Советская подводная лодка К-219
Фотография ВМС США К-219 на поверхности после пожара в ракетной трубе | |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | К-219 |
Заложен | 28 мая 1970 г. |
Запущен | 8 октября 1971 г. |
Введен в эксплуатацию | 31 декабря 1971 г. |
пораженный | 1986 |
Порт приписки | Gadzhiyevo |
Судьба | Затонул в результате взрыва и пожара, вызванного утечкой морской воды в ракетной трубе, 3 октября 1986 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | класса Янки Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 129,8 м (425 футов 10 дюймов) |
Луч | 11,7 м (38 футов 5 дюймов) |
Черновик | 8,7 м (28 футов 7 дюймов) |
Движение | мощностью 90 МВт 2 реактора ОК-700 с активными зонами ВМ-4 мощностью 20 000 л.с. (15 МВт) каждый |
Скорость | 26 узлов (48 км/ч; 30 миль в час) |
Глубина испытания | 400 м (1300 футов) |
Дополнение | 120 офицеров и солдат |
Вооружение |
|
К-219 проекта 667А «Навага» — подводная лодка с баллистическими ракетами ( по классификации НАТО «Янки I») ВМФ СССР . Он нес 16 Р-27У жидкотопливных ракет с двигателями НДМГ с четырехокисью азота (НТО) . К-219 участвовал в том, что стало одним из самых спорных инцидентов с подводными лодками во время холодной войны , в пятницу, 3 октября 1986 года. 15-летнее судно, которое в остальном было обычным патрулем ядерного сдерживания времен холодной войны в Северной Атлантике. километрах (680 миль) к северо-востоку от Бермудских островов , произошел взрыв и возгорание в ракетной трубе. Во время полета погружное уплотнение в крышке люка ракеты вышло из строя, в результате чего морская вода под высоким давлением попала в трубу ракеты и из-за перепада давления разрушила топливные баки ракеты, что позволило жидкому топливу ракеты смешаться и в конечном итоге сгореть. Хотя официального заявления не было, Советский Союз заявил, что утечка была вызвана столкновением с подводной лодкой USS Augusta . [1] Хотя Огаста действовала в этом районе, и ВМС США , и командир К-219 капитан второго ранга Игорь Британов отрицают факт столкновения. [2]
Инцидент был описан в книге « Враждебные воды» , в которой инцидент реконструирован на основе описаний выживших, судовых журналов, официальных расследований и участников как на берегу, так и на плаву с советской и американской сторон. [3]
Взрыв
[ редактировать ]Вскоре после 05:30 по московскому времени морская вода, протекшая в шестую шахту К-219, вступила в реакцию с ракетным топливом, образовав газообразный хлор и диоксид азота , а также достаточное количество тепла для взрывного разложения дополнительной дымящей азотной кислоты с образованием большего количества газообразного диоксида азота. Офицер вооружения К-219 Александр Петрачков попытался справиться с этим, открыв крышку люка и выпустив ракетную трубу в море. [4] Вскоре после 05:32 в бункере произошел взрыв. [5] К-219 ранее уже пережила подобное событие; одна из ее ракетных труб уже была выведена из строя и заварена, поскольку она была окончательно запечатана после взрыва, вызванного реакцией между морской водой, просачивающейся в шахту, и остатками ракетного топлива. [6]
В статье в Undersea Warfare капитана первого ранга Игоря Курдина, ВМФ России – К-219 ( предыдущего старшего офицера старшего офицера ) – и лейтенант-коммандера Уэйна Грасдока, ВМС США, описывается взрыв следующим образом:
В 05.14 офицер БЧ-2 и инженер-механик трюма IV отсека (носового ракетного отсека) обнаружили капающую воду из-под пробки ракетной трубы № 6 (третьей трубы от носовой части по левому борту). При предварительном сжатии пробки капли превратились в струю. Офицер БЧ-2 сообщил о наличии воды в ракетном стволе №6, и в 05.25 капитан приказал всплыть на безопасную глубину (46 метров), при этом был запущен насос для осушения ракетного ствола №6. В 05.32 Из-под пробки трубки ракеты начали выходить коричневые облака окислителя, и офицер БЧ-2 объявил в отсеке тревогу об аварии и доложил о ситуации на ГКП (главный пункт управления). Хотя личный состав, прикомандированный к другим отсекам, покинул помещение, в IV отсеке осталось девять человек. Капитан объявил тревогу об аварии. На проведение первоначальных мероприятий по устранению повреждений, включающих герметизацию всех отсеков, экипажу понадобилось не более одной минуты. Через пять минут, в 05:38, произошел взрыв в ракетной трубе №6. [2]
Два моряка погибли на месте в результате взрыва, а третий вскоре скончался от отравления токсичным газом. Через брешь в корпусе судно сразу начало набирать морскую воду, быстро погружаясь с первоначальной глубины в 40 метров (130 футов) и в конечном итоге достигнув глубины более 300 метров (980 футов). Герметизация всех отсеков и полное включение насосов забортной воды в пострадавших отсеках позволили стабилизировать глубину. [ нужна ссылка ]
До 25 моряков оказались в ловушке в закрытом отсеке, и только после совещания со специалистами по инцидентам капитан позволил главному инженеру открыть люк и спасти 25 жизней. По приборам было видно, что хотя ядерный реактор должен был быть автоматически остановлен, этого не произошло. Лейтенант Николай Беликов, один из офицеров управления реактором, вошел в реакторный отсек, но у него закончился кислород после поворота всего лишь одной из четырех стержневых сборок на первом реакторе. [7] Тогда двадцатилетний рядовой матрос Сергей Преминин вызвался остановить реактор, следуя указанию главного инженера. Работая в полнолицевом противогазе, он успешно остановил реактор. В отсеке возник сильный пожар, в результате чего давление возросло. Когда Преминин попытался дотянуться до своих товарищей по ту сторону двери, разница давлений не позволила ему открыть ее, и он умер от удушья в реакторном отсеке. [ нужна ссылка ] За свои действия Сергею Преминину посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации . [8]
В ядерно-безопасном состоянии и с достаточной устойчивостью, чтобы позволить ей всплыть, капитан Британов поднял К-219 на поверхность только на аккумуляторной батарее. Затем ему было приказано отбуксировать корабль советским грузовым судном обратно в порт приписки Гаджиево , находящийся на расстоянии 7000 километров (4300 миль). Хотя буксирный трос был прикреплен, попытки буксировки оказались безуспешными, и после последующих утечек отравляющего газа в последние кормовые отсеки и вопреки приказу Британов приказал экипажу эвакуироваться на буксирный корабль, но сам остался на борту К-219 . [ нужна ссылка ]
Недовольная тем, что Британов не смог отремонтировать подлодку и продолжить патрулирование, Москва приказала офицеру охраны К-219 Валерию Пшеничному командование принять на себя, перевести уцелевший экипаж обратно на подлодку и вернуться в строй. Прежде чем эти приказы были выполнены, наводнение достигло такой точки, которую невозможно было восстановить, и 6 октября 1986 года К-219 затонул на дно абиссальной равнины Хаттерас. [9] на глубине около 6000 м (18000 футов). Британов покинул корабль незадолго до затопления. -219 . К Вместе с судном погиб полный комплект ядерного оружия [ нужна ссылка ]
Последствия
[ редактировать ]Преминин был посмертно награжден Орденом Красной Звезды . За храбрость в обеспечении безопасности реакторов [9] Британову были предъявлены обвинения в халатности, вредительстве и государственной измене. Он так и не был заключен в тюрьму, а ждал суда в Свердловске . 30 мая 1987 года министр обороны Сергей Соколов был уволен в результате инцидента с Матиасом Рустом двумя днями ранее и заменен Дмитрием Язовым ; Впоследствии обвинения против Британова были сняты. [10] [11]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 1997 году был выпущен британский BBC телевизионный фильм «Враждебные воды» , спродюсированный совместно с HBO в главных ролях , с Рутгером Хауэром , Мартином Шином и Максом фон Сюдовым в США компанией Warner Bros. . Он был основан на одноименной книге. в котором утверждалось, что описывается потеря К-219 . В 2001 году капитан Британов подал иск, утверждая, что Warner Bros. не запрашивала и не получала его разрешения на использование его истории или его персонажа, а также что в фильме события не были точно отображены и он выглядел некомпетентным. После трех лет слушаний суд вынес решение в пользу Британова. [1] Российские СМИ сообщили, что режиссер выплатил компенсацию на общую сумму менее 100 тысяч долларов.
После выхода фильма ВМС США сделали следующее заявление относительно книги и фильма:
ВМС США обычно не комментируют операции подводных лодок, но в данном случае , поскольку сценарий настолько возмутителен, ВМС вынуждены отреагировать. ВМС США категорически отрицают, что какая-либо американская подводная лодка столкнулась с советской подводной лодкой класса «Янки» К-219 или что ВМС имели какое-либо отношение к причине аварии, приведшей к гибели советской подводной лодки класса «Янки». [12]
В статье на сайте ВМС США, опубликованной капитаном 1-го ранга (в отставке) Игорем Курдиным (бывшим старшим офицером К-219 ) и лейтенантом-коммандером Уэйном Грасдоком, отрицается факт столкновения К-219 и Огасты . Капитан Британов также отрицает факт столкновения и заявил, что его не просили выступить в качестве приглашенного докладчика на российских мероприятиях, поскольку он отказывается следовать интерпретации российского правительства инцидента с К-219 . [2]
В интервью BBC, записанном в феврале 2013 года, адмирал флота Владимир Чернавин , главнокомандующий ВМФ СССР на момент инцидента с К-219 , говорит, что авария произошла из-за неисправности в трубе ракеты, и не упоминается о столкновении с американской подводной лодкой. [13] Интервью было проведено для BBC2 сериала «Тихая война» .
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ирза, Джон (осень 2004 г.). «Звучания» . Общество океанической инженерии IEEE. Архивировано из оригинала 16 декабря 2004 года . Проверено 29 ноября 2004 г.
- ^ Jump up to: а б с Курдин и Грасдок 2005 .
- ^ Хухтхаузен, Курдин и Уайт 1997 , с. xi.
- ^ Хухтхаузен, Курдин и Уайт 1997 , с. 93.
- ^ Хухтхаузен, Курдин и Уайт 1997 , с. 97.
- ^ Хухтхаузен, Курдин и Уайт 1997 , с. 24 .
- ^ «Советский подводник отдал жизнь за мир. Офицеры номинировали моряка на медаль США за героизм» .
- ^ «Герои России: Сергей Преминин» . Официальный сайт Вологодской области . Архивировано из оригинала 25 декабря 2021 года . Проверено 25 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Оффли 2007 , с. 112
- ^ Хьюз-Уилсон, Джон (22 апреля 2021 г.). Канун разрушения: внутренняя история нашего опасного ядерного мира . Джон Блейк. п. 102. ИСБН 978-1-78946-338-5 .
Однако в середине 1987 года все обвинения были незаметно сняты.
- ^ Кондон, Джудит (1999). Чернобыль и другие ядерные катастрофы . Рэйнтри Стек-Вон. п. 53. ИСБН 978-0-8172-5018-8 .
Капитана Британова уволили из флота, хотя и сняли с него вину за катастрофу.
- ^ «Враждебные воды» . Управление информации ВМС США. Архивировано из оригинала 12 июня 2007 года . Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ «Владимир Чернавин» . Война и безопасность . Проверено 15 сентября 2023 г.
- Книга памяти – К-219 (in Russian)
- Хухтхаузен, Питер; Курдин Игорь; Уайт, Р. Алан (1997), Hostile Waters , Лондон: St. Martin's Press, ISBN 0-312-96612-1
- Курдин Игорь; Грасдок, Уэйн (осень 2005 г.). «Потеря американской ПЛАРБ» . Подводная война . 7 (5). Архивировано из оригинала 23 июля 2013 года.
- Оффли, Эдвард (2007), «5. Русские идут» , «Скорпион вниз: потоплен Советами, похоронен Пентагоном: нерассказанная история военного корабля США Скорпион» , Westview Press, стр. 109–142 , ISBN 978-0-465-05185-4 [ постоянная мертвая ссылка ] ISBN 0-465-05185-5 .
- Рамана, М.В.; Редди, К. Рамманохар (2003), Узники ядерной мечты , Ориент Лонгман, ISBN 978-81-250-2477-4 , ISBN 81-250-2477-8 .
31 ° 25' с.ш., 54 ° 42' з.д. / 31,417 ° с.ш., 54,700 ° з.д.
- Подводные лодки типа «Янки»
- Корабли постройки Советского Союза
- корабли 1971 года
- Подводные лодки Советского Союза времен Холодной войны.
- Затерянные подводные лодки Советского Союза
- Затонувшие атомные подводные лодки
- Международные отношения Советского Союза
- Отношения Советского Союза и США
- Ядерные аварии и инциденты
- Морские инциденты в 1986 году
- Корабли постройки Севмаша