Советская подводная лодка С-80
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( январь 2011 г. ) |
![]() Подводная лодка "Виски Твин Цилиндр"
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | С-80 |
Строитель | Sormovo yard, Gorkiy [ 1 ] |
Заложен | 13 марта 1950 г. [ 1 ] |
Запущен | 21 октября 1950 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | 2 декабря 1952 г. [ 1 ] |
Судьба | Затонул в результате случайного наводнения 27 января 1961 года, погибли все 68 членов экипажа. [ 1 ] |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса «Виски» Ударная подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 76 м (249 футов 4 дюйма) |
Луч | От 6,3 м (20 футов 8 дюймов) до 6,5 м (21 фут 4 дюйма) |
Черновик | 4,55 м (14 футов 11 дюймов) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | Под водой: 166 ч. |
Дополнить | 52 |
Вооружение |
|
С-80 — дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР .
Заложен класс Красном Виски » 13 марта 1950 года в Сормово как корабль проекта 613 ( : « НАТО ). Он был спущен на воду 21 октября и 1 ноября доставлен в Баку на Каспийском море для испытаний, а затем в декабре переброшен на север по внутренним водным путям. Введен состав в Северного флота 2 декабря 1952 года и проработал там до середины 1957 года.
Начиная с июля 1957 года С-80 прошла капитальный ремонт в Северодвинске и была переоборудована в подводную ракетную подводную лодку проекта 644 (« Твин-цилиндр «Виски »), установив снаружи пусковые трубы для двух SS-N-3 Shaddock противокорабельных ракет . Вернулся в море в апреле 1959 года.
Тонущий
[ редактировать ]В ночь на 26 января 1961 года С-80 действовал в Баренцевом море на глубине шноркеля на своих дизельных двигателях. моря в океане было Состояние 6, а температура воздуха составляла -5 ° C (23 ° F). 27 января в 01:27 лодка опустилась ниже глубины трубки, что должно было привести к закрытию автоматического клапана трубки, предотвращая попадание воды в систему трубки. Однако противообледенительная система, которая должна была подогревать клапан горячей водой от дизелей, была отключена, и клапан заклинил льдом.
Дизельные двигатели сразу же вышли из строя, поскольку морская вода затопила их воздухозаборники. Машинист пятого отсека, обнаруживший затопление, смутился сложной системой клапанов и недостаточно быстро закрыл заслонку вентиляции. К тому времени, когда он нашел правильный маховик, шпиндель клапана был погнут под действием наводняющей воды. По мере заполнения отсека дифферент лодки стал неуправляемым.
Когда угол наклона превысил 45 градусов, лодка замедлилась, остановилась, а затем упала назад, собравшись в корму и погрузившись в воду, пока не приземлилась. Второй, третий и четвертый отсеки были раздавлены, однако в кормовых отсеках выжили 24 члена экипажа. Их попытки спастись с затонувшей подводной лодки с помощью аппаратов ИДА-51 не увенчались успехом, все 68 офицеров и солдат С-80 погибли. Их судьба оставалась неизвестной семь с половиной лет.
Восстановление
[ редактировать ]
23 июня 1968 года спасательное судно «Алтай» обнаружило затонувшую подводную лодку на координатах 70°01′23″ с.ш. и 36°35′22″ в.д. на глубине 196 м (643 фута). Экипаж осмотрел затонувший корабль и его батискейп и опознал его как S-80 .
Правительственная комиссия изучила отчет и приказала провести операцию «Глубина» по спасению затонувшего корабля. На Николаевском судостроительном заводе построено «Карпаты» специальное спасательное судно , оборудованное для подъема затонувшей подводной лодки.
Операцию «Глубина» проводила оперативная группа Северного флота в составе группы траулеров и эсминца под командованием капитана первого ранга С. Минченко. Затонувший корабль был поднят со дна океана 9 июня 1969 года и перевезен на Мыс Териберский , подвешенный на стропах под Карпатами . Там 12 июля его спустили на дно гавани Завалишина на глубину 51 м (167 футов).
24 июля 1969 года С-80 был поднят на поверхность. В августе к изучению затонувшего корабля приступила правительственная комиссия под руководством Героя Советского Союза вице-адмирала Григория Щедрина . Комиссия установила не только непосредственные причины гибели лодки, но и то, что аварию усугубили еще две ошибки: экипаж ни разу не попытался переключить движение на электродвигатели и ни разу не произвел экстренный продув балластной цистерны.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Фридман, стр. 396-397.
Библиография
[ редактировать ]- Фридман, Норман (1995). «Советский Союз 1947–1991: Российская Федерация и государства-правопреемники 1991–». В Чамбли, Стивен (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 337–426. ISBN 1-55750-132-7 .
- Хэмпшир, Эдвард (2018). Советские подводные лодки с крылатыми ракетами времен холодной войны . Лондон: Издательство Osprey. ISBN 978-1-47282-499-8 .
- Павлов А.С. (1997). Боевые корабли СССР и России 1945–1995 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-671-Х .
- Полмар, Норман и Мур, Кеннет Дж. (2004). Подводные лодки холодной войны: проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Вашингтон, округ Колумбия: Потомакские книги. ISBN 978-1-57488-594-1 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-570-1 .
- Вильчес Аларкон, Алехандро А. (2022). От Джульетты до Ясеня: развитие и история эксплуатации советских подводных лодок с крылатыми ракетами . Европа @ Война (22). Уорик, Великобритания: ISBN Helion & Co. 978-1-915070-68-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Книга памяти - C-80 (in Russian)
- Подводные лодки класса «Виски»
- Корабли постройки Советского Союза
- корабли 1950 года
- Подводные лодки Советского Союза времен Холодной войны.
- Морские инциденты 1961 года
- Затерянные подводные лодки Советского Союза
- Кораблекрушения в Баренцевом море
- 1961 год в Советском Союзе.
- Морские инциденты в Советском Союзе
- Подводные лодки потеряны со всеми руками
- Ships built by Krasnoye Sormovo Factory No. 112