Russian battleship Knyaz Suvorov
Князь Суворов , 1904 год.
| |
История | |
---|---|
Российская Империя | |
Имя | Knyaz Suvorov ( Князь Суворов ) |
Тезка | Prince Alexander Suvorov |
Строитель | Балтийский завод , Санкт-Петербург |
Расходы | 13 841 000 рублей |
Заложен | 8 сентября 1901 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 25 сентября 1902 г. |
В эксплуатации | Сентябрь 1904 г. |
Судьба | Потоплен в Цусимском сражении 27 мая 1905 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Бородино » типа Преддредноутный линкор |
Смещение | 14 415 длинных тонн (14 646 т ) |
Длина | 397 футов (121,0 м) ( о/а ) |
Луч | 76 футов 1 дюйм (23,2 м) |
Черновик | 29 футов 2 дюйма (8,9 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 17,5 узлов (32,4 км/ч; 20,1 миль в час) |
Диапазон | 2590 миль (4800 км; 2980 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 782 (рассчитано) |
Вооружение |
|
Броня |
|
Князь Суворов (русский: Князь Суворов ) был одним из пяти «Бородино», типа додредноутных линкоров построенных для Императорского российского флота в первом десятилетии 20-го века. Построенный после начала Русско -японской войны в 1904 году, он стал флагманом вице-адмирала Зиновия Рожественского , командующего Второй Тихоокеанской эскадрой. Эскадра была отправлена на Дальний Восток через несколько месяцев после ее комплектования для прорыва японской блокады Порт-Артура . Японцы захватили порт, пока эскадра находилась в пути, и пункт назначения был изменен на Владивосток . Во время Цусимского сражения 27 мая 1905 года корабль выпал из строя после попадания снаряда в мостик , в результате чего рулевой погиб, а капитан и Рожественский были ранены. В конце концов «Князь Суворов» был торпедирован и потоплен японскими миноносцами ; кроме 20 раненых офицеров, эвакуированных эсминцем , в живых не осталось.
Описание
[ редактировать ]Корабли класса «Бородино» были основаны на конструкции французского корабля «Цесаревич» , модифицированной с учетом российского оборудования и методов строительства. Они были построены по программе 1898 года «для нужд Дальнего Востока» для сосредоточения десяти линейных кораблей на Тихом океане. [ 1 ] Князь Суворов имел длину 389 футов 5 дюймов (118,69 м) по ватерлинии и общую длину 397 футов 3 дюйма (121,1 м) , ширину 76 футов 1 дюйм (23,2 м) и осадку 29 футов 2 дюйма (8,9 м). ), на 38 дюймов (965 мм) больше, чем предполагалось. Ее нормальное водоизмещение составляло 14 415 длинных тонн (14 646 т ), что почти на 900 длинных тонн (914 т) больше проектного водоизмещения в 13 516 длинных тонн (13 733 т). Предполагаемый экипаж состоял из 28 офицеров и 754 рядовых. [ 2 ] хотя во время Цусимского сражения на ее борту было 928 членов экипажа. [ 3 ]
Корабли приводились в движение парой вертикальных паровых машин тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый 20 котлами Бельвиля . Двигатели имели номинальную мощность 15 800 лошадиных сил (11 800 кВт ) и были рассчитаны на максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). Князь Суворов , однако, достиг скорости 17,5 узлов (32,4 км/ч; 20,1 миль в час) при мощности 15 575 л.с. (11 614 кВт) во время испытаний машин своего строителя 9 августа 1904 года. Корабли могли перевозить достаточно угля, чтобы обеспечить им дальность полета 2590 морских миль (4800 км; 2980 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Главная батарея « Бородино » состояла из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий образца 1895 года , которые были установлены в двух двухорудийных башнях , по одной в носовой и кормовой части надстройки. Их вторичное вооружение, состоящее из двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий образца 1892 года, было установлено в шести двухорудийных башнях, расположенных на верхней палубе , по три башни на каждом борте . Защита от торпедных катеров обеспечивалась комплексом орудий меньшего размера. Двадцать 75-миллиметровых (3 дюйма) орудий образца 1892 года устанавливались в казематах по бортам корпуса. Корабли также установили двадцать 3-фунтовых орудий QF Hotchkiss в надстройке (47 мм (1,9 дюйма)). Корабли были оснащены четырьмя 15-дюймовыми (381-мм) торпедными аппаратами , по одному над водой в носовой и кормовой части, а также подводным аппаратом на каждом борте . [ 5 ]
Броневой по ватерлинии пояс класса «Бородино» состоял из крупповской брони толщиной 5,7–7,64 дюйма (145–194 мм). Броня их орудийных башен имела максимальную толщину 10 дюймов (254 мм), а толщина палуб составляла от 1 до 2 дюймов (25–51 мм). Бронированная нижняя палуба толщиной 1,5 дюйма (38 мм) имела наклон вниз для соединения с противоторпедной переборкой такой же толщины. [ 6 ]
Услуга
[ редактировать ]Construction began on Knyaz Suvorov , named after Prince Alexander Suvorov , [ 7 ] 10 августа 1901 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге . Корабль был заложен 8 сентября, когда торжественную закладку одной из плит совершил Великий Князь Алексей Александрович . генерал-адмирал Императорского Российского флота [ 8 ] Она была спущена на воду 25 сентября 1902 года. [ 2 ] в присутствии российского царя Николая II , великого князя Константина и короля Греции Георгия I. [ 9 ] Она была завершена в сентябре 1904 года, уже после начала русско-японской войны. [ 10 ] стоимостью 13 841 000 руб . [ 11 ]
15 октября 1904 года «Князь Суворов» Рожественского флагманский корабль в качестве командира Второй Тихоокеанской эскадры отплыл в Порт-Артур из Либавы вместе с другими судами эскадры с задачей усилить Первую Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре и прорвать японскую блокаду. . [ 12 ] Рожественский перед отплытием получил многочисленные сообщения о японских агентах и торпедных катерах, замаскированных под рыболовные суда, и приказал соблюдать максимальную бдительность после добычи угля в Скагене , Дания, 7 октября. Рано вечером следующего дня, когда эскадра находилась у Доггер-банки, вспомогательный ремонтный корабль «Камчатка» сообщил, что под дождем подвергся атаке миноносцев. Примерно через четыре часа эскадра встретила британские рыболовные траулеры, работавшие в тумане у Доггер-банки, и открыла по ним огонь с очень близкого расстояния. [ 13 ] Один траулер затонул и как минимум три других получили повреждения; несколько рыбаков были убиты и другие ранены. [ 14 ] Линкоры также обстреляли и повредили русские крейсеры «Аврора» и «Дмитрий Донской» . Этот инцидент возмутил британское население и вызвал дипломатический инцидент с британцами, который едва не привел к войне, пока 29 октября Россия не извинилась и не согласилась выплатить репарации. [ 15 ]
Рожественский повел свои корабли вдоль атлантического побережья Африки, обогнув мыс Доброй Надежды , и 9 января 1905 года достиг острова Нуси-Бе у северо-западного побережья французского Мадагаскара , где они оставались в течение двух месяцев, пока Рожественский завершал подготовку угля. За это время он узнал о захвате Порт-Артура и изменил пункт назначения на Владивосток , единственный другой порт, контролируемый русскими на Дальнем Востоке. Эскадра отправилась в Камрань залив во Французском Индокитае 16 марта и достигла его почти через месяц, чтобы ожидать устаревшие корабли Третьей Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Николая Небогатова . Последние корабли достигли залива Камрань 9 мая, а 14 мая объединенные силы направились во Владивосток. По пути Рожественский реорганизовал свои корабли в три тактические дивизии для предстоящего боя; передовая дивизия состояла из четырех новых «Бородино» типа линкоров во главе с «Князем Суворовым» , за ней следовала вторая дивизия, состоявшая из трех старых линкоров и одного броненосный крейсер , а Небогатов сохранил свои корабли в составе Третьего дивизиона. [ 16 ] Хотя точные цифры отсутствуют, вполне вероятно, что вес князя Суворова был примерно на 1700 длинных тонн (1727 т) избыточным, поскольку она и ее сестры были перегружены углем и другими припасами, все из которых хранились высоко на кораблях и снижали их остойчивость. . Дополнительный вес также погрузил броневой пояс ватерлинии, и верхний броневой пояс остался всего на высоте около 4 футов 6 дюймов (1,4 м) над ватерлинией. [ 17 ]
Цусимская битва
[ редактировать ]Рожественский решил пойти самым прямым маршрутом во Владивосток через Цусимский пролив и был перехвачен японским боевым флотом под командованием адмирала Того Хэйхачиро 27 мая 1905 года. Когда русские вошли в пролив, они выстроились в отдельные колонны со Второй дивизией. слева и Третий замыкающий. Около полудня, задолго до того, как их заметили японцы, Рожественский приказал Второй дивизии во главе с линкором «Ослябя » выстроиться впереди Первой дивизии, но плохо обученные связисты вызвали замешательство во всем флоте, и Третья дивизия отстала. Второй дивизион, оставив Первый дивизион справа от основной колонны, хотя он все еще лидировал. Когда в 13:19 русские заметили основной японский флот, Рожественский все еще пытался правильно построить свои корабли. [ 18 ]
Местоположение, отправленное Того, было неточным, и его корабли находились вне позиции, когда заметили русских; не желая вступать в бой с Первой дивизией, Того провел свои корабли через фронт русских войск, а затем изменил курс, чтобы расположить свои линкоры на левом фланге ведущих русских кораблей. Во время этого маневра князь Суворов в 14:05 открыл огонь по японскому линкору «Микаса» , флагману адмирала Того Хэйхачиро , с дальности 6300 ярдов (5800 м). [ 19 ] Микаса начал ответный огонь после того, как японские корабли завершили свой маневр, и к нему присоединились линкор «Асахи» и броненосный крейсер «Адзума», когда японские линкоры разделили огонь между «Князем Суворовым» и «Ослябей» . Около 14:20 линкор «Фудзи» присоединился к остальным, ведя огонь по «Князю Суворову» , подожженному попаданиями других кораблей. В 14:35 осколки попали в боевую рубку , в результате чего погиб ее рулевой и были ранены Рожественский и капитан корабля; осколки другого снаряда снова ранили Рожественского, и он потерял сознание. [ Примечание 2 ] Вскоре после этого из-за пожара боевая рубка стала несостоятельной, и кораблем пришлось управлять со вспомогательного поста управления. Около 14:52 еще одно попадание заклинило рулевой механизм после того, как было приказано развернуться на правый борт на четыре точки , в результате чего корабль сделал почти полный круг, прежде чем его двигатели смогли управляться. [ 21 ] Осколки от многочисленных попаданий снарядов разорвали водяные шланги и существенно затруднили тушение многочисленных пожаров. К этому времени кормовая 12-дюймовая орудийная башня «Князя Суворова » была разрушена взрывом, снесшим ее крышу на ют , носовая труба упала, а грот-мачта была отстрелена. [ 20 ]
Князь Суворов так и не восстановил свою позицию в боевой линии и был атакован с близкого расстояния Микасой и линкором «Сикисима», а также пятью крейсерами 2-й дивизии вице-адмирала Камимуры Хиконодзё между 15:20 и 15:35. Микаса и два крейсера за это время выпустили по ней по одной торпеде, но ни одна из них не попала в корабль. В 15:39 крейсер «Чихая» выпустил пару торпед и констатировал одно попадание, хотя в «Князя Суворова » состоянии никаких изменений не наблюдалось. Во время атаки в Чихая попал один снаряд чуть выше ватерлинии, что вынудило ее провести экстренный ремонт. Около 15:40 британский наблюдатель на борту «Азумы» зафиксировал, что «Князь Суворов» находился на носу с тяжелым креном корабля влево и был окутан густым серым дымом от бака до грот-мачты. К этому времени носовая 12-дюймовая орудийная башня корабля была подбита, но некоторые орудия меньшего размера все еще действовали. Пять минут спустя 5-я японская дивизия эсминцев атаковала торпедами на расстоянии менее 900 ярдов (820 м), но не сумела добиться ни одного попадания своими пятью торпедами. Командир флотилии был ранен в котельную трехдюймовым снарядом, который, возможно, выпустил князь Суворов . [ 22 ]
В 16:08 корабль оказался между двумя флотами и был обстрелян большинством японских кораблей с близкого расстояния. Наблюдатели на борту этих кораблей отметили, что он напоминал «островной вулкан в состоянии извержения». [ 23 ] За это время Микаса выпустил две торпеды, а Сикисима выпустил одну торпеду по Князю Суворову, но безрезультатно. Капитан Уильям К. Пакенхэм , Королевского флота официальный военный наблюдатель на борту «Асахи» при англо-японском альянсе , отметил, что около 16:30 князь Суворов был ранен 12-дюймовым снарядом рядом с задней 6-дюймовой башней, что вызвало взрыв. и вызвало выброс пламени на высоту 50 футов (15 м). В 17:05 4-я дивизия эсминцев атаковала тремя эсминцами; только одна из шести торпед попала в «Князя Суворова» . Корабль сразу же взял крен на 10°, но признаков затопления не показывал. Один снаряд «Князя Суворова» поразил эсминец «Асагири» , но особых повреждений не нанес. [ 24 ]
Около 17:30 подошел русский эсминец «Буйный» и забрал с «Князя Суворова» нераненого мичмана раненых офицеров, в том числе Рожественского, оставив в командовании . Корабль продолжал двигаться на юг со скоростью около 4–5 узлов (7,4–9,3 км / ч; 4,6–5,8 миль в час) и был атакован многими японскими крейсерами примерно с 18:30, пока в 19 часов не атаковали четыре торпедных катера 11-й торпедной дивизии: 20. Они выпустили семь торпед, из которых две или три попали в корабль. Предполагалось, что один из них стал причиной взрыва магазина : вылилось облако желтого и черного дыма, и «Князь Суворов» накренился дальше влево и перевернулся примерно в 19:30. [ 3 ] Если не считать 20 офицеров, убитых Буйньи , [ 25 ] из членов экипажа 928 на борту не было выживших. [ 3 ] Историк военно-морского флота сэр Джулиан Корбетт прокомментировал: «Хотя у нее было ружье над водой, она стреляла, и ни один человек из всей этой команды не пережил ее, чью упрямую храбрость никакие слова не могут передать словами. Если и есть бессмертие в военно-морской памяти, то оно принадлежит ей и их». [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю , то есть на 12 дней позже до 1900 года и на 13 дней после 1900 года.
- ↑ Нависающая крыша боевой рубки отбрасывала осколки от ближайших попаданий в боевую рубку. [ 20 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Грибовский, с. 3
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 136
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл 1978, с. 187
- ^ Маклафлин, стр. 137, 144.
- ^ Маклафлин, стр. 136–137, 142.
- ^ Маклафлин, стр. 136–137.
- ^ Сильверстоун, с. 378
- ^ «Военно-морская разведка». Таймс . № 36562. Лондон. 17 сентября 1901 г. с. 9.
- ^ «Военно-морская разведка». Таймс . № 36883. Лондон. 26 сентября 1902 г. с. 8.
- ^ Кэмпбелл 1979, с. 184
- ^ Маклафлин, стр. 136, 142.
- ^ Форчик, с. 9
- ^ Плешаков, стр. 91–97.
- ^ Хаф, стр. 42–44.
- ^ Плешаков, стр. 98–109.
- ^ Форзик, стр. 25, 56.
- ^ Маклафлин, стр. 141, 167.
- ^ Форчик, стр. 56, 58
- ^ Форчик, с. 58
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 169
- ^ Arbuzov, p. 27; Campbell 1978, p. 129
- ^ Кэмпбелл 1978, стр. 130–131.
- ^ Кэмпбелл 1978, с. 132
- ^ Кэмпбелл 1978, стр. 132–133.
- ^ Форчик, с. 67
- ^ Корбетт, с. 291
Библиография
[ редактировать ]- Арбузов, Владимир Васильевич (1993). Броненосные корабли типа «Бородино» . Броненосные корабли мира. Том. 1. Санкт-Петербург: Интерпоиск. OCLC 43727130 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль II . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 38–49, 127–135, 186–192, 258–265. ISBN 0-87021-976-6 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, сэр Джулиан С. (2015) [1914]. Морские операции в Русско-японской войне 1904-1905 гг . Том. 2. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-198-3 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Дуэль. Том. 15. Лондон: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Gribovsky, Vladimir (2010). Эскадренные броненосцы типа "Бородино" [ Borodino Class Squadron Battleships ] (in Russian). St. Petersburg: Gangut. ISBN 978-5-904180-10-2 .
- Хаф, Ричард (1958). Флот, который должен был умереть . Нью-Йорк: Викинг Пресс. OCLC 832919 .
- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Плешаков, Константин (2002). Последняя царская армада: эпический поход на Цусимскую битву . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0-465-05791-8 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Taras, Alexander (2000). Корабли Российского императорского флота 1892–1917 гг [ Ships of the Imperial Russian Navy 1892–1917 ]. Library of Military History (in Russian). Minsk: Kharvest. ISBN 978-985-433-888-0 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-912-6 .