Советский эсминец Стойкий (1938 г.)
Неопознанный эсминец типа «Сторожевой» в Черном море.
| |
История | |
---|---|
Советский Союз | |
Имя | Stoyky ( Стойкий (Steadfast)) |
Заказал | 2-я пятилетка |
Строитель | Shipyard No. 190 (Zhdanov) , Leningrad |
Номер двора | 518 |
Заложен | 31 марта 1938 г. |
Запущен | 26 декабря 1938 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 октября 1940 г. |
Переименован |
|
Тезка | Valentin Drozd |
реклассифицирован | В качестве корабля-мишени , 6 февраля 1960 г. |
пораженный | 28 сентября 1961 г. |
Почести и награды | Гвардейское звание , 3 апреля 1942 г. |
Судьба | Затонул во время шторма, 2 июля 1961 г. |
General characteristics ( Storozhevoy , 1941) | |
Класс и тип | Storozhevoy -class destroyer |
Смещение |
|
Длина | 112,5 м (369 футов 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 10,2 м (33 фута 6 дюймов) |
Черновик | 3,98 м (13 футов 1 дюйм) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паротурбинные установки |
Скорость | 40,3 узла (74,6 км/ч; 46,4 миль в час) (испытания) |
Выносливость | 2700 миль (5000 км; 3100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Дополнить | 207 (271 военное время) |
Датчики и системы обработки | Марсианские гидрофоны |
Вооружение |
|
Стойкий ( русский : Стойкий , букв. «Стойкий») — один из 18 «Сторожевой» класса эсминцев (официально известный как проект 7У ), построенных для Советского ВМФ в конце 1930-х годов. проекта 7 «Гневный» Хотя он начал строительство как эсминец , «Стойкий» был достроен в 1940 году по модифицированной конструкции проекта 7У.
Служа на Балтийском флоте , участвовала в минных постановках и операциях сопровождения в кампании Рижского залива после начала немецкого вторжения в Советский Союз (операция «Барбаросса») в июне 1941 года. Выведена из строя из-за повреждения винта в первой половине 1941 года. Июль, эсминец вернулся в строй в конце августа, проводя береговые бомбардировки и минные постановки во время блокады Ленинграда . В ноябре и декабре участвовала в эвакуации Ханко , после чего осталась в Ленинграде. Стойкий До конца войны мало участвовал в боевых действиях: в 1942 году получил звание гвардейского , а в 1943 году был переименован в вице-адмирала Дрозда ( вице-адмирал Дрозд ). После войны она продолжала служить на Балтике и ненадолго была превращена в мишень. корабль перед затоплением во время шторма 1961 года.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Первоначально построенный как «Гневный» корабль класса , «Стойкий» и его однотипные корабли были достроены по модифицированному проекту проекта 7У после того, как Иосиф Сталин , Генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза , приказал построить последние с котлов расположением эшелонированным . а не связанный, как в «Гневном », чтобы корабль все равно мог двигаться с одним или двумя отключенными котлами. [ 1 ]
Как и « Гневный », эсминцы проекта 7У имели общую длину 112,5 метра (369 футов 1 дюйм) и ширину 10,2 метра (33 фута 6 дюймов), но имели уменьшенную осадку 3,98 метра (13 футов 1 дюйм). при глубокой нагрузке . Корабли имели немного больший вес, водоизмещение 1727 метрических тонн (1700 длинных тонн) при стандартной загрузке и 2279 метрических тонн (2243 длинных тонны) при глубокой загрузке. Экипаж класса «Сторожевой» в мирное время насчитывал 207 человек, но в военное время он увеличился до 271, поскольку для работы с дополнительным оборудованием требовалось больше личного состава. [ 2 ] Каждый корабль имел пару паровых турбин с редуктором , каждая из которых приводила в движение один гребной винт , рассчитанные на выработку 54 000 лошадиных сил на валу (40 000 кВт ) с использованием пара от четырех водотрубных котлов , что, как ожидали конструкторы, превысит скорость в 37 узлов (69 км/ч; 43 мили в час) скорости Project 7, потому что там был дополнительный пар. Некоторые из них не дотягивали до этого, хотя конкретные цифры по большинству отдельных кораблей не сохранились. Изменения в запасе топлива означали, что дальность полета проекта 7У варьировалась от 1380 до 2700 морских миль (от 2560 до 5000 км; от 1590 до 3110 миль) при скорости 19 узлов (35 км / ч; 22 мили в час), этот верхний показатель продемонстрировал Сторожевой. . [ 3 ]
На кораблях проекта 7У были установлены четыре 130-миллиметровые (5,1 дюйма) орудия Б-13 в двух парах сверхстрельных одиночных установок в носовой и кормовой части надстройки . Противовоздушную оборону обеспечивали пара 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудий 34-К в одиночных установках и три 45-миллиметровых (1,8 дюйма) зенитных орудия 21-К, [ 4 ] а также четыре 12,7-миллиметровых (0,50 дюйма) ДК или ДШК пулемета . Они несли шесть торпедных аппаратов диаметром 533 мм (21 дюйм) в двух вращающихся тройных установках на миделе корабля . Корабли также могли нести от 58 до 96 мин и 30 глубинных бомб . Они были оснащены набором марсианских гидрофонов для противолодочных работ , хотя они были бесполезны на скорости более 3 узлов (5,6 км/ч; 3,5 миль в час). [ 5 ]
Модификации
[ редактировать ]Во время ремонта в августе 1941 года «Стойкий» «Ультрафон» советского производства получил гидролокатор , две 37-миллиметровые (1,5 дюйма) зенитные пушки 70-К и два метателя глубинных бомб БМБ-1. Временная катушка размагничивания , установленная в Таллинне в начале июля, в начале сентября была заменена системой размагничивания LFTI. [ 6 ] В 1944–1945 годах на корабле были заменены обе установки 21-К на шесть одиночных установок 70-К и дополнительную установку 34-К. К концу войны она получила по ленд-лизу британскую Тип 291 поисковую РЛС и британскую систему ASDIC Тип 128 . После войны все ее зенитные орудия были заменены на восемь вариантов В-11М с водяным охлаждением пушки 70-К в спаренных установках. [ 7 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Стойкий» на заложен ССЗ № 190 (Жданов) в Ленинграде под заводским номером 518 26 августа 1936 года как эсминец типа «Гневный» . 31 марта 1938 года был перезаложен в эсминец проекта 7У и спущен на воду 26 декабря 1938 года. [ 8 ] Принятый государственной комиссией 18 октября 1940 года, эсминец пробыл в Таллинне шесть месяцев, в течение которых были устранены обнаруженные в ходе испытаний дефекты и налажена организация работы экипажа. Официально Стойкий вошел в состав отряда легких войск Балтийского флота 12 апреля 1941 года. [ 9 ] и базировался в Усть-Двинске , когда 22 июня началась операция «Барбаросса» — вторжение Германии в Советский Союз. За первую неделю войны она поставила минные поля в Ирбенском проливе , израсходовав четыре 130-мм, девяносто семь 76-мм и семьдесят три 45-мм снаряда, четырежды обстреляв немецкие самолеты и дважды отогнав электронных катеров. 26 и 29 июня. Эсминец уклонился от торпеды, выпущенной электролодкой 27 июня, но не смог открыть ответный огонь из-за ухода электрокатера. В составе 2-й дивизии эсминцев отряда лёгких войск 30 июня перебазировалась в Таллин, сопровождая крейсер «Киров» через Моонзунд . 12 июля «Стойкий» заземлил свой правый винт в Моонзунде, выбив его вал из строя. Направленный в Кронштадт на ремонт, который длился с 7 по 20 августа, на нем, среди других модификаций, был заменен правый гребной вал на вал от его однотипного корабля «Сторожевой» . [ 6 ]
Взяв на борт 75 минных заградителей , «Стойкий» вместе с минным заградителем «Марти» отправился в бой для установки мин у острова Гогланд в период с 22 по 23 августа, но был вынужден вернуться на базу после того, как шторм помешал постановке мин. Вместе со своей сестрой Сильной она с 25 по 27 августа обстреливала финские позиции на побережье Выборгского залива , израсходовав 490 снарядов главного калибра и еще 60 по транспортам возле Транзунда. Из-за отсутствия наблюдений бомбардировка оказалась неэффективной. Эсминец поставил у Вигрунда в Нарвском заливе в ночь на 14 сентября 64 мины, затем с 15 сентября по 21 октября оставался в Ленинграде во время осады города. За этот период она выпустила 576 осколочно-фугасных 130-мм снарядов в 54 бомбардировках и израсходовала десяток 130-мм, около двухсот пятидесяти 76-мм, более ста 45-мм, семьдесят восемь 37-мм снарядов и четыреста сорок калибра 12,7 мм Выстрелы в зенитном огне. Эсминец несколько раз вел контрбатарейный огонь при поддержке передовые наблюдатели . Во время одной из таких артиллерийских дуэлей 6 октября немецкий 210-мм (8,3 дюйма) снаряд срикошетил от подпорной стенки гавани и прошел через ее корпус, пройдя через несколько магазинов и вызвав пожар в ее 12,7-мм боеприпасах. [ 6 ] Магазины вытекли через выходное отверстие, что предотвратило взрыв, а возгорание боеприпасов калибра 12,7 мм экипаж потушил. Через шесть минут ее причалы соскользнули, и Стойкий вышел из зоны обстрела, хотя из-за поспешного отхода ее гребной винт был поврежден при контакте с пирсом; ее экипаж потерял в ходе боя девять раненых. [ 10 ]
После ремонта на ССЗ № 189 « Стойкий» в ночь на 1 ноября вышел из Кронштадта для эвакуации военно-морской базы Ханко вместе с сестрой Славным и Марти . Сильное волнение затрудняло использование параванов , и эсминец едва избежал дрейфующей мины. Прибыв утром 2 ноября в Ханко, эсминцы оказались под постоянным артиллерийским обстрелом, однако Стойкому удалось 500 солдат с винтовками и тремя зенитками «Максим» под покровом темноты эвакуировать в Кронштадт . Второй выход на Ханко оказался неудачным из-за сильного шторма и снега, что вынудило корабли повернуть обратно на Гогланд, где эсминец в течение следующих нескольких дней участвовал в эвакуации гарнизона этого острова. 29 ноября Стойкий и Славный отправились в очередной вылазку в Ханко на транспорте «Иосиф Сталин» и небольших судах. Работа эсминца затруднялась засорением его котлов соленой водой из-за отсутствия очистки и искривленного правого гребного вала. Под огнем она эвакуировала из Ханко около 500 солдат. [ 11 ] эсминец был обстрелян финскими 8-дюймовыми (203-мм) артиллерийскими батареями 5 декабря у Сейвастё; хотя льдины мешали ей маневрировать, она заставила орудия замолчать 68 снарядами главного калибра. [ 10 ]
После возвращения в Ленинград «Стойкий» был отремонтирован на ССЗ № 194, но до конца войны практически не участвовал в боевых действиях, израсходовав 54 снаряда в трёх бомбардировках в течение 1942 года. До 1944 года находился на Неве и Большой Невке . За боевые действия в 1941 году эсминец был переведен в гвардейский корабль, став, таким образом, первым гвардейским эсминцем. 3 апреля 1942 года первым приказом о присвоении кораблям звания гвардейского [ 9 ] В тот день ее экипажу приписали сбитие немецкого бомбардировщика из крупнокалиберного пулемета - это последний раз, когда она вела зенитный огонь во время войны. Эсминец был переименован в «Вице-адмирал Дрозд» 13 февраля 1943 года в честь командира эскадры Балтийского флота Валентина Дрозда после его гибели. В 1943 году она израсходовала 94 снаряда в шести операциях, пяти учебных и одном боевом. [ 12 ]
Послевоенный
[ редактировать ]После окончания войны «Стойкий» продолжил службу на Балтийском флоте, войдя в состав 4-го флота с 25 февраля 1946 года по 4 января 1956 года, когда последний был разделен. Со 2 ноября 1951 года по 7 февраля 1956 года прошел капитальный ремонт и модернизацию. 5 февраля 1960 года эсминец был выведен из боевого состава и переклассифицирован в корабль-мишень ЦЛ-54. Затонул во время шторма у мыса Таран 26 июня 1961 года. Поднятие затонувшего корабля было сочтено нецелесообразным, и 28 сентября 1961 года корабль был исключен из списка ВМФ . [ 13 ] [ 9 ] [ 14 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ровер и Монаков, с. 52; Балакин, с. 8
- ^ Мужчины, стр. 100-1. 30, 44; Якубов и Ворт, с. 101
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 106–107.
- ^ Хилл, с. 42
- ^ Якубов и Ворт, стр. 101, 105–106.
- ^ Jump up to: а б с План, с. 61
- ^ Хилл, с. 36; Якубов и Ворт, стр. 104–106.
- ^ Ровер и Монаков, с. 234
- ^ Jump up to: а б с Berezhnoy, p. 351
- ^ Jump up to: а б План, с. 62
- ^ Chernyshev, p. 326
- ^ План, стр. 63–64
- ^ План, с. 189
- ^ Chernyshev, Alexander Alekseevich (2012). Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв [ They died without a fight. Catastrophes of Russian ships of the XVIII-XX centuries ] (in Russian). Veche.
Источники
[ редактировать ]- Балакин, Сергей (2007). Легендарные "семёрки" Эсминцы "сталинской" серии [ Легендарные семерки: Серия «Сталинский разрушитель» ] (на русском языке). Москва: Яуза/Эксмо. ISBN 978-5-699-23784-5 .
- Berezhnoy, Sergey (2002). Крейсера и миноносцы. Справочник [ Путеводитель по крейсерам и эсминцам ] (на русском языке). Москва: Воениздат. ISBN 5-203-01780-8 .
- Chernyshev, Alexander (2009). 1941 год на Балтике : подвиг и трагедия [ 1941 in the Baltic: Feat and Tragedy ] (in Russian). Moscow: Yauza/Eksmo. ISBN 978-5-699-34859-6 .
- Хилл, Александр (2018). Советские эсминцы Второй мировой войны . Новый Авангард. Том. 256. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. ISBN 978-1-4728-2256-7 .
- Ровер, Юрген и Монаков, Михаил С. (2001). Океанский флот Сталина . Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4895-7 .
- Якубов, Владимир и Ворт, Ричард (2008). «Советские эсминцы проекта 7/7У». В Джордане, Джон и Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2008 года . Лондон: Конвей. стр. 99–114. ISBN 978-1-84486-062-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Будзбон, Пшемысав (1980). "Советский Союз". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. стр. 318–346 . ISBN 0-85177-146-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Стойкие фотографии на navsource.narod.ru.