Советский инспектор Незаможника
![]() Послевоенный вид однотипного корабля «Железняков».
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Закинтос ( Занте ) |
Тезка | русскими Захват Закинфа |
Заказал | 30 марта [ OS 17 марта] 1915 г. |
Строитель | Russud Shipyard , Nikolayev |
Заложен | Май 1916 г. |
Запущен | 3 апреля [ OS 21 марта] 1917 г. |
Судьба |
|
![]() | |
Имя | Закинтос |
Захваченный | июль 1919 г. |
Судьба | Потерпел крушение во время шторма, февраль 1920 г. |
![]() | |
Приобретенный | 1922 г. (поднят в сентябре 1920 г.) |
Введен в эксплуатацию | 7 ноября 1923 г. |
Переименован |
|
реклассифицирован | Корабль -мишень , 1949 год. |
Почести и награды | Орден Красного Знамени |
Судьба | Затонул, начало 1950-х годов. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Фидонисий типа Эсминец |
Смещение |
|
Длина | 92,75 м (304 футов 4 дюйма) |
Луч | 9,07 м (29 футов 9 дюймов) |
Черновик | 3,81 м (12 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые турбины |
Скорость | 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) |
Диапазон | 1560 миль (2890 км; 1800 миль) при 18,5 узлах (34,3 км / ч; 21,3 миль в час) |
Дополнить | 137 |
Вооружение |
|

Незаможник (русский и украинский : Незаможник , украинская латинизация : Незаможник , букв. « бедный крестьянин » ) был одним из восьми «Фидонисий», эсминцев типа построенных для Императорского российского флота во время Первой мировой войны . Первоначально названный «Занте» ( «Занте» ), корабль остался незавершенным во время русской революции 1917 года, а затем был захвачен украинскими и белыми войсками. Практически укомплектованный эсминец был отбуксирован с верфи отступающими белыми силами и потерпел крушение во время шторма в 1920 году. Он был снят с мели Советским Союзом после их победы в Гражданской войне в России и достроен в 1923 году как Незаможный « » .
Во время службы на Черноморском флоте он был переименован в «Незаможник» и совершил несколько заходов в международные порты. Дважды переоборудованный в межвоенный период , эсминец служил на Черном море во время Второй мировой войны , помогая эвакуировать Одессу , снабжать осажденные советские войска в Севастополе , а также поддерживать несколько десантных операций во время Керченско-Феодосийской наступательной операции и битвы за Кавказ . Корабль не участвовал в боях после октября 1943 года, после того как три эсминца были потоплены немецкой авиацией в одном бою. она получила орден Красного Знамени За свои действия во время войны . «Незаможник» был переоборудован в корабль-мишень в конце 1940-х годов и затоплен в начале 1950-х годов.
Дизайн и описание
[ редактировать ]В начале 1914 года, за несколько месяцев до Первой мировой войны , Морское министерство предложило построить третью серию из восьми эсминцев на базе «Новика» для Черноморского флота . Эти корабли должны были быть построены в ответ на предполагаемое усиление Османского флота . Это было утверждено Николаем II 7 июля [ OS 16 июня] эсминцам были присвоены имена 24 июня] 1914 года после того, как 29 июля [ OS в честь побед русского адмирала Федора Ушакова . Среди них было Занте , итальянское название Закинфа , названное в честь кампании Ушакова 1798–1799 годов на Ионических островах . Восемь эсминцев были заказаны 30 марта [ OS контракт 17 марта] 1915 года, когда Морское министерство заключило с Обществом Николаевских заводов и верфей на постройку стоимостью 2,2 миллиона рублей каждый. [ 1 ]
Как эсминец класса Fidonisy , Zante к 1943 году водоизмещением 1350 длинных тонн (1370 т ) при стандартной нагрузке и 1745 длинных тонн (1773 т) при полной нагрузке при общей длине 92,75 метра (304 фута 4 дюйма), ширине 9,07 дюйма. метров (29 футов 9 дюймов) и осадка 3,81 метра (12 футов 6 дюймов). Он приводился в движение двумя паровыми турбинами Parsons , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, рассчитанными на выработку в общей сложности 29 000 лошадиных сил на валу (22 000 кВт ) с использованием пара от пяти трехбарабанных котлов Thornycroft для предполагаемой максимальной скорости 33 узла (61 км / ч; 38 миль в час). Во время ходовых испытаний корабль достиг скорости 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) при мощности 22 496 л.с. (16 775 кВт). Первоначально ее экипаж насчитывал 137 человек, но после 1941 года увеличился до 172. На корабле было достаточно топлива , чтобы обеспечить дальность полета 1560 морских миль (2890 км; 1800 миль) при скорости 18,5 узлов (34,3 км / ч; 21,3 мили в час). [ 2 ]
В заводском состоянии корабли типа «Фидонисы» имели основное вооружение из четырех одиночных 102-миллиметровых (4 дюйма) обуховских орудий образца 1911 года : одно на баке и три в кормовой части; одно из этих последних орудий превосходило по мощности два других. Противовоздушная оборона Незаможник и ее сестер, завершенная после войны, обеспечивалась одной 76,2-миллиметровой (3 дюйма) пушкой Лендера на корме , 37-миллиметровой (1,5 дюйма) пушкой Максима и четырьмя 7,62-мм пушками. -миллиметровые (0,3 дюйма) пулеметы М-1. Эсминцы устанавливали на миделе корабля четыре тройные надводные 450-миллиметровые (17,7 дюйма) торпедные аппараты с морских парой торпед перезарядки и могли нести 80 мин М1908 . Эсминец также был оснащен Барра и Страуда дальномером и двумя 60-сантиметровыми (24 дюйма) прожекторами. [ 2 ]
Модификации
[ редактировать ]Вторая 76,2-мм пушка была установлена на корме во время ремонта в 1928–1929 годах и была оборудована для перевозки 60 мин М1926. В ходе ремонта 1935–1936 годов эсминец получил четыре 12,7-миллиметровых (0,5 дюйма) пулемета ДШК на носовом и кормовом мостиках , заменив 7,62-мм пулеметы, а также дальномер АМ-3. В середине 1941 года ее зенитное вооружение было снова модернизировано за счет добавления двух 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий на баке 21-К. К 1943 году пять 37-мм зенитных орудий 70-К: было добавлено одно между трубами и четыре среди лодок, а также две 20-миллиметровые (0,79 дюйма) пушки Oerlikon на кормовом мостике. Они заменили два ДШК, а два других ДШК остались на передних крыльях мостика . [ 2 ] [ 3 ] В 1930-е годы на нем также были установлены 42 глубинные бомбы К-1 и два паравана . Позже была добавлена пара метателей глубинных бомб. [ 4 ] [ 5 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]После включения в список кораблей Черноморского флота 15 июля [ OS 2 июля] 1915 года, Zante был заложен на верфи «Руссуд» в Николаеве в мае 1916 года и спущен на воду 3 апреля [ OS 21 марта] 1917 года. Его строительство было остановлено после Русская революция вместе с тремя ее сестрами. 17 марта 1918 года верфь была оккупирована австро-германскими войсками, затем народной армией и, наконец, Белыми вооруженными силами юга России июле 1919 года Украинской в . полностью завершен, установлены все котлы, передняя турбина и большая часть вспомогательного оборудования, а также две торпедные аппараты. Несмотря на это, работы не возобновились. [ 6 ] а некомплектный эсминец был отбуксирован в Одессу белыми в январе 1920 года при подходе Красной Армии к Николаеву, где в начале февраля шторм разбил его о скалы у Большого Фонтана во время эвакуации белых из Одессы. Затопленный корабль был поднят советским правительством и 7 сентября 1920 года возвращен в Николаев для достройки. [ 3 ] [ 4 ]
Главное морское техническое управление и Верховный совет народного хозяйства 23 декабря заключили соглашение о его достройке на николаевском заводе имени Андрея Марти. Эсминец был выполнен по конструкции, практически идентичной своим собратьям. 12 июня 1923 года корабль был Незаможний « в . » переименован [ 7 ] в знак признания кампании по сбору средств, проведенной Украинским комитетом бедноты , которая помогла выделить средства, необходимые для ее завершения. [ 8 ] Представленный на испытания 23 сентября того же года после длительных задержек, эсминец был отправлен в Севастополь после десяти дней испытаний техники , где он продолжал испытания до 14 октября, когда Незаможный вернулся в Николаев для чистки котла. После принятия в состав ВМФ СССР 20 октября корабельный домкрат был поднят на борт 7 ноября, когда он вошел в состав Черноморских Военно-Морских Сил. [ 6 ]
Межвоенный период
[ редактировать ]Вскоре после ее завершения «Незаможный» принял участие в первых маневрах Черноморских военно-морских сил, на борту которого Реввоенсовета председатель Лев Троцкий отправился в Батуми . Он также участвовал в маневрах флота 1924 года с 6 по 11 сентября. В сентябре и октябре 1925 года Незаможная и ее сестра Петровский вернулись с визитом в Ленинград в Италию ; Отправившись из Севастополя 18 сентября, они посетили Стамбул (Турция), затем через Средиземное море направились в Неаполь (Италия), где моряки встретились с писателем Максимом Горьким . Эсминцы вернулись на свою базу 9 октября, пройдя 2709 морских миль (5017 км; 3117 миль). [ 9 ]
29 апреля 1926 года он был снова переименован в «Незаможник» (русский язык: Незаможник , форма единственного числа ее предыдущего имени). После ремонта на Севморзаводе в Севастополе в период с 1928 по 1929 год эсминец покинул Севастополь вместе с эсминцем « Фрунзе» в очередной круиз по Средиземному морю 31 числа. Август. Посетив Неаполь с 4 по 8 сентября, они завершили круиз длиной 2840 миль (5260 км; 3270 миль) 12 сентября. Незаможник отбуксировал подводную лодку «Шахтер» в Севастополь после ее столкновения с грузовым судном 3 апреля 1930 года. [ 9 ]

В октябре он совершал круизы в Стамбул (3–5 октября), Мессину , Италия (7–10 октября), и Пирей , Греция (11–14 октября), с легким крейсером «Червона Украина» и ее сестрой «Шаумян» , отрабатывая маневрирование на минных полях и отражение атак подводных лодок, эсминцев и миноносцев . [ 9 ] В марте 1934 года на нем проводились испытания 76-мм зенитной пушки (3-К) , но они оказались безуспешными, поскольку орудие не могло перемещаться в сильном волнении. [ 10 ] 11 января 1935 года Черноморские Военно-Морские Силы вошли в состав Черноморского флота СССР, а с 1935 по 1936 год эсминец проходил очередной ремонт на Севморзаводе. [ 4 ] [ 11 ]
Вторая мировая война и послевоенное время
[ редактировать ]Блокада Одессы
[ редактировать ]К 1941 году эсминец входил в состав 1-й дивизии эсминцев флота. Она переоборудовалась до 15 июля, после начала немецкого вторжения в Советский Союз, операции «Барбаросса» , 22 июня. С канонерской лодкой «Красная Абхазия» и тремя сторожевыми катерами сопровождала плавучий сухой док грузоподъемностью 5000 длинных тонн (5100 т), буксируемый ледоколом « Макаров» и буксиром СП-13 из Тендры в Севастополь в период с 24 по 26 июля в ходе эвакуации. Николаева. Незаможник и ее сестра Шаумян получили задание обеспечить артиллерийскую поддержку обороны Одессы 6 августа. Эта задача была поручена кораблям класса «Новик» , поскольку командование Черноморского флота отказывалось рисковать отправкой новых кораблей в зону действия артиллерии или авиации Оси до тех пор, пока конце августа в результате затопления нового лидера эсминца « Москва» . [ 12 ]
Она не прибыла в порт до 13 августа, когда она и Шаумян безуспешно попытались предотвратить окружение города румынами с суши с помощью морской артиллерии. Поврежденный тремя попаданиями бомб Оси 14 августа во время бомбардировки целей у Очакова , эсминец провел следующие четыре дня в Одессе в ремонте. [ 12 ] Вернувшись 20 августа к огневой поддержке у Очакова, Незаможник прикрывал отход гарнизона к островам Березань на следующий день Фрунзе поддерживала одесский гарнизон в борьбе с усилившимися атаками румын и Первомайский. С 24 по 25 августа она вместе с Шаумяном и . Оставаясь на рейде еще четыре дня, эсминец обстреливал позиции войск Оси в районе Александровки, Гильдендорфа и Вознесенки. 30 августа она отправилась в Одессу для дозаправки, а с 31 августа обеспечивала огневую поддержку, при этом ее командир доложил о подавлении пяти батарей в районе Ильичевки, уничтожении эшелона снабжения и рассеянии нескольких частей Оси. Выйдя из Одессы 4 сентября в качестве эскорта транспорта «Днепр» с тысячей раненых и четырьмястами пассажирами, он на следующий день прибыл в Севастополь и с 6 сентября по 8 октября находился на ремонте на Севморзаводе. [ 13 ]
Вернувшись в Одессу 13 октября в сопровождении трех транспортов для эвакуации защитников, она вместе со своими сестрами обеспечивала противовоздушную оборону. ее экипаж помог потушить пожары от двух попаданий бомб на транспортном средстве «Грузия» На следующий день . Выйдя из порта в 06:00 15 октября, эсминец двинулся в Дофиновское устье для прикрытия отхода правого фланга обороняющихся. Выпустив 468 102-мм снарядов по береговым целям, «Незаможник» подвергся четырем воздушным налетам. В 20:30 она встала на якорь на расстоянии двух-трех кабельтовых от волнолома, ожидая погрузки войск, которые так и не прибыли. Эсминец отправился в Тендру в 06:00 следующего утра. Вместе с Шаумяном и Грузией она пережила атаку немецкой авиации и 17 октября вошла в Севастополь. [ 14 ]
Осада Севастополя и Керченско-Феодосийская операция.
[ редактировать ]
Эсминец 2 ноября сопровождал линкор «Парижская коммуна» из Батуми в Поти и в течение двух суток охранял его и крейсер «Ворошилов» на Потийском рейде. В период с 4 по 5 ноября она перебралась из Севастополя в Керчь , перевозя командующего обороной последней генерал-лейтенанта Павла Батова . Незаможнику, Шаумяну и их сестре Железнякову (ранее Петровскому ) было приказано остаться в Севастополе 7 ноября для поддержки обороны осажденного порта, но неоднократные атаки немецкой авиации быстро вынудили их отправиться в порты Кавказа. она буксировала недостроенный эсминец «Огневой» С 8 по 11 ноября из Севастополя в Батуми. Вечером 12 ноября эсминец вышел из Батуми для поиска и оказания помощи минному заградителю «Сызрань» , у которого закончилось топливо. Сопровождая транспорты из Севастополя в Батуми с 15 по 17 ноября, она и Железняков охраняли Парижскую коммуну на ее якорной стоянке в Поти. Отправившись 23 ноября из Новороссийска в Севастополь с боеприпасами и подкреплениями, эсминец прибыл на базу на следующий день и сопровождал Теплоход-госпиталь Котовский возвращается в Туапсе . Там она взяла на борт сотню раненых, переправив их в Поти. [ 14 ]
С эсминцем «Бойкий » «Незаможник» сопровождал два транспорта из Поти в Севастополь в период с 8 по 11 декабря, а затем 12 декабря выпустил четырнадцать снарядов по позициям Оси из бухты Северная. Вернувшись в Новороссийск 16-17 декабря, эсминец присоединился к крейсерам «Красный Кавказ» и «Красный Крым» , эсминцу-лидеру «Харьков» и эсминцу «Бодрый» для перевозки 79-й морской стрелковой бригады в Севастополь. Они вылетели 20 декабря, Незаможник замыкал , и прибыли в Севастополь после атаки с воздуха у мыса Фиолент . Вместе с «Красным Крымом» эсминец вышел из Севастополя в обратный путь, выпустив сотню снарядов в ходе ночной бомбардировки у Балаклавы , прежде чем 23 декабря прибыл в Туапсе. [ 15 ]
«Незаможник» , «Шаумян» , «Красный Кавказ » и «Красный Крым» были назначены для поддержки высадки десанта у горы Опук во время Керченско-Феодосийской десантной операции в конце декабря. В составе «Красного Кавказа» она вышла в море 25 декабря. После того, как два других корабля не смогли встретить транспорты у горы Опук, все четыре корабля вернулись в Анапу , где обнаружили единственный транспорт. 26 декабря в 17:30 они вернулись в этот район и маневрировали до наступления темноты, пока «Красный Кавказ» вел береговую бомбардировку. Корабли встали на ночь на якорь и 27 декабря вернулись в Новороссийск, чтобы погрузить десант для высадки в Феодосии , к которому присоединился Железняков . Там Незаможник взял на борт 289 морских пехотинцев, 76-мм орудие и семнадцать ящиков со снарядами. Рано утром 29 декабря он обстрелял Феодосию, затем вместе с двумя другими эсминцами высадил десант. Несмотря на повреждение кормы и затопление при столкновении с пирсом из-за отказа телеграфа приказа двигателя , «Незаможник» продолжил береговой обстрел, в общей сложности насчитывавший 99 102-мм и 35 76-мм снарядов, а также 45-мм трассирующие снаряды. Двигаясь со скоростью семь-восемь узлов (от 13 до 15 км/ч; от 8,1 до 9,2 миль в час), он вернулся в Новороссийск 30 декабря, затем в Поти в первый день Нового 1942 года для ремонта, который завершился только 13 марта. [ 15 ]
Вместе с «Красным Кавказом » «Незаможник» в период с 16 по 19 марта сопровождал два танкера из Поти в Севастополь, без потерь пережив воздушную атаку и вернувшись в Поти. После сопровождения транспорта из Новороссийска в Севастополь с Шаумяном и Харьковом в период с 27 по 31 марта он и два патрульных катера сопровождали танкер «Куйбышев» из Новроссийска в Камыш-Бурун в Керчи 2 апреля, но в итоге эсминец вернулся в Новороссийск с выжившие из танкера, который взорвался после попадания воздушной торпеды немецкого бомбардировщика. С 3 по 7 апреля Незаможник сопровождал транспорт «Сванетия» из Новороссийска в Севастополь в Туапсе и обратно в Новороссийск. [ 16 ]
Вместе с «Красным Крымом» и его сестрой «Дзержинским» эсминец 12 мая погрузил подкрепления в Новороссийске и отправился в очередной рейс в Севастополь. Они подошли к входу в Севастопольский канал в тумане в ночь с 13 на 14 мая и остались там дожидаться улучшения условий видимости. В поисках тральщика, позиция которого отмечала советское оборонительное минное поле, Дзержинский подорвался на мине и 14 мая затонул с тяжелыми человеческими жертвами. Остальные два корабля вошли в Севастополь, ушли с ранеными 19 мая и через день вернулись в Туапсе. Незаможник В свой последний рейс в осажденный порт отправилась 5 июня, сопровождая «Грузию» двумя патрульными катерами, и прибыла 7 июня. Эсминец ушел с 94 эвакуированными людьми и через два дня прибыл в Туапсе. [ 17 ]
Более поздние операции и судьба
[ редактировать ]После падения Севастополя Черноморский флот был реорганизован, и «Незаможник» вошел в состав 2-й дивизии эсминцев вместе с «Железняковым» и «Ураган» сторожевыми кораблями типа «Шторм» и «Шквал» . Она перебралась в Новороссийск из Поти 1 июля, пережив невредимую налет немецкой авиации, в результате которой были потоплены лидер эсминца «Ташкент» и эсминец «Бдительный» на следующий день . Со «Штормом» и «Шквалом» эсминец вышел из порта и в районе Туапсе начал сопровождение легкого крейсера «Молотов» , переброшенного в Поти. Она покинула Туапсе 2 августа, чтобы помочь Молотову и Харькову , пострадавшим в результате неудавшегося рейда на Феодосию, и сопровождала их в Поти. Четыре дня спустя эсминец эвакуировал 295 представителей правительства и КПРФ из Новороссийска в Батуми. [ 17 ]

В течение следующих месяцев «Незаможник» выполнял функцию сопровождения конвоев, а также использовался для перевозки войск между базами во время битвы за Кавказ . Это началось 13 августа с переброски частей 32-й гвардейской стрелковой дивизии из Новороссийска в Туапсе вместе с «Красным Крымом» и тремя патрульными катерами. Сопровождала «Красный Кавказ» на ходовых испытаниях 17 августа после завершения ремонта, 25 августа перевезла 500 человек морской пехоты из Поти в Туапсе, сопровождала транспорт «Калинин» с войсками 408-й стрелковой дивизии 16 сентября из Поти в Туапсе. , а отбуксировали Железняков из устья реки Хоби через два дня в Батуми на ремонт. Эсминец сопровождал « Калинин» с 19 по 20 сентября, когда последний переправил части 328-й стрелковой дивизии из Поти в Туапсе, а 30 сентября переправил части 408-й стрелковой дивизии из Геленджика в Туапсе. С Ворошиловым , Бойком и эсминцем Беспощадный она провела стрельбу в районе устья реки Кодори . , 8 октября [ 17 ]
Эсминец и «Шквал» обстреляли порт Феодосии рано утром 14 октября при поддержке двух МБР-2 Бериева летающих лодок , выполнявших роль самолетов-корректировщиков , при этом «Незаможник» израсходовал 92 осколочно-фугасных снаряда, в результате чего в порту возникли пожары; она безуспешно атаковалась немецкой береговой артиллерией . С 18 октября по 30 ноября она сопровождала два транспорта и танкеры из Батуми и Поти в Туапсе и обратно, доставив в Туапсе 1150 подкреплений. «Красный Крым» и эсминец переправили части 9-й горнострелковой дивизии 2 декабря из Батуми в Туапсе, а неделю спустя вместе с «Беспощадным» перевезли из Поти в Туапсе 1108 моряков, откомандированных в армию. Рано утром 20 декабря она и «Шквал» снова обстреляли Феодосию с помощью самолетов-корректировщиков, уклонившись от атаки миноносцев и огня береговых батарей; «Незаможник» израсходовал 124 снаряда за семнадцать минут и наблюдал пожары в порту. [ 17 ] Немецкий моторный буксир загорелся и затонул прямым попаданием. [ 18 ]
К началу 1943 года в состав ЧФ входило всего шесть оставшихся эсминцев, в том числе «Незаможник» и «Железняков» . она перевезла из Поти в Туапсе начальника морского генерального штаба адмирала Ивана Исакова 13 января . Через три дня она вместе с тральщиком «Груз» сопровождала Калинина из Поти в Туапсе. Под флагом контр-адмирала Николая Басистого поддерживала высадку десанта 4 февраля в районе Станички и Южной Озерейки. [ 4 ] совместно с Железняковым попытка отбить Новороссийск. Два эсминца обстреляли немецкие позиции в Новороссийской долине и у Озерейки с 03:52 до 06:15 того утра, при этом «Незаможник» израсходовал сто семьдесят три 102-мм снаряда на поддержку левого фланга основного десанта. Основной десант встретил ожесточенное сопротивление, и в 06:20 Басистый приказал отступить, чтобы избежать атаки немецкой авиации, бросив высаженные десанты; отвлекающий десант занял плацдарм, который стал известен как Малая Земля . Эсминец прикрывал отход канонерских лодок в Геленджик и вернулся в Туапсе. По пути в 10:13 он был атакован пятью немецкими пикирующими бомбардировщиками Junkers Ju 87 , которые промахнулись с пятнадцатью бомбами; один самолет был сбит ее зенитчиками. [ 17 ]
После возвращения в Поти 5 февраля «Незаможник» и два патрульных катера сопроводили танкер из Поти в Туапсе, доставив 10 февраля подкрепление и боеприпасы. Береговая бомбардировка Анапы, в ходе которой 26 февраля было выпущено пятьдесят снарядов, стала его последним боевым действием, а с 1 марта эсминец находился на ремонте, продолжавшемся до конца Черноморской кампании. После потопления в октябре «Харькова» и двух эсминцев Сталин запретил крейсерам и эсминцам Черноморского флота участвовать в операциях без его прямого разрешения. Незаможник и Железняков входили в состав отряда, сопровождавшего Красный Кавказ из Батуми в Поти 15 июля 1944 года. 30 июля Незаможник и Железняков отплыли из Поти под конвоем двух патрульных катеров и девяти самолетов для испытаний радиолокационного оборудования, которые оказались неудовлетворительными. [ 19 ] Эсминец был передан обратно в состав 1-й дивизии эсминцев 22 августа вместе с «Железняковым», когда 2-я дивизия эсминцев была расформирована. В этот день оба эсминца вернулись в Новороссийск из Поти под прикрытием двух МБР-2. [ 20 ] После того, как Севастопольский порт был заминирован после его повторного захвата во время Крымского наступления в начале того же года, Черноморский флот вернулся в Севастополь. Незаможник покинул Поти 4 ноября и прибыл на главную базу на следующий день. [ 17 ] К концу войны кораблю официально приписывалось выполнение 120 боевых вылетов, прохождение 45 586 морских миль (84 425 км; 52 459 миль) за 3779 часов хода, выживание в шестидесяти воздушных атаках, сбитие трех самолетов и уничтожение пяти полевых, двух береговых и пяти полевых самолетов. и четыре минометные батареи. [ 21 ] За эти действия она была награждена 8 июля 1945 года орденом Красного Знамени вместе с Железняковым . [ 4 ] [ 3 ]
Разоружен и выведен из состава ВМФ СССР 12 января 1949 г. [ 11 ] он был переоборудован в корабль-мишень и затоплен во время испытаний нового вооружения у берегов Крыма в начале 1950-х годов. [ 4 ] [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Verstyuk & Gordeyev, p. 100
- ^ Jump up to: а б с Verstyuk & Gordeyev, p. 116
- ^ Jump up to: а б с Verstyuk & Gordeyev, pp. 111–112
- ^ Jump up to: а б с д и ж Berezhnoy, p. 326
- ^ Брейер, с. 246; Хилл, с. 10
- ^ Jump up to: а б Verstyuk & Gordeyev, p. 101
- ^ Chernyshev, p. 125
- ^ Ammon & Berezhnoy, p. 152
- ^ Jump up to: а б с Chernyshev, pp. 127–129
- ^ Chernyshev, p. 65
- ^ Jump up to: а б Апалков, с. 137
- ^ Jump up to: а б Chernyshev, p. 142
- ^ Chernyshev, pp. 143–144
- ^ Jump up to: а б Chernyshev, p. 146
- ^ Jump up to: а б Chernyshev, pp. 147–148
- ^ Chernyshev, p. 150
- ^ Jump up to: а б с д и ж Chernyshev, pp. 151–153
- ^ США. Управление военно-морской разведки, с. 224
- ↑ Генеральный штаб ВМФ (1951), стр. 426, 449.
- ↑ Генеральный штаб ВМФ (1951), стр. 491–492, 495.
- ^ Chernyshev, p. 154
- ^ Chernyshev, p. 162
Библиография
[ редактировать ]- Ammon, Georgy & Berezhnoy, Sergey (1981). Героические корабли российского и советского Военно–Морского Флота [ Героические боевые корабли Российского и Советского Военно-Морского Флота ] (на русском языке). Москва: Воениздат. OCLC 9046897 .
- Apalkov, Yu. V. (1996). Боевые корабли Русского флота 8.1914–10.1917 гг. Справочник [ Справочник боевых кораблей ВМФ России за август 1914–октябрь 1917 г. ] (на русском языке). СПб.: Интек. ISBN 978-5-7559-0018-8 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Путеводитель по крейсерам и эсминцам ] (на русском языке). Москва: Воениздат. ISBN 978-5-203-01780-2 .
- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-604-0 .
- Chernyshev, Alexander (2011). Русские суперэсминцы. Легендарные "Новики" [ Российские суперэсминцы: Легендарные новики ] (на русском языке) (2-е изд.). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-53144-8 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Naval General Staff (1951). Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре [ Chronicles of the Great Patriotic War of the Soviet Union in the Black Sea Theatre ]. Vol. 6. Moscow: Voyenno-Morskoye Izdatelstvo. OCLC 31341499 .
- Verstyuk, Anatoly & Gordeyev, Stanislav (2006). Корабли Минных дивизий. От "Новика" до "Гогланда" [ Torpedo Division Ships: From Novik to Gogland ] (in Russian). Moscow: Voennaya Kniga. ISBN 978-5-902863-10-6 .
- Соединенные Штаты. Управление военно-морской разведки; Германия. Кригсмарине. Боевой дневник адмирала, Черное море, 1 октября 1942 г. - 31 декабря 1942 г. Библиотека Генри Э. Эклса Военно-морской колледж США.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Likachev, Pavel Vladimirovich (2005). Эскадренные миноносцы типа "Новик" в ВМФ СССР 1920–1955 гг [ Эсминцы типа «Новик» в ВМФ СССР 1920–1955 гг. ] (на русском языке). Самара, Россия: ИСТФЛОТ. ISBN 978-5-98830-009-0 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Советский инспектор Незащитника на море (в Russian)
- Незаможника Изображения . Архивировано 22 июня 2019 г. на Wayback Machine.