Битва у мыса Калиакра |
Заказал | 17 марта 1915 г. |
Строитель | Naval Shipyard , Nikolayev |
Заложен | 29 октября 1915 г. |
Запущен | 14 августа 1916 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 октября 1917 г. |
Судьба | Вступил в ряды большевиков , 16 декабря 1918 г. |
![]() | |
Тезка | Феликс Дзержинский |
Приобретенный | 16 декабря 1918 г. |
Введен в эксплуатацию | 28 августа 1929 г. |
Переименован | Dzerzhinsky ( Дзержинский ), 24 November 1926 |
Судьба |
|
Общие характеристики | |
Класс и тип | Фидонисий типа Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 93,26 м (306 футов 0 дюймов) |
Луч | 9,05 м (29 футов 8 дюймов) |
Черновик | 3,2 м (10 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины |
Скорость | 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час) |
Диапазон | 1450 миль (2690 км; 1670 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час) |
Дополнить | 136 |
Вооружение |
|
«Дзержинский» ( Дзержинский ) был одним из восьми «Фидонисы», эсминцев типа построенных для Императорского флота России во время Первой мировой войны . Первоначально она называлась Калиакрия ( Калиакрия ), прежде чем в 1926 году была переименована в Дзержинский .
Дизайн и описание
[ редактировать ]Корабли класса «Фидонисы» были спроектированы как улучшенная версия «Дерзкий» класса с дополнительной 102-миллиметровой (4 дюйма) пушкой. Калиакрия водоизмещением 1326 длинных тонн (1347 т ) в нормальном режиме и 1580 длинных тонн (1610 т) при полной нагрузке с общей длиной 93,26 метра (306 футов 0 дюймов), шириной 9,05 метра (29 футов 8 дюймов) и осадкой. 3,2 метра (10 футов 6 дюймов) при полной нагрузке. [ 1 ] Он приводился в движение двумя паровыми турбинами Parsons , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, рассчитанными на выработку в общей сложности 29 000 лошадиных сил на валу (22 000 кВт ) с использованием пара от пяти трехбарабанных котлов Thorneycroft для предполагаемой максимальной скорости 33 узла (61 км / ч ; 38 миль в час ). «Калиакрия» была спроектирована так, чтобы перевозить достаточно топлива , чтобы обеспечить дальность полета 1450 морских миль (2690 км; 1670 миль) при скорости 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час). Ее экипаж насчитывал 136 человек. [ 2 ] [ 3 ]
На кораблях типа «Фидонисий» основное вооружение состояло из четырех одиночных 102-мм обуховских орудий образца 1911 года : одного на баке и трех в корме; одно из этих последних орудий превосходило два других. Недовольный надежностью 40-миллиметровых (1,6 дюйма) зенитных орудий, первоначально предназначавшихся для оснащения «Калиакрии» , военно-морской флот заменил их парой 57-миллиметровых (2,2 дюйма) орудий Гочкиса, когда корабль еще строился в марте 1917 года. и четыре 7,62-миллиметровых (0,3 дюйма) пулемета Максима . Эсминцы установили на миделе корабля четыре тройные 450-миллиметровые (17,7 дюйма) торпедные аппараты с четырнадцатью торпедами и могли нести 80 морских мин M1908 . Они также были оснащены Барра и Страуда дальномером и двумя 60-сантиметровыми (24 дюйма) прожекторами. [ 2 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]Дзержинский перевез советскую делегацию во главе с заместителем наркома иностранных дел Львом Караханом в Стамбул для переговоров с турецким правительством 11 декабря 1929 года. Она вернулась в Севастополь с делегацией на борту 24 декабря после того, как последняя подписала протокол о возобновлении советско-советского договора 1925 года. Турецкий договор о дружбе и нейтралитете . [ 4 ] [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Дзержинский входил в состав 1-й дивизии эсминцев флота в Батуми вместе с Фрунзе к 22 июня 1941 года, когда немцы вторглись в Советский Союз. С 22 по 25 июня она за четыре ночных вылета поставила 240 мин у Батумской военно-морской базы. [ 6 ] Вместе со своими сестрами она была отправлена для поддержки защитников во время осады Одессы из-за запрета флота на использование крупных кораблей после рейда на Констанцу , который действовал до августа, что вынудило принять пожилых Новиков на работу . Дзержинский прибыл в Одессу 20 августа с грузом боеприпасов и на следующий день обстрелял Дофиновку , выпустив 88 102-мм снарядов. На тринадцатом залпе руль высоты одной башни вышел из строя, и ее пришлось перезаряжать вручную. Она была безрезультатно атакована тремя бомбардировщиками Heinkel He 111 , что стало одной из многих воздушных атак на советские корабли, поддерживающие Одессу. 23 августа эсминец сопровождал три транспорта из Одессы. [ 7 ] и вышел из Севастополя 29 августа в сопровождении трех транспортов, а также двух тральщиков и трех торпедных катеров. Прибыв на следующий день в Одессу, она обстреляла Фонтанку, израсходовав 200 снарядов. Выполняя эту задачу, эсминец несколько раз подвергался безрезультатным атакам самолетов Оси. маневрирования в Одесском заливе После ночного Дзержинский на следующий день выпустил еще 118 снарядов по Фонтанке и другим позициям Оси и той же ночью покинул Одессу на буксире, который буксировал две баржи. Низкая скорость последнего вынудила эсминец двигаться со скоростью 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль в час), что отложило его возвращение в Севастополь до 2 сентября. [ 8 ]
6 сентября Дзержинский вылетел из Севастополя в Одессу с партизанским отрядом численностью 140 человек на борту. Прибыв на следующий день, она обнаружила порт под артиллерийским обстрелом Оси. Вечером она израсходовала 56 снарядов по береговым целям, а ночью маневрировала на море. На следующее утро по береговым целям было выпущено еще 90 снарядов, и в этот день он продолжил маневрирование, несмотря на отказ турбогенератора. Рано утром 9 сентября он вошел в Одессу, чтобы пополнить запасы топлива и питьевой воды, но осколки от попадания артиллерийских снарядов повредили орудие и торпедные аппараты. Поскольку в порту не было топлива, Дзержинский ушел под собственной дымовой завесой и дал залп по батарее Оси. Остаток дня она провела, маневрируя у Воронцовского маяка , и ушла той же ночью, сопровождая транспорт, эвакуирующий раненых вместе с тральщиком. Эсминец прибыл в Севастополь 10 сентября, почти без топлива и питьевой воды. [ 8 ]
Когда ситуация в Одессе ухудшилась, нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов приказал высадить десант в Григорьевке недалеко от порта для восстановления ситуации. «Дзержинский» и «Фрунзе» были выделены в состав отряда для обеспечения операции, и 16 сентября оба эсминца попытались провести репетицию у Херсонесского маяка, но потерпели неудачу из-за сильного волнения на море. В тот же день Дзержинский был исключен из отряда и отправлен на поддержку защитников Перекопского перешейка от немецкого наступления. Выйдя из Севастополя в Каркинитскую губу 17 сентября, она израсходовала в тот день 206 снарядов по Алексеевке, Хорлам и Скадовску, а затем вернулась в Севастополь, превысив запланированные 150 снарядов. Бомбардировка была проведена, несмотря на лопнувшие трубы в одном котле и сломанный гирокомпас его заменил крейсер «Ворошилов» . , но у эсминца изнашивались стволы орудий, и в бомбардировочной задаче [ 9 ]
С октября по февраль 1942 года «Дзержинский» находился на ремонте в Поти , который занял четыре с половиной месяца. [ 10 ] Вернувшись в строй в марте, [ 11 ] она сопровождала канонерскую лодку «Красная Кубань» из Поти в Севастополь с 21 по 24 марта во время блокады Севастополя . Оба вернулись к побережью Кавказа 28 марта, а на следующий день эсминец применил шесть глубинных бомб по предполагаемой подводной лодке. С 4 по 11 апреля сопровождала танкер «И. Сталин» из Батуми в Севастополь через Туапсе . Стоя на якоре в Севастополе с 12 по 13 апреля, эсминец обстрелял скопление немецких войск возле Мамашая. Она отправилась 13 апреля в качестве эскорта танкера «Москва» и через два дня вернулась в Батуми. Дзержинский и эсминец «Бойкий» сопровождали линкор «Парижская коммуна» 19 апреля, пока последний проверял свое основное вооружение и маневренность после ремонта. [ 12 ]
Вместе с крейсером «Красный Крым» и его сестрой «Незаможник» Дзержинский 12 мая погрузил в Новороссийске подкрепления для Севастополя и отправился в очередной поход в осажденный порт. Они подошли к входу в Севастопольский канал в тумане в ночь с 13 на 14 мая и остались там дожидаться улучшения условий видимости, поскольку для входа в порт им пришлось пройти через советское минное поле. В 11:32 14 мая командир отряда, считавший, что корабли подошли слишком близко к минному полю, приказал ей искать тральщик, маркирующий расчищенную полосу. Дзержинский направился на север, не развертывая параваны , и вскоре заметил тральщик, поворачивавший к нему. Не дойдя до тральщика, в 12:20 он подорвался на мине и быстро затонул. Из 170 членов экипажа и 125 пассажиров удалось спастись только 27, включая ее капитана. [ 13 ] Эсминец был выведен из состава ВМФ СССР 24 июня. [ 10 ] В 2006 году ее обломки обнаружила украинско-американская команда. [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Апалков, с. 136
- ^ Перейти обратно: а б Verstyuk & Gordeyev, p. 116
- ^ Berezhnoy, pp. 324–325
- ^ Chernyshev, p. 129
- ^ Гасанлы, с. 1
- ^ Chernyshev, p. 141
- ^ Chernyshev, p. 143
- ^ Перейти обратно: а б Chernyshev, p. 144
- ^ Chernyshev, p. 145
- ^ Перейти обратно: а б Chernyshev, p. 173
- ^ Chernyshev, p. 148
- ^ Chernyshev, p. 150
- ^ Chernyshev, p. 151
- ^ "Украинско-американская экспедиция обнаружила в Черном море почти 500 подводных объектов культурного наследия Украины" [Ukrainian-American Expedition discovers almost 500 underwater objects of cultural heritage of Ukraine in the Black Sea]. UNIAN (in Russian). 25 May 2006 . Retrieved 16 October 2019 .
Библиография
[ редактировать ]- Apalkov, Yu. V. (1996). Боевые корабли Русского флота 8.1914–10.1917 гг. Справочник [ Directory of Russian Navy Warships, August 1914 – October 1917 ] (in Russian). St. Petersburg: Intek. ISBN 5-7559-0018-3 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-203-01780-8 .
- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN 0-85177-245-5 .
- Chernyshev, Alexander (2011). Русские суперэсминцы. Легендарные "Новики" [ Russian Superdestroyers: Legendary Noviks ] (in Russian) (2nd ed.). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-53144-8 .
- Гасанлы, Джамиль (2011). Сталин и турецкий кризис холодной войны, 1945–1953 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 9780739168080 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Likachev, Pavel Vladimirovich (2005). Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920-1955 гг [ Novik -class Destroyers in the Soviet Navy 1920-1955 ] (in Russian). Samara, Russia: ISTFLOT. ISBN 5-98830-009-Х .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Verstyuk, Anatoly & Gordeyev, Stanislav (2006). Корабли Минных дивизий. От "Новика" до "Гогланда" [ Torpedo Division Ships: From Novik to Gogland ] (in Russian). Moscow: Voennaya Kniga. ISBN 5-902863-10-4 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). Поднятие Красного Знамени: иллюстрированная история сталинского флота . Глостершир, Великобритания: Spellmount. ISBN 978-1-86227-450-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии поднятия Калиакрии. Архивировано 22 июня 2019 г. в Wayback Machine.