Jump to content

«Бородино». Линкор типа

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Косой вид на Орел на якоре
Обзор класса
Строители
Операторы
Предшественник Цесаревич
Преемник Евстафи класс
Построен 1899–1905
В эксплуатации 1904–1922
В комиссии 1904–1922
Завершенный 5
Потерянный 4
Списано 1
Общие характеристики
Тип Линкор до дредноута
Смещение 14 091–14 415 длинных тонн (14 317–14 646 т)
Длина 397 футов (121,0 м)
Луч 76 футов 1 дюйм (23,2 м)
Черновик 29 футов (8,84 м)
Установленная мощность
Движение 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения.
Скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час)
Диапазон 2590 миль (4800 км; 2980 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 28 офицеров, 826 рядовых
Вооружение
Броня

Линкоры «Бородино» типа — группа из пяти линкоров до дредноутного типа, построенных для Императорского флота России примерно в конце XIX века. Их конструкция была основана на конструкции французского «Цесаревича», модифицированного для использования российского оборудования. Первые четыре корабля были закончены после начала Русско-японской войны 1904–1905 годов и входили в число кораблей, которым было приказано плыть из Балтийского моря на Дальний Восток для освобождения Тихоокеанской эскадры , осажденной японцами в Порт-Артуре . Три из этих кораблей были потоплены, а один был захвачен Императорским флотом Японии в Цусимском сражении в 1905 году. Пятый и последний корабль, «Слава» , не был достроен вовремя для участия в войне и прослужил на Балтийском флоте всю мировую войну. Я.

Дизайн и описание

[ редактировать ]
Правый фасад и план палубы, как показано в «Военно-морском ежегоднике» Брасси за 1906 год.

Царь Николай II желал иметь порт с теплой водой 25-летнюю аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова на Тихом океане с момента своего восшествия на престол в 1894 году. Он достиг этой цели в марте 1898 года, когда Россия подписала с Китаем . Ранее Япония вынудила Китай подписать порт и прилегающую к нему территорию в рамках договора , завершившего Первую китайско-японскую войну 1894–1895 годов, но тройное вмешательство Франции, России и Германии вынудило их вернуть порт в в обмен на значительное увеличение контрибуции, выплачиваемой китайцами. Япония вложила большую часть денег в качестве компенсации в расширение своего флота, в то время как Россия начала крупную строительную программу («Для нужд Дальнего Востока») для защиты своего недавно приобретенного порта, в которую входили линкоры класса «Бородино » . [ 1 ]

« Бородино » были самым многочисленным классом линкоров, когда-либо построенных Россией. Хотя они должны были стать почти копиями « Цесаревича» , как только контракты были подписаны, стало ясно, что они будут сильно отличаться от корабля французской постройки. Основная проблема, стоящая перед флотом, заключалась в том, что «Бородино» будет иметь более тяжелые двигатели и башни большего размера, что потребует от конструктора построить корабль, имеющий ту же скорость, осадку, орудия и броню, что и «Цесаревич» , но большее водоизмещение. Новый проект разработал сотрудник Военно-морского технического комитета (НТК) Д.В. Скворцов. Он завершил свой новый проект в июле/августе 1898 года, через месяц после подписания первоначального контракта. Новая концепция была примерно на 1000 длинных тонн (1016 т) тяжелее и немного больше и шире, чем « Цесаревич». [ 2 ]

Как и следовало ожидать, « Бородино » очень напоминали «Цесаревича» , хотя Скворцов добавил еще два каземата, в каждом из которых было по четыре 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудия, одно в носу, а другое в корме. Эти орудия были добавлены к уже существовавшим десяткам 75-мм орудий, размещенных по бортам над бронепоясом. Это привело к удалению кувырка, использовавшегося на остальной части корпуса, над двенадцатью орудиями и вместо него использовалась плоская броня. Таким образом, пять линкоров типа «Бородино» имели кувыркающиеся корпуса только в носовой и кормовой частях, а по бортам располагались 75-мм орудия. [ 3 ] Центральная переборка между машинным и котельным отделениями создавала опасность опрокидывания в случае затопления одной стороны, а броня узкого пояса погружалась под воду при перегрузке. Таким образом, военно-морской историк Энтони Престон считал эти линкоры одними из худших, когда-либо построенных. [ 4 ]

Корабли имели длину 389 футов 5 дюймов (118,7 м) по ватерлинии и общую длину 397 футов 3 дюйма (121,1 м) , ширину 76 футов 1 дюйм (23,2 м) и осадку 29 футов 2 дюйма (8,9 м). ), на 38 дюймов (965 мм) больше, чем предполагалось. Их нормальное водоизмещение колебалось от 14 091 до 14 145 длинных тонн (от 14 317 до 14 372 т ), что на 500–900 длинных тонн (508–914 т) больше их проектного водоизмещения в 13 516 длинных тонн (13 733 т). Они были рассчитаны на экипаж из 28 офицеров и 754 рядовых. [ 5 ] хотя князь Суворов нес 928 членов экипажа. во время Цусимского сражения [ 6 ]

Корабли класса «Бородино» были оснащены двумя 4-цилиндровыми паровыми машинами тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, вырабатываемый 20 котлами Бельвиля . Двигатели были рассчитаны на максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Головной корабль » «Бородино был оснащен копией машины «Ла Сейн», установленной в Цесарвиче и построенной Франко-Русским заводом . Остальные четыре «Бородино » были оснащены техникой, спроектированной и изготовленной Балтийским заводом . Бородино Двигатели имели номинальную мощность 16300 лошадиных сил (12200 кВт ), а котлы имели рабочее давление 19 атм (1925 кПа ; 20 кгс/см). 2 ); оборудование ее сестер имело мощность 15 800 л.с. (11 800 кВт), а их котлы имели рабочее давление 21 атм (2128 кПа; 22 кгс / см). 2 ). Другие отличия заключались в том, что «Бородино» было оснащено экономайзерами для своих котлов, а также трехлопастными винтами, в то время как ее сестры не имели экономайзеров и имели четырехлопастные гребные винты. [ 7 ]

Поскольку корабли готовились к отправке на Дальний Восток вскоре после постройки, они провели лишь сокращенные ходовые испытания . На этих трассах только «Орел» достиг проектной скорости, несмотря на то, что его двигатели имели мощность всего 14 176 л.с. (10 571 кВт). Двигатели ее сестер производили большую мощность, но во время испытаний они работали медленнее. При глубокой загрузке они перевезли 1350 длинных тонн (1372 т) угля, что обеспечило им дальность действия 2590 морских миль (4800 км; 2980 миль) со скоростью 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Корабли были оснащены шестью парогенераторами общей мощностью 738 киловатт (990 л.с.). [ 7 ]

Вооружение и управление огнем

[ редактировать ]

Основное вооружение класса «Бородино» состояло из двух пар орудий калибра 40 калибра 12-дюймовых французского типа с электроприводом , установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Башни имели максимальный угол возвышения +15° и 60 снарядов на орудие. боезапас [ 8 ] Орудия выпускали по одному снаряду каждые 90–132 секунды. [ 9 ] Они выпустили снаряд массой 731 фунт (332 кг) с начальной скоростью 2598 футов/с (792 м/с). [ 10 ] на дальность действия 16 010 ярдов (14 640 м) на максимальной высоте. [ 11 ] `

Вспомогательное вооружение кораблей состояло из дюжины Canet Model 1891 6-дюймовых (152-мм) (QF) орудий 45 калибра , установленных в шести двухорудийных башнях с электроприводом на верхней палубе. Башни имели максимальную высоту угла обстрела +15°, а центральные башни могли покрывать угол обстрела 180°. Каждое шестидюймовое орудие имело боекомплект по 180 патронов. [ 8 ] Их скорострельность составляла около 2–4 выстрелов в минуту. [ 12 ] Они стреляли снарядами весом 91 фунт (41,4 кг) с начальной скоростью 2600 футов/с (792,5 м/с). [ 13 ] Максимальная дальность их действия составляла примерно 12 600 ярдов (11 500 м). [ 12 ]

имелось несколько орудий меньшего размера Для защиты от торпедных катеров . орудий Canet QF 50-го калибра В их число входили двадцать 75-миллиметровых (3 дюйма) корпуса , установленных в амбразурах . Корабли несли по 300 снарядов на каждое орудие. [ 8 ] Они выпустили 11-фунтовый (4,9 кг) снаряд с начальной скоростью 2700 футов/с (820 м/с) на максимальную дальность 7005 ярдов (6405 м) при высоте +13°. [ 14 ] Корабли класса «Бородино» шестнадцать или восемнадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса . также установили в надстройке [ 8 ] Они выпустили снаряд массой 2,2 фунта (1,00 кг) с начальной скоростью 1400 футов/с (430 м/с). [ 15 ] со скоростью около 15 выстрелов в минуту. [ 12 ]

Корабли несли четыре 381-миллиметровых (15 дюймов) торпедных аппарата , два из которых были установлены над водой в носовой и кормовой части, а два бортовых подводных аппарата располагались рядом с передним 12-дюймовым магазином. Четыре торпеды несли надводные аппараты и шесть — подводные. Они также везли с собой 50 мин , которые необходимо было установить для защиты стоянок в отдаленных районах. [ 8 ]

Класс «Бородино» изначально был оснащен стадиаметрическими дальномерами использовали угол между двумя вертикальными точками на вражеском корабле, обычно ватерлинией и «вороньим гнездом» Люжоля, которые для оценки дальности . Офицер-артиллерист сверился со своими рекомендациями, чтобы определить дальность полета, и рассчитал правильную высоту и отклонение, необходимые для поражения цели. Затем он передавал свои команды через электромеханическую систему управления огнем Гейслера каждому орудию или башне. При дооснащении эти дальномеры были заменены на первых четырех кораблях двумя Барра и Страуда дальномерами совпадения , которые использовали два изображения, которые нужно было накладывать друг на друга для определения дальности. Перепелкина На их орудия также были установлены оптические прицелы , но их экипажи не были обучены их использованию. [ 8 ] [ 16 ]

Ватерлиний крупповской броневой пояс « Бородино » состоял из брони и имел толщину 5,7–7,64 дюйма (145–194 мм). Броня их орудийных башен имела максимальную толщину 10 дюймов (254 мм), а палубы толщина составляла от 1 до 2 дюймов (от 25 до 51 мм). Нижняя палуба толщиной 1,5 дюйма (38 мм) загибалась вниз и образовывала противоторпедную переборку . [ 17 ]

Данные о строительстве
Корабль Тезка Строитель [ 5 ] Расходы [ 8 ] Заложен [ 5 ] Запущен [ 5 ] Вступил в сервис [ 5 ] Судьба [ 18 ]
Borodino ( Бородино ) Бородинское сражение [ 19 ] Новоадмиралтейский завод , Санкт-Петербург 14,572 миллиона рублей 23 мая 1900 г. [ Примечание 1 ] 8 сентября 1901 г. август 1904 г. Потоплен в Цусимском сражении 27 мая 1905 года.
Imperator Aleksandr III ( Император Александр III ) Царь Александр III России [ 20 ] Балтийский завод , Санкт-Петербург 13,979 млн рублей 3 августа 1902 г. ноябрь 1903 г.
Knyaz Suvorov ( Князь Суворов ) Alexander Suvorov [ 21 ] 13,841 млн рублей 8 сентября 1901 г. 25 сентября 1902 г. Сентябрь 1904 г.
Oryol ( Орёл ) Орел [ 22 ] Галерный Остров , Санкт-Петербург. 13,404 миллиона рублей 1 июня 1900 г. 19 июля 1902 г. Октябрь 1904 г. Сдался в Цусимской битве 28 мая 1905 года, переименован Ивами японцами в . и списан или затоплен как цель, 1924–1925 годы
Слава ( Слава ) Слава [ 23 ] Балтийский завод, Санкт-Петербург 13,841 млн рублей 1 ноября 1902 г. 29 августа 1903 г. Октябрь 1905 г. Затоплен во время битвы при Мун-Саунд , 17 октября 1917 г.

История обслуживания

[ редактировать ]

15 октября 1904 года «Князь Суворов» и флагманский корабль командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Зиновия Рожественского три других линкора типа «Бородино» отплыли в Порт-Артур из Либавы . вместе с другими судами эскадры [ 24 ] Рожественский перед отплытием получил многочисленные сообщения о японских агентах и ​​торпедных катерах, замаскированных под рыболовные суда, и приказал соблюдать максимальную бдительность после добычи угля в Скагене , Дания, 7 октября. Ранним вечером следующего дня, когда эскадра находилась у Доггер-банки , вспомогательный ремонтный корабль «Камчатка» сообщил, что под дождем подвергся атаке торпедных катеров. Примерно через четыре часа эскадра встретила британские рыболовные траулеры, работавшие в тумане у Доггер-банки, и открыла по ним огонь с очень близкого расстояния. [ 25 ] Один траулер затонул и как минимум три других получили повреждения; несколько рыбаков были убиты и другие ранены. [ 26 ] линкоры также обстреляли и повредили крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» В суматохе . Этот инцидент возмутил британское население и вызвал дипломатический инцидент с британцами, который едва не привел к войне, пока 29 октября Россия не извинилась и не согласилась выплатить репарации. [ 27 ]

Рожественский повел свои корабли вдоль атлантического побережья Африки, обогнув мыс Доброй Надежды , и 9 января 1905 года достиг острова Нуси-Бе у северо-западного побережья Мадагаскара, где они оставались в течение двух месяцев, пока Рожественский завершал подготовку угля. За это время он узнал о захвате Порт-Артура и изменил пункт назначения на Владивосток , единственный другой порт, контролируемый русскими на Дальнем Востоке. Эскадра отправилась в залив Камрань во Французском Индокитае 16 марта и достигла его почти через месяц, чтобы ожидать устаревшие корабли 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Николая Небогатова . Последние корабли достигли залива Камрань 9 мая, а 14 мая объединенные силы направились во Владивосток. Хотя точные цифры отсутствуют, вполне вероятно, что корабли имели избыточный вес примерно на 1700 длинных тонн (1727 т), поскольку они были перегружены углем и другими припасами; все это хранилось высоко на кораблях и снижало их остойчивость . Дополнительный вес также погрузил их броневой пояс по ватерлинии, и верхний бронепояс остался всего на 4 фута 6 дюймов (1,4 м) над ватерлинией. [ 28 ]

Цусимская битва

[ редактировать ]

Перед боем Рожественский сгруппировал четырех Бородинцев в одну дивизию и сохранил за собой личное командование дивизией. «Орел» корабля , последний корабль в дивизии, произвел первые выстрелы в Цусимском сражении, когда капитан приказал Николай Юнг ей открыть огонь в 11:42 по японскому крейсеру , который следил за русским строем на дальности 9000 м. метров (9800 ярдов). Рожественский не давал флоту никаких предбоевых инструкций по освещению этой ситуации, но приказал Юнгу прекратить огонь после того, как 30 выстрелов были произведены безрезультатно. «Князь Суворов» открыл огонь по японскому линкору «Микаса» , флагману адмирала Того Хэйхачиро . был головным кораблем в русской боевой линии и в 14:05 [ 29 ] Примерно через пять минут «Микаса» и другие японские корабли начали открывать ответный огонь. Их фугасные снаряды быстро подожгли все четыре « Бородино »; в 14:35 Рожественский и капитан «Князя Суворова » были ранены осколками, попавшими в боевую рубку корабля. [ Примечание 2 ] Около 14:52 еще одно попадание заклинило «Князя Суворова » рулевой механизм после приказа о повороте на четыре пункта на правый борт, в результате чего корабль сделал почти полный круг, прежде чем его двигатели смогли управляться. [ 31 ] К этому времени кормовая 12-дюймовая орудийная башня «Князя Суворова » была разрушена взрывом, снесшим ее крышу на ют , носовая труба упала, а грот-мачта была отстрелена. [ 30 ]

Император Александр III и другие корабли дивизии ненадолго последовали за князем Суворовым, пока не стало ясно, что последний корабль вышел из-под контроля, а затем повернули на север, пытаясь отстать от кораблей Того. Князь Суворов так и не восстановил свое положение на линии фронта и на какое-то время стал основной целью японцев. Около 16:00 капитан «Императора Александра III» Николай Бухвостов решил повторить битве маневр Ретвизана в на Желтом море , бросившись прямо на линию фронта японцев, пытаясь сосредоточить их внимание на своем корабле, а не на «Князе Суворове» . Ему это удалось, но император Александр III при этом сильно пострадал. Бородино теперь заняло лидирующую позицию и повернуло флот на юг, где им временно удалось выйти из боя в тумане. [ 32 ]

«Князь Суворов» был серьезно поврежден в результате неоднократных атак после того, как он отделился от основного корпуса, хотя изначально ему не грозила опасность затонуть. Около 17:30 к нему подошел российский эсминец «Буйный» и эвакуировал Рожественского и других раненых офицеров. Торпеды, выпущенные несколькими торпедными катерами, в конечном итоге привели к взрыву магазина около 19:20, а «Князь Суворов» перевернулся примерно в 19:30. [ 6 ] Если не считать 20 офицеров, убитых Буйньи , [ 33 ] из членов экипажа 928 на борту не было выживших. [ 6 ]

Когда около 18:00 стрельба между линиями боя возобновилась, японцы сосредоточили огонь на «Императоре Александре III» и Бородино . «Император Александр III» отклонился от линии влево около 18:30 и перевернулся , но затонул только в 19:07; выживших не было. [ 33 ] Бородино продержалось еще немного под сосредоточенным огнем японцев. Два 12-дюймовых попадания линкора «Сикисима» в 19:18 вызвали массовый пожар, в результате которого обе 12-дюймовые артиллерийские башни корабля были выведены из строя. Десять минут спустя, после того как Того приказал своим кораблям прекратить огонь и выйти из боя, линкор «Фудзи» выстрелил из уже заряженных 12-дюймовых орудий, прежде чем отвернуться. Один из них попал в «Бородино» под носовую шестидюймовую башню правого борта и воспламенил готовые боеприпасы в башне. Огонь распространился и вызвал катастрофическую детонацию нескольких магазинов, в результате чего ее корпус взорвался. «Бородино» быстро перевернулось и затонуло, и из 855 человек экипажа был спасен только один член экипажа. [ 34 ] [ 35 ]

«Орел» вышел вперед после «Бородино» потопления ; к ней присоединилась Вторая дивизия Небогатова после того, как Того приказал японским линкорам выйти из боя в сгущающейся темноте. Небогатов принял на себя командование остатками флота, и они продолжили путь в сторону Владивостока. Корабли были обнаружены японцами рано утром следующего дня и около 10:00 атакованы линкорами Того. Более быстрые японские корабли оставались за пределами дальности, на которой корабли Небогатова могли эффективно ответить, и он решил сдать свои корабли в 10:30, поскольку не мог ни открыть ответный огонь, ни сократить дистанцию. [ 36 ]

Пост-Цусимская карьера

[ редактировать ]
Ивами и якорь

Японцы существенно перестроили Орел и в июне 1907 года вновь приняли его в строй под именем Ивами . [ 37 ] Чтобы уменьшить ее максимальный вес, они срезали надстройку и переставили орудия. Кроме того, ее котлы были заменены на неизвестное количество котлов «Миябара» японского производства и перевооружены пушками японского производства. Эти изменения уменьшили ее водоизмещение примерно до 13 500 длинных тонн (13 717 т), а ее экипаж теперь насчитывал 750 офицеров и членов экипажа. [ 38 ]

Во время Первой мировой войны корабль участвовал в осаде Циндао в августе – ноябре 1914 г. [ 39 ] и служил флагманом японской интервенционной эскадрильи во Владивостоке в 1918 году, когда Япония вмешалась в гражданскую войну в России . [ 40 ] В 1921 году он использовался как учебный корабль и был разоружен в 1922 году в соответствии с условиями Вашингтонского военно-морского договора. Источники расходятся относительно ее дальнейшей судьбы; она была либо потоплена самолетом возле Миуры в июле 1924 года, либо списана на слом в Кобе в 1924–1925 годах. [ 5 ]

Служивший на Балтийском море во время Первой мировой войны, «Слава» был крупнейшим кораблем российской эскадры Рижского залива, сражавшимся с немецким флотом открытого моря в сражении в Рижском заливе в августе 1915 года. Он был легко поврежден тремя попаданиями во время боевой. Она неоднократно бомбардировала немецкие позиции и войска до конца 1915 года и в течение 1916 года. [ 41 ] Во время битвы при Мун-Зунде в 1917 году «Слава» была сильно повреждена немецким дредноутом «СМС Кениг» , и наводнение значительно увеличило ее осадку. Из-за мелководного канала спастись было невозможно, и она была затоплена в проливе Мун-Зунд между островом Муху (Луна) и материком. [ 42 ] Эстонцы сдали ее на слом в 1935 году. [ 43 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
  2. Нависающая крыша боевой рубки отбрасывала осколки от ближайших попаданий в боевую рубку. [ 30 ]
  1. ^ Маклафлин, стр. 100–103.
  2. ^ Маклафлин, с. 137
  3. ^ Маклафлин, с. 138
  4. ^ Престон 2002, стр. 50, 55.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Маклафлин, с. 136
  6. ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл 1978, с. 187
  7. ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 137, 144.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Маклафлин, с. 142
  9. ^ Форчик, с. 29
  10. ^ Фридман, стр. 251–252.
  11. ^ Форчик, с. 28
  12. ^ Jump up to: а б с Форчик, с. 30
  13. ^ Фридман, стр. 260–261.
  14. ^ Фридман, с. 264
  15. ^ Смигельский, стр. 160.
  16. ^ Форчик, стр. 27–28, 57
  17. ^ Маклафлин, стр. 136–137.
  18. ^ Маклафлин, стр. 145–146.
  19. ^ Сильверстоун, с. 373
  20. ^ Сильверстоун, с. 376
  21. ^ Сильверстоун, с. 378
  22. ^ Сильверстоун, с. 380
  23. ^ Сильверстоун, с. 385
  24. ^ Форчик, с. 9
  25. ^ Плешаков, стр. 91–97.
  26. ^ Хаф, стр. 42–44.
  27. ^ Плешаков, стр. 98–109.
  28. ^ Маклафлин, стр. 141, 167.
  29. ^ Форчик, стр. 56, 58
  30. ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 169
  31. ^ Кэмпбелл 1978, с. 129
  32. ^ Форчик, стр. 25, 63, 66–67
  33. ^ Jump up to: а б Форчик, с. 67
  34. ^ Кэмпбелл 1978, с. 135
  35. ^ Форчик, стр. 67, 70
  36. ^ Форчик, стр. 70–71
  37. ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 21
  38. ^ Маклафлин, стр. 452–453.
  39. ^ Маклафлин, с. 146
  40. ^ Престон 1972, с. 193
  41. ^ Nekrasov, pp. 52, 59–64
  42. ^ Персонал, стр. 113–117.
  43. ^ Кэмпбелл 1979, с. 294
  • Арбузов, Владимир Васильевич (1993). Броненосные корабли типа «Бородино» . Броненосные корабли мира. Том. 1. Санкт-Петербург: Интерпоиск. OCLC   43727130 .
  • Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе, части 1, 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль II . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 38–49, 127–135, 186–192, 258–265. ISBN  0-87021-976-6 .
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN  0-8317-0302-4 .
  • Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Оксфорд, Великобритания: Оспри. ISBN  978-1-84603-330-8 .
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций: иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Хаф, Ричард (1958). Флот, которому пришлось умереть . Нью-Йорк: Викинг Пресс. OCLC   832919 .
  • Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-87021-893-Х .
  • Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-481-4 .
  • Некрасов, Георгий М. (2004). Неудержимая слава: Русский линкор на Балтике, 1915–1917 гг . Восточноевропейские монографии. Том. 636. Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии. ISBN  0-88033-534-3 .
  • Плешаков, Константин (2002). Последняя царская армада: эпический поход на Цусимскую битву . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  0-465-05791-8 .
  • Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN  0-88365-300-1 .
  • Престон, Энтони (2002). Худшие военные корабли мира . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-754-6 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Смигельски, Адам (1979). «Императорский крейсер Российского Военно-Морского Флота Варяг ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль III . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  0-85177-204-8 .
  • Персонал, Гэри (2008). Битва за Балтийские острова 1917 года: Триумф императорского германского флота . Барнсли, Англия: Pen & Sword Maritime. ISBN  978-1-84415-787-7 .
  • Вествуд, Дж. Н. (1986). Россия против Японии, 1904–1905: новый взгляд на русско-японскую войну . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0-88706-191-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 660b951bcf873644ed32408e5ee80d8b__1720055760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/8b/660b951bcf873644ed32408e5ee80d8b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Borodino-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)