Soviet destroyer Kharkov
![]() Kharkov in port
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Харьков |
Тезка | Харьков |
Заказал | 1-я пятилетка |
Строитель | Верфь №. 198 (Марти Южного) , Николаев |
Номер двора | 223 |
Заложен | 19 октября 1932 г. |
Запущен | 9 сентября 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 19 ноября 1938 г. |
Судьба | Потоплен самолетом 6 октября 1943 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Ленинград класса Лидер эсминцев |
Смещение | 2150 длинных тонн (2180 т ) ( стандарт ) |
Длина | 127,5 м (418 футов 4 дюйма) ( о/а ) |
Луч | 11,7 м (38 футов 5 дюймов) |
Черновик | 4,06 м (13 футов 4 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала; 3 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 40 узлов (74 км/ч; 46 миль в час) |
Диапазон | 2100 миль (3900 км; 2400 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) |
Дополнить | 250 (311 военное время) |
Датчики и системы обработки | Арктур Гидрофоны |
Вооружение |
|
Харьков класса » « Ленинград « — », построенный лидер эсминцев для ВМФ СССР в 1930-х годах, один из трёх вариантов проекта 1 . Построенный в 1938 году, он был слегка поврежден во время рейда на Констанцу через несколько дней после вторжения Германии в Советский Союз 22 июня и прикрывал эвакуацию Дунайской флотилии в Одессу в следующем месяце . Во время блокады Одессы и Севастополя в 1941–1942 годах корабль переправлял в эти города подкрепления и припасы, эвакуировал раненых и беженцев, а также бомбардировал позиции войск Оси. Поврежденный немецкой авиацией за несколько недель до капитуляции Севастополя 4 июля, Харьков находился в ремонте до начала августа.
Во время битвы за Кавказ корабль выполнял те же задачи, что и раньше, бомбардируя позиции Оси, переправляя войска в порты и выводя их из портов, которым угрожало немецкое наступление вдоль побережья Черного моря. В феврале 1943 года он поддерживал советские войска, когда они высадились в тылу немцев, а затем оказал артиллерийскую поддержку с моря в том же месяце . В течение следующих нескольких месяцев Харьков бомбардировал удерживаемые немцами порты на Кавказе и в Крыму . Возвращаясь с одной из таких миссий в октябре, корабль был поврежден немецкими пикирующими бомбардировщиками и позже в тот же день затонул на буксире вместе с двумя другими эсминцами.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Впечатленные проектами французских больших эсминцев ( contre-torpilleur ), таких как Vauquelin класс начала 1930-х годов, Советы разработали свою собственную версию. « Ленинград » имел общую длину 122 метра (400 футов 3 дюйма) 127,5 метра (418 футов 4 дюйма) и длину по ватерлинии . Корабли имели ширину 11,7 метра (38 футов 5 дюймов) и осадку 4,06 метра (13 футов 4 дюйма) при глубокой загрузке . Построенная двумя партиями, первая партия (Проект 1) имела водоизмещение 2150 длинных тонн (2180 т ) при стандартной загрузке и 2582 длинных тонны (2623 т) при глубокой загрузке. Их экипаж насчитывал 250 офицеров и матросов в мирное время и 311 — в военное. [ 1 ] Корабли имели три паровые турбины с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт, рассчитанные на выработку 66 000 лошадиных сил на валу (49 000 кВт ) с использованием пара от трех трехбарабанных котлов. [ 2 ] который должен был обеспечить им максимальную скорость 40 узлов (74 км/ч ; 46 миль в час ). « Ленинград » имел на борту достаточно мазута , чтобы обеспечить дальность полета 2100 морских миль (3900 км; 2400 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [ 3 ]
В постройке на кораблях класса «Ленинград» было установлено пять 130-миллиметровых (5,1 дюйма) орудий Б-13 в двух парах одиночных сверхстрельных установок в носовой и кормовой части надстройки , а также в еще одной установке между мостиком и носовой трубой . Орудия были защищены орудийными щитами . Противовоздушную оборону обеспечивала пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках на кормовой надстройке и пара 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудий 21-К, установленных по бокам. мост [ 3 ] а также дюжину 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) M2 Browning пулеметов в шести спаренных артиллерийских установках. [ 4 ] Они несли восемь торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся четырехместных установках; каждая трубка имела перезарядку. Корабли также могли нести максимум 68 или 115 мин и 52 глубинные бомбы . Они были оснащены комплектом гидрофонов «Арктур» для противолодочного обнаружения. [ 3 ]
Модификации
[ редактировать ]Перед ее потерей в 1943 году Харьков обменял две ее установки 21-К на шесть 37-миллиметровых (1,5 дюйма) зенитных орудий 70-К. [ 4 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Харьков , названный в честь временной столицы Украинской Советской Социалистической Республики , [ 4 ] заложен 19 октября 1932 года на ССЗ № 198 (Марти Южный) в Николаеве под заводским номером 223. [ 5 ] спущен на воду 9 сентября 1934 года. Отбуксирован на ССЗ № 201 в Севастополе для достройки. [ 6 ] «Харьков» вступил в строй 19 ноября 1938 года и вошел в состав Черноморского флота. [ 7 ] С мая 1940 года она была командиром 3-й дивизии эсминцев отряда легких войск. [ 8 ] участие в тренировочных учениях. [ 9 ] В случае нападения Румынии на Советский Союз Харьков в составе Черноморского флота должен был уничтожить или захватить румынский флот и перерезать коммуникации, блокировать румынское побережье, поддержать потенциальный десант и советские войска, наступающие по Черному морю. Морское побережье. Красной Армии Чтобы отработать этот план, она участвовала в учениях с 9-м особым стрелковым корпусом с 4 по 19 июня 1941 года, поддерживая учебный десант на западном побережье Крыма, недалеко от Тендры . Эсминец вернулся на причал в бухте Северная в Севастополе 21 июня. [ 10 ]
После начала операции «Барбаросса» — вторжения Германии в Советский Союз — 22 июня флот отправился на установку оборонительных минных полей у своей базы в Севастополе утром 23 июня. [ 11 ] На следующий день «Харьков» и эсминцы «Смышлёный» и «Беспощадный» 3-й дивизии эсминцев направились в устье Дуная для поддержки речных мониторов Дунайской флотилии в ответ на сообщение о выходе румынских эсминцев из порта Констанца . Эсминцы обстреляли румынские войска в районе Змеиного острова , поддержали несколько десантных операций , а также установили и тралили мины, а затем вернулись в Севастополь 25 июня, не вступая в бой с румынскими надводными силами. [ 12 ] [ 10 ]
Рейд на Констанцу
[ редактировать ]В первые недели войны перед эскадрой Черноморского флота была поставлена задача нарушить линии снабжения Оси, обстреляв Констанцу и ее нефтяные резервуары . Время обстрела было назначено на 05:00 26 июня, которому предшествовал 30-минутный авиаудар авиации флота, начавшийся часом ранее. Для рейда тяжелый крейсер «Ворошилов» и «Москва» должны были прикрывать бомбардировку порта однотипными кораблями последнего « Харьков» , «Смышленый» и эсминцем «Сообразительный» . Чтобы предотвратить нападение авиации Оси, корабли начали выходить из Севастополя ночью, в 18:00 25 июня. Однако перед выходом из бухты корабли получили приказ вернуться в порт, так как план был изменен наркомом ВМФ ( вице-адмиралом вице -адмиралом ) Николаем Кузнецовым , который приказал двум лидерам эсминцев провести бомбардировку с другие корабли поддержки. Москва и Харьков покинули Севастопольскую бухту в 20:10, сначала направляясь в сторону Одессы , а затем, чуть более чем через час, повернув к месту назначения в сопровождении группы поддержки. в целях обмана [ 13 ]
Утром 26 июня Харьков и Москва обстреляли Констанцу, однако авиаудар так и не был нанесен. Сестры произвели 350 выстрелов между собой по нефтяным цистернам и железнодорожным станциям с расстояния около 20 км (12 миль), взорвав поезд с боеприпасами и причинив значительный ущерб. Когда они готовились к отбытию в 04:16 после 10-минутной стрельбы, они были атакованы немецкой береговой артиллерией и румынскими эсминцами «Регина Мария» и «Мэрэшти» на дальностях от 11 000 до 16 000 м (от 12 000 до 17 000 ярдов). Вскоре после этого «Москва» подорвалась на мине, которая разломила корабль пополам; [ 14 ] Перед рейдом проводившим его кораблям не были предоставлены точные схемы расположения минных полей. [ 15 ] Позже тем же утром у Харькова ненадолго вышло из строя рулевое управление в результате попадания немецкого бомбардировщика. [ 16 ] В 06:43 советская подводная лодка Щ-206 атаковала и промахнулась по Харькову одной торпедой, а затем в 07:00 промахнулась по Сообразительному еще двумя. [ 17 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]«Харьков» был отремонтирован к 18 июля и вместе с легким крейсером «Коминтерн» , эсминцами «Смышленый» , «Бодрый» , «Шаумян» прикрывал отход Дунайской флотилии к Одессе . и многочисленными кораблями меньшего размера в течение следующих нескольких дней [ 12 ] Харьков неоднократно бомбардировал позиции Оси во время блокады Одессы и помогал сопровождать эвакуационные конвои из Одессы в Севастополь в октябре. [ 18 ] Во время блокады Севастополя она обеспечивала огневую поддержку, эвакуировала в Севастополь отрезанные войска из других частей Крыма и доставляла подкрепления из кавказских портов. Корабль помогал перебросить 388-ю стрелковую дивизию из Новороссийска и Туапсе в Севастополь с 7 по 13 декабря, 79-ю морскую стрелковую бригаду с 19 по 20 декабря и 354-ю стрелковую дивизию с 21 по 22 декабря, одновременно обстреливая немецкие позиции. [ 19 ] В период с февраля по июль 1942 года Харьков неоднократно бомбардировал немецкие войска и доставлял подкрепления и припасы в Севастополь, эвакуируя раненых и беженцев по возвращении в порт. 18 июня рулевое управление корабля было выведено из строя из-за попадания немецких бомбардировщиков, и его пришлось буксировать командиру флотилии Ташкенту . [ 20 ]
После ремонта Харьков 2–3 августа обстрелял позиции Оси под Феодосией и 1–4 сентября оказывал огневую поддержку защитникам Новороссийска. В период с 8 по 11 сентября она переправила 137-й и 145-й стрелковые полки вместе с 3-й морской стрелковой бригадой из Поти в Туапсе и Геленджик , а через месяц переправила 12 600 человек 8-й, 9-й и 10-й гвардейских стрелковых бригад из Поти в Туапсе для подкрепления. оборона там с 20 по 23 октября. [ 21 ] 29 ноября 1942 года она сопровождала Ворошилова в миссии по бомбардировке позиций Оси на Феодониси и бомбардировала Ялту в ночь с 19 на 20 декабря. В ночь на 4 февраля 1943 года советские войска совершили серию высадок десанта к западу от Новороссийска, в тылу немцев. Харьков , легкие крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым» , «Беспощадный» и «Сообразительный» обеспечивали огневую поддержку основного десанта, но советские войска там были уничтожены к 6 февраля, хотя один второстепенный десант оказался успешным. Харьков В ночь с 21 на 22 февраля снова обстрелял немецкие позиции под Новороссийском. Анапа подверглась бомбардировке в ночь с 13 на 14 мая, Феодосия — 22 на 23 мая. [ 22 ] В ночь с 5 на 6 октября 1943 года «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный» обстреляли Ялту, Алушту и Феодосию и были атакованы пикирующими бомбардировщиками Юнкерс Ju 87 «Штука» III./StG 3 на обратном пути . Харьков пришлось его отбуксировать был поврежден в результате их первой атаки, и «Способному» . Вторая атака повредила все три корабля, и «Способный» взял «Беспощадный» на буксир и . Следующая атака потопила оба Харькова прямым попаданием Хуберта Пёльца . [ 23 ] и Беспощадный . Способный был потоплен четвертой волной при попытке спасти выживших. Этот инцидент побудил Сталина издать приказ, запрещающий использование кораблей размером с эсминец и более без его явного разрешения. [ 24 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брейер, стр. 218, 220.
- ^ Будзбон, с. 329
- ^ Jump up to: а б с Брейер, с. 220
- ^ Jump up to: а б с Хилл, с. 26
- ^ Ровер и Монаков, с. 232
- ^ Качур, с. 23
- ^ Брейер, с. 216
- ^ Комоедов, с. 206
- ^ Качур, с. 78
- ^ Jump up to: а б Качур, стр. 73–74, 78.
- ^ Ровер, стр. 82.
- ^ Jump up to: а б Эрвье, с. 72
- ^ Качур, стр. 73–75.
- ^ Эрвье, стр. 70–71
- ^ Качур, стр. 73–74.
- ^ Ровер, стр. 83.
- ^ Эрвье, с. 71
- ^ Ровер, стр. 94, 98.
- ^ Ровер, стр. 112, 122, 140–141.
- ^ Ровер, стр. 154, 156, 161, 164, 166, 169–170, 172.
- ^ Ровер, стр. 184, 193–194, 204.
- ^ Ровер, стр. 215, 219, 229, 231, 251.
- ^ Обермайер, с. 72
- ^ Ровер, стр. 280.
Библиография
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Развитие советских военных кораблей: Том 1: 1917–1937 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-604-3 .
- Будзбон, Пшемыслав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
- Будзбон, Пшемыслав; Радземский, Ян и Твардовский, Марек (2022). Боевые корабли советских флотов 1939–1945 гг . Том. Я: Основные бойцы. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-877-6 .
- Эрвье, Пьер (2001). «Румынский флот в войне, 1941–1945». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2001–2002 гг . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 70–88. ISBN 0-85177-901-8 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Обермайер, Эрнст (1976). Рыцарские крестоносцы Люфтваффе 1939–1945, том II Stuka- und Schlachtflieger [ Рыцарские крестоносцы Люфтваффе, 1939–1945, том II, пикирующие бомбардировщики и штурмовики ] (на немецком языке). Майнц, Германия: Верлаг Дитер Хоффманн. ISBN 978-3-87341-021-3 .
- Kachur, Pavel (2008). "Гончие псы" Красного флота. "Ташкент", "Баку", "Ленинград" [ Hounds of the Red Fleet: Tashkent, Baku, Leningrad ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-31614-4 .
- Komoedov, V.P., ed. (2002). Черноморский флот России: Исторический очерк [ Black Sea Fleet of Russia: Historical Essay ] (in Russian). Simferopol: Tavrida. ISBN 966-584-194-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемыслав и Радземский, Ян (2022 г.). «Начало советской военно-морской мощи: лидеры флотилии 1927 года». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 8–28. ISBN 978-1-4728-4781-2 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
- Якубов Владимир; Стоит, Ричард (2008). Поднятие Красного Знамени: иллюстрированная история сталинского флота . Глостершир, Великобритания: Spellmount. ISBN 978-1-86227-450-1 .