HMS Харибда (88)
Харибда на ходу, февраль 1943 г.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Харибда |
Строитель | Кэммелл Лэрд , Биркенхед |
Заложен | 9 ноября 1939 г. |
Запущен | 17 сентября 1940 г. |
Завершенный | 3 декабря 1941 г. |
Идентификация | Номер вымпела : 88 |
Судьба | Затоплен во время битвы при Септ-Иле , 23 октября 1943 года. |
Значок | На Белом Поле, выходящем из водоворота у основания собственно смоковницы, к ветвям подвешена летучая мышь, перевернутая Золотая. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | Dido класса Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 50 футов 6 дюймов (15,39 м) |
Черновик | 14,3 футов (4,4 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором |
Скорость | 32,25 узла (59,73 км/ч; 37,11 миль в час) |
Диапазон | 6824 км (4240 миль) на скорости 16 узлов |
Дополнить | 480 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Charybdis — Dido класса крейсер , построенный для Королевского флота во время Второй мировой войны и потопленный с большими человеческими жертвами немецкими торпедными катерами в бою в Ла-Манше в октябре 1943 года.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]«Харибда» предназначалась для выполнения преимущественно зенитных функций и имела основное вооружение из десяти 5,25-дюймовых орудий QF . Это орудие также было выбрано в качестве дополнительного вооружения для King George V, класса линкоров также строившихся в это время. [ 1 ] Задержки с поставкой башен , которые были приоритетными для линкоров после начала Второй мировой войны, привели к тому, что некоторые корабли класса Dido были оснащены другим основным вооружением. «Харибда» и еще один крейсер класса Dido , HMS Scylla , были вооружены четырьмя спаренными пушками QF 4.5 Mk.III вместо 5,25-дюймовых орудий. [ 2 ] Эти 4,5-дюймовые орудия изначально предназначались для «Даная» типа крейсеров в рамках программы модернизации. «Сциллы» и «Харибды » Вооружение ставило их в один ряд с эсминцами класса «Трайбал» по надводным действиям, но с гораздо более высокими возможностями на больших углах. [ 1 ] «Харибда» отличалась от «Сциллы» одна 4-дюймовая пушка QF Mk V. тем, что на ней была установлена За время службы ее вооружение изменилось: в ходе ремонта в начале 1943 года была снята 4-дюймовая пушка Mk V и добавлено десять 20-мм орудий . [ 2 ] Первоначально « Харибда» также имела восемь 2-фунтовых орудий QF, расположенных в двух счетверенных установках, и шесть 21-дюймовых торпедных аппаратов, расположенных над водой в двух тройных рядах. [ 2 ]
Как и другие корабли этого класса, «Харибда» была названа в честь персонажа греческой мифологии . Харибда — это имя морского чудовища, обычно упоминаемое рядом со Сциллой , именем, данным другому кораблю класса Дидона , в идиоме « между Сциллой и Харибдой ». Он был заложен на верфи Cammell Laird в Биркенхеде 9 ноября 1939 года и спущен на воду 17 сентября 1940 года. [ 2 ] [ 3 ] После достройки и испытаний он был принят на вооружение 3 декабря 1941 года. [ 2 ] [ а ]
Услуга
[ редактировать ]Домашние воды и Средиземное море
[ редактировать ]После испытаний «Харибда» вошла в состав Флота метрополии и в декабре 1941 года сопровождала 1-ю эскадрилью минных заградителей во время операции SN81 по постановке мин на Северном заграждении . [ 4 ] Он оставался в составе Флота Метрополии до 1942 года, а в марте был принят гражданским сообществом Биркенхеда, Чешир , где он был построен, после кампании по экономии средств в рамках Недели военных кораблей . [ 4 ] 30 марта «Харибда» отплыла в качестве эскорта для еще одной операции по постановке мин — SN87. [ 4 ] В апреле 1942 года он был направлен в состав Force H в Гибралтаре и отправился туда в качестве эскорта авианосца USS Wasp и линейного крейсера HMS Renown . Харибда присоединилась к отряду W в Гибралтаре и сопровождала Осу в Средиземное море для доставки самолетов на Мальту в рамках календаря операции . После успешного взлета самолета « Харибда» вернулась в Гибралтар вместе с «Осой» и сопровождала ее часть пути в Атлантику. [ 4 ] Развернутая на следующие несколько месяцев в составе Force W, «Харибда» сопровождала несколько авианосцев, направлявшихся в Средиземное море к точке, откуда их самолеты могли быть отправлены на подкрепление Мальты. В качестве одного из кораблей сопровождения « Харибда» проверяла «Осу» и британский авианосец HMS Eagle в ходе операции «Бауэри» в начале мая, а «Игл» и HMS «Аргус» в конце месяца в ходе операции LB. [ 4 ] Операции с авианосцами продолжались до июня 1942 года: «Харибда» поддерживала операцию «Стиль», а затем операцию «Выступ». [ 4 ]
11 июня отряд W, включая «Харибду» , присоединился к авианосцам «Орел» и «Аргус» , а дальнейшее сопровождение обеспечивали линкор HMS Malaya , крейсеры HMS Kenya и HMS Liverpool , а также ряд эсминцев для прикрытия операции «Гарпун» . Конвой в операции «Гарпун» управлялся совместно с конвоем из Египта в рамках операции «Энергичный», оба из которых пытались доставить продовольствие и технику , разделив силы противника. В июле 1942 года «Харибда» прикрывала операции «Пинпойнт» и «Насекомое», еще две авианосные поставки самолетов на Мальту. К августу 1942 года Харибда присоединилась к отряду Z, чтобы обеспечить сопровождение HMS Eagle в мальтийском конвое в рамках операции «Пьедестал» . [ 4 ]
Операция Пьедестал
[ редактировать ]Операция «Пьедестал» была построена вокруг конвоя торговых судов из 15 кораблей, сопровождаемого мощными силами, состоящими из двух линкоров, четырех авианосцев, семи крейсеров и двадцати шести эсминцев. Конвой подвергся сильной атаке с воздуха и подводных лодок, понеся большие потери. HMS Eagle был потоплен торпедами немецкой подводной лодки U-73 , и только пять торговых судов, включая поврежденный танкер SS Ohio , сумели добраться до Мальты. После «Орла » затопления «Харибда» предприняла серию атак глубинными бомбами в безуспешной охоте за U-73 . [ 5 ] Затем она стояла рядом с поврежденным авианосцем HMS Indomitable и обеспечивала противовоздушную оборону во время проведения спасательных операций. [ 6 ] 13 июля командир оперативной группы адмирал Эдвард Невилл Сайфрет отправил ее присоединиться к отряду X вместе с HMS Eskimo и HMS Somali , поскольку торговцы подверглись сильной воздушной атаке при прохождении через Сицилийский пролив . [ 7 ] Харибда заняла для этого место искалеченного HMS Manchester , а затем 14 июля вернулась в отряд Z и продолжила сражаться с вражеской авиацией. [ 4 ]
Атлантика и возвращение в Средиземное море
[ редактировать ]В сентябре 1942 года фокус операций «Харибды » изменился, и ей было поручено патрулировать Атлантику в поисках немецких блокадников , пытающихся достичь портов Атлантического океана с Дальнего Востока. [ 4 ] В конце октября он принял участие в операции «Поезд», сопровождая авианосец HMS Furious с дополнительными авиационными подкреплениями на Мальту. 25 ноября 1942 года он был направлен в 12-ю крейсерскую эскадрилью отряда H и отплыл из Гибралтара в Алжир для участия в операции «Факел» — высадке десантов в Марокко и Алжире . [ 4 ] Она сопровождала конвои вторжения и обеспечивала бомбардировочную поддержку сухопутных войск, а также противовоздушную оборону. 12 декабря 1942 года «Харибда» отплыла в Великобританию для ремонта. [ 4 ]
«Харибдис» присоединился к Флоту Метрополии после завершения работ и испытаний в марте 1943 года. Первоначально базировавшийся в Скапа-Флоу , он прикрывал операции по постановке мин и патрулировал Северное море до апреля 1943 года, когда был временно переведен в Плимутское командование . Там ей поручили сопровождать союзные конвои и патрулировать в Бискайском заливе . Харибда снова вернулась в Гибралтар в августе 1943 года и оттуда сопровождала средиземноморские конвои. [ 4 ]
В сентябре «Харибда» входила в состав отряда V, прикрывавшего операцию «Лавина» — высадку в Салерно . Во время своего пребывания у итальянского побережья она доставила генерала США Дуайта Д. Эйзенхауэра в Салерно. В следующем месяце она вернулась в Плимут, предположительно на короткий отпуск. Однако оперативные требования потребовали, чтобы отпуск почти сразу же был прерван, и она возобновила работу в Бискайском заливе . [ 4 ]
Операция «Туннель и затопление»
[ редактировать ]В конце 1943 года британским властям стало известно о приближении немецкого блокадника « Мюнстерланд» , перевозившего важный груз латекса и стратегических металлов. У немцев была отработанная процедура сопровождения таких судов. Британцы отреагировали, проведя операцию «Туннель», стандартную операцию, в ходе которой доступные корабли попытались перехватить. По поводу планирования этой операции лейтенант-коммандер Роджер Хилл высказал свои сомнения старшему штабу, но его совет не был услышан. [15] «Харибда» была назначена на операцию 20 октября, а 22 октября британские войска вышли в море. В составе «Харибды» находились эсминцы флота HMS «Гренвилл» и «Рокет» , а также четыре класса «Хант» эсминца : «Лимборн » , «Уэнслидейл» , «Талибонт» и «Стивенстон» . [ 4 ] Мюнстерланда » Эскорт « состоял из пяти торпедных катеров «Тип 39» 4-й флотилии миноносцев под командованием Франца Кохлауфа . [ 8 ]
Харибда обнаружила конвой на своем радаре на расстоянии 7 морских миль (13 км; 8,1 миль), но не перехватила радиопередачи. Лимбурн слышала радиопередачи, но не могла обнаружить корабли на радаре, поскольку Харибда закрывала ей обзор. В 1:38 немецкий миноносец Т23 под командованием Фридриха-Карла Пауля заметил Харибду , которая была поражена по левому борту двумя торпедами из залпа из шести, выпущенных Т23 и Т27 . [ 2 ] [ 9 ] : 129 Лимбурн также пострадал во время этого боя и позже был затоплен HMS Rocket . Немецкие войска остались невредимыми. Харибда затонула в течение получаса на позиции 48 ° 59' с.ш. 3 ° 39' з.д. / 48,983 ° с.ш. 3,650 ° з.д. , потеряв более 400 человек, включая ее капитана Джорджа Фелькера. [ 4 ] [ б ] Выжили четыре офицера и 103 рядовых. [ 4 ] [ 8 ] В конечном итоге «Мюнстерланд» был выброшен на берег и разрушен к западу от Кап-Блан-Не 21 января 1944 года огнем британской береговой артиллерии после того, как он сел на мель. [ 9 ] : 131
Наследие и память
[ редактировать ]Харибда За время службы получила шесть боевых наград: Мальтийские конвои 1942 г., Северную Африку 1942 г., Салерно 1943 г., Атлантику 1943 г., Ла-Манш 1943 г. и Бискайский залив 1943 г. [ 13 ]
Вскоре после затопления тела 21 военнослужащего Королевского флота и Королевской морской пехоты были выброшены на берег Гернси . Немецкие оккупационные власти похоронили их со всеми воинскими почестями. Похороны стали для некоторых островитян возможностью продемонстрировать свою лояльность Великобритании и свою оппозицию нацистским оккупантам : на похоронах присутствовало около 5000 островитян, которые возложили около 900 венков – достаточная демонстрация против нацистской оккупации для последующих военных похорон. закрыт для мирного населения немецкими оккупантами. [ 8 ] Ежегодно в октябре проводится поминальная служба, на которой присутствуют выжившие в боях и их родственники, Ассоциация Королевского флота и морской пехоты Гернси, морские кадеты , бригада скорой помощи Святого Иоанна , полиция, Красный Крест и представители Королевский флот и общественность. [ 8 ] [ 14 ] [ 15 ]
Остальные члены экипажа похоронены на Джерси в Сен-Хельере (38), а также во Франции в Динаре (96), Сен-Брие (47), Иль-де-Бреа (1), Сен-Жермен-сюр-Ай (1) и Сен-Шарль-де-Перси. (2).
затонувшие корабли «Харибда» и «Лимбурн» Обнаружены . Харибда была найдена в 1993 году лежащей на глубине 83 метра.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Некоторые источники также используют эту дату для ввода в эксплуатацию, хотя naval-history.net вместо этого сообщает, что он был введен в эксплуатацию 15 ноября 1941 года, после публикации Ассоциации Харибды / Лимбурна. [ 4 ]
- ^ Точное количество жертв определить сложно, в источниках фигурирует несколько цифр. Uboat.net сообщает, что погибли 464 человека. [ 10 ] На сайте Naval-history.net в одном месте зарегистрировано 426 человек, а Ассоциация Харибды / Лимбурна приходит к выводу, что «в ту ночь погибло более 500 человек Харибды». [ 4 ] [ 8 ] В ежедневных списках жертв войны на сайте naval-history.net записаны имена 462 человек с Харибды, либо «убитых», либо «пропавших без вести, предположительно убитых», на другой странице сайта также говорится, что Харибда затонула с «потерей 30 офицеров (432 рейтинга). ". [ 11 ] [ 12 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ирландия. Иллюстрированный путеводитель по круизерам . п. 184.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кэмпбелл, с. 33
- ^ Колледж и Варлоу. Корабли Королевского флота . п. 67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Гордон Смит (3 июня 2011 г.). «HMS Charybdis (88): Легкий крейсер класса Dido» . История службы военных кораблей Королевского флота во Второй мировой войне . naval-history.net . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Моисей, 2007. стр. 136.
- ^ Моисей, 2007. стр. 155.
- ^ Моисей 2007 стр.171
- ^ Jump up to: а б с д и Ассоциация Харибда (1 декабря 2010 г.). «HMS Charybdis: запись о ее потере и памяти» . Вторая мировая война на море . naval-history.net . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Фаулер, Уилл. Последний рейд: коммандос, Нормандские острова и последний нацистский рейд . Историческая пресса. ISBN 978-0750966375 .
- ^ «HMS Харибда (88)» . Союзные военные корабли . Uboat.net . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Смит, Гордон (18 апреля 2009 г.). «Потери Королевского флота, убитые и умершие, октябрь 1943 года» . Списки потерь Королевского флота и военно-морских сил Доминиона во время Второй мировой войны . naval-history.net . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Смит, Гордон (8 апреля 2009 г.). «Джордж Чарльз Уильям Смит» . naval-history.net . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Варлоу. Боевые награды Королевского флота . п. 89.
- ^ «Местная история: HMS Charybdis» . BBC.co.uk. 7 октября 2008 года . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ «HMS Charybdis и HMS Limbourne» . Проверено 5 октября 2022 г.
15. Хилл, Роджер. (1979). стр. 167–176.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1980). "Великобритания". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 2–85. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Крабб, Брайан Джеймс (1998). На пути к вреду. История HMS Kenya . Крейсер Второй мировой войны . Англия: Пол Уоткинс. ISBN 1-900289-02-4 .
- Крабб, Брайан Джеймс (2014). Операция «Пьедестал: история конвоя WS21S в августе 1942 года» . Англия: Шон Тайас. ISBN 978-1-907730-19-1 .
- Фридман, Норман (2010). Британские крейсеры: две мировые войны и после . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-59114-078-8 .
- Ирландия, Бернард (2008). Иллюстрированный путеводитель по круизерам . Лондон: Дом Гермеса. ISBN 978-1-84681-150-0 .
- Моисей, Сэм (2007). Любой ценой: как поврежденный корабль и два американских торговых моряка переломили ход Второй мировой войны . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 978-0-345-47674-6 .
- Рэйвен, Алан и Робертс, Джон (1980). Британские крейсеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-922-7 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Варлоу, Бен (2004). Боевые награды Королевского флота . Лискирд: Морские книги.
- Уитли, MJ (1995). Крейсеры Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: Касселл. ISBN 1-86019-874-0 .
- Хилл, Роджер Персиваль (1979). «Капитан эсминца». Granada Publishing Ltd, Лондон. ISBN 0-583-12875-0-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уитби, Майкл (2022). «Задачи операции «Туннель», сентябрь 1943 г. — апрель 1944 г.». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2022 . Оксфорд: Издательство Osprey. стр. 29–46. ISBN 978-1-4728-4781-2 .