Soviet frigate Silnyy
![]() Сильный на ходу, 1 октября 1985 года, вид с самолета Lockheed P-3 Orion .
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Silnyy |
Тезка | Русский для сильных |
Строитель | Судостроительный завод «Янтарь» , Калининград. |
Номер двора | 154 |
Заложен | 15 марта 1971 г. |
Запущен | 29 августа 1972 г. |
Введен в эксплуатацию | 30 июня 1973 г. |
Выведен из эксплуатации | 30 июня 1994 г. |
Судьба | Сломанный |
Общие характеристики | |
Класс и тип | проекта 1135 «Буревестник». Фрегат |
Смещение |
|
Длина | 123 м (403 фута 7 дюймов) |
Луч | 142 м (465 футов 11 дюймов) |
Черновик | 4,5 м (14 футов 9 дюймов) |
Установленная мощность | 48 000 л.с. (36 000 кВт ) |
Движение | 4 газовые турбины ; КОГАГ ; 2 вала |
Скорость | 32 узла (59 км/ч ; 37 миль в час ) |
Диапазон | 3950 миль (7315 км ; 4546 миль ) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Дополнить | 23 офицера , 174 рейтинга |
Датчики и системы обработки |
|
Электронная война и приманки | Комплекс ложно-дозаторный ПК-16 |
Вооружение |
|
Сильный или Сильный (русский: Сильный , «Сильный») — ВМФ СССР проекта 1135 «Буревестник» противолодочный корабль большой класса «Кривак» (БПК) или фрегат . Водоизмещением 3200 тонн (3100 длинных тонн ; 3500 коротких тонн ) при полной загрузке судно было построено на базе противолодочного ракетного комплекса «Метель» . Спущен на воду 29 августа 1972 года. Входил в состав Балтийского флота . Судно совершило ряд визитов в дружественные Советскому Союзу страны , в том числе в Кабо-Верде , Кубу , Восточную Германию и Польшу . В 1976 году при сопровождении авианосца «Киев » корабль столкнулся с крейсером USS Josephus Daniels , хотя ни одно судно не пострадало. «Сильный» был выведен из эксплуатации на ремонт в 1990 году. Однако из-за нехватки средств корабль был выведен из эксплуатации 30 июня 1994 года и разобран .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]«Сильный» был одним из двадцати одного проекта 1135 Буревестник , спущенного на воду в период с 1970 по 1981 год. « » корабля [ 1 ] Проект 1135 задумывался ВМФ СССР как менее дорогое дополнение к проекта 1134А «Беркут А» ( по классификации НАТО «Креста II») и проекта 1134Б Беркут Б (по классификации НАТО «Кара») классам противолодочных крейсеров , получивших название «Большой ». Противолодочные корабли ( Большой Противолодочный Корабль , БПК) Советского Союза. [ 2 ]
Первоначально проект был передан зеленодольскому конструкторскому бюро ЦКБ-340 , которое создало более ранние классы Проект 159 (по классификации НАТО «Петя») и Проект 35 (по классификации НАТО «Мирка»). Однако расширение ВМС США подводного флота баллистических ракет и внедрение более дальнобойных и точных баллистических ракет подводных лодок привели к пересмотру проекта для борьбы с новой угрозой. Работы были переданы в бюро ЦКБ-53 в Ленинграде, которое создало значительно более крупную и функциональную конструкцию. [ 3 ] Проект, созданный Н. П. Соболовым, сочетал в себе мощное ракетное вооружение с хорошей мореходностью для плавания в открытом море и имел то же обозначение БПК, что и более крупные корабли. [ 1 ] 28 июля 1977 года оно было изменено на Сторожевой Корабль ( Сторожевой Корабль ), чтобы отразить изменение в советской стратегии создания защищенных зон для дружественных подводных лодок вблизи побережья. [ 4 ] [ 5 ] Силы НАТО назвали новый класс фрегатами класса «Кривак» . [ 6 ]
Водоизмещением 2810 тонн (2770 длинных тонн ) в стандартном исполнении и 3200 тонн (3100 длинных тонн) при полной загрузке , «Сильный» 123 м (404 фута) имел общую длину , ширину 14,2 м (46 футов 7 дюймов) и осадку 4,5 м ( 14 футов 9 дюймов). Мощность обеспечивалась двумя силовыми установками M7, каждая из которых состояла из комбинации газовой турбины DK59 мощностью 18 000 л.с. (13 000 кВт ) и газовой турбины M62 мощностью 6 000 л.с. (4500 кВт), соединенных в систему COGAG фиксированного шага и приводивших в движение один винт . Каждый комплект имел максимальную мощность 24 000 л.с. (18 000 кВт). Расчетная скорость составляла 32 узла (59 км/ч; 37 миль в час), а дальность полета - 3950 морских миль (7315 км; 4546 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 7 ] Состав корабля составлял 197 человек, в том числе 23 офицера . [ 8 ]
Первоначально «Сильный» имел основную задачу противолодочной борьбы и для этой цели был оснащен четырьмя ракетами УРПК-3 «Метель» (по классификации НАТО SS-N-14 «Силекс»), подкрепленными двумя счетверенными торпедными аппаратами калибра 533 мм. (21 дюйм) торпеды и пара 213-мм (8 дюймов) РБУ-6000 «Смерч-2» противолодочных ракет . пусковые установки. [ 9 ] Противовоздушную оборону обеспечивали сорок 4К33 ОСА-М (СА-Н-4 «Геккон») ракет класса «земля-воздух» , которые запускались с двух комплектов пусковых установок ЗИФ-122, каждая из которых способна запускать по две ракеты. две спаренные 76-мм (3 дюйма) пушки АК-726 В кормовой части устанавливались , а на надстройке - две одиночные установки для 45-мм (2 дюйма) орудий 21-КМ . [ 10 ] Предусматривалось наличие 18 мин . [ 5 ]
«Сильный» располагал хорошо оснащенным сенсорным комплексом, включающим одиночную РЛС воздушного/надводного поиска «Волга» и «Дон-2» МР-310А «Ангара-А», навигационные РЛС , радиолокационный комплекс РЭБ МП-401С «Старт-С» и Система лазерного оповещения «Спектр-Ф». Был установлен обширный гидроакустический комплекс, включающий МГ-332 «Титан-2», смонтированный в носовом обтекателе , и МГ-325 «Вега». [ 11 ] Последний представлял собой гидролокатор с буксируемой антенной решеткой, специально разработанный для этого класса, и имел дальность действия до 15 км (9,3 мили; 8,1 миль). [ 12 ] Корабль также был оборудован ложно-распределительным комплексом ПК-16. [ 13 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Сильный» был заложен на заводе «Янтарь» в Калининграде 15 марта 1971 года, стал третьим в этом классе, построенным судостроителем, и получил заводской номер 154. [ 14 ] Судно было названо в честь русского слова, которое можно перевести как сильный или огненный. [ 15 ] Спущенный на воду 29 августа 1972 года и вошедший в строй 30 июня следующего года, корабль вошел в состав Балтийского флота . [ 16 ]
В октябре 1974 года Сильный совершил первый из множества визитов в дружественные страны. 5 октября судно прибыло в Гдыню вместе с однотипным судном «Бдительный» , пробудив там четыре дня. [ 4 ] Сильный вернулся 26 июня 1975 года и пробыл там еще пять дней. Корабль также отправился дальше, пересек Атлантический океан и в период с 22 по 27 августа 1976 года и с 11 по 15 октября 1985 года посетил Гавану , Куба. 10 октября 1988 года Сильный отправился с четырехдневным визитом в Праю , Кабо-Верде, а с 5 по 9 октября 1989 года его можно было найти в Ростоке в Восточной Германии. [ 16 ] Судно также посетило Нигерию, приняв на борту местную делегацию. [ 17 ] Визиты назывались «дружественными» и часто были частью более широкой программы деятельности и культурного обмена. [ 18 ]
26 июля 1976 года судно сопровождало авианосец «Киев», когда ВМС США вплотную приблизился крейсер «Джозефус Дэниелс» , следивший за флотилией. Военный корабль США утверждал, что советский корабль «взял его на плечи», но Советы это отрицали. Ни одно судно не пострадало, и инцидент не обострился. [ 19 ]
3 декабря 1990 года «Сильный» вернулся в Калининград на ремонт и находился там на момент распада Советского Союза 26 декабря 1991 года. Корабль должен был быть передан ВМФ России . [ 20 ] Однако из-за отсутствия финансирования корабль был списан 30 июня 1994 года и разобран на судостроительном заводе «Янтарь» в период с 1994 по 1995 год. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Павлов 1997 , с. 132.
- ^ Балакин 2001 , с. 4.
- ^ Балакин 2001 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Балакин 2001 , с. 23.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Фридман 1983 , с. 491.
- ^ Бейкер 2002 , с. 637.
- ^ Апалков 2005 , с.70.
- ^ Балакин 2001 , с. 12.
- ^ Бейкер 2002 , стр. 637–638.
- ^ Бейкер 2002 , с. 638.
- ^ Апалков 2005 , с. 71.
- ^ Балакин 2001 , стр. 16.
- ^ Апалков 2005 , с. 73.
- ^ Балакин 2001 , с. 15.
- ^ Томпсон 2010 , с. 390.
- ^ Jump up to: а б с Апалков 2005 , с. 75.
- ^ Izmailov 1989 , p. 56.
- ^ «Советские военные корабли посещают Кубу». Нью-Йорк Таймс . 13 апреля 1981 г. с. 8.
- ^ Винклер 2000 , с. 195.
- ^ Шарп 1996 , с. 544.
Библиография
[ редактировать ]- Apalkov, Yuri Valentinovich (2005). Противолодочные корабли Часть 1. Противолодочные крейсера, большие противолодочные и сторожевые корабли [ Anti-submarine ships Part 1. Anti-submarine cruisers, large anti-submarine ships and patrol ships ] (in Russian). St Petersburg: Galeya. ISBN 978-5-81720-094-2 .
- Бейкер, AD (2002). Руководство Военно-морского института по боевым флотам мира на 2002–2003 годы . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-242-1 .
- Balakin, S. (2001). Бдительный: Сторожевой корабль проект 1135 [ Bditelnyy: Patrol Ship Project 1135 ]. Marine Collection (in Russian). Vol. 6.
- Гардинер, Роберт; Фридман, Норман (1983). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1982 гг.». Часть. 2. Варшавский договор и неприсоединившиеся страны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-923-8 .
- Измайлов, Борис (1989). «Под флагом мира и дружбы». Советское военное обозрение . 6 : 56–57.
- Павлов, Александр Сергеевич (1997). Боевые корабли СССР и России, 1945-1995 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-671-9 .
- Полмар, Норман (1991). Путеводитель по Советскому ВМФ . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-240-6 .
- Шарп, Ричард (1996). Боевые корабли Джейн 1996–1997 гг . Лондон: Джейнс. ISBN 978-0-71061-355-4 .
- Томпсон, Делия (2010). Оксфордский основной словарь русского языка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19957-643-2 .
- Винклер, Дэвид Франк (2000). Холодная война на море: конфронтация в открытом море между Соединенными Штатами и Советским Союзом . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-955-0 .