Подводная лодка типа «Барс» (1915 г.)
![]() Барс в 1914 году
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Барс Класс |
Операторы | |
Предшественник | Morzh Class |
Преемник | Dekabrist Class |
В комиссии | 1914–1941 |
Завершенный | 24 |
Потерянный | 9 |
Общие характеристики [ 1 ] | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина | 223 фута (68 м) |
Луч | 15 футов (4,6 м) |
Черновик | 13 футов (4,0 м) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | 400 миль (740 км) |
Дополнить | 33 |
Вооружение |
|
Класс Барс» « — группа подводных лодок , построенных для Императорского флота России во время Первой мировой войны . Всего с 1914 по 1917 год было построено 24 лодки. Некоторые из них участвовали в боевых действиях во время Первой мировой войны, а три были потеряны в ходе конфликта. Уцелевшие лодки были переданы Советскому Союзу после большевистской революции , и некоторые из них оставались в эксплуатации до 1930-х годов.
Дизайн
[ редактировать ]Подводные лодки типа «Барс» были заказаны Российским императорским флотом по программе строительства 1912 года. Заказано 24 лодки; 12 для Балтийского флота, шесть для Черноморской и шесть для Сибирской флотилии. Части Балтийского флота строились на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и дворе Ноблесснера в Ревеле (ныне Таллинн). Черноморские части строились в Николаеве , на Балтийском и Военно-морском заводах. Сибирские части также строились на Балтике, но начало Первой мировой войны сделало их переброску невозможной, и в 1915 году они были переподчинены Балтийскому флоту. [ 1 ]
Эти лодки были спроектированы Иваном Бубновым на базе предыдущего «Морж» класса . Они были однокорпусными, но, как и лодки «Морж», не имели внутренних переборок. Конструкция «Моржа» была расширена за счет более мощных двигателей, большего торпедного вооружения и более крупных орудий.
По проекту лодки должны были иметь два электрических двигателя мощностью 900 л.с. (670 кВт ) и два дизельных двигателя мощностью 2640 л.с. (1970 кВт), но из-за нехватки этих дизелей на лодках было установлено различное оборудование. только у Кугуара и Змеи Изначально предназначенные для них дизели были . Это, а также большее, чем ожидалось, сопротивление корпуса привело к тому, что скорость под водой была ниже предполагаемой. [ 1 ]
Пушечное вооружение тоже было проблематичным; Предполагаемое вооружение состояло из одной 63-миллиметровой (2,5 дюйма) и одной 37-мм (1,5 дюйма) пушки, но оно тоже варьировалось в зависимости от наличия. Три подразделения ( «Барс» , «Вепрь» и «Волк» ) несли по две 63-мм пушки, а четыре других имели дополнительную 75-мм пушку. Черноморские катера имели одну 75-мм и одну 37-мм пушку. [ 1 ]
Торпедное вооружение состояло из четырех внутренних 18-дюймовых (460-мм) торпедных аппаратов и восьми внешних торпед в откидных воротниках, установленных в утопленных нишах в нижней части корпуса. Испытания «Барса» и «Вепря» показали, что они непригодны, и на последующих судах ниши и воротники были перенесены на верхнюю палубу; Позже по этому образцу были переоборудованы «Барс» и «Вепрь» , прежде чем их окончательно удалили. [ 1 ]
Конструкция имела множество недостатков, в том числе отсутствие внутренних переборок и медленное время погружения. Уцелевшие лодки были модернизированы после Гражданской войны в России путем установки переборок, новых дизелей, помп и дополнительных торпедных аппаратов (наружные воротники были сняты).
-
Вепрь , демонстрирующий оригинальное низкое крепление внешних торпед.
-
Волк в 1916 году демонстрирует переставленные внешние торпедные установки.
-
Пантера в 1916–1917 гг. со снятыми внешними торпедами.
-
Эрш , показывая минные заградительные трубы на корме.
История обслуживания
[ редактировать ]Части Балтийского флота участвовали в боевых действиях во время Первой мировой войны и неоднократно совершали боевые патрули на Балтике, несмотря на ограничения из-за короткого боевого сезона. В безледный сезон 1915 года они атаковали немецкие военные корабли, но без особого успеха, поскольку они, как правило, были быстрыми и хорошо защищенными. В сезонах 1916 и 1917 годов они использовались для нападения на немецкие перевозки железной руды вдоль шведского побережья, хотя опять же без особого успеха из-за ограничений, наложенных шведским нейтралитетом .
Три судна ( «Барс» , «Львица» и «Гепард» ) погибли в бою. Два ( «Единорог» и «Угор» ) погибли в морских катастрофах, а два ( «Форель» и «Яз» ) остались незавершенными. Еще два ( «Кугуар» и «Вепрь» ) были назначены учебными подразделениями. С началом большевистской революции и начала Гражданской войны в России уцелевшие части на Балтике были захвачены Советами и приняли участие в некоторых действиях против сил интервенции союзников; В 1919 году «Пантера» потопила британский эсминец «Виттория» . [ 1 ]
Черноморские части остались незавершенными во время Первой мировой войны и были захвачены немецкими оккупационными войсками, а затем сданы союзникам и белогвардейским войскам генерала Врангеля . [ 1 ] После окончания Гражданской войны уцелевшие корабли класса «Барс» оставались в эксплуатации до 1930-х годов, прежде чем были списаны.
Корабли
[ редактировать ]Корабль | Тезка | Строитель | Дата запуска | Служба/Судьба |
---|---|---|---|---|
Бары БАРС |
( Леопард ) [ 2 ] | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 2 июня 1915 г. | Пропал в мае 1917 г.; причина неизвестна |
Гепард ГЕПАРД |
( Гепард ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 2 июня 1915 г. | Потоплен 28 октября 1917 г. |
Кугуар ПУМА |
( Пума ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 1916 | Гекльберри 1922 г. |
Леопард ЛЕОПАРД |
(Леопард) [ 2 ] | Ноблесснерский двор , Ревель | 1916 | Переименован в Красноармеец . Халк 1936 года |
Lvitsa ЛЕО |
( Львица ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 23 октября 1915 г. | Потоплен 11 июня 1917 г. |
Пантера ПАНТЕРА |
( Пантера ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 26 апреля 1916 г. | Затонул британский эсминец HMS Vittoria у острова Сейскари во время британской интервенции в Россию . Аксель Берг в то время был штурманом. Корабль переименован в «Комиссар» и переоборудован в портовый учебный корабль. 1941 г. |
Рысь РЫСЬ |
( Рысь ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 1916 | Переименован в «Большевик» , затонул в результате аварии 13 сентября 1935 года. |
Tigr ТИГР |
( Тигр ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 18 сентября 1915 г. | Переименован в «Коммунар» , распущен в 1936 г. |
Должен ТУР |
( Зубры ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 1916 | Переименован в «Товарич» , вязал в 1936 году. |
Vepr ВЕПРЬ |
( Дикий Кабан ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 1915 | Гекльберри 1922 г. |
Волк ВОЛК |
( Волк ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 1915 | Пораженный 1936 год |
Yaguar ЯГУАР |
( Ягуар ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 1916 | Переименован в Краснофлотец . Пораженный 1936 год |
Корабль | Тезка | Строитель | Дата запуска | Служба/Судьба |
---|---|---|---|---|
Буревестник БУРЕВЕСТНИК |
( Буревестник ) | Naval Yard , Nikolayev | 1916 | Захвачен немцами как SM US-1 и передан белогвардейским войскам в 1918 году, интернирован в Бизерте вместе с флотом Врангеля и списан в 1924 году. |
Выдерживать ХАГАРА |
( Гагара/Дайвер ) | Baltic (Admiralty) Yard , Nikolayev | 7 октября 1916 г. | Захвачен немцами как US 4 и затоплен 26 апреля 1919 г. |
Lebed ЛЕБЕДЬ |
( Лебедь ) | Naval Yard , Nikolayev | 1917 | Захвачен немцами и затоплен 26 апреля 1919 г. |
Орлан ОРЛАН |
( орлан ) | Naval Yard , Nikolayev | 1916 | Захвачен немцами как US 2 и затоплен 26 апреля 1919 г. |
пеликан ПЕЛИКАН |
( Пеликан ) | Naval Yard , Nikolayev | сентябрь 1917 г. | Захвачен немцами и затоплен 26 апреля 1919 г. |
Utka УТКА |
( Утка ) | Baltic (Admiralty) Yard , Nikolayev | 1916 | Захвачен немцами как US 3 и передан белогвардейским войскам в 1918 году, интернирован в Бизерте и списан в 1924 году. |
Корабль | Тезка | Строитель | Дата запуска | Служба/Судьба |
---|---|---|---|---|
Edinorog ЕДИНОРОГ |
( Единорог ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 1916 | Потоплен 25 февраля 1918 года.
Затонувший корабль найден 28 мая 2009 года Эстонским морским музеем в северной части Финского залива . [ 3 ] |
Zmeya ЗМЕЯ |
( Змея ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 1916 | Переименован в «Пролетарий» , затонул в результате аварии 22 мая 1931 года. |
Ugor УГОРЬ |
( Угорь ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 1916 | Потоплен 27 марта 1920 г. |
Лето ЕЗЬ |
( Иде / Орф ) | Ноблесснерский двор , Ревель | 1917? | Никогда не вводился в эксплуатацию. Используется Коммуной в учебных целях. Пораженный 1922 год |
Erzh ЕРШ |
( звоню ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 1917? | Переоборудован в минный заградитель
Затонул в результате аварии 22 мая 1931 г. |
Forel ФОРЕЛЬ |
( Форель ) | Балтийский завод , Санкт-Петербург | 1916 | Переоборудован в минный заградитель
Пораженный 1922 год |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Конвей п. 316
- ^ Перейти обратно: а б В русском языке леопард обозначается двумя словами ( pantera pardus ); «барс» (с турецкого) и «леопард» (с греческого)
- ↑ Редкая подводная лодка найдена на дне Финского залива : 28 мая 2009 г., Postimees (на эстонском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- Конвея 1906-1921 гг. Все боевые корабли мира
- В.Дыгало, Флот государства Россия. Корни и происхождение российского военно-морского флота (отрывок)
- История класса Барс (на русском языке)
- На дне Финского залива найдена редкая подводная лодка : 28 мая 2009 г., Postimees (на эстонском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Барс» Подлодки класса на morflot.tsi.ru
- «Барс» Подводные лодки класса на deepstorm.ru
- Подводные лодки класса «Барс» В.Я. Грибовский (российская версия)