Soviet destroyer Sposobny (1940)
![]() Неопознанный эсминец типа «Сторожевой» в Черном море.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Sposobny ( Способный (Capable)) |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | Судостроительный завод № 200 (им. 61 коммунара) , г. Николаев |
Номер двора | 1076 |
Заложен | 7 марта 1939 г. |
Запущен | 30 сентября 1939 г. |
Введен в эксплуатацию | 24 июня 1941 г. |
Судьба | Потоплен самолетом 6 октября 1943 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Storozhevoy -class destroyer |
Смещение |
|
Длина | 112,5 м (369 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 3,98 м (13 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паротурбинные установки |
Скорость | 36,8 узлов (68,2 км/ч; 42,3 миль в час) |
Выносливость | 1380 миль (2560 км; 1590 миль) при 20 узлах (37 км / ч; 23 мили в час) |
Дополнить | 207 (271 военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианские гидрофоны |
Вооружение |
|
Способный ( русский : Способный , букв. «Способный») был одним из 18 «Сторожевой» класса эсминцев (официально известных как эсминцы проекта 7У ), построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. Хотя он начал строительство как эсминец проекта 7 «Гневный» , « Способный» был достроен в 1941 году по модифицированному проекту проекта 7У и передан в состав Черноморского флота .
Во время блокады Одессы и Севастополя в 1941–1942 годах корабль сопровождал конвои в эти города и обратно, а также обеспечивал огневую поддержку обороняющихся. В начале 1942 года «Способный» подорвался на мине , и его пришлось отбуксировать обратно в порт для ремонта. В апреле 1942 года он был поврежден бомбами, пока еще находился в ремонте, и ремонт был завершен только в середине 1943 года. После неудачной попытки перехватить немецкие конвои у Крыма корабль и два других эсминца были атакованы немецкой авиацией. После неоднократных атак два других были потоплены первыми, а «Способный» затонул при попытке спасти выживших.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Первоначально построенный как корабль класса «Гневный» , «Способный» и его однотипные корабли были достроены по модифицированному проекту проекта 7У после того, как Иосиф Сталин , Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза , приказал построить последние с котлов расположением эшелонированным . а не связанный, как в «Гневном », чтобы корабль все равно мог двигаться с одним или двумя отключенными котлами. [ 1 ]
Как и « Гневный », эсминцы проекта 7У имели общую длину 112,5 метра (369 футов 1 дюйм) и ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов), но имели уменьшенную осадку 3,98 метра (13 футов 1 дюйм). при глубокой нагрузке . Корабли имели немного больший вес, водоизмещение 1727 метрических тонн (1700 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2279 метрических тонн (2243 длинных тонны) при глубокой загрузке. Экипаж класса «Сторожевой» в мирное время насчитывал 207 человек, но в военное время он увеличился до 271, поскольку для работы с дополнительным оборудованием требовалось больше личного состава. [ 2 ] Каждый корабль имел пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт , рассчитанные на выработку 54 000 лошадиных сил на валу (40 000 кВт ) с использованием пара от четырех водотрубных котлов , что, как ожидали конструкторы, превысит скорость в 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) скорости Project 7, потому что там был дополнительный пар. Сама Способная в 1943 году достигла скорости всего 36,8 узла (68,2 км/ч; 42,3 мили в час). во время ходовых испытаний Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета кораблей проекта 7У варьировалась от 1380 до 2700 морских миль (от 2560 до 5000 км; от 1590 до 3110 миль) на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час); Способный достиг скорости 1380 миль (2560 км; 1590 миль) при скорости 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час). [ 3 ]
На кораблях проекта 7У были установлены четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах сверхстрельных одиночных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивали пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и три 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудия 21-К, [ 4 ] а также четыре 12,7-миллиметровых (0,5 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21 дюйм) в двух вращающихся тройных установках на миделе корабля . Корабли также могли нести от 58 до 96 мин и 30 глубинных бомб . Они были оснащены набором марсианских гидрофонов для противолодочных работ , хотя они были бесполезны на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 5 ]
Модификации
[ редактировать ]В ходе ремонта 1942–1943 годов, в связи с необходимостью увеличения зенитного вооружения в связи с воздушными атаками, 45-мм орудия на борту «Способного» были заменены семью одиночными 37-миллиметровыми (1,5 дюйма) зенитными орудиями 70-К , а также двумя спаренными зенитными орудиями. -артустановки для М2 «Браунинг» и двух пусковых установок глубинных бомб БМБ-1. 12,7-мм пулемета [ 6 ] В этот период она также получила по ленд-лизу гидролокатор Asdic (в СССР получивший обозначение «Дракон-128»). [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Способный» был заложен на ССЗ № 200 (имени 61 коммунара) в Николаеве под заводским номером 1076 7 июля 1936 года как эсминец типа «Гневный» с названием «Подвижный» . Он был перезаложен в эсминец проекта 7У 7 марта 1939 года и спущен на воду 30 сентября того же года. Корабль был переименован в «Способный» 25 сентября 1940 года, его корпус был помят льдом во время швартовных испытаний в январе, а затем сел на мель во время буксировки ледоколом. После ремонта в Одессе «Способный» 1 марта 1941 года прибыл в Севастополь для заводских испытаний, государственные приемочные испытания начались 13 апреля. Он был введен в состав Черноморского флота 24 июня 1941 года, через два дня после начала немецкого вторжения в Советский Союз ( операция «Барбаросса» ) и завершения испытаний. [ 8 ] [ 9 ] Способный был направлен в 3-й дивизион эсминцев отряда лёгких войск флота вместе со своими комплектными сестрами. [ 10 ] В течение первых двух месяцев службы эсминец сопровождал транспорты, а его экипаж тренировался работе с техникой. [ 11 ]
21 августа корабль вошел в число кораблей, назначенных для поддержки защитников Одессы , ее первой боевой операции. 7 сентября «Способный» и эсминец «Бойкий» сопровождали командующего Черноморским флотом вице-адмирала Филиппа Октябрьского на борту эсминца-лидера «Харьков » в Одессу. Пока они присутствовали, все три корабля обстреляли румынские войска; Способный выпустил из своего главного орудия 28 снарядов. Четыре дня спустя корабль выпустил 49 снарядов по румынским целям. За этот период она также израсходовала 64 76-мм и 135 45-мм снарядов против самолетов Оси. [ 11 ] 16–21 сентября эсминец помогал сопровождать транспорты, переправлявшие 157-ю стрелковую дивизию в Одессу. В начале ноября «Способный» и обратно начал сопровождать конвои с припасами и войсками в окруженный Севастополь , а также поддерживать советские войска своими орудиями. 27 ноября он получил незначительные повреждения от шторма, выпустив 292 снаряда с 4 по 8 декабря и 329 снарядов с 23 по 24 декабря по немецким позициям, осаждающим Севастополь. [ 12 ] С 28 по 30 декабря прикрывал высадку десанта в Керчи и Феодосии . [ 13 ]
Способный переправил припасы из Новороссийска в Севастополь 1 января 1942 года и два дня спустя обстрелял войска Оси под Феодосией . 4 января эсминец сопровождал легкий крейсер «Красный Кавказ» в Туапсе , серьезно поврежденный немецкими пикирующими бомбардировщиками . [ 14 ] Способный 6 января высадил 217 солдат усиленного 226-го горнострелкового полка 63-й горнострелковой дивизии в Судаке и выпустил в поддержку десанта девяносто пять 130-мм снарядов. 8-го числа, перевозя 300 солдат в Феодосию, она подорвалась на советской мине, оторвавшейся от ее носовой части, в результате чего погибло 20 членов экипажа и 86 солдат. В результате взрыва ее гребные валы были смещены, и один винт потерял лопасти, когда зацепился за тонущую носовую часть, помимо повреждения корпуса. Корабль смог пройти своим ходом кормой вперед в сторону Новороссийска, но был взят на буксир эсминцем «Железняков» на следующий день . Во время ремонта в Новороссийске 10 апреля «Способный» был сильно поврежден осколками бомбы, в результате которых загорелось около 130-мм снарядов и возникло несколько пожаров, в результате которых погиб 41 человек и было ранено 45. [ 12 ] [ 15 ]
Корабль был отбуксирован в Туапсе 22 апреля эсминцем «Незаможник» . [ 15 ] где ремонт начал эвакуированный из Севастополя ССЗ № 201 . Производство нового носа началось 24 июня, но продвижение Германии на Кавказ вынудило эвакуировать верфь в Поти , куда Способный был отбуксирован спасательным буксиром «Меркурий» в период с 9 по 12 августа. Новый нос прибыл 7 сентября и к концу года был прикреплен к нему в сухом доке. Выведенный из сухого дока 29 декабря, эсминец вернулся в строй после завершения ремонта в середине мая 1943 года. [ 12 ] С середины до конца 1943 года она сопровождала транспорты и другие боевые корабли, в том числе крейсер « Красный Кавказ» , между базами. Вместе с Бойким и своей сестрой Сообразительной она покинула Батуми 26 августа, чтобы заминировать побережье, удерживаемое странами Оси, но вернулась на базу после того, как была обнаружена по пути немецким самолетом-разведчиком. [ 7 ]
Вместе с «Бойким» и эсминцем «Беспощадный» корабль предпринял 30 сентября неудачную попытку перехватить немецкие транспорты, эвакуирующие войска и технику с Кубанского плацдарма . В ночь с 5 на 6 октября «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный» попытались перехватить немецкие эвакуационные конвои у берегов Крыма, но снова безуспешно. «Харьков» бомбардировал Ялту и Алушту , а два меньших эсминца направились сделать то же самое по Феодосии. Последняя пара была атакована пятью катерами 1-й флотилии лодок по пути. Немцам не удалось повредить ни один эсминец, а Способный заявил об одном попадании одного из своих 45-мм орудий в С-45 . На пути домой три корабля были замечены немецкими самолетами-разведчиками атакованы Junkers Ju 87 пикирующими бомбардировщиками Stuka из III./StG 3 и с утра 6 октября . Харьков пришлось его отбуксировать был поврежден в результате их первой атаки, и «Способному» . Вторая атака нанесла серьезный ущерб Беспощадному , несмотря на прикрытие советских истребителей и Способный попеременно буксировал ее и Харьков . Экипажу «Харькова» удалось вернуть котел в работу около 14:00, но в результате третьего налета через десять минут «Беспощадный» отключилось электричество затонул, а на борту «Способного» двумя промахами . Ее экипажу удалось вернуться в строй через полчаса, но следующая атака затопила Харьков в 15:37. Способный провел два часа, спасая выживших, но сам был потоплен пятой волной, нанесшей три прямых попадания. Вместе с тремя кораблями погибли сотни моряков, и этот инцидент побудил Сталина издать приказ, запрещающий использование кораблей размером с эсминец и больше без его явного разрешения. [ 16 ] [ 17 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ровер и Монаков, с. 52; Балакин, с. 8
- ^ Мужчины, стр. 100-1. 30, 44; Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Хилл, с. 42
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ План, с. 26
- ^ Jump up to: а б План, с. 124
- ^ Ровер и Монаков, стр. 234–235.
- ^ Berezhnoy, pp. 355–356
- ^ Khorkov, p. 24
- ^ Jump up to: а б План, с. 122
- ^ Jump up to: а б с План, с. 123
- ^ Platonov, p. 221; Rohwer, pp. 94, 98, 100, 112
- ^ Ровер, стр. 131.
- ^ Jump up to: а б Платонов, с. 221; Ровер, с. 133; Якубов и Ворт, с. 113
- ^ Platonov, pp. 221–222; Rohwer, pp. 274, 280
- ^ План, стр. 125–126
Источники
[ редактировать ]- Balakin, Sergey (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Legendary Sevens: Stalin's Destroyer Series ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-203-01780-8 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Khorkov, Geliy (1981). Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне [ Soviet Surface Ships in the Great Patriotic War ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. OCLC 10593895 .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .