Soviet frigate Bditelnyy
![]() Вид на Бдительный слева с носовой части во время учений BALTOPS-93 в 1993 году.
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Bditelnyy |
Тезка | Русский для бдительных |
Строитель | Судостроительный завод «Янтарь» , Калининград. |
Номер двора | 151 |
Заложен | 21 июля 1968 г. |
Запущен | 28 марта 1970 г. |
Введен в эксплуатацию | 31 декабря 1970 г. |
Выведен из эксплуатации | 31 июля 1996 г. |
Судьба | Сломанный |
Общие характеристики | |
Класс и тип | проекта 1135 «Буревестник». Фрегат |
Смещение |
|
Длина | 123 м (403 фута 7 дюймов) ( оа ) |
Луч | 14,2 м (46 футов 7 дюймов) |
Черновик | 4,51 м (14 футов 10 дюймов) |
Установленная мощность | 48000 л.с. (36000 кВт) |
Движение | 4 газовые турбины ; COGAG , 2 вала |
Скорость | 32 узла (59 км/ч ) |
Диапазон | 4000 миль (7408 км ) при скорости 14 узлов (26 км/ч) |
Дополнить | 23 офицера, 174 рядовых |
Датчики и системы обработки |
|
Электронная война и приманки | Корабельный ложно-дозаторный комплекс ПК-16 |
Вооружение |
|
Бдительный или Бдительный (русский: Бдительный , «Бдительный») — проекта 1135 «Буревестник » (русский: Буревестник , « Буревестник противолодочный корабль большой класса «Кривак», ») или фрегат служивший в составе Советского Союза. и ВМФ России . Спущенное на воду 28 марта 1970 года судно входило в состав Балтийского флота, но эксплуатировалось шире, чем в Балтийском море , демонстрируя растущие в открытой воде возможности ВМФ . Специализированный противолодочный корабль с вооружением, построенным на основе «Метель» системы , в период с 26 декабря 1970 года по 30 сентября 1971 года корабль провел испытания и испытания для проверки новых систем. В это время генеральный секретарь Леонид Брежнев и адмирал флота Сергей Горшков на борту находились . Затем судно предприняло отслеживание подводных лодок в Балтийском, Черном и Средиземном морях и даже дошло до Кубы, пересекая Атлантический океан . Корабль также посетил дружественные порты, такие как Аннаба в Алжире, Гдыня. в Польше и Ростоке в Восточной Германии. После окончания холодной войны корабль также отправился в Бельгию и посетил Антверпен . В июне 1993 года Бдительный принял участие в BALTOPS-93, первых совместных учениях НАТО и России. Однако вскоре после этого корабль был списан, а 31 июля 1996 года выведен из эксплуатации и впоследствии разобран .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Бдительный стал первым проекта 1135 » » «Буревестник « . противолодочным кораблем большим заложенным Проект 1135 задумывался ВМФ СССР как менее дорогостоящее дополнение к проекта 1134А «Беркут А» ( по классификации НАТО «Креста II») и проекта 1134Б «Беркут классам кораблей Б» (по классификации НАТО «Кара»). Первоначально проект был передан ЦКБ-340, которое разработало более ранние классы Проект 159 (по классификации НАТО «Петя») и Проект 35 (по классификации НАТО «Мирка»). Однако расширение ВМС США подводного флота баллистических ракет и внедрение более дальнобойных и точных баллистических ракет подводных лодок привели к пересмотру проекта, который был передан в ЦКБ-53 в Ленинграде . [ 1 ] Проект Н. П. Соболова сочетал в себе мощное ракетное вооружение с хорошей мореходностью для плавания в открытом море и имел то же обозначение БПК, что и более крупные корабли. [ 2 ] Силы НАТО назвали новые корабли фрегатами класса «Кривак» . [ 3 ]
Водоизмещением 2810 тонн (2770 длинных тонн ; 3100 коротких тонн ) в стандартном исполнении и 3200 тонн (3100 длинных тонн; 3500 коротких тонн) при полной загрузке судно имело общую длину 123 м (404 фута) и максимальную ширину 14,2 м (46 футов 7 дюймов) и средней осадкой 4,51 м (14 футов 10 дюймов). [ 4 ] Мощность обеспечивалась двумя комбинациями M7K, каждая из которых состояла из комбинации 18 000 лошадиных сил (13 000 кВт M62 мощностью 6 000 л.с. (4500 кВт), ) DK59 и газовой турбины объединенных в установку COGAG фиксированного шага и приводивших в движение один гребной винт для расчетной скорости 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час). Дальность полета составляла 4000 морских миль (7408 км; 4603 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 5 ] Состав корабля составлял 197 человек, в том числе 23 офицера. [ 6 ]
Вооружение и датчики
[ редактировать ]Корабль был спроектирован для противолодочной борьбы с четырьмя ракетами УРПК-4 «Метель» (по классификации НАТО SS-N-14 «Силекс»), подкрепленными парой счетверенных установок для 533-мм (21 дюйм) торпед и парой РБУ-6000 213-мм (8,4 дюйма) «Смерч-2» . противолодочные реактивные установки [ 7 ] Противовоздушную оборону обеспечивали сорок 4К33 ОСА-М (СА-Н-4 «Геккон») ракет класса «земля-воздух» , которые запускались с двух комплектов пусковых установок ЗИФ-122, каждая из которых способна запускать по две ракеты. Две спаренные 76-мм (3 дюйма) пушки АК-726 были установлены в кормовой части и были предусмотрены приспособления для перевозки 18 мин . [ 8 ]
Корабль имел хорошо оснащенный сенсорный комплекс, включающий одиночную МР-310А «Ангара-А» воздуха и надводности РЛС поиска , навигационную РЛС «Волга» и «Дон-2» , радиолокационный МП-401С « Старт-С» комплекс РЭБ и систему предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф» . Был установлен обширный гидроакустический комплекс, включающий МГ-332 «Титан-2» , смонтированный в носовом обтекателе , и МГ-325 «Вега» . [ 9 ] Vega представляла собой гидролокатор с буксируемой антенной решеткой, специально разработанный для этого класса, и имел дальность действия до 15 километров (9,3 мили). [ 10 ] Корабль также был оборудован ложно-распределительным комплексом ПК-16. [ 11 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Бдительный» был заложен 21 июля 1968 года на заводе № 151 на заводе «Янтарь» в Калининграде и спущен на воду 28 марта 1970 года. [ 12 ] Корабль был назван в честь русского слова, которое можно перевести как бдительный, бдительный или бдительный. [ 13 ] Экипаж прибыл во главе с капитаном третьего ранга Геннадием Михайловичем Генераловым 5 октября, а первый флаг был поднят 5 декабря. После ходовых испытаний, проходивших с 26 по 31 декабря, судно было введено в эксплуатацию в последний день 1970 года. [ 14 ]
1970-е годы
[ редактировать ]16 марта 1971 года корабль вошел в состав 128-й бригады Балтийского флота , а позже в том же месяце провел испытательные стрельбы из « Метеля» , хотя не все вооружение было в рабочем состоянии до 30 сентября. Тем временем судно совершило первый рейс из Балтийского в Черное море с 1 по 20 июня. Чтобы обеспечить бесперебойную работу корабля вскоре после ввода в эксплуатацию, вместе с ним путешествовали тридцать специалистов по движущей силе. Именно во время этого рейса НАТО впервые назвало корабль «Кривак». После прибытия в Севастополь корабль провел дополнительные испытания вооружения, в том числе испытательные пуски ракет класса «земля-воздух» . 4 августа корабль принимал генерального секретаря Леонида Брежнева и адмирала флота Сергея Горшкова , последний вернулся позже в том же году. [ 15 ]
С 18 июня по 29 ноября 1972 года судно вошло в состав вновь вошедшего в строй систершипа «Бодрый» в составе оперативной группы КУГ-1 в Средиземном море . Противолодочные системы прошли успешные испытания при трёх контактах с подводными лодками . [ 16 ] В это время судно также поддерживало вывод советских военных советников из Египта до 29 июля 1972 года после «Исправительной революции» . За этим последовали два визита в Гдыню , Польша, с 5 по 9 октября 1973 года и с 20 по 24 июля 1974 года, а также участие в Север-77 с 14 по 24 апреля 1977 года. [ 17 ] Вместе с остальными представителями класса, 28 июля 1977 года корабль был переименован в ( СКР Сторожевой Корабль ), чтобы отразить изменение советской стратегии на создание защищенных зон для дружественных подводных лодок вблизи побережья. [ 8 ] [ 18 ] Однако это не ограничивало международные операции, которые все больше демонстрировали способность Советского Союза действовать в качестве военно-морского флота . [ 19 ] Судно служило в Атлантическом океане с 18 августа по 2 февраля 1978 года, отслеживая подводные лодки и наблюдая за силами НАТО, а также дважды посещало Гавану , Куба, с 17 по 22 декабря и с 25 декабря по 14 января. Затем Бдительный вернулся на Балтийское море, приняв участие в Балтике-78 с 28 июня по 7 августа 1978 года и посетив Росток , Восточная Германия, с 3 по 10 октября следующего года. [ 18 ]
1980-е и конец службы
[ редактировать ]Бдительный вернулся на Кубу в период с 15 апреля по 11 мая 1981 года. Судно повторно посетило Гавану и провело время в Сьенфуэгосе , а также приняло участие в совместных маневрах с Кубинским революционным флотом . 25 мая 1982 года корабль снова застали в Средиземном море, а в период с 22 по 29 июня корабль посетил Аннабу , Алжир. Затем корабль вернулся на Балтику, сопровождая проекта 1143 «Кречет авианосец Киев » с 24 июля по 1 августа 1983 года. 12 февраля следующего года судно было отправлено на Янтарь для ремонта и модернизации. [ 18 ] Основное вооружение было модернизировано до ракет УРПК-5 «Раструб» (СС-Н-14Б) для повышения противокорабельной способности. [ 6 ] Вернувшись в строй 25 января 1986 года, судно впоследствии повторно посетило Росток и Гдыню, а затем, с 12 по 24 июня 1988 года, Щецин , Польша, а затем снова Росток с 6 по 10 октября 1989 года. [ 18 ]
Новое десятилетие ознаменовалось стремительными изменениями в советском Военно-морском флоте. После окончания Холодной войны корабль совершил официальный визит в Антверпен , Бельгия, с 6 по 25 июня 1991 года, а после распада Советского Союза вошел в состав ВМФ России . В июне 1993 года корабль принял участие в BALTOPS-93 — первых совместных военно-морских учениях сил НАТО и России. Это была последняя операция на судне, и вскоре после этого судно было списано. Попытки сохранить первое судно этого класса в качестве плавучего музея не увенчались успехом, и «Бдительный» был выведен из эксплуатации . 31 июля 1996 года [ 20 ] Впоследствии корабль был разбит . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Балакин 2001 , с. 5.
- ^ Павлов 1997 , с. 132.
- ^ Бейкер 2002 , с. 637.
- ^ Апалков 2005 , с. 70.
- ^ Балакин 2001 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Балакин 2001 , с. 12.
- ^ Бейкер 2002 , стр. 637–638.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Фридман 1983 , с. 491.
- ^ Апалков 2005 , с. 71.
- ^ Балакин 2001 , с. 16.
- ^ Балакин 2001 , с. 17.
- ^ Шарп 1996 , с. 544.
- ^ Военное министерство 1945 , с. 187.
- ^ Балакин 2001 , стр. 20–21.
- ^ Балакин 2001 , с. 21.
- ^ Балакин 2001 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Апалков 2005 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б с д Балакин 2001 , с. 23.
- ^ Полмар 1991 , с. 81.
- ^ Балакин 2001 , стр. 23–24.
Библиография
[ редактировать ]- Apalkov, Yuri Valentinovich (2005). Противолодочные корабли Часть 1. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли [ Anti-submarine ships Part 1. Anti-submarine cruisers, large anti-submarine ships and patrol ships ]. St Petersburg: Galeya. ISBN 5-8172-0094-5 .
- Бейкер, AD (2002). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира на 2002–2003 годы . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-242-1 .
- Balakin, S. (2001). Бдительный: Сторожевой корабль проект 1135 [ Bditelnyy: Patrol Ship Project 1135 ]. Marine Collection. Vol. 6.
- Гардинер, Роберт; Фридман, Норман (1983). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1982 гг.». Часть. 2. Варшавский договор и неприсоединившиеся страны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-923-8 .
- Павлов, Александр Сергеевич (1997). Боевые корабли СССР и России, 1945-1995 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-671-9 .
- Полмар, Норман (1991). Путеводитель по Советскому ВМФ . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-240-6 .
- Шарп, Ричард (1996). Боевые корабли Джейн 1996–1997 гг . Лондон: Джейнс. ISBN 978-0-71061-355-4 .
- Военное ведомство (1945). Русский военный словарь . Вашингтон, округ Колумбия: Военное министерство. OCLC 616417 .