Russian cruiser Varyag (1899)
Varyag c. 1904
| |
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Varyag |
Строитель | Уильям Крэмп и сыновья , Филадельфия |
Номер двора | 301 |
Заложен | Октябрь 1898 г. |
Запущен | 31 октября 1899 г. |
Введен в эксплуатацию | 2 января 1901 г. OS : (14 января 1901 г. NS ) |
Судьба | Затоплен , 9 февраля 1904 г. |
Японская империя | |
Имя | Соя |
Приобретенный | Японией в качестве военного приза |
Введен в эксплуатацию | 9 июля 1907 г. |
Судьба | Вернулся в Россию 5 апреля 1916 г. |
Российская Империя | |
Имя | Varyag |
Приобретенный | 5 апреля 1916 г. |
Не работает | захвачен Великобританией в феврале 1918 г. |
Судьба | Сел на мель в 1920 г., списан в 1925 г. Ферт-оф-Клайд. |
Общие характеристики | |
Тип | Защищенный крейсер |
Смещение | 6500 длинных тонн (6604 т ) |
Длина | 129,6 м (425 футов 2 дюйма) ш/л |
Луч | 15,8 м (51 фут 10 дюймов) |
Черновик | 6,3 м (20 футов 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; паровые машины тройного расширения |
Скорость | 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) |
Дополнить | 570 |
Вооружение |
|
Варяг ( русский : Варя́г ), иногда также пишется как Варяг, был русским защищенным крейсером . «Варяг» прославился стоицизмом своего экипажа в битве при заливе Чемульпо . Она была приобретена в качестве военного приза во время Русско-японской войны Императорским флотом Японии , который переименовал ее в Сою , а позже был возвращен Российскому Императорскому флоту во время Первой мировой войны.
Строительство и дизайн
[ редактировать ]В 1897 году Русское Адмиралтейство в рамках программы усиления Дальневосточного флота Императорского Российского Военно-Морского Флота опубликовало технические условия на быстроходный защищенный крейсер , способный совершать торговые рейды . Корабли должны были быть вооружены 152-мм (6-дюймовыми) скорострельными орудиями и иметь скорость 23–24 узла (43–44 км/ч; 26–28 миль в час). Российские верфи уже были заняты, и 11 апреля 1898 года Императорское Адмиралтейство разместило заказ на американской верфи William Cramp & Sons of Philadelphia на постройку единственного крейсера «Варяг» в соответствии с этой спецификацией. [ 1 ] По этим спецификациям были также заказаны одиночные корабли на немецких верфях Germaniawerft ( «Аскольд» ) и AG Vulcan ( «Богатырь» ). [ 2 ] «Варяг» был заложен в октябре 1898 г., спущен на воду 31 октября 1899 г. и вступил в состав Императорского Российского флота 2 января 1901 г. ОС (14 января 1901 г. Н.С. ), [ 3 ] [ Примечание 1 ] под командованием капитана Владимира Бера.
Варяг имел общую длину 127,90 м (420 футов) 129,56 м (430 футов) и длину между перпендикулярами , ширину 15,85 м (50 футов) и осадку 5,94 м (19 футов 6 дюймов) при нормальном водоизмещении. Проектное водоизмещение составляло 6500 длинных тонн (6604 т), полное водоизмещение около 7020 длинных тонн (7133 т). [ 1 ] Тридцать Niclausse водотрубных котлов питали паром два комплекта четырехцилиндровых вертикальных паровых двигателей тройного расширения мощностью 21 000 л.с. (16 000 кВт), которые приводили в движение два трехлопастных гребных винта. [ 4 ]
В защищенном крейсере основная защита состояла из арочной бронепалубы, защищавшей двигатели и магазины корабля. Палуба имела толщину 38 мм (1,5 дюйма) в центральной горизонтальной части и 76,2 мм (3 дюйма) на наклонных участках к бортам корабля. [ 5 ] корабля Боевая рубка имела защиту 150 мм (6 дюймов). 38 мм ( 1 + 1 / 2 дюйма) для защиты подъемников боекомплекта и 76 мм (3 дюйма) для носового и кормового торпедных аппаратов. [ 6 ] Основное вооружение корабля состояло из двенадцати 152-мм (6-дюймовых) орудий Обухова L/45, из которых два орудия располагались рядом на баке корабля , два — на юте , а остальные восемь — на спонсонах в верхней части корабля. палуба. [ 6 ] Эти орудия могли стрелять снарядами массой 50 кг (110 фунтов) на дальность 9800 м (10700 ярдов) со скоростью 6 выстрелов в минуту. Было перевезено 2388 выстрелов калибра 152 мм. Двенадцать 75-мм (2,95 дюйма) орудий L/50 QF защищали корабль от торпедных катеров и могли стрелять снарядами массой 6 кг (13 фунтов) на дальность 7000 м (23000 футов) со скоростью 10 выстрелов в минуту. Ближнюю оборону обеспечивали четыре 47-мм вращающиеся пушки Гочкиса на боевых топах и еще четыре на верхней палубе, а также две 37-мм пушки и два пулемета. Две 64-мм десантные пушки Барановского также использовались морской пехотой на берегу. [ 7 ] Имелось шесть 381-мм (15-дюймовых) торпедных аппаратов, по два на каждом борте и по одному в носовой и кормовой части . [ 3 ]
Во время ее постройки 20 апреля 1899 года помощник врача Лео Александров покинул передовой отряд корабля и подал заявление на получение гражданства США. Его арестовали за дезертирство. Его дело дошло до Верховного суда США , который постановил в деле Такер против Александрова , что корабль, хотя и не был принят на службу в Императорский флот России, был военным кораблем в соответствии с условиями договора 1832 года между Россией и Соединенными Штатами; таким образом, Александров будет возвращен российским властям. [ 8 ]
Первый российский сервис
[ редактировать ]С началом Русско-японской войны под командованием капитана Всеволода Руднева « Варяг » стоял в бухте Чемульпо вместе со стареющей канонерской лодкой «Кориец» . 8 февраля крупные японские силы под командованием адмирала Уриу заблокировали русскую гавань. Поскольку Чемульпо находился в нейтральных корейских водах, адмирал Уриу предъявил русским кораблям письменный ультиматум: они должны отплыть к 12:00 или подвергнуться нападению в самой гавани. Капитан Руднев попытался пробиться наружу, но, понеся тяжелые потери (31 человек погиб, 191 ранен из 570) и имея превосходство в вооружении, оба корабля вернулись в гавань к 13:00, экипаж решил затопить оба корабля. Экипаж был спасен путем перевода его на британский крейсер «Тальбот» , французский крейсер «Паскаль» и итальянский крейсер «Эльба» ; Капитан американской канонерской лодки «Виксбург» отказался сделать это, посчитав это нарушением нейтралитета США. [ 9 ] [ 10 ]
в 1907 году Всеволод Руднев (к тому времени уволенный с русской морской службы в чине контр-адмирала) был награжден японским орденом Восходящего Солнца За героизм в том бою ; хотя он и принял орден, но никогда не носил его публично. [ 11 ] [ 12 ]
Японский крейсер Соя
[ редактировать ]После русско-японской войны японцы подняли сильно поврежденный затонувший корабль из гавани Чемульпо, отремонтировали его и 9 июля 1907 года ввели его в состав Императорского флота Японии как крейсер Соя . Его новое название было взято от самого северного мыса Хоккайдо , Соя Мисаки .
После поступления на вооружение Японии в качестве крейсера «Соя» использовался в основном для учебных целей. С 14 марта 1909 года по 7 августа 1909 года он совершил дальний круиз по штурману и обучению курсантов на Гавайи и в Северную Америку. Этот учебный рейс он повторял каждый год до 1913 года.
Вернуться в Россию
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Россия и Япония были союзниками, и несколько кораблей были переданы японцами русским. Вместе с «Пересветом» и «Полтавой» он был выкуплен Российским императорским флотом во Владивостоке 5 апреля 1916 года и переименован в «Варяг» . В июне он отправился в Мурманск через Индийский океан и прибыл в ноябре 1916 года. В феврале 1917 года он был отправлен в Ливерпуль в Великобритании для капитального ремонта Кэммеллом Лэрдом и должен был снова войти в строй Североатлантической Ледовитого океана. флотилии Северного Императорский Российский Флот. Однако после Октябрьской революции 7 ноября 1917 года оставшиеся на борту члены экипажа подняли красный флаг и отказались выйти в плавание. 8 декабря 1917 года ее захватил отряд британских солдат. Приписанный к Королевскому флоту в феврале 1918 года, он сел на мель во время буксировки у берегов Ирландии, но был снят с мели и использовался в качестве корпуса до 1919 года. Затем в 1920 году он был продан немецкой фирме на металлолом, но 5 февраля 1920 года сел на мель. на скалах возле шотландской деревни Лендалфут ( 55 ° 11'03 "N 04 ° 56'30" W / 55,18417 ° N 4,94167 ° W ) в заливе Ферт-оф-Клайд во время буксировки в Германию . Она была списана на слом с 1923 по 1925 год. [ 13 ] [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Стоицизм команды «Варяга » в Чемульпо вдохновил австрийского поэта Рудольфа Грейнца на написание стихотворения, посвященного «Варягу». Русский перевод этого стихотворения был положен на музыку А. С. Турищевым. Результатом стала песня 1904 года , которая остается популярной и сегодня:
(немецкий оригинал)
На палубу, товарищи, все на палубу!
Выходим на финальный парад!
Гордый Варяг не сдается,
Нам не нужна милость!
(русский поэтический перевод)
Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый “Варяг”,
Пощады никто не желает.
(перевод)
Вставайте, товарищи, каждый на свое место,
Финальный парад уже близко.
Наш гордый «Варяг» врагу не сдастся,
Никто не хочет пощады.
Рудольф Грейнц
30 июля 2006 года ( День ВМФ России ) мемориальная доска крейсеру была открыта в Лендалфуте на церемонии, на которой присутствовали высокопоставленные российские политики и военно-морской персонал, ветераны и местные сановники. [ 15 ] [ 16 ]
был открыт памятник в виде большого бронзового креста как дополнение к мемориалу Лендалфуту. 8 сентября 2007 года на церемонии, на которой присутствовал бывший генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон , британские и российские военно-морские офицеры и дипломаты, [ 17 ] Благотворительный фонд «Крейсер Варяг» организовал в России конкурс на проект памятника. [ нужна ссылка ]
В 2010 году в честь 20-летия дипломатических отношений между Кореей и Россией флаг Варяга был восстановлен. ВМС Японии вернули флаг, когда корабль был спасен; и Метрополитен-музей Инчхона приобрел их после поражения Японии в конце Второй мировой войны. Возвращение флага принимает форму двухлетнего возобновляемого кредита, поскольку корейский закон защищает культурные ценности. [ 18 ]
-
Obverse of plaque at Varyag memorial at Lendalfoot, Scotland.
-
обратная сторона мемориальной доски мемориала Варяг в Лендалфуте, Шотландия.
-
Аверс памятника мемориалу Варяг в Лендалфуте, Шотландия.
-
Якорь у мемориала Варяг в Лендалфуте, Шотландия.
Сноски
[ редактировать ]- ↑ «Варяг» был сдан в эксплуатацию 2 января 1901 года по старому юлианскому календарю, который до сих пор используется в Российской империи: это соответствовало 14 января по григорианскому календарю, используемому в Европе, США и других странах.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Смигельский 1979 , стр. 155.
- ^ Смигельски 1979 , стр. 160, 166
- ^ Jump up to: а б Смигельский 1979 , стр. 163.
- ^ Смигельски 1979 , стр. 155, 159
- ^ Смигельский 1979 , стр. 161.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 1979 , с. 195
- ^ Смигельский 1979 , стр. 160, 162
- ^ Такер против Александроффа , 183 US 424.
- ↑ Отчет Роберта С. Маккормака государственному секретарю Джону Хэю, 11 мая 1904 г., в «Документах, касающихся международных отношений Соединенных Штатов, 1904 г.» , правительственная типография, Вашингтон
- ^ "Всеволод Фёдорович Руднев" [Vsevolod Fedorovich Rudnev]. комитете по культуре муниципального образования город Новомосковск [Committee for Culture of the Municipal Formation of the City of Novomoskovsk] (in Russian) . Retrieved 23 September 2023 .
- ^ "Всеволод Фёдорович Руднев" [Vsevolod Fedorovich Rudnev]. комитете по культуре муниципального образования город Новомосковск [Committee for Culture of the Municipal Formation of the City of Novomoskovsk] (in Russian) . Retrieved 23 September 2023 .
Rudnev was awarded the Japanese Order of the Rising Sun - in recognition of the heroism of Russian sailors, becoming one of the first Russians (and Europeans in general) who received this order.
- ^ Каунер, Исторический словарь русско-японской войны , с. 407-408.
- ^ Историческая среда Шотландии . «Варяг: Лендалфут, Ферт-оф-Клайд (113280)» . Кенмор . Проверено 20 августа 2017 г.
- ↑ Место захоронения российского крейсера «Варяг». Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine. Новости Совета Южного Эйршира.
- ^ «Эйрширский мемориал русскому катеру» . Новости Би-би-си . 30 июля 2006 г. Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ «Мемориал Клайда русскому кораблю» . Новости Би-би-си . 8 сентября 2007 года . Проверено 20 августа 2017 г.
- ^ «Корея вернет флаг затонувшего российского военного корабля», Чосун Ильбо (РК). 11 ноября 2010 г.; получено 11 ноября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бакстон, Ян (2001). «Вопрос 36/99: Российский Императорский Крейсер Варяг ». Военный корабль Интернешнл . XXXVIII (4): 337. ISSN 0043-0374 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Каунер, Ротем (2006). «Исторический словарь Русско-Японской войны». Пугало. ISBN 0-8108-4927-5
- МПХК Каталог коллекционных серебряных монет 2012-13 стр.38
- Смигельски, Адам (1979). «Императорский русский крейсер Варяг ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль, том III . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 154–167. ISBN 0-85177-204-8 .
- Уэтерхорн, Арье (2001). «Вопрос 36/99: Российский Императорский Крейсер Варяг ». Военный корабль Интернешнл . XXXVIII (4): 337–338. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Варягом (корабль, 1901 г.) на Викискладе?
- Крейсеры Императорского Российского Флота
- Корабли, построенные William Cramp & Sons
- 1899 кораблей
- Военные корабли России
- Русско-японские военные крейсера России.
- Крейсеры России Первой мировой войны
- Кораблекрушения в заливе Ферт-оф-Клайд
- Морские происшествия 1904 года
- Морские происшествия 1920 года
- 1920 год в Шотландии.
- 1925 год в Шотландии.