Jump to content

Русский линкор Потемкин

Пантелеймон на море, 1906 год.
Обзор класса
Операторы  Императорский Российский Флот
Предшественник Пересвет класс
Преемник Ретвизан
В комиссии 1903–1918
Завершенный 1
Списано 1
История
Российская Империя
Имя
  • 1904: Kniaz Potemkin Tavricheskiy
  • 1905: Пантелеймон
  • 1917: Potemkin-Tavricheskiy
  • 1917: Borets za Svobodu
Тезка
Строитель Nikolaev Admiralty Shipyard
Заложен 10 октября 1898 г. [Примечание 1]
Запущен 9 октября 1900 г.
Выведен из эксплуатации Март 1918 г.
В эксплуатации Начало 1905 года
Не работает 19 апреля 1919 г.
пораженный 21 ноября 1925 г.
Судьба Списано , 1923 год.
Общие характеристики
Тип Линкор до дредноута
Смещение 12 900 длинных тонн (13 107 т ) ​​(факт)
Длина 378 футов 6 дюймов (115,4 м)
Луч 73 фута (22,3 м)
Черновик 27 футов (8,2 м)
Установленная мощность
Движение 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения.
Скорость 16 узлов (30 км/ч; 18 миль в час)
Диапазон 3200 морских миль (5900 км; 3700 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час)
Дополнить 26 офицеров, 705 рядовых
Вооружение
Броня

Потемкин Русский линкор « Таврический (русский: Князь Потемкин Таврический латинизированный : , Князь Потемкин Таврический » ) — додредноутный линкор, построенный для Императорского российского флота Черноморского флота . Она прославилась во время Революции 1905 года , когда ее экипаж взбунтовался против своих офицеров. Это событие позже легло в основу немого фильма Сергея Эйзенштейна 1925 года «Броненосец Потемкин» .

После того, как мятежники попросили убежища в Констанце , Румыния , и после того, как русские вернули корабль, ее имя было изменено на Пантелеймон . Она случайно потопила русскую подводную лодку в 1909 году и сильно пострадала, когда села на мель в 1911 году. Во время Первой мировой войны в конце 1914 года . Пантелеймон участвовал в сражении у мыса Сарыч В начале 1915 года прикрывал несколько бомбардировок босфорских укреплений , в том числе одну где корабль был атакован османским линейным крейсером Явуз Султан Селим - Пантелеймон и другие присутствовавшие русские дредноуты отогнали его, прежде чем он смог нанести какой-либо серьезный ущерб. Корабль был отведен на второстепенную роль после того, как первый российский линкор-дредноут вступил в строй в конце 1915 года. К тому времени он устарел и был переведен в резерв в 1918 году в Севастополе .

Пантелеймон был взят в плен, когда немцы взяли Севастополь в мае 1918 года, и был передан союзникам после перемирия в ноябре 1918 года. Ее двигатели были уничтожены англичанами в 1919 году, когда они ушли из Севастополя, чтобы помешать наступающим большевикам использовать их против белых. Россияне . Корабль был заброшен, когда белые эвакуировали на слом 1923 в Крым в 1920 году, и окончательно списан Советами году.

Предыстория и описание

[ редактировать ]

В 1895 году началось планирование нового линкора, который будет использовать стапель, который должен был появиться на Николаевском Адмиралтейском заводе в 1896 году. Военно-морской штаб и командующий Черноморским флотом вице-адмирал К. П. Пилкин согласовали копию « Пересвета »: класса линкора, но им руководил генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович . Генерал-адмирал решил, что дальнобойные и менее мощные 10-дюймовые (254-мм) орудия типа «Пересвет» не подходят для узких границ Черного моря , и приказал вместо этого спроектировать улучшенный вариант линкора « Три святителя» . Усовершенствования включали более высокий бак качеств корабля для улучшения мореходных , цементированную броню Круппа и котлы Бельвилля . Процесс проектирования осложнялся многочисленными изменениями, которых требовали различные отделы Военно-технического комитета. Проект корабля был окончательно утвержден 12 июня 1897 года, хотя в конструкцию продолжали вноситься изменения, которые замедлили строительство корабля. [1]

«Потемкин» имел длину 371 фут 5 дюймов (113,2 м) по ватерлинии длину 378 футов 6 дюймов (115,4 м) и общую . Она имела ширину 73 фута (22,3 м) и максимальную осадку 27 футов (8,2 м). Водоизмещение линкора составило 12 900 длинных тонн (13 100 т ), что на 420 длинных тонн (430 т) больше его проектного водоизмещения в 12 480 длинных тонн (12 680 т). Экипаж корабля состоял из 26 офицеров и 705 рядовых. [2]

Потемкин имел пару трехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения , каждая из которых приводила в движение один гребной винт , общая расчетная мощность которых составляла 10 600 указанной лошадиной силы (7 900 кВт ). Двадцать два котла Бельвиля подавали в двигатели пар под давлением 15 атм (1520 кПа ; 220 фунтов на квадратный дюйм ). 8 котлов носовой котельной работали на жидком топливе, а остальные 14 — на угле. Во время ходовых испытаний 31 октября 1903 года он достиг максимальной скорости 16,5 узлов (30,6 км/ч; 19,0 миль в час). Утечка нефти вызвала серьезный пожар 2 января 1904 года, в результате которого военно-морской флот перевел котлы на угольное отопление за 20 000 рублей . Корабль перевозил максимум 1100 длинных тонн (1100 т) угля при полной загрузке, что обеспечивало дальность действия 3200 морских миль (5900 км; 3700 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [3]

Вооружение

[ редактировать ]
Пантелеймон на якоре, около 1906–1910 гг.

линкора Главная батарея состояла из четырех 12-дюймовых (305-мм) орудий калибра 40 калибра , установленных в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Башни с электроприводом были заимствованы из конструкции линкоров «Петропавловск» класса . Максимальный угол возвышения этих орудий составлял +15°, а скорострельность у них была очень низкой — всего один выстрел каждые четыре минуты во время артиллерийских испытаний. [4] Они выпустили снаряд массой 745 фунтов (337,7 кг) с начальной скоростью 2792 фута/с (851 м/с). На высоте +10° дальность стрельбы составляла 13 000 ярдов (12 000 м). [5] Потемкин нес по 60 патронов на каждое орудие. [4]

калибра 45 и шести дюймов (152 мм) Canet Pattern 1891 шестнадцать скорострельных (QF) орудий устанавливались В казематах . Двенадцать из них размещались по бокам корпуса, а остальные четыре — по углам надстройки. [4] Они стреляли снарядами весом 91,4 фунта (41,46 кг) с начальной скоростью 2600 футов/с (792 м/с). Максимальная дальность стрельбы при стрельбе на высоте +20° составляла 12 602 ярда (11 523 м). [6] Корабль имел по 160 снарядов на орудие. [2]

Орудия меньшего размера использовались для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров . Canet QF 50-го калибра В их число входили четырнадцать 75-миллиметровых (3 дюйма) орудий : четыре в амбразурах корпуса , а остальные десять - на надстройке. Потемкин нес по 300 снарядов на каждое орудие. [4] Они выпустили 11-фунтовый (4,9 кг) снаряд с начальной скоростью 2700 футов/с (820 м/с) на максимальную дальность 7005 ярдов (6405 м). [7] На ней также было установлено шесть 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса . Четыре из них устанавливались в боевом верху и два — на надстройке. [4] Они выпустили снаряд массой 2,2 фунта (1 кг) с начальной скоростью 1400 футов/с (430 м/с). [8]

«Потемкин» имел пять подводных 15-дюймовых (381-мм) торпедных аппаратов : один в носовой части и по два на каждом борте . Она несла по три торпеды на каждый аппарат. [4] Модель используемой торпеды со временем менялась; Первой торпедой, которой должен был быть оснащен корабль, была М1904. Он имел вес боеголовки 150 фунтов (70 кг), скорость 33 узла (61 км/ч; 38 миль в час) и максимальную дальность действия 870 ярдов (800 м). [9]

В 1907 году оптические прицелы на 12- и 6-дюймовые орудия были установлены . В том или в следующем году были установлены 2,5-метровые (8 футов 2 дюйма) дальномеры . Носовой торпедный аппарат был снят в 1910–1911 годах, как и боевой верх. В следующем году было модернизировано оборудование башни главного калибра, а орудия были модифицированы, чтобы увеличить скорострельность до одного выстрела каждые 40 секунд. [10]

две 57-миллиметровые (2,2 дюйма) зенитные (зенитные) пушки были установлены «Потемкина » 3–6 июня 1915 года на надстройке ; они были дополнены двумя 75-мм зенитными орудиями, по одному на каждой башне, вероятно, в 1916 году. В феврале 1916 года с корабля были сняты четыре оставшихся торпедных аппарата. В какой-то момент во время Первой мировой войны с нее сняли и 75-мм пушки. [11]

Максимальная толщина цементированного броневого пояса Круппа ватерлинии составляла девять дюймов (229 мм), а в районе магазинов она уменьшалась до восьми дюймов (203 мм) . Он покрывал 237 футов (72,2 м) длины корабля, а двухдюймовые (51 мм) пластины защищали ватерлинию до концов корабля. Пояс имел высоту 7 футов 6 дюймов (2,3 м), из которых 5 футов (2 м) находился ниже ватерлинии и сужался до толщины пяти дюймов (127 мм) у нижнего края. Основная часть пояса заканчивалась семидюймовыми (178-мм) поперечными переборками . [4]

Над поясом располагался верхний пояс шестидюймовой брони длиной 156 футов (47,5 м), закрытый шестидюймовыми поперечными переборками спереди и сзади. Верхний каземат защищал шестидюймовые орудия и имел толщину пять дюймов со всех сторон. Борта башен имели толщину десять дюймов (254 мм) и двухдюймовую крышу. Борта боевой рубки имели толщину девять дюймов. Броневая палуба из никелевой стали имела толщину два дюйма на плоском миделе и 2,5 дюйма (64 мм) на склоне, соединяющем ее с броневым поясом. В носу и корме от броневой цитадели палуба составляла три дюйма (76 мм) до носа и кормы. [4] В 1910–1911 гг. в носу и корме были добавлены дополнительные бронелисты толщиной в один дюйм (25 мм); их точное местонахождение неизвестно, но, вероятно, они использовались для увеличения высоты двухдюймовой броневой полосы на концах корабля. [10]

Строительство и карьера

[ редактировать ]

Строительство « Потемкина» началось 27 декабря 1897 года и заложено на Николаевском Адмиралтейском заводе 10 октября 1898 года. Названо в честь князя Григория Потемкина , русского солдата и государственного деятеля. [12] Корабль был спущен на воду 9 октября 1900 года и передан в Севастополь для достройки 4 июля 1902 года. Ходовые испытания начались в сентябре 1903 года, и они продолжались время от времени до начала 1905 года, когда были построены его орудийные башни. [13]

Ипполит Гиляровский
Evgeny Golikov

Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов многие наиболее опытные офицеры и рядовые Черноморского флота были переведены на корабли на Тихом океане для восполнения потерь. В результате во флоте остались в основном необработанные новобранцы и менее способные офицеры. С известием о катастрофической Цусимской битве в мае 1905 года боевой дух упал до рекордно низкого уровня, и любого незначительного инцидента могло быть достаточно, чтобы спровоцировать крупную катастрофу. [14] Воспользовавшись ситуацией, а также разрухой, вызванной продолжавшимися беспорядками и восстаниями , ЦК Социал-демократической организации Черноморского флота, получившей название «Централка», начал подготовку одновременного мятежа на всех кораблях Черноморского флота. флота, хотя сроки еще не были определены. [15]

27 июня 1905 года Потемкин находился на артиллерийских учениях возле косы Тендра у украинского побережья, когда многие военнослужащие отказались есть борщ, приготовленный из тухлого мяса, зараженного личинками . Доставленные на борт военного корабля накануне от береговых поставщиков, после нескольких поверхностных осмотров старший хирург корабля Сергей Смирнов признал трупы пригодными для употребления в пищу. [16]

Восстание было спровоцировано тем, что Ипполит Гиляровский , заместитель командира корабля, якобы пригрозил расстрелять членов экипажа за их отказ. Он вызвал охрану корабля, а также брезент, чтобы защитить палубу корабля от крови и попытаться запугать команду. Гиляровский был убит после того, как смертельно ранил Григория Вакулинчука , одного из руководителей мятежа. Мятежники убили семерых из восемнадцати офицеров « Потемкина » , в том числе капитана Евгения Голикова ( ru ), старшего офицера Гиляровского и хирурга Смирнова; и захватил сопровождающий его миноносец «Исмаил» (№ 267). они организовали корабельный комитет из 25 матросов во главе с Афанасием Матушенко . Для управления линкором [17]

Матушенко , лидер мятежа, виден слева от центра. Фотография сделана в июле 1905 года, после прибытия в Констанцу – офицер слева в румынской форме.

Комитет решил отправиться в Одессу под красным флагом и прибыл туда в тот же день в 22:00. В городе была объявлена ​​всеобщая забастовка , и произошли беспорядки, поскольку полиция пыталась подавить забастовщиков. На следующий день мятежники отказались предоставить десант, чтобы помочь бастующим революционерам захватить город, предпочитая вместо этого дождаться прибытия других линкоров Черноморского флота. Позже в тот же день мятежники на борту «Потемкина» военный транспорт « Веха захватили прибывший в город ». Беспорядки продолжались, поскольку большая часть территории порта была уничтожена пожаром. Днем 29 июня похороны Вакулинчука превратились в политическую демонстрацию, и армия попыталась устроить засаду на моряков, участвовавших в похоронах. В ответ Потемкин выпустил два шестидюймовых снаряда по театру военных действий, где должно было состояться военное совещание на высоком уровне, но промахнулся. [18]

вице-адмирал Григорий Чухнин Командующий Черноморским флотом две эскадры отдал приказ направить в Одессу либо для того, чтобы заставить экипаж « Потемкина » сдаться, либо потопить линкор. «Потемкин» вышел Утром 30 июня на встречу с тремя линкорами «Три святителя» , «Двенадцать Апостолов» и «Георгий Победоносец» первой эскадры, но верные корабли отвернулись. Вторая эскадра прибыла с линкорами «Ростислав» и «Синоп» вице-адмирал Александр Кригер позднее тем же утром, и исполняющий обязанности командующего Черноморским флотом приказал кораблям следовать в Одессу. «Потемкин» снова совершил вылазку и прошёл через объединенные эскадры, поскольку Кригер не смог приказать своим кораблям открыть огонь. Капитан Коландс из «Двенадсата Апостолова» попытался протаранить «Потемкина» , а затем взорвать корабельные погреба, но ему помешали члены его экипажа. Кригер приказал своим кораблям отступить, но команда «Георгия Победоносца» взбунтовалась и присоединилась к «Потемкину» . [19]

На следующее утро лоялисты « Георгия Победоносца» взяли под свой контроль корабль и посадили его на мель в одесской гавани. [20] Экипаж «Потемкина» вместе с Исмаилом решили позже в тот же день отплыть в Констанцу, где они могли пополнить запасы еды, воды и угля. Румыны отказались предоставить припасы, подкрепленные наличием своего небольшого защищенного крейсера «Элизабета» , поэтому корабельный комитет решил направиться в небольшой, едва защищенный порт Феодосия в Крыму , где они надеялись пополнить запасы. Корабль прибыл утром 5 июля, но губернатор города отказался дать им что-либо, кроме еды. На следующее утро мятежники попытались захватить несколько барж с углем, но гарнизон порта устроил на них засаду и убил или взял в плен 22 из 30 задействованных моряков. В тот же день они решили вернуться в Констанцу. [21]

Потемкин стоит на якоре с поднятым на мачте румынским флагом, Констанца, июль 1905 года.

«Потемкин» достиг пункта назначения в 23:00 7 июля, и румыны согласились предоставить убежище экипажу, если они разоружятся и сдадут линкор. Экипаж « Исмаила » ​​решил на следующее утро вернуться в Севастополь и сдаться, но экипаж «Потемкина » проголосовал за принятие условий. Капитан Николае Негру, командующий портом, поднялся на борт в полдень и поднял румынский флаг, а затем позволил кораблю войти во внутреннюю гавань. Перед высадкой экипажа Матушенко приказал Потемкина » « открыть клапаны «Кингстона » , чтобы он погрузился на дно. [22]

Позднее обслуживание

[ редактировать ]

Когда контр-адмирал Писаревский прибыл в Констанцу утром 9 июля, он обнаружил, что «Потемкин» наполовину затонул в гавани и развевался под румынским флагом. После нескольких часов переговоров с румынским правительством линкор был передан русским. Позже в тот же день прапорщик ВМФ России . над линкором был поднят [23] Затем военно-морской флот легко снял ее с мели, но соленая вода повредила ее двигатели и котлы. Корабль покинул Констанцу 10 июля, и его пришлось отбуксировать обратно в Севастополь, куда он прибыл 14 июля. [24] Корабль был переименован в Пантелеймон (русский: Пантелеймон ), в честь святого Панталеона . [25] 12 октября 1905 года. Некоторые члены экипажа Пантелеймона ) в ноябре, но был легко подавлен , присоединились к мятежу, который начался на борту защищенного крейсера «Очаков» ( ru поскольку оба корабля были ранее разоружены. [24]

Пантелеймон получил экспериментальный комплекс подводной связи [26] в феврале 1909 года. Позже в том же году она случайно протаранила и потопила подводную лодку «Камбала» ( ru ) ночью 11 июня [по российским источникам, «Камбала» затонула при столкновении с Ростиславом , а не с Пантелеймоном , [24] убийство 16 членов экипажа подводной лодки]. [27]

Возвращаясь из порта в Констанцу в 1911 году, Пантелеймон 2 октября сел на мель. На то, чтобы спустить ее с мели и провести временный ремонт, потребовалось несколько дней, а полный масштаб повреждений ее днища не был до конца осознан еще несколько месяцев. До конца года корабль участвовал в тренировках и артиллерийских учениях; за тем, чтобы во время стрельбы не раскрылись поврежденные швы, вели специальную стражу. котла, обшивки и большого количества шпангоутов корпуса, длился с 10 января по 25 апреля 1912 года. Военно-морской флот воспользовался этим ремонтом для капитального ремонта Пантелеймона . Капитальный ремонт, включавший замену фундаментов двигателей и котлов [28]

Первая мировая война

[ редактировать ]

1-й бригады линкоров «Пантелеимон » Флагман в сопровождении дредноутов «Евстафий» , «Иоанн Златоуст» и «Три святителя» прикрывал дредноут «Ростислав» , когда он бомбардировал Трапезунд утром 17 ноября 1914 года. На следующий день они были перехвачены Османский линейный крейсер Явуз Султан Селим (бывший немецкий SMS Goeben ) и легкий крейсер Midilli (бывший немецкий SMS Breslau ) на обратном пути в Севастополь в так называемой битве у мыса Сарыч . Несмотря на полдень, погода была туманной; крупные корабли изначально не заметили друг друга. Хотя несколько других кораблей открыли огонь, поразив «Явуз Султан Селим» однажды , «Пантелеймон» сдерживал огонь, потому что ее башни не могли видеть османские корабли до того, как они вышли из боя. [29]

Три Святителя и Ростислав обстреляли османские укрепления в устье Босфора 18 марта 1915 года, это была первая из нескольких атак, направленных на отвлечение войск и внимания от продолжающейся кампании в Галлиполи , но произвели всего 105 выстрелов, прежде чем отправиться на север, чтобы воссоединиться с Пантелеймоном , Иоанном Златоустом и Евстафий . [30] «Три Святителя» и «Ростислав» намеревались повторить бомбардировку на следующий день, но им помешал сильный туман. [31] 3 апреля Явуз Султан Селим и несколько кораблей османского флота совершили набег на российский порт в Одессе; на их перехват вышла эскадра русских линкоров. Линкоры преследовали Явуза Султана Селима весь день, но не смогли приблизиться на эффективную дальность стрельбы и были вынуждены прервать погоню. [32] 25 апреля Три Святителя и Ростислав повторили бомбардировку босфорских фортов. Три Святителя , Ростислав и Пантелеимон снова обстреляли форты 2 и 3 мая. На этот раз между тремя линкорами было выпущено в общей сложности 337 выстрелов из главного орудия и 528 шестидюймовых снарядов. [30]

9 мая 1915 года «Три Святителя» и «Пантелеймон» вернулись для бомбардировки босфорских фортов, прикрытых оставшимися дредноутами. Явуз Султан Селим перехватил три корабля прикрытия, хотя ни одна из сторон не причинила ущерба. Три Святителя и Пантелимон вернулись к своим спутникам, и последний нанес два удара по Явузу Султану Селиму, прежде чем тот прервал бой. Российские корабли преследовали его шесть часов, прежде чем прекратили погоню. 1 августа все черноморские преддредноуты были переданы во 2-ю бригаду линкоров после вступления в строй более мощного дредноута «Императрица Мария» . 1 октября новый дредноут прикрывал, пока Иоанн Златоуст и Пантелимон бомбардировали Зонгулдак , а Евстафи обстреливал близлежащий город Козлу. [11] корабль дважды бомбардировал Варну В октябре 1915 года ; во время второй бомбардировки 27 октября он вошел в Варненский залив и был безуспешно атакован двумя стоявшими там немецкими подводными лодками. [33]

Пантелеймон поддержал русские войска в начале 1916 года при захвате Трапезунда. [24] и участвовал в антикорабельной зачистке у северо-западного побережья Анатолии в январе 1917 года, в результате которой было уничтожено 39 османских парусных кораблей. [34] 13 апреля 1917 года, после Февральской революции , корабль был переименован в «Потемкин , -Таврический» 11 мая — в за « Борец свободу » а . [24]

Резерв и вывод из эксплуатации

[ редактировать ]

«Борец за свободу» был выведен в резерв в марте 1918 года и в мае попал в плен к немцам под Севастополем. Они передали корабль союзникам в декабре 1918 года после перемирия. Британцы вывели из строя ее двигатели 19 апреля 1919 года, когда они покинули Крым, чтобы помешать наступающим большевикам использовать ее против белых русских. был захвачен обеими сторонами во время Гражданской войны в России , но был оставлен белогвардейцами при эвакуации Крыма в ноябре 1920 года. этому моменту линкор Полностью устаревший к Список ВМФ до 21 ноября 1925 г. [24]

Наследие

[ редактировать ]
Плакат к Сергея Эйзенштейна 1925 года фильму , драматизирующему мятеж.

Непосредственные последствия мятежа трудно оценить. Возможно, это повлияло на решение царя Николая II прекратить русско-японскую войну и принять Октябрьский манифест , поскольку мятеж продемонстрировал, что его режим больше не пользуется беспрекословной лояльностью военных. Провал мятежа не помешал другим революционерам разжигать восстания позже в том же году, включая Севастопольское восстание . Владимир Ленин , лидер большевистской партии , назвал революцию 1905 года, включая Потемкинский мятеж, «генеральной репетицией» своей успешной революции 1917 года . [35] Коммунисты символом своей партии воспользовались этим как пропагандистским и неоправданно подчеркнули свою роль в мятеже. Фактически, Матушенко открыто отвергал большевиков, потому что он и другие лидеры мятежа были социалистами того или иного типа и не заботились о коммунизме. [36]

Мятеж был наиболее известен Сергеем Эйзенштейном в его немом фильме 1925 года «Броненосец Потемкин» , хотя французский немой фильм «Революция в России» ( «Революция в России» или «Революция в Одессе» , 1905 год) режиссера Люсьена Нонге был первым фильмом, изображающим мятеж. , [37] на 20 лет раньше, чем гораздо более известный фильм Эйзенштейна. Снятый вскоре после победы большевиков в Гражданской войне 1917–1922 годов. [36] с заброшенным Двенадсатом Апостоловым вместо распавшегося Потемкина , [38] Эйзенштейн превратил мятеж в предшественника Октябрьской революции 1917 года, которая привела к власти большевиков. Он подчеркнул их роль и намекнул, что мятеж провалился, потому что Матушенко и другие лидеры были не лучшими большевиками. [ нужны дальнейшие объяснения ] Эйзенштейн внес другие изменения, чтобы драматизировать историю, проигнорировав крупный пожар, охвативший территорию одесского дока, когда «Потемкин» стоял там на якоре, объединив множество различных инцидентов с участием бунтовщиков и солдат, сражающихся в знаменитую сцену на ступенях (сегодня известную как « Потемкинская лестница »). и показывает брезент, наброшенный на казнимых моряков. [36]

В соответствии с марксистской доктриной, согласно которой история создается коллективными действиями, а не отдельными людьми, Эйзенштейн не выделял в своем фильме какую-либо личность, а сосредоточился на «массовом главном герое». [39] Советские кинокритики приветствовали этот подход, в том числе драматург и критик Адриан Пиотровский , писавший для ленинградской газеты «Красная газета» :

Герой — матросский броненосец, одесская толпа, но кое-где из толпы выхватываются характерные фигуры. На мгновение, как фокусник, они привлекают к себе все симпатии зрителей: как матрос Вакулинчук, как молодая женщина с ребенком на Одесской лестнице, но выходят лишь для того, чтобы еще раз раствориться в массе. Это означает: никаких кинозвезд, а фильм реальных типов. [40]

Similarly, theatre critic Alexei Gvozdev wrote in the journal Artistic Life ( Zhizn ikusstva ): [41] «В «Потемкине» нет отдельного героя, как было в старом театре. Действует масса: броненосец и его матросы, и город и его население в революционном настроении». [42]

Последним выжившим в мятеже был Иван Бешофф , который умер 25 октября 1987 года в возрасте 102 лет в Дублине , Ирландия . [43]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
  1. ^ Маклафлин 2003, стр. 117–118.
  2. ^ Перейти обратно: а б Маклафлин 2003, с. 116
  3. ^ Маклафлин 2003, стр. 116, 119–120.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Маклафлин 2003, с. 119
  5. ^ Фридман, стр. 251–253.
  6. ^ Фридман, стр. 260–261.
  7. ^ Фридман, с. 264
  8. ^ Смигельски, с. 160
  9. ^ Фридман, с. 348
  10. ^ Перейти обратно: а б Маклафлин 2003, стр. 294–295.
  11. ^ Перейти обратно: а б Маклафлин 2003, с. 304
  12. ^ Сильверстоун, с. 378
  13. ^ Маклафлин 2003, стр. 116, 121.
  14. ^ Уоттс, с. 24
  15. ^ Баскомб, стр. 20–24.
  16. ^ Баскомб, стр. 63–67.
  17. ^ Баскомб, стр. 60–72, 88–94, 96–103.
  18. ^ Баскомб, стр. 55–60, 112–127, 134–153, 164–167, 170–178.
  19. ^ Баскомб, стр. 179–201.
  20. ^ Зеброски, с. 21
  21. ^ Баскомб, стр. 224–227, 231–247, 252–254, 265–270, 276–281.
  22. ^ Баскомб, стр. 286–299.
  23. ^ Баскомб, с. 297
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маклафлин 2003, с. 121
  25. ^ Сильверстоун, с. 380
  26. ^ Годин и Палмер, с. 33
  27. ^ Полмар и Нут, с. 230
  28. ^ Маклафлин 2003, стр. 120–121, 172, 295.
  29. ^ Маклафлин 2001, стр. 123, 127.
  30. ^ Перейти обратно: а б Nekrasov, pp. 49, 54
  31. ^ Халперн, с. 230
  32. ^ Халперн, с. 231
  33. ^ Nekrasov, p. 67
  34. ^ Nekrasov, p. 116
  35. ^ Баскомб, с. 185
  36. ^ Перейти обратно: а б с Баскомб, стр. 183–184.
  37. ^ Ошервиц и Хиггинс, стр. 320–321.
  38. ^ Маклафлин 2003, с. 52
  39. ^ Бордвелл, стр. 43, 267.
  40. ^ Цитируется у Тейлора, с. 76
  41. ^ Тейлор, с. 76
  42. ^ Цитируется у Тейлора, с. 78
  43. ^ Бешофф, Иван (28 октября 1987 г.). «Последний выживший после мятежа на «Потемкине»» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс.

Источники

[ редактировать ]
  • Баскомб, Нил (2007). Красный мятеж: Одиннадцать роковых дней на броненосце «Потемкин» . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN  978-0-618-59206-7 .
  • Бордвелл, Дэвид (1993). Кино Эйзенштейна . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-13138-Х .
  • Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Годин, Олег А. и Палмер, Дэвид Р. (2008). История подводной акустики России . Сингапур: World Scientific. ISBN  978-981-256-825-0 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-352-4 .
  • Маклафлин, Стивен (2001). «Предредноуты против дредноута: бой у мыса Сарыч, 18 ноября 1914 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2001–2002 гг . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 117–140. ISBN  0-85177-901-8 .
  • Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-481-4 .
  • Некрасов, Георгий (1992). Север Галлиполи: Черноморский флот в войне 1914–1917 гг . Восточноевропейские монографии. Том. CCCXLIII. Боулдер, Колорадо: Восточноевропейские монографии. ISBN  0-88033-240-9 .
  • Ошервиц, Дайна и Хиггинс, МэриЭллен (2007). Исторический словарь французского кино . Исторические словари литературы и искусства. Том. 15. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN  978-0-8108-7038-3 .
  • Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-570-1 .
  • Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN  0-88254-979-0 .
  • Смигельски, Адам (1979). «Императорский крейсер Российского Военно-Морского Флота Варяг ». Робертс, Джон (ред.). Военный корабль III . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 155–167. ISBN  0-85177-204-8 .
  • Тейлор, Ричард (2000). Броненосец Потемкин . КИНОфайлы Кинокомпаньон. Том. 1. Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN  1-86064-393-0 .
  • Зеброски, Роберт (2003). «Броненосец Потемкин и его недовольства, 1905 год». В Белле, Кристофер М.; Эллеман, Брюс А. (ред.). Военно-морские мятежи двадцатого века: международная перспектива . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 7–25 . ISBN  0-203-58450-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c396f1eee24afa7caad1f8d8f6e7ff0d__1718136960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/0d/c396f1eee24afa7caad1f8d8f6e7ff0d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian battleship Potemkin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)