Советская подводная лодка К-19
![]() К-19 выведен из строя в Северной Атлантике 29 февраля 1972 г. | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | К-19 |
Заложен | 17 октября 1958 г. |
Запущен | 17 октября 1959 г. |
Завершенный | 12 июля 1960 г. |
Введен в эксплуатацию | 12 ноября 1960 г. |
Выведен из эксплуатации | 19 апреля 1990 г. |
Псевдоним(а) | Хиросима |
Судьба | Переработано на Военно-морском заводе 85 «Нерпа» . |
Общие характеристики | |
Класс и тип | гостиничного класса Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 114 м (374 футов 0 дюймов) |
Луч | 9,2 м (30 футов 2 дюйма) |
Черновик | 7,1 м (23 фута 4 дюйма) |
Движение | мощностью 70 МВт 2 реактора ВМ-А , 2 турбины с редуктором, 2 вала, 39 200 л.с. (29 МВт) |
Скорость |
|
Диапазон |
|
Выносливость | 60 дней (ограничено питанием и физическим здоровьем) |
Глубина испытания |
|
Дополнение | 125 офицеров и солдат |
Вооружение |
К-19 ( русский : К-19 ) была первой подводной лодкой класса Проект 658 ( русский : Проект-658 , букв: Проект-658 ) ( подводная класса Гостиница лодка ), первого поколения советских атомных подводных лодок, оборудованных с ядерными баллистическими ракетами , в частности с Р-13 БРПЛ . Лодка была спешно построена Советами в ответ на разработки Соединенными Штатами атомных подводных лодок в рамках гонки вооружений . До того, как она была спущена на воду , в результате несчастных случаев и пожаров погибли 10 гражданских рабочих и моряк. После К-19 ввода в строй лодка претерпела многочисленные поломки и аварии, некоторые из которых грозили потоплением подводной лодки.
Во время своего первого рейса 4 июля 1961 года у К-19 произошла полная потеря теплоносителя в одном из двух реакторов. Заложенная в проект резервная система не была установлена, поэтому капитан приказал членам инженерного экипажа найти решение, позволяющее избежать ядерной катастрофы . Пожертвовав собственной жизнью, инженерная бригада смонтировала систему вторичного теплоносителя и удержала реактор от аварии. Двадцать два члена экипажа погибли в течение следующих двух лет. На подводной лодке произошло еще несколько аварий, в том числе два пожара и столкновение. Серия аварий вдохновила членов экипажа прозвать подводную лодку « Хиросима ».
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В конце 1950-х годов руководители Советского Союза были полны решимости догнать США и приступили к строительству атомного подводного флота. Лодку запустили в производство и срочно прошли испытания. К-19 отличалась плохим качеством изготовления и с самого начала была подвержена несчастным случаям. [1] Многие советские военно-морские офицеры считали корабли непригодными для боя. [2] Экипаж первых атомных подводных лодок советского флота обеспечивался питанием очень высокого качества, включая копченую рыбу, колбасы, изысканный шоколад и сыры, в отличие от стандартного питания, предоставляемого экипажам других военных кораблей. [3]
Смерти на стройке
[ редактировать ]К-19 была заказана ВМФ СССР 16 октября 1957 года. [4] Киль 17 октября 1958 года был заложен на военно-морском заводе в Северодвинске . Несколько рабочих погибли при строительстве подводной лодки: двое рабочих погибли в результате пожара, а позже шесть женщин, приклеивавших резиновую обшивку к цистерне с водой, погибли от дыма. [3] Во время загрузки ракет электрика насмерть раздавило крышкой ракетной трубы, а инженер упал между двумя отсеками и погиб. [2]
Приобретает неудачную репутацию
[ редактировать ]Лодка была спущена на воду и получила свое имя 8 апреля 1959 года. [2] В нарушение традиции для разбивания парадной бутылки шампанского о корму корабля вместо женщины был выбран мужчина (капитан 3-го ранга В.В. Панов, 5-й срочный отряд). Бутылка не разбилась, а скользила по гребным винтам и отскакивала от обрезиненного корпуса. Морские экипажи традиционно рассматривают это как признак того, что кораблю не повезло. [5] Капитан 1 ранга Николай Владимирович Затеев был первым командиром подводной лодки. [2] Василий Архипов был командиром новой подводной лодки с баллистическими ракетами класса «Отель» К-19.
Ранние проблемы
[ редактировать ]В январе 1960 года растерянность экипажа во время смены вахты привела к неправильной работе реактора и погнутому стержню управления реактором. Из-за повреждений реактор пришлось разобрать для ремонта. Дежурные офицеры были отстранены, а капитан Панов понижен в должности.
подводной лодки Флаг был впервые поднят 12 июля 1960 года. Судно прошло ходовые испытания с 13 по 17 июля 1960 года и снова с 12 августа по 8 ноября 1960 года, преодолев расстояние 17 347 километров (10 779 миль). Корабль был признан завершенным 12 ноября 1960 года. [2] После всплытия с хода на полной мощности экипаж обнаружил, что большая часть резинового покрытия корпуса оторвалась, и всю поверхность лодки пришлось покрывать заново.
Во время пробного погружения на максимальную глубину 300 м (980 футов) было сообщено о затоплении реакторного отсека, и капитан Затеев приказал подводной лодке немедленно всплыть, где лодка накренилась на левый борт из-за взятой ею воды. на. Позже выяснилось, что во время строительства рабочие не заменили прокладку. [2] В октябре 1960 года команда камбуза выбросила древесину из ящиков с оборудованием через систему отходов камбуза, засорив ее. Это привело к затоплению девятого отсека, который был заполнен водой на треть. В декабре 1960 года потеря теплоносителя произошла из-за отказа насоса главного контура. Вызванным из Северодвинска специалистам удалось завершить ремонт в море за неделю. [ нужна ссылка ]
Лодка была сдана в эксплуатацию 30 апреля 1961 года. Всего на борту лодки находилось 139 человек, включая ракетчиков, офицеров-реакторов, торпедистов, врачей, поваров, стюардов и нескольких офицеров-наблюдателей, не входящих в штатный экипаж.
Ядерная авария
[ редактировать ]4 июля 1961 года под командованием капитана первого ранга Николая Владимировича Затеева К -19 проводила учения в Северной Атлантике у юго-восточного побережья Гренландии . В 04:15 по местному времени давление в системе охлаждения правого ядерного реактора упало до нуля. Экипаж реакторного отделения обнаружил серьезную течь в системе теплоносителя реактора , в результате чего вышли из строя насосы теплоносителя. Лодка не смогла связаться с Москвой и запросить помощь, поскольку в результате отдельной аварии была повреждена система дальней радиосвязи . Стержни управления были автоматически вставлены аварийной системой SCRAM , но температура реактора неконтролируемо выросла. Тепло распада продуктов деления , образующихся при нормальной работе, в конечном итоге нагрело реактор до 800 ° C (1470 ° F).
Приняв радикальное решение, Затеев приказал инженерному отделу изготовить новую систему охлаждения, отрезав воздухоотводчик и приварив к нему трубу подачи воды. Это требовало от мужчин работы в условиях высокой радиации в течение длительного времени. Смонтированная система охлаждающей воды успешно снизила температуру в реакторе. [1]
В результате аварии произошел выброс радиоактивного пара, содержащего продукты деления, который попал в систему вентиляции корабля и распространился по другим отсекам корабля. Весь экипаж, а также большая часть корабля и некоторые баллистические ракеты на борту были облучены. Все семь членов инженерной бригады и офицер их подразделения умерли от радиационного облучения в течение следующего месяца. В течение следующих двух лет погибли еще пятнадцать моряков. [6]
Вместо того, чтобы продолжать движение по запланированному маршруту миссии, капитан решил отправиться на юг, чтобы встретить дизельные ожидаемые там подводные лодки. Опасения по поводу возможного мятежа экипажа побудили Затеева выбросить за борт все стрелковое оружие, за исключением пяти пистолетов, которые были розданы его самым доверенным офицерам. Дизельная подводная лодка С-270 приняла К-19 и маломощные сигналы бедствия присоединилась к ней.
Находившиеся поблизости американские военные корабли также услышали передачу и предложили помощь, но Затеев, боясь выдать Западу советские военные секреты, отказался и поплыл навстречу С-270 . Он эвакуировал команду и отбуксировал лодку на базу.
В течение следующих двух лет ремонтные бригады демонтировали и заменяли поврежденные реакторы. В процессе ремонта загрязнилась окружающая среда в зоне радиусом не более 700 м (2300 футов), а также ремонтная бригада. Советский ВМФ сбросил первоначальный радиоактивный отсек в Карское море . [7] К-19 вернулась в состав флота под прозвищем « Хиросима ». [8]
Согласно официальному объяснению катастрофы, предоставленному правительством, ремонтные бригады установили, что катастрофа была вызвана неисправной сваркой во время первоначального строительства. Они обнаружили, что во время монтажа трубопроводов первичной системы охлаждения сварщик не смог покрыть открытые поверхности труб асбестовыми тряпками (необходимыми для защиты трубопроводных систем от случайного воздействия сварочных искр) из-за тесноты рабочего пространства. Капля сварочного электрода упала на незащищенную поверхность, образовав невидимую трещину. Эта трещина подверглась длительному и интенсивному давлению (более 200 стандартных атмосфер (20 000 килопаскалей)), что поставило под угрозу целостность трубы и, в конечном итоге, привело к ее разрушению. [8]
Другие оспорили этот вывод. Контр-адмирал в отставке Николай Мормуль утверждал, что при первом запуске реактора на берегу строительная бригада не подключила манометр к первому контуру охлаждения. Прежде чем кто-либо осознал наличие проблемы, охлаждающие трубы подверглись давлению в 400 атмосфер, что вдвое превышает допустимый предел.
1 февраля 2006 года бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев в письме Норвежскому Нобелевскому комитету экипаж К-19 предложил выдвинуть на Нобелевскую премию мира за действия, совершенные 4 июля 1961 года. [9]
Погибшие члены экипажа
[ редактировать ]Несколько членов экипажа получили смертельные дозы радиации во время ремонта резервной системы теплоносителя реактора №8. Восемь умерли через одну-три недели после аварии от тяжелой лучевой болезни . Человек, получивший дозу от 4 до 5 Зв (около 400–500 бэр ) в течение короткого периода, имеет 50%-ную вероятность умереть в течение 30 дней. [10]
Имя | Классифицировать | Доза радиации | Дата смерти | Прожитых дней |
---|---|---|---|---|
Boris Korchilov | Лейтенант | 54 Зв (Зиверт) [11] = 5400 бэр [12] | 10 июля 1961 г. | 6 |
Boris Ryzhikov | Chief Starshina | 8,6 Зв | 25 июля 1961 г. | 21 |
Yuriy Ordochkin | Starshina, 1st class | 11 Зв | 10 июля 1961 г. | 6 |
Евгений Кашенков | Старшина, 2 класс | 10 Зв | 10 июля 1961 г. | 6 |
Семен Пеньков | Моряк | 10 Зв | 18 июля 1961 г. | 14 |
Николай Савкин | Моряк | 11 Зв | 13 июля 1961 г. | 9 |
Валерий Харитонов | Моряк | 11 Зв | 15 июля 1961 г. | 11 |
Yuriy Povstyev | Капитан-лейтенант , Командир дивизии движения | 7,5 Зв | 22 июля 1961 г. | 18 |
Четырнадцать других членов экипажа погибли в течение двух лет. Многие другие члены экипажа также получили дозы радиации, превышающие допустимые нормы. [1] В течение следующего года они прошли лечение. Многие другие испытывали боли в груди, онемение, рак и почечную недостаточность . Их лечение было разработано профессором З. Волынским и включало костного мозга трансплантацию и переливание крови . Оно спасло, в частности, обер-лейтенанта Михаила Красичкова и капитана 3-го ранга Владимира Енина, получивших дозы радиации, которые иначе считались бы смертельными. По соображениям секретности официальным диагнозом была не «лучевая болезнь», а «астеновегетативный синдром», психическое расстройство. [13]
Члены экипажа награждены
[ редактировать ]6 августа 1961 года 26 членов экипажа были награждены наградами за мужество и доблесть, проявленные во время катастрофы. [ нужна ссылка ]
Более поздняя эксплуатационная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2019 г. ) |
14 декабря 1961 года лодка была полностью модернизирована до варианта «Отель II» ( 658м ), что включало модернизацию до ракет Р-21 , имевших вдвое большую эффективную дальность по сравнению с предыдущими ракетами.
Столкновение
[ редактировать ]15 ноября 1969 года в 07:13 К-19 столкнулась с ударной подводной лодкой USS Gato в Баренцевом море на глубине 60 м (200 футов). Ей удалось всплыть благодаря аварийному удару главного балласта по цистерне . Удар полностью разрушил носовые гидроакустические системы и повредил крышки носовых торпедных аппаратов. К-19 смогла вернуться в порт, где лодка была отремонтирована и возвращена в состав флота. Гато практически не пострадала и продолжила патрулирование. [14]
Пожары
[ редактировать ]24 февраля 1972 года вспыхнул пожар, когда подводная лодка находилась на глубине 120 м (390 футов), примерно в 1300 км (700 морских миль; 810 миль) от Ньюфаундленда , Канада. Лодка всплыла, а экипаж был эвакуирован на надводные корабли, за исключением 12 человек, застрявших в кормовом торпедном отсеке. Буксировка была задержана штормом , и спасатели не смогли добраться до кормового торпедного отделения из-за условий в машинном отделении. В результате пожара погибли 28 моряков, находившихся на борту К-19 , и еще двое, скончавшиеся после того, как их перевели на спасательные корабли. Следователи установили, что причиной возгорания стала утечка гидравлической жидкости на горячий фильтр.
Спасательная операция длилась более 40 дней, в ней участвовало более 30 судов. С 15 июня по 5 ноября 1972 года К-19 была отремонтирована и снова принята в строй.
15 ноября 1972 года в шестом отсеке вспыхнул еще один пожар, но он был потушен системой химического пожаротушения, пострадавших нет.
Реклассификация
[ редактировать ]25 июля 1977 года К-19 была переклассифицирована в класс больших подводных лодок, а 26 июля 1979 года переклассифицирована в подводную лодку связи и получила условное обозначение КС-19 (КС-19).
15 августа 1982 г. в результате короткого замыкания электропроводки двое моряков получили серьезные ожоги; один, В.А. Кравчук, умер пять дней спустя.
28 ноября 1985 года корабль был модернизирован до варианта 658с (658с).
Вывод из эксплуатации и судьба
[ редактировать ]19 апреля 1990 года подводная лодка была выведена из состава флота и в 1994 году передана на военно-морской ремонтный завод в Полярном . В марте 2002 года отбуксирован на судостроительный завод «Нерпа» , Снежногорск , Мурманск , для сдачи на слом . [1]
В 2006 году секцию К-19 приобрел Владимир Романов , когда-то служивший на подводной лодке призывником, с намерением «превратить ее в московское место встреч для налаживания связей между ветеранами-подводниками из России и других стран». ." Многие из выживших после К-19 возражали против этих планов. [15] В 2023 году издание The Athletic сообщило, что Романов отремонтировал подводную лодку, чтобы она стала его местом жительства в Никульской , деревне на северо-западе России. [16]
Театр и кино
[ редактировать ]В 1969 году писатель Василий Аксенов написал пьесу о ядерном инциденте. [17]
Фильм «К-19: Вдоводел» (2002) с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном в главных ролях основан на истории первой катастрофы К- 19 . [18] Первоначальному экипажу подводной лодки было разрешено прочитать сценарий, и у него были жалобы, что привело к нескольким изменениям в сценарии. [19] В марте 2002 года компания-производитель попыталась получить доступ к лодке в качестве комплекта для ее производства, но ВМФ России отказался. Прозвище «Вдоводел» в названии фильма вымышленное: подводная лодка не получила прозвище до ядерной аварии 4 июля 1961 года, когда ее называли «Хиросимой». [3]
См. также
[ редактировать ]- Атомная авария в губе Андреева
- Катастрофа подводной лодки "Курск"
- Список военных ядерных аварий
- Советская подводная лодка К-431 , ядерная авария в бухте Чажма.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Россия отказывается от «Вдоводела» » . Новости Би-би-си . 8 августа 2003 г. Проверено 30 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «1958-60: Строительство К-19» . К-19: История . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Бивенс, Мэтт (3 января 1994 г.). «Ужас советской атомной подводной лодки 61. Пересказ трагедии» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 3 апреля 2013 г. Проверено 22 сентября 2012 г.
- ^ Исторический обзор (на русском языке)
- ^ Макнамара, Роберт. «Корабли, шампанское и суеверия» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ «Эпилог: Трагедия за трагедией» . К-19: История . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 18 февраля 2011 года . Проверено 5 мая 2011 г.
- ^ Полмар, Норман (2003). Подводные лодки холодной войны. Проектирование и строительство американских и советских подводных лодок . Потомак Букс, Инк. 112. ИСБН 1-57488-530-8 .
- ^ Jump up to: а б «K19 Widowmaker — ядерная авария» . Потрясающие истории . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Оружие: К-19 – достойная награда спустя 45 лет [Оружие: К-19 – высшая награда через 45 лет] (на русском языке). Старый сайт Lenta.ru. 13 сентября 2003 г. Проверено 14 мая 2011 г.
- ^ «Определение «смертельной дозы» Комиссии по ядерному регулированию США» .
- ^ «Перевести рентген (Р) в рад или рентген (Р) в бэр?» .
- ^ СУБМАРИНА, СБЕРЕГШАЯ МИР TPYд. 21 November 2002. (in Russian)
- ^ Бос, Кэрол. «K19 Widowmaker — Тайные герои» . Потрясающие истории . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Миллер, Дэвид (2006). Подводные катастрофы . Гилфорд, Коннектикут: Lyons Press. п. 65. ИСБН 978-1592288151 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2016 года . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ Хаггерти, Энтони (20 июля 2006 г.). «Шеф Джамбоса Влад выплескивается на замену» . Ежедневный отчет . Архивировано из оригинала 23 мая 2007 года.
- ^ Хэй, Фил (26 марта 2023 г.). «Вдохновленные вами: Маугли, шорты в клетку и атомная подводная лодка – внутри Сердец Романовых» . Атлетик . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ «Поэт Василий Аксенов» диссертация Герберта Ганчахера на получение ученого звания «Магистр искусств» в Академии, ныне Университет музыки и исполнительских искусств, Грац, Re / 1653/1988, июль 1988 г.
- ↑ Советская подводная лодка К-19 на IMDb.
- ^ корреспондент Алекс Родригес, газета «Трибьюн», Москва (5 августа 2002 г.). «Экипаж К-19 сомневается в истинности истины» . chicagotribune.com . Проверено 29 сентября 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Братков, Виталий (26 июля 2002 г.). «К-19, прототип голливудского триллера, нужно разрезать» . Правда .