Soviet destroyer Storozhevoy
![]() Неопознанный эсминец типа «Сторожевой» в Черном море.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Storozhevoy ( Сторожевой (Protective)) |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad |
Номер двора | 517 |
Заложен | Январь 1938 г. |
Запущен | 2 октября 1938 г. |
Завершенный | 6 октября 1940 г. |
Судьба | Списано , 1958–1959 гг. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Storozhevoy -class destroyer |
Смещение |
|
Длина | 112,5 м (369 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 3,98 м (13 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паротурбинные установки |
Скорость | 40,3 узла (74,6 км/ч; 46,4 миль в час) (испытания) |
Выносливость | 2700 миль (5000 км; 3100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 207 (271 военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианские гидрофоны |
Вооружение |
|
Сторожевой ( русский : Сторожевой , букв. «Защитный») был головным кораблем своего класса (официально известным как проект 7У ) из 18 эсминцев, построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. проекта 7 «Гневный» Хотя он начал строительство как эсминец , «Сторожевой» был достроен в 1940 году по модифицированному проекту проекта 7У.
Несущий службу на Балтийском флоте , его носовая часть была оторвана немецкой торпедой через несколько дней после начала немецкого вторжения в Советский Союз (операция «Барбаросса») в июне 1941 года. Хотя его экипаж понес большие потери, кормовая часть корабля остался на плаву и был отбуксирован на советские военно-морские базы, а в конечном итоге был отремонтирован во время блокады Ленинграда путем установки носовой части недостроенного эсминца проекта 30, построенного позднее. С 1942 по начало 1943 года. Вернувшись в строй в сентябре прошлого года, Сторожевой бомбардировал позиции Оси в последние месяцы осады. После войны он продолжал служить на Балтике и был ненадолго переоборудован в учебный корабль, а затем списан в конце 1950-х годов.
Дизайн
[ редактировать ]Первоначально построенный как «Гневный» корабль класса , «Страшный» и его однотипные корабли были достроены по модифицированному проекту проекта 7У после того, как Иосиф Сталин , Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза , приказал построить последние с котлов расположением эшелонированным . а не связанный, как в «Гневном », чтобы корабль все равно мог двигаться с одним-двумя отключенными котлами. [ 1 ]
Как и « Гневный », эсминцы проекта 7У имели общую длину 112,5 метра (369 футов 1 дюйм) и ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов), но имели уменьшенную осадку 3,98 метра (13 футов 1 дюйм). при глубокой нагрузке . Корабли имели немного больший вес, водоизмещение 1727 метрических тонн (1700 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2279 метрических тонн (2243 длинных тонны) при глубокой загрузке. Экипаж класса «Сторожевой» в мирное время насчитывал 207 человек, но в военное время он увеличился до 271, поскольку для работы с дополнительным оборудованием требовалось больше личного состава. [ 2 ] Каждый корабль имел пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт , рассчитанный на выработку 54 000 лошадиных сил на валу (40 000 кВт ) с использованием пара от четырех водотрубных котлов , что, как ожидали конструкторы, превысит скорость в 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) скорости Project 7, потому что там был дополнительный пар. Сама Сторожевая в 1941 году достигла скорости 40,3 узла (74,6 км/ч; 46,4 миль в час). во время ходовых испытаний Изменения в запасе топлива означали, что дальность хода проекта 7У варьировалась от 1380 до 2700 морских миль (от 2560 до 5000 км; от 1590 до 3110). миль) на скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час), именно эту верхнюю цифру продемонстрировала Сторожевая . [ 3 ]
На кораблях проекта 7У были установлены четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах сверхстрельных одиночных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивали пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и три 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудия 21-К, [ 4 ] а также четыре 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21,0 дюйма) в двух вращающихся тройных установках на миделе корабля . Корабли также могли нести от 58 до 96 мин и 30 глубинных бомб . Они были оснащены набором марсианских гидрофонов для противолодочных работ , хотя они были бесполезны на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 5 ]
Модификации
[ редактировать ]В новую носовую часть, установленную на «Сторожевом», входила спаренная 130-мм башня БЛ-2М кораблей проекта 30 с боезапасом 744 снаряда . Ее 45-мм зенитные орудия были заменены шестью более новыми 37-мм (1,5 дюйма) зенитными орудиями (70-К), остальная часть ее вооружения осталась прежней. Также был установлен британский Тип 291 поисковый радар , а новая носовая часть увеличила общую длину корпуса на метр, а осадку до 4,18 метра (13 футов 9 дюймов). Новая носовая часть и дополнительные модификации увеличили ее стандартное водоизмещение до 1892 метрических тонн (1862 LT) и 2453 метрических тонн (2414 LT) при глубокой загрузке. [ 6 ] Во время ходовых испытаний в 1944 году он достиг максимальной скорости 38,9 узлов (72,0 км/ч; 44,8 миль в час) и имел дальность полета 1800 морских миль (3300 км; 2100 миль) при скорости 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). . [ 7 ] После войны все ее зенитные орудия были заменены восемью вариантами пушки 70-К с водяным охлаждением В-11М в спаренных установках. [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Сторожевой» был заложен на ССЗ № 190 (Жданов) в Ленинграде под заводским номером 517 26 августа 1936 года как «Гневный» эсминец типа . В январе 1938 года он был перезаложен как первый эсминец проекта 7У и спущен на воду 2 октября того же года. Хотя официально он был принят 6 октября 1940 года, официально он не вошел в состав Балтийского флота до 12 апреля 1941 года, когда на его борт был поднят советский военно-морской домкрат . [ 9 ] В составе 2-й дивизии эсминцев Отряда легких войск флота он был переброшен из Риги в Усть-Двинск , Латвия , 14 июня 1941 года, за неделю до начала операции «Барбаросса» — немецкого вторжения в Советский Союз. [ 10 ]
В первые дни после начала операции «Барбаросса» Сторожевой было поручено установить оборонительные минные поля, и свою первую такую операцию она провела 24 июня в Ирбенском проливе . Чтобы заложить там дополнительные мины, он снова покинул Усть-Двинск в ночь на 26 июня вместе со своими сестрами «Стойкий» и «Сердиты», а также старым «Изяслав» эсминцем типа «Энгельс» . На ее палубе было уложено 75 мин. Достигнув пролива, он был атакован у Михайловских отмелей пятью немецкими электрокатерами. [ 9 ] 3-й флотилии в 02:27 27 июня. Торпеда, выпущенная С-59 или С-31, попала в левый борт корабля возле переднего магазина; В результате взрыва оторвало ее носовую часть с надстройкой и фок-мачту . Последний затонул мгновенно, при этом носовое котельное отделение и передняя труба были сильно повреждены. 84 члена экипажа и ее командир капитан 3-го ранга Погибли (капитан 3-го ранга) И. Ф. Ломакин. Не сумев обнаружить электронные лодки, Советы посчитали, что атака была совершена подводной лодкой. [ 10 ]
Экипажу удалось удержать на плаву кормовую часть эсминца, справившись с затоплением и сохранив в рабочем состоянии паровые турбины и три котла. В 16:00 его взял на буксир «Энгельс» , которого позже сменили другие корабли. В несколько этапов его отбуксировали в Таллинн , а оттуда в Кронштадт , где он был поставлен в сухой док 7 июля . В течение следующих месяцев сильно поврежденные части корабля были удалены, а оставшаяся передняя переборка усилена. После перевода в Ленинград 20 ноября дальнейшему ремонту помешала блокада города , и он оставался законсервированным до августа 1942 года. [ 10 ] Корабль был поражен немецкой артиллерией по одному разу 23 и 24 апреля, но без особого эффекта. [ 11 ] 24 мая в ее кормовую трубу попал немецкий артиллерийский снаряд, в результате чего, среди прочего, были повреждены турбины. Переведенный на ССЗ № 190 15 июля 1942 года, поскольку из-за блокады не удалось изготовить новый носовой нос, на него установили носовую часть недостроенного эсминца проекта 30 « Организованный» . После завершения ремонта 1 мая 1943 г. [ 9 ] эсминец вернулся в строй 10 сентября после испытаний. Дальнейшая ее боевая служба ограничилась обстрелами позиций Оси при поддержке сухопутных войск во время блокады Ленинграда . [ 6 ]
После войны, с 25 февраля 1946 г. по 4 января 1956 г., он входил в состав 4-го флота после разделения Балтийского флота. 17 февраля прошлого года «Сторожевой» был выведен из состава боевого флота и переклассифицирован в учебный эсминец. Ее экипаж был расформирован 28 января 1958 года, а 11 марта выведен из состава флота для передачи на слом, который проводился Главвторчерметом в период с 1958 по 1959 год. [ 12 ] из Лиепаи . [ 9 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ровер и Монаков, с. 52; Балакин, с. 8
- ^ Мужчины, стр. 100-1. 30, 44; Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Хилл, с. 42
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Перейти обратно: а б План, с. 60
- ^ Якубов и Ворт, с. 107
- ^ Хилл, с. 36; Якубов и Ворт, стр. 105–106.
- ^ Перейти обратно: а б с д Berezhnoy, p. 349
- ^ Перейти обратно: а б с План, стр. 58–59
- ^ Platonov, p. 208; Rohwer, p. 157
- ^ План, с. 149
Источники
[ редактировать ]- Балакин, Сергей (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Легендарные семерки: Серия «Сталинский разрушитель» ] (на русском языке). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Путеводитель по крейсерам и эсминцам ] (на русском языке). Москва: Воениздат. ISBN 5-203-01780-8 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Platonov, Andrey V. (2002). Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 [ Энциклопедия советских надводных кораблей 1941–1945 годов ] (на русском языке). Санкт-Петербург: Полигон. ISBN 5-89173-178-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346. ISBN 0-85177-146-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (in Russian) Storozhevoy photographs on navsource.narod.ru