«Пересвет» Линкор типа
![]() Пересвет на якоре, 1901 год.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Пресвет |
Строители |
|
Операторы | |
Предшественник | Ростислав |
Преемник | Потемкин |
Подклассы | Pobeda |
Построен | 1898–1903 |
В комиссии | 1901–22 |
Завершенный | 3 |
Потерянный | 2 |
Списано | 1 |
Общие характеристики | |
Тип | Линкор до дредноута |
Смещение | 13 320–14 408 длинных тонн (13 534–14 639 т) |
Длина | 434 футов 5 дюймов (132,4 м) |
Луч | 71 футов 6 дюймов (21,8 м) |
Черновик | 26 футов 3 дюйма (8,0 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала, 3 вертикальные паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 6200 миль (11500 км; 7100 миль) при 10 узлах (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 27 офицеров, 744 солдата |
Вооружение |
|
Броня |
Класс Пересвет» « представлял собой группу из трех линкоров до дредноута, построенных для Императорского флота России примерно в конце XIX века. После завершения строительства «Пересвет» и «Победа» были переведены в состав Тихоокеанской эскадры и базировались в Порт-Артуре с 1901 и 1903 годов соответственно. Все три корабля были потеряны русскими в Русско-японской войне 1904–05; «Пересвет» и «Победа» участвовали в сражениях при Порт-Артуре и на Желтом море , потоплены при осаде Порт-Артура . Третий корабль «Ослябя » отправился на Дальний Восток в составе Второй Тихоокеанской эскадры для разгрузки русских войск, блокированных в Порт-Артуре, и затонул в Цусимском сражении с потерей более половины экипажа.
«Пересвет» и «Победа» были спасены после того, как японцы захватили Порт-Артур и вошли в состав Императорского флота Японии . «Пересвет» был продан обратно русским во время Первой мировой войны , поскольку обе страны к тому времени были союзниками, и затонул после попадания на немецкие мины в Средиземноморье в начале 1917 года, в то время как «Победа» , переименованная в «Суво» , вместо этого осталась на японской службе и участвовала в битве при Циндао в конце 1914 года. В 1917 году он стал учебным артиллерийским кораблем. В 1922 году корабль был разоружен в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского флота. Договор и, вероятно, был отменен примерно в то же время.
Дизайн и описание
[ редактировать ]
После унизительного поражения России в Крымской войне 1854–1855 годов генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич понимал, что Россия никогда не сможет превзойти Англию или Францию, но все же нуждалась в морской стратегии, которая могла бы защитить Россию, дать флоту полезную роль. в мирное время и действовать как сдерживающий фактор. Он решил, что стратегия guerre de Course (торговые набеги) была единственным эффективным средством России для нападения на Британскую империю или Францию, если разразится война, и построил серию быстрых, дальнобойных броненосных крейсеров, таких как «Россия» и «Рюрик», для реализации своей стратегии. . [ 1 ] Британцы ответили постройкой линкоров второго класса класса Центурион» « для поражения крейсеров, а русские ответили тремя кораблями класса «Пересвет» , которые были разработаны для поддержки их броненосных крейсеров. В этой роли предпочтение отдавалось высокой скорости и дальности действия за счет тяжелого вооружения и брони. [ 2 ]
Как это было принято с русскими кораблями того времени, изменения вносились еще во время постройки кораблей. Наиболее важным стал пересмотр дополнительного вооружения с восьми 6-дюймовых (152-мм) и пяти 4,7-дюймовых (119-мм) орудий до одиннадцати 6-дюймовых орудий и дополнительных легких орудий. Первоначально планировалось только два корабля, но третий было приказано оставить на верфи Балтийского завода до тех пор, пока не будет подготовлен новый проект. По иронии судьбы, он был построен раньше второго корабля, несмотря на то, что был заложен более трех лет спустя. [ 3 ]
Корабли класса «Пересвет» 434 фута 5 дюймов (132,4 м) имели общую длину , ширину 71 фут 6 дюймов (21,8 м) и осадку 26 футов 3 дюйма (8,0 м). Рассчитанные на водоизмещение 12 674 длинных тонны (12 877 т), они имели избыточный вес на 500–1700 длинных тонн (510–1730 т) и фактически водоизмещали 13 320–14 408 длинных тонн (13 534–14 639 т). Для уменьшения биообрастания корпуса первых двух кораблей были обшиты деревом и медью, но в «Победе» от этого отказались для уменьшения веса. Суда имели частичное двойное дно , а корпус был разделен 10 водонепроницаемыми поперечными переборками ; центральная переборка разделяла передние машинные отделения. Каждый экипаж состоял из 27 офицеров и 744 рядовых. [ 4 ]
Корабли приводились в движение тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, вырабатываемый 30 котлами Бельвиля . Двигатели имели номинальную мощность 14 500 лошадиных сил (10 813 кВт), использовали наддувную тягу и были рассчитаны на максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). достигли максимальной скорости 18,3–18,5 узлов (33,9–34,3 км/ч; 21,1–21,3 миль в час) при заявленной мощности 14 532–15 578 лошадиных сил (10 837–11 617 кВт) Все три корабля немного превысили свои характеристики и во время ходовых испытаний . Они перевозили максимум 2060 длинных тонн (2090 т) угля, что позволяло им преодолевать 6200 морских миль (11 500 км; 7 100 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). Их электрооборудование состояло из четырех паровых динамо- машин общей мощностью 555 киловатт (744 л.с.). [ 5 ]
Вооружение
[ редактировать ]
кораблей Главная батарея состояла из четырех орудий калибра 45 калибра , 10-дюймовых (254-мм) с электроприводом установленных в двухорудийных башнях , одной в носовой части и одной в кормовой части надстройки . У этих орудий были серьезные проблемы при разработке, поскольку они оказались слишком слабыми для использования полного заряда пороха, и их пришлось переделывать и уменьшать заряд. Орудия в «Пересвете» и «Ослябе» были оригинальной модели и могли подниматься максимум на +35°, тогда как усиленные орудия, использовавшиеся в «Победе», могли подниматься максимум на +25°. Орудия были рассчитаны на стрельбу раз в 40 секунд, но на вооружении они стреляли вдвое быстрее. Корабли несли по 75 снарядов на каждое орудие. [ 6 ] Старые орудия стреляли снарядом массой 496 фунтов (225,2 кг) с начальной скоростью 2270 футов/с (692 м/с), тогда как более новые орудия « Победы » могли достигать начальной скорости 2600 футов/с (790 м/с). ). При угле места +6° дальность стрельбы составляла 8760 ярдов (8010 м). [ 7 ] Вспомогательное вооружение кораблей класса «Пересвет» состояло из одиннадцати 45-калиберных 6-дюймовых Canet Model 1891 скорострельных орудий (QF) , 10 из которых были установлены в казематах по бортам корпуса и одно под баком в качестве носового преследователя . В каждом орудии было по 220 патронов. [ 6 ] Они стреляли снарядами весом 91 фунт (41,4 кг) с начальной скоростью 2600 футов/с (792,5 м/с). Их дальность стрельбы с высоты +20° составляла 12 602 ярда (11 523 м). [ 8 ]
Орудия меньшего размера использовались для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров . В их число входили 20 скорострельных (QF) 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудий Canet Model 1891 . Из этих орудий восемь устанавливались в амбразурах в корпусе, четыре — на главной палубе, четыре — на аккумуляторной палубе и последние четыре — по углам надстройки на палубе бака. Корабли несли по 300 снарядов на каждое орудие. [ 6 ] Орудие имело начальную скорость 2830 футов/с (862 м/с) со снарядами массой 10,8 фунта (4,91 кг). Его дальность действия составляла около 8606 ярдов (7869 м) на высоте +20 °. [ 9 ] Меньшие орудия включали двадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса QF в амбразурах корпуса и на надстройке. В каждом орудии было 810 патронов. [ 10 ] Они выпустили снаряд массой 3,2 фунта (1,5 кг). [ 11 ] Восемь 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий Гочкиса располагались между 47-миллиметровыми орудиями на палубе бака. [ 12 ] Они выпустили снаряд массой 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1540 футов/с (470 м/с). [ 13 ]
Класс «Пересвет» имел пять 15-дюймовых (381-мм) торпедных аппаратов , три из которых находились над водой, один в носовой части, одну пару бортовых аппаратов и два бортовых подводных аппарата. Всего корабли несли 12 торпед. Они также везли с собой 45 мин , которые необходимо было установить для защиты стоянок в отдаленных районах. [ 12 ]
Корабли были оснащены стадиаметрическими дальномерами Люжоля , которые для оценки дальности использовали угол между двумя вертикальными точками на вражеском корабле, обычно ватерлинией и «вороньим гнездом» . Офицер-артиллерист сверился со своими рекомендациями, чтобы определить дальность полета, и рассчитал правильную высоту и отклонение, необходимые для поражения цели. Свои команды он передавал через электромеханическую систему управления огнем Гейслера на каждое орудие или башню. Ослябя и остальная часть Второй Тихоокеанской эскадры также были оснащены оптическими прицелами Перепелкина для своих орудий, но их экипажи не были обучены ими пользоваться. [ 14 ]
Защита
[ редактировать ]Первые два корабля использовали броню Харви для большей части своих бронированных вертикальных поверхностей, за исключением орудийных башен и их опорных труб, которые были изготовлены из брони Круппа . «Победа» , однако, использовала броню Круппа для всей своей тяжелой вертикальной брони. Над машинными отделениями максимальная толщина бронепояса она уменьшалась до 7 дюймов (178 мм) по ватерлинии составляла 9 дюймов (229 мм), а у магазинов . Лента сужалась до толщины 5 дюймов (127 мм) над машинными отделениями и до 4 дюймов (102 мм) над магазинами. Пояс покрывал 312 футов (95,1 м) длины корабля и имел высоту 7 футов 9 дюймов (2,4 м), из которых верхние 36 дюймов (914,4 мм) должны были находиться над ватерлинией, но корабли имели значительно больший вес. . Большая часть пояса была погружена в воду, что у Пересвета при нормальной нагрузке было открыто только 14 дюймов (356 мм) брони; при полной нагрузке эффект был еще сильнее и ремень полностью погружался в воду. Ослябя имела еще больший вес, и при нормальной нагрузке ее поясная броня составляла всего 3 дюйма (76 мм). Пояс на обоих кораблях заканчивался 7-дюймовыми поперечными переборками, оставляя законцовки кораблей незащищенными. Поперечные переборки ватерлинии в «Победа» были ликвидированы, так как пояс был продлен до оконечностей корабля 4-дюймовыми броневыми листами. Выше ватерлинии на всех трех кораблях располагался более короткий пояс брони, защищавший среднюю часть кораблей. Его длина составляла 188 футов (57,3 м), а толщина - 4 дюйма. Концы верхнего пояса закрывались 4-дюймовыми угловыми поперечными переборками. [ 15 ]
Борта орудийных башен имели толщину 9 дюймов, а их крыши защищала броня толщиной 2,5 дюйма (64 мм); их опорные трубы имели толщину 8 дюймов (203 мм). Лицевая часть казематов 6-дюймовых орудий имела толщину пять дюймов, а задняя часть была защищена 2-дюймовыми (51-мм) броневыми листами. Казематы на каждом конце кораблей были защищены 5-дюймовыми поперечными переборками. Переборки толщиной 0,75 дюйма (19 мм) разделяли позиции 75-миллиметровых орудий. «Пересвет» имел две боевые рубки , каждая со бортами толщиной 6 дюймов, но два других корабля имели только переднюю боевую рубку со бортами 9 дюймов. Трубка связи толщиной 3 дюйма соединяла каждую боевую рубку с бронепалубой на всех трех кораблях. Плоская часть палубы центральной броневой цитадели состояла из пластины толщиной 1,46 дюйма (37 мм) поверх обычной плиты палубы из конструкционной стали толщиной 0,75 дюйма; наклонная часть соединялась с нижним краем ватерлинии и имела толщину 2,5 дюйма. За пределами цитадели броневая палуба состояла из 2,25-дюймовых (57-мм) плит, наложенных поверх 1-дюймовой (25-мм) обшивки палубы. На первых двух кораблях палубная броня состояла из мягкая сталь ; в «Победе» это был хромоникелевый сплав стали. [ 15 ]
Корабли
[ редактировать ]Корабль | Строитель [ 16 ] | Заложен [ 16 ] | Запущен [ 16 ] | Вступил в сервис [ 16 ] | Расходы [ 17 ] |
---|---|---|---|---|---|
Peresvet ( Пересвет ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 21 ноября 1895 г. [ Примечание 1 ] | 19 мая 1898 г. | 1901 | 10 540 000 рублей |
Ослябя ( Ослябя ) | Новоадмиралтейский завод , Санкт-Петербург | 21 ноября 1895 г. | 8 декабря 1898 г. | 1903 | 11 340 000 рублей |
Победа ( Победа ) | Балтийский завод, Санкт-Петербург | 21 февраля 1899 г. | 10 мая 1900 г. | 1902 | 10 050 000 рублей |
Карьера
[ редактировать ]
Пересвет , названный в честь Александра Пересвета , русского монаха , сражавшегося против Золотой Орды в Куликовской битве в 1380 году, и Победа (русское слово победа означает «победа») отправились на Дальний Восток почти сразу после поступления на службу в 1901 и 1902 годах. соответственно. По прибытии « Пересвет» стал флагманом заместителя командира эскадры контр- адмирала князя Павла Ухтомского . [ 18 ] Во время битвы при Порт-Артуре (февраль 1904 г.) на второй день войны «Пересвет» не пострадал, но «Победа» получила один удар в миделе корабля , получив небольшие повреждения, но потеряв двух человек убитыми и четырех ранеными. [ 19 ] «Победа» эскадрильи подорвалась на мине во время вылета 13 апреля и оставалась в ремонте почти два месяца. [ 18 ] Летом с обоих кораблей сняли часть противоторпедных орудий и вспомогательного вооружения, чтобы укрепить оборону порта. Они участвовали в битве на Желтом море 10 августа 1904 года; «Победа» была лишь слегка повреждена 11 попаданиями крупного калибра, но «Пересвет» , получивший 39 попаданий, пострадал от значительного наводнения. После возвращения эскадры в Порт-Артур было высажено еще больше орудий, но в ноябре Императорская японская армия захватила холмы с видом на гавань, и это позволило японским 28-сантиметровым (11 дюймам) осадным орудиям вести огонь прямо по российским кораблям. «Победа» и «Пересвет» неоднократно подвергались ударам, а «Победа» затонула 7 декабря 1904 года из-за накопившихся повреждений. В тот же день «Пересвет» был затоплен на мелководье. [ 20 ]

Строительство «Ослябя» , названного в честь Родиона Ослябя (еще одного монаха, участника Куликовской битвы), сильно затянулось, и корабль оказался на пути на Дальний Восток, когда в феврале 1904 года началась Русско-японская война. Ему был заказан домой и был направлен во Вторую Тихоокеанскую эскадру, которая предназначалась для помощи силам в Порт-Артуре. Корабль служил флагманом контр-адмирала барона Дмитрия фон Фёлкерзама , заместителя командира эскадры, но он погиб за два дня до Цусимского сражения в мае 1905 года. Ослябя в ходе боя руководил вторым дивизионом эскадры и был цель многочисленных японских кораблей в начале битвы. Многие попадания в корабль пришлись по ватерлинии и вызвали сильное наводнение. Попытки противодействовать получившемуся крену разрушили его оставшуюся устойчивость, и он затонул чуть более чем через час после того, как японцы открыли огонь - первый современный линкор, потопленный исключительно артиллерийским огнем. [ 21 ] Источники расходятся во мнениях о точном количестве жертв, но самая низкая цифра — 471. [ 22 ] [ Примечание 2 ]
На японской службе
[ редактировать ]
Японцы подняли, отремонтировали и перевооружили «Пересвет» и «Победу» . Они включили отремонтированные корабли в состав Императорского флота Японии как «Сагами» и «Суво» соответственно и переклассифицировали их в первоклассные корабли береговой обороны . [ 24 ] После начала Первой мировой войны в 1914 году Сагами была продана в Россию в марте 1916 года и 3 апреля 1916 года прибыла во Владивосток , где возобновила прежнее имя Пересвет . [ 18 ] ВМФ России предназначал корабль для службы в составе российской арктической флотилии, а «Пересвет» плыл в Арктику, но 4 января 1917 года подорвался на двух минах у Порт-Саида в Египте . Мины, заложенные немецкой подводной лодкой СМ U-73 , затонули. Пересвет с потерей 167 жизней после того, как она загорелась. [ 25 ]
Во время Первой мировой войны «Суво» служил флагманом японской эскадры во время осады Циндао с 27 августа по 7 ноября 1914 года. [ 26 ] Корабль служил флагманом Второй эскадры Второго флота в 1915–1916 годах, а затем стал учебным артиллерийским кораблем до конца войны. [ 27 ] В апреле 1922 года в соответствии с военно-морским договором Вашингтонским Суво был разоружен в Военно-морском арсенале Куре . [ 24 ] 13 июля во время снятия брони корабль перевернулся. [ 18 ] Вероятно, его сдали на слом в 1922–1923 годах, но по крайней мере один источник предполагает, что его снова спустили на воду и оставили на плаву , где он прослужил до тех пор, пока не был разобран в Куре в 1946 году. [ 24 ] [ 28 ] [ 29 ] [ Примечание 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
- ↑ Кэмпбелл говорит, что 385 выживших были спасены российскими эсминцами, но вместе с кораблем затонуло 514 человек, при этом Форчик согласен с Маклафлином. [ 23 ]
- ↑ Фукуи Синдзо, однако, не упоминает ее в авторитетном журнале « Военно-морские корабли Японии в конце Второй мировой войны» .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин 1999, стр. 44–45.
- ^ Маклафлин 2003, с. 108
- ^ Маклафлин 2003, стр. 107, 109–110.
- ^ Маклафлин 2003, стр. 107–110.
- ^ Маклафлин 2003, стр. 107–108, 114.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин 2003, стр. 107, 112.
- ^ Фридман, стр. 256–257.
- ^ Фридман, с. 260
- ^ Фридман, с. 264
- ^ Маклафлин 2003, стр. 112–113.
- ^ Фридман, с. 118
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, с. 113
- ^ Фридман, с. 120
- ^ Форчик, стр. 27–28, 57
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2003, стр. 113–114.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2003, с. 107
- ^ Маклафлин 2003, с. 112
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин 2003, с. 115
- ^ Форчик, с. 43
- ^ Маклафлин 2003, стр. 115, 163–164.
- ^ Форчик, стр. 61–62
- ^ Маклафлин 2003, с. 168
- ^ Кэмпбелл 1978, с. 131
- ^ Jump up to: а б с Йентшура, Юнг и Микель, с. 20
- ^ Престон, с. 207
- ^ Стивенсон, стр. 136, 162, 166.
- ^ Престон, с. 186
- ^ Кэмпбелл 1979, с. 182
- ^ Маклафлин 2008, с. 49
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе, части 1, 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 38–49, 127–135, 186–192, 258–265. ISBN 0-87021-976-6 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Ленгерер, Ганс (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). « Сагами (экс -Пересвет ) и Суво (экс -Победа )». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 41–44. (требуется подписка) (для получения информации о подписке свяжитесь с редактором по адресу [email protected] )
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика : броненосные крейсера России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 44–79. ISBN 0-85177-724-4 .
- Маклафлин, Стивен (сентябрь 2008 г.). Альберг, Ларс (ред.). « Пересвет и Победа ». Вклад в историю императорских японских военных кораблей (Документ V): 45–49. (требуется подписка)
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Плешаков, Константин (2002). Последняя царская армада: эпический поход на Цусимскую битву . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0-465-05791-8 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Стивенсон, Чарльз (2009). Азиатско-Тихоокеанская империя Германии: колониализм и военно-морская политика, 1885–1914 гг . Вудбридж, Великобритания: Boydell Press. ISBN 978-1-84383-518-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с линкором класса «Пересвет» , на Викискладе?
- Фотогалерея линкоров типа «Пересвет».