Японский крейсер Якумо
Якумо на якоре в Куре , 8 апреля 1905 года.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Операторы | Императорский флот Японии |
Предшественник | Идзумо Класс |
Преемник | Азума |
История | |
Имя | Якумо |
Тезка | Строфа вака |
Заказал | 1 сентября 1897 г. |
Строитель | AG Vulcan Штеттин , Штеттин , Германия |
Заложен | 1 сентября 1897 г. |
Запущен | 8 июля 1899 г. |
Завершенный | 20 июня 1900 г. |
реклассифицирован |
|
пораженный | 1 октября 1945 г. |
Судьба | Списан 20 июля 1946 г. |
Общие характеристики | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 9646 т (9494 длинных тонны) |
Длина | 132,3 м (434 фута 1 дюйм) ( о/а ) |
Луч | 19,57 м (64 фута 2 дюйма) |
Черновик | 7,21 м (23 фута 8 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) |
Диапазон | 7000 миль (13000 км; 8100 миль) при 10 узлах (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 670 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Якумо ( 八雲 , Восемь Облаков) — броненосный крейсер ( Sōko jun’yōkan ), построенный для Императорского флота Японии (IJN) в конце 1890-х годов. Поскольку у Японии не было промышленных мощностей для строительства таких военных кораблей, корабль был построен в Германии . Участвовал в большинстве морских сражений Русско -японской войны 1904–05, был легко поврежден в ходе сражения на Желтом море и Цусимского сражения . Якумо не участвовал в боях во время Первой мировой войны и начал первый из многих учебных походов в 1917 году, хотя официально он не был реклассифицирован в учебный корабль до 1931 года. Ее последний учебный поход состоялся в 1939 году, но корабль продолжал проводить тренировки в своих водах. на протяжении всей Тихоокеанской войны . Якумо стал репатриационным После войны транспортом и был расформирован в 1946–47.
Предыстория и дизайн
[ редактировать ]План расширения военно-морского флота 1896 года был составлен после Первой китайско-японской войны и включал четыре броненосных крейсера в дополнение к еще четырем линкорам, все из которых пришлось заказывать на зарубежных верфях, поскольку у Японии не было возможности построить их самостоятельно. Дальнейшее рассмотрение российской программы строительства заставило IJN поверить в то, что заказанных по первоначальному плану линкоров будет недостаточно для противодействия Императорскому флоту России . Бюджетные ограничения не позволили заказать больше линкоров, и IJN решил расширить количество заказываемых более доступных броненосных крейсеров с четырех до шести кораблей, полагая, что недавнее внедрение более прочной цементированной брони Круппа позволит им стоять на линии боя . Пересмотренный план широко известен как «Флот шести-шести» . Первые четыре корабля были построены Армстронгом Уитвортом в Великобритании, а последние два корабля были построены в Германии и Франции. Чтобы обеспечить совместимость боеприпасов , IJN потребовал от своих создателей использовать те же британские орудия, что и на четырех других кораблях. [ 1 ] В целом IJN предоставил только эскизный проект и спецификации, которым должен был соответствовать каждый строитель; в противном случае каждый строитель мог свободно строить корабли по своему усмотрению. В отличие от большинства своих современников, которые были созданы для торговых набегов или защиты колоний и торговых путей, Якумо и ее сводные сестры предназначались для разведки флота и использования на передовой . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Корабль имел общую 124,64 метра (408 футов 11 дюймов) длину 132,3 метра (434 фута 1 дюйм) и длину между перпендикулярами . У нее была ширина 19,57 метра (64 фута 2 дюйма) и средняя осадка 7,21 метра (23 фута 8 дюймов). Yakumo Водоизмещение составило 9 646 метрических тонн (9 494 длинных тонны) при нормальной нагрузке и 10 288 метрических тонн (10 126 длинных тонн) при глубокой загрузке . Корабль имел метацентрическую высоту 0,95 метра (3 фута 1 дюйм). У него было двойное дно , а корпус был разделен на 247 водонепроницаемых отсеков . [ 3 ] Ее экипаж состоял из 670 офицеров и рядовых. [ 4 ]
Якумо имел две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения , каждая приводила в движение один гребной вал . [ 5 ] Пар для двигателей обеспечивался 24 котлами Бельвиля , а общая мощность двигателей составляла 15 500 лошадиных сил (11 600 кВт ). Корабль имел расчетную скорость 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) и достиг 21,005 узлов (38,901 км/ч; 24,172 миль в час) во время ходовых испытаний с мощностью 16 960 л.с. (12 650 кВт). Он перевозил до 1300 метрических тонн (1300 длинных тонн; 1400 коротких тонн) угля и мог преодолевать 7000 морских миль (13000 км; 8100 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 6 ]
Вооружение
[ редактировать ]Основным вооружением всех броненосных крейсеров «Шести-Шести Флита» были четыре 45-го калибра восьмидюймовые орудия постройки Армстронга Уитворта в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Башни с электроприводом могли поворачиваться на 130 ° влево и вправо, а орудия могли подниматься до +30 ° и опускаться до -5 °. Башня вмещала 65 снарядов корабля , но перезаряжаться можно было только через двери в полу башни и на палубе , что позволяло электрической лебедке в башне поднимать снаряды из снарядного отделения глубоко в корпусе. [ 7 ] Всего на борту корабля было 320 восьмидюймовых снарядов. [ 8 ] Орудия заряжались вручную и имели скорострельность около 1,2 выстрела в минуту. 203-миллиметровая пушка стреляла бронебойными (AP) снарядами весом 113,5 кг (250 фунтов) с начальной скоростью 760 метров в секунду (2500 футов / с) на дальность 18 000 метров (20 000 ярдов). [ 9 ]
Вспомогательное вооружение состояло из дюжины Elswick Ordnance Company «Pattern Z» скорострельных (QF) 6-дюймовых орудий . Только четыре из этих орудий не были установлены в бронеказематах на главной и верхней палубах, а их установки на верхней палубе были защищены орудийными щитами . Их бронебойные снаряды массой 45,4 кг (100 фунтов) стреляли с начальной скоростью 700 метров в секунду (2300 футов/с). [ 10 ] Орудия имели по 150 патронов каждое. [ 8 ] Якумо также был оснащен дюжиной 12-фунтовых орудий QF 40 калибра мощностью 12 центнеров. [ Примечание 1 ] и восемь 2,5-фунтовых орудий QF Ямаути для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров . [ 9 ] Бывшее орудие стреляло снарядами калибра 76 миллиметров (3 дюйма) и массой 5,7 килограмма (12,5 фунта) с начальной скоростью 719 метров в секунду (2359 футов/с). [ 11 ]
«Якумо» был оснащен пятью 457-мм (18,0 дюйма) торпедными аппаратами , одним надводным в носовой части и четырьмя подводными аппаратами, по два на каждом борте . Торпеда Тип 30 имела 100-килограммовую (220 фунтов) боеголовку и три режима дальности/скорости: 800 метров (870 ярдов) при 27 узлах (50 км/ч; 31 миль в час), 1000 метров (1100 ярдов) при 23,6 узлах ( 43,7 км/ч; 27,2 миль в час) или 3000 метров (3300 ярдов) при скорости 14,2 узла (26,3 км/ч; 16,3 миль в час). [ 12 ]
Броня
[ редактировать ]Все броненосные крейсеры «Шести-Шести Флота» использовали одну и ту же схему бронирования с некоторыми незначительными отличиями, одно из которых заключалось в том, что все четыре более поздних корабля использовали цементированную броню Круппа. Пояс ватерлинии проходил по всей длине корабля, а его толщина варьировалась от 178 миллиметров (7,0 дюйма) на миделе корабля до 89 миллиметров (3,5 дюйма) на носу и корме. Его высота составляла 2,13 метра (7 футов 0 дюймов), из которых 1,49 метра (4 фута 11 дюймов) обычно находились под водой. Верхняя полоса поясной брони имела толщину 127 миллиметров (5,0 дюйма) и простиралась от верхнего края ватерлинии до главной палубы. Он простирался на 61,49 метра (201 фут 9 дюймов) от передней до задней части барбета . Якумо имел только одну поперечную 127-мм бронепереборку , закрывавшую переднюю часть центральной броневой цитадели. [ 13 ]
Барбеты, орудийные башни и передняя часть казематов имели толщину 152 миллиметра, а боковые и задняя части казематов были защищены бронёй толщиной 51 миллиметр (2,0 дюйма). Палуба имела толщину 63 миллиметра (2,5 дюйма), а толщина брони, защищающей боевую рубку, составляла 356 миллиметров (14,0 дюйма). [ 8 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]Якумо , названный в честь строфы вака стихотворения Сусаноо японской в мифологии . [ 14 ] [ 15 ] был заказан 1 сентября 1897 года и заложен годом позже компанией AG Vulcan Stettin в Штеттине , Германия. Корабль был спущен на воду 8 июля 1899 года и завершен 20 июня 1900 года. Он покинул Штеттин два дня спустя и прибыл в Йокосука , Япония, 30 августа. [ 16 ]
Русско-японская война
[ редактировать ]В начале русско-японской войны Якумо был направлен во 2-ю дивизию 2-го флота. [ 17 ] Она участвовала в битве при Порт-Артуре 9 февраля 1904 года, когда вице-адмирал Того Хейхачиро возглавил Объединенный флот в атаке на русские корабли Тихоокеанской эскадры, стоявшие на якоре недалеко от Порт-Артура . Того ожидал, что внезапная ночная атака его эсминцев окажется гораздо более успешной, чем она была на самом деле, ожидая, что русские будут сильно дезорганизованы и ослаблены, но они оправились от неожиданности и были готовы к его атаке. Японские корабли были замечены защищенным крейсером «Боярин» , который патрулировал шельф и предупредил русских. Того решил атаковать российскую береговую оборону своим основным вооружением и поразить корабли своими дополнительными орудиями. Разделение огня оказалось плохим решением, поскольку японские восьми- и шестидюймовые орудия нанесли небольшой урон русским кораблям, которые с некоторым эффектом сосредоточили весь свой огонь на японских кораблях. [ 18 ] Хотя многие корабли с обеих сторон были повреждены, потери русских составили около 150 человек, а японцы потеряли около 90 человек убитыми и ранеными, прежде чем Того вышел из боя. [ 19 ] «Якумо» не пострадала во время боя, хотя один раз попала в защищенный крейсер «Новик» восьмидюймовым снарядом. [ 20 ]
В начале марта вице-адмиралу Камимуре Хиконодзё было поручено отвести усиленную 2-ю дивизию на север и совершить диверсию у Владивостока . Разыскивая русские корабли в этом районе, японские крейсеры 6 марта обстреляли гавань и оборону Владивостока, но без особого эффекта. По возвращении в Японию через несколько дней 2-й дивизии было приказано сопровождать транспорты, переправлявшие дивизию Имперской гвардии в Корею, а затем присоединиться к кораблям, блокирующим Порт-Артур. Затем Якумо был переведен в контр-адмирала Дэва Сигэто 3-ю дивизию . 23 июня корабль был флагманом Dewa. [ 21 ] когда Тихоокеанская эскадра предприняла неудачную попытку достичь Владивостока, но новый командир эскадры, контр-адмирал Вильгельм Витгефт , приказал эскадре вернуться в Порт-Артур, когда незадолго до захода солнца она столкнулась с линией фронта японцев , так как он не хотел вступать в бой со своими численно превосходящего противника в ночном бою. [ 22 ]
Битва на Желтом море
[ редактировать ]Утром 10 августа 1904 года крейсеры Дэвы находились более чем в 15 морских милях (28 км; 17 миль) к югу от 1-й дивизии Того, когда русские вышли из Порт-Артура в очередной попытке достичь Владивостока. На ранних стадиях битвы Дэва попытался вступить в бой с русскими крейсерами, преследующими линкоры, в соответствии с постоянным приказом Того, но получил отпор огнем линкоров. Позже во второй половине дня, когда Дэва приблизился к русским в очередной попытке атаковать русские крейсеры, в 15:40 12-дюймовый (305-мм) снаряд попал в Якумо в миделе корабля, убив 12 и ранив 11. Дальность на тот момент превышала 8 морских миль. миль (15 км; 9,2 мили), за пределами досягаемости любого орудия его эскадры, поэтому Дева приказал своим кораблям выйти из боя. К 17:45 Якумо маневрировал на расстоянии примерно 8000 или 9000 метров (8700 или 9800 ярдов) от поврежденного российского линкора «Полтава» и открыл огонь. Якумо продолжал приближаться, пока русская эскадра не была приведена в замешательство из-за гибели Витгефта около 18:40. [ 23 ]
Затем 3-я дивизия последовала за кораблями Того, пока они окружали русские корабли, пока они разбирались, теперь стреляя по русским крейсерам без особого эффекта, пока Того не приказал Дэва атаковать российские эсминцы примерно в 19:44. Дэва отменил этот последний приказ и около 20:00 повернул на юг, преследуя несколько русских крейсеров, бежавших на юг, пытаясь перехватить их до того, как они достигнут изолированных флотилий эсминцев и торпедных катеров. Русские корабли были атакованы другими японскими крейсерами, прежде чем они смогли добраться до небольших кораблей, и Дева прекратил преследование около 20:25, когда свет стал темнеть. Ночью он продолжил движение на юго-восток и заметил один крейсер и два эсминца, но не смог поймать ни одного из них. 14 августа Якумо и 3-я дивизия были направлены в Циндао, чтобы подтвердить, что немцы действительно интернировали линкор «Цесаревич» и три эсминца, укрывшихся там после боя. После возвращения их перенаправили на блокаду Порт-Артура. [ 24 ]
В середине сентября «Якумо» перевели обратно во 2-ю дивизию Камимуры, которая защищала Цусимский пролив , хотя в конце месяца она начала переоборудование. Корабль вернулся в Деву 15 ноября, и он передал ей свой флаг. 13 декабря корабль попытался спасти выживших с « Такасаго» после того, как он подорвался на мине, но не обнаружил никого в живых. Пять дней спустя Якумо был отправлен в военно-морской арсенал Сасебо для повторного ремонта. 1 февраля 1905 года кораблю было приказано присоединиться ко 2-й дивизии контр-адмирала Симамура Хаяо , блокировавшей Владивосток, хотя это продолжалось всего несколько недель, поскольку в середине февраля ему было приказано отправиться в военно-морской арсенал Куре для окончательного ремонта перед ожидаемым боем. с российскими кораблями, присланными с Балтийского флота . [ 25 ]
Цусимская битва
[ редактировать ]русских Когда 27 мая 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры подошли к Японии, выйдя из Балтийского моря , Якумо был прикомандирован ко 2-й дивизии Камимуры 2-го флота. Рано утром русские были замечены патрулирующими японскими кораблями, но видимость была ограничена, а радиоприем плохим. 2-я дивизия заметила российские корабли под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского Предварительных сообщений было достаточно, чтобы Того приказал своим кораблям выйти в море, и около 11:30 . Камимура приблизился на расстояние примерно 8000 метров, прежде чем отклониться под огнем и присоединиться к линкорам Того. [ 26 ] Якумо был четвертым из шести, когда Того открыл огонь по 2-й Тихоокеанской эскадре в 14:10 и, как и большинство кораблей дивизии, вступил в бой с линкором «Ослябя» , который был вынужден выйти из строя в 14:50 и затонул 20 минут спустя. . К этому времени российский строй был в беспорядке, и в 15:35 из тумана внезапно появился линкор «Князь Суворов» на расстоянии около 2000 метров (6600 футов). Все корабли Камимуры атаковали ее в течение примерно пяти минут, при этом Якумо и броненосный крейсер Азума также безрезультатно выпустили торпеды по российскому кораблю. [ 27 ]
После 17:30 Камимура повел свою дивизию в безрезультатное преследование некоторых русских крейсеров, предоставив линкоры Того самим себе. Он прекратил погоню около 18:03 и повернул на север, чтобы присоединиться к Того. Его корабли заметили тыл русских боевых действий около 18:30 и открыли огонь, когда дальность приблизилась к 8000–9000 метров. Ничего не известно о каком-либо воздействии на русских, и они прекратили огонь к 19:30 и присоединились к Того в 20:08, когда наступала ночь. [ 28 ] Уцелевшие российские корабли были замечены на следующее утро, и около 10:30 японские корабли открыли огонь, оставаясь за пределами дальности, на которой российские корабли могли эффективно ответить. Поэтому контр-адмирал Николай Небогатов решил сдать свои корабли, так как он не мог ни открыть ответный огонь, ни сократить дистанцию. [ 29 ]
Тем временем корабль береговой обороны «Адмирал Ушаков» значительно отстал от кораблей Небогатова и был замечен защищенным крейсером «Чиода» рано утром , однако японцы были больше заинтересованы в обнаружении основных сил российского флота, чем в атаке одиночного изолированного корабля. . Затем в 14:10, гораздо позже капитуляции Небогатова, адмирал Ушаков был замечен Шимамурой, который получил разрешение преследовать ее на своем флагманском броненосном крейсере «Иватэ» и «Якумо» . Они догнали российский корабль в 17:00 и потребовали от него сдачи. Адмирал Ушаков попытался сократить дистанцию, чтобы приблизить японские крейсеры к досягаемости ее орудий, но они были достаточно быстры, чтобы держать дистанцию открытой, и русский корабль так и не поразил ни один из них. Примерно через полчаса «Адмирал Ушаков» накренился настолько сильно, что ее орудия не могли подняться на достаточно большую высоту, и ее командир приказал своей команде покинуть корабль, и затопленные заряды взорвались. Корабль затонул за три минуты, японцы спасли 12 офицеров и 327 членов экипажа. Между ними, За время боя Якумо и Ивате выпустили 89 восьми- и 278 шестидюймовых снарядов. [ 30 ] За весь бой Якумо был поражен одним двенадцатидюймовым снарядом и шестью другими, из которых три или четыре были шестидюймовыми. Они нанесли лишь незначительный ущерб. [ 31 ]
14 июня «Якумо» был назначен флагманом вице-адмирала Катаока Ситиро , командующего 3-м флотом , в рамках операции по захвату острова Сахалин в июле. [ 32 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В ноябре 1914 года «Якумо» был отправлен в Сингапур для подготовки к поискам немецкого торгового рейдера «Эмден» , но корабль был потоплен до начала миссии. [ 33 ] Якумо служил флагманом 2-й эскадрильи эсминцев ( Суйрайсэнтай ) с 13 декабря 1915 по 1 декабря 1916 года, а затем с 1 по 12 декабря 1-го Суйрайсэнтай . [ 34 ] В феврале 1917 года корабль начал патрулировать южную часть Тихого и Индийского океанов в поисках немецких торговых рейдеров. [ 35 ] Она начала первый из своих многочисленных тренировочных круизов 5 апреля, отправившись в Северную Америку и на Гавайи , а затем вернулась в Японию 17 августа. [ 36 ] В октябре 1918 года Кичисабуро Номура был назначен капитаном Якумо . на два месяца, только один из которых он провел на борту судна, в качестве политического назначения, давшего Номуре право на звание флага [ 37 ]
Межвоенные годы
[ редактировать ]1 сентября 1921 года «Якумо» был переименован в корабль береговой обороны 1-го класса и использовался в основном для обучения дальнему океанскому плаванию и подготовки офицеров для курсантов Императорской военно-морской академии Японии . В этом качестве она участвовала еще в 13 путешествиях в 1920-х и 1930-х годах в Европу , Северную и Южную Америку , а также в южную часть Тихого океана . [ 38 ] включая кругосветное плавание с августа 1921 по апрель 1922 года в компании с броненосным крейсером «Идзумо» . [ 39 ] Двумя военно-морскими кадетами, участвовавшими в этом круизе, были принцы Куни Асаакира и Качо Хиротада . [ 40 ]
В 1924 году четыре Якумо 12-фунтовых орудия были сняты, как и все ее 2,5-фунтовые орудия QF, и калибра 8 см/40 3-го года выпуска одна зенитная установка была добавлена . Кроме того, с нее были сняты три торпедных аппарата. [ 41 ] Три года спустя ее котлы были заменены шестью котлами Ярроу , ранее принадлежавшими линкору Харуна , что снизило ее мощность до 7000 л.с. (5200 кВт), а максимальную скорость до 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час). В этих котлах использовалась смесь угля и мазута , и теперь судно перевозило в общей сложности 1210 метрических тонн (1190 длинных тонн) угля и 306 метрических тонн (301 длинную тонну) нефти. [ 42 ]
Во время визита в Циндао в 1932 году Якумо и Идзумо пришлось 13 января высадить морскую пехоту, чтобы подавить бунт японских жителей. [ 43 ] В следующем году корабль был переклассифицирован в учебный корабль. [ 44 ] 6 ноября 1936 года между островами Сайпан и Трук в результате случайного взрыва в ее переднем магазине погибли четыре члена экипажа и затоплен ее передний шкафчик с едой. Ремонт уже начался, и Якумо вернулся домой. через две недели [ 44 ] Через месяц после ее возвращения, в декабре 1936 года, капитан Матоме Угаки принял на себя командование Якумо не принял командование линкором «Хьюга» . , пока в следующем году [ 45 ] Ее последний тренировочный рейс закончился 20 ноября 1939 года. [ 36 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]После начала войны на Тихом океане 1 июля 1942 года «Якумо» был переклассифицирован в крейсер 1-го класса, а его восьмидюймовые орудия были заменены четырьмя 12,7-см (5,0 дюйма) универсальными орудиями Тип 89 в двух спаренных установках. Кроме того, было усилено ее легкое зенитное вооружение. Однако Якумо оставалась в пределах Внутреннего моря Сето на протяжении всей войны, поскольку ей было поручено выполнять тренировочные обязанности, и она не использовалась ни в каких боевых операциях. 24 июля 38-я оперативная группа США начала массированную атаку на Куре, чтобы уничтожить все оставшиеся подразделения японского флота. «Якумо» был поврежден и переименован в специальный транспортный корабль. Якумо начал работу в качестве репатриационного транспорта 7 декабря. Ее задачей было вернуть на родные острова войска и мирное население из бывших заморских владений Японии, прежде всего из Тайваня и материкового Китая. Свой последний рейс она завершила в июне 1946 года, репатриировав в общей сложности 9010 человек. Якумо прибыл на в Майдзуру верфь Hitachi Shipbuilding & Engineering 20 июля 1946 года, чтобы начать снос, который длился до 1 апреля 1947 года. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Эванс и Питти, стр. 57–62.
- ^ Миланович, с. 72
- ^ Миланович, стр. 74, 80.
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 73
- ^ Миланович, с. 81
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, стр. 73–74.
- ^ Миланович, стр. 76–77.
- ^ Jump up to: а б с Шено и Колесник, с. 224
- ^ Jump up to: а б Миланович, с. 78
- ^ Фридман, с. 276; Миланович, с. 78
- ^ Фридман, с. 114
- ^ Миланович, с. 80
- ^ Миланович, стр. 80–81.
- ^ Масахид, с. 98, также, Якумо — другое название радужных облаков ( 瑞雲 или 彩雲, , Зуюн или Сайун ) .
- ^ Дайдзи, стр. 219.
- ^ Миланович, с. 73
- ^ Каунер, с. 465
- ^ Форчик, стр. 42–43
- ^ Корбетт, I, с. 105
- ^ Уорнер и Уорнер, с. 200
- ^ Корбетт, I, стр. 138–39, 142–45, 160, 177, 208, 294.
- ^ Warner & Warner, стр. 305–06.
- ^ Корбетт, I, стр. 383–84, 388, 391, 393.
- ^ Корбетт, I, стр. 398, 401–03, 417–19, 456, 458.
- ^ Корбетт, II, стр. 47, 55–56, 96–97, 113, 128, 159, 162.
- ^ Корбетт, II, стр. 232, 235.
- ^ Кэмпбелл, Часть 2, стр. 128–32.
- ^ Кэмпбелл, Часть 3, стр. 186–87.
- ^ Корбетт, II, стр. 319–20.
- ^ Маклафлин, стр. 64–65.
- ^ Кэмпбелл, Часть 4, с. 263
- ^ Корбетт, II, с. 357
- ^ Халперн, с. 75
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 552
- ^ Саксонский
- ^ Jump up to: а б Лакруа и Уэллс, с. 657
- ^ Маух, с. 59
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 657–58.
- ^ «Мировой круиз» . Западные утренние новости . 29 ноября 1921 г. с. 5 . Проверено 11 апреля 2015 г. - из архива британских газет .
- ^ «Японские крейсеры здесь с курсантами» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 28 октября 1921 года . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ Шено, с. 174
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 74
- ^ «Китайский городок в состоянии ужаса» . Аделаидский курьер . 21 января 1932 г. с. 20 . Проверено 11 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Хакетт и Шумейкер
- ^ Стюарт, с. 281
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе, части 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 127–35, 186–192, 258–65. ISBN 0-87021-976-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в Русско-японской войне 1904–1905 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7 .
- Дайдзи Катагири, Название корабля «Хроники Объединенного флота Императорского флота Японии» ( 合队军士典伝, , Rengōkantai Gunkan Meimeiden ) , Кодзинся (Япония), июнь 1988 г., ISBN 4-7698-0386-9
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Сифорт. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Хакетт, Боб и Кингсепп, Сандер (2012). «IJN Якумо: Табличный отчет о движении » Кидо Бутай Сайт Combinedfleet.com . Получено 14 апреля.
- Халперн, Пол С. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Исторические словари войны, революции и гражданских беспорядков. Том. 29. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81084-927-3 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Масахидэ Асаи, Проверка названия корабля ВМС Японии Нихон ( ) Кайгун Кансенмейкоу , Токио Суйкоша (пограничная организация Военно-морского министерства ), декабрь 1928 г.
- Маух, Питер (2011). Моряк-дипломат: Номура Кичисабуро и японо-американская война . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05599-5 .
- Маклафлин, Стивен (2011). «Корабли береговой обороны класса «Адмирал Сенявин». Военный корабль Интернешнл . XLVIII (1). Толедо, Огайо: Международная организация военно-морских исследований: 43–66. ISSN 0043-0374 .
- Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-236-8 .
- Саксон, Тимоти Д. (зима 2000 г.). «Англо-японское военно-морское сотрудничество, 1914–1918» . Обзор военно-морского колледжа . ЛIII (1). Издательство военно-морского колледжа. Архивировано из оригинала 13 декабря 2006 года.
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Стюарт, Уильям (2009). Адмиралы мира: Биографический словарь с 1500 года по настоящее время . Джефферсон, Северная Каролина: ISBN McFarland & Co. 978-0-7864-3809-9 .
- Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]