Soviet frigate Storozhevoy
![]() типа « Буревестник » («Кривак I») Фрегат «Задорный» стоит на якоре. Сторожевой во многом был бы идентичен судну, изображенному здесь.
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Storozhevoy |
Тезка | По-русски «Защитный» или «Бдительный». |
Строитель | Судостроительный завод «Янтарь» , Калининград. |
Номер двора | 155 |
Заложен | 20 июля 1972 г. |
Запущен | 21 марта 1973 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 декабря 1973 г. |
Выведен из эксплуатации | июнь 2002 г. |
Судьба | Продан на металлолом |
Общие характеристики | |
Класс и тип | проекта 1135 «Буревестник». Фрегат |
Смещение | 3300 тонн стандарт, 3575 тонн полная загрузка |
Длина | 405,3 футов (123,5 м) |
Луч | 46,3 футов (14,1 м) |
Черновик | 15,1 футов (4,6 м) |
Движение | 2 вала; КОГАГ; 2 газотурбинные установки М-8к мощностью 40 000 л.с.; 2 газотурбинные установки М-62 (крейсерский), мощность 14 950 л.с. |
Скорость | 32 узла (59 км/ч) |
Диапазон | 4995 миль (9251 км) при скорости 14 узлов (26 км/ч) |
Дополнить | 200 |
Вооружение |
|
Примечания | (Общая характеристика класса) |
Сторожевой ( русский : Сторожевой , букв. «Страж» или «Часовой») — ВМФ СССР проекта 1135 «Буревестник» советский противолодочный фрегат ( по классификации НАТО «Кривак I»). После ввода в строй ВМФ СССР приписал корабль к своему Балтийскому флоту и базировал в Балтийске . Сторожевой участвовал в мятеже под руководством Валерия Саблина в ноябре 1975 года, после чего был направлен на Тихоокеанский флот на оставшуюся часть своей карьеры. Выведен из эксплуатации в июне 2002 года.
Строительство
[ редактировать ]«Сторожевой» был заложен 20 июля 1972 года под заводским номером 155 на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде . Корабль был спущен на воду 21 марта 1973 года и вступил в строй 30 декабря 1973 года. Затем фрегат был передан в состав Балтийского флота . [ 1 ]
Мятеж
[ редактировать ]Мятеж возглавил политический комиссар корабля капитан третьего ранга Валерий Саблин , пожелавший выразить протест против разгула коррупции времен Леонида Брежнева . Его целью было захватить корабль и направить его из Рижского залива в Ленинград через Неву , пришвартовать к кораблю-музею « Аврора» , старому символу русской революции, и передать оттуда общенародное обращение к народу. В этом обращении он собирался сказать то, что, по его мнению, люди хотели сказать публично, но могли сказать только приватно: что социализм и Родина находятся в опасности; правящая власть была по уши в коррупции, демагогии, взяточничестве и лжи, ведя страну в пропасть; коммунизм был отвергнут, и возникла необходимость возродить ленинские принципы справедливости . [ 2 ] [ ненадежный источник? ]
Вечером 9 ноября 1975 года Саблин заманил капитана на нижнюю палубу, заявив, что там были офицеры, которых нужно наказать за то, что они были на дежурстве в нетрезвом виде. Когда капитан прибыл на нижнюю палубу, завязалась кулачная драка, в которой Саблин задержал капитана и других офицеров в носовом гидроакустическом отсеке и захватил контроль над кораблем. Тогда Саблин созвал собрание всех старших офицеров корабля. Здесь проводилось голосование среди пятнадцати присутствующих офицеров. Саблин сообщил офицерам, что планирует отправиться в Ленинград и передать свое революционное послание. Восемь офицеров проголосовали за мятеж; Остальные семь старших членов экипажа корабля, не пожелавшие следовать плану, были жестоко избиты и заперты в отдельном отсеке под главной палубой. [ 3 ]
Затем Саблин перешел к следующему этапу плана, который должен был заручиться поддержкой моряков численностью около 145–155 человек. Саблин был популярным офицером и использовал это в своих целях. Он собрал команду и произнес речь, которая мгновенно воодушевила всех моряков и воодушевила их революцией.
Один из офицеров, проголосовавших за мятеж, скрылся под покровом ночи и побежал через военно-морской док, чтобы поднять тревогу; однако стражник у ворот ему не поверил. Позже и офицер, и охранник были жестоко избиты, арестованы, заключены в тюрьму, морены голодом, пытаны и допрошены сотрудниками КГБ . [ 4 ]
Обнаружив, что их вскоре могут обнаружить, Саблин решил немедленно отправиться в плавание, а не ждать до утра и отправиться в плавание с остальным флотом, как первоначально планировалось. Экипаж под покровом темноты немедленно отплыл и покинул Ригу. Саблин также позаботился о том, чтобы радар был выключен, чтобы избежать обнаружения советскими войсками. [ 4 ]
Когда советские власти узнали о мятеже, Кремль приказал восстановить контроль, опасаясь, что Саблин может пойти по стопам Йонаса Плешкиса и попросить политического убежища в Швеции. Половина Балтийского флота , [ 5 ] [ ненадежный источник? ] в том числе тринадцать военно-морских кораблей, были отправлены в погоню, к ним присоединились 60 боевых самолетов. [ 5 ] (включая три бомбардировщика Як-28 (это единственный случай, когда Як-28 стрелял в гневе), сбросивших 250-килограммовые бомбы в районе корабля повстанцев. Самолет также обстреливал Сторожевого неоднократно . Рулевое управление корабля было повреждено, и он остановился на воде в 32 километрах (20 миль) от территориальных вод Швеции и в 530 километрах (330 миль) от Кронштадта. После предупредительных выстрелов приближающихся верных военных кораблей фрегат в конце концов был взят на абордаж советскими морскими коммандос . К тому времени Саблин получил несмертельное ранение в ногу и был задержан членами собственного экипажа, которые также отперли пленного капитана и офицеров. [ 6 ] Весь состав Сторожевого , включая капитана, был жестоко избит, арестован, морен голодом, подвергнут пыткам и допрошен в КГБ. Но судили и осудили только Саблина и его заместителя, 20-летнего моряка Александра Шеина. Затем экипаж корабля поменялся полностью.
На суде в июле 1976 года Саблин был признан виновным в государственной измене и расстрелян 3 августа 1976 года , а Шеин был приговорен к тюремному заключению и освобожден после восьмилетнего заключения. Остальные мятежники были освобождены, но с позором уволены из Советского ВМФ. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Сторожевой был официально передан Тихоокеанскому флоту Фрегат покинул Балтийск в начале 1976 года, пройдя через Суэцкий канал , а затем прибыл в Петропавловск-Камчатский . на Дальнем Востоке СССР 10 ноября 1975 года . 10–15 сентября 1980 года корабль зашёл в порт Массауа , в то время входивший в состав Эфиопии . [ 1 ]
корабль проходил регламентные работы на судостроительном заводе «Дальзавод» во Владивостоке . С 21 апреля 1987 года по 14 ноября 1994 года [ 1 ] Storozhevoy was decommissioned in June 2002 [ 1 ] и позже продан в Индию на металлолом.
В литературе
[ редактировать ]Грегори Д. Янг был первым жителем Запада, расследовавшим мятеж в рамках своей магистерской диссертации 1982 года « Мятеж на Сторожевой: пример инакомыслия в советском военно-морском флоте» . Один из 37 экземпляров диссертации Янга был помещен в Библиотеку Нимица Военно-морской академии США. [ 8 ] где его прочитал Том Клэнси , [ 9 ] затем продавец страховых услуг, который использовал это как вдохновение для написания «Охоты за Красным Октябрем» . был снят По этому роману в 1990 году одноименный фильм. Части диссертации Янга были опубликованы в военно-морском журнале Sea Power в 1985 году. [ 10 ] и в 2005 году в книге «Последний часовой» Янга и Нейта Брейденов .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Jump up to: а б с д Апалков 2005 , с. 94.
- ^ Темные документы (15 мая 2020 г.). «Это была настоящая охота за «Красным Октябрем» — мятеж на Сторожевой» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года. [ ненадежный источник? ]
- ^ Гаттридж (2002) , с. 292.
- ^ Jump up to: а б «Охота за Красным Октябрем», «Правдивая история» , канал «История».
- ^ Jump up to: а б ColdWarWarriors (28 ноября 2010 г.). «Мятеж на Сторожевой (1975), часть 1 из 3» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года. [ ненадежный источник? ]
- ^ Гаттридж (2002) , с. 293.
- ^ Гаттридж (2002) , с. 294.
- ^ Янг, Грегори Д. (март 1982 г.). «Список первоначальной рассылки» (PDF) . Мятеж на Сторожевом: пример инакомыслия в советском военно-морском флоте (магистерская диссертация). Монтерей, Калифорния: Военно-морская аспирантура. стр. 122–125. Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2021 года.
- ^ Клэнси, Том (октябрь 1986 г.). «Том Клэнси выступает в Агентстве национальной безопасности» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 года.
- ^ «Журнал США рассказывает о мятеже на советском военном корабле в 75 году» . Нью-Йорк Таймс . Том. 134, нет. 46316. 10 февраля 1985 г.
Библиография
- Apalkov, Yuri Valentinovich (2005). Противолодочные корабли Часть 1. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли [ Anti-submarine ships Part 1. Anti-submarine cruisers, large anti-submarine ships and patrol ships ] (in Russian). St Petersburg: Galeya. ISBN 978-5-81720-094-2 .
- Брейден, Нейт (май 2006 г.). «Чтение признаков трансформации угроз». Слушания . 132 (5). Военно-морской институт США: 58–60. ISSN 0041-798X .
- Гаттридж, Леонард Ф. (2002). Мятеж: история военно-морского восстания . Нью-Йорк: Berkley Books . ISBN 0425183211 .
- Хагберг, Дэвид; Гиндин, Борис (2008). Мятеж: внутренняя история реальных событий, вдохновивших на охоту за «Красным Октябрем» . Нью-Йорк: Forge Books. ISBN 978-0-7653-1350-8 . Архивировано из оригинала 29 июня 2008 года.
- Янг, Грегори (март 1982 г.). Мятеж на Сторожевой: пример инакомыслия в советском военно-морском флоте (PDF) (МА). Монтерей, Калифорния: Военно-морская аспирантура . Архивировано (PDF) из оригинала 14 сентября 2021 года.
- Янг, Грегори; Брейден, Нейт (май 2005 г.). Последний часовой: правдивая история, вдохновившая на охоту за «Красным Октябрем» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 1591149924 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кузнецов, Валерий (2004). «Меченосец капитана Саблина» . Московские новости . Архивировано из оригинала 30 декабря 2004 года.
- Вудс, Алан (5 февраля 2007 г.). «Ленинский герой нашего времени – памяти Валерия Саблина: подлинная история Красного Октября» . Международная марксистская тенденция .
- Tsymbalov, Alexander (20 August 2004). "Вооруженный мятеж на Балтфлоте" [Armed mutiny in the Baltic Fleet]. Nezavisimaya Gazeta (in Russian).