Советский эсминец Смелый (1939 г.)
![]() Неопознанный эсминец типа «Сторожевой» в Черном море.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Smely ( Смелый (Valiant)) |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad |
Номер двора | 521 |
Заложен | Март 1938 г. |
Запущен | 30 апреля 1939 г. |
Завершенный | 31 мая 1941 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 июня 1941 г. |
Судьба | Заминирован и затоплен , 27 июля 1941 г. |
General characteristics ( Storozhevoy , 1941) | |
Класс и тип | Storozhevoy -class destroyer |
Смещение |
|
Длина | 112,5 м (369 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 3,98 м (13 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паротурбинные установки |
Скорость | 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час) |
Выносливость | 1800 миль (3300 км; 2100 миль) на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 207 (271 военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианские гидрофоны |
Вооружение |
|
Смелый ( русский : Смелый , букв. «Доблестный») был одним из 18 «Сторожевой» класса эсминцев (официально известных как проект 7У ), построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. проекта 7 «Гневный» Хотя он начал строительство как эсминец , «Смелый» был достроен в 1941 году по модифицированной конструкции проекта 7У.
Служил в составе Балтийского флота , выполнял функции эскорта после начала немецкого вторжения в Советский Союз (операция «Барбаросса») в июне 1941 года. При прикрытии минных постановок в Ирбенском проливе был заминирован 27 июля. После провала попыток спасти « Смелый» был потоплен торпедой сопровождавшего его моторного торпедного катера .
Дизайн
[ редактировать ]Первоначально построенный как корабль класса «Гневный» , «Смелый» и его однотипные корабли были достроены по модифицированному проекту проекта 7У после того, как Иосиф Сталин , Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза , приказал построить последние с котлов расположением эшелонированным . а не связанный, как в «Гневном », чтобы корабль все равно мог двигаться с одним-двумя отключенными котлами. [ 1 ]
Как и « Гневный », эсминцы проекта 7У имели общую длину 112,5 метра (369 футов 1 дюйм) и ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов), но имели уменьшенную осадку 3,98 метра (13 футов 1 дюйм). при глубокой нагрузке . Корабли имели немного больший вес, водоизмещение 1727 метрических тонн (1700 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2279 метрических тонн (2243 длинных тонны) при глубокой загрузке. Экипаж класса «Сторожевой» в мирное время насчитывал 207 человек, но в военное время он увеличился до 271, поскольку для работы с дополнительным оборудованием требовалось больше личного состава. [ 2 ] Каждый корабль имел пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт , рассчитанный на выработку 54 000 лошадиных сил на валу (40 000 кВт ) с использованием пара от четырех водотрубных котлов , что, как ожидали конструкторы, превысит скорость в 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) скорости Project 7, потому что там был дополнительный пар. Некоторые из них не дотягивали до этого, хотя конкретные цифры по большинству отдельных кораблей не сохранились. Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета проекта 7У варьировалась от 1380 до 2700 морских миль (от 2560 до 5000 км; от 1590 до 3110 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час). [ 3 ]
На кораблях было установлено четыре 130-миллиметровых (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах одиночных сверхстрелковых установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивали пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и три 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудия 21-К, [ 4 ] а также четыре 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся тройных установках на миделе корабля . Корабли также могли нести от 58 до 96 мин и 30 глубинных бомб . Они были оснащены набором марсианских гидрофонов для противолодочных работ , хотя они были бесполезны на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 5 ]
Строительство и Вторая мировая война
[ редактировать ]«Смелый» был заложен на ССЗ № 190 (Жданов) в Ленинграде под заводским номером 521 26 октября 1936 года как эсминец типа «Гневный» . Он был перезаложен в эсминец проекта 7У в марте 1938 года и спущен на воду 30 апреля 1939 года. Завершенный 31 мая 1941 года, он официально не вошел в состав Балтийского флота советский военно-морской домкрат . до 18 июня, когда на его борт был поднят [ 6 ] Вместе со своей сестрой Суровой она присоединилась к 5-й дивизии эсминцев флота. [ 7 ]
С началом операции «Барбаросса» 22 июня , немецкого вторжения в Советский Союз, Смелый переехал в Ханко , находившийся под атакой Финляндии, чтобы сопровождать пассажирский лайнер «Иосиф Сталин» обратно в Таллинн . На следующий день при подходе к проливу Суурупи он получил легкие повреждения от взрыва захваченной его параванами мины . После недели ремонта она сопровождала линкор «Октябрьская революция» из Таллинна в Кронштадт вместе со своими сестрами Свирепами и Страшными в период с 1 по 2 июля, а затем вернулась в Таллинн. С 13 июля снова со Свирепами и Страшным действовала в Моонзунде и Рижском заливе . [ 6 ] отбивая неоднократные атаки немецкой авиации. 23 июля, уклоняясь от очередной воздушной атаки, ее винты задели мелководье в заливе Кассар, в результате чего левый вал сбился с места, в результате чего скорость корабля снизилась до 14 узлов. [ 7 ]
В ночь с 26 на 27 июля прикрывала минный заградитель «Суроп» , сторожевой корабль «Буран» и тральщик «Фугас» при постановке мин в южной части Ирбенского пролива . 27 июля в 02:49 Смелый подорвался на мине. [ 6 ] по ее правому борту. [ 7 ] В результате взрыва треснул киль под носовой надстройкой. [ 8 ] сильно повредила носовую часть, сдула бак и вызвала сильное затопление носовой части. В результате взрыва 20 членов экипажа погибли и 30 получили ранения. В течение пятнадцати минут большинство выживших было увезено «Фугасом» , оставив группу из семи офицеров и десяти матросов прикрепить буксир. Буран безуспешно пытался ее отбуксировать более полутора часов. [ 7 ] но ему помешали, когда носовая часть рухнула и приземлилась на морское дно . [ 8 ] Попытки спасти корабль были прекращены, когда были замечены перископы и немецкий самолет-разведчик, а начальник штаба Отряда легких войск, находившийся на борту «Бурана» , приказал покинуть корабль. Эсминец был поражен торпедой, выпущенной торпедным катером ТКА-73 , и затонул в течение двадцати минут. Поскольку на месте затопления не было заложено мин, предполагалось, что это произошло в результате торпедирования немецкой подводной лодки, хотя ни одной из последних в то время поблизости не было. Недавние российские источники считают, что мина принадлежала мине, сброшенной ее сестрами Силными и Сердитами во время их боя 6 июля. [ 7 ] [ Примечание 1 ]
Впоследствии ее капитан был понижен в должности и отправлен на сухопутный фронт за то, что не «предпринял энергичные действия» по спасению корабля. [ 7 ] Эсминец был официально выведен из состава ВМФ СССР 31 августа. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Военно-морской историк Юрген Ровер утверждает, что она была торпедирована катером S -54 . [ 9 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ровер и Монаков, с. 52; Балакин, с. 8
- ^ Мужчины, стр. 100-1. 30, 44; Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Хилл, с. 42
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Jump up to: а б с д Berezhnoy, pp. 352–353
- ^ Jump up to: а б с д и ж План, стр. 72–73
- ^ Jump up to: а б Platonov, p. 212
- ^ Ровер, стр. 89.
Источники
[ редактировать ]- Balakin, Sergey (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Legendary Sevens: Stalin's Destroyer Series ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Guide to Cruisers and Destroyers ] (in Russian). Moscow: Voenizdat. ISBN 5-203-01780-8 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Platonov, Andrey (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Encyclopedia of Soviet Surface Ships 1941–1945 ] (in Russian). Saint Petersburg: Poligon. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .